8. Nikiforov B.A., Kostina Z.I., Slobozhankin G.S., Krylova S.A., Kostin V.F., Ponurko I.V. Kompozitsiya dlya zashchity ot korrozii i soleotlozheniy sistem vodosnabzheniya i vodootvedeniya [The composition for water supply and drainage systems protection from corrosion and scaling]. Patent RF, no. 2303084, 2007.
9. Kostina Z.I., Kostin V.F., Krylova S.A., Ponurko I.V. Analiz sostoyaniya stoykosti elementov induktsionnogo nagreva s vodyanym okhlazhdeni-yem [The analysis of the resistance state of induction heating elements with water cooling]. Khimiya. Tekhnologiya. Kachestvo. Sostoyaniye, problemy i perspektivy razvitiya: Mezhvuz. sb. nauch. tr. [Chemistry. Technology. Quality. Status, Problems and Prospects: Interuniversity collection of scientific papers], Magnitogorsk: Nosov Magnitogorsk State Technical University, 2009, iss. 2, pp.85-89. (In Russian)
10. Kostina Z.I., Kostin V.F., Krylova S.A., Ponurko I.V. Passivatsiya vnutrennikh poverkhnostey metallicheskikh vodovodov [The passivation of the internal surfaces of metallic drainage systems]. Protsessy i oborudovaniye metallurgicheskogo proizvodstva: Mezhregionalnyy sb. nauch. tr. [Processes and equipment for metallurgical production: Interregional collection of scientific papers], Magnitogorsk: Nosov Magnitogorsk State Technical University, 2009, iss. 8, pp. 200-205. (In Russian)
11. Kostina Z.I., Krylova S.A., Ponurko I.V. Zashchita metallicheskikh poverkhnostey vodookhlazhdayushchikh sistem ot korrozii i soleotlozheniy [The protection for metal surfaces of water-cooling systems from corrosion and scaling]. Teoriya i tekhnologiya metallurgicheskogo proizvodstva [Theory and technology of metallurgical production]. Magnitogorsk: Nosov Magnitogorsk State Technical University, 2014, no.1, pp. 90-92. (In Russian)
12. Kostina Z.I., Krylova S.A., Ponurko I.V. Zashchita vodonagrevatelnykh elementov bytovykh priborov ot korrozii i soleotlozheniy [The protection for water heating elements of household equipment from corrosion and scaling] Energosberezheniye i vodopodgotovka [Energy saving and Water treatment], 2014, no. 4 (90), pp. 28-32. (In Russian)
13. Shabalin Ye.I., Bogacheva I.YU., Shabalina YU.V. Osobennosti besstandartnogo analiza oksidov legkikh elementov s pomoshchyu programmy UNIQUANT [The features of standard-less analysis for light element oxides with UniQuant]. Sovremennyye napravleniya teoreticheskikh iprik-ladnykh issledovaniy '2014: Sbornik nauchnykh trudov SWorld [Modern directions for theoretical and applied research in 2014: Collection of
scientific papers SWorld]. Odessa: KUPRIYENKO SV, 2014, iss. 1, vol. 36, pp. 7-10. (In Russian)
♦ ♦ ♦
УДК 349.6
Ильина О.Ю., Боброва Э.М., Тураманова Л.Б.
НАРУШЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Аннтотация В статье рассмотрена классификация экологических правонарушений и виды ответственности при нарушениях природоохранного законодательства, изучены случаи несоблюдения требований обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при обращении с отходами производства и потребления и опасными веществами, несоблюдения экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений, нарушения требований к охране водных объектов и других экологических требований, выявленные природоохранной прокуратурой Челябинской области, рассмотрены конкретные примеры.
Ключевые слова: природоохранная деятельность, органы исполнительной власти, экономический механизм, правонарушения, ответственность, природопользование, охрана окружающей среды.
Природоохранная деятельность субъектов хозяйствования, в том числе предприятий и производств металлургического комплекса, регламентируется:
- законодательством (международные конвенции, соглашения и другие акты; законы РФ, указы президента, постановления правительства);
- нормативной базой (государственные и отраслевые стандарты, нормативы, нормы, правила);
- методической базой (стандарты, методические указания, руководящие документы, правила и др.).
В целях рационального природопользования законом «Об охране окружающей природной среды» предусмотрен экономический механизм, который призван: решать задачи планирования и реализации и финансирования природоохранных мероприятий; устанавливать лимиты на использование природных
ресурсов и лимиты на загрязнение окружающей природной среды выбросами, стоками, отходами, физическими излучениями и нагрузками; определять плату (штраф) за использование природных ресурсов и загрязнение природных комплексов, ущерб, наносимый природной среде от хозяйственной деятельности предприятий; обеспечивать расчет эколого-экономических показателей для объектов и производственных процессов. В области природопользования и охраны окружающей среды функционирует ряд органов исполнительной власти РФ.
Экологические правонарушения классифицируют:
- по виду юридической ответственности - экологические преступления, административные и дисцип-
линарные экологические проступки, гражданско-правовые нарушения;
- по объекту посягательства - земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т.п.;
- по субъекту - совершаемые должностными лицами, гражданами, юридическими лицами;
- по источнику права - предусмотренные только экологическим законодательством, иным законом, тем и другим.
В соответствии с действующими нормативно-правовыми документами экономический механизм охраны окружающей среды России включает как поощрительные элементы (позитивная мотивация), так и инструменты принуждения (негативная мотивация), при некотором преобладании последних.
В случае причинения вреда вследствие нарушения природоохранного законодательства наступает эколого-правовая ответственность, которая представляет собой систему юридических норм, обеспечивающих порядок применения и реализацию принудительных мер воздействия к правонарушителю. Ее основанием является не сам факт возникновения вреда, а совершение экологического правонарушения.
Распространенными причинами загрязнений природы служат обстоятельства, связанные с несоблюдением требований при проектировании объекта, недостатки строительно-монтажных работ, отсутствие необходимой проектной документации, ведение работ с отступлением от проекта, нарушение строительных норм и правил (СНиП); использование недоброкачественных, нестандартных материалов и др. Обстоятельствами, способствующими загрязнению природной среды, кроме того, являются: слабый уровень контроля за деятельностью должностных лиц и работников, обязанных осуществлять управление и следить за работой очистных сооружений, нерегулярные проверки деятельности этих лиц со стороны органов экологического контроля, вышестоящих по подчиненности органов и местной администрации.
Выделяют следующие виды ответственности за экологические правонарушения: имущественную; дисциплинарную; административную; уголовную. Уголовная ответственность предусмотрена за нарушения экологического законодательства в различных сферах человеческой деятельности: при размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации предприятий, в медицине, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в обыденной деятельности граждан, при осуществлении специализированных или опасных работ.
1. Дисциплинарная ответственность
Дисциплинарную ответственность, согласно ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среды» несут работники предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности за невыполнение планов и мероприятий по охране приро-
ды и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных сооружений и установок, а также за нарушение иных требований природоохранительного законодательства при исполнении своих обязанностей по службе или работе.
Для данного вида эколого-правовой ответственности характерны следующие отличительные признаки:
- дисциплинарная ответственность может наступить лишь за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей;
- дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется администраций предприятия, на котором работает правонарушитель или членом кооператива которого он является.
Дисциплинарная эколого-правовая ответственность может быть заменена общественной ответственностью, которая не может применяться одновременно с дисциплинарной.
2. Материальная ответственность
Общие положения о возможности применения к нарушителю экологического законодательства материальной ответственности содержится в ст. 83 Закона «Об охране окружающей природной среды». Порядок ее применения регулируется трудовым законодательством. Материальная ответственность заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых отношениях. В соответствии со ст.119 КЗоТ РСФСР причинитель вреда несет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего месячного заработка. Однако виновный полностью возмещает вред, если он причинен в результате преступного деяния умышленно; когда вред причинен не при исполнении своих трудовых обязанностей; когда причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии; когда в соответствии с законодательством или договором на работника возложена полная материальная ответственность.
3. Административная ответственность
Административная ответственность за экологические правонарушения применяется уполномоченным на то органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом. Она может быть возложена как на физических, так и на юридических лиц.
За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения, лишение специального права (охоты, рыболовства, управление транспортными средствами),
возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.
4. Специальная ответственность
В силу природных особенностей объектов окружающей среды ответственность за экологические правонарушения не ограничиваются традиционными рамками дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности. В юридической литературе уже давно отмечалось о наличии специальных видов ответственности: земельно-правовой, водно-правовой и т.д. Можно выделить следующие виды санкций:
- ограничение прав природопользования;
- приостановка мероприятий, составляющих определенные элементы природопользования;
- прекращение права природопользования в случаях нарушений природопользователями норм, правил и иных требований экологопользования (ст.40 ВК РФ);
- лишение права природопользования, если это может нанести вред природной среде из-за небрежности природопользователей. Так, запрещается наполнение водохранилищ (а значит, и водопользование) до осуществления предусмотренных проектами мероприятий по подготовке ложа (ст. 15 ВК РФ);
- невозмещение затрат, которые нарушитель вложил в природный объект за период самовольного использования;
- возложение обязанностей на нарушителя провести работу по восстановлению нарушенного объекта за свой счет.
Для отнесения преступлений к категории экологических используются такие признаки, как эколо-гичность, общественная опасность, общая и уголовная противоправность. За административные нарушения и уголовные преступления в области охраны окружающей природной среды в РФ устанавливается ответственность, которая дифференцируется на несколько категорий: ответственность граждан; должностных лиц; юридических лиц.
Санкции за экологические преступления предусматривают штрафы в различных размерах, ограничение свободы, исправительные работы, арест на различные сроки, а также лишение свободы, лишение права занимать определенные служебные должности, административную ответственность. Закон устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного предприятиями по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния с учетом понесенных убытков.
Отношение к природной среде становится мерой социальных и технических достижений человеческого общества, характеристикой уровня развития цивилизации. Деятельность ряда министерств и ведомств Российской Федерации является составной частью систе-
мы централизованного ведомственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.
За последние 2 года в ходе плановых проверок Управлением Росприроднадзора по Челябинской области и Природоохранная прокуратура города Магнитогорска были выявлены следующие случаи нарушений природоохранного законодательства:
- несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и опасными веществами;
- выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения;
- нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты;
- сброс сточных вод в реку без соответствующего разрешения и с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения;
- о несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений, строительство без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- складирование, хранение и захоронение отходов на открытом участке местности, не имеющем санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам, по периметру территории свалки не обустроено ограждение, отсутствие контроля за составом поступающих отходов;
- факт использования земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению, а именно для размещения свалки отходов;
- нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; не установлены размеры санитарно-защитной зоны промышленных объектов, не проводились лабораторные исследования атмосферного воздуха, также отсутствовал производственный контроль за образованием куриного помета и производимого на его основе органического удобрения.
Природоохранная прокуратура города Магнитогорск Челябинской области возбудила в отношении природопользователей дела об административных правонарушениях по статье о несоблюдении экологических требований при осуществлении деятельности. По делу о взыскании с предприятий восстановительной стоимости причиненный ущерб должен быть погашен в полном объеме. При этом постановление о возбуждение уголовного дела по факту незаконной вырубки деревьев направлено в отдел полиции. По
результатам рассмотрения обстоятельств возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.260 (незаконная рубка лесных насаждений) УК РФ. В соответствии с предусмотренными санкциями для юридического лица за нарушение правил природопользования в качестве наказания наложены штрафы в размере от 80 до 100 тыс. руб. А также в качестве наказания для должностных лиц за допущенные нарушения природоохранного законодательства наложены штрафы в размере от 10 до 20 тыс. руб., ответственные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Надзорный орган вправе требовать административного приостановления деятельности предприятия на срок до 90 дней, если его требования не будут выполнены.
Список литературы
1. Боброва З.М., Ильина О.Ю. Управление качеством окружающей среды: учеб. пособие. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. 72 с.
2. Боброва З.М., Ильина О.Ю. Правовые инструменты охраны окружающей среды // Уральсктй регион Республики Башкортостан: человек, природа, общество: материалы регион. науч.-практич. конф. В 2 ч. 4.II. Сибай: Изд-во ГУП РБ «СГТ», 2012. С.43-48.
3. Боброва З.М., Ильина О.Ю., Зуева Т.Ю. Нормативно-правовые аспекты в сфере охраны окружающей среды // Теория и технология металлургического производства: межрегион. сб. науч. тр. / под ред. В.М. Колокольцева. Вып.12. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2012. С. 136-141.
4. http://magnitogorsk.russiaregionpress.ru/archives/967
5. http://www.verstov.info/tags
6. http://magnitogorsk.rusplt.ru/index/vladeltsev-dvuh-magnitogorskih-avtomoek--nakajut-za-narushenie-ekologicheskogo-zakonodatelstva-119721. html
7. http://www.mineral.ru/News/54091.html
8. http://www.magcity74.ru/news/19207-magnitogorskaja-prirodoohrannaja-prokuratura-nashla-narushenija-pri-zahoronenii-othodov.html
9. http://www.1mgn.ru/v-gorode/ofitsialno/ptitsevodcheskiy-kompleks-narushil-zakonodatelstvo.html
10. http://www.ecoindustry.ru/news/view/41256.html
Сведения об авторах
Ильина Оксана Юрьевна - канд. техн. наук, доц. факультета химии, стандартизации и биоетхнологии, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». Тел. (3519) 29-84-88. E-mail: [email protected]
Боброва Эльмира Максимовна - студентка, институт юстиции ФГБОУ ВПО «Уральский государственный юридический университет», г. Екатеринбург.
Тураманова Лилия Батыровна - студентка факультета химии, стандартизации и биоетхнологии, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И. Носова».
INFORMATION ABOUT THE PAPER IN ENGLISH
VIOLATIONS OF ENVIRONMENTAL LAWS
Ilina Oksana Yuryevna - Ph.D. (Eng.), Associate Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University. Phone: (3519) 29-84-88. E-mail: [email protected]
Bobrova Elmira Maksimovna - Student, Ural State University of Law, Ekaterinburg. Turamanova Liliya Batyrovna - Student, Nosov Magnitogorsk State Technical University.
Abstract. The article describes the classification of environmental offenses and types of liability for violations of environmental laws, cases of non-compliance with the sanitary and epidemiological welfare of the population in dealing with waste production, and consumption and hazardous substances, non compliance with environmental requirements in the implementation of urban development activities and operation of enterprises, constructions, violation of the requirements for the protection of water bodies and other environmental requirements identified by the environmental prosecutor's office of the Chelyabinsk region studied, .specific examples are considered.
Keywords: environmental protection activities, the executive authorities, the economic mechanism,offence ,liability, environmental management, environmental protection.
References
1. Bobrova Z.M., Ilina O.Yu. Upravlenie kachestvom okruzhayuschey sredyi [Environmental Quality Management]. Magnitogorsk: Magnitogorsk State Technical University, 2014, 72 p.
2. Bobrova Z.M., Ilina O.Yu. Legal instruments for environmental protection. Pravovyie instrumentyi ohranyi okruzhayuschey sredyi [Uralskty region of the Republic of Bashkortostan: Man, Nature, Society; transactions of region scientific-practical conf. Ch.II]. Sibai: SUE RB «SGT», 2012, pp. 43-48.
3. Bobrova Z.M., Ilina O.Yu., Zueva T.Yu. Teoria i technologiya metallurgicheskogo proizvodstva [Theory and technology of metallurgical production]: interregional collection of of proceedings. Iss.12. Magnitogorsk: Nosov Magnitogorsk State Technical University, 2012, pp. 136-141.
4. http://magnitogorsk.russiaregionpress.ru/archives/967
5. http ://www.verstov. i nfo/tags
6. http://magnitogorsk.rusplt.ru/index/vladeltsev-dvuh-magnitogorskih-avtomoek--nakaiut-za-narushenie-ekologicheskogo-zakonodatelstva-119721.html
7. http://www.mineral.ru/News/54091.html
8. http://www.magcity74.ru/news/19207-magnitogorskaia-prirodoohrannaia-prokuratura-nashla-narusheniia-pri-zahoronenii-othodov.html
9. http://www.1mgn.ru/v-gorode/ofitsialno/ptitsevodcheskiy-kompleks-narushil-zakonodatelstvo.html
10. http://www.ecoindustry.ru/news/view/41256.html
♦ ♦ ♦
УДК 631.4
Боброва З.М., Тураманова Л.Б.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ПОЧВ В ГОРОДЕ МАГНИТОГОРСКЕ
Аннтотация В статье рассмотрены основные факторы, вызывающие загрязнение почв, причины высоких приземных концентраций загрязняющих веществ в г. Магнитогорске, негативное влияние кладбищ на состояние почв, опасность промышленных отходов. Приведена методика изучения состояния почвенного покрова - биоиндикация. Предложены мероприятия по улучшению состояния почв в г. Магнитогорске, в том числе необходимость разработки экологических образовательных программ для различных возрастных групп, популяризации положительного опыта улучшения экологических показателей в других городах и странах.
Ключевые слова: природоохранная деятельность, охрана окружающей среды, причины загрязнения почв, биоиндикация, мероприятия по улучшению состояния почв.
Город Магнитогорск постоянно включается в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения почв. В городе и прилегающих к нему районах почва подвергается интенсивному антропогенному воздействию. Основными факторами, вызывающими ее загрязнение, являются промышленные, бытовые и сельскохозяйственные отходы. В год предприятия выбросили в атмосферу 296 тыс. т вредных веществ, из них в грунт осело 155,2 тыс. т [2].
В районе действия ОАО «ММК» в воздухе фиксируется высокая приземная концентрация Fe, Zn и РЬ, которые комплексно поступают в организм человека. Накопление тяжелых металлов в почве и компонентов ландшафта является одним из факторов развития онкологических и других заболеваний человека. Влияние Магнитогорского промышленного узла настолько велико, что даже в почвах, расположенных за окраинами города на расстоянии до десяти километров, фиксируется повышенное, а иногда и аномально повышенное содержание тяжелых металлов. В Ага-повском и Верхнеуральском районах загрязнено 10,8 тыс. гектар земель, прилегающих к Магнитогорской промышленной агломерации. Такое же локальное загрязнение почвы наблюдается вдоль автострад с напряженным движением.
В Магнитогорске следует обратить внимание на экологическую опасность кладбищ, занимающих большие площади на прилегающих к городу террито-
риях вблизи водных объектов. Избыточное поступление в почвы города и пригородов органических останков может нарушать процесс самоочищения почв, который идет с преобладанием гниения и брожения и может остановиться на стадии минерализации (процессы нитрификации) и гумификации отсрочиваются на длительный период. Происходящие в почве кладбищ биохимические процессы могут приводить к загрязнению атмосферного воздуха токсичными газами - сероводородом, метилмеркаптаном, аммиаком; загрязнению грунтовых вод продуктами разложения, особенно если кладбище располагается на подтопляемых или на периодически подтопляемых территориях; попаданию продуктов разложения в открытые водоемы; распространению с грунтовыми водами болезнетворных микроорганизмов. Мероприятия по снижению негативного воздействия крематориев включают соблюдение паспортных режимов сжигания, эффективную очистка отходящих газов, предварительную обработку останков и аксессуаров, применение современного кремационного оборудования [4].
Наряду с выбросами предприятий в городе имеются участки, где открытым способом складируются бытовые и промышленные отходы (шлако- и золоот-валы, хвостохранилища, свалки). По концентрации тяжелых металлов аномалии здесь не уступают выбросам, являясь источниками повторной эмиссии в окружающую среду. В результате воздушной и водной миграции техногенные ореолы вокруг отвалов и