Научная статья на тему 'Актуальные подходы к изучению русского языка в школе'

Актуальные подходы к изучению русского языка в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3033
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ (ЦЕННОСТНЫЙ) / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ / METHODS OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE / ELEMENTARY SCHOOL / CULTURAL / AXIOLOGICAL (EVALUATIVE) / ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Первова Галина Михайловна, Маслова Марина Валентиновна, Павлинова Ирина Анатольевна

Рассмотрена проблема поиска актуальных подходов к изучению русского языка в начальной и основной средней школе. В качестве ведущих выделены три образовательных подхода: культурологический, аксиологический и деятельностный. Концепции культурологического подхода наиболее продуктивно реализуются в школьном курсе обучения русскому языку. Приводятся примеры из учебных материалов по русскому языку альтернативных систем обучения («Планета знаний» и др.). Культурологический подход тесно взаимодействует с педагогической аксиологией. Остро поставлен вопрос о недостатках формирования ценностного отношения к русскому языку как государственному и как языку межнационального общения. Язык должен восприниматься школьниками как истинная жизненная и образовательная национальная ценность, а для педагога он является не только предметом обучения, но и ключевым средством гражданского воспитания учащихся, инструментом профессиональной деятельности. Показано недостаточное воздействие деятельностного подхода к развитию речи в начальных классах. Практико-ориентированное обучение языку декларируется в документах и учебных материалах, в то же время недостает пособий по внедрению точной, чистой, ясной и выразительной речи для младших школьников, практических пособий по совершенствованию речевой деятельности для подростков. Намечены задачи педагогов по решению названных проблем и реализации актуальных образовательных подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT APPROACHES TO THE STUDY OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN SCHOOL

The problem of finding relevant approaches to the study of the Russian language in primary and secondary school is considered. The three educational approaches are pointed out as leading: cultural, axiological and active. Concepts of cultural approach are most efficiently implemented in a school course of studying Russian language. There are examples of training materials on Russian language alternative learning systems (“Planeta Znaniy” (planet of knowledge) and others). Cultural approach is working closely with the educational axiology. The question of the shortcomings of the formation of value attitude to the Russian language as a state language and as a language of international communication is raised. Language should be seen by students as a true life and national educational value, and for the teacher it is not only a subject of study, but also a key for civic education of pupils, professional work tool. The lack of exposure to active approach to language development in primary school is also shown. Practical language training is declared in the documents and training materials, at the same time there is lack of materials for the implementation of accurate, clean, clear and expressive speech for younger pupils, there are no practical tools for improving speech activity for teenagers. The task of teachers to address these challenges and current educational approaches is outlined.

Текст научной работы на тему «Актуальные подходы к изучению русского языка в школе»

УДК 373.31+811.161.1

АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

© Галина Михайловна ПЕРВОВА

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected] © Марина Валентиновна МАСЛОВА учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 29» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Степана Разина, 7 аспирант, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: [email protected] © Ирина Анатольевна ПАВЛИНОВА учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» 393191, Российская Федерация, Тамбовская область, г. Котовск, ул. 9-й Пятилетки, 5а, корп. 1 соискатель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: [email protected]

Рассмотрена проблема поиска актуальных подходов к изучению русского языка в начальной и основной средней школе. В качестве ведущих выделены три образовательных подхода: культурологический, аксиологический и деятельностный. Концепции культурологического подхода наиболее продуктивно реализуются в школьном курсе обучения русскому языку. Приводятся примеры из учебных материалов по русскому языку альтернативных систем обучения («Планета знаний» и др.). Культурологический подход тесно взаимодействует с педагогической аксиологией. Остро поставлен вопрос о недостатках формирования ценностного отношения к русскому языку как государственному и как языку межнационального общения. Язык должен восприниматься школьниками как истинная жизненная и образовательная национальная ценность, а для педагога он является не только предметом обучения, но и ключевым средством гражданского воспитания учащихся, инструментом профессиональной деятельности. Показано недостаточное воздействие деятельностного подхода к развитию речи в начальных классах. Практико-ориентированное обучение языку декларируется в документах и учебных материалах, в то же время недостает пособий по внедрению точной, чистой, ясной и выразительной речи для младших школьников, практических пособий по совершенствованию речевой деятельности для подростков. Намечены задачи педагогов по решению названных проблем и реализации актуальных образовательных подходов.

Ключевые слова: методика обучения русскому языку; начальная школа; культурологический, аксиологический (ценностный), деятельностный подходы

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-5-14

Язык у человека мал, А сколько жизней он сломал.

Омар Хайям

Современная образовательная ситуация является полипарадигмальной и объединяет личностно-ориентированную, компетентно-стную, культурно-историческую, когнитивно-информационную и иные актуальные парадигмы, из которых формируются образовательные подходы. Любой подход отражает

основную направленность образования, источник и способ постановки педагогических целей, представление о системе знаний и умений, нужных человеку конкретной исторической эпохи, осознание способов развития человека, представление о месте педагога и ребенка в системе обучения и воспитания. Подходы рождают педагогические теории, системы обучения, технологические модели,

широко представленные в педагогической науке нового времени [1].

Тенденция к интеграции названных подходов обеспечивает эффективность существующих педагогических систем обучения и воспитания, которые применяются в школе. Теоретической основой фундаментального ядра школьного общего образования являются сформулированные и устоявшиеся в отечественной педагогике идеи культурологического подхода (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский), а также системно-деятель-ностного подхода к формированию содержания (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) [2, с. 5].

Согласно концепции культурологического подхода источник формирования содержания общего образования - культура, отражающая наиболее значимые формы социокультурного опыта [2, с. 6]. Системно-деятельностный подход наиболее полно описывает структуру деятельности, анализ видов ведущей деятельности (игровой, учебной, коммуникативной), условия и механизмы процесса усвоения. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД) в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Учитывается опыт компетентностного подхода, а именно его акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки [2, с. 7].

Культурологический подход предполагает решение воспитательных задач на основе сложившихся культурных традиций конкретного общества, соответствующих особенностям и менталитету нации, передающей лучшие достижения культуры следующим поколениям. Для нашего объекта исследования (процесс изучения русского языка младшими школьниками и подростками) этот подход особенно важен в отношении отбора учебного материала, который должен быть освоен как смыслообразующий и социализирующий культурный языковой пласт. С другой стороны, культурологический подход рассматривает человека как субъекта духовной культуры, способного к культуро-творчеству и в этом себя выражающего, что

важно для растущей личности. Наконец, этот подход в целом усиливает гуманистические взгляды педагога на развитие человека.

Включение лингвокультурологического материала в содержание обучения русскому языку на начальных ступенях позволяет обучающимся воспринимать язык как явление национальной культуры, что соответствует и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего общего образования. Так, в учебно-методическом комплекте «Планета знаний», по которому ведется обучение в средней общеобразовательной школе г. Котовск Тамбовской области в настоящее время, присутствуют следующие факторы культурологического подхода:

- в учебники по русскому языку включены высказывания ученых, писателей о языке, его значимости, силе, богатстве, выразительности: «Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной». (П.А. Вяземский); «Народ выражает себя в языке своем. Народ действует; его деятельностью управляет ум; ум и деятельность народа отражаются в языке его». (И.И. Срезневский); «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей». (Л.Н. Толстой); «И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь». (И.А. Бунин);

- пословицы и поговорки о языке: «Язык мой - враг мой: наперед ума глаголет»; «Язык мал, да всем телом владеет»;

- тексты, воссоздающие национально-культурный фон России: фольклорные произведения разных жанров, произведения художественной литературы, отражающие особенности характера русского народа, например, стихотворения А. Дементьева «Россия», О. Фокиной «Храни огонь родного очага...» [3].

Такие же явления мы наблюдаем в дидактических материалах других систем обучения: «Школа России», «Школа 2100», «Перспектива», «Начальная школа 21 века». Учебники русского языка содержат тексты о быте и жизни русского народа, о неразрывной связи жизни человека с изменениями, происходящими в языке: «Подобно

тому, как дерево вырастает из корня, ствол его постепенно крепнет, поднимается к небу и ветвится, славянские языки выросли из праславянского языка.»; «Древние славяне называли рожь житом, и в слове «жить» был тот же корень. Почему? Да потому, что хлеб -основа жизни. А помещение для зерна наши предки называли житницей» [4, с. 32].

На протяжении всего обучения школьники наблюдают за использованием синонимов, изучение которых предоставляет педагогу возможности для обогащения представлений о русской языковой картине мира. Знание лексических единиц, в которых закреплено ценностное отношение русского народа к определенному явлению, может быть раскрыто для детей в контексте культуры, если рассмотреть синонимичный ряд слов и выражений, в который входят лексические единицы, уделяя внимание компонентам семантики лексем и устойчивых сочетаний: например, Родина, Отчизна, Отечество, Россия, Русь-матушка, родная сторона, отчий край, родная земля, край отцов, родные места и т. д.

Как видим из примеров, наряду с установками культурологического подхода присутствуют идеи и положения аксиологического подхода. Можно только приветствовать то обстоятельство, что отбор дидактического материала авторами учебников «Русский язык» осуществляется с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей, когда представлены разнообразные по форме и содержанию материалы, воспитывающие любовь к своей стране и своему языку [5].

Однако таких ценностных материалов все же недостаточно. Нельзя не разделить тревогу филологов-преподавателей о снижении интереса к русскому языку как родному, что произошло в эпоху преобразования просвещения в сферу услуг. Снизился пороговый уровень знаний выпускников по русскому языку, что отрицательно сказывается на общей успеваемости школьников и студентов. В то же время изучение иностранного языка воспринимается молодыми людьми как формула престижа, высокого уровня развития человека, его социального положения. В юных россиянах заметно невладение нормами русского языка, отказ от его глубокого

изучения, зато они охотно щеголяют варваризмами.

Политическая ситуация, давление идеологов однополярного мира коснулись и языковых проблем: ныне в мировом сообществе господствует английский язык и его американский вариант. В российском провинциальном вузе витает идея о том, чтобы русские преподаватели читали русским студентам лекции на иностранном языке, что якобы и является показателем высшей квалификации. Такую же либеральную идею вынашивают чиновники Министерства образования и науки РФ: планируется в единый государственный экзамен включить как обязательный иностранный язык. Тем самым уравнивается значимость изучения двух и трех языков: русского как государственного языка Российской Федерации, родного - в республиках РФ и иностранного.

Владение государственным русским и национальным родным языком Российской Федерации на одинаковом уровне справедливо закреплено государственными документами [6, с. 47-51]. Но три обязательных языка для всех и каждого - вопрос дискуссионный.

С одной стороны, это положительное расширение поля языковых связей в условиях массовой глобальной коммуникации, возможностей межнационального общения за границами родной страны. Но, с другой стороны, кто изучал вопрос и доказал, что современные школьники в общеобразовательной школе, а не в гуманитарной гимназии воспринимают иностранный язык как нечто новое, передовое, и никакая «языковая оккупация» их не пугает, не отталкивает новая нагрузка на ЕГЭ? На факультете начального образования опрос студентов-первокурсников показал, что они-то настроены на глубокое изучение русского языка и литературы в силу профессиональных интересов, только одна студентка из двадцати пяти согласилась заниматься дополнительно на курсах английского языка, имея удовлетворительную оценку по русскому.

При политике уравнивания образовательной значимости языков престиж русского языка как государственного (по Конституции РФ) и тем более как языка межнационального общения ни в нашем обществе, ни в мире не поднять. А поднимать необходимо.

Мы наблюдаем, как иностранные студенты, обучаясь в ТГУ им. Г.Р. Державина, ощущают себя хозяевами своей речи, им лекции читают на их родном языке, они игнорируют русский язык и в транспорте, и в общежитии. Живя и обучаясь в России, единицы иностранных студентов овладевают русским языком, а мы, как и в крыловские времена, преклоняемся перед чужим языком, готовы считать его равным нашему государственному, а сами говорим на «смеси французского с нижегородским», русские студенты слабо знают грамматику родного языка и практику родной речи.

Такие обстоятельства обязывают исследователей обратиться к педагогической аксиологии в интересах воспитания школьников как граждан Российской Федерации. Русский язык для учащихся начальных классов и в дальнейшем обучении должен быть непреходящей жизненной и образовательной национальной ценностью.

«Известно, что родной язык является не просто главным хранителем культуры и истории народа, его ценностей и моделей поведения, но и самим своим существованием он обеспечивает существование языкового типа... Незнание своего языка провоцирует изменения на уровне семантики, исчезновение имен-символов, смену поведенческих моделей и т. д., и в конечном итоге исчезновение национальной языковой личности -продукта длительного исторического развития и объекта межпоколенной передачи опыта», - таково мнение доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой Московского городского педагогического университета И.А. Бубновой [7, с. 3].

Забота о сохранении языка как национальной культурной ценности, например, ярко выражена как часть языковой политики во Франции. В этой стране издается огромное количество учебников французского языка, энциклопедий, словарей новых, редких, трудных слов, крылатых выражений, жаргонных, диалектных, просторечных слов и т. д., которые предназначены не только для специалистов и учащихся разных типов школ, но и для широкого круга читателей.

Популяризацией французского языка там занимаются активно на государственном уровне, так, как у нас занимаются продвижением иностранного языка. Кроме того, в са-

мых крупных газетах ("Le Figaro", "Le Parisien"), в самых влиятельных журналах ("Paris Match", "Le Point") и телеканалах ("Demain", "ART TV") есть постоянные рубрики, посвященные французскому языку. Следствием такого отношения к языку как национальной ценности является то, что современные граждане Франции влюблены в свой язык, живо им интересуются, охотно обсуждают между собой языковые явления, имеют дома толковые словари.

Во Франции популярен «Большой универсальный словарь XIX века», который создал французский филолог, педагог, языковед и лексикограф П. Ларусс (1817-1875). Словарь составляет семнадцать томов и включает 22700 страниц словарных статей с большим количеством иллюстраций и карт по различным областям знаний, за что его называют энциклопедией. По сей день словарь широко используется, а имя автора стало нарицательным [8].

Аксиологический подход к русскому языку в нашей стране не заявлен в программных документах, наверное, как само собой разумеющаяся ценность. Ценность в социально-педагогическом аспекте рассматривается как необходимое условие и результат формирования картины мира, соответствующей определенной этнической культуре [9, с. 221-224]. Ценностно-ориентированный процесс языкового образования школьников определяет и содержание изучаемого предмета, и характеристику результата педагогической деятельности.

Педагогическая аксиология, исследующая ценности образования как смыслообра-зующие основания человеческого бытия, задает направленность и мотивированность человеческой жизнедеятельности и конкретных поступков [10, с. 2-8].

Педагогическая интерпретация аксиологического подхода в то время, когда общество не имеет стабильных идеологических основ и испытывает кризис, обязывает нас рассматривать явления с точки зрения истинных ценностей. При этом полноценность аксиологического подхода должна сопровождаться анализом культурных ценностей, использоваться в сочетании с культурологическим подходом, тем более когда речь идет о школьниках.

Функции аксиологического подхода: выявить социально значимые ценности, установить определенную иерархию ценностей (общечеловеческие, коллективные, личностные), выработать ценностные ориентации у новых поколений школьников, выявить средства и методы формирования ценностных ориентаций, согласовав их социальную значимость и личностную потребность в них [11, с. 87]. Они определяют воспитательные задачи современной педагогики.

Аксиологические идеи конкретизируются в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Ступень российской гражданской идентичности - это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина...» [12, с. 16-17].

В Концепции просматривается значимость языковой подготовки школьников в структуре воспитательной программы - это формирование ключевых понятий граждан-ско-патриотического звучания.

Язык как национальная культурная ценность занимает место истинной ценности

(первого и второго уровня) и имеет следующие фазы представления школьникам: 1) осознание ценности; 2) деятельность, направленная на присвоение ценности, на формирование ценностных ориентаций, к которым относится речь как воплощение языка; 3) преобразование личности на основе осознанной и эмоционально воспринятой ценности.

Такая постановка вопроса обращает нас к деятельностному подходу, без которого ценности носят виртуальный характер. Дея-тельностный подход наиболее отвечает возрастным психологическим возможностям младших школьников и подростков, так как направляет изучение языка в практическое ориентирование в языке, определяет роль языка как осознанной основы речевой культуры школьников.

Деятельностный подход представляет собою совокупность взаимосвязанных идей, понятий и способов их воплощения в образовательной практике. Он имеет особую методическую ценность, поэтому достаточно широко представлен в трудах, посвященных начальной и основной школе. Он означает «становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не просто индивидуальной, а совместной, коллективной деятельности» [13, с. 4].

В результате деятельности ученик не только преобразует предметную и социальную действительность, но, прежде всего, активно преобразует себя: развивает, изменяет, совершенствует.

Предметом усвоения в деятельностном подходе являются общие, универсальные способы действия, предметно-практические действия, которые затем свертываются в модель-понятие. Так языковая подготовка младших школьников и подростков должна перерасти в речевые результаты, что и является позитивным внутренним личностным изменением, достижением ребенка.

Деятельностная парадигма подробно описана в теории и практике формирования читателя в начальной школе, внедрена в технологию продуктивного чтения, в систему формирования читательской самостоятельности младших школьников (Н.Н. Светлов-ская и ее научная школа) [14]. К сожалению, в языковой подготовке младших школьников она представлена скупее и дискуссионнее. В

основном проработана система представления русского языка в начальном обучении, а речевая подготовка отстает от языкового образования, и в развитии речи младших школьников существуют нерешенные проблемы.

Пособия Т.А. Ладыженской и ее соавторов направлены в область детской риторики [15], издаются современные пособия по развитию речи младших школьников (М.С. Соловейчик, Т.И. Зиновьева, Л.Д. Мали и др.), они представляют собою отдельные разделы методики русского языка и литературы [16], а таких работ, которые бы соотнесли и связали изучаемый курс русского языка с практикой применения полученных знаний в речи детей, явно недостает. Причем в каждой из альтернативных систем начального обучения языку и речи эта связь имеет свои особенности.

При осуществлении деятельностного подхода в начальных классах, с учетом традиций отечественной методики, следует выделять не только рациональную сторону освоения метаязыка науки, осознавая его значимость, понимая языковые явления, но и эмоциональный аспект, выразительно проступающий в речи.

Таким образом, деятельностный подход недостаточно реализуется именно в отношении речевой практики, в то время как теория развития речи полноценно представлена в методической науке. В частности, в начальном обучении недостаточно используются словари из-за того, что издаются они для средней школы, а для применения в начальных классах им требуется адаптация. Самым популярным в работе педагога начального звена становится орфографический словарик, отчего сужена работа по толкованию лексем.

Считаем необходимым на протяжении всех лет изучения русского языка в школе использовать толковые словари, которые представляют иллюстрированную историю страны. Для современных школьников выпущено богато иллюстрированное издание «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля (1801-1872). Актуализировал издание четырехтомного словаря XIX века Ю. Медведев - кавалер Потомственного ордена «Честь. Благие дела. Слава» имени В.И. Даля, лауреат Пушкинской премии, член Международной федерации художников при ЮНЕСКО.

Как написал в предисловии художник, В.И. Даль не только показал во всей красоте и выразительности живое русское слово, но фактически создал энциклопедию быта, нравов, обычаев, ремесел, игрищ и обрядов прошедших столетий. Труд В.И. Даля - не просто словник, а история русского народа, воплощенная в словах, пословицах, поговорках, песнях, преданиях. Читатели такого адаптированного словаря узнают значения старинных слов «братина», «сергач», «руга», а на картинах знаменитых художников увидят изображения предметов. Иллюстрациями книги стали картины И.Я. Билибина, В.М. Васнецова, В.Е. и К.Е. Маковских, Б.М. Кустодиева и других художников. У детей есть возможность рассмотреть на рисунках уникальные вещи, принадлежавшие царской семье, великим князьям и духовным лицам, старинные латы, обувь, предметы быта, перед ними наглядно предстанут кулачные бои, пляски скоморохов, герои былин и преданий, их костюмы, народные забавы... [17].

Несколькими годами раньше была издана двухтомная детская энциклопедия на материале словаря В.И. Даля. Составители двухтомника - детские писатели В. Берестов и Н. Александрова - дали объяснения слов с использованием синонимов, примерами словоупотребления стали крылатые выражения, пословицы, загадки, прибаутки, цитаты, шутки. Получилась интересная книга-словарь для совместного чтения взрослыми и детьми, чтение-рассматривание которой даст возможность школьникам представить историю России в истории языка. Современное написание без «ятей», «ижиц», «еров» и современная орфография облегчают юным читателям доступ к этому ценному памятнику народной жизни и речи [18].

Нельзя не согласиться с мнением исследователя Т.Н. Волковой о том, что учащихся на изучение языка и практику речи мотивируют способы знакомства с культурой родного края: заочные экскурсии по городу, конкурсы на лучший пешеходный маршрут, читательские конференции по культуре родного края, составление региональных толковых словарей и другие формы методической работы на уроках русского языка [19, с. 54].

Подводя итог, интерпретируя образовательные подходы применительно к начальной и основной школе, решая задачи по обу-

чению русскому языку, мы опираемся на следующие концептуальные идеи. Русский язык и русская речь рассматриваются нами как системы духовно-нравственного уклада родного этноса, как социокультурная ценность народной жизни. Язык играет ведущую роль в становлении личности, а личность формируется как выразитель этносоциального мировосприятия, что подчеркивают и классики отечественной педагогики, и современные исследователи.

Родной язык и родная речь понимаются педагогами как средство воспитания у школьников гражданско-патриотических устремлений. Это связано с созданием таких условий посредством языка, в которых ученик сможет ощутить причастность к родной земле, ее людям, отстаивающим и прославляющим национальные ценности. В воспитательной работе необходимо добиться, чтобы школьник осознавал и чувствовал свою принадлежность к России с радостью и гордостью, и произойти это может с помощью изучаемого языка.

Систематический характер носит работа педагога по реализации проанализированных в статье подходов. Она нацелена на овладение учащимися лингвистической терминологией, на развитие умения выбирать и правильно употреблять необходимые лексемы, как ранее употреблявшиеся, так и появившиеся в результате развития языка, что способствует расширению лингвистического кругозора школьников, становлению языковой личности.

В то же время язык и речь решают прагматические задачи, используются как средство организации практической жизнедеятельности человека в его взаимодействии с другими людьми. Младшие школьники и подростки впитывают выразительную русскую речь писателей, запоминают ученую лексику, речевые образцы, преподносимые педагогом, то есть на чужой грамотной и красивой речи учатся собственным конструкциям и речевым способам целесообразного поведения в типичных языковых ситуациях [20].

Работа над развитием метаязыковых и речевых умений младших школьников и подростков является одним из актуальных прикладных направлений педагогической науки и учебно-методической деятельности

учителей начальных классов, русского языка и литературы. Систематическое обучение на образцах, посредством специальных упражнений по овладению элементами научного дискурса, путем предупреждения и исправления ошибок, мотивированное обучение литературным формам речи - вот первостепенные задачи лингвистической школьной работы.

Список литературы

1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2005.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.

3. Русский язык / сост. Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. М.: АСТ-Астрель, 2016.

4. Кусова М.Л., Чиликова И.А. Формирование у младших школьников положительного отношения к базовым национальным ценностям через восприятие языка как явления национальной культуры // Начальная школа плюс до и после. 2014. № 6. С. 30-33.

5. Первова Г.М., Маслова М.В. Русский язык как инструмент формирования позитивного образа России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 9 (161). С. 15-22. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-9(161)-15-22.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения // Начальная школа. М. : Просвещение, 2011.

7. Бубнова И.А. Как выращивают «новых русских», или В чем состояла цель реформ образования // Литературная газета. 2016. 28 декабря.

8. Larousse P. Grand diktionnaire universel du 19 siecle. P. : Administration du grand Dictionnaire universel, 2008.

9. Лукьянов В.Г. Изучение проблемы ценностей в современной философии // Методология гуманитарного знания в перспективе 21 века: материалы Международной науч. конф. Вып. 12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 221-224.

10. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. № 6. С. 2-8.

11. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Аксиологический подход в педагогическом исследовании: сущность, значение, проблемы реализации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 3. С. 85-92.

12. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития

и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.

13. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании // Начальная школа: плюс-минус. 2001. № 1. С. 3-6.

14. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Наука становления личности средствами чтения-общения: словарь-справочник. М.: Экон-Информ, 2011.

15. Детская риторика в рассказах и рисунках / сост. Т.А. Ладыженская. М.: Баллас, С-Инфо, 1997.

16. Мали Л.Д., Климова С.А. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах (развитие речи). Пенза: Изд-во ПГУ, 2015.

17. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. М.: Астрель; АСТ; Хранитель, 2006. 348 с.

18. Даль В.И. Иллюстрированный словарь живого русского языка. СПб.: Изд. дом «Нева»; М.: Олма-Пресс, 2001. 560 с.

19. Волкова Т.Н. Аксиологический подход к изучению русского языка в школе // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 12. С. 53-55.

20. Первова Г.М., Чеботарева Т.А. Родной язык как ценность и средство духовно-нравственного воспитания детей и молодежи // Гражданское и духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи: современные подходы: сб. Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 121-124.

Referenses

1. Rean A.A., Bordovskaya N.V., Rozum S.I. Psik-hologiya i pedagogika [Psychology and Pedagogy]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. (In Russian).

2. Fundamental'noe yadro soderzhaniya obshchego obrazovaniya [Fundamental Centre of General Education]. V.V. Kozlov, A.M. Kondakov (eds.). Moscow, Prosveshchenie Publ., 2009. (In Russian).

3. Russkiy yazyk [Russian Language]. L.Ya. Zhel-tovskaya, O.B. Kalinina (compilers). Moscow, AST-Astrel Publ., 2016. (In Russian).

4. Kusova M.L., Chilikova I.A. Formirovanie u mladshikh shkol'nikov polozhitel'nogo otnosh-eniya k bazovym natsional'nym tsennostyam cherez vospriyatie yazyka kak yavleniya natsional'noy kul'tury [Formation of young pupils' positive attitude to basic national values through language understanding as a fact of national culture]. Nachal'naya shkola plyus do i

posle [Elementary School Plus Before and After], 2014, no. 6, pp. 30-33. (In Russian).

5. Pervova G.M., Maslova M.V. Russkiy yazyk kak instrument formirovaniya pozitivnogo obraza Rossii [The Russian language as an instrument of Russia's positive image formation]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gu-manitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 9 (161), pp. 15-22. (In Russian). DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-9(161)-15-22.

6. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Approximate basic educational program of educational institute]. Nachal'naya shkola [Elementary School]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. (In Russian).

7. Bubnova I.A. Kak vyrashchivayut «novykh russkikh», ili V chem sostoyala tsel' reform obrazovaniya [How "new Russians" grow, or What is the purpose of educational reform]. Literaturnaya gazeta [Literature Newspaper], 2016, 28 Desember. (In Russian).

8. Larousse P. Grand diktionnaire universel du 19 siecle. Paris, Administration du grand Dictionnaire universel, 2008. (In French).

9. Lukyanov V.G. Izuchenie problemy tsennostey v sovremennoy filosofii [Problem of values and modern philosophy studying]. Materialy Mezhdunarodnoy nachnoy koferentsii «Me-todologiya gumanitarnogo znaniya v perspektive 21 veka» [Proceedings of International Scientific Conference "Methodology of Humanitarian Knowledge in the prospects of 21st Century"], no. 12. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo, 2001, pp. 221-224. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Slastenin V.A. Gumanisticheskaya paradigma pedagogicheskogo obrazovaniya [Humanitarian paradigm of pedagogical education]. Magistr [Master], 1994, no. 6. pp. 2-8. (In Russian).

11. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Aksi-ologicheskiy podkhod v pedagogicheskom issle-dovanii: sushchnost', znachenie, problemy reali-zatsii [Axiological approach in pedagogical investigation: essence, meaning, problem of realisation]. Sovremennaya vysshaya shkola: inno-vatsionnyy aspect [Modern High School: Innovative Aspect], 2010, no. 3, pp. 85-92. (In Russian).

12. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [Conception of Spiritual and Moral Development and Education of Personality of Russian Citizen]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2010. (In Russian).

13. Leontev A.A. Chto takoe deyatel'nostnyy podkhod v obrazovanii [What is activity ap-

proach in education]. Nachal'naya shkola: plyus-minus [Elementary School: Plus-Minus], 2001, no. 1, pp. 3-6. (In Russian).

14. Svetlovskaya N.N., Piche-ool T.S. Nauka stanovleniya lichnosti sredstvami chteniya-obshcheniya [Study of Personality Formation by Means of Reading and Speaking]. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2011. (In Russian).

15. Detskaya ritorika v rasskazakh i risunkakh [Children's Rhetoric in Stories and Pictures]. T.A. Ladyzhenskaya (compiler). Moscow, Bal-las: S-Info Publ., 1997. (In Russian).

16. Mali L.D., Klimova S.A. Metodika obucheniya russkomu yazyku i literature v nachal'nykh klas-sakh (razvitie rechi) [Methods of Russian Language and Literature Teaching in Lower Grades (Speech Development)]. Penza, Penza State University Publ., 2015. (In Russian).

17. Dal V.I. Bol'shoy illyustrirovannyy tolkovyy slovar' russkogo yazyka: sovremennoe napisanie [Great Illustrated Dictionary of Russian Language: Modern Spelling]. Moscow, Astrel Publ., AST Publ., Khranitel Publ., 2006, 348 p. (In Russian).

18. Dal V.I. Illyustrirovannyy slovar' zhivogo russkogo yazyka [Illustrated Dictionary of Livimg Russian Language]. St. Petersburg, Pub-

lishing House "Neva", Moscow, Olma-Press Publ., 2001, 560 p. (In Russian).

19. Volkova T.N. Aksiologicheskiy podkhod k izucheniyu russkogo yazyka v shkole [Axiologi-cal approach to the Russan language studying at school]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii -Modern High Technologies, 2010, no. 12, pp. 53-55. (In Russian).

20. Pervova G.M., Chebotareva T.A. Rodnoy yazyk kak tsennost' i sredstvo dukhovno-nravstvennogo vospitaniya detey i molodezhi [Native language as a value and mean of moral upbringing of children and young people]. Sbornik Mezhdunarod-noy nachuno-prakticheskoy konferentsii «Grazhdanskoe i dukhovno-nravstvennoe vospi-tanie studencheskoy molodezhi: sovremennye podkhody» [Proceedings of International Scientific and Applied Conference "Civil and Moral Upbringing of Students: Modern Approaches"]. Tambov, Publishing House of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2016, pp. 121-124. (In Russian).

nocTynuna b pega^uro 12.01.2017 r. Received 12 January 2017

UDC 373.31+811.161.1

CURRENT APPROACHES TO THE STUDY OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN SCHOOL Galina Mikhaylovna PERVOVA

Doctor of Pedagogy, Professor of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education Department

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000

E-mail: [email protected]

Marina Valentinovna MASLOVA

Teacher of Russian Language and Literature

MAEI "Lyceum № 29"

7 Stepan Razin St., Tambov, Russian Federation, 392000

Post-graduate Student, Theory and Methodology of Preschool and Primary Education Department

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

E-mail: [email protected]

Irina Anatolevna PAVLINOVA

Teacher of Lower Grades

MBEI "Secondary General School no. 3 with Enhanced Education of Some Subjects" 1 corpus 5a 9th Pyatiletka St., Kotovsk, Tambov province, Russian Federation, 393191 Competitor of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin E-mail: [email protected]

The problem of finding relevant approaches to the study of the Russian language in primary and secondary school is considered. The three educational approaches are pointed out as leading: cultural, axiological and active. Concepts of cultural approach are most efficiently implemented in a school course of studying Russian language. There are examples of training materials on Russian language alternative learning systems ("Planeta Znaniy" (planet of knowledge) and others). Cultural approach is working closely with the educational axiology. The question of the shortcomings of the formation of value attitude to the Russian language as a state language and as a language of international communication is raised. Language should be seen by students as a true life and national educational value, and for the teacher it is not only a subject of study, but also a key for civic education of pupils, professional work tool. The lack of exposure to active approach to language development in primary school is also shown. Practical language training is declared in the documents and training materials, at the same time there is lack of materials for the implementation of accurate, clean, clear and expressive speech for younger pupils, there are no practical tools for improving speech activity for teenagers. The task of teachers to address these challenges and current educational approaches is outlined.

Key words: methods of teaching Russian language; elementary school; cultural, axiological (evaluative), activity approach

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-5-14

Информация для цитирования:

Первова Г.М., Маслова М.В., Павлинова И.А. Актуальные подходы к изучению русского языка в школе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 2 (166). С. 5-14. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-5-14.

Pervova G.M., Maslova M.V., Pavlinova I.A. Aktual'nye podkhody k izucheniyu russkogo yazyka v shkole [Current approaches to the study of the Russian language in school]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 2 (166), pp. 5-14. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-5-14. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.