УДК 1:316 ББК 60.023
A. К. Адамов
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ НООСФЕРНЫХ РЕСПУБЛИК
Статья посвящена теоретико-методологическому анализу представлений о ноо-сферной(ых) республике(ах). Показано, что образ ноосферной республики вызревает в недрах ноосферной философии как закономерный этап развития учения академика
B. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу. Автор отмечает, что если в технико-техническом плане процесс становления ноосферы как сферы труда и разума цивилизованного человечества интенсифицируется, то в социокультурной сфере он только торит себе путь. Зафиксированы принципы становления и ценностные ориентиры ноосферной демократии, раскрыта их связь с императивом справедливости через категории ноосферной максимы и ноосферной духовно-материальной нормы идеала благоденствия.
Ключевые слова: учение о переходе биосферы в ноосферу, ноосферная философия, ноосферная республика, справедливое государство, ноосферная максима, российская национальная идея.
A. K. Adamov
ACTUAL ISSUES
ON NOOSPHERE REPUBLICS FORMATION
The article is devoted to the theoretical and methodological analysis of ideas about the noospheric republics. It is shown that the image of a noospheric republic matures in the depths of noospheric philosophy as a natural stage in the development of academician V. I. Ver-nadsky's teaching about the transition of the biosphere into the noosphere. The author notes that if, in the technical terms, the process of the formation of the noosphere as a sphere of labor and the mind of civilized humanity is intensified, then in the socio-cultural sphere it only ruins its own way. The principles of formation and value orientations of noospheric democracy are fixed, their connection with the imperative of justice through the categories of noospheric maxim and noospheric spiritual and material norm of the ideal of prosperity is revealed.
Key words: teaching of the transition of the biosphere into the noosphere, noospheric philosophy, noospheric republic, fair state, noospheric maxim, Russian national idea.
DOI: 10.46726/NOOS.2020.1.90-99
Ссылка для цитирования: Адамов А. К. Актуальные вопросы формирования ноосферных республик // Ноосферные исследования. 2020. Вып. 1. С. 90—99.
Citation Link: Adamov, A. K. (2020) Aktual'nyye voprosy formirovaniya noos-fernykh respublik [Actual issues on noosphere republics formation], Noosfernyye issledo-vaniya [Noospheric Studies], vol. 1, pp. 90—99.
© Адамов А. К., 2020
Современные школы философов, а также консервативные, социалистические, коммунистические, националистические, религиозные, либеральные и демократические партии не разработали научной теории, согласно которой возможна организация справедливого государства устойчивого развития с бескризисной экономикой.
Строители социалистических государств (СССР и страны народной демократии), пытались создать справедливое бытие людей на принципах демократического централизма (а по существу на основе буржуазной демократии) и экономики, в которой доминировала государственная собственность, а также запрещались частная собственность, частное предпринимательство и личное обогащение. В Советском Союзе без частной собственности и частного предпринимательства был создан мощный промышленный потенциал великой державы, экономика которой производила все необходимое для жизни населения. Граждане Советского Союза, создав мощный научный и промышленный потенциал, одержали победу в Великой Отечественной войне (Второй мировой войне), первыми построили АЭС и атомоходы, первыми вышли в космос, вслед за США создали атомную бомбу и первыми изобрели водородную бомбу.
Опыт строительства социализма (в действительности государственного капитализма с социальной направленностью) подтвердил возможность организации общества и эффективной экономики на принципах коллективной и государственной собственности без частной собственности и частного предпринимательства. Но он же показал, что на принципах социализма и коммунизма (с экономикой на основе государственной и общественной собственности без частной собственности и частного предпринимательства) невозможно построить справедливое общество благоденствия.
Научно обоснованную идею организации справедливого человеческого государства сформулировал гениальный русский ученый академик Владимир Иванович Вернадский. Развивая учение о ноосфере (1925—1945) как о справедливом человеческом бытии, организованном посредством научной мысли и труда на принципах демократии, В. И. Вернадский открыл, что человечество в 1944 году начало строительство эры разума — ноосферы, но он не разработал условия ее становления [8—10].
Развитие учения В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере было продолжено в ноосферной философии [2, 5, 7], в которой отражены и идеи справедливости выдающихся мыслителей В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского и идея трех народных принципов Сунь Ятсена: «народный патриотизм», «народовластие», «народное благоденствие».
В ноосферной философии [1—7] показано, что открытое В. И. Вернадским вступление человечества в 1944 году в строительство ноосферы продолжается и в XXI веке. То есть уже в течение 70 лет происходит стихийное формирование ростков ноосферных республик в следующих процессах: а) всестороннем интенсивном развитии образования и науки, способствующем открытию новых законов и явлений природы; б) формировании большого научного человеческого потенциала, составляющего в развитых странах более 5 % от общего количества трудоспособного населения; в) разработке основ ноосферной философии и ноо-сферологии; г) изобретении электронных мыслящих машин, компьютерных информационных систем, телевидения, сотовых телефонов, Интернета и электронных кибернетических аппаратов-роботов; развитии наукоемкого частного и
государственного предпринимательства; д) образовании большого производительного потенциала, состоящего из людей, владеющих всеми профессиями обработки объектов и другими видами трудовой деятельности, которые производят эволюцию материи и других реальностей; е) интеллектуализации бытия людей; е) строительстве большого экономического потенциала, обусловленного: освоением новых источников энергии, приобретением знания и умения управлять ядерными превращениями, открытием в химии новых композитных материалов и других веществ; ж) успехах в сельском хозяйстве (зеленая революция, новые породы животных, клонирование организмов и т. п.), достигнутых посредством генной инженерии; з) совершенствовании разумного взаимодействия человека и природы по экологическим законам на принципах устойчивого развития экономики и человечества; и) изготовлении живых органов для человека; к) развитии ракетостроения, освоении космоса с помощью запуска в космическое пространство спутников (космических станций) — своеобразных мини-планет и т. д.; л) творческом развитии ноосферного учения В. И. Вернадского в ноосферной философии и разработке проекта Ноосферной этико-экологической Конституции человечества.
В XXI веке ростки новой государственной системы (которые по существу являются ноосферными) формируют граждане-новаторы: Е. С. Савченко, Н. Оленева, А. Д. Артамонов, Сюн Шуихуа, В. Кошманов и др. Крупнейшим достижением в становлении эпохи ноосферы является изобретение Интернета — новой системы интеллектуально-духовной и практической деятельности людей. Посредством роботов и Интернета сформировано дополнительное ноосферное пространство духовного бытия — виртуальная реальность (А. К. Адамов, Д. В. Иванов, В. Н. Гасилин, Л. А. Тягунова и др.). Указанные выше успехи достигнуты трудами ученых, изобретателей и новаторов, применяющих создаваемые ими новшества для организации условий благоденствия, интеллектуализации бытия людей и эволюции реальностей.
Однако в общественных отношениях, культуре, политике, духовном росте и системах власти принципиальных ноосферных сдвигов не отмечается, так как сделанные В. И. Вернадским величайшие открытия вектора ноосферной эволюции и вступление человечества в 1944 году в строительство ноосферы не были восприняты большевиками в СССР, марксистами за рубежом, а также социалистами разных стран.
В ноосферной философии разработана справедливая система ноосферной демократии — народной власти разума, обеспечивающей организацию бытия людей в условиях благоденствия. Ноосферная демократия содержит следующие базовые положения: 1) человечество занимает в биосфере центральное положение; 2) люди для своей жизнедеятельности нуждаются в удовлетворении мыслительных и материальных потребностей; 3) поведение людей должно соответствовать показателям ноосферных ценностей; 4) основой жизнедеятельности граждан является труд; 5) каждый человек обязан интеллектуальным мыслительным (духовным) или механическим (физическим) эволюционным трудом выполнять свое человеческое предназначение в природе; 6) системная организация бытия людей; 7) оптимальное взаимодействие частной, коллективной, колхозной, акционерной и государственной форм собственности; 8) утверждение нормы успеха (вместо обогащения и потребительства), которой служит создание себе каждым гражданином условий благоденствия, соответствующих его архе-
типу; 9) строительство ноосферной республики, обеспечивающей выполнение гражданами эволюционного человеческого предназначения; 10) управление республикой учеными, изобретателями, рационализаторами и новаторами, избираемыми народным голосованием; в поселках городского типа, районных центрах, городах организуются Центры ноосферного развития граждан, в которых ежедневно работают философы (или талантливые учителя), ведущие обсуждение (дискуссии) с гражданами, обращающимися с целью удовлетворения своих интеллектуальных потребностей.
Основой существования всех людей на планете Земля служит труд. Это есть важнейшая потребность человека и важнейшая обязанность, обусловленная предназначением его в природе. Чтобы обеспечить граждан разных архетипов рабочими местами и удовлетворить их потребности, требуется функционирование всех форм собственности: частной, колхозной, артельной, коллективной, акционерной, муниципальной и государственной. Качество и эффективность труда — главные критерии ценности человека для общества. Человек, работая по выбранной им профессии, выполняет свое эволюционное предназначение на планете Земля. Человек, не занимаясь полезным трудом, деградирует. Интеллектуальный мыслительный (духовный) и механический (физический) труд в ноо-сферной республике будет служить главным критерием заслуг человека, измерением достоинства человека, определять его положение в обществе.
Справедливость, согласно ноосферной философии, есть действия, отношения между людьми, оценки событий, явлений, способствующие удовлетворению духовных и материальных потребностей человека и соответствующие его архетипу и величине трудового вклада в выполнение им эволюционного человеческого предназначения в природе. Общим критерием справедливости и добра в жизнедеятельности людей, является соответствие жизнедеятельности людей показателям ноосферных ценностей, обеспечивающим выполнение человеком своего предназначения в природе на планете Земля.
В качестве показателей ценностей ноосферной демократии приняты категории: свобода, социальное равенство, справедливое геномное неравенство, все формы собственности, ноосферная демократия, индивидуально-коллективная соборность, честь, права и обязанности человека, веротерпимость, ответственность, дружба, милосердие, знания, культура, владение профессиями, инициативность, предпринимательство, все виды полезного труда (труд крестьян и рабочих, предпринимателей, научный труд, управленческий труд, изобретательство, педагогический труд, ноосферная максима духовно-материальной нормы благоденствия творческого человека, ноосферная духовно-материальная норма благоденствия человека исполнительского труда, участие в общественных организациях, любовь к людям, бережное отношение к природе, успех, патриотизм, подвиг, укрепление и защита отечества, защита планеты Земля от космических угроз.
Справедливой организации жизни людей мешает зло, которое проявляется в пороках: равнодушии, лени, эгоизме, жадности, гордыни, зависти, корысти, лживости, мошенничестве, злобности, агрессивности, враждебности, клеветни-честве, склочности, скандальности, провокаторстве, лжесвидетельстве, воровстве, коррупции, склонности к убийствам, терроризме и бандитизме. Мерой зла служит величина нарушений выполнения человеком его эволюционного предназначения.
Только по критерию отношения людей к выполнению своего предназначения в природе возможно объективное определение добра и зла. В ноосферной республике систематическая борьба населения с пороками будет общим делом, объединяющим людей.
Справедливость бытия граждан взаимосвязана с распределением доходов, используемых для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей при выполнения своего предназначения в природе. Сегодня в большинстве развитых государств распространена несправедливая экономика рыночного капитализма, организованная на принципах буржуазной демократии, доминирования частной собственности и свободного рынка, которая обеспечивает процветание класса собственников-капиталистов и их менеджеров, но не создает большинству населения условий благоденствия.
В ноосферной философии обосновано, что для организации справедливой жизнедеятельности людей необходима замена существующих идеалов обогащения и неограниченного потребительства идеалами ноосферного духовно-материального благоденствия, удовлетворяющими научно обоснованные их потребности, необходимые для выполнения ими эволюционного предназначения на планете Земля. В XXI веке сложились условия для восприятия людьми идеалов: ноосферной духовно-материальной максимы (нормы) благоденствия талантливого человека и ноосферной духовно-материальной нормы благоденствия человека исполнительского труда.
Для людей с призванием к творческому труду ноосферная максима идеала благоденствия талантливого человека, заключающаяся в добывании новых знаний, изобретении новых механизмов, технологий, создании художественных произведений и т. д., служит высшим смыслом жизни и высшим наслаждением, подтверждаемым высокой зарплатой.
Для людей исполнительного труда с призванием к определенным профессиям интеллектуальной мыслительной и рукодельной работы ноосферная духовно-материальная норма благоденствия человека достигается овладением всеми тонкостями профессии (точности, надежности, быстроты исполнения), совершенствования своего умения до высшего класса мастерства, которые служат источниками удовлетворения, что своей работой они вносят достойные вклады в благоденствие общества, подтверждаемые адекватными зарплатами.
Вводить ноосферную максиму идеала благоденствия талантливого человека и ноосферную духовно-материальную норму идеала благоденствия человека исполнительского труда предстоит Государственной Думе постепенно, разъясняя населению их справедливость. Величины ноосферных духовно-материальных норм идеалов благоденствия человека устанавливаются законами, принимаемыми парламентом.
Вследствие различий в сознании богатых граждан, властителей, олигархов, предпринимателей, класса крестьян, неимущих граждан классов рабочих и служащих в обществе возникают противоречивые процессы и потребности. Чтобы обеспечить справедливые потребности всех групп архетипов людей и классов общества, Государственная Дума утвердит шкалу величин заработной платы, соответствующих ценности их трудового вклада, с таким расчетом, чтобы они обеспечивали достойную жизнь даже неквалифицированных рабочих, а также служили стимулом для хорошей работы, способствующим продвижению граждан на более высокие должности. Доходы предложено рассчитывать по
принципу «От каждого по способностям, каждому — за сделанное». Соотношение 10 % наиболее обеспеченных граждан к 10 % наименее обеспеченных граждан устанавливается не выше 10 : 1. Справедливое функционирование социальной лестницы карьерного роста гражданина будет организовано на научно обоснованном принципе, учитывающем его трудовой вклад в развитие человечества или в движение других реальностей.
Ученым предстоит разработать шкалу законов, регламентирующих нижний и верхний уровни доходов граждан с учетом их архетипов; прогрессивное налогообложение всех граждан; максимальные величины средств, используемых для личного потребления. Без справедливого регулирования доходов и потребления к концу XXI века большинство ресурсов планеты Земля будут исчерпаны.
Чтобы в обществе ноосферной республики формировались ноосферные взаимоотношения, народной власти разума (ноократии) предстоит посредством усовершенствованных психологических методов воспитания, обучения и пропаганды в СМИ ноосферизма растить новые поколения людей с ноосферным сознанием, усвоившим основные ценности ноосферизма (ноосферного человека и общества). В сознании всех граждан ноосферной республики закрепляется неукоснительность выполнения ноосферных законов.
Граждане, достигающие высоких показателей в интеллектуальном и физическом труде, а также граждане, имеющие большие доходы, значительная часть которых по принятым законам взимается (передается) в республиканский бюджет, получают общественное признание. Ученые, изобретатели, предприниматели, банкиры и другие профессионалы, зарабатывающие большие средства для бюджета, награждаются званием «Герой труда».
Постепенно, с образованием условий благоденствия, владение большими участками земли, большим количеством домов, большим количеством личного имущества в ноосферном обществе будет восприниматься негативно как неприличное поведение. Уважением будут пользоваться граждане, организующие свою достойную жизнь в соответствии с нормами ноосферного духовно-материального благоденствия бытия.
Система, однако, не воспринята ни в одной стране. На властные должности избирается мало ученых, изобретателей и новаторов. Поэтому в общественных отношениях, культуре, политике и системах власти происходят сложные противоречивые прогрессивные и регрессивные процессы.
Чтобы организовать справедливое бытие людей, в ноосферной философии на основе ноосферного учения академика В. И. Вернадского и принципов ноо-сферной демократии были разработаны российская национальная идея и структура ноосферной республики эпохи разума.
Российская национальная идея (Русская мечта) выражена следующей формулой национальной идеи: «Строительство Ноосферной республики Россия для благоденствия, сохранения, защиты россиян и планеты Земля».
Ноосферная республика, ее структура — это организация жизни человеческого информационно и духовно объединенного общества посредством ноо-сферной демократии (ноодемократии) и ноосферной общественно-экономической формации на базе ноосферы (рациосферы), при которой: а) власть находится в руках ученых, изобретателей и новаторов, управляющих обществом, экономикой и государством по законам ноодемократии, сформулированным в теории ноосферы, с использованием новейших систем обмена
информации — компьютеров, глобальных средств связи, электронных систем массовой информации, Интернета и мыслящих машин; б) совершенствуются системы образования, науки и культуры; в) общественные отношения формируются на принципах индивидуально-коллективной соборности с социальным лифтом по способностям и трудовому вкладу в эволюцию природы; г) в экологически безопасной экономике формируются секторы: семейный быт, индустрии образования и науки, промышленная, оборонная, космическая, транспортная, сельскохозяйственная, биоиндустрия, индустрия информатики и связи, рекреационная индустрия, индустрия утилизации, объединенные малыми и большими ноосферными круговоротами объектов; д) поддерживаются предприятия частной, коллективной, колхозной, акционерной и государственной форм собственности, е) создается эффективное соотношение крупных, средних и малых предприятий; ж) экономика развивается внедрением нанотехнологий, наукоемких технологий производства синтетических композитных материалов, электроники, лазерных систем, атомной энергии, ракетостроения, мыслящих роботов, генной инженерии и др.; з) движение товаров и финансов производится на ноосферном рынке в условиях свободной конкуренции по рыночным механизмам, регулируемым ноосферными демократическими законами государства и общественными объединениями; и) удовлетворяются в оптимальном соотношении духовные, интеллектуальные и материальные потребности, поддерживаются семьи, сохраняется и защищается население; к) граждане обеспечиваются достойной безбедной жизнью в условиях благоденствия соразмерно с уровнем доходов; л) совершенствуется пятая оболочка Земли — рациосфера (улучшение жилищ, поселков, городов, транспорта, электронных средств связи); м) осуществляется эволюция материи и других реальностей; н) создается система защиты планеты Земля от космических тел и происходит освоение Космоса.
Граждане — профессионалы разных специальностей, развивая психику, улучшая воспитание, совершенствуя образование, науку, культуру и духовное общение, создавая рациональное производство полезных изделий и других реальностей, удовлетворяющих их духовные и материальные потребности, регулируя научно обоснованное потребление ресурсов и формируя ноосферный образ жизни, способствующий образованию ими условий благоденствия, осуществляя защиту планеты Земля от космических угроз, выполняют человеческое эволюционное предназначение в природе.
Ноосферная демократия обеспечит: справедливое регулирование отношений на принципах естественной рациональной свободы, геномного справедливого неравенства людей, справедливого всеобщего социального равенства людей; управление демографией; равноправное функционирование всех форм собственности; всех граждан рабочими местами; интеллектуальную организацию труда, экономики, индустрии отдыха; справедливое распределение доходов и потребление. Ноосферные духовно-материальные идеалы жизнедеятельности граждан в условиях благоденствия в ноосферной республике создаются посредством зарабатывания доходов, но духовные идеалы в ноосферном обществе будут доминировать над материальными идеалами. Ноократия (республиканская народная власть разума), основываясь на законах ноосферной демократии, создаст гражданам условия, чтобы хорошо работать и хорошо отдыхать.
Формирование справедливых партнерских взаимоотношений разных архетипов граждан: ученых, изобретателей, преподавателей (учителей), новаторов-
руководителей (организаторов), новаторов-предпринимателей, обладающих способностями властвовать или организовывать новые предприятия, предпринимателей — строителей известных предприятий и профессионалов исполнительного труда, служащих основой жизнедеятельности человеческих сообществ, а также справедливое зарабатывание, распределение и расходование доходов людьми, возможно только на принципах ноосферной демократии, достижений науки и технологий, оптимального взаимодействия всех форм собственности (частной, коллективной, колхозной, муниципальной, акционерной и государственной), а также замены существующих идеалов обогащения и неограниченного потребительства идеалами духовно-материального благоденствия, удовлетворяющими научно обоснованные их потребности, необходимые для выполнения своего эволюционного предназначения на планете Земля.
Ноосферная республика — это не либеральная капиталистическая, не социалистическая, не коммунистическая, не националистическая, не сервисная, не информационно-коммуникационный технологический уклад, не православный социализм, не имперская государственная система, не рай на планете Земля. Это ноосферная парадигма разумной научной организации жизнедеятельности сообщества людей, это парадигма ноосферной эпохи, разработанная в ноосфер-ной философии в соответствии с ноосферным учением русского академика В. И. Вернадского.
В ноосферной республике формируется интеллектуально организованное гражданское общество с четко регламентированным ноосферными законами потреблением ресурсов, духовной и материальной деятельностью. Без строгого регламентирования использования ресурсов, производства и потребления товаров, без выполнения людьми ноосферных законов жизнедеятельности планетарной цивилизационной катастрофы в XXI веке не избежать.
В конце XX века, после разрушения СССР, холодная война продолжилась в виде холодной борьбы. Американские идеологи, применяя для прикрытия своего стремления к глобальному господству волюнтаристское толкование понятия демократии, не отражающего истинного народовластия, пытаются информационным давлением, обманом, мошенничеством, а также разными силовыми действиями и экономическими санкциями помешать ноосферной эволюции человечества и навязать ему свою реакционную систему глобального взаимодействия государств и превратить их в свои колонии.
Санкции, установленные в 2014 году против Российской Федерации по инициативе правительства и правящей элиты США совместно с правительствами 28 их вассалов — стран Западной Европы, при поддержке некоторых философов, политических деятелей и банкиров, дезорганизовали глобальное бытие людей и породили глобальный хаос, наносящий огромный вред семьям людей, экономике, экологии, культуре и общественным отношениям во всех государствах, существующих на планете Земля, а также нарушили эволюцию планеты Земля.
В XXI веке ноосферная эпоха продолжает неосознанно медленно формироваться в тяжелейших условиях, вызываемых возникающими прогрессивными и регрессивными событиями (санкциями, стихийной миграцией людей и др.). Экологическое и ноосферное учения В. И. Вернадского в XX веке приобрели всемирную известность, но анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в философии и политике, свидетельствует о стремлении многих российских философов замалчивать ноосферное учение В. И. Вернадского, а некоторых зарубежных
философов — о стремлении подменить его применением других терминов, так как новой научно обоснованной идеи предложить не могут. Также не обсуждаются в трудах большинства философов новые положения в учении о ноосфере, разработанные последователями В. И. Вернадского. Но большинство философов и политиков не усвоили выдающегося открытия В. И. Вернадского о вступлении человечества в 1944 году в ноосферу и продолжают рассуждать о будущей эпохе ноосферы.
Анализ исторических событий XX—XXI веков показал, что только ученые, изобретатели и новаторы всех стран, в том числе и США, восприняв ноосферное учение В. И. Вернадского, ноосферную философию, ноосферную идеологию, ноо-сферную демократию справедливого равноправного сотрудничества всех стран планеты, смогут построить справедливую эпоху ноосферных республик.
Предложения. В настоящее время ученым, изобретателям и новаторам на планете Земля целесообразно посредством обсуждения на саммитах, форумах, конференциях добиться консолидации мирного равноправного сотрудничества всех государств в осуществлении ноосферной эволюции человечества на основе ноосферного учения академика В. И. Вернадского и ноосферной философии.
Чтобы избежать глобальной катастрофы и строить эпоху ноосферы, чтобы не допустить глобального господства США, необходимо всеми средствами информации постоянно раскрывать антигуманную, антипланетарную сущность североамериканской идеи мирового господства и подобных идей других авантюристов.
Принимая во внимание историю России и СССР, исторические события прошлого и настоящего времени, Российской Федерации необходимо укреплять свою военную оборонную мощь, развивая оборонную промышленность, вооруженные силы и совершенствуя активную оборонительную стратегию, чтобы воинствующие авантюристы и правительства не мешали справедливой гуманной эволюции человечества, а также по дипломатическим каналам поддерживать суверенитет всех государств планеты Земля.
Библиографический список
1. Адамов А. К. Ноосферная демократия — система истинного народовластия. Саратов: Аквариус, 2003. 141 с.
2. Адамов А. К. Ноосферная Республика Россия. Саратов: Саратовский источник, 2001. 267 с.
3. Адамов А. К. Основы ноосферной философии. 2-е изд., перераб. Саратов: Саратовский источник, 2013. 411 с.
4. Адамов А. К. Основы ноосферологии: учебное пособие. Саратов: Саратовский источник, 2015. 164 с.
5. Адамов А. К. Основы философии ноосферы. Саратов: Изд-во СГУ, 1996. 155 с.
6. Адамов А. К. Ноосферная философия. Саратов: Наука, 2008. 342 с.
7. Адамов А. К. Ноосферная философия. Саратов: Саратовский источник, 2000.
126 с.
8. Вернадский В. И. Биосфера. Л.: НХТИ, 1926. 146 с.
9. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. 1944. Т. 18, вып. 2. С. 188—191.
10. Vernadsky V. I. L'autotrophie de l'humanité // Revue Générale des Sciences. 1925. No. 36. P. 495—502.
References
Adamov, A. K. (1996) Osnovy filosofii noosfery [Fundamentals of the philosophy of the noosphere], Saratov: Saratovskiy gos. un-t.
Adamov, A. K. (2000) Noosfernaya filosofiya [Noospheric philosophy], 2000, 126 p.
Adamov, A. K. (2001) Noosfernaya Respublika Rossiya [Noosphere Republic of Russia], Saratov: Saratov source.
Adamov, A. K. (2003) Noosfernaya demokratiya — sistema istinnogo narodovlastiya [Noosphere democracy — a system of true democracy], Saratov: Aquarius.
Adamov, A. K. (2008) Noosfernaya filosofiya [Noospheric philosophy], Saratov: Sara-tovskiy istochnik.
Adamov, A. K. (2013) Osnovy noosfernoy filosofi [Fundamentals of noospheric philosophy], Saratov: Saratovskiy istochnik.
Adamov, A. K. (2015) Osnovy noosferologii: uchebnoye posobiye [Fundamentals of noospherology: a tutorial]. Saratov: Saratovskiy istochnik.
Vernadsky, V. I. (1925) L'autotrophie de l'humanité. Revue Générale des Sciences, no. 36, pp. 495—502.
Vernadsky, V. I. (1926) Biosfera [Biosphere], Leningrad: NHTI.
Vernadsky, V. I. (1944) Несколько слов о ноосфере [A few words about the noosphere], Uspekhi sovremennoy biologii [Advances in modern biology], vol. 18, no. 2, s. 188—191.
Статья поступила в редакцию 30.05.2019 г.
Сведения об авторе
Адамов Алексей Константинович — доктор медицинских наук, профессор, Поволжская академия государственной службы имени П. А. Столыпина, г. Саратов, Россия, adamovnoosfera@yandex.ru
Information about the author
Adamov Alexey Konstantinovich — Dr. Sc. (Medicine), Professor, Povolzhskaya Academy of Public Administration named after P. A. Stolypin, Saratov, Russian Federation, adamovnoosfera@yandex.ru