Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ И АРЕНДЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ И АРЕНДЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
259
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН / ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Родионова Марина Сергеевна

В статье рассматривается правовая природа электронных торгов по предоставлению земельных участков, находящихся в публичной собственности. Приведены практические примеры и статистические данные для демонстрации перспективности дальнейшего развития электронных площадок, а также предложения для нормативного урегулирования и разрешения пробела в законодательстве, выраженного в непринятии закона, который бы регулировал порядок проведения аукционов в электронной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL NATURE OF ELECTRONIC TRADING PLATFORMS (AUCTIONS) FOR THE SALE AND LEASE OF A LAND PLOT IN STATE OR MUNICIPAL OWNERSHIP

The paper discusses the legal nature of electronic auctions for the provision of land plots that are in public ownership. Practical examples and statistical data are given to demonstrate the prospects for the further development of electronic platforms, as well as suggestion for regulatory settlement and resolution of the gap in the legislation, expressed in the failure to adopt a law that would regulate the procedure for holding auctions in electronic form.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ ПО ПРОДАЖЕ И АРЕНДЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Кузьмина Мария Вячеславовна

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры предпринимательского и природоресурсного права Оренбургского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Maria V. Kuzmina Candidate of Juridical Sciences, Senior Lecturer at the Department of Entrepreneurial and Natural Resource Law, Orenburg Institute (branch) of the University named after O.E. Kutafin (MSLA)

e-mail: [email protected]

Родионова Марина Сергеевна

Студент 3 курса бакалавриата Оренбургского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Maria S. Rodionova

Third year student, Orenburg Institute (branch) of the University named after O.E. Kutafin (MSLA)

УДК 349.41

Правовая природа электронных торгов по продаже и аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

The legal nature of electronic trading platforms (auctions) for the sale and lease of a land plot in state or municipal ownership

В статье рассматривается правовая природа электронных торгов по предоставлению земельных участков, находящихся в публичной собственности. Приведены практические примеры и статистические данные для демонстрации перспективности дальнейшего развития электронных площадок, а также предложения для нормативного урегулирования и разрешения пробела в законодательстве, выраженного в непринятии закона, который бы регулировал порядок проведения аукционов в электронной форме.

Ключевые слова: электронная торговая площадка, электронные торги, электронный аукцион, договор купли-продажи, государственная собственность, муниципальная собственность.

The paper discusses the legal nature of electronic auctions for the provision of land plots that are in public ownership. Practical examples and statistical data are given to demonstrate the prospects for the further development of electronic platforms, as well as suggestion for regulatory settlement and resolution of the gap in the legislation, expressed in the failure to adopt a law that would regulate the procedure for holding auctions in electronic form.

Keywords: electronic trading platform, electronic trading, electronic auction, contract of sale, state property, municipal property.

Новейшее программное обеспечение способно осуществить подбор данных, сортировку информации, выдаваемой при поиске, а также одним из достоинств является наличие автоматизированной системы извещения посредством уведомления в функционале таких программ.

«Электронная торговая площадка (ЭТП) — это интернет-сервис, с помощью которого в автоматическом режиме можно проводить тендеры и электронные торги» [1]. Внедрение данных информационных технологий привело к увеличению количества электронных торгов во всех областях жизни общества.

Для того, чтобы подтвердить данную динамику, приведем статистику. Так согласно анализу активности электронных площадок на 2011-2021 год [2] количество ЭТП, на которых были проведены хотя бы одни торги, увеличилось с 59 998 до 231 504 площадок. Совместно с площадками замечен рост количества лотов по торгам, признанным состоявшимися, с 27 217 до 63 563 реализованных лотов. По критерию количества участников торгов значительно возросла численность с 51 870 до 176 931 лиц, принимавших участие.

Согласно рейтингу ЭТП в число крупных по количеству опубликованных лотов на четвертый квартал 2021 года [3] входят такие площадки: Межрегиональная электронная торговая система - 10 990 лотов, Центр дистанционных торгов - 8 580 и Российский аукционный дом - 8 120. По критерию количества участников торгов за четвертый квартал 2021 года распределение мест таково: Межрегиональная электронная торговая система - 13 678, Российский аукционный дом - 7 644 и Центр дистанционных торгов - 6 646. По стоимости реализованного имущества за четвертый квартал 2021 года: Межрегиональная электронная торговая система - 15 097,5 млрд руб., Российский аукционный дом - 12 566,2 млрд руб. и Центр дистанционных торгов - 11 346,0 млрд руб. Таким образом, Межрегиональная электронная торговая система (МЭТС) по нескольким критериям занимает высшую позицию в рейтинге среди других ЭТП. На официальном сайте [4] этой электронной площадки по состоянию на июнь 2022 года выставлено 43 201 активных лотов по продаже земельных участков, ожидающих или проходящих аукцион.

Все приведенные нами статистические данные указывают на то, что увеличение оборота на ЭТП и количества самих площадок позволяет достигнуть общемирового тренда по цифровизации экономики. Поскольку частью электронной коммерции является рынок ЭТП, который посредством внедрения новых технологий активно развивает и продвигает блокчейн и большие данные в экономику.

Из положительных качеств электронных торгов можно выделить такие аспекты, как: широкая гласность и стремительное развитие конкуренции. «Основные преимущества электронных торгов, по сравнению с обычными, заключаются в том, что такая форма реализации позволяет привлечь потенциальных покупателей не только из региона, где находится реализуемое имущество, но и из других регионов и даже из-за рубежа»

[5].

Однако есть и отрицательные стороны, например, технические трудности такие, как: проблематичность фиксирования сбоев в программах, непосредственно обеспечивающих функционал электронных торгов, случаев неправомерного воздействия на алгоритмы этих торгов. Также негативные моменты проявляются в возможности нарушения антимонопольного законодательства, выражаемые в уклонении от соблюдения гласности и открытости, искусственном завышении или занижении цен.

Удобство, множество плюсов и перспективность электронных торгов: все это привело к тому, что законодатель принял во внимание такую электронную торговлю и закрепил в ст. 39.13 ЗК РФ [6] обязанность электронной формы аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка. При этом стоит упомянуть о том, что данная статья применяется со дня вступления в силу закона, устанавливающего порядок проведения аукционов в электронной форме по продаже находящихся в публичной собственности земельных участков и аукционов в электронной форме на право заключения договоров аренды таких земельных участков согласно п. 7 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ. [7].

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать пробел в законодательстве, который выражается в отсутствии закона, регулирующего порядок проведения аукционов в электронной форме. Таким образом, невозможно проводить электронные торги, поскольку в настоящее время не принят такой закон. Однако в Государственной Думе в настоящий момент рассматривается во втором чтении законопроект № 758964-7, внесенный депутатами Н.П. Николаевым, С.В. Чижовым и другими [8].

Предложенный законопроект предусматривает изменение и дополнение ст. 39.13 ЗК РФ такими положениями: об извещении о проведении электронного аукциона, которое будет публиковаться на

электронной площадке; о заявке на участие в электронном аукционе, которое направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа; о протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, который будет подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью; о времени ожидания предложения участника электронного аукциона о цене предмета аукциона, которое будет составлять десять минут; о форме договора, который по результатам электронного аукциона будет заключается в виде электронного документа. Также в тексте данного проекта указано о признании утратившими силу часть 7 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На данный момент законопроект № 758964-7 включен в примерную программу согласно решению Государственной Думы на апрель 2022 года. Такие изменения положительно повлияют на развитие электронных торгов в РФ, поскольку не потребуется долгое время ожидать в будущем законопроекта, который бы регулировал порядок проведения аукционов в электронной форме, и дополнительные положения, которые предлагается добавить в ЗК РФ, не будут нагромождать земельный кодекс, так как согласно содержанию проекта процедура проста и увеличит с 4 до 11 пунктов ст. 39.13 ЗК РФ. Однако предложенные изменения, указанные в законопроекте, стоит расширить и дополнить, чтобы не возникали возможные практические проблемы в применении.

Для того, чтобы принять решение о добавлении к проекту каких-либо положений, стоит изучить правовую природу, особенности электронных торгов, которые могли бы усовершенствовать законодательство, а также привести примеры.

Для начала стоит затронуть природу электронных торгов, чтобы выяснить взаимосвязь с такими понятиями: рационализм, равный доступ, гарантированность.

Поскольку в имущественном обороте земельных участков остались «молоточные» аукционы, с которыми имеет смысл провести сравнение с электронной формой, то затронем данное соотношение. Наличие электронной площадки и дополнительного субъекта - оператора, является критерием относимости торгов к электронным. Оператор требуется для выполнения новой, отличной от «молоточных» аукционов, процедуры, которая выражается в заключении договора между организатором и оператором площадки. В остальном соотносимые аукционы похожи. Поскольку изменяются только технические действия, которые обращаются в электронную форму. Из этого понимаем то, что подвергаются изменению только некоторые процедуры, которые облекаются в электронную форму.

Затрагивая тему природы электронных торгов, следует затронуть вопрос о рациональности таких аукционов. Так обратимся к научным определениям такого термина. Рациональное землепользование -использование земельных ресурсов, приводящее к увеличению устойчивости экосистемы, урбоэкосистемы (увеличение их качественных и количественных характеристик) [9]. Из этого делаем вывод о том, что рациональность и электронные торги соотносятся с друг другом, поскольку торги способны при помощи своей прозрачности и отсутствия каких-либо затруднений реализовать поставленную перед ними задачу, которая заключается в поиске самого лучшего покупателя, в будущем реализовавшего наиболее эффективным образом предоставленные земли.

В подтверждение такой позиции стоит обратиться к положениям, указанным в пояснительных записках к законопроекту федерального закона № 185240-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», где предусмотрено, что внедрение электронных торгов преследует достижение большей доступности аукционов, соблюдения их прозрачности и эффективности. [10]

Таким образом, поскольку развитие оборота земельных участков с помощью внедрения электронных торгов связано с обеспечением рационального землепользования, то отсюда выводим, что электронные

торги - средство, способ, который дает возможность выбрать в короткие сроки наиболее заинтересованное лицо в земельном участке среди множества претендентов, которое будет развивать этот участок и обеспечивать его рациональное использование.

Требуется акцентировать внимание на том, что рациональное использование невозможно, если земельный участок будет простаивать, пока длятся на протяжении долгого периода торги. Здесь проясняется существенный минус «молоточных» торгов и возможный потенциал электронных, так как последние могут проходить в сжатые сроки.

В данном случае потребуется привести пример, поэтому обратимся к пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части проведения аукционов в электронной форме», подготовленный Минсельхозом России от 14.04.2017 [11]. Акцентировалось внимание на усовершенствовании системы по предоставлению прав и увеличению возможностей у потенциальных участников электронных торгов на заключение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов посредством механизма проведения аукционов в электронной форме.

Поскольку в данном случае важной характеристикой рациональности является быстрота заключения договора с заинтересованным лицом, так как «молоточные» аукционы отрицательно влияют на скорость передачи квоты, то электронные торги становятся лучшим решением такой проблемы.

Также для изучения природы электронных торгов, нужно затронуть вопросы гарантированности и равного доступа к участию в них. Гарантии доступности установлены в нормах об обеспечении конкуренции, это позволяет реализовать принцип равного доступа. Гарантии оказывают положительное влияние на состязательность торгов, цель которых в получении наиболее выгодного результата, что оказывает благоприятный эффект для государства, так как передаваемые победителю торгов территории перестают обслуживаться за счет РФ и перестают находится бесхозными.

Помимо гарантий, обеспечивающих равный доступ к участию в торгах, существуют установленные запреты и ограничения, направленные на пресечение монополизма и нарушение антимонопольного законодательства.

Разобрав сущность электронных торгов, определим, что, развивая оборот земельных участков посредством электронных аукционов, достигается главный результат, которого старается достичь государство, это передача земли в руки заинтересованного лица, который обязуется рационально и эффективно использовать этот участок, с помощью быстрых и доступных электронных площадок, позволяющих экономить время.

Однако не всегда достигается такой результат. По нашему мнению стоит привести практический пример, где явно отслеживается злоупотребление правом участниками ЭТП. Так на основании заявления о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда по делу о признании недействительными результатов проведенного от 19.09.2012 года аукциона по продаже лота - земельного участка, было проведено судебное заседание. Заявитель в 2012 году участвовал в электронных торгах в форме аукциона, в коротом приняли участие три претендента: ЛГЭК, ГАРУН, Техноинжиниринг.

Первое предложение подало ЛГЭК в размере 4 998 924 рублей 35 копеек. Вторым по времени поступило предложение от Техноинжиниринг в размере 5 248 411 рублей 35 копеек. Последним по времени поступило предложение от ГАРУН в размере 49 984 870 рублей, что превысило шаг аукциона в 179 раз. Победителем аукциона был признан ГАРУН, который позже отказался от заключения договора. После чего новым победителем стал Техноинжиниринг. При этом ЛГЭК не получил возможности приобрести лот, поскольку предпоследним по времени заявил о предложении приобрести лот Техноинжиниринг. То есть ГАРУН, внося ценовое предложение, многократно превышающее шаг аукциона, остановил торги.

В этой ситуации явно наблюдается сговор между Техноинжиниринг и ГАРУН, поскольку они совершили согласованные в интересах первого действия, которые направлены на образование видимости

состязательности торгов. Также имели целью отгородить потенциальных добросовестных претендентов от приобретения лота, вследствие этого фактическая цена земельного участка заметно отличается от реальной рыночной. Данные действия указывают на обстоятельства злоупотребления правом путем манипулирования ценами. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по итогу заседания вынес Постановление от 24 июня 2014 г. N 3894/14 [12], согласно которому дело было направлено на новое рассмотрение.

Для того, чтобы устранить неточности в области электронных торгов и обеспечить эффективное использования земельных участков, требуется постоянно отслеживать коллизии и оперативно вносить изменения в действующее земельное законодательство.

Изучив правовую природу электронных торгов, а также недостатки и достоинства, по нашему мнению, в ЗК РФ стоит добавить помимо предложенных в выше названном законопроекте дополнительный пункт: «Об ужесточении ответственности операторов электронных площадок». Данное нововведение позволит избежать нарушения прав и законных интересов покупателей, поскольку в ходе процедуры аукциона возможно совершение согласованных действий оператора с участниками аукциона, которое повлечет к созданию поверхностной и искусственно созданной состязательности, а также ложной активности на площадке, что приведет к недопущению потенциальных предложений добросовестных участников. Такая договоренность может повлечь неправомерные решения о выборе победителя, который будет обладать правом приобретения лота. Установление ответственности позволит уменьшить количество злоупотреблений оператором площадки и повысить ее эффективность, так как такое должностное лицо, учитывая ответственность, намного реже станет договариваться с нечестными участниками.

Библиографический список:

1. Дашковская, О.Д. Электронная коммерция в рекламной деятельности: учебно-методическое пособие — Ярославль : ЯрГУ, 2018. - 40с.

2. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. URL : http://bankrot.fedresurs.ru. (дата обращения: 10.06.22).

3. Анализ торгов по банкротству и активности Электронных Торговых Площадок по итогам 4 кв. 2021 года [Электронный ресурс] // Союз АУ «Возрождение». URL : Анализ торгов по банкротству и активности ЭТП по результатам 4 кв. 2021 год - Новости - Союз АУ «Возрождение» (oaufenix.ru). (дата обращения: 10.06.22).

4. Межрегиональная электронная торговая система [Электронный ресурс] // МЭТС. URL : МЭТС | Торги по банкротству | Коммерческие торги (m-ets.ru). (дата обращения: 10.06.22).

5. Павлова А. Г. Электронные торги по реализации арестованного имущества // Вопросы российского и международного права. 2017. - Т. 7. - № 5A. - С. 238-247.

6. Земельный кодекс РФ: федеральный закон от 25.10.2001 № 136-Ф3 // СЗ РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

7. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.06.2014 №171-ФЗ // СЗ РФ. - 2014. - № 26. - Ст. 3377.

8. Законопроект № 758964-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» (в части проведения торгов по предоставлению земельных участков в электронной форме) [Электронный ресурс] // Система обеспечения законодательной деятельности: объекты законотворчества. URL : №758964-7 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности (duma.gov.ru). (дата обращения: 10.06.22).

9. Лунева Е. В. Рациональное использование природных ресурсов: понятие и правовые критерии // Lex Russica. 2017. - № 8 (129). С. 61-72.

10. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 23 и 321 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части повышения открытости процессов приватизации государственного и муниципального имущества)»

11. Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части введения электронной формы торгов" (ID проекта 02/04/12-15/00044235, подготовлен Минсельхозом России 14.04.2017)

12. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 г. по делу № 3894/14 // URL: Постановление от 24 июня 2014 г. по делу № А36-408/2013 : СудАкт.ру (sudact.ru). (дата обращения: 10.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.