Н.Ю. Круглова, А.Ю. Единак, Л.В. Устюжанина
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ
Natalia Kruglova, Anatoly Edinak, Lyudmila Ustyuzhanina Topical issues of labor rationing of managers and specialists
Вопрос оплаты труда всегда являлся и является важным как для работника, так и для работодателя. Для работника оплата труда - основной мотивообразующий фактор труда, а иногда - и главный. Размер оплаты труда достаточно часто влияет на удовлетворенность человека местом работы и, следовательно, на текучесть кадров в организации. А это уже затрагивает интересы работодателя: чем выше текучесть кадров, тем больше работодателю надо тратить средств на подбор, подготовку и адаптацию кадров.
Однако основные расходы, связанные с работниками, работодатель несет на оплату труда. А, как известно, эти расходы влияют на величину себестоимости выпускаемой предприятием продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. Повышение себестоимости ведет к снижению рентабельности продукции (работ, услуг) или (если одновременно повысить цены на предлагаемые предприятием продукцию, работы, услуги) - к снижению их конкурентоспособности. Поэтому вопрос оплаты труда работников всегда актуален для работодателя, при этом самое главное -чтобы оплата труда была соразмерна затраченному работником труду.
Что касается сдельной формы оплаты труда, то здесь достаточно все просто. В основе определения размера оплаты труда работников-сдельщиков лежит достоверная информация о их результатах труда (объеме произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг и их
качестве). Но как быть с теми работниками, результаты труда которых количественными показателями измерить достаточно сложно? Для таких работников, как правило, используют повременную форму оплаты труда или оклад. Должностные обязанности, установленные для этих работников, закрепляются должностными инструкциями. Однако, должностная инструкция сама по себе не оценивает сложность труда работника. Кроме того, фирмы довольно часто применяют типовые должностные инструкции, не дорабатывая их с учетом особенностей своей внутрифирменной организации труда. Поэтому в настоящее время во многих фирмах различных стран продолжается поиск метода, который позволил бы производить оплату труда работников на основе оценки наиболее важных факторов, характеризующих их труд. Одним из таких факторов является сложность труда.
Проблема оценки сложности труда до сих пор полностью не решена и поэтому не теряет своей актуальности. Как правило, оценка сложности труда осуществляется посредством редукции труда, т.е. приравнивание различных видов труда к труду, принимаемому за эталон. При этом имеется ввиду, что работником достигается нормальная результативность труда в определенных организационно-технических условиях. Однако следует отметить, что эталон труда - достаточно условное понятие. В разных организациях для одного и того же вида труда могут быть приняты разные эталоны. Да и какой труд можно считать за эталон? У каждого работодателя имеется, как правило, свое мнение по поводу эталона труда, а, следовательно, оценка сложности труда будет субъективной.
Редукция труда может выступать в различных формах. В России
редукция труда существует в форме тарифных систем оплаты труда. В
Трудовом кодексе Российской Федерации (статья 143) тарифные системы
оплаты труда определяются как системы оплаты труда, основанные на
тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных
категорий, включающей в себя тарифные ставки, оклады (должностные
15
оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Трудовой кодекс РФ также устанавливает, что тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.
На практике у предприятий есть возможность модификации параметров тарифного нормирования труда. И при ее использовании работодатели обращаются к такой форме редукции труда, как грейдинг. Следует отметить, что в России грейдинг до сих пор широкого распространения не получил.
В данной статье мы буден рассматривать вопросы нормирования, качества труда и соответствия загруженности оплате труда руководителей.
Сразу же следует сказать, что в основном от качества труда руководителей зависит эффективность деятельности любого предприятия. А на качество труда руководителя кроме уровня квалификации, опыта работы, определенных личных качеств в значительной степени влияет его загруженность выполняемыми им в соответствии с профессиональным стандартом и (или) должностными инструкциями функциями.
Однако проблема загруженности руководителей и специалистов не учитывается ни в тарифной системе оплаты труда, ни при разработке профессиональных стандартов и должностных инструкций, ни при определении должностных окладов по системе грейдов.
В Трудовом кодексе РФ устанавливается, что сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации (статья 143). Причем под тарификацией работ понимается отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Получается какой-то замкнутый круг, не дающий возможности выйти на определение реальной сложности труда руководителей и специалистов.
Рассмотрим сначала, насколько должностные инструкции сами по себе позволяют определить сложность труда работника и его загруженность. Для примера рассмотрим типовую должностную инструкцию инженера по качеству. Как и любая другая инструкция, она включает такие разделы, как: общее положение, должностные (функциональные) обязанности инженера по качеству, права инженера по качеству, ответственность инженера по качеству. Нас, в первую очередь, интересуют должностные обязанности данного специалиста. Изучение данного раздела, как и всей должностной инструкции ответа на вопрос, какова сложность работы инженера по качеству и какова его загруженность выполняемыми им функциями не дает.
Важнейшим направлением совершенствования организации труда является его нормирование. Для установления научно-обоснованных норм труда применяют аналитический и опытно-статистический методы нормирования труда. Аналитический метод предполагает научный подход к формированию норм и предусматривает проведение следующих работ:
- изучение трудового процесса, разделение его на составные элементы;
- изучение всех факторов, влияющих на затраты труда;
- проектирование более рационального состава операций (функций) и методов выполнения работы, определение совместимости выполняемых функций;
- оценку сложности выполняемых функций;
- расчет времени на выполнение работ;
- определение трудоемкости выполняемых функций;
- анализ загруженности работника и при соответствии требуемым условиям, утверждение норм.
На рис. 1 показана предлагаемая нами схема нормирования труда
руководителей и специалистов и корректировки их должностных
инструкций. На первом этапе определяются предварительные нормы времени
для выполнения определенных работ, операций, функций. Второй этап
является продолжением первого, так как здесь заканчивается цикл
окончательной разработки проектной нормы времени в процессе выполнения трудовой операции. В этот период определяются проектные организационно -технические условия работы, идентифицируются элементы работ в соответствии с должностными инструкциями. На третьем этапе определяется загруженность работника в результате выполнения трудовых функций, закрепленных за ним и в случае невозможности достижения ожидаемых результатов, происходит корректировка состава функций (операций, работ). Выявленные несоответствия требуемым условиям являются предметом анализа и требуют корректировки количества и состава выполняемых работником функций (работ, операций).
Рис. 1. Схема корректировки должностных инструкций
Как известно, конкретным выражением меры труда являются нормы затрат труда, которые показывают, в каком необходимом и достаточном количестве и какого труда нужно затратить, чтобы получить планируемый результат.
В связи с определенным характером труда, нормирование труда руководителей и специалистов имеет свою специфику. Поэтому под нормой затрат труда данных работников следует понимать количество труда, которое необходимо затратить на качественное выполнение ими своих трудовых функций в определенных организационно-технических условиях.
В общем виде, функция — это совокупность действий (операций), направленных на достижение поставленных задач и подчиненных общей цели управления. Если рассматривать совокупность функций, выполняемых в процессе управления, то эта совокупность представляет собой систему взаимосвязанных функций, которая может быть расчленена на более простые совокупности задач управления и представлена деревом функций.
Теорией и практикой управления выработаны следующие признаки членения системы функций управления [4, с. 182-183]:
• по сущности управления - общие функции;
• по однородности управленческой деятельности, определяющей специализацию управленческого труда - конкретные функции управления;
• по однородности целевой ориентации - специальные функции управления;
• по направленности на формирование элементарного управляющего воздействия - задачи управления;
• по дифференциации управленческого труда на его элементарном уровне - работы управления.
Кроме того, все функции управления можно подразделять на функции
организации управленческой деятельности, функции управления основной
деятельностью, функции управления вспомогательной и обслуживающей
деятельностью и функции управления, связанные с продвижением на рынок
19
продукции (работ, услуг) предприятия и их реализацией (функции предприятия).
К функциям организации управленческой деятельности относятся: стратегическое управление, подбор и расстановка кадров, формирование системы управления, внешнее представительство и консультационная деятельность. Особое внимание должно уделяться стратегическому управлению, которое предопределяет набор и пропорции будущих функций управления.
Рис. 2. Функции управления в организации
К функциям управления вспомогательной и обслуживающей деятельностью относятся действия по планированию, прогнозированию, организации, координации, стимулированию и контролю деятельности работников, занятых вспомогательной и обслуживающей деятельностью. Например, управление персоналом, инновационной, внешнеэкономической деятельностью.
К функциям управления основной деятельностью относят планирование, организацию и координацию выполнения работ (оказания услуг), связанных с основной деятельностью, воспитательную работу и пр.
К функциям предприятия относятся функции, непосредственно связанные с продвижением продукции (работ, услуг) предприятия на соответствующем рынке и удовлетворением общественных потребностей в этих продукции (работах, услугах).
Функции организации управленческой деятельности выполняют работники, имеющие в своем подчинении руководителей более низкого звена управления и направляющие их деятельность в соответствии с целями и миссией организации. Функции управления вспомогательной и обслуживающей деятельностью выполняют главные специалисты, начальники отделов, заведующие кафедрами и т.п.. Функции управления основной деятельностью выполняют мастера, руководители групп или проектов, другие работники, имеющие в своем подчинении специалистов, непосредственно занятых выполнением работ (оказанием услуг) и действия которых они направляют своими решениями. Функции предприятия выполняют работники, которые занимаются изучением рынков и, продвижением и реализацией продукции (работ, услуг).
Для анализа загруженности руководителей и специалистов наибольший интерес представляют конкретные функции. Примерами конкретных функций управления может служить управление маркетингом, информационной деятельностью, повышением квалификации кадров. В перечень общих функций управления обычно включаются семь наименований: прогнозирование, анализ, планирование, организация, координация, контроль и информирование. В набор процедур входят: информационная подготовка, разработка мероприятий (решений), согласование, принятие лучшего варианта решений к исполнению, утверждение мероприятия, организация выполнения и контроль исполнения решения.
Приоритет конкретной процедуры, входящей в состав функций управления, определяет характер функции и уровень обязательности ее исполнения. Приоритет общей функции управления в составе конкретной функции управления придает ей тот же статус. В результате формирования функций выясняется и тип организационной структуры управления. Набор операций в составе процедуры не регламентирован.
Каждая функция, процедура и операция характеризуются тремя
21
главными параметрами: трудоемкостью, сложностью, совместимостью. Оценка этих параметров позволяет определить количество эффективно выполняемых работником функций. Из них: трудоемкость определяется в часах (минутах), сложность имеет три уровня: низкий, средний и высокий. Уровень сложности определяется характером выполняемых операций. Так, низкий уровень характеризуется преобладанием технических операций, средний уровень — преобладанием логических операций, высокий уровень — преобладанием творческой деятельности, включающий действия, основанные на принятии нестандартных решений.
Обычно работнику поручается выполнение нескольких функций, процедур или операций. От их совместимости зависят результаты труда.
Под совместимостью функций понимается уровень их
профессиональной схожести или повторяемости использования одних и тех-
же методов и технологий при формировании или реализации функций. По
совместимости функции бывают одинаковые, однотипные и разнотипные. К
одинаковым функциям относятся функции, выполняемые разными людьми
по одинаковым правилам, по одному алгоритму или одной инструкции и
направленные на одинаковые объекты управления (например, работа трех
контролеров качества продукции в отделе технического контроля на
предприятии). К однотипным относятся функции, выполняемые
работниками по разным правилам или технологиям, но в одной сфере
деятельности (в экономике, в сфере управления, культуре и т. д.). Например,
на предприятии к таким функциям можно отнести обучающие,
организаторские (организация аттестации кадров, организация работы
подразделения предприятия, организация производственных совещаний и
пр.) и др. К разнотипным относятся функции, выполняемые по разным
правилам и в разных сферах деятельности. Так, функциональными и
линейными руководителями предприятия выполняются функции: управление
персоналом, управление обслуживающей и производственной
22
деятельностью, управления социальной сферой, управления внешнеэкономической деятельностью [3, с. 88-89].
К однотипным функциям относятся:
- функции в рамках одной более крупной функции (например, конкретной функции управления), направленной на один объект управления (например, планирование, организация и координация процесса обучения персонала);
- мелкие функции в нескольких более крупных функциях, направленных на разные объекты управления (например, организация процесса бухгалтерского учета, формирования кадрового резерва).
рамках более крупных функций (например, активизация персонала и планирование социального развития компании).
подбора можно рассчитать количество функций п, которое может эффективно выполнить работник или группа по формуле [3, с. 89]:
где п - количество трудовых функций различной трудоемкости;
К1Ф1- уровень сложности функции (К1Ф1 = 1-3);
К1Р1- максимальный уровень сложности функции, которую профессионально выполняет работник;
К21- коэффициент совместимости функций (К21 = 1-3);
Т - трудоемкость 1-ой функции;
ТН - норматив рабочего времени работника или группы;
К! - количество трудовых функций одинаковой трудоемкости, выполняемых работником.
Максимальный уровень сложности функции оценивается коэффициентом 3. Максимальная совместимость функций оценивается также
К разнотипным функциям относятся различные функции в
В зависимости от совместимости функций методом
коэффициентом 3. В таблице 1 приведены среднестатистические данные о количестве совместимых функций одинаковой сложности, которые работник или группа работников может выполнить эффективно. Эти данные являются общепринятыми нормами управляемости в компании.
Таблица 1
Количество эффективно выполняемых функций
Коэффициент сложности функции 1 2 3
Коэффициент совместимости функций 3 2 1 3 2 1 3 2 1
Рекомендуемое количество 142 58 27 25 16 10 12 8 5
выполняемых функций
Данные таблицы 1 показывают, что один работник может эффективно выполнять 142 одинаковые и простые функции (процедуры или операции); от 10 до 25 функций средней сложности и от 5 до 12 разнотипных функций 3-ей сложности (творческая деятельность).
Рассмотрим закрепление конкретных функций управления типовой должностной инструкцией за инженером по качеству (табл. 2). [5]
Таблица 2
Анализ совместимости, сложности и трудоемкости функций
инженера по качеству
Коэффициент сложности функции 1 2 3
Коэффициент совместимости функций 3 2 1 3 2 1 3 2 1
Трудоемкость функций, % 2 4 6 8 10 12 14 16 18
Организация деятельности по повышению качества
1. Обеспечивает выполнение заданий по повышению качества выпускаемой продукции, выполняемых работ (услуг) х
2. Принимает меры по предотвращению выпуска продукции, производства работ (услуг), не соответствующих установленным требованиям х
3. Организует выполнение мероприятий по результатам государственного надзора, межведомственного и вневедомственного контроля за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий по качеству продукции х
Аналитическая работа
4. Анализирует информацию, полученную на различных этапах производства продукции, работ (услуг) х
5. Анализирует показатели качества, характеризующие разрабатываемую и выпускаемую продукцию, работы (услуги) х
6. Рассматривает и анализирует рекламации и претензии к качеству продукции, работ (услуг), готовит заключения х
7. Изучает причины, вызывающие ухудшение качества продукции (работ, услуг), выпуск брака х
8. Подготавливает заключения о соответствии качества поступающих на предприятие сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий стандартам, техническим условиям. х
9. Оформляет документы для предъявления претензий поставщикам х
10. Изучает передовой отечественный и зарубежный опыт по разработке и внедрению систем управления качеством х
11. Ведет переписку по результатам анализа рекламаций и претензий к качеству продукции (работ, услуг) х
Учет и отчетность
12. Ведет учет о деятельности предприятия по управлению качеством продукции х
13. Составляет отчетность о деятельности предприятия по управлению качеством продукции х
Контроль
14. Контроль за деятельностью подразделений предприятия по обеспечению соответствия продукции (работ, услуг) современному уровню развития науки и техники, требованиям потребителей на внутреннем рынке, а также экспортным требованиям х
15. Контроль соблюдения стандартов и нормативов качественных показателей х
Участие в разработке и реализации мероприятий по обеспечению качества
16. Участие в разработке, совершенствовании и внедрении системы управления качеством, создании стандартов и нормативов качественных показателей х
17. Участие в разработке и внедрении мероприятий по устранению причин ухудшения качества продукции (работ, услуг), выпуск брака х
18. Участие в создании стандартов предприятия х
по управлению качеством
19. Участие в работах по подготовке продукции к сертификации и аттестации х
20. Участие в подготовке мероприятий, связанных с внедрением стандартов и технических условий на выпускаемую предприятием продукцию х
21. Участие в разработке и внедрении наиболее совершенных систем и методов контроля х
22. Участие в разработке методик и инструкций по текущему контролю качества работ в процессе изготовления продукции х
23. Участие в испытаниях готовых изделий и оформлении документов, удостоверяющих их качество х
Итого 1 3 2 1 3 5 2 5 1
Если предположить, что специалист каждую функцию будет выполнять хотя бы один раз в месяц, то как видно из таблицы инженер по качеству в соответствии с типовой инструкцией должен выполнять 23 трудовые функции. Поскольку данные функции носят обобщенный характер, в процессе трудовой деятельности специалиста они должны быть разделены на работы (подфункции). Тем не менее, мы попытались определить загруженность инженера по качеству, оценив уровень сложности, совместимости и трудоемкости рассматриваемых функций экспертным путем (в табл. 2 оценка каждой функции показана знаком «х»).
В соответствии с приведенной выше формулой загруженность инженера по качеству составит 173,3%. Учитывая, что загруженность любого руководителя и специалиста, при которой он мог бы качественно выполнять свои трудовые функции и быстро реагировать на внештатные ситуации, не должна превышать 95%, загруженность инженера по качеству в соответствии с его должностной инструкцией превышает оптимальную на 78,3%. При такой загруженности инженер по качеству при восьмичасовом рабочем дне, для того, чтобы качественно выполнить все свои трудовые функции, должен работать 13,9 часа каждый трудовой день.
С июля 2016 года в России планировалось ввести обязательное использование профессиональных стандартов. Основная цель введения этих стандартов - официально закрепить требования к уровню квалификации работника и перечень выполняемых им функций. Однако до настоящего времени профессиональные стандарты для многих специалистов и управленцев не разработаны. Например, практически не существует профессиональных стандартов для заместителей директора, а ведь именно они, как правило, перегружены закрепленными за ними функциями. Результаты наших исследований показали, что около 20% заместителей директора (главных специалистов, руководителей подразделений организаций) во многих отраслях народного хозяйства загружены выполнением трудовых функций примерно на 93,0 - 102,5%, т.е. можно считать их загруженность близкой к оптимальной. 5% таких работников загружены неполностью (на 67 - 87%). 75% заместителей директора (главных специалистов, руководителей подразделений) в разной степени перегружены выполнением закрепленных за ними рабочих функций. А это, с одной стороны, негативно влияет на качество выполняемых ими функций, с другой стороны, не соответствует оплате труда.
Профессионального стандарта «Инженер по качеству» не существует, однако имеется профессиональный стандарт «Специалист по техническому контролю качества продукции» [2]. Проанализируем загруженность данного специалиста трудовыми функциями (трудовыми действиями), закрепленными за этим специалистом профессиональным стандартом (табл. 3).
Таблица 3
Анализ совместимости, сложности и трудоемкости функций
специалиста по техническому контролю качества продукции
Коэффициент сложности функции 1 2 3
Коэффициент совместимости функций 3 2 1 3 2 1 3 2 1
Трудоемкость функций, % 2 4 6 8 10 12 14 16 18
Контроль качества продукции на всех стадиях производственного процесса
1. Анализ качества сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий
х
2. Разработка предложений по повышению качества получаемой продукции_
х
3. Разработка предложений по замене организации-поставщика_
х
Инспекционный контроль качества
4. Систематический выборочный контроль качества принятой продукции_
х
5. Систематический выборочный контроль наличия и качества технической документации, действующей на производстве
х
6. Проведение систематического выборочного контроля соблюдения технологических процессов, стандартов организации и производственных инструкций_
х
7. Систематический выборочный контроль хранения материалов, полуфабрикатов, покупных изделий и готовой продукции
х
8. Систематический выборочный контроль технического состояния оснастки, инструмента, средств измерений и сроков проведения их проверки
х
9. Систематический выборочный контроль состояния чистоты рабочих мест и участков
х
Внедрение новых методов и средств технического контроля
10. Анализ состояния технического контроля качества продукции на производстве_
х
11. Разработка новых методов и средств технического контроля_
х
12. Внедрение новых методов и средств технического контроля_
х
Испытания новых и модернизированных образцов продукции
13. Проведение испытаний новых и модернизированных образцов продукции
х
14. Обработка данных, полученных при испытаниях
х
15. Оформление документации на испытание
х
Организация работ по контролю качества продукции в подразделении
16. Организация периодических проверок оборудования_
х
17. Организация контроля обеспечения и поддержания качества технологической оснастки
х
18. Организация контроля соблюдения графиков проверки на точность производственного оборудования и оснастки
х
19. Организация контроля состояния средств измерений, их наличия на рабочих местах, своевременного представления для государственной проверки х
20. Организация и контроль работ по предотвращению выпуска бракованной продукции х
21. Прием и оформление решений о приостановлении обращения (реализации) продукции, о немедленном отзыве продукции с рынка, о допустимости дальнейшего обращения продукции х
22. Выявление причин возникновения рекламации и фиксация в соответствующих документах х
Функциональное руководство работниками бюро технического контроля
23. Контроль деятельности подчиненного персонала х
24. Контроль и обеспечение соблюдения дисциплины труда и трудового распорядка в подразделении х
25. Организация и проведение производственных совещаний х
26. Организация и проведение инструктажей для подчиненного персонала х
27. Проведение оценки деятельности персонала х
28. Разработка графика аттестации специалистов х
29. Разработка программы подготовки специалистов для замещения должностей х
Организация работ по повышению качества продукции
30. Разработка технического задания для проектирования систем управления качеством продукции в организации х
31. Проектирование системы управления качеством продукции в организации х
32. Внедрение системы управления качеством продукции в организации х
33. Контроль функционирования системы управления качеством продукции в организации х
Организация работ по разработке и внедрению новых методов и средств технического контроля
34. Анализ современных средств измерений и контроля х
35. Анализ состояния технического контроля качества продукции на производстве х
36. Организация работы по разработке новых методов и средств технического контроля х
37. Организация работ по внедрению новых методов и средств технического контроля х
38. Контроль подготовки и проведения аттестации продукции х
39. Контроль подготовки и проведения сертификации продукции х
Организация работ по анализу претензий и рекламаций потребителей на выпускаемую продукцию
40. Организация работ по принятию решений о приостановлении обращения (реализации) продукции, о немедленном отзыве продукции с рынка, о допустимости дальнейшего обращения продукции х
41. Организация работ по выявлению причин возникновения рекламаций х
Функциональное руководство работниками службы технического контроля
42. Планирование деятельности службы технического контроля х
43. Утверждение планов работ по материально-техническому снабжению службы технического контроля х
44. Работы по подбору и расстановке персонала х
45. Контроль деятельности подчиненного персонала х
46. Организация и проведение производственных совещаний руководителей подразделений службы технического контроля х
47. Оценка деятельности персонала х
48. Работа в комиссии по проверки знаний персонала в части установленных полномочий х
Итого 6 12 7 6 5 3 5 3 1
Как следует из таблицы специалист по техническому контролю качества продукции в соответствии с профессиональным стандартом должен выполнять 48 трудовых функций (действий) различных по сложности, трудоемкости и совместимости. Оценка сложности, совместимости и трудоемкости рассматриваемых функций производилась, как и ранее, на основе экспертного метода. Загруженность специалиста по техническому
контролю качества продукции трудовыми функциями (действиями), рассчитанная по приведенной формуле, составила 221,09%, т.е. фактически эти трудовые функции (действия) должны распределяться между двумя специалистами.
Очевидно, что при таком нормировании труда руководителей и специалистов не удастся достичь высокой эффективности их труда и оплата труда данных работников не будет соответствовать результатам труда. Поэтому необходимо, во-первых, учитывать реальную загруженность работников рассматриваемой категории, а, во-вторых, разработать систему показателей ответственности для каждой должности, что позволит более объективно учитывать вклад каждого работника в результаты деятельности предприятия при начислении ему заработной платы.
Список литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации
2. Приказ Минтруда России от 04.03.2014 г. № 123н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по техническому контролю качества продукции»»
3. Актуальные вопросы таможенного дела, экономики и управления в сфере культуры: сборник научных трудов преподавателей, выпускников и студентов МГИК / под ред. Л.В. Устюжаниной. - М.: РУСАЙНС, 2016.
4. Круглова Н.Ю. Основы менеджмента: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2009.
5. hr-portaLmfo: все для кадровиков и ИК-специалистов
Авторы, аннотация, ключевые слова Круглова Наталья Юрьевна, доктор экономических наук, профессор Единак Анатолий Юрьевич. Кандидат экономических наук, доцент
Устюжанина Людмила Владимировна, кандидат социологических наук, доцент
Рассматриваются актуальные вопросы нормирования труда специалистов и руководителей. Дается анализ обоснованности использования должностных инструкций и профессиональных стандартов для определения перечня трудовых функций, которые качественно могут выполнять специалисты и руководители. Показано, насколько должностные инструкции позволяют определить фактическую сложность и загруженность данной категории работников. Предлагается алгоритм разработки должностных инструкций.
Нормирование труда, руководители и специалисты, сложность выполняемых функций, загруженность, оплата труда.
Topical issues of labor rationing of managers and specialists. Validity analysis of the use of job descriptions and professional standarts for determining the list of labor functions, wich can be performed by managers and specialists. How much the job description allows to determine the actual complexity and workload of this employees category. Algorithm for the job description development.
Natalia Kruglova - doctor of Economics, Professor. Workplace - Moscow State University of Culture and Arts, professor of the department "Economy of Culture and jurisprudence".
Anatoly Edinak - candidate of Economics, head of the department "Economy of culture and jurisprudence ". [email protected] Lyudmila Ustyuzhanina - candidate of sociological sciences. Workplace -Moscow State University of Culture and Arts, head of the department "Economy of Culture and jurisprudence". e-mail: [email protected]