Е. Н. Смертина, Н. Т. Лабынцев
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ
Аннотация
В статье проводится анализ актуальных проблем и трудностей применения международных стандартов финансовой отчетности в России с выделением причин целесообразности их внедрения и отражением конкретных факторов, сдерживающих всеобщий процесс применения МСФО российскими организациями в современных условиях.
Ключевые слова
Принципы МСФО, реформирование системы бухгалтерского учета, проблемы применения МСФО, нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетность, система учета, внедрение МСФО в России.
E. N. Smertina, N. T. Labyntsev CURRENT PROBLEMS OF APPLYING IFRS IN RUSSIA
Annotation
The article studies current problems and difficulties in applying international financial reporting standards in Russia as well as it points out the practicability of their introduction and demonstrates the exact factors slowing down the overall process of applying the IFRS by Russian companies under modern conditions.
Keywords
IFRS conventions, accounting system transformation, problems of applying IFRS, legal and regulatory framework of accounting, reporting, accounting system, introduction of IFRS in Russia.
На протяжении многих лет идет поэтапное реформирование отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности с опорой на международный опыт, и в частности на Международные стандарты финансовой отчетности — общепризнанный инструмент реформирования и унификации учета. Использование принципов МСФО позволяет перевести информацию, представляемую в отчетности, на их международный экономический язык [7, с. 114]. Однако переход на МСФО — достаточно сложная задача, которая, как показала практика, занимает больше времени, чем планировалось. Причины целесообразности внедрения МСФО в практику российских организаций приведены также в ра-
ботах целого ряда авторов. Их можно свести к следующим аргументам.
1. Международные стандарты являются ключом к мировым финансовым рынкам, поскольку инвесторы предпочитают использовать данные финансовой отчетности, механизм формирования которых им ясен.
2. Международные стандарты дают возможность сформировать достоверную, непредвзятую и правдивую информацию, поскольку в них заложены принципы приоритета экономической сущности хозяйственных операций над их юридической формой, консерватизма, нейтральности отчетной совокупности и отсутствует взаимозависимость данных отчетности и налогооблагаемой базы.
3. Использование международных стандартов может привести к компенсации затрат на составление финансовой отчетности за счет снижения процентной ставки привлекаемых финансовых ресурсов [3, с. 15].
Началом реформирования системы бухгалтерского учета в России «в сторону МСФО» следует считать принятие Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденную Поста-
Из данных таблицы 1 очевидно, что изменения, вносимые в ПБУ, постепенно приводят к созданию системы национальных российских стандартов, подлежащих взаимоувязке с междуна-
новлением Верховного Совета РФ № 3708-1 от 23.10.1992, и Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденную Постановлением Правительства РФ № 283 от 06.03.1998 (далее — Программа реформирования бухгалтерского учета). Согласно указанной Программе реформирования бухгалтерского учета проведена работа в отношении создания системы национальных российских стандартов, ориентированных на МСФО, что представлено данными таблицы 1.
родными стандартами финансовой отчетности, не противоречащих им, ориентированных на внешних пользователей и в основном на инвесторов, переориентированных с регулирования бух-
Таблица 1 — Изменения в РПБУ, направленные на сближение с МСФО
РПБУ МСФО Суть изменений
ПБУ 3/06 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов» Гармонизация
ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов» МСФО 38 «Нематериальные активы» МСФО 36 «Обесценение активов»
ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»
ПБУ 15/08 «Учет расходов по займам и кредитам» МСФО 23 «Затраты по займам» положений РПБУ и МСФО
ПБУ 2/08 «Учет договоров строительного подряда» МСФО 11 «Договоры подряда»
ПБУ 8/10 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы»
ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»
ПБУ 21/08 «Изменения оценочных значений» МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» Новые для российской практики ПБУ, основанные на положениях МСФО
ПБУ 22/10 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»
ПБУ 23/11 «Отчет о движении денежных средств» МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств»
ПБУ 24/11 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» МСФО (ШЯБ) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»
галтерского учета на регулирование бухгалтерской отчетности.
В качестве следующего документа, изменяющего правовое регулирование применения МСФО в России и отражающего концепцию перехода на МСФО, следует отметить Приказ министра финансов РФ № 180 от 01.07.2004, которым была одобрена «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу» (далее — Концепция). Для реализации Концепции был разработан План мероприятий Министерства финансов РФ на 2004-2007 гг. (Приложение к приказу Минфина РФ № 263от 16.09.2004). На сегодняшний день реализованы все основные элементы создания инфраструктуры применения МСФО в экономике РФ, предусмотренные в Концепции: законодательное признание МСФО в России; разработка процедуры одобрения МСФО; формирование механизма обобщения и распространения опыта применения МСФО; определение порядка официального перевода МСФО на русский язык и др.
Следует отметить, что проведенное реформирование российской системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями МСФО выявило значительное количество недостатков и проблем.
Во-первых, выявлены общеэкономические проблемы, связанные с внутренней экономической обстановкой в стране и условиями работы отечественных компаний. Общеэкономическая проблематика играет ключевую роль в оценке возможностей внедрения МСФО в России, поскольку отражает готовность субъектов экономики к их восприятию [6, с. 23]. Очевидно, что международные стандарты рассчитаны на функционирование нормальной стабильной экономической среды, чему не в полной мере отвечает сложившаяся ситуация в российской экономике. В подобных условиях реализация основных принципов и критериев МСФО (до-
стоверность, правдивость, полнота, сравнимость и др.) в полном объеме достаточна сложна. Отчетность по МСФО должна быть прозрачной, в частности раскрывать информацию о структуре группы и реальных владельцах бизнеса — физических лицах. Информация о связанных сторонах перестает быть личным делом руководителей и собственников [5, с. 30]. Многие российские компании и их собственники к этому не готовы.
Во-вторых, выявлены институциональные проблемы, характеризующие способность нормативных и экономических институтов к восприятию МСФО. На данный момент все так же остро стоит проблема регулирования. Так как общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ на сегодняшний день возложено на Минфин России (за исключением кредитных учреждений, в отношении которых методологическое руководство осуществляет Банк России), то принятые положения (стандарты) по бухгалтерскому учету — это нормативные акты, а не нормативы, утверждаемые профессиональными объединениями бухгалтеров, как это понимается в международной практике [6, с. 24].
Кроме перечисленных выше проблем существуют и другие факторы, сдерживающие повсеместное внедрение МСФО в российскую практику:
- малочисленность внутренних и внешних потребителей отчетной информации российских организаций, сформированной по МСФО;
- высокие затраты на применение МСФО (расходы на переобучение сотрудников, инвестиции в программное обеспечение составления отчетности по международным стандартам, увеличение количества работников бухгалтерской службы, затраты на подтверждение отчетности независимыми аудиторами);
- возрастающая трудоемкость работы бухгалтерской службы в связи с ори-
ентацией одновременно на требования НК РФ, положения по бухгалтерскому учету, МСФО и первоочередная заинтересованность организаций в качественном составлении налоговой отчетности;
- отсутствие в законодательстве РФ требования составления отдельной финансовой отчетности по МСФО. В связи с этим ее составление возможно только по инициативе организации, а сама отчетность не вписывается в национальную систему учета.
Таким образом, суть дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности, по нашему мнению, состоит в активизации использования МСФО для реализации функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями путем создания соответствующей инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.
В ходе выполнения Программы Правительства по приведению бухгалтерского учета в РФ в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности к настоящему времени приняты уже более двадцати национальных стандартов — ПБУ, базой для которых стали МСФО. Однако нужно констатировать, что несмотря на то что большинство наших ПБУ во многих случаях напрямую копируют соответствующие МСФО, в целом российское законодательство по бухгалтерскому учету до сих пор существенно отличается от требований международных стандартов. Это отличие приводит к разнице в трактовке объектов учета, их оценке, порядке формирования отчетных показателей и многом другом.
Наиболее значимыми изменениями нормативного правового регулирования бухгалтерского учета в России в области применения МСФО, на наш взгляд, можно назвать Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ
от 06.12.2011 (в редакции последующих изменений) и Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» № 208-ФЗ от 27.07.2010 (в редакции последующих изменений).
Закон о бухгалтерском учете — важная составляющая в развитии бухгалтерского учета и бухгалтерской профессии в России. Он вносит целый ряд принципиально новых требований и правил как в части организации и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и в сфере нормативного регулирования бухгалтерского учета. Отдельно в Законе № 402-ФЗ выделяются международные стандарты, применение которых является обычаем в международном деловом обороте независимо от их конкретного наименования. Согласно п. 4 ст. 20 Закона № 402-ФЗ международные стандарты должны применяться в качестве основы для разработки федеральных и отраслевых стандартов. Это является одним из принципов регулирования бухгалтерского учета наряду с обеспечением соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета. Собственно, именно использование МСФО и является одним из способов практической реализации данного принципа.
В современных условиях развития российской экономики стало очевидным, что МСФО все больше проникают в национальную систему учета. Принятый Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 установил требования к составлению по стандартам МСФО, представлению и публикации консолидированной отчетности организаций, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации: кредитных, страховых организаций и организаций, ценные бумаги которых допущены к ор-
ганизованным торгам путем их включения в котировальный список. По словам А. Кудрина, в России еще до введения обязательности МСФО ключевые предприятия применяли эту форму отчетности. «Например, из первых 100 компаний в России 61 компания уже осуществляет аудит в МСФО. Во второй сотне — 45 компаний, в третьей — 26». Он добавил, что российские компании применяют не только МСФО, но и американскую систему отчетности. В частности, ею пользуются такие крупнейшие компании, как «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», ТНК, «Мегафон», АФК «Система». Поэтому в рамках переходного периода для некоторых компаний мы разрешим до 2015 г. осуществлять аудит по американским правилам. Затем они все-таки должны перейти на МСФО, но мы надеемся, что международные органы, которые осуществляют разработку МСФО, сблизят или совместят эти два вида отчетности» [8].
Следует отметить, что принятие Закона о консолидированной финансовой отчетности является лишь началом в нормативной проработке и практических разъяснениях специалистов в области формирования консолидированной финансовой отчетности. Потребность в консолидации финансовой отчетности связана с процессами концентрации и централизации капитала, создания дочерних и зависимых обществ, филиалов и обособленных подразделений. Формирование показателей консолидированной отчетности обусловливается соблюдением ряда условий, которые определяют порядок создания группы компаний или специализированных компаний. В российской практике объединения бизнеса мы сталкиваемся с тем, что большинство компаний создавались стихийно, следовательно, есть компании, которые контролируются на уровне физических, а не юридических лиц. В связи с этим можно констатировать, что и в МСФО не все вопросы
консолидации учтены, поскольку в международных стандартах приоритетной считается структура группы, в которую входят юридические лица (материнская компания и дочерние компании) [4, с. 58-59].
Генезис развития взглядов по вопросам применения МСФО для подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности в России претерпел ряд изменений, прежде чем появились первые документы, отражающие Концептуальные основы развития бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с международными стандартами, предусмотренные Планом Министерства финансов Российской Федерации на 2012-2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденным Приказом Минфина России № 440 от 11.11.2011 (в редакции 30.11.2012).1
До 2014 г. предполагается завершить приведение ранее принятых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица в соответствие с МСФО и утвердить новые нормативные правовые акты по бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица на основе МСФО. К этому же времени планируется завершить разработку предложений по осуществлению дифференцированного подхода к ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйствующими субъектами. На протяжении всего этого переходного периода будет осуществляться обобщение и распространение опыта применения МСФО с целью последовательного и единообразного их использования.
Следует отметить, что список утвержденных Минфином России стандартов не совпадает с полным перечнем стандартов, утвержденных Советом по
1 Официально не опубликован.
МСФО, таким образом, часть стандартов пока не признаны применимыми на территории РФ. В частности, это относится к стандарту «МСФО для малых и средних предприятий» (IFRS for SMEs). Необходимо отметить, что предприятия малого и среднего бизнеса являются представителями наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики. В свою очередь важнейшим аспектом предпринимательства является наличие четких и правдивых учетных данных о текущем состоянии и положении дел для недопущения ошибок в управлении, что поможет руководству и владельцам предприятий избежать многих серьезных проблем. Отчетность в формате МСФО для малого и среднего бизнеса как раз позволяет сформировать такую информацию на базе грамотно построенной системы учета, отражающей полный комплекс данных о финансово-хозяйственных результатах деятельности предприятия. Для того чтобы предоставить организациям альтернативу между «полными МСФО» и МСФО для предприятий малого и среднего бизнеса, на наш взгляд, следует внести в План Министерства финансов Российской Федерации на 2012-2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности дополнение в части признания МСФО для малых и средних предприятий.
Формирование концептуальных основ адаптации МСФО в нашей стране должно представлять постоянно действующий процесс, контролируемый как со стороны органов исполнительной и законодательной власти, так и со стороны профессионального сообщества.
Кроме изложенных в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности проблем имеется и ряд практических трудностей применения международных стандартов в России. Например, О. А. Агеева выделяет среди них [1, с. 32]:
• принципиальные отличия менталитета российских финансовых специалистов от менталитета их европейских и американских коллег;
• действие в РФ правовых норм, которые препятствуют отказу от приоритета юридической формы договора над его экономическим содержанием;
• отсутствие ответственности за неприменение действующих российских ПБУ, регламентирующих вопросы составления финансовой отчетности;
• сохраняющийся приоритет норм Налогового кодекса РФ над положениями российских бухгалтерских стандартов, касающихся составления финансовой отчетности;
• трудности в получении достоверных оценок в отношении текущей рыночной, восстановительной и приведенной стоимости в отсутствие активного рынка соответствующих товаров и услуг;
• отсутствие методических разработок по применению МСФО в России.
С нашей точки зрения, менталитет российского бухгалтера не изменится до тех пор, пока международные стандарты не начнут более широко применяться. Это поможет специалистам выработать особое, свободное мышление, которое позволит перенести акцент с исполнения инструкций и регламентов на формирование профессиональных суждений, которые требуются при составлении отчетности по МСФО.
Трудности в получении достоверных рыночных оценок и отсутствие методических разработок по применению МСФО в России в большей степени также являются следствиями недостаточно широкого использования международных стандартов на территории РФ. По нашему мнению, дальнейшее распространение МСФО создаст предпосылки для разрешения указанных вопросов. В итоге в основе большинства обозначенных трудностей лежит недостаток практического применения
МСФО по причине длительного отсутствия их официального статуса в нашей стране » [2].
Следовательно, несмотря на поэтапное реформирование бухгалтерского учета в РФ, его нормативная база на сегодняшний день значительно отличается от требований МСФО. Консерватизм организаций и их ориентация только на цели налогообложения затрудняет им возможность использовать в полной мере разрешенные отечественными нормативами методы учета, приближенные к требованиям МСФО. В результате показатели финансовой отчетности российских организаций существенно отличаются от показателей отчетности, составленной в соответствии с МСФО.
Библиографический список
1. Агеева, О. А. Международные стандарты финансовой отчетности. — М.: Бухгалтерский учет. — 2008.
2. Лабынцев, Н., Смертина, Е., Калайда, О. МСФО: теория, методика и практика их применения в России : мо-ногр. / под ред. Н. Т. Лабынцева. — Германия : Palmarium Academic Publishing, 2014. — 520 с.
3. Ришар, Ж. Бухгалтерский учет: Теория и практика / пер. с фр. ; под ред. Я. В. Соколова. — М. : Финансы и статистика, 2000.
4. Умрихин, С. А., Ильина, Ю. В. Международные стандарты финансовой отчетности: российская практика применения. — М. : ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007.
5. Чая, В. Т., Чичерина, Е. Н. Сравнительная оценка принципов РПБУ и МСФО // Международный бухгалтерский учет — 2009. — № 5. — С. 29-38.
6. Шихатов, П. И. МСФО в России. От внедрения до признания // Рос-
сия и мировое сообщество в контексте посткризисного развития : материалы междунар. науч. конф. (Москва, 1-2 июня 2011 г.) / под общ. ред. Ф. Л. Шарова. — М. : МИЭП, 2011. — Ч. 5.
7. Шулыгина, О. Ю. Методы подготовки финансовой отчетности в формате МСФО // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 24. — С. 16-19.
8. www.minfin.ru.
Bibliographic list
1. Ageeva, О. А. International financial reporting standards. — М.: Accounting. — 2008.
2. Labyntsev, N., Smertina, E., Kalayda, O. IFRS: theory, methodology and practice of their application in Russia : monograph ; ed. by N. T. Labyntzev. — Germany : Palmarium Academic Publishing, 2014. — 520 p.
3. Richard, /.Accounting: Theory and practice / ed. by Y. V. Sokolov. — M. : Finance and statistics, 2000.
4. Umrikhin, S. A., Ilyina, Y. V. International financial reporting standards: Russian practice of their application. — M. : Grossmedia, ROSBUH, 2007.
5. Chaya, V. T., Chicherina, E. N. Comparative assessment of RAS and IFRS conventions // International accounting. — 2009. — № 5. — Р. 29-38.
6. Shikhatov, P. I. IFRS in Russia. From introduction to recognition // Russia and modern society under post crisis development: international scientific conference (Moscow, 1-2 June 2011) / ed. by F. L. Sharov. — M. : IIEL, 2011. — Р. 5.
7. Shulygina, O. Y. Methods of producing financial reports in the format of IFRS // International accounting. — 2011. — № 24. — Р. 16-19.
8. www.minfin.ru.