Научная статья на тему 'Актуальные проблемы проведения торгов в электронной форме при реализации прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности'

Актуальные проблемы проведения торгов в электронной форме при реализации прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальная / государственная собственность / тоги / аукцион / земельный участок / municipal / state property / togas / auction / land

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Королев Евгений Валериевич

Цель исследования. В представленной статье предлагается обратить внимание на достаточно актуальный аспект при реализации прав на земельные участки, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, а именно, на основные проблемы при проведении торгов в электронной форме. В настоящее время, роль земли значительно возросла, соответственно требуется формирование определенных условий правового регулирования использования данного объекта. Выводы. Автор, посредством раскрытия основных изменений законодательства в рассматриваемой области, устанавливает особенности и недостатки процедуры проведения электронных торгов. Указывает на то, что требуется проведение комплексного исследования в рассматриваемой области. Недостаточность практического применения указанной формы проведения торгов, создает определенные проблемы, на которые необходимо обратить не только законодателю, но также и самим организаторам торгов. Это необходимо для того, чтобы избежать проблем в организационной сфере и снизить сложность их проведения для определенной группы участников, например, пожилых лиц или удаленных фермеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual Problems of Bidding in Electronic form in the Implementation of Rights to Land Plots in State and Municipal Ownership

The purpose of the study. In the presented article, it is proposed to pay attention to a rather relevant aspect in the implementation of rights to land plots that are in state and municipal ownership, namely, the main problems are identified when bidding in electronic form. At present, the role of the land has increased significantly, therefore, the formation of certain conditions for the legal regulation of the use of this object is required. Results. The author, by revealing the main changes in the legislation in the area under consideration, reveals the features and shortcomings of the procedure for conducting electronic trading. The lack of practical application of this form of bidding creates certain problems that need to be solved not only by the legislator, but also by the organizers of the bidding. This is necessary in order to avoid organizational problems and reduce the complexity of their implementation for a certain group of participants, for example, elderly people or remote farmers.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы проведения торгов в электронной форме при реализации прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности»

Королев Е. В.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

УДК 34

ГРНТИ 10.27.41 EDN: CSGBSR

Актуальные проблемы проведения торгов в электронной форме при реализации прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности

©Королев Евгений Валериевич1'2 1 Санкт-Петербургский университеттехнологий управления и экономики, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация Государственное казенное учреждение Московской области «Региональный центр торгов», Российская Федерация e-mail: [email protected]

Аннотация. Цель исследования. В представленной статье предлагается обратить внимание на достаточно актуальный аспект при реализации прав на земельные участки, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, а именно, на основные проблемы при проведении торгов в электронной форме. В настоящее время, роль земли значительно возросла, соответственно требуется формирование определенных условий правового регулирования использования данного объекта. Выводы. Автор, посредством раскрытия основных изменений законодательства в рассматриваемой области, устанавливает особенности и недостатки процедуры проведения электронных торгов. Указывает на то, что требуется проведение комплексного исследования в рассматриваемой области. Недостаточность практического применения указанной формы проведения торгов, создает определенные проблемы, на которые необходимо обратить не только законодателю, но также и самим организаторам торгов. Это необходимо для того, чтобы избежать проблем в организационной сфере и снизить сложность их проведения для определенной группы участников, например, пожилых лиц или удаленных фермеров.

Ключевые слова: муниципальная, государственная собственность, тоги, аукцион, земельный участок.

Для цитирования: Королев Е. В. Актуальные проблемы проведения торгов в электронной форме при реализации прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности //Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19. № 4. С. 79-82. Е01\1: СБСВБР

ISSN 2541-8025(print) Том 19, № 4,2023 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 79 ISSN 2712-7605(online)

ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ PRIVATE LAW (CIVIL)

5.1.3.

Actual Problems of Bidding in Electronic form in the Implementation of Rights to Land Plots in State and Municipal Ownership

©EvgenyV. Korolev1'2

1St. Petersburg Universityof ManagementTechnologies and Economics, Saint Petersburg, Russian Federation 2State Government Institution Moscow Region «Regional Trading Center», Russian Federation

e-mail: [email protected]

Abstract. The purpose of the study. In the presented article, it is proposed to pay attention to a rather relevant aspect in the implementation of rights to land plots that are in state and municipal ownership, namely, the main problems are identified when bidding in electronic form. At present, the role of the land has increased significantly, therefore, the formation of certain conditions for the legal regulation of the use of this object is required. Results. The author, by revealing the main changes in the legislation in the area under consideration, reveals the features and shortcomings ofthe procedure for conducting electronic trading. The lack of practical application of this form of bidding creates certain problems that need to be solved not only by the legislator, but also by the organizers of the bidding. This is necessary in order to avoid organizational problems and reduce the complexity oftheir implementation for a certain group of participants, for example, elderly people or remote farmers.

Keywords: municipal, state property, togas, auction, land.

For citation: Korolev E. V. Actual Problems of Bidding in Electronic form in the Implementation of Rights to Land Plots in State and Municipal Ownership // ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE. 2023. Vol. 19. № 4. P. 79-82. (in Russ.) EDN: CSGBSR

ВВЕДЕНИЕ

Повсеместное внедрение информационных технологий оказывает существенное воздействие на все сферы общественных отношений. Стремительное развитие информационных технологий приводит к тому, что процессы реализации того или иного права может осуществляться в электронной форме, что требует своевременного реагирования со стороны законодателя.

Применение электронной формы осуществления прав, способствует тому, что отношения, возникающие между определенными субъектами, упрощаются в рамках взаимодействия, имеет место экономия времени и иные положительные последствия. Тем не менее, наличие определенных недостатков правового регулирования, порождает те или иные проблемы. Так, реализация прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной и государственной собственности посредством электронных торгов не стали исключением [Паншин, 2019: 48].

Изложенное основывается на том, что земельный участок, выступает непосредственным объектом прав, не только являясь собственностью определенного лица, но также выступая источником возможного дохода.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Если рассматривать правовое регулирование в исследуемой области до 2015 года, то целесообразно говорить о том, что не существовало способа реализации прав на та-

кие земельные участки, который позволял бы сделать данную процедуру прозрачным и вседоступным процессом приобретения таких прав.

Кардинальные изменения произошли на основании принятия Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее—ФЗ № 171-ФЗ). На протяжении долгих 13 лет законодатель не принимал настолько серьёзных шагов для урегулирования общественных отношений, в которых объектом выступает земельный участок.

Принятие ФЗ № 171-ФЗ являлось результатом многолетнего опыта в области разрешения спорных моментов, возникающих в сфере земельных правоотношений. В соответствии с указанным законом, земельные участки, независимо от вида разрешенного использования, предоставлялись на торгах, за исключением случаев, которые были прямо указаны в Земельном кодексе Российской Федерации (далее—ЗК РФ)1.

Изменения коснулись порядка образования и предоставления земельных участков, которые находились в государственной и муниципальной собственности. Сформировалась возможность реализации таких прав более понятным и открытым способом, а также, внесенные на законодательном уровне положения, способствовали тому, что лица, которые были заинтересованы в предоставлении таких прав, получили равный доступ к их приобретению.

Таким образом, впервые в многолетней практике предоставления земельных участков муниципальной и государственной собственности, сформировалась возможность проведения электронного аукциона.

1 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЭ

(ред. от06.02.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. № 44. 29.10.2001. ст.ст.4147, 4148.

Королев Е. В.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

После того, как такое право было предусмотрено законодателем, требовалась его эффективная реализация, осуществление которой было изложено в приказе Минкомсвязи РФ от 03.06.2015 № 1952 (далее — приказ № 195). Указанный нормативно-правовой акт вводил в действие сайт www.torgi.gov.ru который содержал всю необходимую информацию, касающуюся проведения торгов. Немного ранее, в 2012 году, Правительство РФ в своем постановлении от 27.08.2012 № 860 определяло некоторые особенности организации и проведения указанного способа продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности именно в электронной форме. Тем не менее, указанного правового регулирования было не достаточно, так как стали возникать определенные разногласия в практической части, что способствовало формированию соответствующей практики, свидетельствующей о существенных проблемах в законодательной области.

Обратимся к Гражданскому кодексу РФ3 (далее—ГК РФ). Представленный нормативно-правовой акт раскрывает особенности торгов, при этом выделяя две основные формы: аукцион и конкурс. Основанием данного разграничения выступает порядок определения победителя торгов. В рамках проведения аукциона победителем является участник, который может предложить наибольшую цену. Участник, который может предложить наиболее позитивные условия исполнения договорных обязательств, является победителем конкурса.

Законодательство РФ определяет, что именно аукцион необходимо считать формой проведения торгов. По данному поводу, среди ученых-правоведов, возникают определенные разногласия, которые базируются на том, что если отказаться от проведения торгов в форме конкурса, то последствия будут не совсем справедливыми, так как участие в торгах в форме аукциона благополучны лишь для «сильных игроков».

Так, Е.С. Болтанова утверждает, что из публичных земельных торгов конкурс, как форма реализации, исключается по причине того, что не достаточно сформулированы критерии конкурсного отбора, что придает неравенство условиям приобретения такихучастков [Болтанова, 2015: 48].

По поводу проведения торгов в форме конкурса Г.Е. Быстрое отмечал, что их необходимо проводить по отношению клееным земельным участкам [Быстрое, 2007, 24].

Полагаем, что следует согласиться с мнением H.H. Аверьяновой, которая утверждает, что не целесообразно проводить торги в форме конкурса по отношению к земельным участкам [Аверьянова, 2017: 135].

Исходя из положений, закрепленных в ст. 39.13 ЗК РФ, в обязательном порядке, в электронной форме аукцион проводится по поводу продажи земельного участка, который находится в публичной собственности, а также на приобретение права аренды на такой участок. Тем не менее, отметим особенность данного положения, которая состоит в том, что до того момента, пока не вступит в силу подпи-

2 Приказ Минкомсвязи России от03.06.2015 № 195 «Об утверждении Регламента официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru» // Официальный интернет-портал правовой информации. —Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 16.02.2023).

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября

1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. —05.12.1994. —№ 32. —ст. 3301

санный 7 октября 2022 г. Федеральный закон № 385-Ф34 (далее—Закон № 385-Ф3), данная статья не применяется, то есть до 1 марта 2023 года [Лунева, Сафин, 2017: 30].

Несмотря на то, что введение специализированного сайта (torgi.gov.ru) значительно усовершенствовало процесс взаимодействия между гражданином и предпринимателем, осуществление аукционов также продолжается «молоточным» образом. Данный факт свидетельствует о том, что не установлены равноправные возможности на доступ к проведению таких аукционов.

Определим причины отказа от аукциона в электронной форме. Полагаем, что кним следует отнести:

-электронные торги на землю не урегулированы положениями законодательства;

- не сформирована электронная площадка для их проведения;

- в большинстве случае осуществляется реализация земельных участков, на которые законодатель не распространяет обязательность проведения электронныхторгов.

Помимо сказанного, проблема неприменения электронной формы состоит в том, что органы местного самоуправления (далее—МСУ) применение такой формы торгов расценивают как нарушение законодательства, так как их применение возможно лишь после 1 марта 2023 года, а в настоящее время ведущая роль отдается «молоточному» аукциону.

Таким образом, несмотря на то, что законодатель не запрещает проводить торги в электронной форме, применение электронного способа не имеет широкого распространения.

Полагаем, что данная ситуация не является нормой, а скорее всего является исключением. Применение электронной формы проведения торгов в иных правоотношениях, например, при приобретении в аренду лесных участков, является достаточно распространенным способом.

ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Большинство участников торгов реализации прав на земельные участки муниципальной и государственной собственности, склоняются именно к «молоточным» торгам. Данную позицию последние подтверждают тем, что, несмотря на все преимущества электронной формы, имеются и существенные недостатки для определенного круга заявителей.

Трудности при реализации торгов именно в электронной форме могут возникать в том случае, если участником выступает лицо преклонного возраста, а также фермер, который осуществляют свою деятельность в сельской местности, что затрудняет получение электронной подписи. Помимо сказанного, проблемным моментом выступает не компетентность участников такой категории в использовании компьютерных технологий, электронных площадок и программ.

Как правило, для того, чтобы компенсировать такую некомпетентность, участникам приходится обращаться в определенные органы, которые оказывают соответствующие платные услуги, что является определённым барьером.

4 Федеральный закон от 7 октября 2022 г. № 385-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 7 статьи 34 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. —URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202210070009 (дата обращения: 16.02.2023).

ISSN 2541-8025(print) Том 19, № 4,2023 Проблемы экономики и юридической практики 81 ISSN 2712-7605(online)

ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ PRIVATE LAW (CIVIL)

5.1.3.

Для определения роли электронной формы проведения торгов, предлагается рассмотреть недостатки проведения «молоточных» торгов. Зачастую возникают ситуации, когда предъявляется требование о личном присутствии заявителя и участников аукциона в момент подачи заявки и при участии в аукционах.

Так, некоторые организаторы торгов устанавливают определенные временные ограничения на подачи заявок, тем не менее, аукцион является открытым и принять участие в нем могут все заинтересованные лица, но в такой ситуации, организатор в априори ограничивает доступ к аукциону потенциальным участникам. Полагаем, что имеетместо противоречие ст. 8 Конституции РФ, которая предусматривает принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции и т.д.

Исходя из материалов судебной практики, требование о личном присутствии блокирует возможность участия лиц, которые находятся на удаленных территориях от места проведения торгов. Законодатель не определяет, что личное присутствие при додаче заявки, является обязательным (постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.09.2018 по делу № АЗЗ-32178/2017, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.03.2022 по делу № А46-10936/2021).

Как следует из сказанного выше, организаторы торгов создаютучастникам искусственные барьеры, которые ограничивают удаленных участников в доступе к ним.

ВЫВОДЫ

Итак, проанализировав нормативно-правовое регулирование проведения торгов в электронной форме при ре-

Список литературы:

1. Аверьянова H.H. Конституционно-правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации: Монография / Под ред. Г.Н. Комковой. —М., 2017. —325 с.

2. Болтанова Е.С. Правовое регулирование возникновения прав граждан и юридических лиц на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности // Хозяйство и право. —2015. —№ 4. —С. 43-51.

3. Быстрое Г. Е. Противоречия Лесного кодекса РФ и новая концепция правового регулирования лесных отношений // Экологическое право. —2007. — № 5. —С. 22-26.

4. Лунева Е.В., Сафин З.Ф. Обязательные электронные торги в Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Конкурентное право. —2017. — № 3. —С. 37-34.

5. Паншин Б. Цифровая экономика: понятия и направления развития // Наука и инновации. — №3. —2019. —С. 48-54.

ализации прав на земельные участки муниципальной и государственной собственности, определив основные проблемы, с которыми могут столкнуться участники таких торгов, еще раз перечислим основные из них:

-в том случае, если участником выступает лицо преклонного возраста, а также фермер, который осуществляют свою деятельность в сельской местности, что затрудняет получение электронной подписи и доступ в сеть «Интернет»; -помимо сказанного, проблемным моментом выступает не компетентность участников такой категории в использовании компьютерных технологий, электронных площадок и программ; -временные ограничения на подачи заявок, отметим, что имеет место нарушение положения ст. 8 Конституции РФ, которая предусматривает принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции и т.д.;

-организаторы торгов создают участникам искусственные барьеры, которые ограничивают удаленных участников в доступе к ним.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исследовав особенности проведения торгов в электронной форме при реализации прав на земельные участки муниципальной и государственной собственности, приходим к следующим выводам. Электронная форма придает рассматриваемой процедуре большую открытость и доступность, позволяет принимать участие заинтересованным лицам со всех регионов страны. Несмотря на позитивный вклад в практику реализации торгов, имеется ряд существенных недостатков, решение которых является необходимым и может являться основой дальнейшего исследования заявленной тематики.

Reference list:

1. Averyanova N.N. Constitutional and legal regulation of land relations in the Russian Federation: Monograph. Edited by G.N. Komkova. M„ 2017. 325 p.

2. Boltanova E.S. Legal regulation of the emergence of the rights of citizens and legal entities to land plots in state or municipal ownership. Economyand law. 2015. №. 4. Pp. 43-51.

3. Bystrov G. E. Contradictions of the Forest Code of the Russian Federation and a new concept of legal regulation of forest relations. Environmental law.—2007. №. 5. Pp. 22-26.

4. Luneva E.V., Safin Z.F. Mandatory electronic auctions in the Russian Federation: problems of legal regulation. Competition law. 2017. No. 3. Pp. 37-34.

5. Panshin B. Digital economy: concepts and directions of development. Science and Innovation. №. 3. 2019. Pp. 48-54.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 79,74%.

Рецензент: БаттаховП. П., кандидатюридическихнаук, старший научный сотрудник, Институтгосударства и права РАН.

Статья поступила в редакцию 02.08.2023, принята к публикации 22.08.2023 The article was received on 02.08.2023, accepted for publication 22.08.2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Королев Евгений Валериевич, аспирант кафедры гражданского права и процесса; Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; начальник правового управления; Государственное казенное учреждение Московской области «Региональный центр торгов»; Российская Федерация, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Evgeny V. Korolev, Postgraduate student of the Department of Civil Law and Process; St. Petersburg University of Management Technologies and Economics; Saint Petersburg, Russian Federation; Head of Legal Department; State Government Institution Moscow Region «Regional Trading Center»; Russian Federation, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.