Н.А. Восколович, И.А. Кугоев
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ..
УДК 336
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ГОЛЬФА: УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ И ГОЛЬФ-КЛУБОВ
© 2015
Н.А. Восколович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика социальной сферы» И.А. Кугоев, магистрант
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва (Россия)
Аннотация. Менеджмент в гольфе, как виде профессиональной деятельности управленцев в данной спортивной отрасли, возникает в результате разделения и кооперации их труда. В условиях коммерциализации экономики спорта, становления спортивной отрасли гольфа как экономической категории именно спортивные менеджеры решают основные задачи управления индустрией гольфа, формирования инфраструктуры, соответствующей общепринятым мировым и европейским стандартам. Причиной появления менеджмента в гольфе стала рыночная экономика, предъявившая особые требования к спорту в условиях экономической конкуренции. Обобщение опыта спортивного менеджмента и подготовки спортивных менеджеров в ВУЗах и рыночный спрос на специалистов такого профиля показывает, что все большему количеству организаций спортивной отрасли нужны менеджеры с определенным набором умений и навыков. Основные навыки и умения менеджеров в спорте вообще и гольфе в частности заключаются в том, чтобы владеть современными компьютерными технологиями и программами; владеть английским языком; уметь формировать информационную политику организации; организовывать работу офиса организации; знать основные маркетинговые и управленческие стратегии; знать регламенты и положения о соревнованиях для последующей организации спортивных событий.
Ключевые слова: качественные услуги; спортивно-оздоровительные услуги; инвесторы; спорт-индустрия; гольф; потребители услуг на рынке; участники рынка; программно-методические продукты; менеджмент в сфере гольфа; гольф-клубы; органы государственного управления физической культурой и спортом; субъекты спортивных услуг в сфере гольфа; сегментация гольф-клубов; гольф-курорт.
Менеджмент в гольфе, как виде профессиональной деятельности управленцев в данной спортивной отрасли, возникает в результате разделения и кооперации их труда. В условиях коммерциализации экономики спорта, становления спортивной отрасли гольфа как экономической категории именно спортивные менеджеры решают основные задачи управления индустрией гольфа, формирования инфраструктуры, соответствующей общепринятым мировым и европейским стандартам. Причиной появления менеджмента в гольфе стала рыночная экономика, предъявившая особые требования к спорту в условиях экономической конкуренции.
Основные функции менеджеров в спорте вообще и гольфе в частности:
- работа в органах управления олимпийским движением на различных уровнях,
- управление спортивными мероприятиями: чемпионат города, области, республики, Чемпионаты мира и Европы, Олимпийские игры,
- управление собственными спортивными бизнес-проектами, коммерческими турнирами, спортивными фестивалями, массовыми соревнованиями,
- организация команды, подбор персонала и атлетов, разработка билетных программ и различных стратегий для организации, работой с болельщиками и со стейк-холдерами во внешней среде.
Рынку гольф-спорта свойственна неопределенность ситуации и предпринимательский риск. Это требует от менеджмента самостоятельности и ответственности за принимаемые решения. Профессионализм спортивного менеджера в гольф-спорте проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.
Обобщение опыта спортивного менеджмента и подготовки спортивных менеджеров в ВУЗах и рыночный спрос на специалистов такого профиля показывает, что все большему количеству организаций спортивной отрасли нужны менеджеры с определенным набором умений и навыков. Основные навыки и умения менеджеров в спорте вообще и гольфе в частности заключаются в том, чтобы:
- владеть современными компьютерными технологиями и программами;
- владеть английским языком;
- уметь формировать информационную политику ор-
ганизации;
- организовывать работу офиса организации;
- знать основные маркетинговые и управленческие стратегии;
- знать регламенты и положения о соревнованиях для последующей организации спортивных событий.
Пока с сожалением приходится констатировать, что рыночный механизм спроса и предложения специалистов спортивного менеджмента в области гольфа в нашей стране еще не сформирован. Однако, внедрение профессиональных стандартов работников спортивной отрасли и процедуры обязательной аттестации специалистов позволит, с одной стороны, провести инвентаризацию управленческих кадров в отрасли, а с другой, выявить приоритеты управленческих специальностей в общем перечне должностей спортивного менеджмента, в том числе гольфа.
Следует отметить, что на сегодняшний день рынок спортивно-оздоровительных услуг в России очень привлекателен для инвесторов, так как спрос на данные услуги значительно превышает предложение. По оценкам аналитиков, спорт-индустрия по темпам развития занимает второе место в мире (после высоких технологий), и хотя по числу предложений спортивно-оздоровительных услуг Россия пока существенно уступает США и Европе, темпы роста отечественного рынка стремительны. Что касается гольфа предложение пока не способно удовлетворить существующей потребности в данном виде услуг.
Индустрия спортивно-оздоровительных услуг и товаров в сфере гольфа в последнее время претерпевает значительные изменения. Растет количество потребителей услуг на рынке, расширяется ассортимент товаров и услуг, охватывающих все сегменты потребителей, повышается конкуренция среди участников рынка. В сложившихся условиях повышается значение информации о существующем спросе на спортивные товары и услуги в сфере гольфа.
Спортивно-оздоровительные услуги в сфере гольфа в условиях рыночной экономики становятся объектом купли-продажи. В связи с этим производители физкуль-турно-спортивных услуг выступают в качестве продавцов, а потребители - в качестве покупателей.
Поставщиками спортивных услуг в сфере гольфа являются тренеры, учителя, преподаватели, и инструкторы физической культуры и спорта спортсмены, тренеры,
Н.А. Восколович, И.А. Кугоев АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ...
инструкторы-методисты физической культуры и спорта в сфере гольфа. Продуктами их деятельности являются организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом; спортивные зрелища; программно-методические продукты.
Потребителями спортивных услуг в сфере гольфа выступают люди, занимающиеся гольфом в гольф-клубах, зрители, спортивные болельщики и спонсоры, а также тренеры, учителя, преподаватели, инструкторы спорта в сфере. Сюда же необходимо всех потребителей услуг физической культуры и спорта, производителей услуг физической культуры и спорта, посреднические структуры, а также государство в лице органов государственного управления физической культурой и спортом.
Специфика рынка отрасли гольф-спорта во многом обусловлена особенностями нематериального производства, имеющего место в данной сфере. Потребление услуг в сфере гольфа способствует удовлетворению не столько материальных, сколько духовных, интеллектуальных потребностей индивида, содействует поддержанию его активной жизнедеятельности.
Центральным субъектом рыночных отношений в сфере гольфа является личность. Основное отличие личности состоит в том, что она приобретает услуги физической культуры и спорта не только и не столько для извлечения материальной и иной выгоды, а лично для себя, для удовлетворения собственных потребностей. Кроме того, личность является персонифицированным материальным носителем спортивных услуг, обладающим в результате их потребления определенным объемом специальных знаний, двигательных умений и навыков, имеющим заданный уровень физической подготовленности. Личность осуществляет самостоятельный выбор и набор спортивных дисциплин для своих будущих занятий, уровня достижений в избранном виде двигательной активности, места, форм, объема и режима потребления услуг, не исключая и участие в выборе тренера-преподавателя; в большинстве случаев личность самостоятельно оплачивает покупку услуг.
На гольф-поле в процессе реализации этого личностного выбора встречаются, налаживают отношения потребителей услуг и совместно функционируют все субъекты спортивных услуг в сфере гольфа. Таким образом, личность, являясь центральным субъектом соответствующих услуг, объединяет вокруг себя все остальные субъекты рассматриваемого рынка услуг.
К числу промежуточных потребителей спортивных услуг в сфере гольфа относятся фирмы, предприятия, учреждения и организации различных форм собственности и ведомственной принадлежности, включая в этом качестве и органы управления, приобретающие данные услуги для использования в своей деятельности.
Таким образом, к потребителям можно отнести физических лиц, занимающихся поиском спортивных товаров и услуг в сфере гольфа и пользованием ими и юридических лиц, занимающихся поиском организаций-поставщиков спортивных товаров и услуг в сфере гольфа (рис. 1).
Особенностью спортивных услуг в сфере гольфа особенно для несовершеннолетних пользователей является территориальная сегментация и локальный характер рынка услуг данного спорта. В поисках услуг эти потребители склонны выбирать близко или удобно расположенные спортивные площадки. Таким образом, формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий (организаций, учреждений) спортивной направленности в сфере гольфа в некоторой степени определяются характеристиками территории и, следовательно, целевой аудитории, охваченной конкретным рынком.
Степень дифференциации спортивных услуг в сфере гольфа обусловлена тенденциями диверсификации, персонификации и индивидуализации спроса на эти услуги, а также тем, что в данной отрасли имеет место высокая
степень широкого разнообразия предоставляемых услуг.
СУБЪЕКТЫ-ПОСТАВЩИКИ СПОРТИВНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ГОЛЬФА
Тренеры, учителя, преподаватели, инструкторы гольф-спорта Гольф-спортсмены Научные работники, тренеры, инструкторы-методисты гольф-спорта
1
Организованные формы занятий Спортивные зрелища: Про граммно-методнче ские
гольф-спортом • соревнования продукты:
• занятия-уроки • спортивные праздники • методика занятий голь ф-
• спортивные гольф-секции спортом
• гольф-ко манды • методические комплексы
• персональные занятия занятий гольф-спортом
• учебно-тренировочные гольф- • прогр аммы физ ического
группы воспитания и физической
• гольф-клубы подготовки в сфере гольфа
• система подготовки резерва и
спортсменов
ПОТРЕБИТЕЛИ СПОРТИВНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ГОЛЬФА
Занимающиеся Зрители, спортивные болельщики, спонсоры Тренеры, учителя, преподаватели, инструкторы гольф-спорта и самостоятельно занимающиеся
Рисунок 1. Субъекты-поставщики и потребители спортивных услуг в сфере гольфа.
Сегментация гольф-клубов обычно осуществляется в соответствии со степенью их открытости/ограничения доступа для посетителей, а также исходя из наличия инфраструктуры.
В тех случаях, когда гольф-клуб входит в состав более крупного комплекса, он часто становится имиджевым компонентом, влияющим на общий престиж комплекса и стоимость недвижимости в его составе, не обладая при этом в большинстве случаев максимальной доходностью среди прочих составляющих. Членство в полузакрытых гольф-клубах отличается от системы закрытого клуба тем, что «разовые» посетители имеют возможность играть на поле клуба за грин-фи1. Членство в подобном клубе обеспечивает им неограниченное количество игр на поле и дает приоритет перед обычными гостями. Для получения членства в полузакрытом гольф-клубе необходима рекомендация от действующего члена клуба. Принципиальным отличием открытых гольф-клубов от закрытых и полузакрытых элитных клубов является их доступность вследствие отсутствия системы членства (рис. 2).
ГОЛЬФ-КЛУБЫ
По ограничению доступа По наличию
Закрытые Полузакрытые Открытые Гольф-клуб Гольф-курорт Гольф-клуб в составе жилого Гольф-курорт и жилой комплекс
Рисунок 2. Основные параметры гольф-клубов.
Во всех закрытых клубах существует сложная процедура отбора. Часто вступление в клуб возможно только после рассмотрения кандидатуры на общем совете и утверждения ее председателем. Преимущества для игроков-членов клубов варьируются в зависимости от конкретного гольф-клуба. К основным преимуществам членства можно отнести:
- бесплатную игру на гольф-поле клуба,
- бесплатную игру на тренировочном поле с неограниченным количеством гольф-мячей,
- возможность заблаговременного бронирования стартового времени на игру,
- приоритет при регистрации на участие в клубных турнирах
- возможность участия в разнообразных клубных мероприятиях, организуемых и проводимых клубом и его партнерами для членов,
- приоритетное право проведения на территории клуба с использованием его инфраструктуры собственного
Н.А. Восколович, И.А. Кугоев
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ...
частного (корпоративного) мероприятия или турнира без арендной платы,
- возможность хранения гольф-инвентаря на территории клуба,
- свободная парковка на территории клуба,
- доступ на территорию и к услугам клуба для гостей членов клуба (до трех гостей без предварительной регистрации),
- обслуживание гостей членов клуба по льготным ценам.
Организация успешного взаимодействия потребителей услуг и гольф-клубов во многом зависит от концепции гольф-клуба. Формирование концепции зависит от следующих аспектов:
- наличие значительного по площади участка (минимум 30 га),
- разноплановый ландшафт,
- поле на 18 лунок, пригодное для проведения международных чемпионатов,
- удобное расположение с точки зрения транспортной доступности: расположение вблизи крупного мегаполиса, что означает наличие стабильного спроса со стороны корпоративных клиентов; близость к основным автотрассам; удобное расположение по отношению к аэропортам, вокзалам; незначительное расстояние между клубом и другими гольф-полями (не более одного часа езды на автомобиле),
- наличие дополнительных услуг (конференц-центр, рестораны/бары, конноспортивный центр, спа-центр, гостиница и т. п.).
В рамках гольф-курорта обычно предусмотрено наличие качественных конференц-площадей для клиентов, которые практикуют проведение корпоративных мероприятий и переговоров в непринужденной обстановке. Спа-центр различной площади также может быть удачным дополнением к гольф-клубу. Необходимо отметить, что, по мнению специалистов, инвестиционная привлекательность спа-центра возрастает при его функционировании в составе отеля (в этом случае рентабельность предприятия может быть выше на 15%, чем при обособленном функционировании). Вклад в общий доход комплекса может оцениваться в размере 10-12% и более. Международная и российская практика показывает, что сочетание гольф-клуба с гостиничной составляющей также является удачным вариантом. В таких случаях значительная доля спроса направлена на гостиничные номера и апартаменты с расширенной площадью, в которых имеется кухня. Отели, предоставляющие услуги длительного проживания, апарт-отели и сервисные апартаменты также могут успешно функционировать в рамках гольф-курорта. При этом сам гольф-клуб в большинстве случаев (77%) выделяется в отдельную функционирующую единицу, которая управляется собственником самостоятельно. Управление остальными компонентами комплекса передается международному гостиничному оператору (рис. 3).
поток гольф-клубов формируют представители бизнес-элиты. Аналогичная тенденция прослеживается и на российском рынке. Основными критериями при выборе гольф-клуба являются качество гольф-полей, уровень сервиса, набор дополнительных услуг, а также удобство расположения и доступность для транспорта. Спрос на гольф-услуги в России имеет непостоянный, сезонный характер. В условиях многообразия климатических условий в различных регионах РФ средняя длительность игрового сезона составляет 180-190 дней (в Москве и Московской области - 180 дней).
Гольф-спрос предполагает спрос на спортивные занятия гольфом. Управление взаимодействием потребителей услуг и гольф-клубов подразумевает в первую очередь рекреацию и отдых на территории клуба.
Таким образом, успешному управлению взаимодействием потребителей услуг и гольф-клубов в России способствует стабильная доходность гольф-клубов за счет роста популярности гольфа как вида спорта. Учитывая увеличивающийся интерес к данному виду спорта и активному отдыху со стороны потенциальных покупателей загородной недвижимости, девелоперы все чаще предусматривают наличие гольф-полей в составе коттеджных поселков. В то же время на пути развития управления взаимодействием потребителей услуг и гольф-клубов в России имеются серьезные препятствия. К ним относятся трудности при подборе участка достаточного размера, значительный объем инвестиций, необходимых для осуществления гольф-проектов, ограничения в области строительства объектов и использования водных ресурсов, отсутствие опытных квалифицированных кадров, а также бюрократия. Например, процедура получения полного пакета документов на строительство гольф-курорта часто затянута и требует дополнительных расходов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Восколович, Н.А. Специфика формирования доступности платных потребительских услуг Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2012. № 3. С. 3-11.
2. Сборник методических материалов для спортивных судей по гольфу (дисциплина - «Гольф») (Спортивный сезон 2015 года). Москва. 2015
3. Егоров, Е.В., Джанджугазова, Е.А., Восколович, Н.А., Казаков, В.Н. Инновационное развитие сферы услуг Москва, 2010.
4. Программа развитие гольфа в Российской Федерации до 2020 года. Москва. 2013.
5. Восколович, Н.А., Николаев-Пасухин, С.И. Инновационные направления формирования современной индустрии туризма в России Вопросы управления. 2014. № 3. С. 88-94.
6. Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по гольфу на 2014 год. Москва. 2014.
7. Индустрия гольфа в России и СНГ: тенденции развития и прогнозы на будущее. golfbenchmark.com
Рисунок 3. Основные компоненты гольф-курорта.
С каждым годом гольф становится все более популярным видом спорта. Однако из-за высоких вступительных и членских взносов значительная доля игроков предпочитает оплачивать разовый взнос (грин-фи) вместо вступления в какой-либо клуб.
Согласно мировой практике основной клиентский
H.A. Восколович, И.А. Кугоев АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ...
THE ACTUAL ASPECTS OF MANAGEMENT IN THE SPHERE OF GOLF: MANAGING THE INTERACTION OF SERVICE CONSUMERS AND GOLF CLUBS
© 2015
N.A. Voskolovitch, doctor of economical science, professor of the department «Economics of social sphere» I.A. Kugoev, master
Lomonosov Moscow State University, Moscow (Russia)
Abstract. Management in golf as a type of professional activity of managers in this sports branch, results from division and cooperation of the managers' work. In the conditions of commercialization of economy of sport, formation of sports branch of golf as economic category sports managers solve the main objectives of management of the industry of golf, formation of the infrastructure conforming to the international and European standards. The market economy which imposed special requirements to sport in the conditions of the economic competition became the reason of emergence of management in golf. Synthesis of experience of sports management and training of sports managers in higher education institutions and a market demand for experts of such profile shows that an increasing number of the organizations of sports branch needs managers with a certain set of skills. The main skills and abilities of managers in sport in general and golf in particular consist in owning modern computer technologies and programs; speaking English fluently; being able to form information policy of the organization; organizing work of office of the organization; knowing the main marketing and administrative strategy; knowing regulations and regulations on competitions for the subsequent organization of sports events.
Keywords: high-quality services; sports and fitness services; investors; sport industry; golf; consumers of services in the market; participants of the market; program and methodical products; management in the sphere of golf; golf clubs; state bodies in the management sphere of physical culture and sport; subjects of sports services in the sphere of golf; segmentation of golf clubs; golf resort.