Выпуск 4 - 2013
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
научный интернет-журнал
УДК 312
Шестопалов Юрий Петрович
ГОУ ВПО «Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства»
Россия, Москва
Проректор по административно-хозяйственной работе
Кандидат социологических наук
Актуальные аспекты государственной стратегии формирования доступной среды для маломобильных граждан
Аннотация. Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод.
Исследование доступности городской среды для инвалидов приобретает особый интерес на почве эволюции российских городов, которая в значительной степени расходится с законами развития городов Европы и Америки. Весь советский период конструирования городского пространства пренебрегал вопросами доступности города для инвалидов и качества их жизни в повседневной действительности. В градостроительной политике культивировалась идея обслуживания предприятий, экономики, обороны, а практика «гуманизации» окружающей среды, которая подчеркивала бы ее значение для инвалида, не была популярна.
Ключевые слова: социальное проектирование; доступная среда; маломобильные граждане; государственная стратегия; инвалиды.
1
07MN413
Выпуск 4 - 2013
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
научный интернет-журнал
В Российской Федерации последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышения доходов и качества жизни.
В результате проведения медико-социальной экспертизы в 2010 году признано инвалидами 3 541 349 граждан, из них: первично - 1 100 095 граждан, повторно - 2 441 254 человека. При этом в 2009 году федеральными государственными учреждениями проведено 4 596 993 освидетельствований граждан на предмет установления инвалидности, при этом признано инвалидами 3 881 859 граждан. Таким образом, число освидетельствованных граждан и признанных инвалидами в 2010 году сократилось на 4,2% и на 9,4% соответственно [1, с. 4].
Достигнутые результаты явились следствием реализации материального обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, улучшением условий медикосоциальной экспертизы и реабилитации, совершенствованием медицинского и социального обслуживания, в том числе, в рамках мероприятий федеральной целевой программы (далее -ФЦП) «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы» и ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» [2].
Несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся значительными, ежегодно возрастающими объемами финансирования из бюджетов всех уровней, остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи.
Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод.
Согласно «Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятым резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблей ООН от 20 декабря 1993 года, «...государствам следует а) осуществлять программы действий, с тем, чтобы сделать материальное окружение доступным для инвалидов; и б) принимать меры для обеспечения им доступа к информации и коммуникациям» [3, с. 6].
В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов» (далее - Конвенция). Принятие Конвенции стало историческим шагом в направлении содействия обеспечению прав инвалидов на международном договорном уровне.
Подписание Конвенции Российской Федерацией фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов. Для Российской Федерации подписание Конвенции является показателем готовности страны к соблюдению международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа, наравне с другими, к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Необходимость создания безбарьерной среды для маломобильных граждан диктуется всей логикой общественного развития. Это требует объединения усилий и государства, и бизнеса и, конечно, широкого общественного участия. При принятии конкретных решений для осуществления значимых изменений в этой сфере необходимо понимать процессы, которые происходят сегодня в гражданском обществе, а также основные тенденции его развития.
2
07MN413
Выпуск 4 - 2013 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
Исследование доступности городской среды для инвалидов приобретает особый интерес на почве эволюции российских городов, которая в значительной степени расходится с законами развития городов Европы и Америки. Весь советский период конструирования городского пространства пренебрегал вопросами доступности города для инвалидов и качества их жизни в повседневной действительности. В градостроительной политике культивировалась идея обслуживания предприятий, экономики, обороны, а практика «гуманизации» окружающей среды, которая подчеркивала бы ее значение для инвалида, не была популярна.
В настоящее время социальное проектирование доступной среды для маломобильных граждан также недостаточно представлено в общем объеме мероприятий, реализуемых государством. Это снижает их статус в решении проблем социального развития [4]. В связи с этим все большую потребность государство испытывает в исследовании и научном обосновании путей совершенствования социального проектирования доступной среды.
Подтверждается возрастание значения деятельности государства в сфере обеспечения безбарьерной среды для маломобильных групп граждан необходимостью развития теории и практики функционирования субъектов социального проектирования в интересах гармоничного развития общества и государства в целом, а также актуальностью совершенствования методики и социальных технологий социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан.
Все это оказывает безусловное влияние на формирование государственной стратегии в сфере обеспечения беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Следовательно, данные объекты в обязательном порядке должны подлежать оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп граждан.
3
07MN413
Выпуск 4 - 2013 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральная Целевая Программа Г осударственная программа "Доступная среда на 2011 - 2015 годы". - Электронный доступ: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Vi ewF cp/Vi ew/2011/392.
2. Федеральная Целевая Программа Государственная программа «Социальная
поддержка инвалидов на 2000-2005 годы» и Федеральная Целевая Программа Государственная программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы». - Электронный доступ: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-
bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2010?fcp_code=1000700.
3. Федеральная Целевая Программа Государственная программа "Доступная среда
на 2011 - 2015 годы". - Электронный доступ: http://rsr-
online.ru/doc/2010_12_03/4.pdf.
4. Викторова Л.А., Рыкова Т.Е. Адаптация производственных зданий для обеспечения трудоустройства инвалидов. Информационный вестник «Проблемы формирования среды жизнедеятельности маломобильных групп населения», вып. 6-7, - Новосибирск, 1994; Викторова Л.А. Создание среды трудовой деятельности маломобильных групп населения на промышленных предприятиях. - М., 2004.
4
07MN413