Секция ««Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»
УДК: 339.9:629.7
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ АВИАКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ
В. А. Шипова Научный руководитель - Е. В. Сумина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Актуальность авиакосмической отрасли на международной арене обусловлена тем, что ракетно-космическая отрасль является перспективным направлением для развития экономики страны и мировой экономики в целом.
Ключевые слова: международные отношения, мировой рынок, спрос, авиакосмическая продукция.
ISSUE OF THE DAY OF ADVANCEMENT AEROSPACE FIELD ON INTERNATIONAL MARKET
V. A. Shipova Scientific Supervisor - E. V. Sumina
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy St., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The relevance of advancement aerospace on international market due to that the rocket and space industry is a long-term direction for the development of the country's economy and the world economy as a whole.
Keywords: international relations, world market, demand, aerospace production.
Авиакосмическая отрасль является многообещающем направлением для маркетинговой среды и данной отрасли принадлежит исключительная роль в обеспечении национальной безопасности страны. Процесс продвижения в данной сфере обусловлен рядом сложностей, так как товары и услуги предприятий ракетно-космического комплекса являются специфическими.
Главной специфической особенностью является спрос в данной авиакосмической отрасли. Количество потребителей на рынке промышленного потребления (авиационная и космическая техника, летательные аппараты, автомобилестроение) меньше, чем на рынке широкого потребления (пищевые продукты и напитки, лекарства, средства личной гигиены). Продавец товаров промышленного назначения, как правило, имеет дело с гораздо меньшим числом покупателей. Стоит отметить, что спрос на товары промышленного назначения определяется спросом на товары широкого потребления. Если спрос на товары широкого потребления ослабнет, снизится спрос и на все товары промышленного назначения, используемые в процессе производства [1].
Мировой авиакосмический рынок имеют очень выраженную колебательную зависимость изменений всех экономических показателей [2]. В 1970-е - 2000-е гг. авиакосмический рынок можно характеризовать как колебание объемов продаж с интервалом 9 лет, что соответствует динамике цикла обновления капитала, в том числе и авиакосмической отрасли. Данную тенденцию можно отметить и в кризисах 1974-1975 гг. и 1981-1982 гг., также финансовые кризисы 1996-1998 гг. и в 2000-2003 гг., влияющие на порождение общего экономического кризиса в
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
2008-2009 гг. [3,4]. Выпуск авиакосмической продукции и объем продаж в отрасли упали, а прохождение этапов экономического цикла продукции стало более размытым.
В 2009 году было завершено окончательное строительство МКС, 15 стран-партнеров (США, Россия, Япония, Канада, Бельгия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норве гия, Франция, Швейцария, Швеция) отмечали это достижение как победу международного сотрудничества. Все страны-участницы внесли свой научный вклад в успешное завершение проектных фаз. Они не позволили своему общему видению стать заложником внутренней политики или былых разногласий. Такой подход сыграл ключевую роль в выработке перспективного видения проекта. Сегодня Международную космическую станцию используют главным образом Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA), Российское космическое агентство (Роскосмос), Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA), Европейское космическое агентство (ESA) и Канадское космическое агентство (CSA). Проект МКС будет эксплуатироваться только до 2020 года из-за финансовых проблем стран.
Снижение конкурентоспособности авиакосмической продукции на международном рынке способствует снижение объема финансирования авиационных и космических программ НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Недофинансирование оказало воздействие на международный рынок, вызвав сильное изменение в состоянии, динамике и структуре, которое обострилось в период кризисов [5].
Главной задачей управления в данной отрасли является всесторонний учет в своей работе особенностей современного мирового авиакосмического рынка. Предлагается ряд рекомендаций для решения имеющихся проблем продвижения авиакосмической отрасли на международном рынке:
• сократить объемы закупок новых видов авиатехники странами с низкой платежеспособностью;
• для закрепления своих позиций на мировом рынке авиационной промышленности усилить конкуренцию между основными странами-экспортерами;
• усилить тенденцию к приобретению новых технологий;
• использовать более гибкие формы расчета за поставку продукции авиакосмической продукции.
В заключении хотелось бы сказать, что основными проблемами продвижения в данной сфере на международном рынке является специфический спрос. Деятельность на мировом рынке авиакосмической продукции и услуг требуют отведения маркетингу определенной роли, которая реализуется через отдельные маркетинговые действия и инструменты. Необходимо понимать насколько эффективно координируется взаимосвязь между отдельными элементами международного маркетинга ракетно-космических корпораций и другими предприятий с учетом особенностей рынка.
Библиографические ссылки
1. Алешина, И.В. Поведение потребителей: учебник. - М.: Экономистъ, 2006. 25 с.
2. Грек К. К. Основные направления развития российской авиакосмической промышленности в процессе ее интеграции в мировой авиакосмический рынок // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. №2. С. 2.
3. Ещенко П.С. Основы экономической теории. - К.: Высшая школа, 2007. 503 с.
4. Сумина Е. В. «Innovative regional development: needs of diversified economic growth of siberia under the conditions of reindustrialization» [текст] / Е.В. Сумина, Д. В. Зябликов // Вестник СибГАУ, Том 16, N 2., 2015 г., С. 515-523.
5. Международная космическая станция [Электронный ресурс]. URL http://www.tass.ru (дата обращения: 11.03.2017).
© Шипова В. А., 2017