ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Гребенюк Светлана Анатольевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента ПГУ им. Т. Г. Шевченко.
Адрес: Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, Приднестровская Молдавская Республика, 3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, д. 107. E-mail: grebenukS1@rambler.ru
В статье рассмотрены пути повышения эффективности налогового механизма посредством поиска вариантов эффективного налогового регулирования. Известно, что составной частью экономической политики страны является налоговая политика. Возрастание роли налогов в современном обществе, значимость развития и эффективного действия налоговой системы как неотъемлемого элемента рыночной экономики обусловливают роль и значение налоговой политики государства. Автором проведена диагностика функционирования налогового механизма Приднестровья, изучены новые инструменты, способные при практическом использовании оказать влияние на динамику поступления налоговых платежей при наиболее полном использовании существующего потенциала предприятий и организаций.
Ключевые слова: налоговый механизм, налоговые и неналоговые платежи, налоговые льготы, эффективная налоговая система, развитие экономики.
ACUTE ASPECTS OF TAX REGULATION DURING CRISIS
Grebenyuk, Svetlana A.
PhD, Assistant Professor of the Department for Economics and Management of the Pridnestrovia State University T. G. Shevchenko.
Address: Pridnestrovia State University T. G. Shevchenko, 107 October 25, Tiraspol, 3300, Pridnestrovskaya Moldavian Republic. E-mail: grebenukS1@rambler.ru
The article discusses ways of raising efficiency of the taxation mechanism through searching for variants of effective tax regulation. It is well-known that tax policy is an integral part of economic policy of any country. Increasing role of taxes in today's society, importance of developing and efficient functioning of the taxation system as a principal element of market economy stipulate the important role of taxation policy of state. The author diagnoses functions of the taxation mechanism of Pridnestrovya, studies new tools capable of influencing the dynamics of tax entering with full use of the existing potential of enterprises and organizations. Keywords: taxation mechanism, tax and non-tax payments, tax preferences, efficient taxation system, economy development.
Практическое проведение налоговой политики проявляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой. Налоговый механизм включает в себя ряд инструментов, посредством которых реализуется налоговая политика.
Налоговое регулирование представляет собой систему мер по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также меры по осуществлению налогового контроля, обжалованию актов налоговых органов, действий и бездействий их должностных лиц и по привлечению к ответственности за совершение налоговых правонарушений. К основным принципам налогового регулирования следует отнести всеобщность налогообложения, равенство условий налогообложения, экономическую обоснованность налогов и сборов, определенность налогов и сборов, конституционность и законность налогообложения.
Многовековая практика взимания налогов позволила выработать определенные правила их построения, которые получили название принципов налогообложения.
Ученые и политики всегда уделяли большое внимание вопросам справедливости построения налогов, поэтому налогообложение неразрывно связано с важнейшей общественной проблемой - справедливости. В ходе исторического развития была доказана необходимость использования разнообразных видов и форм налогов. Множественность налогов требует их системного использования. Поэтому развитие налогов шло от взимания государством десятков различных налогов к формированию целостной налоговой системы1.
Наряду с крупными предприятиями налоги также уплачивают по общей системе налогообложения средние и малые предприятия, а также другие категории плательщиков и физические лица, на ко-
1 См.: Гончаренко Л. И. Налоги и налоговая система РФ : учебник и практикум. - М. : Юрайт, 2014. -С. 11.
торых в соответствии с законодательными актами возложена эта обязанность. Плательщики налогов равны перед законом. Все юридические и физические лица участвуют в формировании доходов государственного бюджета. Государство гарантирует единый подход к налогоплательщикам, независимо от вида собственности и форм хозяйствования.
Роль налоговых инструментов в преодолении финансового кризиса сегодня чрезвычайно высока. Практически все государства мира в той или иной степени используют различные налоговые инструменты для стимулирования предпринимателей к определенной активности.
Одна из задач государства - формирование позитивного отношения населения к предпринимательской деятельности. Системное применение рычагов управления повышает эффективность государственной поддержки бизнеса. С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых оно сможет эффективно достигать своих целей максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т. п.
Эффективная налоговая система должна быть, во-первых, необременительной для бизнеса в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговых проверок и налоговой отчетности; во-вторых, справедливой, т. е. представлять равные условия налогообложения для предприятий одной сферы, оборота и т. п., а также пресекать уклонения от уплаты налогов; в-третьих, ориентирована на фискальную систему и поэтому должна быть благоприятной для инвестирования и развития бизнеса; в-четвертых, охранять правомерную практику налоговой оптимизации от случаев криминального уклонения от налогов. Перед налоговой системой ставится задача не только поступления средств в бюджет на должном уровне, но и экономического стимулирования повышения эффективности производства [4. - С. 41].
Опыт промышленных российских предприятий показывает, что предприятие функционирует достаточно эффективно, сохраняет достигнутую рентабельность даже в кризисный период при снижении объемов реализации продукции на 25,5%. При этом налоговые платежи в целом возрастают в большей степени, чем объемы реализации товарной продукции. Налоговая нагрузка по объему реализации на предприятие растет, а по объему добавленной стоимости растет незначительно. Таким образом, при повышении эффективности производства, что достигается за счет активизации инновационного процесса, налоговая нагрузка на предприятие в исчислении по объему реализации товарной продукции увеличивается. В целом налоговая нагрузка относительно объема добавленной стоимости при росте эффективности производства уменьшается.
В то же время экономическая политика страны, складывающаяся в условиях погружения в системный кризис, должна строиться и осуществляться в условиях нарастания рисков погружения в кризис.
В экономической политике особое внимание должно быть уделено антикризисным налоговым мерам, в том числе недопустимости перекладывания тяжести кризиса на предприятия и организации, на
малообеспеченные слои населения, особенно на пенсионеров.
Налоговая ставка - важный инструмент проведения налоговой политики государства. Выбор вида налоговой ставки (пропорциональной, прогрессивной или регрессивной) оказывает воздействие на формирование доходов бюджетов различных уровней, на стимулы предпринимательской деятельности, а также на реализацию принципа справедливости налогообложения и перераспределение доходов.
Повышение или понижение налоговой ставки самым тесным образом связано с объемами поступлений налоговых платежей в бюджеты различных уровней. При этом простой способ решения проблемы повышения налоговых ставок в сложившихся условиях даст обратный эффект. Действующая система налогообложения существенным образом влияет на эффективность работы предприятий.
К первоочередным задачам современной налоговой политики относится сохранение бюджетной обеспеченности и рост доходов бюджета. Оценить сложившуюся ситуацию в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) можно, проведя анализ исполнения доходной части консолидированного бюджета (республиканский и местные бюджеты) за 2014-2015 гг. (рис. 1).
2250 2000 1750 1500 1250 1000 750 500 250 0
Республиканский бюджет Местный бюджет Консолидированный бюджет
1450,2 707,8 2158
1060,9 633 1693,9
□ 9 месяцев 2014 г.
□ 9 месяцев 2015 г.
Рис. 1. Сравнительная информация об исполнении консолидированного бюджета и единого государственного фонда социального страхования ПМР за январь - ноябрь 2014-2015 гг.1
1 Источник: ИКЬ: Ыйр://www.minfin-pmr.or
Данные рис. 1 отражают существенное снижение поступления доходов в консолидированный бюджет за 9 месяцев 2015 г. по отношению к аналогичному периоду 2014 г. на 464, 1 млн рублей.
Вклад промышленности в динамику прибыли в целом по экономике является определяющим. О финансовом состоянии промышленных предприятий свидетельствует динамика налоговых платежей, уплаченных крупными налогоплательщиками за 9 месяцев 2015 г. в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.
По данным Министерства финансов ПМР, всего было уплачено доходов в бюджеты и внебюджетные фонды на сумму 2 643 014 392 рублей, из них в разрезе основных 50 предприятий-налогоплательщиков - 1 372 273 951 рублей, в том числе (в руб.): ООО «Шериф» - 263 580 361; ЗАО «Молдавская ГРЭС» - 133 106 147; СЗАО
«Интерднестрком» - 128 719 326; ООО «Ти-распольтрансгаз - Приднестровье» -60 364 853; ОАО «ММЗ» - 59 310 536; ЗАО «Квинт» - 55 165 669; ЗАО «Тиротекс» -34 894; ГУП «ЕРЭС» - 37 322 460; Рыбниц-кий цементный завод - 29 601 924.
Прошедший 2015 г. показал, что обеспечение экономического роста становится все более проблематично, о чем свидетельствуют суммы налоговых платежей, уплаченные крупными налогоплательщиками за январь - ноябрь 2014-2015 гг. в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.
На рис. 2 отражены организации, относящиеся к 50 крупным налогоплательщикам республики с ростом налоговых платежей свыше 50% за период с января по ноябрь 2015 г. по отношению к аналогичному периоду 2014 г.
За январь - ноябрь 2015 г.
За январь - ноябрь 2014 г.
Отклонение
ЗАО «Молдавская ГРЭС»
ЗАО
«Тираспольский
комбинат хлебопродуктов»
ООО «Снвиг-Трнйд»
ГУИПП «Бннднрская типография «Полиграфист»
ГУП «Биохим»
ООО «РИСТ»
ООО «Халогнн»
Рис. 2. Положительная динамика платежей за январь - ноябрь 2014-2015 гг. в разрезе некоторых предприятий1
1 Источник рис. 2 и 3: Отчет об исполнении бюджета за 9 месяцев 2015 г. Информация о суммах налоговых платежей, уплаченных крупными налогоплательщиками за январь - ноябрь 2014-2015 годов в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. - URL: http://www.minfm-pmr.org/news/37-operativnaya-informatsiya/969-mformatsiya-o-summakh-nalogovykh-platezhej-uplachennykh-krapnymi-nalogoplatelshchikami-za-yanvar-noyabr-2014-2015-godov-v-byudzhety-razlichnykh-urovnej-i-vnebyudzhetaye-fondy
В то же время на рис. 3 отражены организации, налоговые платежи которых по итогам 11 месяцев 2015 г. в сравнении с
аналогичным периодом 2014 г. снизились более чем на 30 %.
Рис. 3. Отрицательная динамика платежей за январь - ноябрь 2014-2015 гг. в разрезе некоторых предприятий
Замедление экономики и снижение налоговых поступлений от главных бюджетообразующих налогов существенно осложнили выполнение основной задачи налоговой политики по сокращению налогового дефицита при одновременном неувеличении налогового бремени для организаций и населения. Очевидно, что эти задачи могут быть решены путем совершенствования различных элементов налогообложения. Такими элементами могут стать как налогоплательщики и объекты налогообложения, так и способы расчета налоговой базы, определение продолжительности налогового периода, налоговая ставка и налоговые льготы, реформирование которых, как отмечают в настоящее время ученые-экономисты в РФ, вполне актуально и реально [3. - С 32].
В то же время в России практика снижения налога на добавленную стоимость, преследующая цель снижения потреби-
тельских цен, явно себя не оправдала, повлияв только на величину выпадающих доходов бюджета [3. - С 33]. Снижение ставки налога на прибыль в период экономического кризиса не сильно повлияло на состояние доходной части бюджета, так как поступление налога падает не из-за снижения ставки, а в результате падения налоговых баз.
При введении любой льготы необходимо учитывать и выпадающие доходы бюджета, и возможность получения налогоплательщиком неоправданной налоговой выгоды, при этом важно учитывать фактическую способность налогоплательщика уплатить налог. В этой связи в ближайшей перспективе следует в налоговой политике декларировать необходимость проведения анализа применения, эффективности и оптимизации налоговых льгот на всех уровнях. Разработанный механизм оценки выпадающих доходов бюджетов позволит
принимать объективные решения о продлении или отмене тех или иных льгот.
Каждый предприниматель вправе самостоятельно выбрать наиболее благоприятный и оптимальный для него налоговый режим - традиционный или специальный. Негативное влияние на развитие экономики оказывают отсутствие реальной финансовой поддержки и налогового стимулирования малого и среднего бизнеса, высокие ставки по кредитам. Не создана и новая экономика, основой которой должна была стать реализация стратегии инновационного развития, предусматривающей меры по диверсификации экономики, формированию высокотехнологичного сектора производства продукции в условиях конкурентной среды. Так, например, предоставление налогового кредита в настоящее время происходит достаточно редко, хотя механизм его применения постоянно совершенствуется и, несомненно, может быть вполне эффективным. Важно отметить, что налоговый кредит, предоставляемый налогоплательщикам, является платным и возвратным, что, на наш взгляд, правильно [3. - С. 32].
Как отмечают российские ученые-экономисты, управление экономикой в Российской Федерации было построено с фискальным уклоном, так как Министерству финансов было отдано составление бюджета, его исполнение и осуществление контроля за его исполнением. Поскольку ему было поручено разработать Налоговый кодекс, он, естественно, получился фискальным [2. - С. 32].
Также наиболее острыми проблемами остаются ограничения в доступе к рынкам сбыта продукции малого и среднего бизнеса, прежде всего в рамках госзаказа, отсутствие экономических стимулов для привлечения частного капитала в секторы интеллектуального, высокотехнологичного труда, а также административные барьеры на пути развития бизнеса, в том числе коррупционного характера. Это относится и к фискальным мерам, в частности, тревогу вызывают всевозрастающая налоговая
нагрузка и неправильные приоритеты региональных бюджетов.
В перспективе необходимо внедрять в практику новые инструменты, способствующие росту поступления налоговых платежей, наиболее полному использованию существующего потенциала предприятий и организаций.
Таким образом, к стратегическим направлениям развития и совершенствования налогообложения в Приднестровье следует отнести:
1. Введение дифференцированных ставок налога на доход в зависимости от размера затрат хозяйствующих субъектов на собственные НИОКР, приобретение новых технологий и оборудования, определяемых относительно доли инновационной продукции или продукции, произведенной с использованием инноваций, в общем объеме реализации; на создание новых рабочих мест; на мероприятия социального характера.
2. Ввод понижающих коэффициентов к ставкам налога на доходы для предприятий, расположенных на определенной территории, подоходного налога с граждан, проживающих и работающих на ней, в зависимости от уровня депрессивности и отраслевой специализации.
3. Создание единого государственного реестра субъектов, которые получили льготы, с внесением в него сумм льгот, целей их предоставления; проведение постоянного мониторинга налоговых льгот с целью повышения экономической и финансовой обоснованности субъектов за взятые на себя обязательства по использованию финансовых льгот.
4. Введение в ПМР единого налога на вмененный доход по аналогии с упрощенной системой налогообложения, действующей в Российской Федерации и других странах.
5. Освобождение индивидуальных предпринимателей в ПМР от необходимости ведения бухгалтерского учета и сдачи в налоговый орган налоговой декларации.
6. Предоставление возможности индивидуальному предпринимателю по аналогии с Российской Федерацией нанимать по патенту 15 человек персонала, определенного как среднесписочное за налоговый период, при условии, что общая выручка от деятельности предприятия не превышает фиксированной суммы.
Список литературы
1. Аганбегян А. Как оздоровить российский бюджет // Экономическая политика. -2015. - Т. 10. - № 4. - С. 7-19.
2. Караваева И. В. Реструктуризация налоговых доходов как инструмент преодоления кризиса российской экономики / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 6 (84). - С. 116-132.
3. Малис Н. И. Совершенствование налогового механизма - путь к повышению доходов бюджета / / Финансы. - 2014. - № 4. - С. 32-37.
4. Маршавина Л. Я., Князева А. В. Налоги как стимулирующий фактор инновационного развития / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -
2014. - № 10 (76). - С. 53-64.
5. Павлова Л. Н. Налоги как системообразующий фактор устойчивого развития экономики / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -
2015. - № 2 (80). - С. 74-84.
6. Титов В. В. Налоговая система как фактор повышения эффективности промышленных предприятий // Экономист. - 2015. - № 8. - С. 41-50.
References
1. Aganbegyan A. Kak ozdorovit' rossiyskiy byudzhet [How to Restore the Russian Budget]. Ekonomicheskaya politika [Economic Policy], 2015, Vol. 10, No. 4, pp. 7-19. (In Russ.).
2. Karavaeva I. V. Restrukturizatsiya nalogovykh dokhodov kak instrument preodoleniya krizisa rossiyskoy ekonomiki [Restructuring Tax Incomes as a Tool of Overcoming Crisis in Russian Economy]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2015, No. 6 (84), pp. 116-132. (In Russ.).
3. Malis N. I. Sovershenstvovanie nalogovogo mekhanizma - put' k povysheniyu dokhodov byudzheta [Improving Taxation Mechanism as a Way to Raise Revenues of Budget]. Finansy [Finance], 2014, No. 4, pp. 32-37. (In Russ.).
4. Marshavina L. Ya., Knyazeva A. V. Nalogi kak stimuliruyushchiy faktor innovatsionnogo razvitiya [Taxes аs an Incentive Factor of Innovation Development]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 10 (76), pp. 53-64. (In Russ.).
5. Pavlova L. N. Nalogi kak sistemoobrazuyushchiy faktor ustoychivogo razvitiya ekonomiki [Taxes as a System-Forming Factor of Sustainable Development of Economy]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2015, No. 2 (80), pp. 74-84. (In Russ.).
6. Titov V. V. Nalogovaya sistema kak faktor povysheniya effektivnosti promyshlennykh predpriyatiy [Taxation System as a Factor of Raising Efficiency of Industrial Enterprises]. Economist, 2015, No. 8, pp. 41-50. (In Russ.).
7. Создание аналитического центра для максимальной оптимизации поддержки малого и среднего предпринимательства, одна из задач которого - проведение мониторинга состояния бизнеса в Приднестровье.