Чему и как учить сегодня, применяя инновационные и цифровые технологии обучения, чтобы наши дети были успешными завтра - это главная идеология повышения качества обучения.
Библиографический список:
1. Государственная программа «Цифровой Казахстан». - URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ P1700000827 (дата обращения 18.06.2020). - Текст: электронный.
2. Цифровая трансформация. АО «Самрук-Казына». Департамент цифровизации и ИТ. -2019. -
№ 3.
3. Интерактивности: web сервисы для образования. - URL: https://sites.google.com/site/ bada-novweb2/ (дата обращения 18.06.2020). - Текст: электронный.
УДК 37.014.5
К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ TO THE QUESTION OF DIGITALIZATION OF EDUCATION
Меликян А. Б., магистрант Гонохова Т. А., канд. психол. наук, доц.
ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск dashtadem@gmail.com, tgonohova@yandex.ru
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы внедрения цифровых технологий. Отражены тенденции проблем цифровизации образовательной среды и внедрения платформенных решений, реализация образовательного процесса в условиях пандемии.
Ключевые слова: цифрофизация образования, платформа, дистанционное образование, образовательный процесс.
Abstract. The article discusses the implementation of digital technologies. The trends of the digitaliza-tion of the educational environment and the introduction of platform solutions, the implementation of the educational process in a pandemic are reflected.
Key words: digitalization of education, platform, distance education, educational process.
В 2016 году президентом Российской Федерации в своем послании поставил задачу по запуску масштабной программы экономического развития цифровой экономики, в том числе сквозных IT технологий, дающих долгосрочное технологическое преимущество. При этом В. В. Путин указывал на необходимость повышения устойчивости всех элементов инфраструктуры, в том числе финансовой системы, государственного управления, защиты от киберугроз. Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 04.06.2019 была утверждена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В ней, в качестве основных задач программы, обозначено преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, в том числе образования, «посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений» [2, с. 10].
В рамках Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций был утвержден перечень суперсервисов государственных услуг включенных в план оптимизации 2019 года, разработана матрица оценки цифровой зрелости государственных и муниципальных услуг. Одним из успешно функционирующих стал проект Министерства Образования Российской Федерации «Портал мониторинга трудоустройства выпускников». Портал дает возможность оценки результативности трудоустройства выпускников по следующим показателям: доля трудоустройства выпускников, доля индивидуальных предпринимателей, география трудоустройства, уровень заработной платы, средний возраст для каждой образовательной организации. Данные для анализа на портал предоставляются Образовательными организациями на территории страны вне зависимости от формы собственности, Рособрнадзором, Пенсионным фондом Российской Федерации.
Следующий суперсервиз, запуск которого планируется в плотных регионах в 2020 году, «Поступление в вуз онлайн». Абитуриенты получат полное сопровождение по вопросам поступления, не нужно посещать вузы и изучать их сайты — суперсервис отправит документы для зачисления и покажет место в рейтинговых списках. Тогда как сейчас, из-за сложившейся эпидемиологической обстановки возникли определенные проблемы с организацией приема документов и в целом с проведением приемной компании.
Организация учебного процесса на всех образовательных уровнях в условиях пандемии выявило ряд проблем вызвавших активную дискуссию в обществе. Несмотря на то, что федеральными структурами власти была предоставлена возможность гибкого подхода к осуществлению образовательного процесса, на региональном уровне, стало очевидным, что одномоменто перевести образовательный процесс в «цифру» достаточно затруднительно.
Наиболее остро встал вопрос процессуальных возможностей дистанционных образовательных платформ, технической оснащенности образовательных организаций, самих обучающихся, а в некоторых регионах и качества интернет соединения. Вторым важным аспектом стала психологическая неготовность участников образовательного процесса к тотальному дистанционному образованию. Отсутствие привычной образовательной среды, форм и методов осуществления образовательного процесса, недостаточная развитость навыков работы в цифровом пространстве, вызвала определенный уровень напряженности, сбоев в его организации и осуществлении.
Говорить об общении опыта тотального дистанта конечно же преждевременно, однако общие тенденции очевидны. Чем меньше возраст обучающихся, тем более затруднительно использование дистанционных технологий в образовательном процессе и зачастую требует присутствие еще одного взрослого человека по ту сторону экрана. Технические и процессуальные вопросы образовательного процесса требуют серьезных доработок, а нормативная база не всегда успевает с регулированием реальной ситуации. Общество, даже при наличии технической возможности не готово к тому, что учебный процесс может покинуть стены образовательного учреждения.
Однако, несмотря на все недостатки, дистанционное обучение, как мера реагирования на возникшую чрезвычайную ситуацию показало себя как действенный и работоспособный механизм в решении задач обеспечения безопасности образовательного процесса.
В условиях возрастающей неопределенности возникновения биологических угроз организация образовательного процесса в соответствии с санитарными нормами и правилами с одной стороны, и нормами санитарной безопасности с другой, однозначно указывает на возрастающую роль цифровых технологий в образовании. Разделение образовательных потоков с соблюдением безопасной дистанции возможно только при переносе в цифровое пространство части образовательных предметов или программ обучения.
Библиографический список:
1. «Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7 // Сайт информационно-правового обеспечения ГАРАНТ: [сайт]. - 2019. - URL: https://base.garant.ru/72190282/ (дата обращения: 20.05.2020).
- Текст: электронный.
2. Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года // Сайт президента Российской Федерации: [сайт]. - 2016. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения: 22.05.2020). - Текст: электронный.
3. Правительство Российской Федерации : официальный сайт. - Москва. - URL: http://government.ru (дата обращения: 22.05.2020). - Текст: электронный.
4. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
- Москва. - URL: http://igital.gov.ru (дата обращения: 20.05.2020). - Текст: электронный.