ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ГРАЖДАНСКОЕ ОРУЖИЕ САМООБОРОНЫ КАК ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
А.М. КОШЕЛЕВ, адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России
koshelman@inbox.ru
12.00.14 - административное право; финансовое право; информационное право Научный руководитель профессор кафедры административного права Московского университета МВД России, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Б.В. РОССИНСКИЙ Рецензент профессор кафедры административного права Московского университета МВД России доктор юридических наук, доцент С.М. ЗЫРЯНОВ
Аннотация. Рассмотрена правовая природа гражданского оружия самообороны, выделены характерные особенности отдельных его видов. Выработано авторское определение оружия самообороны. Ключевые слова: оружие, самооборона, гражданское оружие, административное право.
THE CIVILIAN SELF-DEFENSE WEAPON AS OBJECT OF THE
ADMINISTRATIVE LAW
A.M. KOSHELEV,
the postgraduate of administrative law chair of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In a scientific article examines the legal nature of the civilian self-defense weapon, identified characteristics of individual species. Author's definition of the weapon of self-defence is developed. Key words: weapon, self-defense, the civil weapon, administrative law.
Термин «гражданское оружие самообороны» имеет непродолжительную историю в отечественном законодательстве, что обусловливает постановку проблемных вопросов не только ученым-администрати-вистам, но и практикам в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Проблематика гражданского оружия самообороны рассматривается сегодня не только с точки зрения административного права, но и сточки зрения конституционного права, уголовного права, криминалистики и криминологии. При этом полагаем невозможным формирование нормативного правового акта с применением понятийного аппарата только одной науки.
Термин «оружие» неоднозначно трактуется учеными и имеет различное отражение в нормативных правовых актах. Так, В.С. Аханов определяет оружие как «средство нападения и активной защиты, обеспечивающее физическое, химическое или биологическое воздействие, т.е. средство уничтожения или выведения из строя живой силы и материально-технических ресурсов противника»1. В данном случае наряду с «нападением» «защита» выступает одной из целей ис-
пользования оружия. Аналогичный подход к определению оружия содержится в «толковом словаре»2.
В «Юридической энциклопедии» под оружием понимаются «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели»3. Здесь вопрос о цели применения оружия не затрагивается. Не затронут данный вопрос и в определении, содержащемся в ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об оружии»4 от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (ред. от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ)5.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 56 категория «оружие» определяется как «устройства и предметы как отечественного, так и иностранного производства, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели».
Анализируя приведенные теоретические, нормативно- правовые подходы и подходы, выработанные судебной практикой, следует заключить, что термин «оружие» раскрывается обозначением поражающих свойств (поражение живой или иной цели), обусловленных его конструктивными особенностями (устройства, предметы, средства).
Многообразие подходов ученых-правоведов к определению термина «оружие», месту и роли гражданского оружия самообороны вызвано различными подходами к этому сложному технико-социальному явлению.
Определение термина «оружие самообороны» не содержится ни в одном нормативном правовом акте. В Федеральном законе «Об оружии» данный термин используется как разновидность «гражданского ору-жия»7. Так, согласно ч. 1 ст. 3 названного Закона к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охота8. Здесь «самооборона» выступает целью использования оружия, одним из предусмотренных законом классифицирующих оснований.
Таким образом, оружие самообороны должно, прежде всего, отвечать административно-правовым предписаниям, предусмотренным для гражданского оружия. Такими предписаниями, согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об оружии», являются следующие:
$ исключение возможности ведения огня очередями;
$ емкость магазина (барабана) должна быть не более 10 патронов;
$ исключение возможности выстрела патронами, в том числе метаемым снаряжением, используемым для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, служебного нарезного оружия и гладкоствольного огнестрельного оружия, гражданского нарезного оружия и гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия;
$ дульная энергия при выстреле из гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж, а из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения — 91 Дж.;
$ соответствие криминалистическим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и согласованным с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.
Гражданское оружие, не отвечающее указанным требованиям, запрещается к обороту на территории Российской Федерации согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оружии».
Категория «самооборона», будучи определяющим признаком исследуемого нами гражданского оружия, в толковых словарях означает «оборону собственными силами, оборону самого себя (самих себя) от нападения; самозащиту»9, «ответные действия государства, юридического или частного лица, предпри-
нимаемые для обеспечения своих прав, нарушенных нападением другого государства, юридического или частного лица»10; «защиту, оборону государственных интересов силами и средствами самого населения наряду с государством»11.
Таким образом, гражданским оружием самообороны являются указанные в Федеральном законе «Об оружии» и отвечающие установленным требованиям устройства и предметы, предназначенные для поражения живой или иной цели в целях самозащиты от нападений.
Исчерпывающий перечень гражданского оружия самообороны содержится в п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об оружии»12. Характеризуя данный перечень, отметим, что наряду с такими разновидностями оружия самообороны, как огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения и газовое оружие, в ст. 3 Федерального закона «Об оружии» указаны и электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства. Однако эта категория оружия выходит за рамки указанных в ст. 1 данного Закона видов оружия: огнестрельного, холодного, метательного, пневматического, газового, сигнального и огнестрельного оружия ограниченного поражения, и силуиного механизма поражения, основанного прежде всего на свойствах электрического тока. Обращает на себя внимание и отсутствие в законе понятия «электрическое оружие».
Спорным является также вопрос об отнесении к категории «оружие» газовых пистолетов и револьверов, механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами. Так, по мнению В.М. Плескачевского, их «целесообразнее относить к категории специальных средств самообороны в гражданско-служебном исполнении...»13, используя понятие «средства» по аналогии с термином «специальные средства», предназначенные для правоохранительных органов России, которые включают себя, в частности, специальные газовые средства, электрошоковые устройства, светошоковые устройства, световые и акустические специальные средства и др. (ст. 21 Федерального закона «О полиции»14). Однако такой подход, на наш взгляд, целесообразен лишь при понимании оружия как средства причинения смерти или тяжкого вреда здоровью. В таком случае газовое, травматическое и электрошоковое оружие выступало бы в качестве оружия «нелетального действия»15.
В ст. 1 Федерального закона «Об оружии» закреплено определение огнестрельного оружия ограниченного поражения16. Речь идет о категории оружия, в последнее время получившего широкое распространение. Это травматическое оружие Иж-79-9Т («Макарыч»), WaltherP-22Т («Эскорт»); револьверы: «Викинг», ReckChiefSpecialmod.60, Safegom и др. Основанные на боевых прототипах, эти изделия предназначены для стрельбы травматическими патронами и имеют в качестве метаемого снаряда резиновый шарик17. При
этом их конструктивные особенности исключают производство выстрелов боевыми патронами.
Отсутствует в Федеральном законе «Об оружии» четкая дифференциация гладкоствольного длинноствольного оружия. Так, в зависимости от цели приобретения одна и так же модель ружья может быть охотничьим оружием или оружием самообороны у одного и того же физического лица.
Исходя из вышеизложенного к гражданскому оружию самообороны законодательно необходимо отнести оружие нелетального действия, т.е. предназначенное для сдерживания нападений исходя из его способности причинения вреда здоровью, а не смерти. По справедливому мнению М. Тюрина, под нелетальным оружием следует понимать «оружие, принцип действия которого основан на временном (от нескольких секунд до часов) лишении противника способности самостоятельно выполнять координированные во времени и пространстве действия, без серьезных остаточных патологических изменений в организме пострадавшего»18.
Рассматривая термин «оружие самообороны», выделяемый Федеральным законом «Об оружии» в качестве разновидности гражданского оружия, мы сталкиваемся с отсутствием такого понятия в самом нормативном правовом акте. Выделение в отдельные категории гражданского оружия спортивного, охотничьего и оружия самообороны носит формализованный характер — по заявленной цели приобретения: для охоты, для самообороны и т.д. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, как и Уголовный кодекс Российской Федерации, при этом не содержит категории «самооборона». Однако следует признать, что вооруженные действия по защите жизни, здоровья и имущества в первую очередь попадают в область правоприменения институтов, исключающих противоправность деяния. В КоАП РФ и УК РФ такими институтами являются соответственно крайняя необходимость19 и необходимая оборона20. При этом законодатель в условиях необходимой обороны и крайней необходимости практически не ограничивает круг предметов, используемых в качестве оружия, при отсутствии превышения пределов их применения.
Вместе с тем анализ изученных уголовных дел и дел об административных правонарушениях позволяет прийти к выводу, что между оружием самообороны и другим оружием, применяемым для самообороны в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости прямой связи нет. Это позволяет говорить о декларативном наименовании данной категории оружия. Мы полагаем, что помимо «декларативной» цели приобретения оружия (самообороны) в основу их классификации должен быть положен еще один критерий — тактико-технические характеристики оружия, позволяющие достигнуть заявленной цели. Такой характеристикой, прежде всего, является поражающая способность оружия.
Справедливости ради следует отметить, что при отнесении того или иного вида оружия к оружию самообороны законодатель учитывает данный критерий21.
Очевидно, что, формируя виды оружия самообороны, законодатель подчеркивает их нелетальный характер, т.е. неспособность причинить смерть человеку. Однако оружие, указанное в пп. 4 п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об оружии», — огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, предназначенное для стрельбы боевыми (а не травматическими) патронами, — в такой постановке вызывает недоумение.
На наш взгляд, оружие самообороны, исходя из его способности причинения вреда здоровью, необходимо законодательно отнести и оружию нелетального действия, предназначенного для сдерживания нападения, понимая при этом под нелетальным действием применение конструктивно предусмотренных поражающих свойств оружия самообороны в отношении человека, не влекущих причинение ранения, несовместимого с жизнью.
Законодатель, устанавливая ограничения на поражающие факторы служебного, а также боевого ручного стрелкового оружия, способного причинить излишний вред или разрушения, также должен установить адекватные ограничения на поражающие факторы гражданского оружия самообороны, цель которых — причинить вред необходимый и достаточный для отражения нападения.
Учитывая данный фактор, полагаем неверным отнесение к гражданскому оружию самообороны огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, предназначенного для стрельбы боевыми патронами.
Исследовав правовую природу гражданского оружия самообороны и характерные особенности отдельных его видов, мы выделяем следующие элементы определяемого понятия. Фактические составляющие:
$ оружие является объектом материального мира, который представлен в виде предмета, устройства, средства или их совокупности;
$ оружие предназначено для поражения, повреждения или иного разрушающего воздействия на цель;
$ оружие имеет поражающее свойство, не предназначенное для причинения смерти человеку;
$ целями поражающего воздействия могут выступать живая сила противника, а также объекты неживой природы;
$ оружие используется в целях самообороны, т.е. для защиты себя от нападений, угрожающих жизни, здоровью или имуществу. Формально-юридические составляющие: $ оружие отвечает требованиям нелетальности, т.е. предписаниям, указанным в ч. 1 ст. 3 и 6 Федерального закона «Об оружии»;
$ оружие отнесено к перечню, закрепленному в п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об оружии»; $ оружие приобретено в целях самообороны.
1 Аханов В. С. Криминалистическая экспертиза огнестрельного оружия и следов его применения. Волгоград, 1979. С. 15.
2 Оружие — всякое пригодное для нападения или защиты средство / Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1994. С. 45.
3 Юридическая энциклопедия / Под.общ. ред. Тихомирова М.Ю. М., 1997. С. 294.
4 СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
5 Оружие — устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.
6 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (в ред. от 6 февраля 2007 г. № 7) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2002. № 5.
7 В ст. 2 Федерального закона «Об оружии» в зависимости от целей использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам оружие подразделяется на следующие виды:
1) гражданское;
2) служебное;
3) боевое ручное стрелковое и холодное.
8 Обращает на себя внимание то факт, что в данной норме указано на использование гражданского оружия только гражданами Российской Федерации. Очевидно, это учитывает определенные в ст. 14 особенности приобретения на территории России, ввоза на территорию России и вывоза из России гражданского оружия иностранными гражданами. Однако запрета на использование иностранными гражданами на территории России гражданского оружия данная статья не содержит.
9 Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. 4-е изд., стер. Т 4. М.: Рус. яз.; Полиграфре-сурсы, 1999. С. 20-21.
10 Самооборона — Википедия // http://ru.wikipedia.org/ wiki/Самозащита (последнее обращение — 1 марта 2011 г.).
"Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1994.
12 К гражданскому оружию относятся:
• огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия;
• огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия;
• газовое оружие — газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
• электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
13 Плескачевский В.М. Оружие в криминалистике. М., 2001. С. 274.
14 Федеральный закон от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
15 Понятие «оружие нелетального действия» в законодательстве Российской Федерации отсутствует. В то же время данный термин, а также его производные — «несмертельное оружие», «оружие несмертельного действия», «оружие, не приводящее к смерти», «оружие пониженной летальности», «оружие с низким уровнем непреднамеренных потерь» и др. мы можем встретить в различных словарях, энциклопедиях, а также в научных работах, посвященных юридическим, техническим и философским аспектам развития вооружения. См., например: Словарь основных понятий и определений : геополитика и национальная безопасность / под.ред. В.Л. Манилова. М., 1998. С. 168.
16 Огнестрельное оружие ограниченного поражения — короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предназначенные для причинения смерти человеку.
17 Согласно ч. 15 ст. 1 Федерального закона «Об оружии» патрон травматического действия — устройство, предназначенное для выстрела из огнестрельного гладкоствольного оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение травматического действия и не предназначенное для причинения смерти человеку.
18 Тюрин М. «ОСА» свинье не товарищ // Калашников. Оружие, боеприпасы, снаряжение. 2000. № 2. С. 22.
19 Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
20 Согласно ст. 37 УК РФ не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
21 Так, установлено, что дульная энергия при выстреле из гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж, а из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения — 91 Дж (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об оружии»); слезоточивые или раздражающие вещества газового оружия, должны быть разрешены к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пп. 3 п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об оружии»); электрошоковые устройства и искровые разрядники, должны иметь выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пп. 4 п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об оружии»).