педагогические науки
Воробьева Ирина Николаевна, Годжиев Георгий Тимофеевич ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА АКТИВНОСТЬ ...
УДК 378.1
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА АКТИВНОСТЬ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
© 2017
Воробьева Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спортивных дисциплин Годжиев Георгий Тимофеевич, старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания и спортивных дисциплин Северо-Осетинский государственный университета имени К.Л.Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46, e-mail: sozaikonstant@mail.ru)
Аннотация. Одной из важнейших проблем высшей школы является изыскание инновационных технологий активизации учебно-познавательной деятельности студентов, так как высшее образование сегодня направлено на обеспечение человеку, прежде всего, раскрытие его физического и интеллектуального потенциала. Важнейшим фактором приспособления к нововведениям, оптимальной совместимости в человеке социального и физиологического, и в целом становления личности профессионала является активизация физкультурно-оздоровительной деятельности, ее познавательный потенциал, состояние соматической природы личности. В связи с этим актуализировалась проблема введения такой системы физического воспитания студентов - будущих специалистов, которая сможет трансформировать их деятельность с традиционной установки, которая заключается: в приобретении двигательных умений и навыков, а также развитии физических качеств, в инновационную, заключающуюся в накоплении опыта учебно-познавательной созидательной деятельности; приобретении знаний и методов управления физическим развитием, психическим состоянием и интеллектуальным совершенствованием; формировании активного творческого отношения к учебной информации; проектировании стратегии индивидуального здорового образа жизни; коррекции своего физического состояния в соответствии со своими профессиональными и жизненными задачами. Актуальным встал вопрос о включении самих студентов в процессы управления своей учебно-познавательной деятельностью, своим физическим, психическим и соматическим здоровьем, поскольку им, как будущим специалистам, необходимо в целостной структуре осваивать организационную, предметную и профессиональную стороны обучения. По мнению авторов статьи, основным направлением разрешения обозначенной проблемы выступает практико-ориентированное обучение студентов основательному получению знаний и умений, приобретению личностного опыта физкультурно-оздоровительной деятельности и формирования необходимых практических навыков на основе самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Ключевые слова: высшее образование, физическая культура, активизация познавательной деятельности студентов, физическое воспитание.
INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE ON ACTIVITY OF STUDENTS 'ACCOUNTING
AND COGNITIVE ACTIVITY
© 2017
Vorobyova Irina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of theory and methods of physical education and sports disciplines Godzhiev Georgiy Timofeevich, senior lecturer of the department of theory and methods of physical education and sports disciplines North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina st., 44-46, e-mail: sozaikonstant@mail.ru)
Abstract. One of the most important problems of the higher school is the search for innovative technologies to activate the educational and cognitive activity of students, since higher education today is aimed at ensuring the person, first of all, the disclosure of his physical and intellectual potential. The most important factor in adapting to innovations, optimal compatibility in a person of social and physiological, and in general the formation of a professional personality is the activation of physical culture and recreational activities, its cognitive potential, the state of the somatic nature of the individual. In connection with this, the problem of introducing such a system of physical education of students - future specialists - has been actualized, which will be able to transform their activities from the traditional installation, which consists in: acquiring motor skills and skills, and developing physical qualities, into innovation, cognitive creative activity; acquisition of knowledge and methods of managing physical development, mental state and intellectual perfection; formation of active creative attitude to educational information; designing a strategy for an individual healthy lifestyle; correction of their physical condition in accordance with their professional and vital tasks. The actual issue was the inclusion of the students themselves in the management of their teaching and cognitive activities, their physical, mental and physical health, since they, as future specialists, need to master the organizational, subject and professional aspects of learning in an integral structure. In the opinion of the authors of the article, the main direction of the resolution of the problem is practice-oriented training of students for a thorough acquisition of knowledge and skills, the acquisition of personal experience in physical culture and recreation, and the formation of the necessary practical skills on the basis of self-management by educational and cognitive activities.
Keywords: higher education, physical culture, activation of cognitive activity of students, physical education.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одним из существенных проблем системы высшего образования является поиск инновационных методов активизации учебно-познавательной деятельности студентов, так как высшая школа должна обеспечивать человеку, прежде всего, выявление его духовных и физических потенций. Это означает предельную реализацию потенциала человеческого ресурса. При этом важнейшим средством адаптации, становления личности профессионала и максимальной сочетаемости в ней социального и физиологического являются физкультурно-оздоровительная деятельность, которая обеспечивает сформированность
физиологических механизмов физической активности личности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы влияния физической культуры на интенсивность и эффективность учебно-познавательной деятельности студентов долгое время осталось предметом научного интереса ученых (Н.В. Васеленков [1], О.Ю. Кузнецов [2], Левченкова Т.В. [3], Г.С. Петрова [4], И.В. Цветкова [5] и др.), которые в своих исследованиях особый интерес проявляют физиологическим основам этого воз-
действия. Физиологические механизмы физической активности личности, а также сопровождающие их нейродинамические процессы являются предметом исследования различных наук о человеке. Анализ исследований перечисленных ученых позволяет утверждать, что стимулирующее воздействие физической активности на умственную познавательную деятельность обучающихся не только допустимо, но и осуществляется практически каждый день помимо их осознанной воли. А поскольку такое влияние является естественным и физически установленным, то его возможности вполне могут быть учтены и применены в практической реализации педагогических задач физического воспитания студентов, соблюдая при этом важнейшие педагогические принципы гуманизма образовательного процесса. Это все, в свою очередь, существенно повышает роль и место процесса физического воспитания студентов в формировании профессиональной мобильности студентов (Г.С Петрова) [6], как подлинного компонента педагогического процесса, обеспечивающего высокую активность и эффективность учебно-познавательной деятельности студентов современного вуза.
Формирование целей статьи (постановка задания). Физическая активность человека активизирует почти все двигательные реакции во всем их разнообразии, каждая из которых практически представлена однотипной физиологической и нейродинамической природой. Большинство ученых выделяют две основные группы двигательных реакций - врожденные и приобретенные. Врожденные двигательные реакции человека реализуются через рефлекторные дуги спинного мозга, а приобретенные образуются на основе врожденных. Однако моторные пути приобретенных двигательных реакций являются более сложными и образуются изначально в коре полушарий головного мозга. Стало быть, все человеческие движения, совершаемые в пространстве, являются по своему содержанию сложно координированными, контроль над выполнением которых осуществляет центральная нервная система через нейроны особой структуры, называемых мотто-нейронами.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Структурное строение произвольной двигательной реакции давно известна и представлена в психологической, биологической и медицинской литературе: она состоит из рецепторного поля, нейронов центральной нервной системы, образующие двигательный анализатор, и мышцы. Раздражение рецепторного поля порождает поток нервных импульсов непосредственно к сенсорным нейронам. От сенсорных нейронов информация поступает к мотонейронам (Н.Е. Свидерская), благодаря которым в коре головного мозга образуются двигательные зоны и центры, которые регулируют и координируют деятельность всей мускулатуры тела [7]. Нервные импульсы от мотонейронов к мышцам вызывают сокращение мышечных волокон, способствующие изменению угла между костями в суставе, что приводит к движению. Все физические движения, выполняемые человеком, пишут К.А. Елыгина, М.М. Кутепов, Н.В. Ямбаева, содействуют объединению мышечных групп в пространственно-временные структуры, что существенно уменьшает энергетические и пластичные расходы организма на выполнение физических действий и упрощают для мозга функции управления сложными двигательными процессами [8].
Нейрофизиологическим механизмом, обеспечивающим продвижение нервных импульсов и качество проявления двигательных реакций, называется двигательным анализатором. Аналогично всем анализаторам человеческого тела, он образован из числа элементов периферической и центральной нервной системы. Двигательный анализатор осуществляет восприятие и анализ информации о совершающихся действиях. Тем не менее, двигательный анализатор, в отличие от боль-274
шинства анализаторов, является интероцептивным, то есть транслирующим в мозг информацию о внутренних состояниях организма, вернее об уровне активности мы-шечно-суставного аппарата. В сухожилиях, мышцах и суставах размещены его проприоцепторы, которые имеют сложное структуру (А.Д. Гусова, Т.В. Хромина), что позволяет анализировать мышечную систему человека как своеобразный орган чувств [9; 10]. Это положение необходимо учитывать, так как для определенных частей тела корсетная мускулатура является единственным внутренним органом, который оказывает непосредственное регулирующее воздействие на метаболизм и гомеостаз данных частей тела. Как и любой другой анализатор человеческого тела (З.М. Сабанов), двигательный анализатор образован из трех основных частей: воспринимающей, проводниковой и корковой, соединенных сложной структурой нисходящих и восходящих взаимодействий [11].
В рамках обозначенной тематики особый интерес представляет корковая часть двигательного анализатора - та сфера головного мозга, где расположены и функционируют «моторные поля» и центры, обеспечивающие и регулирующие все физические действия человека. Как показывают результаты анатомо-физиологических исследований (Э.Р. Кочиева, Г.С. Петрова), в оптимизации двигательной активности человека задействованы почти все двигательные зоны коры головного мозга, но большее количество мотонейронов сосредоточилось в пре-фронтальных зонах полушарий головного мозга. здесь же расположены корковые отделы остальных анализаторов - слухового, зрительного и тактильного [12; 13]. Вследствие этого, большинство клеток корковой области двигательного анализатора испытывают на себе воздействие других анализаторов, что позволяет ему выполнять основные интегративные функции. Это, в первую очередь, функция коркового контроля над всеми остальными функциями центральной нервной системы. Из этого следует, что сенсомоторный отдел коры головного мозга, как коллектор разнообразного вида информации, выполняет главную роль в сенсорном контроле текущих движений.
Таким образом, мы пришли к выводу, что в головном мозге проекции мускулатуры человеческого тела располагаются достаточно компактно. Это устанавливает соответствие между различными динамическими процессами. Так. например речедвигательный центр, свойственный только человеку и регулирующий работу мышц языка и гортани во время разговора, в коре головного мозга размещен рядом с «моторным полем» верхних конечностей. Вследствие этого, во время выступления, доклада, сообщения, человек часто прибегает к жестикуляции, которая чаще является непреднамеренной и играет вспомогательную роль, призванную подкрепить содержание речи визуально. Жестикуляцию часто ученые (А.Д. Гусова) называют невербальной формой или невербальным языком коммуникации, способной транслировать достаточно большой объем информации: зачастую, когда у человека не хватает слов разъяснить что-нибудь, он прибегает к различным жестам, помогающим визуализировать образ предмета разговора или деятельности, о которой ведется разговор. В этом смысле жест, как динамическое действие, призван конкретизировать, абстрагировать, или расширять объем передаваемой информации, которую человек хочет доложить до слушателей [9]. Непроизвольная жестикуляция у говорящего, таким образом, часто появляется неосознанно, когда ему для точной формулировки мысли не хватает слов. Это обусловлено непосредственной смежностью в коре головного мозга человека нервного поля двигательного анализатора верхних конечностей и речедвигательного центра. Тогда возбуждение одного анализатора передается другому, вызывая в такт речи соответствующие рефлекторные движения верхних конечностей.
Подобным образом могут быть растолкованы и дру-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Воробьева Ирина Николаевна, Годжиев Георгий Тимофеевич ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА АКТИВНОСТЬ ...
гие, казалось бы, самопроизвольные движения человека. Так, ничем немотивированная на первый взгляд ходьба человека во время выполнения им мыслительных операций, связанных с концентрацией внимания, также легко объяснима с точки зрения нейрофизиологии. «Инструментальными методами установлено исследователями (А.Д. Гусова, И.А. Тамаева), что в случае наличия у человека объема информации, значительно превышающего субъективную способность одномоментно воспринять ее и успешно освоить, происходит смещение центра мозговой активности из префронтальной (лобной) области в задние отделы полушарий головного мозга. Этот процесс автоматически сопровождается перераспределением поступающей в мозг крови и возникновением дефицита поступающих с нею питательных веществ в префронтальной области, где расположены, как уже было сказано выше, «моторные поля» мускулатуры. Дефицит питательных веществ в этой области мозга вызывает активизацию двигательной активности конечностей, и в первую очередь - нижних, проекционная зона которых в головном мозге значительно больше, чем верхних. Возникающая в результате этого «спонтанная» ходьба является ответной реакцией мозга на повышенную интеллектуальную активность, которая должна стабилизировать поступление на более высоком уровне объема питательных веществ крови в его отделы, диспропорция которой была вызвана решением интеллектуальной задачи» [15].
Необходимо обратить внимание на следующую особенность организма человека: повышение притока крови в область головного мозга, вызванное голоданием его отдельных областей в результате активной деятельности, осуществляется непреднамеренно, на уровне безусловных рефлексов, чего не можем сказать об оттоке крови из зоны черепа, который зачастую не соразмерен с притоком и поэтому возникает необходимость в дополнительной стимуляции за счет активных двигательных реакций, особенно после прекращения активной умственной деятельности. Жизнедеятельности организма необходима смена видов деятельности, за счет чего естественным способом регулируется процесс кровотока в отдельных органах человеческого тела и оттока крови из одной части тела в другую. Однако смена деятельности современного человека после усиленных интеллектуальных нагрузок выглядит несколько по-другому, чем та, которая установлена физиологическими законами его развития. Обычно у современных людей на смену их интеллектуальной активности приходит не физическая активность, а наоборот - полная физическое бездействие [18], вследствие чего прекращается естественный отток крови из области головного мозга и наступает ее застой. Это, в свою очередь, приводит к патологическим последствиям и интеллектуальным переутомлениям.
В бытовой культуре граждан, к сожалению, очень редко происходит снятие интеллектуального и психического переутомления физиологически адекватными методами. Для этого почти всегда применяют фармакологические препараты различного происхождения, начиная от употребления излишних углеводов, спиртных напитков, разного рода одурманивающих средств и завершая антидепрессантами разнообразной фармакологии, психотропными и наркотическими препаратами. Однако все эти воздействия направлены на ликвидацию негативных психоэмоциональных состояний, а не минимизацию физиологических оснований психологического переутомления. Другими словами, ликвидируется ощущения, а не их источники.
Для головного мозга не имеет значения, каким способом он получает передышку, необходимую ему для физиологического восстановления после умственного или психологического переутомления (9): в результате активного отдыха человека, в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения, сна, физического труда и т.д. Для максимального функционального восстановле-
ния человеку необходимо переключение гемодинамики между разными его областями и центрами, которого можно достичь как с помощью приема пищи, спиртного, никотина, или наркотических средств, так и через перемену вида деятельности и увеличения физической активности. Первый способ релаксации более простой, доступный и психологически более вероятный, поскольку как бы обусловлен социальной традицией, является в некоторой степени структурным компонентом культуры и ментальности общества, выражает социально-поведенческий стереотип, присущий современной студенческой молодежи. Позиция «устал - выпил - заснул», в силу своего общественного достояния, не вызывает у нового поколения внутреннего протеста и внешнего отторжения. Второй способ достижения психологической и умственной релаксации с использованием физических упражнений нередко вызывает у человека внутреннюю неудовлетворенность: для чего напрягаться физически после того, как пришлось заниматься умственной деятельностью долго? В этом-то и кроется главная психоэмоциональная причина выбора молодежью после учебного дня в пользу спиртных напитков или курения, а не физической культуры и спорта.
Как показывает анализ исследований ученых (Н.И. Асташина, Х.М. Низамова, М.В. Симусева), занимающихся проблемами активизации учебно-познавательной деятельности студентов средствами физической культуры, физиологическая эффективность релаксации после напряженной умственной деятельности заключается в переключении направлений церебральной гемодинамики или мозгового кровообращения как внутри черепной коробки, так и во всей кровеносной системе организма [16, 17].
«Повышение интенсивности функционирования какого-либо органа в человеческом организме, как отмечают некоторые исследователи, автоматически вызывает увеличение интенсивности кровотока в нем, что обусловлено необходимостью его повышенного энергообеспечения и обеспечения процессов метаболизма в нем, сопровождающих его деятельность. Мозг человека не является исключением: усиление интеллектуальной активности влечет за собой интенсификацию гемодинамики и увеличение объема крови, задействованного в мозговом кровообращении. В результате длительной умственной нагрузки объем крови, находящийся внутри черепной коробки и обеспечивающий поступление в мозг питательных веществ и кислорода, увеличивается, а отток венозной крови из головы остается на прежнем уровне, что со временем приводит к повышению внутричерепного кровяного давления и развитию сопровождающих его негативных ощущений» [15]. Это говорит о том, что на уровне физиологического урегулирования различных процессов жизнедеятельности человеческого организма в ситуации повышенной умственной активности достижение необходимого уровня релаксации возможно путем усиления оттока крови из области головы, что стабилизирует локальную гемодинамику и понижает ее до нормального значения внутричерепного кровяного давления. Добиться такого состояния можно без лишнего приема пищи, спиртного или иных дурманящих веществ, а также лекарственных средств, только с помощью релаксирующих физических упражнений, совершенствующих физиологические условия активизации церебральной гемодинамики.
Умственная и физическая деятельность человека на уровне отделов головного мозга, руководящих ими, находятся в самой тесной взаимозависимости, которая позволяет стимулировать умственную активность человека за счет активизации физической деятельности [18; 19]. Это очень важно для совершенствования учебно-познавательной деятельности студентов. Другими словами, в учебно-воспитательном процессе физическая активность по отношению к умственной деятельности должна быть опережающей, а не догоняющей. С физио-
логической точки зрения это будет выглядеть следующим образом: сначала за счет выполнения комплекса сложных движений усиливается поступление крови в соответствующие области мозга студентов, перед которыми потом ставятся сложные умственные задачи [20; 21]. Основное в этом процессе - определить нормированный объем физических нагрузок, необходимый для роста эффективности учебно-познавательной деятельности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, для обучающихся индивидуальные выгоды от применения разнообразных средств физической культуры для совершенствования церебральной гемодинамики после повышенных интеллектуальных нагрузок бесспорны.
Во-первых, применение релаксирующих физических упражнений не требует значительных затрат времени или создания особых условий. Для их выполнения хватит чистой горизонтальной поверхности и около пяти-шести минут времени. Легкость выполнения упражнений позволяет применить их в обычных условиях, что дает возможность студентам заниматься физическими упражнениями практически в любое время и в любом месте для релаксации интеллектуальных нагрузок.
Во-вторых, занятия физкультурными упражнениями не требуют наличия у студентов особых двигательных навыков, какого-либо специального уровня индивидуальной физической развитости, определенной экипировки. Упражнения можно выполнять почти в любых гигиенически годных условиях и любыми обучающимися, которые по состоянию здоровья способны посещать традиционные аудиторные занятия в вузе, что говорит об их доступности и универсальности.
В-третьих, выполнение физических упражнений исключает необходимость в употреблении спиртных напитков, медикаментозных средств, курении, психотропных веществ и иных дурманящих веществ для получения эффекта релаксации системы церебральной гемодинамики. Из этого следует, что активное использование студентами комплекса релаксационных физических упражнений после учебных занятий может быть благоприятным, полезным и доступным методом профилактики снятия физиологического утомления вследствие интенсивной интеллектуальной деятельности.
Но, как показала практика, студенты крайне мало или вообще не знакомы с физиологически адекватными способами преодоления последствий напряженных интеллектуальных нагрузок. В принципе, мы можем говорить о том, что в физической культуре студентов образовательная составляющая почти отсутствует. Поэтому возникла необходимость в релаксирующих физических упражнениях, которые нужно включить в общий курс занятий по физической культуре как обязательное обучение всех студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васеленков Н.В. Динамика состояния и физического здоровья подготовленности студентов //Теория и практика физической культуры. 2008. №5. С. 91-92.
2. Кузнецов О.Ю., Петрова Г.С. Физиологические основы стимуляции активности интеллектуальной деятельности студентов средствами физического воспитания //Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. 2013. С. 357-362.
3. Левченкова Т.В. Активные методы обучения в педагогике физической культуры и спорта //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. №1. С. 74-77.
4. Марчук Ю.В. Самоуправление здоровьем как один из определяющих факторов успешной профессиональной деятельности будущего специалиста //Здоровье, физическое развитие и образование: состояние проблемы и перспективы: тезисы докладов. Екатеринбург: РГППУ, 2007. С.440 - 445.
5. Цветкова И.В. Интересы подростков в получении
276
информации о здоровом образе жизни //Азимут научных исследований. 2015. №1 (10). С. 105-108.
6. Петрова Г.С. Влияние физических и дыхательных упражнений на мозговую гемодинамику и сопровождающих ее патологий у студентов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Ч. 2. 2012. С. 200-209.
7. Свидерская Н.Е. Влияние информационного перенасыщения на качество творческой деятельности и пространственную организацию электроэнцефалограммы //Физиология человека. Т. 37. № 6. С. 28-34.
8. Кутепов М.М., Ямбаева Н.В., Елыгина К.А. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. № 2 (15). С. 83-86.
9. Гусова А.Д. Психологические особенности современной семьи //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №2 (15). С. 206-209.
10. Хромина Т.В. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. Учебное пособие. -Хабаровск: ДВГАФК, 2008. - 124 с.
11. Сабанов З.М. Формирование реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры в республике Северная Осетия-Алания //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №1 (18). С. 349-351.
12. Кочиева Э.Р. Формирование здорового образа жизни в современной студенческой среде//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №4 (19). С. 88-90.
13. Петрова Г.С. Использование средств физической культуры для активной профилактики артериальной ги-пертензии у студентов //Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3, Ч. 2. 2011. С. 129-136.
14. Кочиева Э.Р. Формирование здорового образа жизни в современной студенческой среде //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №4 (19). С. 88-90.
15. Гусова А.Д., Тамаева И.А. Социально-психологические проблемы адаптации студентов //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 8-2. С. 165-169.
16. Асташина Н.И., Симусёва М.В. К вопросу об использовании интерактивных методов обучения //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №1 (18). С. 15-18.
17. Низамова Х.М. Практико-ориентированный подход - путь к повышению эффективности обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. №2 (11). С. 70-71.
18. Бекоева М.И. Условия оптимизации профессиональной успешности студентов в современных условиях //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 63-65.
19. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. №4. С. 28-30.
20. Бекоева М.И. Самообразование как основа совершенствования учебно-познавательной деятельности студентов //Школа будущего. 2016. №1. С. 36-43.
21. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.
Статья поступила в редакцию 19.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)