Оригинальная статья УДК 82-1/29
DOI: 10.29025/2079-6021-2019-2-166-174
Актуальные тенденции в современной региональной поэзии (на материале творчества поэтов Челябинска)
А.Р. Медведева
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация ORCID ID: 0000-0001-8911-5100, e-mail: arinamka@gmail.com
Т.Ф. СемьянЕЗ
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация ORCID ID: 0000-0001-9380-1509, e-mail: tatyana_semyan@mail.ru
Е.А. Смышляев
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация ORCID ID: 0000-0002-4848-498, e-mail: smyshlyaeve@gmail.com
Получена: 13.05.2019 /Принята: 31.05.2019 /Опубликована онлайн: 25.06.2019
Резюме: Настоящая статья написана в рамках образовательного проекта ФГАОУ ВО «ЮУрГУ» (НИУ) «Виртуальный музей писателей Южного Урала». Целью создания музея является выявление и демонстрация огромного литературного потенциала Южного Урала. Данная статья основывается на материале творчества поэтов Челябинска, поскольку именно они являются ключевыми персоналиями виртуального музея. Цель статьи - исследование актуальных литературных тенденций, связанных с феноменом регионального текста (мифологизация городского пространства, урбанистичность, автобиографичность поэзии), в творчестве трех поколений современной поэзии Челябинска: старшего, среднего и младшего. Изображение региональных климатических особенностей и особенностей ландшафта - одна из актуальных тематических тенденций в творчестве поэтов старшего поколения, продолжающих традиции советской литературы. Среди поэтов, принадлежащих к старшему поколению, выделяются две персоналии - Н.Ф. Болдырев, В.О. Кальпиди, творчество которых наследует авангардные традиции: Н.Ф. Болдырев обращается к жанрам восточной лирики (хокку, танка), В.О. Кальпиди экспериментирует в векторе синкретичных форм.
Поэзия среднего поколения характеризуется мотивами исповедальности, им свойственен автобиографизм, топографически связанный с их родным городом Челябинском. Большинство поэтов среднего поколения вступили в литературную жизнь в 1990-х, что отразилось на их поэтике. Действительность, изображаемая ими, показана хаотичной и абсурдной. Поэты среднего поколения (А. Самойлов, Я. Грантс) наследуют традиции второй и третьей волны русского поэтического авангарда, а именно традиции ОБЭРИУ и лианозовской школы.
Для младшего поколения (А. Маниченко, Д. Машарыгин, Е. Оболикшта, Р. Япишин) актуальной тенденцией становится космополитический миф, в котором лирический герой перемещается в интертекстуальном пространстве, объединяющем множество текстов культуры.
Ключевые слова: региональный текст, литературные тенденции, поэтика, локальный текст, мифологизация пространства, мифологема, абсурдизм.
Для цитирования: Медведева А.Р., Семьян Т.Ф., Смышляев Е.А. Актуальные тенденции в современной региональной поэзии (на материале творчества поэтов Челябинска) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 2: 166-174. DOI: 10.29025/2079-6021-2019-2-166-174.
Original Paper
DOI: 10.29025/2079-6021-2019-2-166-174
Current trends in modern regional poetry (based on the poetry of Chelyabinsk)
Arina R. Medvedeva
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation ORCID ID: 0000-0001-8911-5100, e-mail: arinamka@gmail.com
Tatiana F. SemvanE]
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation ORCID ID: 0000-0001-9380-1509, e-mail: tatyana_semyan@mail.ru
Evgeny A. Smyshlyaev
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation ORCID ID: 0000-0002-4848-498, e-mail: smyshlyaeve@gmail.com
Received: 13.05.2019 /Accepted: 31.05.2019 /Publishedonline: 25.06.2019
Abstract: This article was written within the educational project "The Virtual Museum of Writers of the Southern Urals" of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "South Ural State University (national research university)". The purpose of the museum is to identify and demonstrate the enormous literary potential of the Southern Urals. This article is based on the material of the creative work of the poets of Chelyabinsk, since they are the key personnel of the virtual museum. The purpose of the article is to investigate current literary tendencies related to the regional text phenomenon (mythologization of urban space, urbanism, autobiography of poetry) in the works of three generations of modern poetry of Chelyabinsk: older, middle and younger.
The image of regional climatic features and landscape features is one of the current thematic trends for those older Chelyabinsk poets who continue the traditions of classical and Soviet poetry. At the same time, such emblematic figures of the regional literary process as N.F. Boldyrev, V.O. Kalpidi continue the avant-garde traditions, are engaged in the search for new forms of expression in poetry. So, N.F. Boldyrev experiments with genres of oriental lyrics (haiku), VO. Kalpidi - with the synthesis of different genres and literature directions. The peculiarity of the poetry of the Chelyabinsk authors of the middle generation is the confession and autobiography associated with a specific locus - Chelyabinsk. Most poets of the middle generation entered the literary life in the 90s, which was reflected in their poetics in the image of chaotic and absurd everyday reality. In the description of the Chelyabinsk space, the authors of the middle generation (A. Samoilov, J. Grants) inherit the Lianozovo school tradition of capturing the life of the suburbs, minimalism and aestheticism of the authors of the Lianozovo group.
For the younger generation (A. Manichenko, D. Masharygin, E. Obolikshta, R. Yapishin) the cosmopolitan myth becomes an actual tendency, in which the lyrical hero moves in the intertextual space uniting a multitude of cultural texts.
Keywords: regional text, literary tendencies, poetics, local text, mythologization of space, mythologem, ab-surdism.
For citation: Medvedeva A.R., Semyan T.F. Smyshlyaev E.A. Current trends in contemporary regional poetry (based on the poetry of Chelyabinsk). Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2019; 2: 166174. DOI: 10.29025/2079-6021-2019-2-166-174 (In Russ.).
Введение
Современная литературоведческая наука активно изучает феномен региональности (В.В. Абашев, М.П. Абашева, Д.М. Давыдов, К.М. Корчагин, Д.В. Кузьмин, И.В. Кукулин и др.), поскольку литература отдельных локусов последние годы ярко о себе заявила: развивается движение «Нижегородской волны», выросшем из фестиваля поэзии «Стрелка», в Калининграде проходит фестиваль актуальной поэзии «GnOWWWO», появились работы, в которых изучены феномены алма-атинского (Ж.А. Баянбаева), северного (А.Г. Лошаков), крымского (А.П. Люсый) и других текстов.
Литература уральского региона благодаря культуртрегерской инициативе поэта и издателя В.О. Кальпиди находится чуть ли не в авангарде; возник феномен Уральского поэтического движения, о котором много говорят и пишут.
На качество и специфику современного литературного процесса оказывают влияние не только столичные поэты, но и региональные авторы, поэзия которых демонстрирует актуальные литературные тенденции.
В настоящее время современная поэзия Челябинска переживает пик своего развития: свидетельство тому литературные мероприятия разного уровня и формата - от международных поэтических фестивалей («1пВерсия») до регулярных поэтических вечеров и поэтических мастер-классов («Стихи о...», «Каменоломня», «Подрамник»).
Челябинских поэтов активно публикуют такие известные журналы, как «Знамя», «Воздух», «Лйеггатура», авторы участвуют в крупных общероссийских и международных конкурсах и фестивалях (А. Самойлов в конкурсе «Время поэтов» на Красной площади). Все это демонстрирует конкурентоспособность современной челябинской поэзии.
Цель статьи
Целью данной статьи является исследование актуальных литературных тенденций современной региональной поэзии на материале творчества авторов Челябинска.
Обзор литературы
Интерес к региональной литературе существует уже довольно длительное время. Хрестоматийной в этой теме можно считать книгу В.В. Абашева «Пермь как текст» (2003), где пространство Перми осмыслено как семиотическая и художественная категория. В последние годы были изданы монография «Крымский текст в русской литературе» П. Люсого (2003), учебное пособие «Проблемы региональной литературы: "кенигсбергский текст" как предмет художественного опыта» (2010), сборник научных статей «Северный текст русской литературы» (2013).
В уральском литературоведении региональную тематику разрабатывают такие исследователи, как: Н.В. Барковская, В.В. Блажес, Л.П. Быков, И.Е. Васильев, О.В. Зырянов, Ю.С. Подлубнова, Е.К. Созина, Т.А. Снигирева (Екатеринбург), В.В. Абашев, М.П. Абашева, Ю.Ю. Даниленко, А.А. Сидякина (Пермь), М.В. Загидуллина, Т.Н. Маркова, Т.Ф. Семьян, Е.А. Смышляев (Челябинск). Проводятся конференции, посвященные литературе региона («Литература Урала», «Дергачевские чтения», «Уральское поэтическое движение (1981-2013): история, аналитика, прогнозы» и пр.), издаются коллективные монографии («Эволюция жанров в литературе Урала XVII-XX вв. в контексте общероссийских процессов», «Пермские литературы в контексте финно-угорской культуры и русской словесности» и пр.), энциклопедии («Екатеринбург литературный», «Энциклопедия. УПШ»), издан капитальный труд - первый том академической «Истории литературы Урала. Конец XIV-XVIII в.». В 2018 году Е.А. Смышляевым защищена первая кандидатская диссертация по теме «Современная поэзия Челябинска как локальный текст» (рук. д.ф.н., проф. Т.Ф. Семьян).
Методы исследования
В работе использовались наиболее актуальные и продуктивные методы исследования, предложенные в работах отечественных и зарубежных литературоведов (В.В. Абашев, О.Д. Буренина-Петрова, S. Cooke, A. Hume, C. Thorsson) [1; 4; 15; 16; 17], такие, как: историко-типологический, аналитический, контекстуальный, анкетирование. Настоящая статья написана в рамках образовательного проекта ФГА-ОУ ВО «ЮУрГУ» (НИУ) «Виртуальный музей писателей Южного Урала». Целью создания музея является выявление и демонстрация огромного литературного потенциала Южного Урала. Данная статья основывается на материале творчества современных поэтов Челябинска, поскольку именно они являются ключевыми персоналиями виртуального музея. В связи с этим обстоятельством при написании данной статьи были использованы также биографический метод и метод погружения, поскольку члены
проектной группы находятся в тесном личном контакте с изучаемыми поэтами, ставшими героями виртуального музея.
Результаты и дискуссия
Для того, чтобы продемонстрировать актуальные литературные тенденции в поэзии современных челябинских авторов, мы разделили поэтов на три поколения: старшее (Н. Болдырев, В. Кальпиди), среднее (Я. Грантс, А. Самойлов) и младшее (А. Маниченко, Е. Оболикшта). Этот подход представляется наиболее продуктивным, поскольку поэзия современных челябинских авторов не представляется монолитным явлением, но формируется разными авторскими стилевыми феноменами, персоналиями, поэтика творчества которых в значительной степени определяется тем хронологическим периодом, когда поэт вошел в литературный процесс. Таким образом, при поколенческой классификации поэтов использовался «инициационный» принцип, т.е. время вступления поэта в литературную жизнь.
Для старшего поколения инициальным событием стал развал СССР, для среднего поколения - социокультурный кризис 90-х годов, для младшего поколения - новая цифровая эпоха, появление Интернета. Исследование известного уральского литературоведа и поэта Ю.В. Казарина «Поэты Урала» также подтвердило нашу мысль о возможном разделении поэтов на три поколения: «в восьмидесятых годах XX века в уральской литературе сошлись сразу три поколения <...>» [8, с. 19]. Ю.В. Казарин в своей книге пишет: «<...>поэтический возраст - явление не хронологическое, а онтологическое, и движение поэтического возраста происходит не линейно и не по горизонтали, а всегда вертикально» [8, с. 19].
Главной тенденцией для челябинских поэтов старшего поколения является обращение к теме южноуральской природы. Н.И. Година говорит: «Любовь к земле, обостренное видение окружающего, взаимоотношение человека с природой стало доминирующим в моей лирике» [5, с. 11].
В стихах поэтов старшего поколения часто встречаются пейзажные зарисовки с описанием знаковых южно-уральских топонимов:
Помазал, потер, пошаманил И вроде опять на ходу. Дамасская роза жеманно Теснит ретирадник в саду. Я помню сирийское небо Застиранной голубизны. Нелепо представить Алеппо На склонах миасской весны, Где тень, мухроватая слива, Калина совсем не плоха, Где птица живет боязливо На дне неглубоком стиха [6, с. 59-60].
В современной челябинской поэзии есть авторы, которых следует причислить к современным классикам, это непререкаемые авторитеты и культовые фигуры - В.О. Кальпиди и Н.Ф. Болдырев. Для них поиски новой литературной формы являются приоритетной стратегией развития: Н.Ф. Болдырев обращается к жанрам восточной лирики (хокку, танка), В.О. Кальпиди экспериментирует в векторе синкретичных форм.
Интонация стихотворения Н.Ф. Болдырева «Я пытаюсь понять предмет» намекает на поэтику жанра танка: Я пытаюсь понять предмет. Но моя мысль стекает с него, Как летний дождь с крыши. И тогда я просто вхожу в него, как себе в дом [3, с. 87].
Одна из ярких тенденций в творчестве В.О. Кальпиди - мифологизации городского пространства. В каждой книге стихотворений поэт предстает «в качестве харизматического культурного героя, осознавшего свою призванность, принявшего вызов и разыгрывающего драму судьбы на апокалиптически подсвеченных площадках уральских городов: "косоносой Перми", "протокольного Свердловска" и "города Ч."» [1, с. 230].
Челябинское пространство в поэзии В.О. Кальпиди мифологизируется как подземное царство:
Мол, в эту кривду подземельную войдут снега молекулярные [9, с. 110].
Образы насекомых осмысляются поэтом как хтонические твари и становятся одним из атрибутов города:
Кружит вокруг Челябы кровь, не запечатанная в вены, ее пересекают вплавь и муравей военнопленный, и жук, серийный изувер -насильник бабочки ванессы, кузнечик серый, например, и скарабей неинтересный [9, с. 115]. как анабиозных мух в белой памяти старух он полощет, извлекая снег, переходящий в пух [9, с. 44].
Обращаясь к традиционным мифологическим сюжетам, образам и мотивам (миф о Полифеме, Мне-мозине, Одиссее; языческие-славянские мифологемы, поэт выстраивает личную авторскую неомифологию (травестированный образ ангела, вампира; антропоморфизация Челябинска; обыгрывание ритуальной символики в космогоническом мифе о Челябинске).
Говоря о поэтах 1990-х, Д. Кузьмин отмечает, что «это было первое за много десятилетий поколение, стоящее перед необходимостью определяться в быстро меняющемся мире, а не адаптироваться к условиям стагнации» [10].
Изучение творчества поэтов среднего поколения позволило сделать вывод, что «новые, ускоренные ритмы жизни, смена социокультурных ориентиров, кризисность настоящего и неопределенность будущего отражаются в поэтике представителей среднего поколения челябинской поэзии в изображении хаотичной и абсурдной повседневной действительности» [13, с. 101].
Современной литературоведческой наукой (Т.В. Казариной, Д.Э. Милькова) высказывается мнение, что истоки актуальной, прогрессивной русской поэзии кроются в авангардных направлениях русской литературы, поэтика стихотворений отсылает к творчеству футуристов и обэриутов.
Известный исследователь литературного абсурдизма О.Д. Буренина-Петрова в работе «Символистский абсурд и его традиции в русской литературе и культуре первой половины XX века» дает следующее определение абсурду: «абсурд - это констатация смыслового, логического, бытийного, а соответственно и языкового бессилия обнаружить организующее начало в окружающем мире» [4, с. 34].
Такая абсурдная логика организует структуру стихотворений поэта, принадлежащего к среднему поколению, Яниса Грантса. Его творчество наполнено бытовыми деталями, отражающими жизнь большого города, и эти детали помещены в контекст абсурда и бессмыслицы.
Ключевыми чертами поэтики абсурда в поэзии Яниса Грантса являются: самоуничижение лирического героя, гротескность, искажение грамматического строя языка, борьба с бытовой семантикой слова. В творчестве Яниса Грантса мы можем выделить обращение к творческому методу ОБЭРИУтов, к поэзии Даниила Хармса. Абсурдистские черты поэтики используются поэтом для обнажения уже не трагической реальности (какую обуславливал исторический контекст прошлого века для ОБЭРИУтов), но подчеркивания бессмысленности и обытовленности современных реалий.
Для ОБЭРИУ важным аспектом поэтики было именно разоблачение уже освоенной словесной семантики. В известном теперь как пророческое стихотворении Д. Хармса «Из дома вышел человек» слово «лес» понимается как тюрьма, в дебрях этого леса люди пропадают навсегда. Лес он рисует темным и полным опасностей.
В стихотворении Я. Грантса «За хлебом» происходит снижение образа до чего-то бытового и ежедневного. Уйти за хлебом и пропасть навсегда - звучит далеко не так аллегорично, как затеряться в лесу. Таким образом выражается бытовая тоска, уход в сферу обыденного. Семантика образов стихотворения Грантса перекликается с еще одной возможной интерпретацией стихотворения Хармса - бегством от реальности. Бытовая семантика формируется в стихотворении Я. Грантса во всеобъемлющее понятие, которое поглощает действительность (ожог от спички, чайный след, на клетчатом простом, кляксы под
крестом) в последней строфе стихотворения. Все, что остается, - быт. Люди уходят в быт. Люди бросают писать стихи и уходят за хлебом, чтобы остаться в метафоричном бытовом пространстве навсегда.
В стихотворении «За хлебом» языковая игра проявляется не только на лексическом уровне, но и на пунктуационном. Отсутствие заглавных букв в сочетании с множественными короткими предложениями формирует образ ровной и в чем-то ничтожной жизни, которая делится на малозначительные этапы. Интересно, что во второй строфе предложения резко трансформируются в распространенные, сосредоточенные вокруг фантазий лирического героя о том, что будет, когда он исчезнет: его не хватится жена. и мать. и дочь. и пёс. никто не вспомнит ни хрена, купаясь в луже слёз: пошёл за хлебом и - привет [7, с. 46].
Пунктуационное оформление стихотворения подчеркивает, как мало места занимает сама жизнь в ее течении по сравнению с моментом расставания с ней. Эллипсис, используемый автором, подчеркивает определенные «пробелы» в жизни, когда детали уже не имеют никакого значения перед бессмысленностью действительности.
При сопоставительном анализе данных стихотворений прежде всего стоит обратить внимание именно на особенности композиции. Зачин у Хармса занимает две строфы, а у Грантса сжат в две строчки. Зачин Хармса - «чистый саспенс», затягивающий ожидания читателя, предваряя внезапное развитие «сюжета». Этим объясняется его даже затянутость (обычно зачин исчерпывается первой строфой, задающей эмоциональный фон стихотворения). У Грантса же функция зачина совершенно другая - в двух строчках он рисует всю жизнь лирического героя, подчеркивая ее незначимость. Эта незначимость приобретает гротескные и абсурдные черты (за так, для никого). Есть активная деятельность, которая никому не нужна, и, возможно, она сама по себе огромной ценности не имеет.
Финал у Хармса короткий и резко контрастирующий с общим настроением стихотворения. С чуть ли не детской игривостью, даже оптимистичностью, а оттого звучащий немного издевательски (потому что этого человека явно никто не встретит). В этом видится абсурд, типичный для творчества Хармса. У Грантса ситуация обратная - концовка занимает всю строфу, в которой описывается то, что от человека осталось. Более того, «рассказчик» сопереживает лирическому герою, он тоже «вылетит в трубу». Такой контраст раскрывает отношение авторов к трагедии, которую они показывают из разных эпох. Для Хармса важно, что человек БЫЛ (существовал, жил), он ходил, чувствовал, страдал. Грантс же, наоборот, больше фокусирует свой взгляд на том, что от человека осталось. Если в стихотворении Хармса страшно видеть, как человек стирается с земли, будто его не было, то Грантс подчеркивает, что даже если что-то и осталось - оно мелочно и ничтожно.
Стихам другого поэта среднего поколения А. Самойлова присуще экзистенциальное осмысление хаоса повседневности и абсурдности бытия, которое выражается в описании ежедневной борьбы с житейским хаосом. Авторское «я» А. Самойлова не дистанцируется от «я» лирического героя, который живет такой же жизнью, как и все, и имеет те же бытовые проблемы: Я женат, у меня двое детей. Ничего не надо выдумывать. Моя жена уволилась с работы. Мои дети ходят в детский садик. Моя мать плохо себя чувствует. Мои долги подождут [12, с. 7].
Характерной особенностью поэзии А. Самойлова является минималистичность текстов, что сближает его с поэзией лианозовцев, в частности с И. Холиным.
Называя книгу своих стихов «Киргородок» (2012), А. Самойлов использует народное название одного из районов Челябинска. Тематика этой книги связана с образами городских окраин. Поэтика минимализма, свойственная текстам книги стихов «Киргородок» и творчеству А. Самойлова в целом, отсылает к стилистике авангарда, к творчеству поэтов лианозовской школы. Модель пространства в книге стихов «Киргородок» близка модели замкнутого пространства «Жителей барака» Игоря Холина.
В стихотворениях Самойлова можно увидеть элементы поэтики конкретизма, свойственной «лиано-зовцам» - слова обозначают либо какое-то конкретное действие, либо конкретный предмет. Перечисление низовых реалий приобретает почти ритуальную форму:
В одном небольшом городе, в незнакомом дворе сижу на старой скамейке в тени огромного тополя. Качели, песочница, лестница, пластиковая бутылка, я что-то кому-то должен, лужа, пакет, окурок [12, с. 10].
Топоним «Киргородок» является доминантой художественного пространства книги. Минимали-стичное описание пространства Киргородка создает ощущение безысходности повседневного существования его жителей, как и жителей барака Игоря Холина.
Младшее поколение современных челябинских поэтов принципиально отличается от предыдущих интонационно и тематически. Лирический герой поэтов младшего поколения космополитичен и «проходит сквозь любую конкретную пространственно-временную точку, превосходя каждую из них и не оседая нигде» [14, с. 88].
Как отметил главный редактор журнала поэзии «Арион», поэт А. Алехин, «особый "хронологический космополитизм" современной поэзии вызван осознанием краткости и хрупкости человеческой цивилизации, поэты все чаще ощущают себя живущими во всех временах» [2]. Такой образ лирического героя раскрывается в поэзии талантливого поэта Александра Маниченко. Его лирическое «я» свободно перемещается в интертекстуальном пространстве культуры, при этом челябинский локус становится лишь одним из множества мест пребывания лирического героя.
В стихах Маниченко упоминается много местных топонимов, достопримечательностей и, что особенно интересно, имен близких людей, которые представляют некую ценность для лирического героя. В стихотворении «Логоцентрический плач» упоминаются имена реальных знакомых поэта, известные челябинские памятники Горькому и Курчатову, которые антропоморфизируются, оживают («в центре живут...»), что демонстрирует их культовую значимость: у меня на северке солнце у меня в александровском ветер
в центре живут наташа маша памятник горькому и курчатову вроде все на этом [11].
В творчестве молодых поэтов Челябинска очевидно влияние коммуникативных технологий и Интернета. В интернет-сети молодые поэты легче и мобильнее могут знакомиться с творчеством предшественников и творчеством друг друга, имеют возможность опереться на различные литературные источники и взаимодействовать с обширным пластом культуры. Это проявляется в полистилистике молодых авторов и в синтетичности их поэзии.
Заключение
В заключение следует сделать вывод о том, что общая черта всех поколений челябинских поэтов заключается в исповедальности и автобиографичности. Лирический герой локализован в пространстве Челябинска и связан с геобиографией автора.
В то же время необходимо отметить специфические поколенческие отличия. В частности, в поэзии среднего поколения присутствует авангардный вектор развития, характеризующийся следованием абсурдистской поэтике, традициям лианозовской школы и выраженный экспериментами с формой.
Список литературы
1. Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь: Изд-во Пермского университета, 2000. 404 с.
2. Алехин А. Из века в век / Журнальный зал Русского Журнала: Вопросы литературы. 2004. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2004/6/aleh7.html.
3. Болдырев Н.Ф. Медленное море: книга лирики. Челябинск: Версия, 1995. 128 с.
4. Буренина-Петрова О.Д. Символистский абсурд и его традиции в русской литературе и культуре первой половины ХХ в. СПб.: Алетейя, 2005. 332 с.
5. Година Н.И. Личное дело. Из литературного досье. Челябинск: Цицеро, 2015. 415 с.
6. Година Н.И. Стихи // Нева. 2017. № 3.
7. Грантс Я.И. Конъюнктивит: книга стихотворений. Кыштым: Евразийский журнальный портал «МЕГАЛИТ», 2015. 72 с.
8. Казарин Ю.В. Поэты Урала. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2011. 484 с.
9. Кальпиди В.О. Избранное = Izbrannoe: стихи. Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2015. 400 с.
10. Кузьмин Д. Русская поэзия в начале XXI века / Новая литературная карта России [Электронный ресурс]. URL: http://www.litkarta.ru/dossier/kuzmin-review/view_print/.
11. Маниченко А. Стихи / Сайт «Полутона» [Электронный ресурс]. URL: http://polutona.ru/?show= manichenko.
12. Самойлов А. Киргородок: книга стихов. Челябинск: Издательские решения, 2014. 38 с.
13. СмышляевЕ.А. Современная поэзия Челябинска как локальный текст: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Челябинск, 2018. 227 с.
14. Штраус А.В. Проблема лирического героя в современной поэзии: новые тенденции 1990-х -2000- х годов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Пермь, 2009. 132 с.
15. Cooke S. The songs of others: Contemporary poetics and the more-than-human // Plumwood Mountain. 2017. Vol. 4, № 1. URL: https://plumwoodmountain.com/the-songs-of-others-contemporary-poetics-and-the-more-than-human/.
16. Hume A. Toward an Antiracist Ecopoetics: Waste and Wasting in the Poetry of Claudia Rankine // Contemporary Literature. 2016. Vol. 57, № 1. Pp. 79-110.
17. Thorsson C. Foodways in Contemporary African American Poetry: Harryette Mullen and Evie Shock-ley //Contemporary Literature. 2016. Vol. 57, № 2. Pp. 184-215.
References
1.Abashev, V.V. (2000). Perm as text, Perm: Publishing house of Perm University, 404 p. (In Russ.).
2. Alekhin, A. (2004). From Century to Century, Journal Hall of the Russian Journal: Questions of literature, no 6 [Electronic resource]. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2004/6/aleh7.html. (In Russ.).
3. Boldyrev, N.F. (1995). Slow Sea: a book of lyrics, Chelyabinsk: Version, 128 p. (In Russ.).
4. Burenina, O.D. (2005). Symbolist absurdity and its traditions in Russian literature and culture of the first half of the twentieth century, St. Petersburg: Aletheia, 332 p. (In Russ.).
5. Godina, N.I. (2015). Personal business. From the literary dossier, Chelyabinsk: Cicero, 415 p. (In Russ.).
6. Godina, N.I. (1985). State: poems, Chelyabinsk: South-Ural, 110 p. (In Russ.).
7. Grants, Ya. I. (2015). Conjunctivitis: a book of poems, Kyshtym: the Eurasian magazine portal "MEGAL-IT", 72 p. (In Russ.).
8. Kazarin, Yu. V. (2011). Poets of the Urals, Ekaterinburg: Publishing House of the UTI Training Center, 484 p. (In Russ.).
9. Kalpidi, V.O. (2015). Favorites = Izbrannoe: verses, Chelyabinsk: Marina Volkova Publishing House, 400 p. (In Russ.).
10. Kuzmin, D. Russian poetry at the beginning of the XXI century / New literary map of Russia. Available at: http://www.litkarta.ru/dossier/kuzmin-review/view_print/ (access at: 02 May 2019) (In Russ.).
11. Manichenko, A. Poems / Website "Halftone". Available at: http://polutona.ru/?show=manichenko. (access at: 02 May 2019) (In Russ.).
12. Samoilov, A. (2014). Kirgorodok: book of poems, Chelyabinsk: Publishing Solutions, 38 p. (In Russ.).
13. Smyshlyaev, E.A. Modern poetry of Chelyabinsk as a local text: Dis. ... Cand. filol. Sciences: 01/10/01, Chelyabinsk, 2018, 227 s.
14. Strauss,A.V. (2009). The Problem of the Lyrical Hero in Modern Poetry: New Trends of the 1990s-2000s [dissertation], Perm, 132 p. (In Russ.).
15. Cooke, S. The songs of others: Contemporary Poetry, Plumwood Mountain, 2017, vol. 4, no 1. Available at: https://plumwoodmountain.com/the-songs-of-others-contemporary-poetics-and-the-more-than-human/ (access at: 29 April 2019) (In Russ.).
16. Hume, A. (2016). Toward an Antiracist Ecopoetics: Waste and Wasting in the Poetry of Claudia Rankine, Contemporary Literature, vol. 57, no 1, pp. 79-110 (In Eng.).
17. Thorsson, C. (2016). Foodways in the Contemporary African American Poetry: Harryette Mullen and Evie Shockley, Contemporary Literature, vol. 57, no 2, pp. 184-215 (In Eng.).
Медведева Арина Ринатовна, магистрант, Южно-Уральский государственный университет, кафедра русского языка и литературы; 454080, г. Челябинск, Российская Федерация, пр. Ленина, 76.
Arina R. Medvedeva, Master student, South Ural State University, Department of Russian Language and Literature; 76 Lenin Avenue, 454080, Chelyabinsk, Russia; e-mail: arinamka@gmail.com.
Семьян Татьяна Фёдоровна, доктор филологических наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет, кафедра русского языка и литературы; 454080, г. Челябинск, Российская Федерация, пр. Ленина, 76.
Tatiana F. Semyan, Doctor of Philology, Professor, South Ural State University, Department of Russian Language and Literature; 76 Lenin Avenue, 454080, Chelyabinsk, Russia; e-mail: tatyana_semyan@mail.ru.
Смышляев Евгений Александрович, кандидат филологических наук, преподаватель, Южно-Уральский государственный университет, кафедра русского языка и литературы; 454080, г. Челябинск, Российская Федерация, пр. Ленина, 76.
Evgeny A. Smyshlyaev, Candidate of Philological Sciences, Lecturer, South Ural State University, Department of Russian Language and Literature; 76 Lenin Avenue, 454080, Chelyabinsk, Russia; e-mail: smyshly-aeve@gmail.com.