Научная статья на тему 'АКTУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЛИМПИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО МОЛОДЕЖИ'

АКTУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЛИМПИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Research Focus
Область наук
Ключевые слова
олимпийское образование / студенческая молодежь / гуманистические идеалы / духовые ценности / спорт / этика / эстетика / нравственность / культура / олимпийское движение. / Olympic formation / student youth / humanistic ideals / spiritual value / sport / ethics / aesthetics / morality / culture / Olympic motion.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Мамазиятов Д. Б.

В работе рассмотрены вопросы, касающиеся проблем организаций, методического и программного обеспечения олимпийского образавания студенческой молодежи. В статье предатавлены средства и методы приобщения моложежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF OLYMPIC EDUCATION OF YOUTH STUDENTS

In this work guestions concerning problems of organizational, methodikal and software of the Olympic formation stydent youth are considered.In orticle are presented

Текст научной работы на тему «АКTУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЛИМПИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО МОЛОДЕЖИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЛИМПИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО МОЛОДЕЖИ Мамазиятов Д.Б.

Самаркандский государственный университет https://doi.org/10.5281/zenodo.8029872 Аннатация: В работе рассмотрены вопросы, касающиеся проблем организаций, методического и программного обеспечения олимпийского образавания студенческой молодежи. В статье предатавлены средства и методы приобщения моложежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом.

Ключевые слова: олимпийское образование, студенческая молодежь, гуманистические идеалы, духовые ценности, спорт, этика, эстетика, нравственность, культура, олимпийское движение.

CURRENT PROBLEMS OF OLYMPIC EDUCATION OF YOUTH STUDENTS Abstract: In this work guestions concerning problems of organizational, methodikal and software of the Olympic formation stydent youth are considered.In orticle are presented

Keywords. Olympic formation, student youth, humanistic ideals, spiritual value, sport, ethics, aesthetics, morality, culture, Olympic motion.

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития нашей страны характеризуется обновлением содержания обрзования, в частности вузовского, на основе зарубежного опыта. В настояшее время актуальным является поиск новых направлений, форм средств и методов в современной системе образовния.

В первую очередь речь идет об учащейся молодежи, воспитание которой посредством спорта включает в себя формирование физического и духовного-здоровья личности (1,3,5).

Актуальность. Сравнительно новой отраслью знаний является олимпийское образование учащейся молодежи, которое имеет свои специфические особенности. Приобщение учащейся молодежи к идеалом и ценностям олимпизма, которое ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно важно в современных условиях учитывая, что в мире существуют вспышки насилия, агрессии, нетерпимости, грубости (2,5). Учитывая возрастаюшую популярность Олимпийских игр, растиряются возможности воспитания учащейся молодежи в рамках специально организованного олимпийского образования. С помощью олимпийского образования решаются вопросы приобщения учащейся молодежи к идеалом и ценностям олимпизма, формирования миролюбия, терпимости, ориентации честной игры а олимпийском спорте, приобщения к занятиям физическими упражнениями, здоровому образу жизни и т.п. (2,5). В настоящее время назрела необходимость перехода к осмыслению и реализации олимпийского образования как определенной системы. В данной системе можно выделить три тесно взаимосвязанные между собой, но все же отдельные (самостоятельные) составляющие олимпийского образования, которые предполагают формирование и совершенствование у молодежи: a) Определенной системы знаний;

b) Определенной системы мотивации: интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок и т.п.:

c) Определенной системы предусматривает распространение и усвоение знаний об истории олимпийского движения, его структуре, о развитии современного олимпийского спорта, об основный принципах олимпизма (2,6).

й) Цель работы - распространение знаний по олимпийскому, приобщение молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, содействие всестороннему гармоничному развитию личности и вовлечение широких слоев населения в олимпийское движение. В связи с этим педгогическая деятельность а рамках олимпийского образования должна быть направлена нато, чтобы сформировать у молодежи:

- интерес к Олимпийским играм и олимпийскому движению;

- интерес к спорту, потребности в систематических занятиях, стремления показывать как можно более высокие спортивные результаты;

- ориентацию на здоровый образ жизни, проявление эстетики, нравственности, культуры, гуманного отношения людей друг к другу и к природе и т.п.;

- потребность в активных занятиях спортом для гармоничного, разностороннего развития, совершенствования физических способностей;

- желание участвовать в олимпийкихсостязниях и демонстрировать вних честное, благородное, рыцарское, поведения ( в соответствии с принципами «честной игры»);

- стремление быть участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию;

- гуманистически ориентировниюситему чувств и переживаний (эстетического чувства красоты спорта, чувства негодования, связанного с любыми нарушениями нравстванности )и т.д,

Важная задача педегогическойдеятельности в рамках олимпийского образования состоит также в формировании и совершенствовании у молодежи целого комплекса гуманистически ориентированных умений,навыков, способностей:

- умения исползовать спорта в сочетании с другими средствами в рамках здорового образа жизни для формирования физического культуры;

- умения добываться высоких достижений в спортивных соревнованиях а вместе с тем таким образом стоит свои занятия спортом, чтобы они не наносили вреда здаровью;

- привычки всегда вести честную и справедливую борьбу, проявлять мужество и волю в спорте, в спортивных соревнованиях, а также убеждение в том, что только такое поведение является единственного правилным в спорте;

- эстетической способности видеть, участвовать и правильно понимать красоту и другие эстетические ценности спорта, действовать в спорте « по законам красоты» и отображать его средствами искусства;

- умений и навыков общения с другими спортсменами, тренерами, судьями, журналистами, зрителями и т.д;

- умений и навыков такого отношения к природе в ходе занятий спортом, которое соответствует требованиям высокой культуры;

- умения разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма.

Методы исследований. Система олимпийского образования детей и иолодежи должна включать довольно широких круг разнообразных форм и методов работы:

^ Работа по разъяснению и пропаганде идей олимпизма, олимпийского движения во время учебного процесса вшколах, вузах, и других учебных заведениях 9на учебных заведениях, непосредственно связанных с областью физической культуры и спорта, а также в рамках других учебных дистиплин, особенно гуманитарных);

^ Необходимость введения специальных занятий, например, «олимпмйские уроки», «уроки олимпийских знаний», «олимпийские часы» и т.д.;

^ Трансляция кино - и видеоматериялов для проведения работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма;

^ Проведение лекций, семинаров, диспутов, дискуссий, конференций, презентаций и т.др.,

^ Проведение викторин по олимпийской тематике, обсуждение интересных книг или фильмов, посвященных спорту, Олимпийским играм и т.др,;

^ Организация баннера почета для учашихся, успещносочитаюших учебу, спорта и общественную активность и т.др,;

> Проведения конкурсов рисунков, фотографий, коллежей и т.др,;

^ Театральныепостановки на спортивную и олимпийскую тематику и т.др,;

> «Олимпийский КВН», «Олимпийский день» и т.п;

^ Оформление стендов, фотовитрин и даже «олимпийских залов» и др.»

> Изготовление олимпийской символики и т.д.;

> Показ видеороликов, фильмов и слайдов;

^ Посещение музея Олимпийской славы;

^ Организация переписки со школьниками, студентами, спортсменами других стран, интересующихся проблемами олимпийского движения и др;

^ Встречи с известными спортсменами, участниками олимпийских игр и тренерами сборных команд;

^ Организация шефской помощи ветеранам спорта, бывшим олимпийцам и др.

Преподаватель, с одной стороны, является организатором, выполняет функции контроля, корректировки процесса взаимодействия, а с другой стороны , может быть его участником. Он видит ситуацию изнутри, может воздействовать на нее игровыми методами, исходя из своей роли.

Ценностное содержание олимпийских традиций в поведении и деятельности личности реализуется через использование активных методов обучения (имитационные, организационно - деятельностные, социально - ориентированные игры, ситуационно -ролевое взаимодействие на основе моделирования этически сложных ситуации, дискуссии, круглые столы, малые презентации), предполагающие необходимость осознанного выбора и их аргументации.

Активное включение студентов в систему соревнований обеспечивает возможность реализации в поведении освоенных норм, правила, ценностей олимпийский традиции, накопления опыта проживания эмоционально - окрашенных ситуации социальной ответственности, командного единства.

Многие из спортивных соревнований имеют статус мемориалов и посвящены памяти участников или призеров и победителей олимпийский игр и др. крупных соревнований. При организации соревнований - мемориалов особая роль отводится пропаганде принципов «ФейрПлей», гуманистических ценностей олимпизма.

При обретенный в процессе соревнования социальный опыт, в том числе опыт межличностного взаимодействия, личной и командной ответственности, принятия решений и поведенческих выборов становиться основой для организации рефлексии в рамках деятельности групп педагогическогофизкультурно -спортивного совершенствования.

Технологическую оснащенность студент приобретает в процессе участия в специально организованных педагогических играх. Такие игры применялись для формирования у студентов системы знаний, умений, навыков, которые необходимы для спортивно- гуманистического воспитания. Педагогические игры проводились по специально разработанным программам. Студенты по группам разрабатывали программы спортивно - творческого праздника и придумывали варианты ее практической реализации.

Кроме того, студенты участвуют в организации учебных занятий по проблемам олимпийского движения, приглашаются на дискуссии, круглые столы, просмотры

олимпийских соревнований, где имеют возможность поделиться своим опытом, а также комментировать ход обсуждения и видеоряд.

Выводы. Таким образом, опытно- экспериментальная работа строилось нами в соответствии с этапностью процесс воспитания студентов на олимпийских традициях. Основным содержанием освоение невностного содержания олимпийских традиций являются, с одной стороны, транслятия, а с другой стороны получение знаний, связанных с олимпийскими традициями, а также образцов поведения и деятельности основой которых является гуманистически- ориентированная система ценностей олимпизма. Разработаны модуль об олимпийских традициях был апробирован в содержании учебной дисциплины «Олимпийские знания».

Диагностика эффективности процесса воспитания студентов факультета физической культурой на олимпийских традициях определялась с помощи серии тестовых испытаний.

В результате проведенных тестирований и было выявлено, что при использовании традиционной модели приобщения подрастаюшего поколения к идеалом и ценностям олимпизма возникают весьма существенные трудности в формировании у молодежи духовно- нравственных и эстетических ценностей олимпизм (только 65% достоверных ответов ). При использовании предложенной нами методики, направленной на обучения студентов Олимпийским знаниям на основе олимпийских традиций выявлено положительная динамика результатов, что отражалось в получений 98-99% достоверных ответах, проводимых тестирований. Получение данные характеризуют эффективность предложенной методики, направленной на получение знаний, связанных с олимпийскими традициями.

Адабиётлар руйхати.

1. Ахматов.М.С. Узлуксиз таълим тизимида оммовий спорт-согломлаштиришишларини самарали бошкариш -Т.УзГИФК. 2005.

2. Баринова.И.В. Сомстаяние и пути совершенсвования олимпийского оброзавания и воспитания учашейся молодежи: Автореф.кант.дис.-М.1994.

3. Бадрак.К.А. Допинг в спорте- как проблема нравственности. Физическая культура; воспитание, оьразование, тренировка.-2010.-№1.- 70-72.

4. Гончарова.О.В. Внимание: Допинг! Краткий справочник для спортсименов и тренеров: по материалам Всемирного антидопингового агентства (ВАДА)- Т: Лидер Пресс. 2015-36 с.

5. Мамазиятов.Д.Б. Олипия билимлари асосида тарбиявий ишларни такомиллаштириш. Укув-услубий кулланма. 2018 й.

6. Джалилова.Л.А. Физическая культура и спорт в зарубежных странах в новейшее время ( начала ХХ в - до настояшего времени). Учебно-методические рекомендации. Т: Издательство «1ТА - PRESS», 2015. 34 с.

7. Джалилова.Л.А. Развитие международного спортивного и олимпийского движения. Учебно-методические рекомендации. : Издательство «1ТА - PRESS», 2015. 31 с.

8. Мамазиятов.Д.Б. Гончарова.О.В. Особенности методики обучения студентов олимпийским знаниям на основе олимпийских традиций // Современные проблемы физической культуры и спорта// Междинародная научно- практическая конференция. Т Издательство «1ТА - PRESS», 2012. 580 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.