УДК 342.72/.73:002 Рыжов Роман Сергеевич
кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданских и уголовно-правовых дисциплин филиала Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского в г. Волоколамске Московской области, докторант кафедры административного права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина тел.: (903)745-08-30
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАКОПЛЕНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ГРАЖДАНАХ В ТЕЛЕМЕДИЦИНЕ
Ryzhov Roman Sergeevich
Candidate of Law, head of the chair of civil and criminal and legal disciplines, branch of Moscow State University of Technologies and Management in Volokolamsk, Moscow Region, post-doctoral researcher of chair of administrative law, Moscow State Legal Academy tel.: (903)745-08-30
ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL MAINTENANCE OF ACCUMULATION OF CONFIDENTIAL INFORMATION ABOUT CITIZENS IN TELEMEDICINE
Аннотация:
В данной статье приведены научные изыскания о накоплении и правовом обеспечении конфиденциальной информации о гражданах в телемедицине.
Ключевые слова:
право, информация, медицинская информация, накопление информации, персональные данные, телемедицина, телемониторинг, информационное согласие.
The summary:
In the article the scientific researches about accumulation and legal maintenance of confidential information on citizens in telemedicine are resulted.
Keywords:
law, information, medical information, information accumulation, personal data, telemedicine, telemonitoring, information agreement.
Существенным сегментом общественных отношений, ныне достаточно активно развивающихся в мире, является телемедицина. Причем развитие этих отношений идет не только при государственном участии, но и на уровне общественного саморегулирования. Так, в США рядом медицинских организаций создана Коалиция здравоохранения в сети Интернет для обеспечения надлежащего качества медицинских ресурсов в Интернете. В этих целях принят Кодекс этики телемедицины. Он регулирует такие группы отношений, как обеспечение потребителей услуг сведениями о владельцах медицинского сайта, о его спонсорах, целях и задачах; обеспечение конфиденциальности персональных данных потребителей услуг телемедицины; обеспечение обратной связи с владельцами ресурса; обеспечение потребителей информацией об ограниченных возможностях телемедицины и т.д. [1].
Развитие телемедицины для нашей страны, имеющей огромную территорию и достаточно разветвленную сеть учреждений здравоохранения, является одним из важнейших направлений развития предоставления квалифицированных медицинских услуг.
Свое начальное развитие осмысление телемедицинских услуг получило в «Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации», утвержденной приказом Минздрава России и РАМН от 27.08.2001 № 344/76 [2]. В соответствии с этим документом телемедицинские технологии - это лечебно-диагностические консультации, управленческие, образовательные, научные и просветительские мероприятия в области здравоохранения, реализуемые с помощью телекоммуникационных технологий («Медицина на расстоянии»).
Телемедицина, будучи с формальной точки зрения прямым продолжением существовавшей ранее дистанционной диагностики, развивается на качественно иной технологической основе и предполагает возможность диалога между специалистами, включая анализ статистической (рентгенограммы, ЭКГ и др.) и динамической (видео- и аудиофрагменты) информации о больном.
Применительно к потребностям лечения выделяются следующие телемедицинские технологии:
1) телемедицинская консультация, что обеспечивает обсуждение больного лечащим врачом с консультантом;
2) телемониторинг функциональных показателей организма больного;
3) телемедицинский консилиум.
Помимо собственно телемедицины, рассматриваемой Концепцией вводится понятие «Интернет-медицина», которая включает в себя:
- информационную поддержку клинической медицины в вопросах консультирования больных;
- справочную службу в области охраны здоровья;
- медико-статистическую информацию и обеспечение доступа к базам данных библиотек.
В качестве одного из самых приоритетных направлений предлагается использовать WEB-серверы клинических институтов для размещения деперсонифицированной информации о трудных для диагностики и лечения случаях в целях получения рекомендаций от профильных специалистов. В качестве правовых аспектов продвижения телемедицинских технологий выделяется решение вопросов ответственности медицинского и технического персонала за организацию, проведение и конфиденциальность телеконсультаций, включая:
- показания к проведению телемедицинских консультаций и «телемедицинской помощи» (советов) населению;
- добровольное информированное согласие пациента или его представителя на проведение телеконсультации;
- ответственность консультанта за сделанное заключение при условии предоставления ему всего комплекса необходимой информации о состоянии больного и правильной трактовке (выполнении) лечащим врачом полученных рекомендаций;
- аутентичность обсуждаемых документов (процедура подтверждения одинакового качества передаваемых и получаемых материалов);
- аутентификацию консультанта и его подписи, а также авторизацию материалов, получаемых при использовании телемедицинских технологий;
- конфиденциальность телеконсультации и последующую защиту персональных данных пациентов.
Пока в нашей стране данное перспективное направление формируется на концептуальном
уровне, например, в США еще в конце прошлого века на уровне штатов были приняты законы, регулирующие как развитие, так и предоставление населению данного вида медицинских услуг. В частности, законом 1997 г. в штате Аляска предусмотрено развитие официального проекта по телемедицине и установлены условия его финансирования. Закон о телемедицине штата Оклахома гласит, что ничто в программах здравоохранения не может считаться отрицающим права на оказание услуг посредством информационных коммуникаций. Это создает основания для вознаграждения за консультации, диагностирование и за передачу медицинской информации посредством телекоммуникационных технологий. В той или иной трактовке законодательные акты, регулирующие отношения в области телемедицины, приняты практически во всех штатах США [3].
Несмотря на значительную правовую составляющую в этих отношениях, регулирование телемедицины на законодательном уровне в России пока не осуществляется. В середине прошедшего десятилетия в Государственную Думу были внесены два альтернативных законопроекта: «Об электронной медицине» (2005 г.) и «Об информационно-коммуникационных технологиях в медицине» (2006 г.).
Рассмотрим основные положения второго из этих законопроектов, так как, на взгляд автора, он является более адекватным потребностям правового регулирования в данной сфере.
Законопроект содержит ряд специальных дефиниций, определяющих новые для российской правовой системы юридические категории:
- телемедицина - метод предоставления медицинскими работниками услуг по медицинскому обслуживанию с использованием информационно-коммуникационных технологий там, где расстояние является критическим фактором;
- телемедицинские услуги - предоставление медицинской информации и оказание медицинских услуг с применением телемедицинских технологий, а также собственно деятельность по организации телемедицинских услуг;
- телемедицинские технологии - методы дистанционного оказания медицинской помощи и обмена специализированной информацией на базе информационно-телекоммуникационных технологий;
- «Интернет-медицина» - телемедицинские услуги по свободному распространению информации медицинского содержания в сети «Интернет».
Анализ приведенных определений наталкивает на целый ряд вопросов, имеющих юридическую природу.
Прежде всего о том, к чему привыкли граждане нашей страны, соответственно, чего мы должны ожидать от телемедицины. Они привыкли к тому, что при посещении поликлинического учреждения здравоохранения они не задумываются о наличии должного образования у принимающих их врачей, об их ответственности за правильность диагноза и назначенное лечение, о сохранении медицинской тайны и т.д.
В том числе и перечисленного мы вправе ожидать также от телемедицины. Учитывая, что предоставление медицинских услуг на расстоянии имеет ограничения по сравнению с очным приемом у врача, необходимо было бы законодательно установить сферы предоставления медицинской помощи, которая не может быть оказана посредством телемедицинских услуг.
Далее, необходимо определить порядок дополнительного подтверждения квалификации медицинского специалиста и исключения появления в сети «подставных» консультационных организаций или отдельных лиц, которые могут совершать мошеннические действия.
Одним из проверенных правовых инструментов для решения данной проблемы может служить лицензирование этой деятельности, однако регулирование его в законопроекте опущено. Между тем оказание телемедицинских услуг настолько специфично, что вполне возможно формирование отдельной системы требований, подтверждающих способность лица оказывать такие услуги.
Определенные сомнения вызывает у автора также подход разработчиков законопроекта к содержанию понятия «Интернет-медицина». Дело в том, что Интернет является открытой информационной системой, где люди свободно общаются и высказывают свои суждения. Ограничения свободы общения в Интернете невозможны и нецелесообразны. Поэтому необходимо сразу оговорить, что распространение медицин-
ской информации через Интернет допустимо только путем ее размещения на официальных сайтах соответствующих медицинских учреждений.
Авторы законопроекта выбрали в качестве основного метода защиты прав пациента при оказании телемедицинских услуг «информированное согласие» (ст. 6). Данная категория означает «полное информирование пациента (или его законного представителя) о цели, характере и объеме передачи медицинских данных, возможных рисках, возникающих при передаче, ожидаемых результатах, а также расходах, которые должен будет взять на себя пациент, в том числе при отказе от телемедицинской услуги на этапах ее организации и проведения».
В целях защиты от шарлатанства и повышения клинической значимости телемедицинских услуг авторы законопроекта вполне рационально предлагают делать запись в первичной медицинской документации по месту обращения за телемедицинской услугой о наличии информационного согласия и предоставленной информации, заверяемой пациентом, о которой также сообщается по месту передачи медицинской информации.
Неясным остается понятие «место обращения за телемедицинской услугой». По мнению автора, таким местом должно быть учреждение здравоохранения, куда гражданин обращается за медицинской помощью и персонал которого считает необходимым прибегнуть к телемедицинской услуге.
В качестве дополнительных гарантий прав гражданина как пациента предлагается установить, что пациент имеет право отказаться от оказания телемедицинской услуги на любом этапе ее организации или проведения при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, о чем делается запись в первичной медицинской документации.
В случае оказания услуг «Интернет-медицины» пациент должен быть проинформирован о том, что практическое применение полученной информации требует предварительной консультации с его лечащим врачом.
Законопроект содержит условие об обязательном использовании для обеспечения конфиденциальности обмена телемедицинской информацией только сертифицированных средств защиты, в том числе средств криптографической защиты, что следует расценить как обоснованное, так как установление факта пригодности и качества средств защиты информации (сертификация) является дополнительной гарантией обеспечения сохранности медицинской тайны.
Законопроект также содержит ряд положений, определяющих субъектов юридической ответственности за телемедицинские услуги. Принцип, положенный здесь в основу, - это персональная ответственность, что вполне оправдано, так как результатом телемедицинской услуги является умозаключение специалиста в области определенного раздела медицины. Так, медицинский работник, подготовивший информацию для телемедицинской услуги, несет ответственность за полноту и качество представленной телемедицинской информации. Медицинский работник-консультант несет ответственность за выданное заключение, его качество и своевременность. Телемедицинский посредник несет ответственность за целостность и своевременность передачи телемедицинской информации, за модификацию информации и обеспечивает невозможность отказа от получения информации, а также аутентификацию участников информационного обмена.
По результатам анализа законопроекта о телемедицине автор пришел к выводу о том, что хотя данный акт не лишен недостатков, сама его концепция является рациональной, а сегмент общественных отношений, связанный с удаленным предоставлением медицинских услуг через телекоммуникации, должен быть урегулирован именно на уровне федерального закона.
Ссылки:
1. Заворотченко И.А. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал российского права. 2007. № 8.
2. Экономика и жизнь. 2001. № 11.
3. Богдановская И.Ю. Правовое регулирование использования информационных технологий в телемедицине США // Информационное право. 2007. № 1.
References (transliterated):
1. Zavorotchenko I.A. Samoreguliruemye organizatsii za rubezhom // Zhurnal rossiyskogo prava. 2007. No. 8.
2. Ekonomika i zhizn'. 2001. No. 11.
3. Bogdanovskaya I.Y. Pravovoe regulirovanie ispol'zovaniya informatsionnykh tekhnologiy v tele-meditsine SShA // Informatsionnoe pravo. 2007. No. 1.