УДК 349:681
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА
ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE INTERNET
А. А. ДРОГА, М. А. ДРОГА (A. A. DROGA, M. A. DROGA)
На сегодняшний день правовая база российского интернет-пространства крайне мала, большинство вопросов и ситуаций не имеют законодательного закрепления. Основные проблемы правового регулирования связаны с порядком, условиями использования телекоммуникационных сетей и защиты прав и законных интересов различных субъектов при перемещении информации в глобальных компьютерных сетях. Существует необходимость разработки адекватного всем современным условиям национального законодательства.
Ключевые слова: законодательство; интернет-пространство; защита информации; интеллектуальная собственность.
Today the legal framework of the Russian internet is extremely low. Majority of the issues and situations do not have legislative consolidation. The main problems of legal regulation are associated with the procedures, terms of use of telecommunication networks and the protection of rights and legitimate interests of different stakeholders during the transfer of information on the internet. There is need to develop an adequate national legislation with all the modern requirements.
Key words: legislation; Internet; information security; intellectual property.
Уже более 30 лет Интернет - доступное средство коммуникации во всём цивилизованном мире. Он стал неотъемлемой частью повседневной жизни общества: «практически не остается сфер деятельности человека, которые бы не охватывали новые информационные технологии. Двадцать первый век -это век информации, изменяющейся и развивающейся стремительно словно цунами» [1].
Вместе с тем, с Интернетом связаны и многочисленные злоупотребления информационного характера. Речь может идти о несанкционированной информации, «спаме», создании нелегальных интернет-сайтов, порой криминальных, пропагандирующих насилие, провоцирующих национальную, религиозную и иную рознь. Мы не откроем тайну, сказав, что Интернет является «убежищем» для большого количества террористических организаций, включая международные, которые ведут активную «информационную войну» с обществом во всём мире. «Нужно учитывать, что, обладая признаком глобальности
(внетерриториальности) и являясь дешевым средством коммуникации, Интернет зачастую становится "местом" совершения различного рода правонарушений, в том числе уголовно наказуемых деяний» [2]. Исходя из того, что компьютерная информация в силу своей специфики подвержена «физическому уничтожению, несанкционированной модификации, копированию, блокированию, а также может быть получена лицами, для которых она не предназначалась, на одно из первых мест ставится проблема ее защиты» [3].
Имеет место точка зрения, суть которой в том, что Интернет - это внеправовая сфера, находящаяся за пределами законодательного регулирования и какого-либо контроля со стороны государства. Распространению подобного мнения способствует прежде всего доступность практически любой информации, возможность ее копирования и сохранения на персональном компьютере, а также отсутствие какого-либо внешнего контроля за содержанием этой информации [4].
© Дрога А. А., Дрога М. А., 2015
Тот факт, что ни в одной из стран мира нет всеобъемлющего (кодифицированного) законодательства по Интернету, не может не вызывать тревогу. Существующие нормативные (подзаконные) акты регулируют частные аспекты функционирования сети, прежде всего вопросы подключения к ней через поставщиков, предоставления соответствующих линий связи и т. д. К тому же нормы, которые можно было бы применить к интернет-пространству, находятся в законодательных актах иных различных отраслей права. В первую очередь они содержатся в нормах об интеллектуальной и промышленной собственности, а также в разделе, условно именуемом «телекоммуникационным правом». Отметим и тот факт, что отсутствует регулирование отношений по поводу Интернета на международном (межгосударственном) уровне. Вышеприведенный пример подтверждает, что очень скоро оно потребуется, хотя бы на двусторонней основе.
В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» целями защиты информации являются:
предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
предотвращение угроз безопасности личности, общества и государства;
предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового регулирования документированной информации как объекта собственности;
защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;
обеспечение прав субъектов в информационных процессах, при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения [5].
Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.
Нельзя сказать, что представители закона ничего не предпринимают. «В решении возникающих практических вопросов применительно к Интернету используются нормы права, которые были созданы до появления Сети. Всё современное понимание права, его концепция были заложены еще в эпоху Римской империи. Разумеется, с тех пор право не стояло на месте, оно следовало за потребностями людей в урегулировании возникавших в процессе развития человечества отношений. Тем не менее, сохраняется привычка мыслить в категориях мира практического, мира вещей. Однако такая методология не всегда применима в информационном обществе» [6].
Большинство специалистов в области информационного права сходятся во мнении: «Уже сейчас наблюдается потребность в нормативном регулировании виртуального пространства, в частности в том, что касается защиты прав законопослушных пользователей Интернета, тайны частной жизни и права на интеллектуальную собственность» [7].
В настоящее время сфера информации активно влияет на состояние политической, экономической, социально-культурной, оборонной ветвей национальной и международной безопасности. Для каждого государства большое значение приобретает выработка собственной позиции в отношении регулирования Интернета, активное участие в разработке и принятии правовых документов в этой области.
Отметим, что проблема защиты информации крайне актуальна, но не разработана. Внимание ученых-исследователей к проблемам информатизации, создания информационного общества, а также информационной безопасности в последнее время значительно возросло. При этом необходимо заметить, что тема правового регулирования Интернета зачастую рассматривается западными учеными. На наш взгляд, проблемы, которые представляет интернет-поле для общества, наиболее успешно могли бы быть решены путем международно-правовой унификации националь-
ных законодательств и нормативной базы региональных интеграционных объединений.
Не секрет, что Интернет трансформирует методику принятия правовых норм. В отсутствие чисто государственного метода их разработки нормы саморегулируются сообществами. Еще один прием, который является юридическим обычаем, - возникновение норм в результате единообразной практики их применения (далее они санкционируются государством). По этой причине задачей государственных институтов должно стать внимание на тех сферах деятельности в Интернете, которые несут в себе разрушительную силу и способны негативно влиять на развитие общества. «Государства признают, что компьютерные сети должны функционировать в мирных и законных целях. Интернет не может и не должен использоваться как средство разжигания ненависти и совершения правонарушений» [8].
На ближайшую перспективу считаем создание специальной организации или комитета, основной целью которой была бы разработка эффективных правил работы Интернета. При этом подобная организация должна быть многочисленной, открытой, прозрачной, следующей четко установленным процедурам и защищающей права всех сторон.
Ввиду того, что интернет-сфера является технической системой, технические стандарты в какой-то степени ограничивают киберпространство. К тому же инновационные решения в технологической сфере не раз влекли за собой значительные правовые последствия. В связи с этим целесообразно определить международный контроль за введением и соблюдением технических стандартов со стороны государств. Важно подчеркнуть, что любое международное соглашение должно быть нейтрально технически и отвечать законам будущего технологического прогресса.
При этом барьером на данном пути является несовпадение в отношении разных групп государств к содержанию понятия «информационная безопасность». Приверженцы первой точки зрения (представители США) считают, что информационная безопасность - это прежде всего безопасность технических систем связи, защита информации и данных, в особенности результатов на-
учных исследований, интеллектуальной собственности, сведений частного характера, противодействие криминальной и террористической деятельности. Полярную позицию занимают те, которые рассматривают как принципиально важные военные аспекты информационной безопасности (Россия и Китай). До тех пор, пока сохраняется такое серьезное расхождение во взглядах, нет предпосылок рассчитывать на скорую разработку и принятие международного договора, нацеленного на обеспечение международной информационной безопасности во всём мире.
Выводы. «На сегодняшний день ни в одной стране мира нет кодифицированного законодательства, которое позволило бы регулировать правоотношения в сети Интернет» [9]. Наиболее правильными и эффективными в регулировании Интернета могут быть следующие направления развития:
1. Приспособление действующего законодательства к интернет-реалиям, которое должно происходить в форме дополнения нормативных правовых актов «сетевым» компонентом. Так, если Интернет выполняет функции средства массовой информации, «электронной библиотеки» или используется распространителями рекламы, то и регулироваться он в обозначенных качествах должен законодательством о средствах массовой информации, библиотечном деле и рекламе соответственно.
2. Международное взаимодействие, которое должно происходить в форме унификации нормативных правил. Речь идет об интеграции правовых систем для единообразной регламентации Интернета как международной компьютерной сети и установлении единого механизма юридической ответственности.
3. Установление сотрудничества государственной власти (прежде всего исполнительной) с сообществом провайдеров для разработки нормативных правил пользования Интернетом.
4. Мера ответственности должна определяться самим интернет-сообществом при поддержке государства и последующим его подтверждением.
1. Окишева Т. В. Правовые аспекты регулирования и защиты авторских прав в сети Интер-
нет. - URL: http://law.edu.ru/doc/document.asp? docID=1219905 (дата обращения: 30.12.2014).
2. Макарьян Д. В. Регулирование интернета: правовой аспект. - URL: http://www.juristlib.ru/ book_4225.html (дата посещения 27.12.2014).
3. Прокопенко А. Н., Дрога А. А., Александров А. Н. Правовая защита информации (информационное право) : учебное пособие. -Белгород : БЮИ МВД РФ, 2012. - 218 с.
4. Близнец И. Авторское право и смежные права в условиях современных технологий // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - М., 2001. - № 8. -С. 25-37.
5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный
закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. -2006. - № 31 (ч. 1).- Ст. 3448.
6. Мозолина О. В. Публично-правовые аспекты международного регулирования отношений в интернете : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. - 26 с.
7. Там же.
8. Мозолина О. В. Вопросы международно-правового регулирование Интернета // Московский журнал международного права. - 2004. -№ 4. - С. 152-163.
9. ДосмаганбетоваА. Правовое регулирование сети Интернет. - URL: http://webpress.kz/ in-dex.php?id=373 :pravovoe-regulirovanie-seti -internet&Itemid=890&option=com_k2&view= item (дата обращения: 11.01.2015).