ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Topical problems of examination of oriental poetry in the school course of literature (Musa Dzhalil, Nazym Hikmet, Rasul Gamzatov) Tilekova N.
Актуальные вопросы изучения восточной поэзии в школьном курсе литературы (Муса Джалиль, Назым Хикмет, Расул Гамзатов)
Тилекова Н. Д.
Тилекова Назира Дуйшобаевна / Tilekova Nazira - старший преподаватель, кафедра кыргызской филологии, Кыргызско-Узбекский университет, г. Ош, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье рассматриваются отдельные вопросы содержания и структуры школьного курса родной литературы, о том, должен ли данный курс быть монолитературным или же он должен знакомить учащихся с лучшими произведениями мировой литературы, и какое, собственно, место должны занимать произведения мировой классики. Автор данной статьи попытался расставить некоторые акценты в попытке определения своего видения на решение данной проблемы.
Abstract: the article touches upon certain issues of the content and structure of the school course of native literature, whether this course should be monoliterary or it should let school students know the best works of the world literature, and what place works of world classics should occupy. The author of this article tried in this article to place some emphasis in trying to determine her vision to solve this issue.
Ключевые слова: родная литература, структура, содержание, духовность, нравственность, классика, программа, эстетические критерии, адаптация, аппроксимация, валеологический. Keywords: native literature, structure, content, spirituality, morality, classics, program, aesthetic criteria, adaptation, approximation, valueological.
Преобразования, которые происходят в современном обществе, порождают новые требования к системе образования, в особенности к формированию духовности подрастающего поколения. Поэтому не случаен резко возросший интерес в последние годы к духовному богатству народа, прежде всего к литературе и фольклору.
Необходимость во всех учебных заведениях, начиная со школы, углубленного изучения национальной литературы и истории, изучения учебных дисциплин через призму вековой культуры, истории и духовного богатства кыргызского народа не отрицается никем, однако на практике дела обстоят несколько иначе. А ведь недооценка воспитательного потенциала родной литературы чревата потерей нравственности и духовности.
Необходимость формирования духовно-нравственной культуры учащихся обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются духовно-нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе жизнедеятельности, общения с людьми и в результате целенаправленной образовательной деятельности. Во-вторых, для освоения духовно-нравственного опыта, накопленного поколениями, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, учителей, уже овладевших этим опытом. В-третьих, задачи и содержание формирования духовно-нравственной культуры учащихся определяются с учетом конкретной обстановки, конкретных условий, в которых осуществляется процесс образования, с учетом перспектив развития общества.
Формирование духовно-нравственной культуры учащихся занимает важное место в становлении подрастающего поколения. И оно же наиболее интенсивно осуществляется в период школьного обучения. В разнообразной деятельности и в общении с людьми в результате целенаправленной работы учителя и духовно-нравственного просвещения учащихся постепенно усваиваются принципы и нормы морали, приобретаются навыки нравственного поведения, развиваются моральные чувства, вырабатывается характер.
В условиях быстрых перемен в обществе в начале ХХI века духовно-нравственное состояние общества не давало четких ориентиров в содержании духовно -нравственного образования подрастающего поколения. Сегодня школе нужна четкая система, конкретно определяющая содержание формирования духовно-нравственной культуры учащихся на каждой ступени их развития в школе.
Среди многочисленных средств воздействия на подрастающее поколение особое место
принадлежит именно литературе, в первую очередь родной. Однако, как показывают результаты многочисленных исследований, во всем мире резко падает интерес к литературе и к чтению в частности. Это проблема поистине планетарного масштаба, большинство исследователей склонны искать причины во всеобщей интернетизации, засилье так называемой массовой субкультуры и т. д. Однако, как показывает положительный опыт развития большинства развитых, в том числе и азиатских, стран, сохранение своей идентичности и успешного развития возможно, не в последнюю очередь, от успешного решения собственной модели образования.
Системный кризис, в котором находятся страны постсоветского пространства, поразил практически все сферы жизни, в том числе и образование. Сегодня становится ясно, что без коренного реформирования системы образования невозможно продвижение вперед. В области литературы приоритетными, на наш взгляд, являются следующие задачи.
Первая, и на наш взгляд основная - это определение приоритетов содержания и структуры курса родной литературы, говоря иначе: должна ли литература родная быть преимущественно монолитературной, или же приоритет должен отдаваться произведениям мировой классики, переведенным на родной язык учащихся.
Проблема 2: сколько конкретно времени должно отводиться на изучение творчества конкретного писателя, проблема не только содержательная, но и экономическая, и одновременно валеологическая, а самое главное - и идеологическая.
Проблема 3: это проблема стимулирования чтения, но она, собственно, зависит от решения первых двух.
Анализ программ по родной литературе и учебников показывает, что структура и содержание в начальных классах больше ориентированы на произведения собственно кыргызского фольклора и писателей, произведения писателей ближнего и дальнего зарубежья начинают изучаться в средних и старших классах, однако в процентном соотношении явная диспропорция в сторону родной классики.
Вместе с тем включение в учебную программу произведений писателей-классиков Р. Гамзатова, М. Джалиля, Н. Хикмета и др. играет позитивную роль в формировании личностных качеств, мировоззрении, эстетической культуры, поскольку выводит учащихся за пределы родной культуры, знакомя их с лучшими образцами мировой литературы. К сожалению, на изучение творчества перечисленных писателей отводится, на наш взгляд, недостаточно времени. Так, например, на изучение жизни и творчества трех перечисленных писателей в седьмом классе отводится всего 8 часов. Между тем, в данный промежуток времени учащиеся должны не просто ознакомиться, а изучить достаточно большое количество серьезных как по содержанию, так и по объему произведений. На изучение жизни и творчества Р. Гамзатова, классика литературы, отводится всего три часа. А ведь чего стоит только его автобиографический роман «Мой Дагестан», не говоря уже о лирике, которая, собственно, и является венцом творения дагестанского писателя. Богатейший материал о жизни и творчестве турецкого писателя Н. Хикмета учащиеся должны освоить за 2 часа, при этом прилагается длинный перечень художественных произведений: «Завещание», «Ива плакучая», «Последнее письмо Мамеду» и т. д. На знакомство с биографией и поэзией легендарного М. Джалиля отводится чуть больше - 3 часа соответственно. И здесь соответствующий список, который невозможно убавить: «Немецкая земля», «Не верь», «Воля», «Раб», «Другу» и т. д. Исходя из того, что «невозможно объять невозможное», как говорил один классик, возможно, в данном случае, лучше по принципу другого небезызвестного классика: «лучше меньше да лучше».
Говоря о родной литературе и, в частности, кыргызском фольклоре, невозможно обойти вопрос об эпосе «Манас». Разумеется, что величайшее творение кыргызского устного народного творчества должно непременно изучаться в школьном курсе родной литературы, это априори. Вопрос в другом, в каком объеме, и в каком классе подлежит ли данное произведение апроксимации или должно изучаться целиком, какой из вариантов должен быть взят за основу. Второй немаловажный вопрос: вопрос адаптации текста, поскольку он изобилует историзмами, архаизмами, порой даже лексикой, непонятной для большинства носителей языка. Вопрос не только методический, требующий глубокого и детального изучения и обоснования.
Весь анализ учебных программ и учебников показывает, что структуру и содержание курса родной литературы следует пересмотреть с позиции не только соответствия содержательно-идеологической точки зрения, но и с точки зрения валеологической, а также, что особенно важно, методической.
Литература
1. Абдуллаев Э. Орток адабий мурас маселеси тууралуу [Текст] / Э. Абдуллаев // Кыргызстан
маданияты, 1967, 10-февраль.
2. Абдыгулова А. Сахна сабактары [Текст]: Мектептин мугалимдери YЧYH методикалык колдонмо. / А. Абдыгулова. - Бишкек: Турар, 2012. Б. 72.
3. Абрамзон С. Н. Кыргыздар жана алардын этногенетикалык жана тарыхый-маданий байланыштары [Текст] / С.Абрамзон. Бишкек: Кыргызстан-Сорос фонду, 1999. Б. 896.
4. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Дидактический аспект [Текст] / Ю. Бабанский. Москва: Педагогика, 1982. С. 192.
5. Гамзатов Р. Менин Дагестаным [Текст] /Котор. А. Токтогулов. / 1-11 китеп. - Бишкек: «Бийиктик», 2005. Б. 448.
6. Момуналиев С. Назым Хикметти YЙрeнYYHYH айрым жолдору [Текст] / С. Момуналиев. // Эл агартуу. 2000. № 11-12. Б. 16-22.
Actual issues of sociolinguistics Settarova M. Актуальные проблемы социолингвистики Сеттарова М. Д.
Сеттарова Майе Дервишовна / Settarova Maye - преподаватель, кафедра английской филологии, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь
Аннотация: в статье рассматриваются и анализируются актуальные социолингвистические проблемы XXI столетия. В настоящее время проблемы взаимодействия языка и общества связаны со многими межпредметными связями и обсуждаются в рамках нескольких теоретических направлений: психолингвистики, социальной лингвистики и этнографии.
Abstract: this article analyzes the current socio-linguistic problems of the XXI century. Nowadays the problem of interaction of language and society are connected with many interdisciplinary issues and discussed in several theoretical areas: psycholinguistics, social linguistics and Ethnography.
Ключевые слова: социолингвистика, социум, язык, диалект дифференциации, вариативность. Keywords: sociolinguistics, society, language, dialect, differentiation, variation.
УДК 81 '27 Языкознание
В настоящее время социолингвистика развивается очень быстро. Наука тесно связана с развитием таких научных дисциплин, как психолингвистика, социология, социальная психология, демография, этнография, культурология.
Цель данной статьи - рассмотреть и проанализировать основные проблемы социолингвистики 21-го века.
Исторически социолингвистика возникла на границе таких наук, как языкознание, социология, социальная психология, этнография, культурология и представляет собой осуществление на современном этапе исследовательских принципов социологического направления в языкознании.
Великий русско-польский лингвист исследователь И. А. Бодуэн де Куртенэ в свое время отметил: «Так как язык возможен только в человеческом обществе, то кроме психической стороны мы должны отмечать в нем всегда сторону социальную. Основанием языковедения должна служить не только индивидуальная психология, но и социология» [1].
Таким образом, интегративный характер социолингвистики находит выражение в используемом ею понятийном аппарате. Например, языковой коллектив, который рассматривается в роли первичного понятия социолингвистического исследования, определяется на базе как социальных, так и языковых признаков.
Главные единицы социолингвистического исследования - это социолингвистические переменные, которые характеризуются соотнесенностью как с определенным уровнем языковой структуры: фонологическим, морфологическим, синтаксическим, лексико-семантическим, так и с изменением социальной структуры или социальных ситуаций. А одной из самых распространенных проблем, которые изучает наука - проблема социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры, и в особенности характер взаимосвязей между языковыми и социальными структурами [2, с. 17].
Обзор и анализ научной литературы и научных исследований выявил и показал следующие актуальные проблемы современности: