Научная статья на тему 'Актуальные проблемы антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры'

Актуальные проблемы антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3050
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТА / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TERRORIST ATTACKS / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / TRANSPORT SECURITY AND TRANSPORT FACILITIES / ANTI-TERRORIST ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амельчаков И. Ф., Тычинин С. В., Карагодин А. В., Москаленко С. А.

Татья посвящена ряду существующих проблем обеспечения антитеррористической защищенности транспортного комплекса Российской Федерации, а также предложены отдельные направления путей их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

He article is devoted to a number of existing problems of ensuring antiterrorist protection of transport complex of the Russian Federation, and suggested some ways to ways of solving them.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры»

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОИ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

CURRENT PROBLEMS ANTITERRORIST PROTECTION OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE

УДК 343.326

И.Ф. АМЕЛЬЧАКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]

I.F. AMELCHAKOV,

The Head of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Police major general, candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

С.В. ТЫЧИНИН,

доктор юридических наук, профессор (Юридический институт НИУ «БелГУ») [email protected]

S.V. TYCHININ,

doctor of law, professor (Institute of law NIU «BSU»)

А.В. КАРАГОДИН,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]

A.V. KARAGODIN,

candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

С.А. МОСКАЛЕНКО,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]

S.A. MOSKALENKO,

candidate of law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: статья посвящена ряду существующих проблем обеспечения антитеррористической защищенности транспортного комплекса Российской Федерации, а также предложены отдельные направления путей их решения.

Ключевые слова: террористические акты, транспортная инфраструктура, транспортная безопасность, объекты транспорта, антитеррористическая деятельность.

Abstract: the article is devoted to a number of existing problems of ensuring antiterrorist protection of transport complex of the Russian Federation, and suggested some ways to ways of solving them.

Keywords: terrorist attacks, transport infrastructure, transport security and transport facilities, antiterrorist activities.

Борьба с терроризмом в начале нынешнего столетия имеет особое стратегическое значение из-за роста его масштабов. При анализе тех террористических актов, что уже совершены на данный момент, можно выявить тот факт, что террористы и лица, им способствующие, все чаще и чаще для своих противозаконных действий выбирают объекты транспорта.

Органами внутренних дел (полицией) на объектах транспорта принимается ряд мер, которые направлены на всеобщее усиление общественной безопасности и недопущение на данных объектах актов террористической направленности. При сопоставлении вероятных последствий от ряда очевидных угроз, как то - техническая неисправность, человеческий фактор, техногенный и природный фактор, именно угроза со стороны террористов является наиболее опасной и вероятной на объектах транспорта.

С целью дальнейшего предотвращения терактов в метрополитене и в аэропортах выставляются дополнительные наряды, что позволяет укрепить безопасность на данных объектах как в профилактическом плане, так и в политическом, так как граждане могут видеть в потенциально-опасных местах реально проводимую работу органов внутренних дел, а это, с точки зрения психологического аспекта, что должным образом успокаивает население.

В концепции противодействия терроризму в Российской Федерации главной задачей определено полное и всестороннее обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также антитеррористической защиты возможных объектов посягательства террористов, среди которых выделяют особо важные объекты инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, а также места массового скопления граждан. И именно объекты транспорта в наибольшей мере имеют соответствие вышеперечисленным критериям.

Стоит заметить, что органам внутренних дел (полиции) и специальным службам в большинстве случаев удается уменьшить вероятность терактов, но сами возможные угрозы данного

явления остаются по-прежнему актуальными. За последние четыре года самыми серьезными терактами были признаны те, что произошли на объектах транспорта или были с ними в той или иной мере связаны. Угроза терактов буквально сотрясает мир ежедневно, независимо от развитости государств - террористические акты в декабре 2013 года в Волгограде, летом 2015 года во Франции, в декабре 2016 года в Германии. Вся мировая общественность была потрясена особой жестокостью и цинизмом, с которым совершались данные чудовищные преступления. Это в очередной раз доказало то, что образование реально действенной системы безопасности на объектах транспорта является приоритетным направлением для всех органов исполнительной власти федерального уровня и административных подразделений на уровне местного самоуправления, а также для самих организаций в сфере транспортного обслуживания, не зависимо от их форм организационно-правовой направленности.

На сегодняшний момент обеспечение безопасности транспортной инфраструктуры является одним из важных направлений в современных реалиях, а отсюда следует, что защита объектов транспорта от террористической угрозы, как и любая иная важная проблема, несет в себе ряд сложных аспектов, потому и требует детального подхода для своего разрешения. Для решения проблем по организационному и управленческому направлению требуется значительное привлечение как интеллектуальных, так и материальных ресурсов. Динамичное развитие инфраструктуры объектов транспорта во многом опережает процедуру ее защищенности и выявляет ключевую проблематику при выстраивании ее системы безопасности, среди которых отдельное место занимает сфера административного законодательства. При рассмотрении категории «механизм административно-правового регулирования» А.П. Шергин отмечает, что «к сожалению, проблемы механизма административно-правового регулирования не нашли достойного отражения в юридической науке. Усилия

ученых-административистов были ориентированы на разработку преимущественно отдельных элементов рассматриваемого механизма (административно-правовых норм, административных правоотношений и др.)» [1]. Это высказывание весьма справедливо для отдельных сфер общественных отношений, которые урегулированы административно-правовыми нормами, относительно нашей статьи - по отношению к безопасности объектов транспорта.

При выстраивании процесса развития эффективной защиты и обеспечения безопасности на объектах транспорта одной из важнейших проблем, влекущих незаконное вмешательство в деятельность транспортных магистралей, в том числе и террористического характера, является протяженность данных объектов на огромных территориях нашего государства. Вся сеть транспортных сообщений образует определенные транспортные узлы, где имеется значительное скопление жизненно важных объектов и концентрация большого количества людей. Поэтому для потенциальных терактов объекты транспортной инфраструктуры являются наиболее удобными и притягательными.

В условиях нынешних реалий объекты транспорта являются той сферой, где интенсивно внедряются высокие технологии и автоматизированные системы контроля и управления вытесняют человеческий фактор, при этом ускоряя процесс транспортировки и грузов, и пассажиропотока. С ростом вышеперечисленных процессов предъявляются иные требования к деятельности дежурно-диспетчерских служб, а также их техническому и материальному оснащению, повышаются требования к квалификационным качествам персонала. Несанкционированное вмешательство в данную отрасль ведет не только к сбою в деятельности транспортных предприятий, но зачастую угрожает значительными негативными последствиями техногенного характера. Ряд отечественных и зарубежных ученых приходят к единому мнению о возможности совершения терактов путем вмешательства в технические системы и повреждения их с помощью профессионально организованных кибератак [2, 3]. Отсюда следует решение задач в сфере высоких технологий и необходимых познаний в этом направлении путем привлечения высококвалифицированных специалистов.

При рассмотрении вопросов в части защищенности от терактов главенствующей составляющей для их разрешения выступает техническое обеспечение и оснащение объектов транспорта, а также ряд организационных мер относительно порядка действий пассажиров и персонала. Решение этих вопросов относится к сфере ком-

петенций различных субъектов транспортной инфраструктуры, где «главными лицами» являются собственники транспорта и непосредственно администрации объектов транспорта.

С учетом анализа информации о случившихся терактах нами рассматривается, в своем большинстве, пассажирский транспорт и объекты его инфраструктуры как максимально подверженные нападению извне.

Но некоторым видам транспорта, например, трубопроводному транспорту, в силу своей специфики правоохранительные органы должны уделять особое внимание. Из-за своей большой протяженности и прохождения в труднодоступных и в малонаселенных местностях создается проблемная ситуация в части обеспечения его безопасности. К тому же трубопроводы могут принадлежать различным юридическим лицам, ориентированным на собственные силы по охране коммуникационных узлов, но при этом не всегда способны ее обеспечить. Сегодня данные объекты требуют к себе пристального внимания со стороны государственных органов, ведь их нарушение может привести к внештатным ситуациям с отрицательными показателями.

Для государства в целом необходимо наличие органа, который бы координировал деятельность по борьбе с терроризмом. Наиболее весомым фактом является то, что в соответствии с Указом Президента РФ от 15.02.2006 № 16 «О мерах противодействия терроризму» к компетенциям Национального антитеррористического комитета (далее - НАК) отнесены все направления вышеуказанной деятельности, такие как профилактика терроризма в целом, а также борьба с террористической деятельностью и планомерная ликвидация возможных последствий террористических актов. Эти задачи разграничены среди антитеррористических комиссий (далее - АТК) и Оперативных штабов (далее - ОШ) в субъектах Федерации [5]. Планирование распределения сил и технических средств федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов по борьбе с терроризмом и управление контртеррористическими операциями составляет прерогативу отдельных оперативных штабов под непосредственным руководством начальников территориальных органов безопасности. Сами же вопросы координационной деятельности по мерам профилактики терроризма и по минимизации негативных последствий относятся к антитеррористическим комиссиям, которые возглавляются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Они должны регулировать вопросы по организации, планированию и координации работы всех субъектов,

которые обеспечивают защиту от терактов на объектах транспорта.

При анализе деятельности АТК и ОШ прослеживается необходимость объединения совместных усилий по всем направлениям специализированной деятельности по вопросам антитеррористической защищенности объектов транспорта. Очевидны те области совместной работы, где наиболее вероятно проведение практических мероприятий. А именно - для обеспечения органов государственной власти, осуществляющих антитеррористическую деятельность в субъекте Федерации, необходимыми сведениями субъектами транспортной инфраструктуры разрабатываются специализированные паспорта антитеррористической защищенности и пакет документов для организации защиты объектов от терактов и других экстремистских посягательств. В фундамент данной работы положены объединенные типовые разработки АТК и ОШ в Белгородской области, которые утверждены губернатором.

К общим мерам по обеспечению безопасности относятся:

- разработка и дальнейшая модернизация нормативной правовой базы;

- организация и техническое оснащение систем антитеррористической защиты;

- незамедлительное осуществление лицензирования и страхования требуемых видов деятельности;

- техническое сопровождение и своевременный ремонт собственных объектов транспорта;

- контрольные меры за своевременностью и качеством выполнения вышеназванных мероприятий.

Далее следует группа мероприятий, которая непосредственно связана с обеспечением подготовки сил и средств к условиям, приближенным к диверсионно-террористическим.

К главной задаче планирования относят разработку заблаговременного анализа угроз диверсионно-террористического характера, а также комплекса мер, которые позволят качественно повлиять на конкретные ситуации с целью их изменения в лучшую сторону. Такие разработки должны отражаться в паспортах обеспечения транспортной безопасности, конкретных методических и инструктивных разработках и памятках, которые определяют действия в типичных ситуациях террористической направленности.

Для полного обеспечения антитеррористической защищенности необходимо также:

- создавать резервы финансовых, материальных и технических ресурсов для формирований аварийно-спасательного характера на требуе-

мых объектах с заключением необходимых договоров;

- обеспечивать на должном уровне режимы пропусков и досмотров;

- регулярно обучать персонал транспортных предприятий необходимым действиям при угрозе теракта, с проведением тренировочных мероприятий, инструктажей.

При проведении тренировочных действий следует учитывать, что необходимо не только получить соответствующие навыки, но и суметь выявить и проанализировать проблемные моменты по состоянию защищенности объектов от внешних террористических угроз. Данные действия относятся к масштабному проведению типовых мероприятий на потенциальных объектах с помощью моделирования ситуаций при несанкционированном вмешательстве, благодаря чему государственные и муниципальные органы, а также хозяйствующие субъекты могут получить сугубо объективную информацию о реальном положении дел с дальнейшим устранением недочетов.

С учетом особенностей ряда субъектов могут проводиться и иные мероприятия, которые будут направлены на обеспечение законного состояния их защищенности от террористического вмешательства. При этом чрезмерное внимание и ажиотаж вокруг потенциальных угроз могут негативно сказаться на моральном состоянии персонала и в дальнейшем привести к нарушению производственного процесса. Отсюда следует, что наиболее важным фактором при организации защищенности объектов транспорта является правильная оценка реальности угрозы теракта и полноценное знание всеми сотрудниками антитеррористической защищенности своих обязанностей, с умением их правильно реализовывать.

Полноценное видение решения максимума задач по совершенствованию антитеррористической защищенности объектов транспорта находит свое отражение в глубоком и многогранном анализе потенциальных угроз. Объективность и своевременность анализа позволяет выбирать наиболее правильное направление для каждого объекта в отдельности, с дальнейшим устранением необоснованных затрат как человеческого, так и финансового ресурса, обеспечивая при этом должную защиту.

Для повышения уровня эффективности борьбы с терроризмом в целом и в частности с его проявлениями на объектах транспорта необходимо точечно реформировать систему подготовки кадров правоохранительных органов, с дальнейшим повышением их профессиональной квалификации. Возникновение

новейших методов и форм преступной деятельности, зачастую с использованием модернизированных информационных технологий, дает основание для повышенного требования

к подготовке квалифицированных специалистов в правоохранительной системе, для правильного и адекватного реагирования на вышеназванные угрозы.

Литература

1. Шергин А.П. К концепции механизма административно-правового регулирования / Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. С. 111.

2. Хиршман К. Меняющееся обличье терроризма / Международный терроризм и право: реф. сб. РАН. - М., 2002. С. 35.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», статья 4 // Российская газета. 2007. № 4294.

4. Федеральный закон от 7 февраля 201 г. № З-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. 8 февраля.

5. Указ Президента РФ от 14 июля 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС Гарант.

6. Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» // Российская газета. 2006. 10 марта.

= References =

1. Shergin A.P. The concept of the mechanism of administrative-legal regulation / Administrative and administrative-procedural law. Topical problems. - M.: UNITI-DANA, Law and right, 2004. Р. 111.

2. Hirshman K. The Changing guise of terrorism / International terrorism and the law: Ref. proceedings of Russian Academy of Sciences. - M., 2002. Р. 35.

3. Federal law of the Russian Federation of February 9, 2007 № 16-FZ «On transport security», article 4 // The Russian newspaper. 2007. № 4294.

4. Federal law of 7 February 201, № 3-FZ «On police» // The Russian newspaper. 2011. February 8.

5. The decree of the President of the Russian Federation of July 14, 2012 № 851 «On the procedure for establishing levels of terrorist threat which require additional measures to ensure the safety of individuals, society and the state» [Electronic resource]. Access from ATP Garant.

6. Federal law of the Russian Federation from March, 6th, 2006 № 35-FZ «About counteraction to terrorism» // The Russian newspaper. 2006. March 10.

(статья сдана в редакцию 27.01.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.