Научная статья на тему 'Актуальные проблемы повышения правового сознания и правовой культуры граждан республики Казахстан как существенный фактор активизации противостояния коррупции'

Актуальные проблемы повышения правового сознания и правовой культуры граждан республики Казахстан как существенный фактор активизации противостояния коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Р Т. Нуртаев

Автор в статье указывает на необходимость совершенствования действующего законодательства, повышения функциональной эффективности деятельности органов уголовной юстиции в осуществлении ими борьбы с преступностью и другими правонарушениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Author of the article speaks of the need to improve existing legislation, improving the functional efficiency of the criminal justice authorities in carrying out their fight against crime and other offenses

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы повышения правового сознания и правовой культуры граждан республики Казахстан как существенный фактор активизации противостояния коррупции»

70 I № 2 (18) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Р.Т. НУРТАЕВ,

главный научный сотрудник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в области судебной и правоохранительной систем, государственной безопасности, обороны и надзора Института законодательства РК,

доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин Казахского гуманитарно-юридического университета

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК СУЩЕСТВЕННЫЙ ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ КОРРУПЦИИ

Указом Президента Республики Казахстан от 22 апреля 2009 г. «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан» определены основные направления построения прямой и косвенной тактики и стратегии нашего государства по проведению уголовной политики в республике в современных условиях.

В частности, согласно Указу Главы государства, приоритетными направлениями деятельности правоохранительных органов названы борьба с коррупцией и защита конституционных прав и свобод граждан от преступных посягательств, с обеспечением неотвратимости реакции государства на любые факты правонарушений и привлечением виновных к установленной законом ответственности.

В самом деле, решение задачи активизации борьбы с коррупцией, обуздания и снижения уровня коррупционных правонарушений относится к одной из приоритетных направлений проводимой государством современной политики в нашей республике. Это, прежде всего, связано с тем, что необходимо принимать во внимание потенциально повышенные социально опасные последствия разрастания масштабов коррупции в стране, когда создание атмосферы коррупционной пронизан-ности функционирования государственного аппарата таит в себе реальную потенциальную угрозу превращения в фактор, становящийся в свою очередь даже угрожающим и основам конституционного строя, и основам национальной безопасности нашей республики.

Сформулированнсе в Указе Президента республики поручение, адресованное правоохранительным органам, на предмет усиления борьбы с коррупцией и активизацию защиты законных прав и свобод граждан от преступных посягательств, может быть успешно реализовано при

условиях повышения эффективности практической деятельности правоохранительных органов в целом, а также и в результате дальнейшего совершенствования и развития действующей системы законодательства.

Особого внимания заслуживает конкретная установка Президента страны правоохранительным органам на достижение цели реализации принципа неотвратимости виновных за любые факты допущенных ими правонарушений. Как показывает положительный правовой опыт ряда развитых зарубежных стран (к примеру, США), именно благодаря максимальному соблюдению принципа неотвратимости ответственности за содеянное, странам этим удалось добиться значительного снижения уровня делинквентности и повышения эффективности социально-правового контроля над преступностью в обществе в целом.

Недостаточное внимание к соблюдению принципа неотвратимости ответственности за правонарушения создает благоприятную почву для расширения масштабов криминализации общества, способствует повышению уровня всех видов ла-тентности в республике, как-то: естественной, искусственной и пограничной. (И. Звечаровский) И напротив, строгое соблюдение принципа неотвратимости ответственности за содеянное и создание в обществе реальной атмосферы нетерпимости к любым фактам правонарушений может в конечном итоге привести к значительному снижению уровня правонарушаемости и улучшению тем самым криминологической обстановки в республике.

В Указе Главы государства особое внимание акцентировано на достижение цели неотвратимости ответственности за различные коррупционные злоупотребления и правонарушения, посредством адресования поручения Правительству о реализации мер по стимулированию антикоррупционного поведения граждан, включающие в себя конк-

Судебная, правоохранительная системы и государственная безопасность

ГУЛ

ретные механизмы поощрения и стимулирования социально активного поведения граждан, направленного на оказание содействия в организации разоблачения и пресечения коррупционных правонарушений. По замыслу, заложенному в качестве принципиальной основы в Указе Президента страны, вокруг коррупции надлежит создавать социально-психологическую атмосферу всеобщего возмущения, неприятия, осуждения и активного стремления окружающих к привлечению к справедливой ответственности как коррупционеров, так и их корруптеров. Кроме того, уместно отметить, что реальное поощрение и стимулирование правовыми мерами активного антикоррупционного противостояния со стороны граждан республики служат важными факторами для решения проблемы повышения уровня правового сознания и правовой культуры наших людей.

Если касаться оценки актуальности вопросов повышения правового сознания и правовой культуры наших граждан, то нужно принимать во внимание то обстоятельство, что решение проблемы построения в нашей республике основ правового государства и правового гражданского общества неразрывно связано с решением задач повышения правового сознания и правовой культуры граждан Казахстана.

Категории «правовог сознание и правовая культура» находятся в логической взаимосвязи и взаимообусловленности со многими факторами политического, социального, экономического, правового и нравственного содержания и порядка, которые определенным образом воздействуют на уровень правового сознания и правовой культуры граждан страны на различных исторических этапах их жизни. В связи с изложенными обстоятельствами, особо актуализируется в современной юридической науке Казахстана теоретическая разработка проблемы повышения правового сознания и правовой культуры общества, ставящая перед собой цель в конечном итоге в результате таковой разработки выработать конкретные научные предложения и рекомендации, ориентированные на активное способствование граждан нашей страны обеспечению движения общества к прогрессу из свободного волеизъявления, основанного на высоком уровне правового сознания и правовой культуры.

Такие объективные закономерности нашей современной жизни, как строго установившиеся и вошедшие в повседневный обиход правила рыночных отношений, набирающие оборот глобали-зационные процессы и другие явления реальной

действительности могут нести в себе и потенциальные заряды отрицательного воздействия на природу права, когда движущие их силы ставят перед собой только однобокие, сугубо прагматичные цели - получение чистой прибыли любыми путями, в том числе и неправовыми. В такой обстановке у большинства людей складывается негативное впечатление о праве, о бессилии законов, и рассуждения о необходимости повышения правового сознания и правовой культуры теряют всякий смысл. Следовательно, нужно, прежде всего, позаботиться о том, чтобы создать эффективный правовой механизм более четкой регламентации отношений в сфере рыночной экономики и глобализационных процессов, чтобы были реальные условия для формирования у нас социально ориентированного государства и социально ориентированной экономики. Тогда можно надеяться на то, что люди с уважением будут относиться к действующим правовым установлениям, расширятся тогда и реальные возможности для повышения их правового сознания и правовой культуры.

Одним из факторов, способствующих не только снижению уровеня правового сознания и правовой культуры граждан, но и вызывающих у них пессимистическое отношение к праву, следует признать недостаточно эффективную деятельность правоохранительных органов в осуществлении борьбы с правонарушениями, имеющими широкий общественный резонанс, а также недостаточное совершенство законодательства, регламентирующего ответственность за отдельные, представляющие повышенную социальную опасность, преступления.

Так, органами нашей уголовной юстиции недостаточно активно ведется борьба с коррупцией, организованной преступностью, экономическими преступлениями, распространениями наркотиков, торговлей и эксплуатацией людьми, посягательствами на интеллектуальную собственность и многими другими правонарушениями.

Гуманистическая направленность проводимой нашим государством политики в современных условиях ставит перед юридической наукой задачу поиска новых путей для решения проблемы правильного правопонимания, обеспечения уре-гулированности и порядка в обществе, соблюдения законных прав и интересов всех граждан страны. Поскольку согласно п.1 ст. 1 Конституции нашей республики, высшими ценностями нашего государства являются человек, его жизнь, права и свободы, то особо актуализируется в современ-

~72 7 № 2 (18) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

ной юриспруденции теоретическая разработка вопросов, связанных с отношением права к человеку, с одной стороны, и самого человека к праву, с другой стороны.

В разработке проблемы соотношения права и человека перспективным представляется рассмотрение категорий идеального и материального в праве в целостном, неразрывном единстве, памятуя о том, что «право как явление реальной действительности, впрочем, как и подавляющее большинство объектов мира, содержит в себе идеальное и материальное начала. При этом идеальное начало по отношению к материальному является «первичным», ... мировоззрение определяет отношение общества и человека к природе происхождения права. Какова идея, такова теория, государство и право. Какова идеология в обществе, таково и общество. Вместе с тем все многообразие идей можно свести только к двум группам: добра и зла. Поскольку философское сознание по природе своей партийно в том смысле, что оно не может быть нейтральным по отношению к добру и злу, истине и заблуждению, не может быть равнодушным и безразличным к целям и идеалам человечества, то правовое сознание в этом смысле также не может быть свободным от партийности» [1].

Если категории идеального и материального порядка и содержания составляют целостное единство в праве, правовом сознании и правовой культуре, то возникает в логической последовательности вопрос, на чем же должно в отдельном человеке, отдельной личности фундироваться мировоззрение и правовое сознание, соответствующие идеалам правового государства и правового гражданского общества. Результаты разностороннего и углубленного переосмысления рассматриваемой проблемы наводят на предположение о том, что в качестве такой универсальной этико-правовой категории представляется нам перспективным обозначить совесть человека.

Профессор Петражицкий Л.И., раскрывая понятие человеческой совести, характеризовал ее как таинственный эмоциональный источник человека. «Этот характер этических эмоций отражается, между прочим, в народной речи, поэзии, мифологии, религии и т.п., произведениях человеческого духа в форме соответствующих фантастических представлений, в частности в форме представлений, что в таких случаях наряду с нашим «Я» имеется налицо еще какое-то другое существо, противостоящее нашему «Я» и побуждающее его к известному поведению, какой-то таинственный

голос обращается к нам, говорит нам. Сюда, например, относится слово совесть» [2].

Еще более развернутую характеристику понятия человеческой совести представил нам Шакарим Кудайбердиев словами: «Человеческую скромность, справедливость, доброту в их единстве я называю мусульманским словом уж-дан, русским - совесть. Некоторые, отвечая, говорят, что это - человечность, честь. По-моему,

- считал Шакарим, - это все равно, что говорить о совести ... совесть - есть желание, потребность души. Это потому, что душа является такой сущностью, которая никогда не исчезает, не поддается порче, а с каждым разом все совершенствуется, идет к возвышению. Это потому, что она делает для себя обязательными такие причины, которые ускоряли бы ее возвышение. К примеру,

- чистоту тела, чистоту и полноту нрава, помыслов и дел. И одной из ее первейших потребностей должна быть совесть» [3].

Научная и практическая ценность, неоспоримая истинность выводов выдающегося казахского мыслителя Шакарима Кудайбердиева заключаются в том, что понятие совести (уждан) возвеличено было им до уровня одной из универсальных этических категорий, необходимых и обязательных для построения взаимоотношений между людьми; категорией, концентрирующей в себе в качестве неразрывных частей такие вечные человеческие ценности и истины, как скромность, справедливость и доброта.

Еще одно важное научное и практическое положение, заложенное в учении Шакарима Кудай-бердиева, высвечивает нам истину о том, что совесть состоит во взаимосвязи с человеческой душой, поскольку является первейшей потребностью души.

То есть через раскрытие логической, неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности понятий души и совести человека, Шакариму Кудайбердиеву впервые удалось рельефно и отчетливо сформулировать сущность категории идеального в человеческом обществе. Следовательно, когда речь идет об идеальном, будь то в философии или будь то в праве, должно подразумеваться не только единство идеального и материального, но и составляющая основу этого единства целостная сущность, образуемая душою и совестью человека в их неразрывном единстве.

То есть правомерным представляется сделать вывод о том, что душа человека зиждется на категории совести, поскольку будучи наивысшей ценностью идеального порядка и содержа-

Судебная, правоохранительная системы и государственная безопасность

Г7П

ния, душа может благополучно функционировать, не иначе как опираясь на категорию совести. Поэтому не будет ошибкой, если выдвинуть предположение о том, что совесть человеческая представляет собой некую обитель, некий храм для благополучного вхождения и обитания в нем души. То есть душа появляется там, где для нее человеком уготовлена совесть.

Ошо Раджниш пришел к выводу о том, что душа способна вселяться только в человека и причем не во всякого. «Эволюция, - пишет он, - нэотъем-лемо свойственна природе самого человека, эволюция - сама его душа. ...животные рождаются законченными, рождаются такими, какими и умрут. Между их рождением и смертью не происходит никакой эволюции: они живут на одном и том же плане, не претерпевая никакой трансформации. В их жизни не происходит никакой радикальной перемены. Они движутся горизонтально, вертикальное в них никогда не проникает.

Если человек, - продолжает Ошо, - также станет двигаться горизонтально, он не востребует свою человечность, не станет душой». Именно это, по его мнению, подразумевал Гурджиев, когда говорил, что не у всех людей есть души. Очень редко бывает, что у человека есть душа. Это очень странное утверждение, потому что вам веками говорили, что вы рождаетесь с душой. Гурджиев говорит, что вы рождаетесь только с потенциалом, способным стать душой, но не с реальной душой. Вы несете набросок, но этот

набросок должен быть разработан. Вы содержите семя, но должны найти подходящую почву, время года, нужный климат и правильный момент для цветения, для роста.

«Двигаясь горизонтально, вы остаетесь без души. Когда в вас проникает вертикальное, вы становитесь душой» [4].

Приведенные положения наводят на мысль о том, что душа может вселиться только в человека, воспитавшего и сформировавшего в себе совесть (уждан) в понимании Шакарима Кудай-бердиева, основанную на обязательных трех человеческих качествах - скромности, справедливости и доброте. Эти качества в совокупности образуют по сути критерий человеческой совести и могут дать ответ на вопрос, есть ли у того или иного конкретного человека душа.

Таким образом, для повышения правового сознания и правовой культуры граждан нашей республики необходимо совершенствовать действующее законодательство, в целях повышения его авторитета в глазах народа; нужно позаботиться о повышении функциональной эффективности деятельности органов уголовной юстиции в осуществлении ими борьбы с преступностью и другими правонарушениями; в области юриспруденции следует активизировать разработку проблем, связанных с выяснением вопросов соотношения права и личности, с учетом особенностей менталитета народа Казахстана и достижений современной гуманитарной науки.

Использованная литература

1. Валеев P.M. Идеальное и материальное в праве. Закон и право. - М., 2005. - №10. - С. 59.

2. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб., 2000. - С. 45.

3. Шакарим Кудайбердиев. Три истины. - Алматы, 1991. - С. 71-72.

4. Ошо. Свобода. Храбрость быть собой. - СПб., 2004. - С. 64-65.

Автор мацаласында цолданыстагы зацнаманы жетыд1ру цажеттыш жэне де цылмыс-тыцпен, взге де бузушылыцтармен куресу жвнтде цылмыстыц зац органдары цызметшц тшмдшгт жогарылату туралы эцг1ме цозгайды.

Автор в статье указывает на необходимость совершенствования действующего законодательства, повышения функциональной эффективности деятельности органов уголовной юстиции в осуществлении ими борьбы с преступностью и другими правонарушениями.

Author of the article speaks of the need to improve existing legislation, improving the functional efficiency of the criminal justice authorities in carrying out their fight against crime and other offenses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.