Научная статья на тему 'Актуальные аспекты развития магистерского образования по направлению «Журналистика» в Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского'

Актуальные аспекты развития магистерского образования по направлению «Журналистика» в Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / МЕДИАТИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Людмила Сергеевна

На современном этапе развития информационного общества вопросы подготовки будущих журналистов приобретают важное и актуальное значение. Этот процесс требует совершенствования методик и диверсификации содержательного наполнения учебных планов и программ, что в наибольшей мере возможно в рамках системы магистерского образования. Одним из аспектов развития магистерского образования может стать внедрение программы «Научно-популярная журналистика». Медиатизация науки представляет собой жизненно необходимый источник ее существования в современном российском обществе. Также в ситуации конкуренции на рынке СМИ область научной журналистики становится привлекательной с точки зрения будущего трудоустройства. Актуальность вопроса о наборе компетенций, освоение которых необходимо журналисту, специализирующемуся в области научно-популярной журналистики в свете современных тенденций журналистского образования, социальной миссии прессы и требований работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты развития магистерского образования по направлению «Журналистика» в Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского»

Л. С. Макарова

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАГИСТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЖУРНАЛИСТИКА» В НИЖЕГОРОДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

На современном этапе развития информационного общества вопросы подготовки будущих журналистов приобретают важное и актуальное значение. Этот процесс требует совершенствования методик и диверсификации содержательного наполнения учебных планов и программ, что в наибольшей мере возможно в рамках системы магистерского образования. Одним из аспектов развития магистерского образования может стать внедрение программы «Научно-популярная журналистика». Медиатизация науки представляет собой жизненно необходимый источник ее существования в современном российском обществе. Также в ситуации конкуренции на рынке СМИ область научной журналистики становится привлекательной с точки зрения будущего трудоустройства. Актуальность вопроса о наборе компетенций, освоение которых необходимо журналисту, специализирующемуся в области научно-популярной журналистики в свете современных тенденций журналистского образования, социальной миссии прессы и требований работодателей.

Ключевые слова: журналистское образование, компетентностный подход, формирование компетенций, научно-популярная журналистика, магистерская программа, медиатизация научных знаний.

СМИ Нижегородской области имеют богатую историю и традиции и вместе с тем играют важную роль в общественно-политической жизни г. Н. Новгорода и Нижегородской области. Развитие СМИ как института гражданского общества требует подготовки квалифицированных профессиональных кадров по направлению «Журналистика». Проблемы подготовки журналиста связаны как с запросами потенциальных работодателей, диктующих свои, подчас весьма специфические требования к специалисту в области журналистики и массовых коммуникаций, так и с изменяющимися взглядами представителей академического сообщества на развитие журналистского образования в России, в том числе в контексте постепенного вхождения России в систему Европейского пространства высшего образования («Декларация о Европейском пространстве высшего образования», 12.03.2010 г., Будапешт- Вена; «Болонский процесс 2020 - европейское пространство высшего образования в новом десятилетии», 2009 г., Левен/Лувен-ла-Неве). Этот процесс требует совершенствования методик и диверсификации содержательного наполнения учебных планов и программ, что в наибольшей мере возможно в рамках системы магистерского образования» [1. С. 120].

На современном этапе на филологическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского большое внимание уделяется проблеме обучения

студентов в рамках магистратуры посредством введения в учебный процесс различных магистерских программ. Это, с одной стороны, должно способствовать процессу формирования будущего журналиста как профессионала, имеющего классическое гуманитарное образование, а с другой, - содействовать реализации творческих, научных интересов магистранта и, в конечном итоге, стать основой его конкурентоспособности в сфере журналистики, меди-абизнеса, паблик рилейшнз и стратегических коммуникаций. Указанные причины во многом обусловили решение, связанное с развитием в рамках магистерского журналистского образования на филологическом факультете ННГУ им. Н. И. Лобачевского программы «Научно-популярная журналистика».

Также необходимо отметить, что Н. Новгород является крупным научным центром, ученые Нижегородской области, в том числе и те, кто работал в Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского, внесли значительный вклад в развитие российской и мировой науки (А. А. Андронов, Н. В.Белов, А. В. Гапонов-Грехов, Г. А. Раз-уваев, И. Р.Брайцев, Ю. И. Неймарк, С. С. Четвериков, С. И.Архангельский, Н. П. Соколов, Б. Н. Головин, С. А. Орлов и др.).

В настоящее время в России можно наблюдать процесс налаживания взаимодействия между наукой и обществом. Развитие науки,

создание и успешное функционирование крупных научно-образовательных центров в Нижегородской области, направленное на инновационное развитие экономики страны, предполагает наличие в регионе квалифицированных специалистов в сфере коммуникаций, ориентирующихся как в области журналистики и массовой информации, так и в специфических особенностях научной проблематики.

На современном этапе существует ряд проблем, связанных с процессом продвижения научных знаний в СМИ. «Проводимые в последние десятилетия исследования позволяют констатировать частую монополизацию журналистом права на передачу информации, недостаточно активное использование различных источников научной информации, отсутствие продуктивного взаимодействия журналистов и ученых» [2].

Медиатизация науки представляет собой жизненно необходимый источник ее существования в современном российском обществе. Таким образом, задача продвижения науки представляет собой важную часть социальной миссии современной журналистики. Именно ее во многом и призвана реализовать магистерская программа «Научно-популярная журналистика» в рамках направления «Журналистика». Также необходимо отметить следующее: в ситуации конкуренции на рынке СМИ область научной журналистики становится привлекательной с точки зрения будущего трудоустройства. Тем самым, целью магистерской программы «Научно-популярная журналистика» является подготовка квалифицированных специалистов, имеющих общенаучную теоретическую базу и обладающих практическими навыками создания научно-популярных текстов для разных видов СМИ. При этом выпускники, освоившие данную магистерскую программу, смогут работать не только в научно-популярных СМИ, но и стать сотрудниками пресс-служб различных научных и научно-образовательных организаций.

Данная тенденция развития журналистского образования в ННГУ им. Н.И. Лобачевского реализуется и в рамках бакалавриата. В 2015 году на филологическом факультете в рамках подготовки бакалавров по направлению «Журналистика» была открыта программа дополнительной специализации «Научно-популярная журналистика». В качестве главной цели данной программы можно выделить соединение теоретических и практических аспектов под-

готовки бакалавра по направлению «Журналистика»: история научно-популярной журналистики в России и за рубежом, специфика продвижения научных знаний в СМИ на современном этапе, практические навыки создания научно-популярных текстов для различных видов СМИ. Реализация указанной цели предполагается в процессе формирования компетенций, предусмотренных ФГОС-3 (ФГОС-3+). Важным аспектом, определяющим набор компетенций, которые должны будут освоить студенты, выбравшие данную специализацию, является «установка на трудоустраиваемость» как элемент дальнейшей профессиональной карьеры выпускника. «Именно журналистское образование во многом является предметом подобных дискуссий (какие компетенции, знания, умения и навыки необходимы современному выпускнику вуза - Л.М.): какие компетенции необходимы выпускнику бакалавриата и магистратуры, чтобы он смог найти работу и вместе с тем представлял собой высокообразованного специалиста, получившего классическое университетское образование» [3. С. 453].

Компетентностно-ориентированный подход является основополагающим и в процессе формирования ООП магистерской программы «Научно-популярная журналистика». В качестве ее основных задач можно отметить следующие аспекты: формирование профессиональных навыков, необходимых для специализации журналиста в области научной проблематики; выработка практических навыков и освоение технологий создания научно-популярных материалов для любых типов СМИ и новых медиа; выявление специфики технологий связей с общественностью, применяемых для работы организаций образовательного, научного и инновационного профиля; ознакомление студентов с жанрово-стилистическими особенностями медиатекстов по научной проблематике; создание у студентов объективного представления об основных каналах и механизмах популяризации науки в историческом развитии и на данном этапе функционирования информационного общества.

Реализация указанных задач в системе ком-петентностно-ориентированного подхода предполагается в процессе освоения дисциплин общенаучного и профессионального циклов. В первом цикле представлены такие дисциплины вариативной части, как «Научная популяризация в печатной прессе», «История научно-популярной журналистики в России», «Кон-

вергентная журналистика и новые медиа». В вариативной части профессионального цикла предполагается изучение следующих дисциплин теоретического блока («Охрана интеллектуальной собственности», «История науки и популяризации научного знания в Нижегородской области», «Социолингвистический портрет журналиста и научная журналистика») и практических аспектов медиатизации научных знаний («Литературное редактирование научно-популярного текста», «Создание научно-популярного текста в сетевых СМИ», «Научная журналистика и новые медиа», «Современный научно-популярный документальный фильм»).

Проблема популяризации научных знаний в сети Интернет является одним из важных аспектов медиатизации российской науки на современном этапе [4]. Освоению, прежде всего, профессиональных компетенций ФГОС-3+ в рамках магистерской программы «Научно-популярная журналистика» на филологическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского способствует работа студентов в компьютерном классе, обучение в котором позволяет осваивать навыки компьютерной верстки и макетирования, создания Web-сайтов.

В 2015 году в ННГУ им. Н. И. Лобачевского начал работу современный Медиацентр, оснащенный высокотехнологичным оборудованием. Все это требует существенных материальных и личностных затрат, однако без них качественное, соответствующее мировым стандартам журналистское образование, тем более в рамках магистратуры, просто невозможно. Таким образом, современные потребности общества и растущие профессиональные требования ставят новые задачи перед преподавателями и студентами, ориентированными

на получение качественного журналистского образования, соответствующего мировым требованиям и вызовам российской действительности.

Список литературы

1. Макарова, Л. С. Подготовка магистров по направлению «Журналистика» в ННГУ им. Н.И. Лобачевского в контексте современных тенденций журналистского образования в России [Текст] / Л. С. Макарова, Л. И. Ручина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. —- Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2014. - № 3. Часть 4. - С.120-123.

2. Аникина, М. Е. Медиатизация науки глазами исследователей. Медиа в современном мире [Электронный ресурс] / М. Е. Аникина; отв. редактор В. В. Васильева // 54-Петербург-ские чтения: тезисы Международного научного форума 23-24 апреля 2015 года. - СПб.: Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, 2015. - URL: http:// http://jf.spbu.ru/conference/5385.html (дата обращения 04.05.2015).

3. Макарова, Л. С. Компетентностно-ори-ентированный подход в современном журналистском образовании [Текст] / Л. С. Макарова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2014. - № 3. Часть 2. - С. 452-456.

4. Макарова, Е. Е. Популяризация науки и новые информационные технологии [Электронный ресурс] / Е. Е. Макарова // Медиаскоп. Электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011. -№ 4. - URL: http:// http://www.mediascope.ru/ node/966 (дата обращения 10.11.2015).

RELEVANT ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF MASTER'S EDUCATION IN THE DIRECTION «JOURNALISM» IN THE N. I. LOBACHEVSKY STATE UNIVERSITY OF

NIZHNY NOVGOROD

Makarova L. S., N. I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod,

zhur-unn@yandex.ru

Access to information and gradual transition to information society at the present stage of high technology development have put important tasks before higher educational establishments providing journalism training. This process needs to be improved techniques and diversification of substantive content of curricula and programs, to the greatest extent possible within the framework of master's education. One aspect of the development of master's education may be the introduction of the "Popular science journalism". Mediatization of science is a vital source of existence in the modern Russian society. Also, in a situation of competition in the media market science journalism becomes attractive in terms offuture employment. The actuality of the issue ofa set of competencies, the development of which must be a journalist specializ-

ing in the field ofpopular science journalism in the light ofcurrent trends in journalism education, the social mission of the press and the requirements of employers.

Keywords: journalism education, competence approach, the Master's program, formation of competences, popular science journalism, the Master's program, mediatization of scientific knowledge.

References

1. Makarova, L. S. and Ruchina, L. I. (2014) Podgotovka magistrov po napravleniyu «Zhurnalistika» v NNGU im. N.I. Lobachevskogo v kontekste sovremennyih tendentsiy zhurnalistskogo obrazovaniya v Rossii [=Training masters on direction «Journalism» in UNN them. NI Lobachevsky in the context of current trends in journalism education in Russia], in: Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [=Bulletin of the Nizhny Novgorod University. NI Lobachevsky], N. Novgorod, Izd-vo NNGU, no. 3, part 4, pp. 120-123. (In Russ.).

2. Anikina, M. E. (2015) Mediatizatsiya nauki glazami issledovateley. Media v sovremennom mire [=Mediatization science through the eyes of researchers. Media in the modern world], in: 54-Peterburgskie chteniya: tezisyi Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma 23-24 aprelya 2015 goda [=54-Petersburg read: Abstracts of the International Scientific Forum on 23-24 April 2015], ed. by V. V. Vasileva, SPb., Institut «Vyisshaya shkola zhurnalistiki i massovyih kommunikatsiy» SPbGU, available at: http:// http://jf.spbu. ru/conference/5385.html, accessed 04.05.2015. (In Russ.).

3. Makarova, L. S. Kompetentnostno-orientirovannyiy podhod v sovremennom zhurnalistskom obrazovanii [=Competence-oriented approach in modern journalism education], in: Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [=Bulletin of the N. I. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod], N. Novgorod, Izd-vo NNGU, no. 3, part 2, pp. 452-456. (In Russ.).

4. Makarova, E. E. (2014) Populyarizatsiya nauki i novyie informatsionnyie tehnologii [=Popularization of science and new information technologies], in: Mediaskop. Elektronnyiy nauchnyiy zhurnal Fakulteta zhurnalistiki MGU im. M.V. Lomonosova [=Mediaskop. Electronic scientific journal of the Faculty of Journalism of Moscow State University], no. 4, available at: http:// http://www. mediascope.ru/node/966, accessed 10.11.2015. (In Russ.).

Макарова Людмила Сергеевна - доцент кафедры журналистики Нижнегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, кандидат филологических наук, доцент.

zhur-unn@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.