УДК 1+130.2 ББК 87.53
DOI: 10.53315/1995-0713-2024-63-3-176-181
Г.Ш. Пилавов
Луганский государственный аграрный университет им. К.Е. Ворошилова АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АКСИОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ШАХМАТ
Предметом исследования является аксиология - важное направление современного философского знания. Актуальными проблемами аксиологии в наше время являются как вопросы общемирового масштаба (кризис понятия ценности, проблемы глобализации), так и проблемы, связанные с их изучением (междисциплинарность исследований, неоднозначность формулировок категориального аппарата). Поскольку шахматы являются отображением ряда культурных, социальных и философских процессов, происходящих в нашем обществе, представляется обоснованным исследовать аксиологическую составляющую шахматной игры. Для этого необходимо изучить проблематику ценностей в шахматной стратегии, глобализацию подходов к изучению отдельных аспектов шахматной игры и выявить их связь с аналогичными явлениями в культурном и социальном пространстве. Представляет интерес также сравнение ценностей в шахматах с унификацией ценностей современного общества. Методологической основой исследования является сочетание методов аксиологического и сравнительного анализа. Новизна исследования заключается в обращении к шахматной тематике при изучении актуальных аксиологических проблем. В результате проведенного анализа показано, что вопросы, аналогичные актуальным проблемам современной аксиологии, подвергались рассмотрению в пространстве шахмат. Автор демонстрирует, что индивидуальному подходу к тем или иным компонентам шахматной игры противопоставлялась концепция глобализации шахматной стратегии. Выдвинуто предположение о том, что проблема ценностей в современном обществе состоит в их чрезмерной унификации. Отмечается, что в шахматах можно выделить, по Н. Лосскому, категории безусловных и относительных ценностей. Применение этого подхода при исследовании проблем ценностей в нашем обществе может помочь в решении актуальных проблем современной аксиологии.
Ключевые слова: аксиология, глобализация, ценности, культура, кризис, шахматы.
G.Sh. Pilavov
Lugansk State Agrarian University named after K.E. Voroshilov ACTUAL PROBLEMS OF AXIOLOGY IN THE CONTEXT OF CHESS
The subject of the study is axiology, an important area of modern philosophical knowledge. The actual problems of axiology in our time are two issues on a global scale (the crisis of the concept of value, the problems of globalization) and problems related to their study (the interdisciplinarity of research, the ambiguity of the formulations of the categorical apparatus). Chess is a reflection of many cultural, social and philosophical processes taking place in our society, so it seems reasonable to investigate the axiological component of the chess game. To do this, it is necessary to study the problems of values in chess strategy and the globalization of approaches to the study of certain aspects of the chess game, as well as to identify their connection with similar phenomena in the cultural and social space. It is also of interest to compare the values in chess with the unification of the values of modern society. The methodological basis of the research is a combination of methods of axiological and comparative analysis. The novelty of the research lies in the appeal to chess topics in the study of current axiological problems. As a result of the analysis, it is shown that issues similar to the actual problems of modern axiology have been considered in the space of chess. The author demonstrates that the concept of globalization of chess strategy was opposed to an individual approach to certain
components of the chess game. It is suggested that the problem of values in modern society is their excessive unification. It is noted that in chess, according to N. Lossky, categories of unconditional and relative values can be distinguished. The application of this approach to the study of the problems of values in our society can help in solving the urgent problems of modern axiology.
Key words: axiology, globalization, values, culture, crisis, chess.
Одним из перспективных направлений развития современного философского знания является аксиология - учение о ценностях. Как отмечал В.В. Ильин, «человек не только и не столько существо разумное; он - существо ценностное» [7, с. 4]. Аналогичную мысль высказывал В.Ф. Анисимов, утверждая, что «повседневные поступки людей определяются не какими-то абстрактными мировоззренческими представлениями, а конкретными ценностными ориентациями» [2, с. 7]. Таким образом, можно констатировать высокую актуальность аксиологического проблемного поля.
Компликация изучения аксиологической проблематики заключается не только в междисциплинарности исследований, но и в неоднозначности формулировок категориального аппарата. Как отмечает О.А. Музыка, «... в современной литературе имеется более двухсот определений интегрального феномена «ценности»» [11, с. 190]. В настоящей работе предпринята попытка подвергнуть анализу актуальные проблемы аксиологии в контексте шахмат и их взаимосвязи с процессами, происходящими в обществе.
Следует отметить, что в современных исследованиях по аксиологии шахматная тематика затрагивается, но лишь в качестве примера, иллюстрирующего те или иные положения автора. Так, в работе К.С. Дивисенко «Ценности и установки в структуре жизненного мира» они используются для демонстрации контекстуальности смысловой конструкции жизненного мира. Автор утверждает, что в зависимости от ряда факторов «... может происходить адекватная (контекстуальная) интерпретация шахмат в качестве игры (а не каких-либо сувениров, поделок из дерева), но в то же время восприятие, переживание и интерпретация этих понятий «значимость» имеет иное значение предметов, порождает нехарактерную смысловую нагруженность» [6, с. 165]. Автор приходит к выводу, что в результате данного восприятия возможен адекватный, но в то же время не утилитарный подход к шахматам.
Мы же предлагаем подвергнуть анализу проблематику ценностей, которая существует как в окружающей нас действительности, так и на шахматной доске. Основанием для такого подхода может являться то, что шахматы, как отмечалось, «на протяжении всей истории человечества повторяют, а зачастую и предвосхищают процессы, происходящие в социокультурной и общественно-политической сфере, в научной и философской мысли» [14, с. 12].
Данное явление можно охарактеризовать термином социосимметрия. Рассмотрим современную актуальную аксиологическую проблематику посредством обращения к шахматному пространству.
Базовой основой для аксиологии является понятие ценности. Анализ данного объекта в контексте современного социума показывает ярко выраженный кризис ценностей, с которым столкнулась наша цивилизация. Корень большинства социальных проблем, являющихся актуальными в наше время, заключается в ценностных ориентациях, определяющих мировоззрение и поступки людей. Таким образом, препятствия, стоящие на пути построения гармонично развивающегося социума, связаны с идеалами, навязываемыми современными общественными институтами, под влиянием которых утрачиваются и искажаются общепринятые духовные ценности.
Данный кризис связан, несомненно, с интенсификацией в нашем обществе процессов глобализации. Как показывает в работе «Аксиология глобализации современного социума» Е.В. Полторакина, «познание мира определяет наши ценностные убеждения, и наоборот, ценностные убеждения определяют наше познание» [16, с. 138]. Однако при этом И. А. Аксинюшкин отмечает, что «ценности, диктуемые процессом глобализации, традиционной культурой воспринимаются как противостоящие ей по своей природе, ложные, искусственно навязываемые» [1, с. 135]. Таким образом, познавая мир, подвергнутый глобализации, мы сталкиваемся с конфликтом ценностной оценки его составляющих. Формируя ценностный универсум нашего мира, мы приходим к выводу, что в результате процессов глобализации доминирует субъективная интерпретация событий и объектов внешней реальности исключительно в формате детерминирующей роли глобализационных процессов, не допускающих интерпретационных разногласий. Размытость совокупности систем ценностей общества, находящегося в процессе глобализации, приводит к дестабилизации существовавших ранее систем ценностей.
Одной из важнейших причин данного кризиса является тот факт, что глобализация происходит исключительно на основе западных духовных ценностей, распространяя их на другие народы и культуры. Подобная унификация вызывает, как отмечал Р.А. Бушков, «. изменение жизненного уклада, традиций и культур целых народов и стран, вынуждая их к пересмотру и даже отказу от некоторых этнических и национальных ценностей» [4, с. 45]. Недостатки и эвентуальные негативные последствия такого подхода вполне очевидны.
Обращение к шахматному контексту показывает, что аналогичная проблематика уже была концептуализирована в процессе развития шахматных стратагем. В правилах шахмат есть строгий набор незыблемых ценностей. Например, мат или пат являются безусловным окончанием партии. Также существует общепринятая шкала ценностей шахматных фигур (пешка 1, конь 3, слон 3,5, ладья 5, ферзь 9). Однако уже здесь следует учитывать субъективные факторы (тип позиции, пешечную структуру, положение королей и многое другое), которые могут не только корректировать, но и существенно изменять ценность шахматных фигур.
Тем не менее еще в конце XIX века была сделана попытка глобализации шахматной стратегии. Её автор, один из сильнейших шахматистов той эпохи З. Тарраш, ввел в обиход ряд парадигм, которые, по его мнению, являлись универсальными законами, описывающими шахматные ценности. Широко известен ряд афоризмов, которые З. Тарраш возводил в абсолютные и незыблемые догмы. «Конь на краю доски всегда стоит плохо» [9, с. 152], «Тот, кто владеет центром, диктует характер игры» [9, с. 159]. Как отмечал историк шахмат И.Л. Майзелис, прямолинейное использование этих и иных правил «. привело к бездумной, автоматической игре на основе общих принципов без глубокого конкретного учета особенностей позиции» [12, с. 322]. При том что в целом З. Тарраш был прав - фигуры действительно плохо расположены на краю доски, а центр имеет важное значение в шахматах - шахматы, как и социум, своеобразной моделью которого они являются, слишком сложны, чтобы можно было руководствоваться универсальными законами и ценностными категориями. Как отмечал один из оппонентов З. Тарраша, чемпион мира Э. Ласкер, «если бы мир был создан по такому образцу, он был бы сверкающим дворцом» [9, с. 156]. Нельзя не согласиться и с наиболее принципиальным противником шахматной глобализации, выдающимся русским шахматистом М.И. Чигориным, который, как отмечает его биограф, «... боролся за индивидуальность каждого конкретного случая» [5, с. 9]. В рамках социосимметрии представляется возможным отметить, что М.И. Чигорина можно считать первым шахматным антиглобалистом.
Индивидуальный подход к ценностям в шахматах в настоящее время является превалирующим. Так, в шахматной литературе при изучении проблемных позиций с изолированной пешкой отмечается: «Ни Бронштейн, ни Нимцович, ни кто-либо из других авторов, касавшихся проблемы изолированной пешки, так и не сказали - все же, хорошо или нет иметь изолированную пешку? И неудивительно. Ответ на этот вопрос в каждой конкретной позиции может быть совершенно разным, он зависит от множества дополнительных факторов» [15, с. 3]. Аналогично в современной шахматной науке нет однозначного измерения ценностей при сравнении атаки и защиты, силы коня и слона и других стратегических вопросов, связанных с ценностной проблематикой.
Таким образом, в шахматной аксиологии мы видим два вида ценностей - безусловные (мат, пат, вечный шах) и относительные (сила фигур, важность позиционных факторов и стратегических типовых приемов). Аналогичным образом и в обществе существуют понятия, имеющие незыблемый характер. По С.Ф. Анисимову, всегда «... сохраняли свое абсолютно ценное значение или антиценный характер: болезнь, эпидемия, уродство, голод, преждевременная смерть, стихийные бедствия. Напротив, жизнь, здоровье, красота всегда и везде считались несомненными ценностями человеческого бытия» [2, с. 73]. Остальные ценности, даже возведенные в абсолют современной повесткой глобализации, носят дискуссионный характер.
Стоит отметить, что впервые аналогичная классификация была рассмотрена выдающимся русским философом Н.О. Лосским в его труде «Ценность и бытие», где он отмечал, что абсолютные ценности - это «ценности сами в себе безусловно оправданные и имеющие характер добра с любой стороны», а относительные же имеют «характер добра лишь в каком-либо отношении» [8, с. 63]. Безусловно, русский мыслитель в своих работах изучал рассматриваемые проблемы через призму метафизики. Тем не менее его разделение ценностей на абсолютные и относительные вполне применим в диалектической трактовке.
Проблематика ценностей в сфере культуры также нашла свое отражение в пространстве шахмат. Снижение общего уровня произведений культуры связано с процессами, происходящими на массовом потребительском рынке культуры, в частности, с тем, что «средний потребитель является главным, несмотря на невысокие потребности, интересы и вкусы» [13, с. 250]. В связи с этим упрощаются произведения в различных сферах культуры, выхолащивается их содержание. Широкое распространение получили т.н. саммари - короткое, сжатое изложение художественных или научных текстов. Многочисленные видеоролики предлагают пересказ шедевров мировой литературы, что, разумеется, выхолащивает и упрощает их содержательную часть.
Аналогичные процессы мы можем наблюдать в сфере шахмат. На смену серьезным трудам по теории и стратегии шахмат пришли ориентированные на любителей псевдоучебники и видеоматериалы, в которых даются советы, как легко выигрывать в шахматы, быстро стать мастером и т. д. Разумеется, ценность подобных произведений невелика, но они пользуются определенной популярностью, искажая реальную картину шахматной борьбы.
Еще более ярким маркером, показывающим, как в шахматах отображаются проблемы культуры современной цивилизации, является вопрос красоты. На протяжении всей истории человечества выдающиеся мыслители и писатели подчеркивали важнейшую роль красоты в жизни человека. Можно упомянуть «Диалоги» Платона, в которых автор дает глубокий и разносторонний анализ красоты, и «Письма об эстетическом воспитании человека» Ф. Шиллера; знаменитую фразу Ф.М. Достоевского
«Красота спасет мир» и культ красоты в поэзии Дж. Китса. Как писал Е.В. Аничков, «благодаря нашей способности воспринимать красоту, мир необходимости все-таки должен казаться нам не таким безысходным» [3, с. 16].
Однако в настоящее время, время кризиса различных форм искусства, понятие красоты во многом утратило свое значение и в значительной степени десакрализо-вано. Как отмечалось в работе З.С. Шашина и С.А. Шакина, «феномен красоты как смысловой ориентир развития общества», для нашей эпохи характерно «торжество массовой культуры и глобализации, стирающей различия между людьми и нациями, рождая серое тоскливое однообразие» [17, с. 17]. Средний потребитель «не понимает истинного значения красоты, он стремится стать «как все». Такое стремление - есть стремление к смерти индивидуальности» [17, с. 17]. В связи с этим очевиден кризис эстетики прекрасного. В числе причин данного явления отмечается «распад системы традиционных формообразований искусства и соответствующих регистров чувственной культуры» [10, с. 80]. При этом необходимо осознавать, что феномен красоты -это один из важнейших «смыслоценностных ориентиров в общественном сознании, необходимых для полноценного и гармоничного развития общества и отдельных индивидов» [17, с. 14]. Еще Плотин утверждал, что отсутствие красоты говорит об увядании бытия, однако, как мы видим, данная проблема является актуальной и для современного культурного и социального пространства.
Кризис красоты также нашел свое отражение в шахматной тематике. Шахматы с полным основанием считаются феноменом культуры, объединяя в себе элементы науки, искусства и спорта. Красота является несомненным атрибутом шахматного искусства. Еще во второй половине XIX века с началом активного проведения международных турниров в них были установлены призы за красоту (впервые награжден английский мастер Г. Берд в 1876 году). Такими призами выделялись особо красивые партии - блестящие жертвы и эффектные комбинации, которые впоследствии общепризнанно относились к мировой сокровищнице шахматного искусства. Призы за красоту, как правило, устанавливались в большинстве турниров различного уровня. Однако в настоящее время эта достойная традиция уходит в прошлое. В шахматах на смену культа красоты пришло стремление к результату любой ценой. Безусловно, спортивная составляющая шахмат и предполагает стремление к победе, но в данном случае она наносит непоправимый ущерб эстетической составляющей. Кроме того, врамках концепции «Цель оправдывает средства» в шахматы пришли такие негативные явления, как игра на время, читерство и т.д.
Аналогичным образом переживает кризис и такая отрасль шахмат, как шахматная композиция - составление задач и этюдов, которую образно называют поэзией шахмат. Если прежде имена наиболее выдающихся шахматных композиторов были на слуху у любителей шахмат, проводились массовые конкурсы решения и составления шахматных композиций, то в настоящее время это направление находится на задворках шахматной жизни. За несколько последних десятилетий не появилось сколько-нибудь значимых, красивых и запоминающихся задач или этюдов. Кризис красоты в шахматах, таким образом, отображает аналогичный процесс в социокультурном пространстве.
Подводя итоги, мы можем прийти к выводу о том, что проблема ценностей в современном обществе состоит в их чрезмерной унификации. В то же время в шахматах данная проблема решена за счет имманентного разделения ценностей по Н.О. Лосскому на безусловные и относительные. Как отмечает С.Ф. Анисимов, злободневная потребность «...в адекватной интересам человека оценке, в правильных критериях оценки, в нахождении верной шкалы отсчета ценностей жизни и культуры
превращает аксиологию из отвлеченного философского знания в науку огромного практического значения» [2, с. 43]. Использование шахматного контекста в рамках социосимметрии может, на наш взгляд, способствовать решению актуальной проблематики современной аксиологической науки.
Список литературы
1. Аксинюшкин И. А. Жизненные ценности личности в условиях глобализации // Вестник Поволжского института управления. - 2008. - С. 134-139.
2. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. Учебное пособие для изучающих философию. М.: Современные тетради, 2001. - 128 с.
3. Аничков Е.В. Литературные образы и мнения. СПб.: Тип. Пороховщиковой, 1904. - 185 с.
4. Бушков Р.А. Культура в современном мире // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2010. - С. 41-46.
5. Греков Н.И. М.И. Чигорин - великий русский шахматист. М.: ФиС, 1949. - 533 с.
6. Дивисенко К.С. Ценности и установки в структуре жизненного мира // Петербургская социология сегодня. - 2013. - Т. 1. - С. 159-174.
7. Ильин В. В. Аксиология. М.: Изд-во МГУ, 2005. - 216 с.
8. Лосский Н.О. Ценность и бытие. М.: АСТ, 2000. - 862 с.
9. Майзелис И. Л. Шахматы. М.: Детгиз, 1960. - 391 с.
10. Малахов, В. А. Феномен Красоты sub specie postontologiae // Литературоведческий сборник. - 2006. - № 28. - С. 80-90.
11. Музыка О. А. Социальная синергетика: методология, семантика, аксиология. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ 2010. - 288 с.
12. Нейштадт Я.И. Зигберт Тарраш. М.: ФиС, 1983. - 272 с.
13. Петров И.Ф. Аксиология современной культуры // Евразийское Научное Объединение. - 2019. - № 7-4(53). - С. 247-250.
14. Пилавов Г.Ш. Шахматы как отражение социально-философских концепций эпохи Просвещения // Гуманитарный вестник Донского государственного аграрного университета. - 2023. - № 1. - С. 12-19.
15. Пилавов Г.Ш. Изолированная пешка. Типичные позиции. Книга 2-я. Луганск: ФЛП Пальчак А.В., 2017. - 100 с.
16. Полторакина Е. В. Аксиология глобализации современного социума: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Ставрополь, 2001. - 171 с.
17. Шашин З.С. Феномен красоты как смысловой ориентир развития общества / З.С. Шашин, С.А. Шакин // Вестник Вятского государственного университета. - 2016. -№ 3. - С. 13-17.