использования компьютерно-технологических систем для контроля за всеми объектами лицензионно-разрешительной деятельности органов внутренних дел.
Для этой цели в Приказ МВД от 27 апреля 2012 г. № 373 [5] в п.25.8 изложить в следующей редакции Принятое заявление сотрудник регистрирует в книге регистрации заявлений и выдачи лицензий и разрешений и вносит сведения о заявлении в АИПС «Оружие-МВД» для регистрации данных об оружии, находящемся в обороте МВД России, и передачи данной информации от низовых подразделений в региональные информационные центры, в центральный ссылочный массив, в главные управления и департаменты МВД России».
Список литературы
1. Абызов Р.М. Предупреждение незаконного оборота оружия: Монография. Барнаул: БЮИ МВД РФ, 2012. С. 294.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.04.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия. Законопроект № 171032-6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://guns.arsenalnoe.ru/m/8669/zakonoproekt 17103 2-6_o_wnesenii_izmeneniy_w_otdelynye_.html/ (дата обращения: 02.06.2017).
4. Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия: приказ МВД России от 29.06.2012 № 646 // Российская газета. № 236. 12.10.2012.
5. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему: приказ МВД России от 27.04.2012 № 373 Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012 № 24668 (ред. от 30.12.2014 г.) // Российская газета. № 209. 12.09.2012.
6. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа. www.mvd.ru/stat/ (дата обращения: 02.06.2017).
7. Терещенко А.К. Вопросы лицензирования в законодательстве и судебно-арбитражной практике // Юридический мир, 2014. № 7. С. 56-61.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Орлов С.О.
Орлов Сергей Олегович — магистрант, Юридический институт Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации системы социального обеспечения ветеранов боевых действий в России и за рубежом (на примере Великобритании, Франции и США).
Ключевые слова: Россия, зарубежные страны, государственная политика, социальное обеспечение, ветераны боевых действий.
В современной России одним из важнейших направлений государственной политики является обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, в том числе особое
89
внимание уделяется обеспечению интересов граждан, исполнявших воинский долг, а именно ветеранов боевых действий. Государственная система социального обеспечения указанной категории граждан, несмотря на свою актуальность, значимость и видимую эффективность, всё же имеет уязвимые стороны. В этой связи, большое значение имеет положительный опыт зарубежных стран по социальному обеспечению ветеранов боевых действий.
Актуальность данной проблемы заключается в необходимости выработки налаженного механизма социальной защиты ветеранов боевых действий, отвечающего текущим требованиям, так как в связи с возникшей в мире политической нестабильностью и постоянно возникающими вооруженными конфликтами, увеличивается число их бывших участников, организация работы с которыми требует своевременного и постоянного совершенствования.
В России социальной защитой ветеранов боевых действий занимается Министерство труда и социальной защиты (Минтруд России). В свою очередь Пенсионный фонд России обеспечивает финансовые выплаты, а Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов проводит следующую работу:
- во взаимодействии с Минтрудом России ведёт постоянный мониторинг правоприменения, а также осуществляет анализ практики применения действующего законодательства;
- занимается подготовкой законопроектов, целью которых является обеспечение конституционных прав ветеранов войны и труда, ветеранов Вооруженных Сил и правоохранительных органов, военнослужащих, увольняемых в запас, а также обеспечением должного финансирования мероприятий, установленных Федеральными законами «О ветеранах» и «О статусе военнослужащих» [1, 2].
В некоторых зарубежных странах накоплен богатый опыт социальной защиты ветеранов боевых действий, который сочетается с высокой организованностью ветеранских движений, что заставляет общество и государство обращать внимание на проблемы указанной категории граждан. Достаточным подтверждением этому является создание специальных учреждений в структуре государственных органов исполнительной власти.
Так, например, в Великобритании социальную помощь ветеранам боевых действий и членам их семей оказывает Управление по делам ветеранов, которое является структурным подразделением Министерства обороны Соединенного Королевства. Управление по делам ветеранов также оказывает содействие Королевскому Британскому легиону - организации, защищающей интересы всех военнослужащих вооруженных сил Великобритании. Оной из функций Британского легиона является оказание ветеранам военной службы финансовой поддержки, материальной помощи, содействие в организации санаторно-курортного лечения, в получении образования и т.п. [3].
Во Франции в составе органов исполнительной власти проблемами защиты прав и интересов ветеранов боевых действий и членов их семей занимается Министерство по делам бывших военнослужащих и жертв войны. Министерство оказывает поддержку Союзу ассоциаций ветеранов Франции, который защищает интересы указанной категории граждан на уровне общественной организации. Отдельные вопросы социальной защиты ветеранов решает структурное подразделение Министерства обороны - Управление памяти, национального достояния и архивов, которое занимается сохранением памяти о войне и информированием общества о заслугах лиц, принимавших участие в боевых действиях [4].
В США в составе органов исполнительной власти вопросами социальной защиты прав и интересов ветеранов боевых действий занимается Министерство по делам ветеранов. В Министерстве обороны США существуют Управление статистики и Управление пенсионного обеспечения ветеранов. Вопросы нормативного правового регулирования прав и интересов ветеранов боевых действий находятся в ведении комитетов, действующих в структурах Сената (по вооруженным силам и по делам ветеранов) и Палаты представителей (комитеты по национальной безопасности и по делам ветеранов) [5].
Из выше изложенного следует вывод о том, что обеспечение социально-экономических прав и гарантий ветеранам боевых действий в Великобритании, Франции и США является одним из приоритетных направлений государственной политики этих стран.
В настоящее время в Российской Федерации не существует единой информационной базы учёта ветеранов боевых действий, что не позволяет в полной мере оценить результаты государственной политики, направленной на социальную защиту указанной категории граждан. Полные статистические данные позволили бы осуществлять постоянный анализ итогов социальной работы с ветеранами боевых действий за отчетный период.
Многие проблемы в этой сфере существуют также из-за разобщённости работы между государственными структурами и общественными формированиями. Обладая полными
90
статистическими данными, можно будет рационально распределять финансовые и материальные ресурсы и полномочия между государственными структурами и общественными формированиями, отвечающими за ту или иную сферу ветеранской политики. Именно по этой причине сложно сформировать и реализовать комплексную политику поддержки ветеранов боевых действий и отследить результаты действия такой политики.
На основании приведённого сравнения, предлагается создание единой информационной базы учёта ветеранов боевых действий, что позволит повысить эффективность взаимодействия различных ведомств и организаций по обеспечению социальной защищённости ветеранов боевых действий.
Анализ системы социальной поддержки ветеранов боевых действий, действующей в развитых странах, даёт возможность выявить слабые стороны отечественной государственной политики в отношении рассматриваемой категории граждан и выработать необходимые мероприятия, которые всецело были бы направлены на её дальнейшее совершенствование и развитие. Сегодня нам необходимо учитывать зарубежный опыт, с целью внедрения в практическую деятельность его положительных идей и достижений.
Список литературы
1. О ветеранах: федер. закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 19.12.2016 № 444-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 1995. № 3. Ст. 168.
2. О статусе военнослужащих: федер. закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 03.04.2017 № 64-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 1998. № 22. Ст. 2331.
3. Министерство обороны Великобритании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mod.uk/defenceinternet/defencefor/veterans/ (дата обращения: 07.05.2017).
4. Официальный сайт Департамента по делам ветеранов Франции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.cheminsdememoire.gouv.fr/ (дата обращения: 10.05.2017).
5. Официальный сайт Департамента по делам ветеранов США. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.va.gov/ (дата обращения: 12.05.2017).
К ВОПРОСУ ОБ УЖЕСТОЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБОРОТА ОРУЖИЯ В РОССИИ Умаркулов Ж.К.
Умаркулов Жамшид Кудратович — магистрант, кафедра уголовного права и уголовного процесса, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы, связанные с ужесточением государственной политики в области оборота оружия в России, которая выражается как в ужесточении лицензионно-разрешительных правил, так и в области ответственности за незаконный оборот оружия. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта автор высказывает определенные соображения о векторах развития этого процесса. Ключевые слова: законодательство, лицензирование, незаконный оборот, оружие, ответственность.
УДК 343.3/. 7
Незаконный оборот оружия занимает особую нишу в структуре преступности России и поэтому является одним из факторов, в значительной мере осложняющих современную криминогенную обстановку. Общественная опасность данной категории преступлений продолжает оставаться одной из актуальных проблем нашего общества.
Во многих случаях насильственным и корыстным преступлениям предшествует незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление и хищение оружия и боеприпасов, которые затем используются в преступных целях. Как следствие - вопросы противодействия незаконному обороту оружия постоянно находятся в фокусе внимания правоохранительных органов.
Согласно действующему законодательству, оборот оружия, может быть как законным -находящимся в пределах правового поля Российской Федерации, так и соответственно, незаконным.