актуальные проблемы правовой охраны окружающей среды
при проектировании промышленных преДприятий
в российской федерации
МАРК ДМИТРИЕВИЧ ВИСЛИНСКИЙ
Магистрант Уральского государственного юридического университета, специалист службы заместителя генерального директора по перспективному развитию ОАО «Уралмеханобр», e-mail: [email protected]
Рассматриваются некоторые экологические требования к проектированию горно-металлургических предприятий, а также актуальные проблемы в этой области. Подчеркивается важность своевременного решения экологических проблем, повышения научного уровня правового регулирования природоохранной деятельности. Приводятся примеры успешной реализации программ в сфере охраны окружающей среды.
The article discusses some environmental requirements for the design of industrial enterprises, and current problems in this field. The author highlights importance of timely resolution of environmental issues, improvement of the scientific level of legal regulation of environmental protection activities. Examples of successful implementation of environmental programs are presented.
Ключевые слова: политика в области экологического развития, охрана окружающей среды, промышленные предприятия, хозяйственная деятельность, проектирование
Большое значение имеет правовое обеспечение охраны окружающей среды в хозяйственной деятельности. Оно предполагает прежде всего совершенствование системы правовых экологических требований с точки зрения их полноты и достаточности для решения экологических проблем. При этом правовые экологические требования в рассматриваемой области должны вытекать из целей и задач охраны окружающей среды на отдельных стадиях хозяйственной деятельности и включать в себя обеспечение сохранения природной среды, а также недопущение ухудшения ее качества, недопущение ухудшения состояния природных объектов, недопущение ухудшения состояния и обеспечение функционирования особо охраняемых природных комплексов, недопущение отрицательного влияния производственных предприятий на здоровье населения. Кроме того, требования в области охраны окружающей среды, касающиеся отдельных стадий хозяйственной деятельности, можно классифицировать с учетом а) комплексного характера охраны природной среды; б) особенностей рационального использования и охраны природных объектов.
Все более актуальным становится решение экологических проблем на промышленных
Key words: measures in the field of ecological development, environmental protection, industrial enterprises, economic activity, engineering
предприятиях Российской Федерации. Одной из основных целей государства является улучшение экологической обстановки во всех сферах деятельности человека, независимо от мест расположения промышленных предприятий. Государственная политика в области охраны окружающей среды и природопользования проводится с опорой в том числе на ст. 42 и ч. 1 ст. 9 Конституции РФ.
В настоящее время более 54 % городского населения в 40 субъектах РФ находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенными, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Количество отходов, которые не вовлекаются в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности, что ведет к «фактической консервации технологической отсталости производства», снижению конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке1. Все эти условия негативно
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
сказываются на состоянии окружающей среды в нашей стране.
Без усиления роли государства в данной сфере (в том числе мер по оценке воздействия на окружающую среду, экологической экспертизе и лицензированию, контролю и надзору за исполнением экологического законодательства) невозможно обеспечить рациональное использование ресурсов. Однако стремление построить четкую схему взаимодействия государственного, производственного, муниципального экологического контроля приводит к усложнению природоохранного законодательства, резкому снижению эффективности правоприменения. На практике трудно разграничить полномочия органов по осуществлению государственного экологического контроля2.
Необходимо повысить эффективность экологического законодательства и управления деятельностью в области охраны окружающей среды. Первостепенное значение здесь имеют правовое обеспечение и надлежащая организа-
Трудно разграничить полномочия органов по осуществлению государственного экологического контроля
ция природоохранной деятельности промышленных предприятий как основных природо-пользователей и загрязнителей окружающей среды. В первую очередь должны быть решены экологические проблемы промышленных предприятий, расположенных в моногородах. «На их территории большинство населения проживает в непосредственной близости от предприятий. В результате хозяйственной деятельности оказывается особо вредное воздействие на жизнь и здоровье людей, а вывод предприятий за границы поселений невозможен, поскольку от их деятельности зависят функционирование и развитие поселений и их социальной сферы, в том числе трудоустройство населения»3.
При проектировании промышленных предприятий обязательно нужно учитывать нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматривать мероприятия по предупреждению и устранению загрязнений окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применять ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. Для подготовки проектной документации проводятся инженерные изыскания, в ходе которых должны быть получены материалы
о природных условиях территории, на которой будет осуществляться строительство, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, о необходимой инженерной защите таких объектов. В качестве самостоятельного раздела в документацию включается перечень мероприятий по охране окружающей среды, разрабатываемый экологическим отделом проектной компании. Проектная документация объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, пожарной безопасности, по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В отношении ряда объектов производится обязательная государственная экологическая экспертиза проектной документации4.
Особые экологические требования в законодательстве предъявляются к опасным производственным объектам, на которых получаются и обрабатываются опасные вещества, используются грузоподъемные механизмы и оборудование, работающее под избыточным давлением, получаются и транспортируются сплавы черных и цветных металлов, ведутся горные работы. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в порядке, утверждаемом Правительством РФ. Также организация, эксплуатирующая подобный объект, должна разработать декларацию промышленной безопасности. Необходимо провести всестороннюю оценку риска аварий и связанной с ним угрозы для здоровья населения и окружающей среды, проанализировать меры по предупреждению аварий, предусмотреть мероприятия по снижению масштаба последствий аварий. В целях проверки выполнения требований промышленной безопасности осуществляется федеральный надзор в области промышленной безопасности5.
Выделим наиболее актуальные проблемы, возникающие на доэксплуатационной стадии создания промышленного предприятия как объекта хозяйственной деятельности (т. е. при его проектировании).
1. Требуется повышение квалификации сотрудников проектных организаций и экологических служб на производственных предприятиях, а также сотрудников Главгосэкспертизы и экологической экспертизы (изучение последних изменений в отраслевом законодательстве, знакомство с новейшими технологиями производства, современным оборудованием для дачи наилучших рекомендаций заказчику). Необходима организация командировок на
предприятия - как российские, так и зарубежные - для ознакомления с положительным опытом выполнения проектных решений.
2. Одной из причин техногенных аварий, катастроф, выбросов (сбросов) вредных веществ все чаще называется человеческий фактор, в частности недостаточный уровень профессиональной подготовки студентов в вузе. Особенностям профессий проектировщиков не обучают, после окончания вуза молодым людям приходится тратить приблизительно два года на обучение на предприятии. Нужно урегулировать данный вопрос на законодательном уровне, создать кафедры проектирования при ведущих технических вузах страны, предоставить будущим проектировщикам возможность повышения квалификации в магистратуре.
3. Следует уделять повышенное внимание авторскому надзору за всеми объектами промышленности и проектными организациями, разрабатывающими проектную документацию.
4. Расчет стоимости проектирования выполняется согласно справочникам базовых цен на проектные работы 2004 г. Однако указанные документы носят рекомендательный характер, а кроме того, их необходимо обновить в связи с произошедшими в последнее время макроэкономическими процессами.
5. Требуется корректировка законодательства в области санитарно-защитных зон, так как в случае любой реконструкции, даже самой незначительной и не связанной с производственными территориями, необходимо разрабатывать проект санитарно-защитной зоны, а процесс разработки очень трудоемок и экономически невыгоден.
6. Документация о размещении отходов производства проходит проверку Главгосэксперти-зы, а затем экологическую экспертизу, при которой эксперты зачастую высказывают замечания, противоречащие выводам Главгосэкспертизы. Непонятно, зачем нужно проверять документы несколько раз.
Первостепенное значение имеет правовое обеспечение природоохранной деятельности. Необходимо повышение научного уровня, а также комплексности и системности правового регулирования природоохранной деятельности промышленных предприятий. Правовое обеспечение должно быть научно обоснованным, а меры и требования в области охраны окружающей среды надо сочетать с экономическими, организационными, культурно-воспитательными мерами. Российское экологическое законодательство должно развиваться с учетом особенностей рыночной экономики и глобализации, ее влияния на экологическую сферу. Для решения задач социально-экономического и экологического развития нужно обеспечить преемственность
и динамизм правового регулирования и организации деятельности промышленных предприятий. Преемственность включает в себя использование положительного опыта правового регулирования природоохранной деятельности в целях обеспечения единства государственной политики.
Повышение эффективности правового регулирования природоохранной деятельности промышленных предприятий невозможно без учета приоритетности (последовательности) решения экологических проблем. «Приоритетность в правовом обеспечении решения экологических проблем... зависит от их актуальности и значимости на определенном этапе социально-экономического развития страны»6. Повышение эффективности правового обеспечения природоохранной деятельности «предполагает усиление его экологической направленности и учета экологических взаимосвязей в природной среде, что влияет на ее состояние и рациональное использование ресурсов»7.
Повышение эффективности правового регулирования природоохранной деятельности промышленных предприятий невозможно без учета приоритетности (последовательности) решения экологических проблем
При проектировании объектов промышленности, в частности при разработке разделов «Мероприятия по охране окружающей среды» и «Оценка воздействия на окружающую среду», научно-исследовательские и проектные институты также придерживаются требований Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федеральных законов от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и многих других.
Для эффективной координации природоохранной деятельности промышленных предприятий и формирования единой политики в области охраны окружающей среды создаются экологические службы, обеспечивающие в том числе экологическое сопровождение проектных работ. Это свидетельствует о распространении экологического управления на все производственные процессы предприятия, что приводит к минимизации воздействия на окружающую среду.
Рассматривая положительный опыт выполнения всех необходимых проектных решений
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, мы можем сказать, что на некоторых предприятиях Российской Федерации, в частности на дочерних предприятиях «УГМК-Холдинг», ежегодно реализуются природоохранные мероприятия, предусматривающие внедрение экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, установку современных очистных устройств и сооружений. Управляющая компания предписывает предприятиям холдинга соблюдать требования экологической безопасности на всех этапах производства - от добычи и переработки минеральных ресурсов до выпуска готовой продукции.
Например, на Гайском ГОКе в последние годы выполнен ряд крупных природоохранных мероприятий, позволяющих максимально снизить влияние загрязненных промстоков и рудничных вод на ближайшие реки и водоемы. В 1997 г. завершено строительство двух прудов-накопителей для сбора кислой подот-вальной воды, что позволило полностью прекратить сброс этих вод в реки Колпачка и Урал. В 2010 г. для очистки карьерных и подотваль-ных вод месторождения «Осеннее» (Домба-ровская группа месторождений) Гайский ГОК построил комплекс очистных сооружений химической очистки. Вода отводится в резервуар чистой воды и сбрасывается в реку Киембай. На Учалинском ГОКе несколько десятков лет ведется целенаправленная работа по снижению вредного воздействия на окружающую среду. В 2005 г. реализована экологическая программа по строительству очистных сооружений. Предприятием была возведена ограждающая дамба вокруг хранилища для безопасного размещения отходов обогащения и построен узел нейтрализации шахтных и подотвальных вод.
Среди предприятий холдинга можно выделить Среднеуральский медеплавильный завод (СУМЗ), который проводит плодотворную работу по снижению негативного воздействия на окружающую среду. В 2013 г. завод ввел в эксплуатацию новый комплекс очистных сооружений, благодаря которым вода будет очищаться до уровня рыбохозяйственного водоема. Выполнено техническое перевооружение во всех основных цехах предприятия, достигнуты нормативы предельно допустимых выбросов. С точки зрения снижения негативного воздействия на окружающую среду наиболее значимы запуск новой кислородной станции, строительство сернокислотного цеха, в котором используется современная технология, обеспечивающая утилизацию практически всех отходящих газов металлургического производства, в том числе конвертерных.
Все предприятия холдинга имеют соответствующие аттестаты аккредитации экоанали-тической лаборатории, осуществляют экологический менеджмент, составляют планы природоохранных мероприятий, а также отчетность об их выполнении. Помимо этого, руководство УГМК ежегодно проводит зарубежный частный экологический аудит, что является редкостью для предприятий Российской Федерации. Деятельность «УГМК-Холдинг» направлена не только на постоянное совершенствование технологического процесса, но и на улучшение экологической ситуации в районе за счет привлечения инвестиций для развития предприятия и реализации природоохранных задач. Фактические затраты холдинга на природоохранные мероприятия составляют миллиарды рублей. Цель предприятий в области экологии - постоянное стремление к снижению и предотвращению негативного воздействия производства на окружающую среду, в особенности на стадии проектирования, когда есть возможность заранее оценить неблагоприятное воздействие в предполагаемом районе строительства. Компаниям, которые не предусмотрели таких значительных мер по охране окружающей среды, следует перенимать опыт их коллег ради сохранения благоприятной экологической обстановки для жизни и деятельности людей, проживающих вблизи данных предприятий.
Итак, наиболее интенсивное загрязнение окружающей среды происходит в процессе хозяйственной деятельности человека. В ближайшем будущем необходимо минимизировать такое негативное воздействие посредством правового обеспечения охраны окружающей среды. Особое внимание следует уделить законодательному регулированию проектирования промышленных предприятий.
1 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // СПС «КонсультантПлюс».
2 Ганюхина О. Ю. Правовое регулирование экологического контроля в Российской Федерации. М., 2008. С. 65.
3 Круглов В. В. О повышении эффективности правового обеспечения и организации природоохранной деятельности // Рос. юрид. журн. 2012. № 5. С. 196.
4 Экологическое право: учеб. для академического бакалавриата. М., 2014. С. 222.
5 Там же. С. 189.
6 Круглов В. В. Указ. соч. С. 197-199.
7 Правовые основы экологической политики в промышленном регионе / под науч. ред. В. В. Кру-глова. Екатеринбург, 2006. С. 28-29.