ФИЛОСОФИЯ
УДК 577.4
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ НООСФЕРНОГО УЧЕНИЯ В. И. ВЕРНАДСКОГО И НООСФЕРНОЙ ФИЛОСОФИИ
Адамов Алексей Константинович -
доктор медицинских наук, профессор микробиологии и экологии, профессор кафедры философии, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина, Саратов E-mail: rusrapi@microbe.ru
В статье рассматриваются политические аспекты эволюционных рисков, возникающих в процессах глобализации. В существующих философских, социальных и политических концепциях, реформах, а также в теориях не представлено объективное обоснование их соответствия предназначению человека на планете Земля. В ноосферной философии эволюция человечества проектируется на основании открытого в 1996 г. предназначения людей на планете Земля. Обсуждаются вопросы приоритета развития ноосферного учения; отмечается, что некоторые зарубежные философы пытаются без научного обоснования, используя другие термины для обозначения ноосферных смыслов, подменить ноосферное учение концепцией креативности.
Ключевые слова: учение о ноосфере, риски эволюции, эпоха ноосферы, ноосферное общество, ноосферная экономика, креативная экономика, креативное общество.
В существующих философских, социальных и политических концепциях, реформах, а также в теориях не представлено объективного обоснования их соответствия предназначению человека на планете Земля, которое каждый гражданин согласно законам эволюции обязан выполнять в своем цикле жизни. Только в но-осферном учении В. И. Вернадского, развитом в ноосферной философии, эволюция человечества проектируется на основании открытого в ноосферной философии предназначения людей на планете Земля и данных об их эволюционных возможностях.
Гениальный русский ученый академик Владимир Иванович Вернадский в Париже, в Сорбонне, в 1922-1925 г. [1] читая лекции и излагая созданное им учение о биосфере, впервые высказал идею о развитии биосферы в эру разума. В 1925 г., обобщая свои научные геологические, экологические, философские и политические исследования, а также свой опыт в организации Конституционно-демократической партии, он научно обосновал детерминированность образования эры разума. Французские ученые П. Тейяр де Шарден и Э. Ле-Руа поддержали концепцию В. И. Вернадского. Позже (1927 г.) эру разума Э. Ле-Руа предложил назвать сферой разума -ноосферой (лат. noos - разум, sphera - оболочка). Это предложение было принято В. И. Вернадским.
Философски осмысляя результаты своих геологических и социально-биологических исследований, проведенных в 1925-1944 гг., В. И. Вернадский [1-3] разработал новое во всемирной философии научно обоснованное философское направление - учение об эпохе разума - ноосфере. Согласно учению В. И. Вернадского, эпоха ра-
© Адсмов А. К., 2015
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 1
зума - ноосфера строится посредством научной мысли и труда в условиях демократии.
В. И. Вернадский обосновал, что ноосфера, организованная на принципах развития науки, техники, научной системы природопользования, экономики и демократии, обеспечит справедливую и счастливую жизнь людей. В 1944 г. В. И. Вернадский открыл, что человечество вступило в ноосферу. Он писал: «Мы входим в ноосферу. Мы вступаем в нее <...> - в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны. Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере» [2, с. 119].
Научную работу «Несколько слов о ноосфере» [3] следует рассматривать как научно-политическое завещание. Учение В. И. Вернадского об эре разума в СССР и России широко не обсуждалось, но прогрессивная интеллигенция его восприняла. Опубликованное в 1944 г. в советском журнале и в 1945 г. в американском журнале это учение, открывшее человечеству научно-трудовой вектор строительства нового миропорядка, инициировало разработки различных концепций мироустройства. Не ссылаясь на открытие учёного, зарубежные авторы предложили концепции постиндустриального общества [4], технотронного общества [5], сверхиндустриального общества [6] и др., которые, по существу, представляют научно не обоснованные утопические варианты учения о ноосфере и не содержат ничего нового.
В Советском Союзе учение о ноосфере пропагандировали как выдающееся достижение российской науки Ю. А. Жданов, Н. П. Антонов, Н. Н. Моисеев.
Развитие учений В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере было продолжено в разработанной мною [7-9] ноосферной философии с помощью новых философских методов. В ноосферной философии представлены и обоснованы следующие новые положения: 1) открытие предназначения человека в природе, которое И. Кант считал невозможным; 2) доказательства ведущего значения сознания в формировании бытия; 3) достаточные основания для признания способности человеческого сознания изобретать интеллектические законы развития и эволюции реальностей, включая и развитие материи; 4) в теорию познания введено понятие «изобретение знания», т.е. изобретение интеллектических законов; 5) познание осуществляется посредством отражения реальностей, открытия синергетиче-ских законов эволюции реальностей, изобретения интеллектических законов эволюции реальностей
и производства новых реальностей; 6) у людей генетически детерминированы потребности создавать трудом по интеллектическим законам новые реальности на планете Земля и в Космосе, развивая материю в формах ранее не существовавших объектов (машин, сооружений, Интернета, космических зондов, спутников) и духовных продуктов; 7) значение ученых-изобретателей и новаторов в развитии реальностей: духа, материи, организации государств и др.; 8) смысл жизнедеятельности каждого человека на планете Земля и во Вселенной; 9) главные принципы ноосферной демократии; 10) базовые положения интеллектуальной организации ноосферной экономики;
11) норма духовно-материального благоденствия;
12) подтверждение открытия В. И. Вернадского о вступлении человечества в 1944 г. в ноосферу; представлены научные аргументы детерминированности образования справедливых ноосферных республик, обеспечивающих жизнедеятельность людей в условиях благоденствия; 13) интеллектуальная организация ноосферной республики; 14) теория ноосферизма и новая ветвь науки -ноосферология; 15) образ ноосферной республики; 16) формула национальной идеи России; 17) краткая программа глобализации [8].
Согласно ноосферной философии, человек в природе образовался по эволюционным законам самоорганизации и саморазвития и предназначен, чтобы посредством интеллектуального (духовного) и механического (физического) труда, познавая материю и другие реальности, создавать условия своего благоденствия и безопасности, необходимые для развития реальностей (духовных, материальных, виртуальных и других), защиты себя и планеты Земля от биологических, социальных, политических и космических угроз (опасностей) и освоения Космоса.
Предназначение человека в природе служит достаточным основанием принципа существования и жизнедеятельности человечества.
Человек есть физически обособленный живой биосоциальный организм с биологическими потребностями для жизнедеятельности, способный к самовоспроизводству, но без наследственно детерминированной программы деятельности, обладающий возможностями: добывания знаний, производства знаний посредством изобретательства; накопления знаний и свободного программирования своей жизни (функция мозга), обмена информацией (функция мозга и языка), обработки материальных объектов посредством рукотворного труда (функция рук) и свободного перемещения в пространстве (функция ног) [9].
В учении В. И. Вернадского, как указывалось, обосновано, что человечество в 1944 г.
начало строить ноосферу - эпоху разума, но он не разработал программу образования ноосферного государства. В соответствии с ноосферным учением [1-3] в 1996 г. в ноосферной философии вместо демократических, социалистических, коммунистических и либеральных иностранных идеологий были разработаны новые философские принципы организации государств по законам ноосферной демократии и ноосферной интеллектуально организованной экономики в форме ноосферных республик [8, 9].
В опубликованных мною в 1996-2013 гг. монографиях было подтверждено открытие В. И. Вернадского - вступление человечества в ноосферу в 1944 г., обстоятельно рассмотрена роль творческих талантливых граждан в формировании новой эпохи ноосферы, а также представлены обоснования: ведущей роли творческих граждан в развитии человечества; эволюционного значения интеллектуальной деятельности граждан; открытия движущих сил развития человечества; формирования новой экономики - ноосферной экономики и строительства эпохи ноосферы.
В начале ХХ1 в. было показано, что открытое В. И. Вернадским строительство ноосферы во второй половине ХХ в. и в XXI в. проявляется в стихийном формировании следующих ростков ноосферных республик: а) интенсивном развитии образования и науки, способствующем открытию новых законов и явлений природы; б) теоретическом развитии ноосферной демократии; в) образовании большого производительного потенциала, состоящего из людей, владеющих всеми профессиями обработки объектов и другими видами трудовой деятельности, которые производят эволюцию материальных и других реальностей; г) строительстве большого экономического потенциала, обусловленного: освоением атомной энергии, изобретением электронных мыслящих машин, компьютерных информационных систем, телевидения, сотовых телефонов, Интернета, электронных кибернетических аппаратов-роботов; разработкой основ генной инженерии и успехами в сельском хозяйстве (зеленая революция, клонирование организмов и т.п.); д) развитии ракетостроения, освоении Космоса.
Величайшим достижением в становлении эпохи ноосферы является изобретение Интернета, образовавшего новое ноосферное пространство духовного бытия. Интернет - это система интеллектуально-духовной и виртуально-практической деятельности людей в эпоху ноосферных республик. Это - ростки ноосферных республик.
В XXI в. в России ноосферное учение разрабатывают А. Д. Урсул, А. К. Адамов, С. Г. Смирнов, И. М. Борзенко, В. А. Кувакин,
A. А. Кудишина, Л. С. Гордина, В. Н. Василенко, И. Н. Ремизов, В. А. Грачев, А. Н. Неверов и др. В начале XXI в. вступление человечества в эпоху разума подтвердили российские и зарубежные авторы [10-14].
И. М. Борзенко с соавторами [10], М. Н. Ро-сенко с соавторами [11] констатируют, что началось развитие ноосферного этапа всемирной истории Россией, Европой, США, Индией и Китаем. Объединение «Brain Trust Charity» объявило ХХ1 в. «Веком мозга», а третье тысячелетие - «Тысячелетием разума». Руководитель фирмы Scandia Л. Эдмудсон предложил вводить в фирмах должность «главный управляющий знаниями», Р. Хант, Т. Базан [13] рекомендовали интеллектуальную организацию фирм. Чтобы фирмы процветали, С. Чоудхари [14] рекомендует вводить должности «ответственный сотрудник по талантам» (Chief talent officer). Р. Флорида [15] показал, что в XXI в. в США происходит строительство новой эпохи, осуществляемое по идеям творческих граждан.
Публикации Л. Эдмудсона, Р. Ханта и Т. Ба-зана, С. Чоудхари, Р. Флориды подтверждают верность учения В. И. Вернадского о ноосфере.
Указанные выше успехи достигнуты трудами ученых, изобретателей и новаторов, внедряющих создаваемые новшества в духовную жизнь людей и экономику. Однако в общественных отношениях, культуре, морали, политике и системах власти принципиальных ноосферных сдвигов не отмечается, так как ученые, изобретатели и новаторы еще не заняли ведущего положения в системе государственной власти.
Анализ ситуации, сложившейся в философии и политике, свидетельствует о стремлении многих российских философов замалчивать ноосферное учение В. И. Вернадского, а некоторых зарубежных философов - подменить его применением других терминов.
В работах Л. Эдмудсона, Р. Ханта и Т. Ба-зана, С. Чоудхари, Р. Флориды приоритетное учение В. И. Вернадского о становлении ноосферы - эпохи разума, о вступлении человечества в 1944 г. в ноосферу не обсуждается. Также не обсуждаются в трудах большинства философов новые положения в учении о ноосфере, разработанные последователями В. И. Вернадского. К сожалению, некоторые последователи
B. И. Вернадского не усвоили выдающегося его открытия о вступлении человечества в 1944 г. в ноосферу и продолжают рассуждать о будущей эпохе ноосферы.
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 1
В монографии Р. Флориды [15] рассмотрены те же положения, которые ранее были обоснованы в опубликованных мною монографиях [8, 9]: «Творцы нового в разных отраслях человеческой деятельности составляют движущую силу развития экономики и общества» [8, с. 37]. Далее в тексте расшифровано, что к творческим людям относятся ученые, изобретатели и новаторы во всех сферах и отраслях человеческой деятельности, строящие ноосферную эпоху. В монографии Флориды также рассмотрена роль творческих талантливых граждан в формировании новой эпохи, которую он предлагает назвать креативной [15]. Он пишет: «Этой движущей силой стала креативность, играющая огромную роль в экономике и обществе» [15, с. 18-19].
В опубликованных мною монографиях [8, 9] для формирующейся новой эпохи предложены термины: «ноосфера», «ноосферная цивилизация», «эпоха ноосферы» [8, с. 54; 9, с. 84], «ноосферное общество» [8, с. 104-110], «ноо-сферная общественно-экономическая формация» [9, с. 43), «ноосферная экономика» [9, с. 80]. В монографии Р. Флорида для формирующихся ноосферных структур предлагает другие термины: «креативная эпоха» [15, с. 35], «креативное общество» [15, с. 310-311], «креативная экономика» [15, с. 58-59], не наполняя эти термины новым смыслом. Кроме того, он предлагает не имеющий научного обоснования термин «креативный класс». Далее, обсуждая изменения классовой структуры американского общества, смыслы деятельности креативного класса, Р. Флорида приводит противоречивые аргументы, но анализ статистических данных заслуживает внимания. Эта монография [15] объявлена американской прессой «завораживающей книгой». В 2004 г. журнал Harvard business Review признал эту книгу одной из лучших инновационных идей [15].
В развитых государствах Европы и в США в философии, культурологии, социологии и политике во второй половине XX в. возникли противоречивые процессы: с одной стороны, возросли возможности большого количества людей пользоваться достижениями культуры, с другой - распространяется пренебрежительное отношение к ценностям культуры. Рыночная идеология индивидуализма, потребительства, поддерживаемая регрессивными социологическими, экономическими и политическими концепциями западной философии, буржуазными концепциями контркультуры и нигилизма, создает эволюционные риски, способствующие произвольному толкованию принятых понятий, употреблению двойных стандартов, которые
привели к возникновению напряженности в человеческих сообществах, к углублению их дезорганизации (разобщению, дезинтеграции), к невозможности объективного решения проблем морали, коллективности, соборности, самоорганизации, а также к обнищанию населения в развивающихся странах, к локальным войнам в разных регионах мира и к образованию угрозы глобальной катастрофы. Могущество человечества в воздействии на биосферу и планету в XXI в. достигло такой величины, что без контроля разума может вызвать гибель не только самого себя, но и планеты Земля.
Американские идеологи, применяя для прикрытия своего стремления к глобальному господству волюнтаристское толкование понятия демократии, не отражающего истинного народовластия, пытаются разными силовыми действиями и экономическими санкциями навязать миру свою реакционную систему власти. Чтобы не допустить глобального господства США, следует усваивать и распространять ноосферное учение В. И. Вернадского и ноосферную философию.
В . И. Вернадский, выдающийся ученый-энциклопедист, своими трудами внес огромный вклад в развитие образования, науки, культуры и государственной организации жизнедеятельности человечества. Его работы по геологии, минералогии, физике, использованию энергии атома, экологии и эволюции биосферы получили мировое признание. Бессмертно учение В. И. Вернадского о ноосфере - принципиально новой системе организации человеческих сообществ.
Научное наследие В. И. Вернадского и в настоящее время не утратило значения для развития мировой науки и человечества. Его философское учение о настоящем и будущем человечества способствует развитию российской и глобальной философии. Имя В. И. Вернадского приобрело значение символа, направляющего глобальную эволюционную жизнедеятельность человечества. Гениальный русский ученый, философ, талантливый политический деятель, выдающийся государственный деятель академик РАН В. И. Вернадский заслуженно признан выдающимся мыслителем России и всего мира.
С конца ХХ в. многие интеллектуалы, СМИ, интенсивно пропагандируя безыдейный плюрализм мнений, мешали разработке национальной идеологии России и ставили ее в неравноправное положение, по сравнению с окружающими идеологизированными государствами. В настоящее время ноосферное учение В. И. Вернадского необходимо принять
в качестве идеологии Российской Федерации и распространять во всех странах мира в качестве глобальной идеологии человечества.
Список литературы
1. Вернадский В. И. Биосфера. Л., 1926. 174 с.
2. Vernadsky V. I. The biosphere and the noosphere // American Scientist. 1945. Vol. 33, № 1. P. 1-12.
3. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Успехи совр. биол. 1944. Т. 18, вып. 2. С. 188-191.
4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество (опыт социального прогнозирования). М., 1999. 944 с.
5. Brzezinsci Z. Between two ages, america's role in technotronic era. N. Y., 1970. 355 p.
6. TofflerA. Future Shock. N. Y., 1971. 576 p.
7. Адамов А. К. Философские проблемы ноосферы. Саратов, 1995. 57 с.
8. Адамов А. К. Основы философии ноосферы. Саратов, 1996. 155 с.
9. Адамов А. К. Ноосферология. Саратов, 1999. 160 с.
10. Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма. М., 2002. 383 с.
11. Росенко М. Н., Колесников А. С., Гречанова В. А. Основы современной философии. СПб., 2004. 204 с.
12. Рубинштейн М., ФирстенбергА. Интеллектуальная организация / пер. с англ. М., 2003. 192 с.
13.Хант Р., Базан Т. Как создать интеллектуальную организацию / пер. с англ. М., 2002. 230 с.
14. Менеджмент XXI века (когда-нибудь мы все будем так управлять / пер. с англ. ; под ред. С. Чоудхари. М., 2002. 448 с.
15. Флорида Р. Креативный класс : люди, которые меняют будущее. М., 2007. 421 с.
Current Problems in the Development of V. I. Vernadsky Noospheric Hypothesis and Noospheric Philosophy
A. K. Adamov
Povolzhskiy Institute of Management 23/25, Sobornaya str., Saratov, 410035, Russia E-mail: rusrapi@microbe.ru
Political aspects of evolutionary risks that emerge in the process of globalization are discussed in the paper. The existing philosophic, social and political concepts and theories do not give objective substantiation of their correspondence to the destination of a Man on the Earth. Noospheric philosophy plots the humanity evolution on the basis of human beings destination discovered in1996. Thus, discussed is the
priority of noospheric theory development. It is noted that some foreign philosophers attempt to replace the theory of humanity evolution with the concept of creation without scientific substantiation by applying other terms for noospheric phenomena. Key words: theory of noosphere, evolutionary risks, noospheric age, noospheric society, noospheric economy, creative economy, creative world.
References
1. Vernadsky V. I. Biosfera (Biosphere). Leningrad, 1926. 174 p.
2. Vernadsky V. I. The biosphere and the noosphere. American Scientist, 1945, vol. 33, no 1, pp. 1-12.
3. Vernadsky V. I. Neskolko slov o noosfere (Few words about noosphere). Uspekhi sovr. biol. (Advantages of the Modern biology), 1944, vol.18, iss. 2, pp. 188-191.
4. Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. New York, 1973. 507 p. (Russ. ed.: Bell D. Gryadushchee postindustrialnoe obshchestvo {opyt sotsialnogo prognozirovaniya}). Moscow, 1999. 944 p.).
5. Brzezinsci Z. Between two ages, America's role in technotronic era. New York, 1970. 355 p.
6. Toffler A. Future shock. New York, 1971. 576 p.
7. Adamov A.K. Filosofskie problemy noosfery (Philosophical issues of noosphere). Saratov, 1995. 57 p.
8. Adamov A.K. Osnovy filosofii noosfery (Fundamentals of noosphere philosophy). Saratov, 1996. 155 p.
9. Adamov A. K. Noosfernaya filosofiya (Noosferic philosophy). Saratov, 2000. 126 p.
10. Borzenko I. M., Kuvakin V. A., Kudishina A. A. Osnovy sovremennogo gumanizma (Fundamental principles of the present-day humanism). Moscow, 2002. 383 p.
11. Rosenko M. N., Kolesnikov A. S., Grechanova V. A. Osnovy sovremennoy filosofii (Fundamental principles of the modern philosophy). St.-Petersburg, 2004. 204 p.
12. Rubinsteun M., Firstenberg A. The mind organization. New York, 1999. 224 p. (Russ. ed.: Rubinshteyn M., Firstenberg A. Intellektualnaya organizatsiya. Moscow, 2003. 192 p.).
13. Hunt R., Buzan T. Creating a thinking organization. Brookfield, 1999. 240 p. (Hant R., Bazan T. Kak sozdat intellektualnuyu organizatsiyu. Moscow, 2002. 230 p.).
14. Menedzhment XXI veka (kogda-nibud my vse budem tak upravlyat). (Management technologies of the XXI century {someday we will all manage it that way}). Ed. by S. Choudhari. Moscow, 2002. 448 p.
15. Florida R. The rise of the creative class and how it's transforming work, leisure, community and everyday life. New York, 2002. 416 p. (Russ. ed.: Florida R. Kreativnyy klass: lyudi, kotorye menyayut budushchee. Moscow, 2007. 421p.).