ОРИЕНТИРЫ
УДК 35.08
Игнатов В.Г., д.э.н. проф.( СКАГС)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
В статье рассматриваются возможности и перспективы создания новой системы формирования кадрового резерва органов государственного и муниципального управления, анализируется практическая работа, разворачиваемая в этом направлении администрациями субъектов РФ и аппаратами полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Подчеркивается, что формирование кадрового резерва органов государственного и муниципального управления должно проводиться открыто, на конкурсной основе, с учетом не только опыта и служебной карьеры конкурсанта, но и его профессиональных знаний, умений и навыков.
Ключевые слова: кадровый резерв, государственные и муниципальные служащие, профессиональная переподготовка, менталитет, государственная гражданская служба.
В настоящее время в России сложилась весьма широкая сеть высших и средних специальных учебных заведений по подготовке будущего резерва кадров, по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, а также государственных служащих правоохранительных органов.
В первую очередь это сеть региональных академий государственной службы во главе с Российской академией государственной службы при Президенте РФ (РАГС). Указом Президента России от 10 ноября 2006 г. №1264 на РАГС возложена координация учебной, научной, информационно-аналитической и методической деятельности этих федеральных образовательных учреждений, осуществляющих обучение государственных (а также муниципальных) служащих.
Российская академия государственной службы при Президенте РФ координирует работу широкой сети региональных учебных заведений, действующих в 70 субъектах страны - 10 академий государственной службы, 2 ИПК, 50 их филиалов и 12 представительств. В них обучается свыше 65 тыс. студентов, ежегодно проходят повышение квалификации и профессиональную переподготовку еще более 15 тыс. чел. Всего в региональных академиях, их филиалах и ИПК за учебный год обучается около 100 тыс. чел. В них лицензировано профессиональное образование по 20 специальностям, послевузовское - по 30.
В целом же по стране в настоящее время насчитывается более тысячи различных по статусу, форме и направленности образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования разной ведомственной подчиненности, которые ведут подготовку будущих управленческих кадров, профессиональную переподготовку и повышение квалификации действующих управленцев и их резерва по многим специальностям и направлениям, востребуемым органами исполнительной и законодательной власти, правоохранительной службы, учреждениями и организациями.
Функции учредителя большинства из них выполняет федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации. Готовят кадры для государственной службы и учебные заведения, подведомственные МВД, МИДу, Минздравсоцразви-тия, Минкультуры, Минобороны, Минюсту, Федеральной таможенной службе России и некоторым другим министерствам и ведомствам.
Но немало среди высших и средних специальных учебных заведений и таких государственных (технологических, пищевых, текстильных и т.п.), а особенно негосударственных учебных заведений, в составе которых нет ни одного собственного штатного профессора, доктора наук или кандидата наук, известного своими трудами в области экономики, права и управления. Многие из таких учебных заведений, погнавшись за конъюнктурой рынка образовательных услуг и возможными доходами, к сожалению, оказываются не в состоянии обеспечить качественное удовлетворение потребностей этого рынка, подготовку высококвалифицированных специалистов, бакалавров и магистров по государственному и муниципальному управлению и другим специальностям и направлениям, востребованным органами государственной власти и управления.
Безусловно, кадровый резерв для органов власти и управления готовят не только региональные академии государственной службы и аналогичные им учебные заведения (налоговой, таможенной, судебной и т.п. служб). Свой большой вклад в это вносят и классические, техни-
ческие, строительные, педагогические, медицинские, аграрные университеты, академии и институты. Ведь в соответствующих министерствах и ведомствах (образования, здравоохранения, сельского хозяйства, строительства и т.п.) нужны не только специалисты, имеющие экономическое, юридическое и управленческое образование, но и специалисты с «отраслевым» образованием и опытом работы в данной конкретной отрасли.
Несмотря на экономический кризис и появляющиеся время от времени заявления руководителей различных органов госвласти и управления о грядущих сокращениях в подведомственных им органах, организациях и учреждениях, уровень их укомплектованности государственными и муниципальными служащими далек от 100%. Так, по данным на начало 2007 г., уровень укомплектованности работников, замещавших государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ, по данным Росстата, составлял всего 89,6%, должности государственной гражданской службы - 92,7%. В органах местного самоуправления укомплектованность работников, занимавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в представительных органах муниципальных образований, составила всего 91,9%; в исполнительно-распорядительных органах - 96,3; в контрольных органах - 67,1; в иных органах местного самоуправления -95,7%.
Положение осложняется еще и тем, что удельный вес работников, замещающих государственные должности и должности гражданской службы в возрасте свыше 60 лет составляет 1,5% (в федеральных органах госвласти - 1,4%, субъектов РФ - 2%). При этом из общей численности работников федеральных государственных органов законодательной власти доля лиц в возрасте свыше 60 лет составляла 5,5%; исполнительной власти - 1,9 %; судебной власти и прокуратуры - 3,4%. Среди работников, замещавших выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы, доля таких лиц составляла 1,9%.
Эти данные свидетельствуют о серьезной необходимости пополнения и обновления кадров государственной гражданской и муниципальной службы.
Поэтому вполне своевременны и злободневны заявления Президента России Д.А. Медведева о необходимости новой системы формирования кадрового резерва органов государственного и муниципального управления и практическая работа, разворачиваемая в этом направлении рядом администраций субъектов РФ и аппаратами полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
При этом важно отметить, что формирование кадрового резерва органов государственного и муниципального управления, как и проведение конкурса при приеме на работу, должны проводиться и уже проводятся, как правило, гласно и открыто, учитывать на конкурсной основе не только опыт и служебную карьеру конкурсанта или возможного стажера, но и его знания, умения и навыки.
Ведь согласно действующему законодательству Российской Федерации и субъектов РФ, хорошее знание и соблюдение Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, иных нормативно-правовых актов РФ, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и обеспечение их исполнения, поддержание уровня своей квалификации, необходимого для исполнения должностных обязанностей, занимают весьма важное место в числе ряда других основных обязанностей государственного гражданского служащего, равно как и служащего органов местного самоуправления.
В связи с этим органы власти субъектов РФ должны бы разрабатывать и доводить до сведения лиц, претендующих на включение в резерв кадров государственной и муниципальной службы программы собеседования, порядок проведения конкурсов и различных экзаменационных мероприятий.
Определенную помощь в этом им могут оказать и кафедры региональных академий госслужбы, в том числе и СКАГС, у которых есть значительный опыт работы по подготовке резерва кадров и его формированию: только в Администрации Ростовской области работает более ста выпускников СКАГС, не считая тех, кто работает в министерствах и ведомствах области. Во всех субъектах РФ, расположенных в Северо-Кавказском регионе, многие лица, обучавшиеся в СКАГС также занимают руководящие должности государственной и муниципальной службы и включены в кадровый резерв.
Хотелось бы, однако обратить внимание на некоторые моменты формирования резерва управленческих кадров как в целом для России, так и для субъектов ЮФО.
Как известно, в «первой сотне» резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента РФ, всего 11 человек (т.е. 11 %) - женщины. А между тем в общей численности лиц, занимающих государственные должности и должности государственной гражданской службы, доля женщин составляет свыше 71 %, в ЮФО - свыше 61 %.
«Первая сотня» резерва управленческих кадров Всего
женщин мужчин
Чел. % Чел.
Представители федеральных 4 11,1 32 36
органов государственной вла-
сти
Представители органов государственной власти субъектов РФ 1 4.3 22 23
Представители бизнеса 4 12,5 28 32
Представители науки, образования, общественных органи- 2 22,2 7 9
заций
Итого 11 11 89 100
В Правительстве РФ 18 министерств, из них 3 возглавляют женщины (15 %), из 26 членов Правительства доля женщин составляет всего 7,7 %.
Очень хочется надеяться, что при формировании остальных 900 резервистов «президентской тысячи» хоть как-то будет учитываться и это обстоятельство. И тем самым не будет подан негативный пример формирования резерва управленческих кадров руководителям субъектов Федерации и муниципальных образований. Ведь согласно ст. 19 Конституции РФ, «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола ... и других обстоятельств», «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Важно и то, что ст.32 Конституции РФ (п.4) гласит о том, что «граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». О равном доступе граждан и равных условиях её прохождения независимо от пола и других обстоятельств как об одном из принципов гражданской службы говорится и в ст. 4 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, равно как и в аналогичных законах субъектов РФ.
Конечно, при формировании резерва управленческих кадров нельзя не учитывать некоторую специфику тех или иных субъектов Федерации, менталитет проживающих в них «коренных» народов.
В отдельных регионах России, кроме официальных, формальных факторов отбора на должности государственной и муниципальной службы, добавляются и специфические, неформальные требования. Так, например, в некоторых регионах существенную роль играют:
1. Демографический фактор: на основных, особенно руководящих, участках государственного управления находятся мужчины. Отношение к женщинам на государственной службе порой скептически-ироничное, их обычно назначают на хлопотные, но не слишком влиятельные должности. Не потому ли при том, что в среднем по ЮФО удельный вес женщин, замещающих государственные должности и должности гражданской государственной службы составляет свыше 61 %, их удельный вес в Дагестане - всего 42 %, в Ингушетии - 46%, в Кабардино-Балкарии - 55 %, а в Чеченской республике - только 39 %.1 Ещё хуже в ряде регионов ситуация с долей женщин, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления. В среднем по России она составляет 75 %, по ЮФО - 67,5 %, тогда как в Дагестане лишь 32,5 % (вдвое меньше чем по ЮФО), а в КБР - 54,7 %, в Ингушетии - всего 29,4 %.
2. Возрастной фактор: мужчина до 35 лет в ряде субъектов РФ, особенно на Кавказе ориентируется на поведение старших, поэтому здесь зачастую считают, что наилучший возраст для госслужбы - 40-55 лет. Стоит ли удивляться, что если в среднем по ЮФО доля лиц, занимавших все государственные должности и должности гражданской государственной службы в возрасте старше 40 лет составляла 43,8 %, то в Дагестане - 49,5%, в Калмыкии - 47,2 %, в Северной Осетии-Алании - 47,9 %, в Чеченской Республике - 51,7 %.
Для поступления на госслужбу и продвижения по ней, равно как и для попадания в региональный и муниципальный резерв управленческих кадров в ряде субъектов РФ, характерны и такие обстоятельства, как
- фактор знатности и влиятельности рода, нахождения его представителей в центральных и республиканских органах власти;
- фактор личной преданности и её проверки в экстремальных условиях;
- фактор оседлости: на руководящие должности практические не попадают люди, проживающие в данной местности менее 10-15 лет;
- фактор богатства (особенно для занятия должностей на республиканском уровне);
- умение защищать себя и свою семью.
1 По данным Росстата на 1 января 2007 г.
Показательно, что в последнее время наметилась определенная тенденция превращения данных факторов из латентных в явные и даже формальные.
Конечно, нельзя не считаться с реальной ситуацией, не учитывать менталитет, нравы и обычаи, исторически сложившиеся в данном регионе (хотя и сложившиеся в иных исторических условиях).
Тем более нельзя игнорировать при подборе, расстановке и продвижении управленческих кадров, в том числе и формировании на конкурентной основе их резерва важнейшие конституционные положения и статьи федерального закона о государственной гражданской службе.
В решение и этой задачи должны усиливать свой вклад и федеральные образовательные учреждения, осуществляющие обучение государственных и муниципальных служащих, и органы государственной власти федерального и регионального уровня, органы местного самоуправления.