Научная статья на тему 'Актуальные проблемы музыкального образования: общефедеральный и региональный аспекты'

Актуальные проблемы музыкального образования: общефедеральный и региональный аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1868
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УСЛОВИЯ ТРУДА ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ / ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MUSICAL EDUCATION / EMPLOYMENT CONDITIONS OF MUSIC TEACHERS / THE NATIVE MUSICAL EDUCATION OPTIMIZATION WAYS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салитова Ф. Ш.

В статье Ф.Ш.Салитовой «Актуальные проблемы музыкального образования: общефедеральный и региональный аспекты» освещается региональный опыт музыкально-педагогического образования; анализируются насущные проблемы подготовки кадров в высших и средних специальных музыкальных и музыкально-педагогических учебных заведениях и последующей профессиональной деятельности педагогов-музыкантов в Российской Федерации; предлагаются возможные пути совершенствования и оптимизации системы отечественного музыкального образования на основе интеграции действующих учебных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article of F. Sh.Salitova titled «Music education current problems: common state and regional aspects» there is musical and pedagogical education regional experience brought out; specialists training urgent problems at music and educational higher and specialized colleges and follow-up activities of the music teachers in the Russian Federation; the possible ways of improvement and system optimization of the native music education on the basis of the functional educational institutions integration.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы музыкального образования: общефедеральный и региональный аспекты»

Ф.Ш.Салитова Казанский федеральный университет (КФУ) кафедра искусств народов Поволжья, профессор, доктор педагогических наук, г. Казань

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

Аннотация: в статье Ф.Ш.Салитовой «Актуальные проблемы музыкального образования: общефедеральный и региональный аспекты» освещается региональный опыт музыкально-педагогического образования; анализируются насущные проблемы подготовки кадров в высших и средних специальных музыкальных и музыкально-педагогических учебных заведениях и последующей профессиональной деятельности педагогов-музыкантов в Российской Федерации; предлагаются возможные пути совершенствования и оптимизации системы отечественного музыкального образования на основе интеграции действующих учебных структур.

Ключевые слова: музыкальное образование, условия труда педагогов-музыкантов, пути оптимизации отечественного музыкального образования.

Abstract: in the article of F. Sh.Salitova titled «Music education current problems: common state and regional aspects» there is musical and pedagogical education regional experience brought out; specialists training urgent problems at music and educational higher and specialized colleges and follow-up activities of the music teachers in the Russian Federation; the possible ways of improvement and system optimization of the native music education on the basis of the functional educational institutions integration.

Index term: musical education, employment conditions of music teachers, the native musical education optimization ways.

На всем протяжении истории человечества искусство занимало особое место в формировании духовного облика новых поколений. Однако в настоящее время усиливается тенденция снижения культуросоставляющего

компонента отечественного образования. Усугубляются противоречия между объективной потребностью общества в нравственно-эстетическом и творческом развитии детей и юношества, и недооценкой этих факторов в современном педагогическом процессе. Известны намерения руководящих структур образования о переводе предметов искусства в общеобразовательных учебных заведениях в категорию факультативов релаксационного характера. Неоднократно ставился вопрос вывода этих дисциплин за пределы основной школьной программы, что противоречит традициям отечественной педагогики и является нарушением норм, общепринятых в педагогических системах большинства стран мира. Окончательное решение данного вопроса удалось отложить, благодаря активному противодействию широких кругов общественности страны. Э.Абдуллин, Е.Велихов, В.Гергиев, Б.Мессерер, Б.Неменский, М.Плисецкая, Р.Щедрин и многие другие выдающиеся деятели науки, искусства и образования, вместе с многочисленной армией педагогов и родителей, посредством выступлений в СМИ и неоднократных обращений в органы, ответственные за судьбы отечественного образования, требуют сохранить равноправный статус уроков искусства. Однако проблема до сих пор остается открытой, напрямую влияя на состояние профессионального художественного, в том числе музыкального, образования.

Система общего музыкального воспитания и образования в Республике Татарстан имеет весьма длительную и славную историю. Истоки ее формирования в Казанском крае восходят еще к XVIII веку. В мужской гимназии Казани были открыты первые в российской провинции музыкальные классы (с 1758 г.). Музыка несколько десятилетий являлась обязательной учебной дисциплиной для всех студентов Казанского университета (с 1804 г.). На протяжении XIX и в начале XX веков музыка преподавалась в аудиторных и внеаудиторных формах практически во всех учебных заведениях города и губернии. После образования в 1920 году Татарской Автономной Советской Социалистической Республики уроки музыки (пения) вошли в программы всех

общеобразовательных учебных заведений, но длительный период не получали должного кадрового и методического обеспечения.

С начала 60-х годов ХХ века специализированная подготовка учителей музыки для общеобразовательных школ республики, как и в целом в СССР, сформировалась в устойчивую систему с компетентным кадровым обеспечением и основательной научно-методической базой, которая стабильно функционировала вплоть до конца первого десятилетия нового тысячелетия. Многие годы музыкальный факультет Казанского педагогического института, (в дальнейшем Казанского педагогического университета, Татарского гуманитарно-педагогического университета - ТГГПУ) являлся одним из ведущих отечественных центров данной образовательной отрасли, активно участвуя в процессе разработки и реализации стратегии и тактики отечественного музыкально-педагогического образования. Кроме того, было открыто нескольких профильных отделений педагогических училищ (в дальнейшем - колледжей) в городах Лениногорск, Набережные Челны и Тетюши. Выпускники перечисленных средних специальных учебных заведений, как правило, шли работать по специальности и подавляющее большинство из них, в очной или заочной форме, получало высшее образование в профильном вузе, каким был казанский «музфак». Следует подчеркнуть, что значительное место в программах вышеуказанных учебных заведений, особенно музыкального факультета, занимал национально-региональный компонент. Знание истории музыкальной культуры и педагогики Татарстана существенно усиливало востребованность молодых специалистов в общеобразовательных учреждениях Татарстана и в татарских школах за его пределами.

В настоящее время актуальные в общероссийском масштабе проблемы музыкально-педагогического образования показательно выявляются при анализе текущей ситуации в профильных вузах и ссузах Республики Татарстан, где выявляются негативные факторы в структуре подготовки

учителей музыки и в профессиональной деятельности специалистов, задействованных в этой сфере образования.

Падение престижа профессии, обусловленное ограничением возможностей эстетического и художественного развития детей школьного возраста и низким материальным обеспечением педагога-музыканта, приводит к снижению количественного и качественного состава контингента обучающихся в вузах и ссузах. Не представляет секрета тот факт, что часть абитуриентов привлекает возможность получить диплом безотносительно к определенной профессии. В то же время, результаты вступительных испытаний последних лет выявили проблему, ставшую, в ряде случаев, препятствием к желаемой профессии для талантливых молодых людей. Экзамен творческого профиля, призванный выявить уровень одаренности и профессиональный потенциал будущего специалиста в сфере художественного образования, стал не профилирующим. То есть, доступ к обучению могут получить выпускники школ, успешно сдавшие единые государственные экзамены (ЕГЭ) по основным школьным дисциплинам (русский язык, обществознание и т.д.), но далеко не всегда способные к освоению специальности творческого характера.

Не менее остро, чем проблема формирования контингента, стоит вопрос последующей профессиональной реализации выпускников музыкально-педагогических вузов и ссузов. С одной стороны, ежегодные мониторинги показывают не убывающую потребность в педагогах-музыкантах, что подтверждается заявками на распределение от региональных министерств образования и науки и запросами от образовательных учреждений. Но возможности достойного трудоустройства молодых специалистов согласно полученной специальности и квалификации все более ограничиваются. Они не получают адекватной моральной и материальной поддержки, ощущают недопонимание значимости дисциплин художественно-эстетического цикла в школах, где их первостепенной обязанностью становится организация

всевозможных празднеств, а не выполнение функций учителя-предметника. Поэтому, несмотря на любовь к профессии, им приходится находить себе применение в других сферах трудовой деятельности.

К непростым и в прежние времена условиям работы учителей музыки прибавляются новые проблемы. Главная из них - недостаточная обеспеченность учебной нагрузкой (обычно от 6 до 12 учебных часов в неделю), усугубляющаяся перераспределением часов. Уроки музыки в 1 - 4 классах все чаще передаются не специалистам с профильным образованием, а учителям начальных классов на основании записи в их дипломах о праве преподавания музыки. Однако это может иметь законное основание только в условиях начальной, а не основной общеобразовательной школы, а, как известно, начальные школы составляют лишь небольшой процент общеобразовательных учреждений страны. Такая практика характерна не только для Татарстана, но и других регионов России, как например, целого ряда школ Свердловской и Челябинской областей. Также неуклонно и повсеместно сокращаются возможности для внеклассных форм музыкальной деятельности детей и, соответственно, происходит сокращение рабочих мест в системе дополнительного образования.

Типичным и печальным примером является послевузовская карьера многих, в том числе лучших выпускников бывшего музыкального факультета ТГГПУ (в настоящее время отделения искусств Института филологии и искусств Казанского федерального университета - ИФИ КФУ). Как правило, их недельная нагрузка не превышает шести часов. Руководители школ не имеют возможности выделить им большего объема из-за системной установки органов образования. Не желая изменить своему призванию, учителя музыки, вынуждены дополнительно заниматься нерегулярной частной педагогической и исполнительской практикой. Усиливается отток из системы общего музыкального образования лучших, как молодых, так и опытных педагогов-музыкантов - лауреатов и дипломантов международных и всероссийских

конкурсов, призеров педагогических олимпиад, руководителей методических объединений.

Становится характерным, в большей степени для периферийных регионов России, как и районов Татарстана, ведение уроков музыки учителями самых разных дисциплин. Так, в 2011 году, автором настоящей публикации, вместе с коллегой, кандидатом педагогических наук, доцентом И.А.Трофимовой, по поручению Министерства образования и науки республики и инициативе местных органов образования, было проведено тестирование учителей музыки Сабинского района, среди которых, как выяснилось, немногие имеют специальное образование. В лучшем случае, это гуманитарии - историки, филологи, журналисты, но, также, - математики, физики и даже учитель, который ведет автодело и труд (в его школе кабинет музыки совмещается с мастерской). К чести данного контингента следует отметить - все учителя справились с тестированием (правда вопросы, учитывая ситуацию, были средней сложности). Это люди добросовестные, стараются заниматься самообразованием, проходят различные курсы. Они, по мере возможности, восполняют отсутствие дипломированных специалистов.

В целом в Татарстане усугубляется проблема обеспечения школ учителями музыки. В последние два года имеющиеся вакансии все чаще занимают не выпускники бывшего Казанского «музфака», а других музыкальных вузов и колледжей республики. В районах, например Сармановском, Балтасинском, Азнакаевском, наиболее оперативно адаптируются к условиям региональной среды выпускники Казанского университета культуры и искусств. Однако, согласно своей вузовской подготовке, они более успешно работают в культурно-просветительной сфере и менее заинтересованы в результатах своей работы по совместительству в школе и это, зачастую, устраивает руководителей общеобразовательных учреждений, которые видят функции учителя музыки преимущественно в

подготовке разовых мероприятий, приуроченных к праздничным и юбилейным датам.

Тем не менее, все эти обстоятельства не умаляют актуальности для коллективов вузов и ссузов решения проблем профессиональной адаптации своих выпускников и предусматривают:

- систематические и разносторонние контакты с выпускниками в плане действенной помощи в трудоустройстве и повышении квалификации, ориентации на успешную деятельность не только в сфере педагогики, но и науки и творчества, что открывает перед ними разнообразные профессиональные возможности;

- осуществление преемственности музыкально-педагогического образования, звеньями которого являются школа - ссуз - вуз - послевузовское непрерывное образование;

- сохранение системы распределения выпускников совместно с региональными органами управления образованием;

- систематический мониторинг по выявлению потребностей в кадрах посредством контактов со структурами управления образованием и руководителями учебных заведений;

- распространение инновационного педагогического опыта;

- всяческое содействие повышению престижа и утверждению равноправного статуса дисциплин художественно-творческого цикла в школах и других образовательных учреждениях.

Однако решение обозначенных выше задач становится проблематичным в свете текущей ситуации в системе музыкально-педагогического образования, которая складывается не в пользу профильных вузов и ссузов, что особенно заметно сказывается на деятельности отделения искусств ИФИ КФУ. Данное учебное подразделение уступает прежние позиции другим творческим вузам, например, Казанской консерватории. Там в последнее время усиливается именно педагогическая составляющая учебных программ и научных

исследований; на должном уровне осуществляется повышение квалификации музыкально-педагогических кадров всех категорий.

В работе отделения искусств отмечается недостаточная нацеленность учебного процесса на освоение будущими специалистами основных профессиональных компетенций, которые в первую очередь определяют квалификацию педагога-музыканта - инструментальные, вокально-хоровые, дирижерские навыки; требуемый объем музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний. Приходится напомнить, что в предыдущие годы дисциплины предметного блока преподавались не только в полном, но расширенном объеме благодаря введению нескольких специализаций. Это существенно повышало шансы выпускников для трудоустройства в различных отраслях культуры и образования. В настоящее время они этого лишены, несмотря на то, что новый Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет вузам рационально регулировать соотношение комплексов профессиональных и всех остальных дисциплин. Кроме того, наличествует несоответствие вузовским требованиям уровня научно-методической работы и кадрового контингента, преобладание субъективных факторов при формировании структурных подразделений и разработке учебных планов и др. Указанные факторы заметно снижают качественные показатели работы данного учебного подразделения.

Весьма сложна ситуация и в педагогических колледжах Татарстана, где постоянно сокращается набор на музыкальные отделения, а выпускники, желающие продолжить профессиональное музыкальное образование, чаще стремятся поступить в консерватории и университеты культуры и искусств.

Охарактеризованные выше и, к сожалению, далеко не все перечисленные проблемы, вызывают серьезные опасения за судьбу профессионального музыкального образования не только в Татарстане, так как отмеченные негативные явления становятся знаковыми и для других регионов нашего

Отечества и могут отрицательно сказаться на последующей судьбе этой образовательной отрасли.

На данный момент музыкально-педагогическое образование в Татарстане, как и всей России, переживает серьезные структурные изменения. Печальна, но, по всей видимости, неизбежна перспектива выведения предмета «Музыка» за рамки обязательной учебной дисциплины общеобразовательной школы, как и уже фактически состоявшийся перевод на самоокупаемость учреждений дополнительного музыкального образования. Все это приводит к так называемой оптимизации, то есть сокращению приема, сворачиванию деятельности музыкальных вузов и ссузов и, в первую очередь, тех из них, которые готовят специалистов для общеобразовательных учреждений.

Несколько десятилетий подготовка профессиональных музыкальных кадров, которые в своем подавляющем большинстве становятся педагогами, ведется вузами и ссузами различной направленности - творческой (консерватории, музыкальные колледжи), просветительской (университеты и колледжи культуры и искусств), педагогической (специальные факультеты или отделения классических и педагогических университетов, отделения педагогических колледжей). Однако в реалиях сегодняшнего дня возникает настоятельная необходимость обоснованной реструктуризации этой системы, сложившейся в СССР в 60 - 70-е годы ХХ века в иной социально-экономической ситуации.

В свете тенденций реформирования и оптимизации системы отечественных вузов представляется обоснованной централизованная подготовка будущих специалистов в области искусства (как педагогов, так и творческих кадров) в объединенных структурах, отдельных для каждой отрасли художественной культуры: музыка, балет, изобразительное искусство и т.д. Это позволит расширить и усовершенствовать деятельность специализированных вузов искусств. Только в них имеется возможность создать условия для полного соблюдения всех соответствий сложной

специфике подготовки художественно-творческих кадров, рационально использовать научно-методический и кадровый потенциал, материальные ресурсы, централизованно регулировать степень потребности в специалистах для всех сфер художественной деятельности, включая педагогику искусства. Главное же - усилить универсальную направленность подготовки, которая расширила бы для выпускников возможности профессиональной адаптации не в узко обозначенной сфере деятельности, как в предыдущие годы, а в различных образовательных и творческих структурах культуры и искусства.

Внедрение отраслевого принципа может быть успешно реализовано в Татарстане, где функционируют академические творческие вузы различных направлений. Предлагаемая реструктуризация могла бы способствовать переориентации системы подготовки специалистов в области педагогики искусства на соответствие новым реалиям парадигмы отечественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.