УДК 794.1:304
М.В. Фоминых
Шахматы как социально-культурный феномен
В статье анализируются шахматы как игра, наука, спорт, искусство, выявляется роль шахмат в образовании человека и жизни общества, характеризуется современный шахматный мир, его социальная структура.
Ключевые слова: мир шахмат; социальное; культура; спорт; игра.
Говорят, что шахматам посвящено больше книг, чем всем остальным играм, вместе взятым. Проверить этот факт не так просто, но очевидно, что большая часть литературы посвящена различным компонентам игры — изучению стадий партии, а также тактике и стратегии, некоторая часть трудов раскрывает психологию игры, и меньше всего исследований относится к философскому осмыслению шахмат, а также определению их социальной роли. Одной из важных особенностей шахмат является то, что в них играют люди всех возрастов, национальностей, социальных слоев. При этом сам «шахматный мир» делится на разные социальные группы: спортсмены-профессионалы и любители, тренеры и шахматные педагоги, болельщики, организаторы, более подробно мы осветим данный вопрос ниже.
По данным Международной шахматной федерации (ФИДЕ), в шахматы играет более 600 млн людей на планете. По словам президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова, его задача состоит в том, чтобы к 2020 г. число игроков выросло до миллиарда: «Я поставил задачу довести это число до 1 млрд. Из 7 млрд 1 млрд должен играть в шахматы. Почему 1 млрд, а не 700 или 800 млн? Лет 20 назад была такая теория "золотого миллиарда". На Земле слишком много людей живет, достаточно 1 млрд и они должны хорошо жить. Вот такая западная экономическая теория. В противовес западным экономистам и философам, я поставил другую цель — 1 млрд умных людей» [7: URL].
Шахматисты традиционно ассоциируются в обществе с умными, мыслящими людьми. Исследования доказывают, что занятия шахматами для пожилых людей — одно из лучших средств профилактики болезни Альцгеймера, еще большее количество исследований подтверждают положительное влияние занятий шахматами для детей, в том числе связанное с общей успеваемостью в школе. В 2017 г. Правительством РФ была принята Концепция развития образования до 2020 года, в которой «в основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте "Образование", как открытость
© Фоминых М.В., 2018
образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений» [9: URL].
Концептуальный подход к образованию в последнее время претерпевает значительные изменения. На первый план выходят такие навыки, как способность ориентироваться в существующих условиях, самостоятельность при принятии решений, гибкость и способность работать с источниками информации. Системный подход и умение структурировать выходят на первый план, являясь приоритетными навыками для обучающихся. В связи с этим в обязательную школьную программу в ближайшее время должен войти такой предмет, как «шахматы». Ознакомление с принципами древней игры, использование стратегических приемов из шахмат способствуют развитию абстрактного мышления, формируют морально-этический кодекс, учат ответственности и развивают личностные качества. Кроме того, интенсивная мозговая деятельность, являющаяся необходимым условием для изучения шахмат, положительно влияет на психическое здоровье.
В настоящее время имеется достаточно большой опыт включения шахмат в школьную программу в Армении, Испании, Мексике, Польше, Венгрии, Турции и т. д. Полученные результаты свидетельствуют о позитивном влиянии игры на подрастающее поколение. Те, кто занимался шахматами в детстве, демонстрируют более высокую социальную активность, среди них выше процент поступающих в высшие учебные заведения. В последние годы в России наблюдается резкий рост популярности шахмат, активно реализуется проект «Шахматы в школе». Так, в октябре 2016 г. в Москве насчитывалось 100 школ — участниц проекта, в Калужской области — 46. По данным Департамента образования города Москвы, в 2017 г. число школ — участниц программы составляет уже более двухсот [15: URL].
В связи с вышеизложенным нам представляется актуальной идея философского осмысления шахмат как социокультурного феномена. Шахматы — игра, сочетающая в себе спорт, науку и искусство, задача философов, а также педагогов состоит в том, чтобы рассмотреть их как предмет, влияющий на формирование мировоззрения, выявить характерные особенности шахмат как инструмента социальной адаптации, социализации.
Шахматы — интеллектуальная настольная игра, возникшая примерно в I—II в. н. э., если начинать отсчет с праматери — индийской чатуранги, в которой участвовали четыре игрока (т. е. вдвое больше, чем сегодня). В ча-туранге у игроков с одной стороны были красные и желтые фигуры, а у противников — черные и зеленые. В древней игре отсутствовал ферзь, были только король, слон, колесница (сейчас это ладья), конь и несколько пешек. Расстановка фигур была совершенно иной, правила тоже сильно отличались. Партия длилась значительно дольше — 100-200 ходов, которые определялись не поочередно и не путем выигрыша, а жеребьевкой. Бросались кости — т. е. изначально шахматы не были игрой чисто логической.
В VII в. игра пришла в Персию и была переименована в шатранж (возможны различные варианты написания). От современных шахмат было значительно меньше отличий, фигуры те же, играли двое, но ферзь, слон и пешка ходили иначе и не было рокировки.
В IX в. игра проникла в страны Западной Европы, Скандинавию и на Русь и получила современное название «шахматы». Оно происходит от слияния двух тюркских слов «шах» и «мат», что означает «правитель повержен».
Знаменитые врачи древности Гиппократ и Гален были убеждены, что шахматы оказывают целебное воздействие на организм. А в Средние века церковь запрещала эту игру, считая ее бесовской. Английский поэт конца XII - начала XIII в. советовал при игре в шахматы воздерживаться от насмешек в адрес слабого партнера (кто знает, может быть, он искусно владеет шпагой), лучше просто поставить противнику мат и уйти своей дорогой [10].
По определению многократного чемпиона мира М.М. Ботвинника, «суть шахмат в том, что они являются типичной неточной задачей. Проще говоря, шахматы ставят настолько сложные проблемы, что они не могут быть решены точно... Кстати, жизнь человека с кибернетической точки зрения и состоит в непрерывном решении неточных задач» [2: с. 225].
Ни у кого не возникает сомнений в том, что шахматы — игра, причем интеллектуальная. Игра — наиболее эффективный способ гармонизации внутреннего мира человека (его способностей или талантов) с внешним ему миром посредством какого-либо вида деятельности. Можно сказать также, что игра гармонизирует естественные и приобретенные (искусственные) качества человека. Спорт — это тоже игра, но в условиях соперничества с другими игроками, называемыми в таком случае спортсменами. Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport — «игра», «развлечение») — организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей. «Игра, — как отмечает современный американский философ Марта Нуссбаум, — учит людей способности жить с другими людьми самостоятельно, без контроля извне; она соединяет опыт уязвимости и удивления с опытом любознательности и чуда...» [11: с. 163], т. е. соединяет внутренний мир человека с внешним ему миром.
Неопределенность характера игры и ее результата приближает шахматы к творчеству, а эстетическая составляющая позволяет сравнивать шахматы с искусством. Интеллектуальные игры развивают воображение человека, пробуждают стремление к новым целям, новым высотам. Спорт же, кроме всего, воспитывает уважение к сопернику, к другим людям. Эта важная социальная функция спорта. К спорту шахматы были причислены не сразу, лишь в 1999 г. Международный олимпийский комитет признал шахматы официальным видом спорта, при этом они не были включены в программу Олимпийских игр.
Поскольку шахматы — игра сложная, требующая постоянного анализа, глубокой концентрации и изучения огромного количества информации, можно утверждать, что шахматист приобретает исследовательские навыки, а исследование
не существует без критики, без развития критического мышления, без стремления к истине познания, к истине борьбы, борьбы честной и справедливой.
Почему шахматы можно причислить к культуре, к сфере искусств? Одно из многочисленных определений культуры — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Игра — это творческий процесс, каждая партия — творчество. Правда, шахматисты уже много лет пытаются защитить шахматную партию как объект авторского права — и терпят поражения в суде.
В защиту шахмат как сферы искусства можно прибегнуть к аналогии М.М. Ботвинника [1]: 1) звук (явление) — акустика (наука) — музыка (искусство) и 2) мысль (явление) — логика (наука) — шахматы (искусство). Известные гроссмейстеры и теоретики шахмат: Эм. Ласкер, И.Е. Болеслав-ский, М.И. Чигорин, А.А. Алехин, А.К. Рубинштейн, Р. Рети, Ю.Л. Авербах, Д.И. Бронштейн, А. О'Келли, Н.В. Крогиус и многие другие причисляли шахматы к искусству. Ряд специальных работ, особенно посвященных шахматной композиции, носят искусствоведческий характер.
И. Бродский говорил в своей нобелевской лекции: «Всякая новая эстетическая реальность уточняет для человека его реальность этическую. Ибо эстетика — мать этики; понятия "хорошо" и "плохо" — понятия прежде всего эстетические, предваряющие категории "добро" и "зло"... Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободней — хотя, возможно, и не счастливей... В антропологическом смысле... человек является существом эстетическим прежде, чем этическим» [3: URL]. Развивая мысль поэта, можно сказать, что шахматы, посредством эстетического воспитания (шахматист решает этюды, смотрит красивые партии) — делают человека более нравственным.
Культурная глубина шахмат состоит не только в их глубокой стратегической наполненности, она содержится также в истории, этнографии, диалектике развития самой игры и методах ее познания. Можно стать гроссмейстером, но не охватить всей шахматной культуры, как можно играть на скрипке, не будучи знакомым с творчеством Паганини. Сама история шахмат — уже часть культуры человечества.
Какую роль в процессе становления индивида играют шахматы? Какова их социальная роль?
Согласно латинско-русскому словарю слово sociälis, [socius] имеет несколько значений: 1) товарищеский, приятельский, дружеский; общительный, общественный; 2) брачный, супружеский; свадебный; 3) союзный, союзнический; а слово sociälitäs [socialis] означает общество, ближайшее окружение [13: с. 713-714]. Каждое из указанных значений выражает позитивную основу единения людей. Единства людей, различающиеся по этническим, половым, возрастным, профессиональным, религиозным, идеологическим, финансовым и другим признакам как основаниям их единства являются социальными единствами. Социальное, следовательно, есть общественно различное,
проявляющееся в отношении человека как к своему внутреннему миру (к своим качествам), так и к внешнему миру (политическому, экономическому, религиозному и др.). Отношение к внешнему миру выражается в языке такими словосочетаниями, как социально-экономические, социально-политические, социально-нравственные и тому подобные отношения. Социальная идентификация человека есть результат согласия (компромисса) внутреннего мира человека с внешним ему миром той или иной общности людей.
Словари иностранных слов придерживаются этого же значения, когда выражают значение слова «социальное» словосочетаниями «социальная структура», «социальная группа» или просто отмечают генетическую связь социального «с жизнью и отношениями людей в обществе» [12: с. 468]. Понятие «социальная политика», в частности, характеризуется как «политика в отношении различных групп общества» [13: с. 585]. Примером социального единства людей является соборное единство, соборность, понимаемая как свободное единение людей, основанное на любви и Божьей благодати (А.С. Хомяков). Понятие «социальное государство» есть пример contradiction in adjectotio, так как государство всегда состоит из объединений людей, различающихся по своим интересам, общественному положению, источникам дохода и другим признакам.
Э. Дюркгейм в качестве основы социального рассматривает феномен неравенства сил между индивидами или группами. Благодаря неравенству сил одни из индивидов могут навязать другим определенные взгляды, чувства, поступки. Так, в «Методе социологии» говорится о том, что название социальных должно быть присвоено таким способам мышления, деятельности и чувствования, которые навязаны принудительной силой [6: с. 31]. Субстратом социального является общество, его отдельные группы. Согласно М. Веберу, основой социального единства людей выступает взаимопонимание их действий или ответных реакций на действия друг друга [4].
Саму по себе игру в шахматы, невозможную без ориентации на действия соперника, нельзя назвать социальной. Но при этом шахматы как вид деятельности, как предмет однозначно являются общественным (социальным) делом. Очевидно, что роль шахмат как социального феномена меняется в зависимости от времени, страны, от отношения общества и власти к этой игре. Можно предположить, что решение Министерства образования внедрить шахматы в систему школьного образования говорит о том, что в настоящий момент шахматы в России являются одним из социальных институтов. Можно говорить о выделении шахматистов в отдельную социальную группу c наступлением ХХ в., когда стали регулярно проводиться чемпионаты, появилась возможность выполнять разряды и звания. Критерием данного выделения может быть в первую очередь знакомство с правилами игры, рассмотрение шахмат как способа времяпрепровождения, интерес к событиям из шахматной жизни. При этом возрастные и профессиональные критерии в данном случае не являются значимыми.
В то же время шахматы настолько многогранны, что их роль в жизни общества не может ограничиться какой-либо одной составляющей. В настоящее время можно говорить о шахматах, как способе проведения досуга, виде спорта, сфере интеллектуальной деятельности.
В целом можно говорить о шахматах как ярком социокультурном феномене, включающем в себя различные составляющие. В них есть элементы науки, спорта, искусства, они несут социальную и адаптивную функции. В зависимости от того, какой из присущих шахматам элементов выходит на передний план, можно говорить о спортивной, образовательной или эстетической роли шахмат. Посредством древней игры можно формировать морально-этический кодекс современного человека, у играющих в шахматы людей развиваются когнитивные навыки.
В рамках социальных групп, объединенных любовью к шахматам, существуют различные субкультуры. Можно выделить субкультуру профессиональных спортсменов, судей, учащихся спортивных школ, «вымирающая» группа играющих по переписке. Профессиональное сообщество делится на две группы: элиту (традиционный критерий — отметка рейтинга шахматистов — ЭЛО 2700 и выше) и всех остальных, имеющих звания и регулярно играющих в турнирах, зарабатывающих деньги игрой в шахматы (но чаще всего чем-то еще, например работой тренером). Под словом любители мы подразумеваем основную массу игроков и поклонников шахмат, для которых участие в соревнованиях не является основным средством существования. В отдельную группу следует выделить тренеров (хотя многие профессионалы совмещают игру и используют тренерство как дополнительную работу), шахматных организаторов, шахматных литераторов (чаще всего это бывшие профессиональные игроки), журналистов, а также композиторов (составителей и решателей шахматных задач и этюдов, по композиции проводятся даже чемпионаты мира).
Совокупность вышеназванных групп формирует понятие «мир шахмат», многообразие которого поражает. При этом внутри социальной группы шахматистов имеется значительная дифференциация. Как и во многих других областях и видах спорта, профессиональная спортивная деятельность шахматистов очень далека от шахматного образования. В мире спорта важны результаты (очки, голы, секунды), профессионалы в режиме онлайн следят за турнирами по Интернету, пользуются последними разработками в области технологий. В мире шахматного образования в лучшем случае знакомы с именем последнего чемпиона мира. Любители шахмат часто лучше знают чемпионов прошлого столетия, нежели игроков сегодняшней элиты. Шахматные композиторы обособлены от других шахматных субкультур. С развитием Интернета огромное количество любителей шахмат живут в исключительно виртуальном шахматном пространстве: играют в Интернете, следят за новостями, общаются на специализированных форумах. В то время как в зале чемпионата мира собирается несколько сотен болельщиков, на просторах Сети живую трансляцию смотрят десятки тысяч человек со всех концов света.
Резюмируя вышесказанное, сделаем несколько выводов:
1. Роль шахмат как социального феномена меняется в зависимости от времени, страны, от отношения общества и власти к этой игре. Декларация о введении во всех школах предмета «шахматы» в 2017 г. является признанием Министерством образования и обществом новой социальной роли шахмат как учебной дисциплины, способной развивать когнитивные навыки и формировать морально-этический кодекс современного человека.
2. Шахматы являются объектом культуры в двух ипостасях: во-первых, партию или ее фрагмент (шахматную задачу, этюд) можно рассматривать как произведение искусства, созданного с помощью мысли, имеющей материальное воплощение в виде позиции и варианта, записанного с помощью нотации; во-вторых, культурное наследие шахмат содержится в истории, этнографии, диалектике развития самой игры и методах ее познания.
3. Мир шахмат — огромная социальная группа, которая делится на множество субкультур, которые имеют точки пересечения (карьера шахматиста часто переход из одной субкультуры в другую: учащийся спортшколы -профессионал - тренер - автор книг, теоретик), но при этом внутри группы имеется значительная дифференциация.
Литература
1. БотвинникМ.М. Искусство ли шахматы? // Ботвинник М.М. Аналитические и критические работы 1928-1986: статьи, воспоминания. М.: Физкультура и спорт, 1987. С. 77-84.
2. Ботвинник М.М. Люди и машины за шахматной доской // Ботвинник М.М. Аналитические и критические работы 1926-1986: статьи, воспоминания. М.: Физкультура и спорт, 1987. С. 224-229.
3. Бродский Иосиф. Нобелевская лекция. [Электронный ресурс] // Библиотека Максима Мошкова | Иосиф Бродский. URL: http://lib.ru/BRODSKIJ/lect.txt (дата обращения: 29.11.2017).
4. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избр. произв.: пер. с нем., сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с. (Социологическая мысль Запада).
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 2. М.: Олма-Пресс, 2002. 672 с.
6. Дюркгейм Э. Метод социологии // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр., сост., послесл., примеч. А.Б. Гофмана. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2006. 352 с. (История социологии в памятниках).
7. Илюмжинов: до 2020 года один млрд людей должен играть в шахматы. [Электронный ресурс] // Интервью изданию «Спорт FM». URL: https://sportfm.ru/news/ ilyumzhinov-do-2020-goda-odin-mlrd-lyudey-dolzhen-igrat-v-shakhmaty.html?region=msk (дата обращения: 10.12.2017).
8. Интересно о шахматах. [Электронный ресурс] // Развлекательно-познавательный сайт «Делу — время, потехе — час». URL: http://delovremja.ru/publ/24-1-0-92 (дата обращения: 08.12.2017).
9. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 годы. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства России. URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 11.12.2017).
10. Лучицкая С.И. Шахматы как метафора средневекового общества // Одиссей: Человек в истории. Альманах. Т. 19. М.: Наука, 2007. С. 67-84.
11. Нуссбаум М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки / пер. с англ. М. Бендет; под науч. ред. А. Смирнова: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом ВШЭ, 2014. 192 с. (Теория и практика образования).
12. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1988. 608 с.
13. Словарь иностранных слов / сост.: М.Ю. Женило, Е.С. Юрченко. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 800 с.
14. Сухин И.Г. Дидактическое обеспечение развития способности действовать в «уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 23 с.
15. Шахматы в школе. [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1 %85%D0%BC%D0%B0%D1 %82%D1 %8B_%D0%B2_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5 (дата обращения: 13.12.2017).
Literatura
1. Botvinnik M.M. Iskusstvo li shaxmaty'? // Botvinnik M.M. Analiticheskie i kriti-cheskie raboty' 1928-1986: stat'i, vospominaniya. M.: Fizkul'tura i sport, 1987. S. 77-84.
2. Botvinnik M.M. Lyudi i mashiny' za shaxmatnoj doskoj // Botvinnik M.M. Analiticheskie i kriticheskie raboty' 1926-1986: stat'i, vospominaniya. M.: Fizkul'tura i sport. 1987. S. 224-229
3. BrodskijIosif. Nobelevskaya lekciya. [E'lektronny'j resurs] // Biblioteka Maksima Moshko-va I Iosif Brodskij. URL: http://lib.ru/BRODSKIJ/lect.txt (data obrashheniya: 29.11.2017).
4. VeberM. Osnovny'e sociologicheskie ponyatiya // Veber M. Izbr. proizv.: per. s nem., sost., obshh. red. i poslesl. Yu.N. Davy'dova; predisl. P.P. Gajdenko. M.: Progress, 1990. 808 s. (Sociologicheskaya my'sl' Zapada).
5. Dal'VI. Tolkovy'j slovar' zhivogo velikorusskogo yazy'ka: v 4 t. T. 2. M.: Olma-Press, 2002. 672 s.
6. Dyurkgejm E'. Metod sociologii // Dyurkgejm E'. Sociologiya. Ee predmet, metod, prednaznachenie / per. s fr., sost., poslesl., primech. A.B. Gofmana. M.: Kanon + ROOI «Reabilitaciya», 2006. 352 s. (Istoriya sociologii v pamyatnikax).
7. Ilyumzhinov: do 2020 goda odin mlrd lyudej dolzhen igrat' v shaxmaty' [E'lektronny'j resurs] // Interv'yu izdaniyu «Sport FM». URL: https://sportfm.ru/news/ilyumzhi-nov-do-2020-goda-odin-mlrd-lyudey-dolzhen-igrat-v-shakhmaty.html?region=msk (data obrashheniya: 10.12.2017).
8. Interesno o shaxmatax. [E'lektronny'j resurs] // Razvlekatel'no-poznavatel'ny'j sajt «Delu — vremya, potexe — chas». URL: http://delovremja.ru/publ/24-1-0-92 (data obrashheniya: 08.12.2017).
9. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy' razvitiya obrazovaniya na 20162020 gody'. [E'lektronny'j resurs] // Oficialny'j sajt Pravitel'stva Rossii. URL: http://static. government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (data obrashheniya: 11.12.2017).
10. Luchiczkaya S.I. Shaxmaty' kak metafora srednevekovogo obshhestva // Odissej: Chelovek v istorii. Al'manax. M.: Nauka, 2007. T. 19. S. 67-84.
11. Nussbaum M. Ne radi priby'li: zachem demokratii nuzhny' gumanitarny'e nauki / per. s angl. M. Bendet; pod nauch. red. A. Smirnova: Nac. issled. un-t «Vy'sshaya shkola e'konomiki». M.: Izd. dom VSHE', 2014. 192 s. (Teoriya i praktika obrazovaniya).
12. Slovar' inostranny'x slov. 15-e izd., ispr. M.: Rus. yaz., 1988. 608 s.
13. Slovar' inostranny'x slov / sost.: M.Yu. Zhenilo, E.S. Yurchenko. Rostov n/D.: Feniks, 2001. 800 s.
14. Suxin I.G. Didakticheskoe obespechenie razvitiya sposobnosti dejstvovat' v «ume» u doshkol'nikov v kontekste obucheniya igre v shaxmaty': avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2008. 23 s.
15. Shaxmaty' v shkole. [E'lektronny'j resurs] // Vikipediya. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%oD1%82%D1%8B_%D0%B2 _%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5 (data obrashheniya: 13.12.2017).
M.V. Fominy'kh
Chess as a Socio-Cultural Phenomenon
The article analyzes chess as a game, science, sports, art. The role of chess in human education and social life is revealed. The modern chess world and its social structure is characterized.
Keywords: world of chess; social sphere; culture; sports; game.