Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Атдаева О.

В статье рассматриваются особенности и актуальные проблемы использования современных цифровых технологий в системе российского образования, указывается, что дистанционное обучение стало неотъемлемой частью всего образовательного процесса, но вместе с тем возникают проблемы, часть из которых автор пытается проанализировать в данной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF USING DIGITAL TECHNOLOGIES IN SYSTEM OF MODERN EDUCATION

The article discusses the features of the actual problems of using modern digital technologies in the Russian education system, it is indicated that distance learning has become an integral part of the entire educational process, but at the same time it arises. Some of which the author tries to analyze in this paper.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37

Атдаева О.

старший преподаватель Туркменский государственный институт экономики и управления

(г. Ашхабад, Туркменистан)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности и актуальные проблемы использования современных цифровых технологий в системе российского образования, указывается, что дистанционное обучение стало неотъемлемой частью всего образовательного процесса, но вместе с тем возникают проблемы, часть из которых автор пытается проанализировать в данной работе.

Ключевые слова: цифровые технологии, современное российское образование, дистанционное обучение, проблемы реализации образования в условиях применения цифровых технологий.

В настоящее время не только научное сообщество, политики, экономисты, специалисты в цифровых технологиях, но и все общество пристально следят за развитием цифровых технологий [1]. Они стремительно развиваются и существенно меняют принципы общественных взаимоотношений, формировавшиеся на протяжении веков. Очевидны безусловные преимущества

цифровых технологий, связанные со скоростью получения, обработки и распространения информации. Современные электронные вычислительные машины, гаджеты с приложением и другие цифровые технологии позволяют в тысячи раз ускорить труд человека, а в некоторых сферах вообще отказаться о него. Конечно же, как и во всех случаях развития нового вида общественных отношений экономика и бизнес находятся в авангарде. В частности, одним из

примеров выступает Сбербанк России. Он перешагнул банковскую деятельность, и за счет цифровых технологий стал активно внедряться во все сферы жизнедеятельности общества, такие, как медицина, транспорт, безопасность, искусство, досуг и развлечения, средства мультимедиа и так далее. Конечно же, не остается в стороне от этих процессов современное образование. Сегодня любой вуз в соответствии с «Законом об образовании» обязан иметь и цифровые платформы, находящиеся в дистанционном доступе и систему дистанционного обучения. Этот тренд приобрел высокую актуальность в период ограничительных мер COVID-19. Можно сказать, что сегодня все основные сферы жизни государства и общества цифровизированы и эти процессы продолжают совершенствоваться.

Данная проблема рассматривается на самом высоком уровне государственного управления. В частности, Президентом Российской Федерации было одобрено создание Министерства цифрового развития связи имассовых коммуникаций Российской Федерации. Данный орган занимается распространением опыта ^-лидеров, флагманов цифрового бизнеса. Так же данное министерство выполняет задачу коммуникации работодателей и лиц, обучающихся цифровым профессиям. Следует отметить, Министерство цифрового развития плотно взаимодействует с Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, что подчеркивает тренды на цифровизацию образовательного процесса. В этих условиях необходимо рассматривать уже существующее цифровые технологии с целью максимально эффективного их использования в педагогическом процессе и понимать, какие направления будут наиболее актуальными в ближайшее время.

Можно согласиться с исследователями Доможиром В.В., Крутиковым В.К. и Потаповой А.С., которые утверждают, что сегодня человеческий капитал стал дороже денег. Но только лишь при условии, что человек обладает востребованными компетенциями и навыками [2, с. 58]. Это во многом

обусловлено тем, что всеобщее внедрение цифровизации и информационно -коммуникационных технологий формируется по сетевому принципу, а не по принципу иерархии, на котором формировались предыдущие социально-административные системы. Данная проекция продуцирует данность, при которой расстояние между субъектами, осуществляющими какую-либо деятельность, является несущественным. В этих условиях возникают принципиально новые механизмы взаимодействия и управления. И новые критерии оценки эффективности.

Очевидно, что указанный человеческий капитал может быть сформирован только в результате процесса образования. Где цифровые платформенные решения стали в некоторых случаях единственно возможными, но в любом случае приобрели массовое значение для педагогической практики [3, с. 61].

Современные цифровые технологии способны создать устойчивую коммуникацию между субъектами общественных отношений, в том числе и между теми, кто осуществляет образовательный процесс и обучающимся. Многие исследователи отмечают, что интеграция внешних и внутренних цифровых платформ резко повышает качество услуги с одновременным снижением издержек и затрат на ее оказание. Поэтому необходимо принимать нормативные акты, которые будут регулировать взаимодействия внешних и внутренних цифровых платформ. Целью такого правового регулирования будет, с одной стороны, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в IT-сфере, а с другой стороны, создании оптимальных условий для эффективного применения цифровых технологий в образовательном процессе.

«По результатам исследований ведущих иностранных экспертов к 2025 году объем рынка платформенных решений превысит 335 миллиардов долларов. Сегодня крупнейшими компаниями, предоставляющими

платформенные решения, выступают Facebook* (запрещен в РФ т.к. головная компания МЕТА признана в РФ экстремисткой), Google, Microsoft,

Шег» [2, с. 59].

Как отмечает большинство исследователей, в период карантинных мер проявился огромный спрос на дистанционное обучение, который характеризуется как внутренней, так и внешней составляющей. Одновременно в российской системе образования проявилась проблема, которая связана с отсутствием необходимого количества квалифицированных кадров, способных обеспечивать качество образования в условиях дистанционного обучения. Оказалось, что профессорско-преподавательский состав оказался не полностью готов к использованию цифровых технологий в информационной образовательной среде. Во многом это связано с тем, что с преподавателями несвоевременно были проведены занятия по повышению квалификации в данном направлении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мамычев А.Ю. и др. Роботы заявляют о своих правах. Доктринально-правовые основы и нравственно-этические стандарты применения автономных роботизированных технологий и аппаратов / Москва, 2020.

2. Доможир В.В., Крутиков В.К., Потапова А.С. Инновационное развитие системы образования и цифровые технологии // Психолого-педагогические науки. 2021 №3.

Atdayewa O.

Turkmen State Institute of Economics and Management (Ashgabat, Turkmenistan)

ACTUAL PROBLEMS OF USING DIGITAL TECHNOLOGIES IN SYSTEM OF MODERN EDUCATION

Abstract: the article discusses the features of the actual problems of using modern digital technologies in the Russian education system, it is indicated that distance learning has become an integral part of the entire educational process, but at the same time it arises. Some of which the author tries to analyze in this paper.

Keywords: digital technologies, modern Russian education, distance learning, problems of implementing education in context of use of digital technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.