Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетние / правонарушения / предупреждение / пресечение / профилактика / объекты транспортной инфраструктуры / транспорт / minors / offenses / prevention / suppression / prevention / transport infrastructure facilities / transport

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д С. Зинченко

транспортная отрасль Российской Федерации в новых геополитических и экономических условиях продолжает развиваться. Однако с увеличением пассажиропотока на внутренних линиях, ростом национальной маршрутной сети и модернизацией объектов транспортной инфраструктуры не остается без внимания вопрос обеспечения безопасности и функционирования объектов транспорта. Безусловным приоритетом является противодействие противоправным деяниям, совершаемым в зонах функционирования транспортной инфраструктуры. Особого внимания заслуживают правонарушения, совершаемые несовершеннолетними на объектах транспорта. Они являются достаточно своеобразными видами современных правонарушений, специфика которых определяется как индивидуальными особенностями личности несовершеннолетнего, так и особенностями функционирования объектов транспорта и деятельности субъектов по их профилактике. Несмотря на совокупность проводимых профилактических мероприятий и операций, сотрудники территориальных органов МВД России на транспорте при осуществлении деятельности, связанной с предупреждением и пресечением правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах транспортной инфраструктуры, сталкиваются с определенными сложностями. Обусловлено это определенными недостатками и имеющимися проблемами. В связи с этим в статье исследуются различные группы проблем, связанные с предупреждением и пресечением правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах транспортной инфраструктуры, и приводятся определенные пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Д С. Зинченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF PREVENTION AND SUPPRESSION OF OFFENSES COMMITTED BY MINORS AT TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES AND WAYS TO SOLVE THEM

the transport industry of the Russian Federation continues to develop in the new geopolitical and economic conditions. However, with the increase in passenger traffic on domestic lines, the growth of the national route network and the modernization of transport infrastructure facilities, the issue of ensuring the safety and functioning of transport facilities is not ignored. The absolute priority is to counteract illegal acts committed in the areas of functioning of the transport infrastructure. Offenses committed by minors at transport facilities deserve special attention. They are quite peculiar types of modern offenses, the specifics of which are determined both by the individual characteristics of the minor’s personality and by the peculiarities of the functioning of transport facilities and the activities of subjects for their prevention. Despite the totality of preventive measures and operations carried out, employees of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in transport, when carrying out activities related to the prevention and suppression of offenses committed by minors at transport infrastructure facilities, face certain difficulties. This is due to certain disadvantages and existing problems. In this regard, the article examines various groups of problems related to the prevention and suppression of offenses committed by minors at transport infrastructure facilities, and provides certain ways to solve them

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

ACTUAL PROBLEMS OF PREVENTION AND SUPPRESSION OF OFFENSES COMMITTED BY MINORS AT TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES AND WAYS TO SOLVE THEM

УДК 343.85

Д.С. ЗИНЧЕНКО

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород), адъюнкт (Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя,

Россия, Москва) [email protected]

DMITRY S. ZINCHENKO

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia), Postgraduate (Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia)

Аннотация: транспортная отрасль Российской Федерации в новых геополитических и экономических условиях продолжает развиваться. Однако с увеличением пассажиропотока на внутренних линиях, ростом национальной маршрутной сети и модернизацией объектов транспортной инфраструктуры не остается без внимания вопрос обеспечения безопасности и функционирования объектов транспорта. Безусловным приоритетом является противодействие противоправным деяниям, совершаемым в зонах функционирования транспортной инфраструктуры. Особого внимания заслуживают правонарушения, совершаемые несовершеннолетними на объектах транспорта. Они являются достаточно своеобразными видами современных правонарушений, специфика которых определяется как индивидуальными особенностями личности несовершеннолетнего, так и особенностями функционирования объектов транспорта и деятельности субъектов по их профилактике. Несмотря на совокупность проводимых профилактических мероприятий и операций, сотрудники территориальных органов МВД России на транспорте при осуществлении деятельности, связанной с предупреждением и пресечением правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах транспортной инфраструктуры, сталкиваются с определенными сложностями. Обусловлено это определенными недостатками и имеющимися проблемами. В связи с этим в статье исследуются различные группы проблем, связанные с предупреждением и пресечением правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах транспортной инфраструктуры, и приводятся определенные пути их решения.

Ключевые слова: несовершеннолетние, правонарушения, предупреждение, пресечение, профилактика, объекты транспортной инфраструктуры, транспорт.

Для цитирования: Зинченко Д.С. Актуальные проблемы предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах транспортной инфраструктуры, и пути их решения // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2024. - № 1. - С. 67-72.

Abstract: the transport industry of the Russian Federation continues to develop in the new geopolitical and economic conditions. However, with the increase in passenger traffic on domestic lines, the growth of the national route network and the modernization of transport infrastructure facilities, the issue of ensuring the safety and functioning of transport facilities is not ignored. The absolute priority is to counteract illegal acts committed in the areas of functioning of the transport infrastructure. Offenses committed by minors at transport facilities deserve special attention. They are quite peculiar types of modern offenses, the specifics of which are determined both by the individual characteristics of the minor's personality and by the peculiarities of the functioning of transport facilities and the activities of subjects for their prevention. Despite the totality of preventive measures and operations carried out, employees of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in

transport, when carrying out activities related to the prevention and suppression of offenses committed by minors at transport infrastructure facilities, face certain difficulties. This is due to certain disadvantages and existing problems. In this regard, the article examines various groups of problems related to the prevention and suppression of offenses committed by minors at transport infrastructure facilities, and provides certain ways to solve them.

Keywords: minors, offenses, prevention, suppression, prevention, transport infrastructure facilities, transport.

For citation: Zinchenko D.S. Actual problems of prevention and suppression of offenses committed by minors at transport infrastructure facilities and ways to solve them // Problems of Law Enforcement Activity. - 2024. - № 1. - P. 67-72.

Объекты транспортной инфраструктуры исторически занимают одно из ведущих мест в жизнеобеспечении общества и представляют собой весьма специфичную сферу оперативного обслуживания. Высоко уязвимые объекты транспортной инфраструктуры относятся к категории особого риска и нередко подвергаются криминогенным воздействиям. В настоящее время вопрос о предупреждении и пресечении правонарушений, совершаемых на объектах транспорта, является острой проблемой для общества и государства в целом, поскольку фиксируется огромное количество злоумышленных деяний, в частности со стороны несовершеннолетних.

Сегодня правонарушения, совершаемые несовершеннолетними на объектах транспортной инфраструктуры, отображают социальное настроение граждан, состояние законодательных актов и внутриполитической деятельности государства. Участие государства в жизни молодежи является неотъемлемой частью политики. Поэтому вопрос профилактики правонарушений несовершеннолетних, как часть социума, актуален для всех государств, независимо от политических или финансовых проблем.

Правонарушениям, совершаемым несовершеннолетними на объектах транспортной инфраструктуры, уделяют внимание многие ученые. Например, некоторые аспекты предупреждения и пресечения рассматриваемых правонарушений исследовали Е.Л. Красникова, О.Н. Мигушенко, О.В. Стрилец, А.А. Требенок, И.Н. Туктарова, З.Р. Ханова, Л.М. Щербакова и некоторые другие.

Однако, несмотря на постоянное изучение учеными и специалистами проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних и совершения ими правонарушений на транспорте, а также на проводимые профилактические мероприятия, складывающаяся ситуация демонстрирует, что единой научно-обоснованной системы, направленной на предупреждение и пресечение противоправных деяний несовер-

шеннолетних на объектах транспортной инфраструктуры, не создано.

В этой связи с целью совершенствования деятельности территориальных органов МВД России на транспорте по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних на объектах транспортной инфраструктуры, а также для снижения их количества необходимо проанализировать недостатки и имеющиеся проблемы, которые воспрепятствуют созданию такой системы.

Первую группу проблем представляют недостатки в законодательном регулировании. На наш взгляд, в настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровне создана достаточная правовая база для предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах транспортной инфраструктуры. Однако данные меры являются явно недостаточными, зачастую носят превентивный характер и не вполне способствуют исправлению несовершеннолетних. Поэтому необходимо совершенствование действующего административного и уголовного законодательства.

К примеру, в последнее время распространенным видом правонарушений среди несовершеннолетних является попрошайничество. Возникающая проблема заключается в том, что в настоящее время за занятие попрошайничеством, в том числе и на объектах транспорта, не установлено ни административной, ни уголовной ответственности, за исключением норм на региональном уровне. Например, в Законе Свердловской области от 14 июня 2005 г. № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области»1 предусмотрена статья 41 «Приставание к гражданам». В статье 3.8 административного законодательства г. Мо-

1 Закон Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-

ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» (в ред. 2 августа 2023 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

сквы2 определена ответственность за приставание к гражданам в общественных местах. Анализ правоприменительной деятельности в таких субъектах Российской Федерации показал, что ежегодно выявляется свыше 4 тыс. несовершеннолетних попрошаек, однако реально привлекается к ответственности только пятая часть. Это связано с тем, что предусмотренные такими нормативными актами санкции за указанное деяние предусматривают наказание в виде предупреждения или административного штрафа. Однако в большинстве случаев несовершеннолетние попрошайки подвергаются предупреждению, поскольку применение мер в виде денежного взыскания представляет малоэффективную систему воздействия ввиду того, что у лица отсутствуют денежные средства. В связи с этим мы предлагаем в основу наказания за занятие попрошайничество положить обязательные работы.

Пробел имеет также норма статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях3, в которой предусмотрена ответственность за неисполнение родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию, воспитанию и обучению. Однако значение понятий «содержание» и «воспитание» не поясняется, что не позволяет трактовать их однозначно. В связи с этим предлагаем редактировать данную статью, дополнив ее комментарием, содержащим разъяснения указанных понятий. Таким образом, мы видим, что законодательство в сфере предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних имеет определенные пробелы, что сказывается на деятельности субъектов профилактики по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних.

Вторая группа проблем заключается в том, что на вокзалах, привокзальных площадях, в морских портах и на набережных, около аэропортов формируется «микросреда», имеющая свои особенности. Поэтому на объектах транспорта необходим повышенный контроль со стороны сотрудников как правоохранительных органов, так и объектов транспортной инфраструктуры. Но практика подтверждает, что

2 Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях» (в ред. 14 декабря 2022 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3 Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (принят Государственной Думой Российской Федерации 20 декабря 2001 г.) (в ред. от 25 декабря 2023 г) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2002. - № 1. - Ст. 1.

такой контроль сведен к минимуму или вообще отсутствует. Проблема заключается, во-первых, в халатности и некомпетентности сотрудников, а во-вторых, в неиспользовании технических и информационных достижений науки и техники. Например, у большинства инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних (далее - ПДН) (до 70%) нет юридического, педагогического образования, отсутствуют умения и навыки работы с подростками, что сказывается на уровне профессиональной деятельности сотрудников. Кроме того, необходимо задействовать технические средства и технологии, перенимая опыт зарубежных стран4. Так, например, в Республике Беларусь в целях повышения качества предупреждения и пресечения правонарушений используется программно-техническая система единого государственного банка данных о правонарушениях (ЕГБДП) [1, с. 63]. В Китае в 2016 году была разработана и внедрена в правоохранительную деятельность система распознавания лиц, благодаря установке более 160 млн новых камер видеонаблюдения в местах повышенного скопления людей и объектах повышенной опасности, в том числе и на объектах транспорта [2, с. 40]. В России также есть ряд технических средств и устройств, которые необходимо воплощать и использовать на объектах транспорта в целях предупреждения и пресечения правонарушений среди несовершеннолетних на объектах транспорта.

В настоящее время имеются автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС) [3, с. 117-118], недавно разработанный комплекс «Форвер», который позволяет не только определить круг лиц, подлежащих незамедлительной проверке на причастность к совершению правонарушения, но и формирует версии, образ правонарушителя. Сегодня создан и функционирует программно-аппаратный комплекс «Сфера», который обеспечивает интеллектуальный анализ объектов и обнаружения внештатных ситуаций в режиме реального времени, что позволяет сотрудникам органов внутренних дел оперативно выявлять потенциально опасных лиц.

Кроме того, в последнее время набирающими популярность стали такие технические устройства, как беспилотные летательные аппараты (далее - БПЛА). БПЛА дают сотрудникам органов внутренних дел новые возможности для анализа ситуации и координации действий подразделений с воздуха, поиска нарушителей и

4 Окружная газета СЗАО Москвы [Электронный ресурс]. -URL: http://szaopressa.ru/news/ proisshestviya/ (дата обращения: 17.12.2020).

потерпевших, контроля за соблюдением порядка на массовых мероприятиях, осуществления поисковых и иных мероприятий, патрулирования и мониторинга складывающейся ситуации.

Современные модели БПЛА позволяют расширять область их применения сотрудниками территориальных органов МВД России на транспорте. На сегодняшний день запатентован и комплекс «трекинг-дрон», построенный на основе искусственного интеллекта и взаимодействующий с нейросетью. «Трекинг-дрон» может следовать за выбранной движущейся целью, сохранять в своей памяти образы объектов и при обнаружении новых целей производить их идентификацию [4. с. 63]. Особенностью такого комплекса является функция «автозахват цели». Использование комплекса «тре-кинг-дрон» на объектах транспорта позволяет проводить профилактические рейды с воздуха.

Однако, несмотря на массовое распространение таких технических систем и средств, а также информационных технологий в территориальных органах МВД России на транспорте, весь их потенциал не используется, что, на наш взгляд, является существенной проблемой.

Следующей группой проблем выступает нехватка или полное отсутствие, например в некоторых маленьких городах или поселках, реабилитационных центров, которые будут помогать несовершеннолетним правонарушителям стать на путь исправления, оказывать помощь в трудоустройстве и т.д. Кроме того, основной проблемой является отсутствие мест отдыха, там же, где они есть, установлены высокие цены, поэтому подросткам проще пойти в другие места для развлечений, в том числе и на объекты транспортной инфраструктуры, например на железнодорожные пути и станции, особенно тем, кто живет вблизи таких объектов.

Также известно, с какими трудностями встречаются сотрудники ПДН территориальных органов МВД России на транспорте, ведь для проведения профилактических мероприятий необходимо определить степень социальной деформации подростка, его личностные качества, склонности и интересы и т.д. Поэтому, основываясь на опыте других стран, необходимо осуществить скорейшую организацию психодиагностических центров при территориальных органах МВД России на транспорте, которые будут выявлять социально-психологические факторы, влияющие на совершение правонарушений среди подростков, а также вырабатывать новые меры воспитательно-профилактического характера для каждого конкретного подростка.

Последняя, четвертая группа проблем исходит из вопросов, связанных со взаимодействи-

ем субъектов, осуществляющих деятельность по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних на объектах транспортной инфраструктуры, а именно территориальных органов МВД России на транспорте с другими субъектами профилактики. Опыт практической деятельности показывает, что зачастую из-за неквалифицированных действий различных субъектов в рамках взаимодействия возникают различные проблемы. Например, иногда образовательные организации или иные субъекты профилактики не предоставляют информацию либо характеристику о несовершеннолетнем; некоторые сотрудники вообще не поддерживают взаимодействие. Так, можно привести пример из анализа деятельности ОПДН Белгородского ЛО МВД России на транспорте, где в 2021 году Администрация г. Белгорода заблаговременно не уведомила сотрудников ОПДН Белгородского ЛО МВД России на транспорте о том, что с железнодорожного вокзала г. Белгорода будет отправляться на отдых группа детей в количестве свыше 300 человек5.

Кроме того, анализ результатов инспекторских проверок территориальных органов МВД России на транспорте показал, что в 60% случаев в рамках осуществления деятельности ЛО МВД России на транспорте не выявлено позитивного опыта взаимодействия различных подразделений и ПДН территориальных органах МВД России на транспорте в предупреждении правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Помимо этого, в целях изучения оптимальности взаимодействия структурных подразделений МВД России неоднократно проводились опросы и анкетирования самих сотрудников. Например, в 2022 году на территории Белгородской области было проведено анкетирование среди 350 сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (участковых уполномоченных полиции, уголовного розыска, ПДН, ОООП), в результате которого установлено, что 51,9% сотрудников считают взаимодействие оптимальным и 48,1% - неоптимальным [5, с. 72].

Также необходимо отметить, что стоит перенимать положительную практику зарубежных стран по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе на объектах транспорта.

Например, в США еще в 2014 году было создано новое агентство ТSА (Администрация транспортной безопасности), оказывающее помощь правоохранительным органам в осущест-

5 Материалы, предоставленные Белгородским ЛО МВД России на транспорте.

влении безопасности на объектах транспортной инфраструктуры [6, с. 117]. На сегодняшний день TSA является лидирующей организацией, постоянно внедряющей современные и эффективные технические средства для обеспечения безопасности. Так, в аэропортах и на вокзалах ими используются устройства радиационного контроля, рентген-системы, томографы нового поколения, КТ-сканеры и др.

В Испании на железнодорожных и речных вокзалах, в аэропортах имеются контрольные пункты входа и выхода, въезда и выезда, на которых действует система контроля и регистрации - BCRS-2000. Попасть на объекты транспорта, минуя эти пункты, невозможно. В Нижней Саксонии инспекторы для профилактики правонарушений несовершеннолетних осуществляют тесное взаимодействие с другими социальными службами и организациями (например, с организацией «народного контроля объектов повышенной опасности»), которые регулируются местным законодательством, где закреплены полномочия каждого субъекта в рамках взаимодействия, и в случае их невыполнения, например непредоставления информации, наступает ответственность [7, с. 18].

Подводя итог, необходимо отметить, что на сегодняшний день осуществляется большое количество профилактических мероприятий и акций, предусмотрены различные меры предупреждения и пресечения правонарушений среди несовершеннолетних, совершенствуются технические устройства, позволяющие снизить количество правонарушений и т.д. Однако, несмотря на эти принимаемые меры,

имеются и различные проблемы в деятельности правоохранительных органов, в частности территориальных органов МВД России на транспорте, по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах транспортной инфраструктуры, устранив которые, можно снизить количество правонарушений среди несовершеннолетних.

В связи с этим с целью совершенствования деятельности территориальных органов МВД России на транспорте по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах транспортной инфраструктуры, считаем необходимым:

- объекты транспортной инфраструктуры оборудовать современными системами видеонаблюдения, такими как программно-аппаратный комплекс «Сфера» и др.;

- проводить на базе высших учебных заведений МВД России обучение по программе повышения квалификации и переподготовки для сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних;

- установить оптимальное взаимодействие между структурными подразделениями и иными субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних России и зарубежных стран, перенимая их положительный опыт;

- рассмотреть вопрос о возможности оснащения территориальных органов МВД России на транспорте современными и модернизированными устройствами, в том числе беспилотными комплексами, с учетом экономической составляющей и реальной потребности в этом.

Литература

1. Анапреенко Я.Г. Профилактика правонарушений и преступлений. - Минск: ТЕСЕЙ, 2018. - 63 с.

2. Папкова Т.П. Зарубежный опыт профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Российский следователь. - 2003. - № 4. - С. 40-45.

3. Степанов О.А. О перспективах использования информационных технологий в рамках государственного строительства в российском обществе // Труды Академии управления МВД России. - 2015. - № 2 (34). - С. 39-41.

4. Зинченко Д.С. Использование дронов в деятельности сотрудников линейных подразделений территориальных органов МВД России на водном транспорте / Актуальные вопросы административно-правовой деятельности органов внутренних дел: сборник статей профессорско-преподавательского состава, курсантов и слушателей. - Орел: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, 2023. - С. 61-64.

5. Зинченко Д.С. Основные аспекты взаимодействия территориальных органов МВД России на транспорте с иными государственными органами исполнительной власти в рамках предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых лицами, не достигшими совершеннолетия, на объектах транспортного комплекса // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2023. - № 1(99). - С. 66-73.

6. Карпович О.Г. Противодействие терроризму в США. - Москва: Юнити-Дана, 2017. - 176 с.

7. Шайденко Н.А. Зарубежный опыт борьбы с правонарушениями несовершеннолетних // Молодой ученый. - 2014. -№ 17.1 (76.1). - С. 18-19.

8. Федорова И.В., Калинина С.В. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Вестник экономической безопасности. - 2022. - № 1. - С. 192-196.

9. Анисимова Н.А. Некоторые особенности деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции, осуществляющих предупреждение травматизма и правонарушений несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. - 2022. - № 4. - С. 5-8.

References

1. Anapreenko Ja.G. Profilaktika pravonarushenij i prestuplenij. - Minsk: TESEJ, 2018. - 63 s.

2. Papkova T.P. Zarubezhnyj opyt profilakticheskoj raboty po preduprezhdeniyu beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih // Rossijskij sledovatel'. - 2003. - № 4. - S. 40-45.

3. Stepanov O.A. O perspektivah ispol'zovanija informacionnyh tehnologij v ramkah gosudarstvennogo stroitel'stva v rossijskom obshhestve // Trudy Akademii upravlenija MVD Rossii. - 2015. - № 2 (34). - S. 39-41.

4. Zinchenko D.S. Ispol'zovanie dronov v dejatel'nosti sotrudnikov linejnyh podrazdelenij territorial'nyh organov MVD Rossii na vodnom transporte / Aktual'nye voprosy administrativno-pravovoj dejatel'nosti organov vnutrennih del: sbornik statej professorsko-prepodavatel'skogo sostava, kursantov i slushatelej. - Orel: Orlovskij juridicheskij institut Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii imeni V.V. Luk'janova, 2023. - S. 61-64.

5. Zinchenko D.S. Osnovnye aspekty vzaimodejstvija territorial'nyh organov MVD Rossii na transporte s inymi gosudarstvennymi organami ispolnitel'noj vlasti v ramkah preduprezhdenija i presechenija pravonarushenij, sovershaemyh licami, ne dostigshimi sovershennoletija, na ob#ektah transportnogo kompleksa // Vestnik Ufimskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2023. - № 1(99). - S. 66-73.

6. Karpovich O.G. Protivodejstvie terrorizmu v SShA. - Moskva: Juniti-Dana, 2017. - 176 s.

7. Shajdenko N.A. Zarubezhnyj opyt bor'by s pravonarushenijami nesovershennoletnih // Molodoj uchenyj. - 2014. -№ 17.1 (76.1). - S. 18-19.

8. Fedorova I.V., Kalinina S.V. Profilaktika beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih // Vestnik jekonomicheskoj bezopasnosti. - 2022. - № 1. - S. 192-196.

9. Anisimova N.A. Nekotorye osobennosti dejatel'nosti sotrudnikov patrul'no-postovoj sluzhby policii, osushhestvljajushhih preduprezhdenie travmatizma i pravonarushenij nesovershennoletnih na ob#ektah zheleznodorozhnogo transporta // Policija i obshhestvo: problemy i perspektivy vzaimodejstvija. - 2022. - № 4. - S. 5-8.

(статья сдана в редакцию 14.02.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.