УДК 336.02
Трусова Наталья Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент Юго-Западного государственного университета
e-mail: Angelochek071293 @yandex.ru
Андросова Наталья Сергеевна, студент Юго-Западного государственного университета
e-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ И
БЕЛАРУСИ
Аннотация: статья посвящена исследованию развития транспортного комплекса в России и Беларуси для реализации экспортно-импортного и транзитного потенциала стран. Показаны основные цели и задачи развития транспортного комплекса и основные мероприятия по их достижению, реализуемые в рассматриваемых странах. Рассмотрены методы государственной поддержки транспортного комплекса. Особое внимание уделено проблемам развития логистической инфраструктуры.
Ключевые слова: транспортный комплекс, логистическая инфраструктура, государственное регулирование, региональная экономика, инвестиции.
Trusova N.S., Ph.D., associate professor of South-West State University e-mail: Angelochek071293 @yandex.ru Androsova N.S., student, Southwest State University e-mail: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF TRANSPORT SECTOR IN RUSSIA AND BELARUS
The article is devoted to the research development of the transport complex in Russia and Belarus for realization of export-import and transit potential of the country. The basic goals and objectives of the development of the transport sector and the main activities to achieve them implemented in the countries concerned. The methods of the state support of the transport complex. Particular attention is paid to the problems of development of logistics infrastructure.
Keywords: transport sector, logistics infrastructure, governmental regulation, regional economy, investment.
В настоящее время в России и Беларуси проводится политика государственного регулирования экономики. В странах-партнерах сложилась такая ситуация, что функционирование важнейших отраслей экономики требует государственной поддержки, поскольку они не снабжаются необходимыми инвестициями. Такое положение можно отнести к транспортной отрасли. Актуальным представляется рассмотреть основные положения развития транспортного комплекса России и Беларуси и особенностей развития логистической инфраструктуры.
Одним из общих направлений современной стратегии двух государств, направленной на переход к экономическому росту, поддержание конкурентоспособности производства, стимулирование предпринимательской деятельности является улучшение транспортной доступности регионов и развитие стратегической межрегиональной кооперации [2, с.40].
В соответствии с транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года целевыми установками приняты следующие положения:
- интеграция в глобальное транспортное пространство;
- развитие экспорта транспортных услуг;
- реализация транзитного потенциала страны;
- развитие логистической инфраструктуры в мультимодальных транспортных узлах и морских портах;
- создание опорной сети терминальных комплексов и логистических центров на территории страны, являющимися связующими звеньями между «точками роста» экономики России [6, с. 128].
В России в целях развития транспортного комплекса реализуются следующие системные направления, воздействующие в целом на индустриальный сектор:
- развитие дорожной, энергетической и инженерной инфраструктуры;
- формирование и развитие кластеров, особых экономических зон, индустриально-технологических парков, СЭЗ и т.д. [7, с. 44];
- стимулирования роста частных, в том числе, иностранных инвестиций в промышленности и инфраструктурное обеспечение транспортного комплекса;
-целевая подготовка квалифицированных инженерных кадров;
- создание транспортно-логистических центров, способных снизить издержки промышленных предприятий по реализации продукции [4, с. 112].
Эти меры дополняются косвенными методами регулирования экономики с использованием инструментов налогового и кредитного регулирования (предоставление налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита, налоговых каникул, снижение налоговой ставки, снижение ставки по кредитованию и т.д.) [5, с. 106].
В Российской Федерации реализуются крупные проекты по развитию транспортной инфраструктуры при поддержке Минтранса РФ и ОАО «РЖД» с привлечением российских и иностранных инвестиций:
- федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России 2010-2020
гг.».
- транспортная стратегия до 2030 г.;
- инвестиционные программы естественных монополий: «РЖД», «Газпром», «Транснефть» и госкорпорации «Автодор».
Оценка общего объема инвестиций в транспортную инфраструктуру представлена по видам и источникам финансирования представлена в таблице 1 и рисунке 1. Снижение инвестиций после 2018 г. связано с завершением крупных инфраструктурных проектов. Однако, не исключено, что появятся новые проекты.
Таблица 1. Структура инвестиций в транспортную инфраструктуру РФ, млрд. руб.
Направление 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Федеральные дороги 495 640 714 664 732 791
Региональные дороги 470 277 277 168 168 168
Железные дороги 277 250 300 300 100 0
ВСМ Москва-Казань 50 141 125 125 126 127
Метро 150 52 56 57 57 54
Аэропорты 47 59 47 36 20 20
Морские порты 88 861 887 848 752 671
Трубопроводы 869 2774 2924 2743 2527 2430
Итого 2445 3,4% 3,3% 2,8% 2,4% 2,2%
В % от ВВП 3,2%
*Источник: Данные Газпромбанка
120% 100% Н 80% 60% 40% И 20% 0% 4-
2017 2018 2019 2020 ■ РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТОРЫ
2014 2015 2016
■ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ФНБ
■ ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ
*Источник: Данные Газпромбанка
Рисунок 1. Структура расходов на транспортную инфраструктуру в РФ (2015 г.) по источникам финансирования
Доля сектора Транспорта и связи в ВВП стран Таможенного союза составляет около 10-12 %, что значительно превышает средний уровень ВВП в развитых странах (3-5 % ВВП). Высокий показатель в РФ объясняется значительными вложениями в трубопроводный транспорт для экспорта нефти и газа.
В Беларуси транспортно-логистический сектор занимает весьма значительную долю на рынке услуг Беларуси. В настоящее время в республике функционирует более 3000 компаний и индивидуальных предпринимателей, активно занимающихся транспортом и логистикой. В последние годы крупные государственные и частные транспортно-логистические компании, логистические провайдеры, предприятия производственного сектора и сферы услуг стали активно создавать свои складские комплексы, грузовые терминалы, транспортно-логистические центры. Тем не менее потенциал транспортной логистики в Республике Беларусь используется недостаточно. Уровень эффективности логистики в республике, несмотря на активное развитие этой сферы и поддержку со стороны государства, остается на 45-м месте в рейтинге Всемирного банка [3].
В программе развития логистической системы Республики Беларусь обозначены основные её цели:
- разработка основных направлений развития логистической системы Республики Беларусь;
- создание организационной схемы размещения логистических центров;
- формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в создание объектов и инфраструктуры логистической системы.
В настоящее время в республике идет наращивание использования рынка логистических услуг, развития транспортной инфраструктуры. По итогам 2015 года общий объем транспортно-логистических услуг центров вырос на 66 %. Объем транспортно-логистических и экспедиционных услуг возрос более чем в 2,2 раза и составил 2,8 трлн. Рублей [3].
Региональные транспортно-логистические центры могут также выполнять другие функции, основными из которых являются:
- информирование заинтересованных участников транспортно-логистической деятельности о подходе внешнеторговых и транзитных грузов;
- разработка и внедрение автоматизированных систем управления грузовыми потоками;
- эксплуатация и сопровождение имеющегося программного и нормативно-справочного обеспечения;
- исследование рынка транспортно-экспедиционных услуг, сбор, обработка и анализ информации об его участниках - транспортных, экспедиторских, страховых компаниях, грузоотправителях и грузополучателях;
- налаживание сотрудничества с партнерами в других государствах с целью совершенствования системы управления перемещением грузов и информационного обмена о транзитных грузопотоках [1, с. 75].
В целях преодоления барьеров интеграция национальных транспортных систем стран-партнеров предлагается осуществлять взаимодействие по следующим направлениям:
- проведение согласованной транспортной политики, гармонизации и совершенствования национальных нормативных документов и т.д.;
- развитие приоритетных инвестиционных проектов для реализации транзитного потенциала и взаимной торговли между государствами-членами ЕврАзЭС;
- строительство приоритетных участков железнодорожных и автомобильных дорог;
- технологические решения единого транспортного пространства;
- реализацию транзитного потенциала стран;
- развитие железнодорожного и автомобильного строительства.
Таким образом, комплексное решение отмеченных задач развития транспортного комплекса России и Беларуси с учетом тенденций развития мирового рынка логистических услуг позволит обеим странам завоевать устойчивые позиции в международной логистике. Развитая логистическая инфраструктура страны стимулирует приток иностранных инвестиций, значительный рост объемов транзитных перевозок, формирование дополнительных конкурентных преимуществ участников рынка транспортно-логистических услуг, улучшение транспортной доступности регионов, развитие стратегической межрегиональной кооперации и значительный рост экспортного потенциала страны.
Список литературы:
1. Задворный Ю. Транспортная инфраструктура региона: управление и информационное пространство // Проблемы теории и практики управления. 2011. №2. С.75-79.ISSN 0234-4505.
2. Потапов, И.М. О региональной промышленной политике [Текст] / Потапов И.М. // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда, 2007. Т. 2. С. 40-43.ISSN: 1998-1627.
3. Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года,/ Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: http://pravo.by/ — Дата доступа: 05.11.2013.
4. Прокофьева Т.А., Сергеев В.И. Логистические центры в транспортной системе России: Учебное пособие — М.: ЗАО ИД «Экономическая газета». 2012. — 540 с.
5. Севрюкова Л.В., Трусова Н.С., Государственная политика стимулирования инвестиционной активности) / Економiчний часопис-ХХ1. - №9-10. - 2014. - С. 106-109. ISSN: 1728-6220
6. Трусова Н.С., Формирование региональных кластеров по уровню инвестиционного развития / Известия Санкт-Петербургского экономического университета. - 2014. - №5 (89). - С. 128-132. ISSN:2311-3464.
7. Трусова Н.С., Вертакова Ю.В., Кластеры как инструмент государственной промышленной политики / сб. научных трудов Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2015. - С. 44-48.