УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
TOPICAL ISSUES OF THE FIGHT OF CUSTOMS DETECTIVE UNITS AGAINST EVASION OF CUSTOMS PAYMENTS
УДК 343.98
Аннотация: актуальность темы обусловлена комплексом обстоятельств, напрямую влияющих на организацию обеспечения внешнеэкономической безопасности России. Объектом исследования является оперативно-разыскная деятельность (далее - ОРД), предметом - борьба таможенных органов с уклонением от уплаты таможенных платежей. Цель исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию противодействия данным преступным посягательствам. Эмпирическую основу составил личный опыт службы автора в таможенных органах Российской Федерации, кроме того, применены диалектический метод, логический метод, метод системного анализа и синтеза, метод теоретического моделирования. Разработанность темы, на наш взгляд, носит недостаточный характер, вместе с тем в настоящей статье были проанализированы наработки и развиты идеи ряда российских исследователей. При характеристике предмета исследования автором рассмотрены основные схемы совершения преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 194 Уголовного кодекса Российской Федерации, освещены сопутствующие и предикатные им составы, выявлены проблемные вопросы при противодействии подобным деликтам силами оперативных подразделений Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России). В целях совершенствования механизмов ОРД в борьбе таможенных органов с уклонением от уплаты таможенных платежей автором выдвинут комплекс предложений в рамках единого алгоритма действий, включающего в себя выявление первичных признаков деликта с использованием современных автоматизированных программных средств, взаимодействие с функциональными подразделениями в рамках таможенного контроля после выпуска товаров, проведение отдельных оперативно-разыскных мероприятий, направленных на документирование субъективной стороны преступления, участие в судебном разбирательстве для надлежащего обоснования правовой позиции таможенного органа, оперативное сопровождение возбужденного уголовного дела в тесном взаимодействии со следственными органами.
Ключевые слова: уклонение от уплаты таможенных платежей, занижение таможенной стоимости, недостоверное декларирование, валютный контроль, оперативно-разыскное мероприятие, наведение справок, таможенный контроль, таможенная проверка, преступный умысел, представление результатов оперативно-разыскной деятельности.
Для цитирования: Стуканов И.А. Актуальные вопросы борьбы оперативно-разыскных подразделений таможенных органов с уклонением от уплаты таможенных платежей // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 2. - С. 81-87.
Abstract: the relevance of the topic is due to a set of circumstances that directly affect the organization of ensuring Russia's foreign economic security. The object of the study is operational investigative activities (hereinafter referred to as the ORD), the subject is the fight of customs authorities against customs evasion. The purpose of the study is to develop proposals for improving the counteraction to these criminal encroachments. The empirical basis was the personal experience of the author's service in the customs authorities of the Russian Federation, in addition, the dialectical method, the logical method, the method of system analysis and synthesis, and the method of theoretical modeling were applied. The elaboration of the topic, in our opinion, is insufficient, however, in this article, the developments and ideas of a number of Russian researchers have been analyzed and developed. When characterizing the subject of the study, the author considers the main schemes of committing a crime, the responsibility for which is provided by art. 194 of the Criminal Code of the Russian Federation, the accompanying and predicate compositions are highlighted, problematic issues are identified when countering such offenses by the forces of operational units of the Federal Customs Service of Russia (hereinafter - the FCS of Russia). In order to improve the mechanisms of ODS in the fight of customs
И.А. СТУКАНОВ
(Центральная оперативная таможня, Россия, Москва) [email protected]
ILYA A. STUKANOV
(Central Detective Customs, Moscow, Russia)
НАУКИ
authorities against customs evasion, the author has put forward a set of proposals within the framework of a single algorithm of actions, including the identification of primary signs of tort using modern automated software tools, interaction with functional units within the framework of customs control after the release of goods, carrying out separate operational investigative measures aimed at documenting the subjective side of the crime, participation in court proceedings to properly substantiate the legal position of the customs authority, prompt support of the initiated criminal case in close cooperation with the investigative authorities.
Keywords: evasion of customs payments, understatement of customs value, false declaration, currency control, detective measures, making inquiries, customs control, customs inspection, criminal intent, presentation of the results of detective activities.
For citation: Stukanov I.A. Topical issues of the fight of customs detective units against evasion of customs payments // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. -№ 2. - P. 81-87.
Введение. Борьба с экономическими преступлениями является одним из основных направлений деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов России. «Уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица»1, согласно статистическим данным Федеральной таможенной службы, из года в год выступает наиболее распространенным фискальным преступным деянием, выявляемым по итогам оперативно-разыскных мероприятий [1]. Так, за 9 месяцев 2023 г. по материалам оперативных подразделений таможенных органов возбуждено 209 уголовных дел по ст. 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), что составляет 14% от их общего количества и уступает лишь преступлениям, квалифицируемым по ст. 226.1 УК РФ (633 уголовных дела)2.
Особенную актуальность данное направление принимает в условиях активной перестройки внешнеэкономических процессов3, а также необходимости восполнения выпадающих доходов федерального бюджета за счет иных поступлений в целях неукоснительного исполнения социальных обязательств и государственного оборонного заказа в процессе продолжающейся специальной военной операции4.
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 27.11.2023) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2023).
2 Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://customs.gov.ru/activity/pravooxramtel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravlemya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/ (дата обращения: 01.12.2023).
3 Товарооборот между Россией и Китаем установил исторический рекорд [Электронный ресурс]. - URL: https://ria. ru/20231207/tovarooborot-1914255444.html
4 Путин: Россия выполняет все соцобязательства, несмотря на рост расходов на ОПК [Электронный ресурс]. - URL:
https://regnum.ru/amp/3853020
Проблемные вопросы, возникающие в процессе борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей, требуют разработки соответствующих предложений по их решению в практической деятельности.
Обзор литературы. Несмотря на недостаточную степень проработанности данной темы в научном сообществе, в настоящем исследовании были проанализированы наработки и развиты идеи ряда российских авторов, в частности Е.В. Жеребена, К.В. Диденко, П.А. Волкова, К.А. Плясова, А.В. Варданяна. Кроме того, источниками исследования послужили нормативно-правовые акты Евразийского экономического союза в сфере таможенного регулирования, национальное законодательство Российской Федерации в области уголовного права, оперативно-разыскной деятельности, валютного регулирования и валютного контроля, подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти.
Материалы и методы. В эмпирическую основу исследования лег многолетний личный опыт службы автора в таможенных органах Российской Федерации на различных должностях, в том числе в оперативно-разыскных подразделениях, непосредственное участие в выявлении и пресечении преступлений, отнесенных к их компетенции. Основу данного исследования также составил комплекс общенаучных и частнонаучных методов, а именно: диалектический метод, логический метод, метод системного анализа и синтеза, метод теоретического моделирования.
Результаты исследования. При характеристике предмета исследования необходимо прежде всего выделить различные способы совершения уклонения от уплаты таможенных платежей, среди которых фигурируют как недекларирование (примитивная неуплата таможенных платежей, например, при перемещении товаров вне пунктов пропуска через таможенную границу, либо с их сокрытием), так и недостоверное декларирование товара под иным кодом Единой
НАУКИ
товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) либо с занижением его весовых и иных характеристик [2].
Вместе с тем недобросовестные участники ВЭД зачастую прибегают к более сложному способу, который способен придать «серому» импорту вид легальной коммерческой деятельности, он заключается в невключении в таможенную стоимость иных расходов, влияющих на сумму таможенных платежей, которые подлежат уплате при декларировании товаров [3].
Согласно ст. 40 Таможенного кодекса ЕАЭС5 при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними в нее включаются:
- вознаграждение посредникам (агентам) и брокерам;
- расходы на тару;
- расходы на упаковку;
- сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и иные товары, из которых произведены (состоят) ввозимые товары;
- инструменты, штампы, формы и иные подобные товары, использованные при производстве ввозимых товаров;
- материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров;
- проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне таможенной территории ЕАЭС;
- часть дохода (выручки), полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;
- расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
- расходы на погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров и проведение иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
- расходы на страхование;
- лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности.
Приведем упрощенную типовую схему преступления, квалифицируемого по ст. 194
5 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 01.12.2023).
УК РФ и совершаемого описанным способом. В нормальных условиях импортер заключает внешнеторговый контракт на поставку товаров с иностранным продавцом и определяет таможенную стоимость ввозимых товаров по методу 16. Соответственно, при таможенном декларировании каждой партии товара стоимостью х долларов США импортером должны быть уплачены таможенные платежи суммой ху долларов США, где у - ставка таможенного платежа. Таким образом, цена партии товара на внутреннем рынке составит не менее х + ху долларов США.
Напротив, недобросовестный участник ВЭД, заключая сделку с иностранным продавцом, фактически разделяет стоимость товара на несколько частей и осуществляет расчеты в рамках нескольких внешнеторговых контрактов: например, основного на поставку товаров с кодом вида контракта «/2/», а также дополнительных на оказание услуг за пределами таможенной территории в отношении этих же товаров с кодом вида контракта «/4/». Таким образом, фактическая стоимость партии товара составляет также х долларов США, однако в рамках основного внешнеторгового контракта покупателем оплачивается только 1/3х долларов США, еще 1/3х долларов США оплачивается, например, за маркировку и переупаковку ввозимых товаров, и еще 1/3х долларов США - за транспортировку товаров до таможенной границы ЕАЭС. При этом в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-1 дополнительные начисления импортером не отражаются. В таком случае цена партии товара на внутреннем рынке составит х + 1/3ху долларов США, что позволит иметь недобросовестное конкретное преимущество перед участниками ВЭД, заявляющими таможенную стоимость и уплачивающими таможенные платежи в полном объеме.
Данная схема совершения противоправного деяния может быть дополнительно усовершенствована злоумышленниками. Так, контракты на оказание услуг могут быть заключены с иными нерезидентами, не являющимися контрактодержа-телями по договорам поставки товаров. Указанное обстоятельство затрудняет идентификацию оплаченных услуг и их отнесение к конкретным партиям импортированных товаров в рамках таможенного контроля после выпуска. Кроме того, импорт может осуществляться в рамках внешнеторгового контракта с кодом «/9/», одновременно предусматривающим как поставку товаров, так и оказание услуг, при этом информация о проведенных платежах за оказанные услуги и актах об их оказании не в полной мере доступна долж-
6 Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
НАУКИ
ностному лицу таможенного органа, осуществляющему выпуск товаров в свободное обращение.
Следует отметить, что некоторые услуги в отношении ввозимых товаров за пределами таможенной территории могут не оказываться вовсе, а указанные контракты на оказание услуг прежде всего служат целям «серых» расчетов с отправителями товаров. Уместно говорить о том, что представленные в банковские организации в целях валютного контроля подтверждающие документы в данном случае содержат недостоверные цели, основания и назначение переводов, что образует объективную сторону преступления, квалифицируемого по ст. 193.1 УК РФ. Таким образом, наблюдается явление совокупности преступлений, что может быть квалифицировано с использованием нормы ст. 17 УК РФ.
В числе проблемных вопросов, с которыми оперативно-разыскным подразделениям таможенных органов приходится сталкиваться в борьбе с уклонением от уплаты таможенных платежей, необходимо отметить следующие:
1. Отсутствие конкретных методик по выявлению первичных признаков нарушения действующего таможенного законодательства с использованием имеющихся в распоряжении баз данных и автоматизированных систем. В настоящее время сведения, необходимые для подобного анализа, рассредоточены по различным информационным хранилищам таможенных органов, синхронизация между которыми налажена не в полной мере. Вместе с тем инструментарий программных средств, разрабатываемых подрядными организациями, не всегда отвечает требуемому функционалу и не позволяет обрабатывать информацию по заданным критериям [4]. Доступ к необходимым программным средствам также ограничен и зачастую предоставляется только отдельным сотрудникам оперативно-аналитических подразделений, что увеличивает сроки проведения проверочных мероприятий.
2. Отсутствие нормативно закрепленного порядка представления результатов ОРД в функциональное подразделение таможенного контроля в целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров. В сложившейся ситуации у оперативно-разыскных подразделений таможенных органов вплоть до составления рапорта об обнаружении признаков преступления в порядке ст. 143 УК РФ отсутствуют правовые основания для придания гласности результатов оперативно-технических мероприятий, которые могут изобличить недобросовестных участников ВЭД в умышленном уклонении от уплаты таможенной стоимости еще на этапе проведения таможенного контроля после выпуска товаров и судебного разбирательства в арбитражном процессе.
3. Ограниченные полномочия оперативно-разыскных подразделений и подразделений дознания таможенных органов при выявлении признаков совершения преступления организованной группой (ч. 4 ст. 194 УК РФ). В настоящее время таможенные органы уполномочены только на проведение неотложных следственных действий, направленных на первоначальный сбор доказательной базы, после чего уголовное дело подлежит передаче по подследственности в органы Следственного комитета России. В силу специфики внешнеэкономических преступлений следователю и оперативному сотруднику необходимо обладать специальными познаниями и практическими навыками в сфере таможенного дела для надлежащего определения предмета доказывания, установления субъективной стороны совершенного деяния в отношении каждого члена организованной группы, а также иных выявляемых в ходе расследования лиц [5]. При этом следователи Следственного комитета Российской Федерации, в производство которых попадают данные уголовные дела, а также сотрудники МВД России, осуществляющие по ним оперативное сопровождение, в основном специализируются на общеуголовных преступлениях, совершенных на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, процесс расследования уголовных дел по которым характеризуется совершенно отличными криминалистическими методиками.
Обсуждение и заключение. В целях усовершенствования механизма борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей, а также сопутствующими нарушениями действующего законодательства Российской Федерации и права ЕАЭС необходимо предпринять комплекс мер с их последующим внедрением в служебную деятельность оперативно-разыскных и иных функциональных подразделений таможенных органов в рамках четкого алгоритма действий, который можно условно разделить на следующие составляющие:
1. Выявление первичных признаков деликта. В процессе проведения оперативно-разыскных мероприятий (далее - ОРМ) «Наведение справок» сотруднику оперативно-разыскного подразделения необходимо отобрать участников ВЭД, подходящих под определенные критерии, в том числе с наличием внешнеторговых контрактов на импорт товаров и на оказание услуг. По итогам запроса копий внешнеторговых контрактов надлежит изучить их предмет и существенные условия, затем осуществить выгрузку декларационного массива и проанализировать структуру деклараций таможенной стоимости, заявленных импортером, на предмет невключения в нее отдельных составляющих. При этом необходимо
НАУКИ
также установить перечень аффилированных организаций и подвергнуть проверке их ВЭД по аналогичной схеме. Описанные мероприятия уже на данном этапе развития и функционирования баз данных и программных средств таможенных органов возможно привести к высокой степени автоматизации, при которой оператору достаточно будет лишь задать изначальные критерии (например, регион деятельности, номенклатура товаров), вслед за этим получив готовый перечень объектов заинтересованности.
Затем с целью подтверждения первичных признаков нарушения таможенного законодательства оперативный сотрудник аналогично в рамках ОРМ «Наведение справок» в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»7, получает из кредитно-финансовых учреждений соответствующие документы и сведения: выписки по счетам и документы, подтверждающие основания совершения валютных операций (акты выполненных работ и оказанных услуг).
2. Проведение таможенного контроля после выпуска товаров. При получении необходимых документов и сведений оперативному сотруднику надлежит инициировать проведение таможенной проверки путем направления запроса в соответствующее подразделение таможенного контроля в порядке, предусмотренном приказом ФТС России № 20078, в котором необходимо указать в том числе полные реквизиты организации, сведения о фактическом местонахождении товаров, сведения о ликвидации и банкротстве, имеющихся расчетных счетах, предполагаемый размер экономического ущерба, а также приобщить к нему список проверяемых деклараций на товары и полученные в кредитно-финансовых учреждениях документы и сведения.
При направлении запроса также следует учитывать сроки таможенного контроля после выпуска товаров, которые составляют три года со дня выпуска декларации на товары, сроки проведения самой таможенной проверки, а также сумму нарушения таможенного законодательства, которая непосредственно влияет на квалификацию противоправного деяния и сроки давности при-
7 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 14.07.2022) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2023).
8 Приказ ФТС России № 2007 от 18.12.2017 «Об организации взаимодействия подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
влечения к уголовной (или административной) ответственности [6].
3. Проведение оперативно-разыскных мероприятий, направленных на документирование субъективной стороны противоправного деяния (прямого умысла), в том числе оперативно-технических, ограничивающих конституционные права проверяемых лиц. Указанные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»9 (прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, получение компьютерной информации и др.), проводятся параллельно с таможенной проверкой после выпуска товаров, что позволяет получить дополнительные сведения, изобличающие злоумышленников в умышленном совершении указанного преступления.
4. Взаимодействие с правовыми подразделениями и подразделениями таможенного контроля с целью надлежащего обоснования правовой позиции таможенного органа в судебном разбирательстве. В случае обжалования результатов таможенной проверки после выпуска товаров представители таможенного органа участвуют в арбитражном процессе и частично используют в качестве доказательств добытые в ходе проверочных мероприятий сведения, которые не составляют охраняемую законом тайну [7].
Характеризуя данный этап, следует вернуться к вышеописанной проблеме невозможности «легализации» отдельных результатов ОРД до начала доследственной проверки путем их представления в функциональное подразделение таможенного органа. При этом совместным приказом ФНС России и ФТС России10 установлен порядок представления результатов оперативно-разыскной деятельности налоговому органу, которые могут быть использованы им для реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц [8]. В целях решения данного проблемного вопроса представляется целесоо-
9 Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 29.12.2022) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2023).
10 Приказ ФНС России № ММВ-7-2/950@, ФТС России
№ 1815 от 20.11.2017 «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу» (зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2017 № 49359 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2023).
НАУКИ
бразным разработать подобный порядок взаимодействия смежных подразделений таможенных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность и таможенный контроль после выпуска товаров.
5. В случае подтверждения позиции таможенного органа арбитражным судом и игнорирования участником ВЭД требований по уплате доначисленных таможенных платежей имеются исчерпывающие основания для реализации следующей стадии - возбуждения уголовного дела. В соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ)11, таможенные органы уполномочены расследовать уголовные дела по ч. 1 и ч. 2 ст. 194 УК РФ. Как указано выше, в случае наличия признаков ч. 4 ст. 194 УК РФ (если преступление совершено организованной группой) подразделение дознания таможенного органа возбуждает уголовное дело, проводит неотложные следственные действия, направленные на первоначальный сбор доказательной базы, а затем передает уголовное дело по подследственности в органы Следственного комитета России. Оперативно-разыскные подразделения таможенных органов, при наличии соответствующего поручения следователя, продолжают осуществлять оперативное сопровождение
11 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.11.2023) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2023).
уголовного дела с целью установления лиц, причастных к совершению преступления, скорейшего окончания расследования и направления дела в суд [9]. Собранные результаты оперативно-разыскной деятельности представляются органу дознания, следователю или в суд в соответствии с положениями межведомственной Инструкции12.
Учитывая обозначенную специфику расследования уголовных дел данной категории, целесообразно установить межведомственный порядок создания оперативно-следственных групп, при котором в них в приоритетном порядке будут включаться дознаватели и оперативные сотрудники таможенных органов, обладающие специальными познаниями и практическими навыками в сфере внешнеэкономической деятельности [10].
Перечисленные меры позволят дать ответ на новые вызовы внешнеэкономической безопасности, а также сохранить и развить роль Федеральной таможенной службы как незаменимого элемента в системе субъектов оперативно-разыскной и правоохранительной деятельности Российской Федерации.
12 Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» (зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 № 30544) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 01.12.2023).
Литература
1. Клубкова В.А., Паулов П.А. Уклонение от уплаты таможенных платежей как одно из наиболее распространенных преступлений в таможенной сфере // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2018. - № 6 (63). - С. 50-52.
2. Куроптев Н.Б., СеменовА.В. Основные направления развития преступности, связанной с уклонением от уплаты таможенных платежей, в современных условиях // Юристъ-Правоведъ. - 2018. - № 3 (86). - С. 59-63.
3. Плясов К.А., Варданян А.В. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, в системе внешнеэкономических преступлений: правовой и криминалистический анализ // Всероссийский криминологический журнал. - 2019. - № 2. - С. 215-222.
4. Прокопьева М.Н. Выявление различных правонарушений, посягающих на полноту уплаты таможенных платежей // Скиф. -2020. - № 8 (48). - С. 50-60.
5. Степанов Р.Г., Гавриченко С.А. Уклонение от уплаты таможенных платежей: проблемы квалификации преступления // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2017. - № 2 (62). - С. 109-113.
6. Велькин А.В. Актуальные вопросы административной ответственности за недекларирование и недостоверное декларирование товаров // Право и государство: теория и практика. - 2019. - № 10 (178). - С. 192-195.
7. Нахова Е.А. Особенности доказывания и доказательств по некоторым спорам, вытекающим из нарушений таможенного законодательства // Ленинградский юридический журнал. - 2018. - № 3 (53). - С. 192-195.
8. Жеребен Е.В. Разработка концептуальных положений взаимодействия таможенных и налоговых органов при таможенном контроле после выпуска товаров // Вестник ВУиТ. - 2020. - № 1 (45). - С. 60-71.
9. Черепков Д.С. Уклонение от уплаты таможенных платежей по уголовному кодексу Российской Федерации: спорные вопросы законодательства // Проблемы экономики и юридической практики. - 2015. - № 1. - С. 117-120.
10. Диденко К.В., Волков П.А. О разрешении вопросов, связанных с уголовной ответственностью за уклонение от уплаты таможенных платежей // Ленинградский юридический журнал. - 2017. - № 4 (50). - С. 122-128.
НАУКИ
References
1. Klubkova V.A., Paulov P.A. Uklonenie ot uplaty tamozhennyh platezhej kak odno iz naibolee rasprostranennyh prestuplenij v tamozhennoj sfere // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. - 2018. - № 6 (63). - S. 50-52.
2. KuroptevN.B., SemenovA.V. Osnovnye napravlenija razvitija prestupnosti, svjazannoj s ukloneniem ot uplaty tamozhennyh platezhej, v sovremennyh uslovijah // Jurist#-Pravoved#. - 2018. - № 3 (86). - S. 59-63.
3. Pljasov K.A., Vardanjan A.V. Uklonenie ot uplaty tamozhennyh platezhej, vzimaemyh s organizacii ili fizicheskogo lica, v sisteme vneshnejekonomicheskih prestuplenij: pravovoj i kriminalisticheskij analiz // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. - 2019. - № 2. - S. 215-222.
4. Prokop'eva M.N. Vyjavlenie razlichnyh pravonarushenij, posjagajushhih na polnotu uplaty tamozhennyh platezhej // Skif. - 2020. -№ 8 (48). - S. 50-60.
5. StepanovR.G., Gavrichenko S.A. Uklonenie ot uplaty tamozhennyh platezhej: problemy kvalifikacii prestuplenija // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V. B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. - 2017. - № 2 (62). - S. 109-113.
6. Vel'kin A.V. Aktual'nye voprosy administrativnoj otvetstvennosti za nedeklarirovanie i nedostovernoe deklarirovanie tovarov // Pravo i gosudarstvo: teorija i praktika. - 2019. - № 10 (178). - S. 192-195.
7. Nahova E.A. Osobennosti dokazyvanija i dokazatel'stv po nekotorym sporam, vytekajushhim iz narushenij tamozhennogo zakonodatel'stva // Leningradskij juridicheskij zhurnal. - 2018. - № 3 (53). - S. 192-195.
8. Zhereben E.V. Razrabotka konceptual'nyh polozhenij vzaimodejstvija tamozhennyh i nalogovyh organov pri tamozhennom kontrole posle vypuska tovarov // Vestnik VUiT. - 2020. - № 1 (45). - S. 60-71.
9. Cherepkov D.S. Uklonenie ot uplaty tamozhennyh platezhej po ugolovnomu kodeksu Rossijskoj Federacii: spornye voprosy zakonodatel'stva // Problemy jekonomiki i juridicheskoj praktiki. - 2015. - № 1. - S. 117-120.
10. Didenko K.V., Volkov P.A. O razreshenii voprosov, svjazannyh s ugolovnoj otvetstvennost'ju za uklonenie ot uplaty tamozhennyh platezhej // Leningradskij juridicheskij zhurnal. - 2017. - № 4 (50). - S. 122-128.
(статья сдана в редакцию 25.12.2023)