Актуальные аспекты формирования информационной системы коммерческой организации
Зайцев Дмитрий Анатольевич
аспирант, кафедра экономики и управления, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, [email protected]
В статье выделены актуальные аспекты формирования информационной системы коммерческой организации, которые определяются общими системными особенностями построения такой системы и специальными требованиями к ее разработке, внедрению. Общие аспекты разработки информационных систем сферы корпоративного управления предопределены мероприятиями ключевых этапов создания, внедрения такой системы информационного, обеспечительного, практического, контрольно-эксплуатационного содержания с учетом требований к участию в системе государственной поддержки. Специальные требования к разработке, внедрению таких системы обусловлены корпоративными ресурсами компании и корпоративными задачами, решение которых отличается динамическим, инновационнным, проектным, искусственно-интеллектуальным, интегрированным и пр. содержанием.
Ключевые слова: информационная система, управление коммерческой организации, системные особенности, проектная система, инновации, искусственный интеллект, система государственной поддержки.
Важность исследования современных особенностей разработки информационной системы коммерческой организации (далее - ИСКО) предопределена инновационным развитием, автоматизацией и всеобщей цифровизацией большинства сфер публичных отношений, включая многоотраслевую область управления бизнесом [7, с.97]. В этой связи в рамках соответствующих стратегий, программ [1], [2] государством разработан, осуществляется внушительный объем целенаправленной деятельности по информационно-цифровому развитию российского общества в целом, включая мероприятия по созданию условий для формирования эффективных ИСКО. Только в мероприятиях Национального проекта по развитию цифровой российской экономики [3] отмечена важность создания, совершенствования 106 различных видов информационных систем, применяемых в управлении государственными, общественными и коммерческими организациями
Следовательно, необходимость исследования актуальных аспектов формирования ИСКО обусловлена объективной важностью мероприятий инновационного, автоматизированного, цифрового развития коммерческой сферы отношений, реализация которых существенно повышает эффективность управления бизнесом и активно поддерживается государством.
В рамках исследования современных особенностей формирования ИСКО целесообразно обозначить общие аспекты разработки информационных систем корпоративного управления и специальные особенности создания непосредственно ИСКО.
Рассматривая общие аспекты разработки информационных систем менеджмента (корпоративного управления), стоит отметить, что формирование ИСКО включает четыре общих этапа [8, с. 36].
Первый информационный этап характеризуется сбором, обработкой данных, необходимых для разработки ИСКО, включая информацию о задачах, которые должна решать ИСКО, и о ресурсах, методологии, необходимых для формирования этой системы. Этот этап осуществляется специалистами-аналитиками и техническими разработчиками ИКСо согласно указанию руководства компании (техническому заданию).
Второй обеспечительный этап определяется принятием решения руководства компании с обоснованием проблем корпоративного управления с соответствующими задачами и установлением ресурсной, методологической базы для разработки ИСКО в целях устранения установленных проблем. Мероприятия этой стадии проводятся руководством и компетентными специалистами сферы разработки ИСКО.
Третий практический этап включает мероприятия по исполнению принятого решения руководства компании на основе обозначенных задач, ресурсов, методологии с целью разработки необходимой ИКСО.
Четвертый контрольно-эксплуатационный этап составляют мероприятия по внедрению в корпоративное управление созданной ИКСО с контролем ее результатов практического применения и внесением при необходимости корректив в состав ИКСО (см. рис. 1).
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м
Сл>
м см о см
о ш т
X
<
т О X X
Таким образом, общие аспекты разработки информационных систем сферы корпоративного управления (ИСКО) предопределены мероприятиями ключевых этапов создания, внедрения такой системы информационного, обеспечительного, практического, контрольно-эксплуатационного содержания.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП
сбор, обработка данных для разработки ИСКО о задачах, ресурсах, методологии
ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
принятие решения с обоснованием проблем, базы методологии разработки ИСКО
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
исполнение решения о разработке ИСКО с учетом обозначенных задач, ресурсов, методологии
КОНТРОЛЬНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ ЭТАП
внедрение созданной ИКСО с контролем и корректировкой показателей ее работы
Рисунок 1. - Общая схема этапов формирования ИСКО Составлено автором на основе [8].
В рамках анализа специальных современных особенностей разработки ИСКО целесообразно обозначить сущность и ключевые задачи применения информационных систем в управлении коммерческой деятельностью.
По данному поводу М.А. Максимов [11, с.10] аргументирует цели ИСКО для создания и применения моделей управления предприятий бизнеса с расширением существующих нормативов в сфере управления качеством за счет разработки, внедрения следующих инструментов, позволяющих систематизировать, унифицировать процессы и пр. элементы управления качеством корпоративной деятельности: механизмов, метамо-дели организационно-ролевой корпоративной коммуникации; средств детализации методов управления знаниями (интеллектуальным ресурсом) компании; метода разработки ИСКО в замкнутом цикле укрупненных этапов разработки информационных систем, реализуемых для обеспечения перевода в целевое состояние с поддержанием установленных параметров качества ИСКО; механизма трансформации ИСКО путем разграничения ответственности участников за работу информационно-технологической инфраструктуры с декомпозицией бизнес-задач и повышением уровня автоматизации. При этом автором совместно с Н.В. Макаровой обоснована важность расширения положений актуальных нормативов в сфере разработки, внедрения ИСКО за счет применения абсолютных показателей оценки качества ИСКО: коэффициента дефектности и коэффициента загруженности [9], [10].
То есть, Н.В. Макаровой, М.А. Максимовым обозначена развивающая (динамическая, инновационная) сущность ИСКО с корпоративными задачами повышения эффективности бизнеса путем: моделирования корпоративных процессов управления; расширения существующих нормативов в сфере управления качеством за счет корпоративных новаций; обоснования необходимости корректировки нормативов для ИСКО с учетом критериев дефектности и загруженности.
В исследовании М.А. Орлова [14] отмечена проектная сущность внедрения ИСКО в условиях цифровой экономики. Указанная природа информационных корпоративных систем обусловлена успешностью большинства проектов в случае эффективной реализации 3 видов последовательных задач:
1) задач оперативного характера, определяющихся на стадии выхода проекта для решения неотложных проблем проекта;
2) задач тактического содержания, которые формируются при установлении проекта для реализации его промежуточных целей;
3) задач стратегического характера, связанных с достижением главной цели проекта в получении экономической выгоды [14, с.12].
При этом решение указанных последовательных задач зависит от совокупности установленных автором факторов успеха, комплексное воздействие которых предопределяет уровень успешности проектов разработки, внедрения ИСКО. Обозначенный комплекс факторов успеха разработки, внедрения ИСКО составляют 8 групп показателей (индикаторов, критериев).
Первая группа целевых факторов успеха применения ИСКО включает показатели степени соответствия ИСКО корпоративным потребностям, нуждам, поскольку цель любой ИСКО в решении одной или множества проблем корпоративного управления.
Вторая группа прагматичных факторов успешной разработки, реализации ИСКО, по мнению М.А, Орлова, определяется критериями минимальной доработки ИСКО на стадиях ее внедрения, развития. Эффективность практического применения ИСКО характеризуется среди прочего возможностями ее динамического развития соответственно изменениям показателей корпоративного управления.
Третья типология компетентных факторов успеха разработки, внедрения ИСКО формируется критериями понимания, планирования, управления в компании соответствующим информационным проектом. Действительно, без надлежащей интеллектуальной, компетентной поддержки невозможны разработка и внедрение необходимой ИСКО, отвечающей актуальным корпоративным потребностям.
Четвертый вид управленческих факторов успеха в создании ИСКО характеризуется показателями уровня организационной поддержки, поскольку позитивная реализация информационного проекта внедрения ИСКО невозможна без согласования с руководством компании большинства вопросов сопровождения, обеспечения стадий этого проекта.
Пятая группа технических факторов успеха применения ИСКО включает критерии достаточности необходимых технических ресурсов для успешного проведения всех стадий информационного проекта внедрения ИСКО в корпоративную деятельность.
Следующая группа внешних факторов успешной разработки, реализации ИСКО определяется критериями позитивного или негативного внешнего воздействия на стадиях разработки, реализации информационного проекта внедрения ИСКО. Поддержка, например, со стороны партнеров, государства в развитии ИСКО способствует продвижению и успешной реализации информационного проекта внедрения ИСКО в корпоративную деятельность. И наоборот, наличие внешнеторговых, административных, коммерческих и пр. ограничений препятствует достижению целей внедрения ИСКО.
Седьмая типология динамических факторов успеха разработки, внедрения ИСКО формируется критериями простоты применения ИСКО в рамках управления изменениями в корпоративной деятельности. Качество любой системы характеризуется ее адаптивностью [17, с.14] к внешнему воздействию, что присуще элементам управления ИСКО.
Восьмой вид контрольных факторов успеха в создании ИСКО, обозначенный М.А. Орловым, характеризуется показателями оценки, тестирования внедренной ИСКО, которые целесообразно определять с учетом предыдущих семи факторов
для формирования методики оценки вероятности успешности определенного проекта разработки, внедрения ИСКО. При этом важно определить критерий значимости того или иного фактора для полноценной реализации конкретного проекта [13, с.102].
Таким образом, М.А. Орловым отмечена проектная сущность ИСКО с корпоративными оперативными, тактическими, стратегическими задачами повышения эффективности бизнеса с учетом содержания комплекса факторов успеха целевого, прагматичного, компетентного, управленческого, технического, внешнего, динамического, контрольного содержания.
В исследовании М.И. Никишовой анализируется технологическое (искусственно-интеллектуальное) содержание корпоративной деятельности с применением соответствующих ИСКО. В этой связи обоснованы инструменты решения проблем «оппортунистического поведения» директората компании, «информационной асимметрии» для корпоративных решений, «ограниченной рациональности» с использованием искусственного интеллекта в условиях концепций корпоративного развития и совершенствования искусственного интеллекта.
Для повышения эффективности корпоративного управления с применением элементов искусственного интеллекта в составе ИСКО исследователем разработан алгоритм принятия управленческих решений корпоративным менеджментом, характерная особенность которого заключается в параллельном анализе таких решений ИСКО, позволяющим улучшить качество корпоративных решений, минимизировать установленные негативные факторы в системе менеджмента и актуальные проблемы компании в контексте «агентской теории» [12, с.10].
Следовательно, М.И. Никишовой обоснована искусственно-интеллектуальная сущность ИСКО с корпоративными задачами повышения эффективности бизнеса с помощью параллельного анализа корпоративных решений ИСКО с искусственным интеллектом для повышения качества корпоративных решений и устранения актуальных проблем корпоративного управления.
В свою очередь, А.Ю. Бирюков [7, с.11] выделил современные особенности интегрированной маркетинговой ИСКО, реализующей задачи повышения конкурентоспособности компании с применением специального инструментария, включающего:
1) алгоритм разработки, внедрения интегрированной ИСКО в коммерческие процессы с учетом: взаимосвязи этапов торговли, условий их реализации; установленных целевых уровней надежности, эффективности коммуникационно-информационной функции маркетинга; обеспечительных условий запуска системы в обозначенный срок, в рамках назначенного бюджета;
2) адаптационные характеристики компании в сфере конкурентоспособности, определяющие повышение качества, эффективности информационного обеспечения порядка принятия корпоративных решений и коммуникационного веб-взаимодействия подразделений компании с отдельными институтами и различными субъектами рынка;
3) средства оценки потенциального эффекта интегрированной ИСКО с применением адекватной методологии, которая отвечает критериям применимости в коммерческой практике, относительной простоты и установленным требованиям надежности, точности результатов такой оценки [6, с.932].
То есть, А.Ю. Бирюков аргументировал интегрированную аналитическую сущность ИСКО с маркетинговыми задачами повышения конкурентоспособности торговой компании с применением коммуникационно-информационного веб-инструментария, разработанного с учетом актуальных требований
корпоративной деятельности, возможностей адаптации компании в сфере конкурентоспособности и потенциального эффекта такой ИСКО.
В этой связи стоит добавить результаты последующего исследования Е.В. Попова [16, с.11] актуальных аспектов разработки, внедрения интегрированной ИСКО, применяемой для обеспечения коммерческой деятельности в сфере электронной торговли. Основными особенностями развития ИСКО в цифровом сегменте торговых отношений исследователь обозначил: высокий уровень торговых отношений корпораций с государством; малая доля электронных финансовых операций; недостаточно развитая логистика; сокрытие дохода компаний; приоритет товарной торговли; использование инструментов недобросовестного продвижения продукта на е-рынке.
С учетом обозначенных особенностей систематизированы три группы приоритетных задач развития ИСКО в сфере электронной корпоративной торговли товарами:
1) группа общеэкономических задач: по обеспечению сезонных приоритетов в продажах; по учету уровня актуального дохода потребителей и фискальных выплат в рамках товарного оборота;
2) группа технологических задач в части: обеспечения онлайн продвижения и проведения офлайн-выставок; достижения высокого уровня удобства пользования потребителями веб-услугами; конкурентного наполнения веб-сайта для повышения числа его посетителей;
3) группа организационно-управленческих задач: по созданию логистики поставщиков, складов, системы доставки; по финансированию создания, обслуживания веб-сайта; по обеспечению кадрового и материального ресурса [15, с.57].
Таким образом, Е.В. Поповым отмечена интегрированная дистанционная сущность ИСКО с корпоративными задачами повышения доходности от электронной торговли общеэкономического, технологического, организационно-управленческого характера.
На примере тезисов представленных современных исследований можно обобщить вывод о разнообразной сущности применения информационных систем в корпоративном управлении коммерческой деятельностью, которая, во-первых, определяется общими системными аспектами построения ИСКО и специальными требованиями к разработке, внедрению ИСКО, обусловленными корпоративными задачами, ресурсами компании, и, во-вторых, отличается динамическим, инновационным, проектным, искусственно-интеллектуальным, интегрированным и пр. содержанием.
Указанные особенности формирования ИСКО характеризуют основные возможности существенного роста эффективности бизнеса за счет корпоративных ресурсов, которые недостаточно отражают возможности развития компании за счет мероприятий активной поддержки государством инновационного, автоматизированного, цифрового развития коммерческой сферы отношений.
Следовательно, интегрированные свойства применения ИСКО целесообразно дополнить средствами установления критериев включения компании в систему актуальной государственной поддержки, что повысит эффективность соответствующего бизнеса.
Для реализации задачи определения возможности получения предприятием государственной поддержки в состав ИСКО следует включить инструменты установления параметров соответствия корпоративной деятельности определенной компании требованиям действующих механизмов государственной поддержки.
Решение указанных задач с дополнением ИСКО средствами установления критериев включения компании в си-
X X
о
го А
с.
X
го т
о
м о м
Сл>
стему актуальной господдержки предполагает соответствующую коррекцию общей схемы этапов формирования ИСКО (см. рис. 2).
со
CS
о
CS
О Ш
m
X
<
m О X X
Рисунок 2. - Общая схема этапов формирования ИСКО с учетом участия в системе господдержки Составлено автором с учетом [8].
В качестве примера можно привести:
1) интеграция ИСКО в состав Единой системы поддержки малого, среднего предпринимательства (далее - МСП) согласно Положению об эксперименте по цифровой трансформации [4] позволяет субъекту МСП автоматизировать процесс анализа возможностей участия компании в мероприятиях господдержки и способствовать принятию соответствующего корпоративного решения;
2) решение с помощью ИСКО корпоративных задач развития беспилотных аппаратов авиации позволяет компании участвовать в мероприятиях господдержки инфраструктурного развития в рамках системы сертификации таких беспилотных аппаратов, предусмотренных Стратегией развития российской беспилотной авиации [5]; и т.д.
С учетом вышеизложенного, можно резюмировать, что актуальные аспекты формирования информационной системы коммерческой организации определяются общими системными особенностями построения ИСКО и специальными требованиями к разработке, внедрению ИСКО, обусловленными корпоративными задачами, ресурсами компании, а также возможностями ее участия в системе государственной поддержки, повышающей эффективность соответствующего бизнеса.
Литература
1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
2. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (вместе с "Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года") // Собрание законодательства РФ. 2019. № 41. Ст. 5700.
3. Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019
№ 7). [Электронный ресурс], URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 07.10.2023).
4. Постановление Правительства РФ от 21.12.2021 № 2371 "О проведении эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства" (вместе с "Положением о проведении эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства") // Собрание законодательства РФ. 2022. № 1 (Часть I). Ст. 96.
5. Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2023 № 1630-р «Об утверждении Стратегии развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года и плана мероприятий по ее реализации» // Собрание законодательства РФ. 2023. № 27. Ст. 5055.
6. Бирюков А.Ю. Модель маркетинговой информационно-коммуникационной системы коммерческой организации, интегрированной в сеть Интернет // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2 (55). С. 931-935.
7. Бирюков, А.Ю. Формирование и развитие интегрированной маркетинговой информационно-коммуникационной системы предприятия: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Бирюков Алексей Юрьевич. Краснодар, 2016. 176 с.
8. Дронова Л. А. Исследование систем управления: учебное пособие / Л. А. Дронова, Е. Н. Тумилевич. Хабаровск: ХГАЭП, 2005. 132 с.
9. Макарова Н.В. Модель непрерывного совершенствования процессов управления разработкой информационных систем на предприятиях среднего бизнеса / Н.В. Макарова, М.А. Максимов // Технико-технологические проблемы сервиса. № 3 (53), 2020. С. 48-53.
10. Макарова Н.В. Стратегическая модель совершенствования системы управления специализированным научно-техническим отделением приборостроительного предприятия / Н.В. Макарова, М.А. Максимов // Актуальные проблемы экономики и управления. 2018. № 1 (17). С. 93-98.
11. Максимов, М.А. Управление качеством разработки информационных систем на предприятиях среднего бизнеса: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Максимов Михаил Андреевич. Санкт-Петербург, 2022. 152 с.
12. Никишова, М.И. Применение технологий искусственного интеллекта в системе корпоративного управления: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Никишова Мария Игоревна. Москва, 2021. 165 с.
13. Орлов М. А. Выявление критических факторов успеха в проектах по внедрению информационных систем // Управленческое консультирование. 2020. №. 9. С. 101-114.
14. Орлов, М.А. Совершенствование процессов управления проектами внедрения информационных систем в организациях: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Орлов Михаил Александрович. Москва, 2020. 210 с.
15. Попов, Е.В. Маркетинговый инструментарий продвижения товаров посредством электронной торговли / Е.В. Попов, Т.Л. Безрукова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2017. № 2. С. 57 - 62.
16. Попов, Е.В. Формирование интегрированной маркетинговой системы организации электронной торговли товарами предварительного выбора: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Попов Евгений Владимирович. Ростов-на-Дону, 2018. 178 с.
17. Тюкин И. Ю. Адаптация в нелинейных динамических системах / И. Ю. Тюкин, В. А. Терехов. Санкт-Петербург: ЛКИ, 2008. 384 с.
Actual aspects of the formation of the information system of a commercial
organization Zaytsev D.A.
Saint Petersburg University of the Humanities and Social Sciences JEL classification: C01, C02, C1, C4, C5, C6, C8
The article highlights the actual aspects of the formation of the information system of a commercial organization, which are determined by the general system features of the construction of such a system and special requirements for its development, implementation. The general aspects of the development of information systems in the field of corporate governance are predetermined by the activities of the key stages of the creation and implementation of such a system of information, security, practical, control and operational content, taking into account the requirements for participation in the system of state support. Special requirements for the development and implementation of such systems are due to the company's corporate resources and corporate tasks, the solution of which is characterized by dynamic, innovative, design, artificially intelligent, integrated, etc. content.
Keywords: information system, management of a commercial organization, system features, project system, innovations, artificial intelligence, state support system.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation dated 09.05.2017 No. 203 "On the Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030"" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2017. No. 20. St. 2901.
2. Decree of the President of the Russian Federation No. 490 dated 10.10.2019 ""On the development of artificial intelligence in the Russian Federation"" (together with the ""National Strategy for the Development of artificial Intelligence for the period up to 2030"") // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2019. No. 41. St. 5700.
3. Passport of the national project ""National Program ""Digital Economy of the Russian Federation"" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 7 dated 04.06.2019). [Electronic resource], URL: https://www.consultant.ru / (accessed 07.10.2023).
4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2371 dated 12/21/2021 ""On conducting an experiment on the digital transformation of the provision of services, support measures and services for the development of small and medium-sized businesses"" (together with the ""Regulations on conducting an experiment on the digital transformation of the provision of services, support measures and services for the development of small and medium-sized businesses") // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2022. No. 1 (Part I). Article 96.
5. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1630-r dated 21.06.2023 "On approval of the Development Strategy of unmanned aviation of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2035 and the action plan for its implementation"" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2023. No. 27. St. 5055.
6. Biryukov A.Yu. Marketing model information and communication system of a commercial organization integrated into the Internet // Economics and entrepreneurship. 2015. No. 2 (55). pp. 931-935.
7. Biryukov, A.Y. Formation and development of the integrated marketing information and communication system of the enterprise: dis. ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05 / Biryukov Alexey Yurievich. Krasnodar, 2016. 176 p.
8. Dronova L. A. Research of control systems: a textbook / L. A. Dronova, E. N. Tumilevich. Khabarovsk: KHGAEP, 2005. 132 p.
9. Makarova N.V. Model of continuous improvement of management processes for the development of information systems at medium-sized enterprises / N.V. Makarova, M.A. Maksimov // Technical and technological problems of service. No. 3 (53), 2020. pp. 48-53.
10. Makarova N.V. Strategic model of improving the management system of a specialized scientific and technical department of an instrument-making enterprise / N.V. Makarova, M.A. Maksimov // Actual problems of economics and management. 2018. No. 1 (17). pp. 93-98.
11. Maximov, M.A. Quality management of information systems development at medium-sized enterprises: dis. ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05 / Maximov Mikhail Andreevich. St. Petersburg, 2022. 152 p.
12. Nikishova, M.I. Application of artificial intelligence technologies in the corporate governance system: dis. ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05 / Nikishova Maria Igorevna. Moscow, 2021. 165 p.
13. Orlov M. A. Identification of critical success factors in information systems implementation projects // Managerial consulting. 2020. No. 9. pp. 101-114.
14. Orlov, M.A. Improvement of project management processes for the implementation of information systems in organizations: dis. ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05 / Mikhail Orlov. Moscow, 2020. 210 p.
15. Popov, E.V. Marketing tools for promoting goods through electronic commerce / E.V. Popov, T.L. Bezrukova // FES: Finance. Economy. Strategy. 2017. No. 2. pp. 57 - 62.
16. Popov, E.V. Formation of an integrated marketing system for the organization of electronic trade in pre-selected goods: dis. ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05 / Popov Evgeny Vladimirovich. Rostov-on-Don, 2018. 178 p.
17. Tyukin I. Yu. Adaptation in nonlinear dynamic systems / I. Yu. Tyukin, V. A. Terekhov. St. Petersburg: LKI, 2008. 384 p.
X X
O
OD >
c.
X
OD m
o
ho o lo
M