Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности на объектах транспортного комплекса: проблемы теории и правоприменительной практики'

Обеспечение безопасности на объектах транспортного комплекса: проблемы теории и правоприменительной практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1092
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОПОРТ / ВИДЕОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ВИДЕОКОНТРОЛЬ / ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ / МЕТРОПОЛИТЕН / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТА / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / AIRPORT / VIDEOIDENTITY / VIDEO SURVEILLANCE / UNDERGROUND / SECURITY / TRANSPORT FACILITIES / TRANSPORT SAFETY / TRANSPORT SECTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александров А. Н., Столбина Л. В.

Современная международная обстановка не дает нам каких-либо утешительных прогнозов на то, что в ближайшие годы окончательно исчезнут проблемы в сфере безопасности страны в целом и на объектах транспортного комплекса в частности. Совсем недавно, 3 апреля 2017 года, прогремел взрыв в метрополитене г. Санкт-Петербурга. Таким образом, террористическая и криминальная опасность вызывает совершенно обоснованную озабоченность и вынуждает принимать исключительные меры по обеспечению безопасности граждан на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры. Следует признать, что охрана крупных транспортных объектов на сегодняшний день является одной из важнейших задач государства. Аэродромы, железнодорожные узлы, транспортные развязки, речные и морские порты не просто нуждаются, а нуждаются именно в качественном, надежном и доступном охранном оборудовании. В этой связи в современных условиях объекты транспортного комплекса становятся сферой интенсивного внедрения высоких технологий. Именно здесь все активнее применяются автоматизированные системы контроля и управления, которые постепенно вытесняют человека. Подобные изменения помогают разрабатывать и столь же динамично вводить меры, обеспечивающие безопасность людей на данных объектах. С ростом пассажиропотока предъявляются все новые требования к техническим средствам, обеспечивающим безопасность и объектов транспортной инфраструктуры, и людей. Специфика видеонаблюдения (видеоаналитики) на больших пространствах диктует жесткие критерии к технике. Специалистам в данной области хорошо известно, что при всем разнообразии такого оборудования, которое предлагает российский рынок, по-настоящему подходящими для работы окажутся немногие. В связи с этим критически важно тщательно выбирать оборудование для решения поставленных задач по обеспечению безопасности на транспорте. Кроме того, неурегулированность ряда вопросов, связанных с обеспечением видеонаблюдения (видеоаналитики) на объектах транспорта, вызывает существенные затруднения в реализации предписаний Минтранса России. Именно рассмотрению указанных проблем посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURITY ON OBJECTS OF A TRANSPORT COMPLEX: PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE

The present international environment does not give us any comforting predictions that in the coming years will disappear completely the problems in the sphere of security of the country in General and on objects of a transport complex, in particular. So, on 3 April 2017 explosion in the subway in St. Petersburg. Thus, terrorist and criminal risk is a completely legitimate concern, and forced to take exceptional measures to ensure the safety of citizens on transport and transport infrastructure. It should be recognized that the protection of major transport projects today is one of the most important tasks of the state. Thus, airfields, railway junctions, interchanges, river and sea ports, not just need, and need a quality, reliable and affordable security equipment. It is in this context in modern conditions, the objects of the transport complex becomes a field of intensive introduction of advanced technologies. It is here increasingly apply automated systems of control and management, which are gradually replacing man. These changes contribute to develop and as rapidly to introduce measures to ensure the safety of people in these facilities. With the growth of passenger traffic imposes new requirements for technical means for ensuring safety and transport infrastructure and people. Specifics of video surveillance (video Analytics) for large spaces dictates strict criteria for technique. It is well known that for all the variety of such equipment that offers the Russian market is really suitable would be a few. In this regard, it is critical to carefully choose the equipment to achieve the objectives to ensure safety in transportation. In addition, no regulation over a number of issues related to the provision of CCTV (video Analytics) on transport, cause significant difficulties in the implementation of the requirements of the Ministry of transport. That is consideration of the problems described in the article.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности на объектах транспортного комплекса: проблемы теории и правоприменительной практики»



XII

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ

У

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

SECURITY ON OBJECTS OF A TRANSPORT COMPLEX: PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE

УДК 351.81

А.Н. АЛЕКСАНДРОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

ALEXEY N. ALEKSANDROV,

candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)

Л.В. СТОЛБИНА,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

LYUBOV V. STOLBINA,

candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)

Аннотация: современная международная обстановка не дает нам каких-либо утешительных прогнозов на то, что в ближайшие годы окончательно исчезнут проблемы в сфере безопасности страны в целом и на объектах транспортного комплекса в частности. Совсем недавно, 3 апреля 2017 года, прогремел взрыв в метрополитене г. Санкт-Петербурга. Таким образом, террористическая и криминальная опасность вызывает совершенно обоснованную озабоченность и вынуждает принимать исключительные меры по обеспечению безопасности граждан на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.

Следует признать, что охрана крупных транспортных объектов на сегодняшний день является одной из важнейших задач государства. Аэродромы, железнодорожные узлы, транспортные развязки, речные и морские порты не просто нуждаются, а нуждаются именно в качественном, надежном и доступном охранном оборудовании. В этой связи в современных условиях объекты транспортного комплекса становятся сферой интенсивного внедрения высоких технологий. Именно здесь все активнее применяются автоматизированные системы контроля и управления, которые постепенно вытесняют человека. Подобные изменения помогают разрабатывать и столь же динамично вводить меры, обеспечивающие безопасность людей на данных объектах. С ростом пассажиропотока предъявляются все новые требования к техническим средствам, обеспечивающим безопасность и объектов транспортной инфраструктуры, и людей.

Специфика видеонаблюдения (видеоаналитики) на больших пространствах диктует жесткие критерии к технике. Специалистам в данной области хорошо известно, что при всем разнообразии такого оборудования, которое предлагает российский рынок, по-настоящему подходящими для работы окажутся немногие. В связи с этим критически важно тщательно выбирать оборудование для решения поставленных задач по обеспечению безопасности на транспорте.

Кроме того, неурегулированность ряда вопросов, связанных с обеспечением видеонаблюдения

(видеоаналитики) на объектах транспорта, вызывает существенные затруднения в реализации предписаний Минтранса России. Именно рассмотрению указанных проблем посвящена данная статья.

Ключевые слова: аэропорт, видеоидентификация, видеоконтроль, видеонаблюдение, метрополитен, обеспечение, объекты транспорта, транспортная безопасность, транспортный комплекс.

Abstract: the present international environment does not give us any comforting predictions that in the coming years will disappear completely the problems in the sphere of security of the country in General and on objects of a transport complex, in particular. So, on 3 April 2017 explosion in the subway in St. Petersburg. Thus, terrorist and criminal risk is a completely legitimate concern, and forced to take exceptional measures to ensure the safety of citizens on transport and transport infrastructure.

It should be recognized that the protection of major transport projects today is one of the most important tasks of the state. Thus, airfields, railway junctions, interchanges, river and sea ports, not just need, and need a quality, reliable and affordable security equipment. It is in this context in modern conditions, the objects of the transport complex becomes a field of intensive introduction of advanced technologies. It is here increasingly apply automated systems of control and management, which are gradually replacing man. These changes contribute to develop and as rapidly to introduce measures to ensure the safety of people in these facilities. With the growth of passenger traffic imposes new requirements for technical means for ensuring safety and transport infrastructure and people.

Specifics of video surveillance (video Analytics) for large spaces dictates strict criteria for technique. It is well known that for all the variety of such equipment that offers the Russian market is really suitable would be a few. In this regard, it is critical to carefully choose the equipment to achieve the objectives to ensure safety in transportation.

In addition, no regulation over a number of issues related to the provision of CCTV (video Analytics) on transport, cause significant difficulties in the implementation of the requirements of the Ministry of transport. That is consideration of the problems described in the article.

Keywords: airport, videoidentity, video surveillance, video surveillance, underground, security, transport facilities, transport safety, transport sector.

В наши дни, в свете происходящих трагических событий не только в России, но и в мире, собственникам объектов транспортной инфраструктуры приходится действовать в условиях роста террористических угроз, недостаточности нормативной правовой базы и ограниченного бюджета. При всем этом они несут ответственность за жизнь и здоровье людей.

Так, еще с 2011 года Минтрансом России предприняты меры по обеспечению защиты объектов транспортного комплекса от террористических угроз. Ряд правовых актов, и в частности Приказ Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 401, обязывает субъект транспортной инфраструктуры оснастить соответствующие объекты первой категории специальными техническими средствами и устройствами, позволяющими обеспечить транспортную безопасность, в том числе: идентификацию физических лиц и/ или транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения; обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, в конкретный период времени и по заданным координатам; сохран-

1 Приказ Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 40 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта».

ность на электронных носителях информации, полученной с интегрированных и синхронизированных систем транспортной безопасности; выявление в режиме реального времени лиц, представляющих потенциальную угрозу для объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств; обеспечение синхронизации с другими охранными комплексами и системами; фиксация посещений с использованием электронных ключей доступа объектов транспортной инфраструктуры и ее критических элементов в рамках пропускного режима персонала, членов экипажей и других авторизированных посетителей и т.д.

Аналогичные требования закреплены в некоторых нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации2.

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. № 678 «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта»; приказ Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта»; приказ Минтранса России от 29 апреля 2011 г. № 130 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов метрополитена».

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов» закрепляет положение, согласно которому необходимо «обеспечить видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности».

Несомненно,реализация требований Минтранса России полномасштабным ходом осуществляется на объектах транспортного комплекса России. Так, в конце мая2016года была завершена масштабная реконструкция аэропорта Жуковский (пропускная способность первой очереди - 4 млн ежегодно). 110 панорамных камер «рыбий глаз» (одна заменяет несколько обычных), установленных в зонах массового пребывания людей, обеспечивают широкий охват территории с распределением зон наблюдения для различных ответственных групп охраны. Еще 70 купольных камер ведут наблюдение в переходах между терминалами, в таможенной зоне, в багажном отделении, технических помещениях. Трансляция изображения передается на несколько постов охраны аэровокзала, отвечающих за свой надзорный сектор. Ведется постоянный мониторинг за всеми важными объектами аэропорта, запись данных производится на регистраторы с глубиной архива 3 месяца [2].

Указанной системой предусмотрена возможность интеграции камер с базами МВД России и ФСБ России, иными словами, камера может зафиксировать лицо и отправить снимок в наилучшем его качестве в стороннюю систему для сверки.

Однако А. Хрулев полагает, что важным моментом реализации безопасности на транспорте является понимание того, что обычный визуальный контроль со стороны оператора хоть и является необходимым инструментом, но абсолютно недостаточен. Значительное увеличение видеокамер, а также установка досмотровой техники приводит к генерации огромного потока информации, качественно и эффективно обрабатывать которую оператор не в состоянии. Практика, к сожалению, убедительно свидетельствует о том, что уже через 20 минут непрерывной работы (слежения и оценки) оператор начинает пропускать (игнорировать) около 80% информации, что недопустимо и в части реализации задачи обнаружения и идентификации физических лиц, находящихся в

розыске [3]. Похожая проблема, по мнению К. Бе-лоусова, связана и с телевизионными камерами, количество которых на некоторых объектах транспортной инфраструктуры «приходится на одного оператора до сотен штук» [4]. А в данном случае следует принимать во внимание п. 3.2. Рекомендаций Р 78.36.002-2010 «Выбор и применение систем охранных телевизионных», утвержденных МВД России 7 мая 2010 г., согласно которым «... для систем охранного телевидения нагрузка на оператора, занятого непрерывным наблюдением, не должна превышать более 4 камер». Следовательно, с увеличением количества камер наблюдения вероятность пропуска нарушителя или совершенного преступления только возрастает ввиду неэффективного контроля со стороны оператора. Вместе с тем существуют технологии снижения роли «человеческого фактора» - это системы компьютерного зрения с использованием видеоаналитики. То есть с дежурного снимается обязанность непосредственного и непрерывного, можно сказать утомительного, наблюдения за десятками и сотнями камер, ему необходимо реагировать только на события, которые распознаются в автоматическом режиме.

По мнению специалистов в данной области, наиболее эффективным решением, с технической и экономической точек зрения, является организация контроля на базе цифровых систем видеонаблюдения с использованием цифровых каналов для передачи видеоизображений. Указанные системы освобождают работников охраны от рутинной работы по идентификации и предоставляют им дополнительное время на выполнение основных функций по охране территории и защите сотрудников и пассажиров от преступных посягательств. Таким образом, исключение человеческого фактора в пунктах досмотра и контроля позволит применять такой механизм работы видеосистемы, при котором все действия оператора и систем видеонаблюдения протоколируются, а фиксация обстановки (запись информации) осуществляется непрерывно или по расписанию. Цифровой видеоархив не подвержен старению, а соответственно, оцифрованное видеоизображение может передаваться на практически любые расстояния без потерь качества.

Особо можно выделить модули захвата лиц - идентификации человека по чертам лица на объектах транспортной инфраструктуры - для защиты от лиц, находящихся в розыске, и детектор оставленных предметов. Биометрические считыватели, в которых идентификация производится по индивидуальным физическим признакам владельца, практически полностью исключают возможность несанкционированного доступа на тот или иной объект транспортного комплекса.

Заметим, что предписания указанных выше правовых актов и требования к установке и качеству вытекают из положений, закрепленных в ч. 8 ст. 12.2. Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в котором указано, что «... Технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации, а требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 9693 регламентирует минимально допустимые значения вероятностей идентификации и она не может быть ниже 85%, а вероятность ошибочной идентификации - не более 1%. То есть видеоидентификация должна выполняться с использованием алгоритмов и аппаратно-программных средств, позволяющих достигать результаты не менее установленных требований.

По мнению Ю. Украинцева, такие компактные устройства, использующие передовые технологии для выполнения задач по предотвращению терроризма и обеспечению безопасности помещений с контролируемым доступом, поставляют многие российские и зарубежные фирмы [5]. Для анализа эффективности разработок приведем имеющиеся в арсенале департамента биометрических и комплексных систем безопасности группы компаний «Техносерв» статистические сведения, согласно которым сбои и происшествия за последние 6 лет по метрополитенам мира выглядят следующим образом: в Московском метрополитене было 2064 сбоя и происшествий, при этом количество сбоев на миллион пассажиров в год составило 0,1; в метрополитене Нью-Йорка - 2599 и 0,3; в метрополитене Парижа - 1189 и 0,3; в метрополитене Лондона - 5354 и 0,9; в метрополитене Мадрида - 4438 и 1,4 [6].

Полностью российской разработкой биометрической системы для автоматической идентификации личности по видеоизображению лица в

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности».

потоке людей является «Каскад-Поток». А. Хрулев

пишет: «.....система проводит непосредственное

распознавание в потоке лица и его сравнение с массивом лиц, хранящихся в базе данных. В обычном случае сопоставление осуществляется простым перебором всех лиц и оценкой меры их схожести. На основании полученных оценок и их сопоставления с заданными порогами принимается решение о наличии или отсутствии идентичной личности в базе данных. В некоторых идентификационных системах сопоставление осуществляется по сложным оптимальным схемам сравнения, обеспечивающим скорость сопоставления от 10 000 до 200 000 сравнений в секунду и более» [7].

Продолжая анализ исследуемой проблемы, следует вновь обратиться к указанному ранее приказу Минтранса от 8 февраля 2011 г. № 40, который в п.п. 22.3, 26.3 содержит требования оснащения системами видеонаблюдения и видеомониторинга в салоне, кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства, т.е. требования о введении на борту воздушного судна системы видеонаблюдения с функцией передачи изображения на землю в режиме реального времени, в том числе и с воздушного судна, находящегося в полете.

Надо признать, что это уникальная новация российских законодателей, нигде в мире такого нет, и реализовать ее надо к 2019 году. Однако реализация данных норм в настоящее время достаточно затруднительна ввиду отсутствия соответствующего сертифицированного оборудования, программного обеспечения и инфраструктуры, способных передавать и принимать видеоизображение с борта воздушного судна в полете [8].

По предварительным и достаточно условным подсчетам «... авиакомпании оценивают стоимость установки таких систем видеонаблюдения в 175-195 тыс. долл. и это только на одно воздушное судно, не считая еще 400-500 тыс. долл. на каждый самолет за систему спутниковой связи с пропускной способностью для передачи потокового видеосигнала». Еще три года назад было подсчитано, что оснащение камерами самолетов «Аэрофлота» обойдется, с определенной долей условности, этой авиакомпании в 877млн руб. [ 9].

Кроме того, не сформулированы конкретные требования к системе, в частности, не определено, какие конкретно нужны камеры, где они должны размещаться и т.д. Специалисты выражают озабоченность, кто будет проводить испытания на электромагнитную совместимость системы видеонаблюдения с основным бортовым оборудованием самолета, как будет происходить согласование и утверждение изменений конструкции

воздушного судна с внесением соответствующих изменений в конструкторскую, технологическую и сертификационную документацию [8].

Но, несмотря на отсутствие сертифицированного видеооборудования и даже правил сертификации, Ространснадзор начал не только выдавать предписания за отсутствие техники, которая могла бы передавать видео с борта в режиме реального времени, а также за невыполнение экипажами мер авиабезопасности, но уже выписываются штрафы [10].

Резюмируя изложенное выше, в целях совершенствования нормативной правовой базы и повышения эффективности транспортной безопасности необходимо:

- сформировать единые технические требования к оснащению объектов транспортного комплекса инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, оформленные в виде системы правил, стандартов, рекомендаций, регламента для различных категорий объектов, исходя из их характеристик;

- внести изменения в нормативные правовые акты Минтранса России, регламентирующие тре-

бования по обеспечению транспортной безопасности, с учетом уровней безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотрев накопление и сохранность на цифровых носителях информации, считываемой системами обеспечения транспортной безопасности, не «в течение одного месяца» (как прописано в приказах Министерства транспорта Российской Федерации № 40, 43), а не менее 30 суток. Наша позиция обоснована тем, что ограничение указанным сроком «в течение одного месяца» обязывает собственников объектов транспортного комплекса удалять имеющуюся информацию по истечении срока, хотя технические средства, применяемые на объектах транспортного комплекса, способны сохранять имеющуюся информацию значительно дольше. Кроме того, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 410 указан именно такой срок хранения информации, полученной в цифровом виде с помощью систем и комплексов, обеспечивающих транспортную безопасность на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Литература

1. Майданский О. Безопасность объектов транспортной инфраструктуры: системный подход // Транспортная безопасность и технологии. 2016. № 3 (46). С. 132-134.

2. Елохина К. К новым задачам готова // Транспортная безопасность и технологии. 2016. № 3 (46). С. 59-61.

3. Хрулев А. Видеоидентификация // Транспортная безопасность и технологии. 2016. № 3 (46). С. 66-67.

4. Белоусов К. Как оптимизировать расходы и повысить эффективность реализации инженерно-технических решений в сфере транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. 2016. № 3 (46). С. 70-72.

5. Украинцев Ю. Транспортная безопасность и современные технологии досмотра пассажира. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://www.bnti.ru

6. https://cdat.ru/tb2015/tvt.pdf.

7. Хрулев А. Биометрическая система видеоидентификации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://daily.sec. ru/2012/05/03/Biometricheskaya-sistema-videoidentifikatsii.html

8. Бессмысленное видеонаблюдение. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://www.ato.ru/content/posadka-cherez-kpp

9. Минтранс предлагает подключить авиакомпании и аэропорты к борьбе с терроризмом. Участники рынка и Минэкономразвития выступают резко против. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://www.vedomosti.ru

10. Все включено. Авиабилеты подорожают из-за пьяных пассажиров. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://ura.ru/ news/1052247410

= References =

1. Maidanskii O. Bezopasnost' ob»ektov transportnoi infrastruktury: sistemnyi podkhod // Transportnaya bezopasnost' i tekhnologii. 2016. № 3 (46). S. 132-134.

2. Elokhina K. K novym zadacham gotova // Transportnaya bezopasnost' i tekhnologii. 2016. № 3 (46). S. 59-61.

3. Khrulev A. Videoidentifikatsiya // Transportnaya bezopasnost' i tekhnologii. 2016. № 3 (46). S. 66-67.

4. Belousov K. Kak optimizirovat' raskhody i povysit' effektivnost' realizatsii inzhenerno-tekhnicheskikh reshenii v sfere transportnoi bezopasnosti // Transportnaya bezopasnost' i tekhnologii. 2016. № 3 (46). S. 70-72.

5. Ukraintsev Yu. Transportnaya bezopasnost' i sovremennye tekhnologii dosmotra passazhira. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa - http://www.bnti.ru

6. https://cdat.ru/tb2015/tvt.pdf.

7. Khrulev A. Biometricheskaya sistema videoidentifikatsii: [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa - http://daily.sec.ru/2012/05/03/ Biometricheskaya-sistema-videoidentifikatsii.html

8. Bessmyslennoe videonablyudenie. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa - http://www.ato.ru/content/posadka-cherez-kpp

9. Mintrans predlagaet podklyuchit' aviakompanii i aeroporty k bor'be s terrorizmom. Uchastniki rynka i Minekonomrazvitiya vystupayut rezko protiv. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa - http://www.vedomosti.ru

10. Vse vklyucheno. Aviabilety podorozhayut iz-za p'yanykh passazhirov. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa - http://ura.ru/ news/1052247410

(статья сдана в редакцию 14.04.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.