Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 4 (486). С. 60-67. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(4(486):60-67.
Научная статья УДК 171
doi: 10.47475/1994-2796-2024-486-4-60-67
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ САМОВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Марина Петровна Меняева
Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация. Цель статьи — обосновать актуальность темы самовоспитания в разные исторические периоды на основе осмысления представлений о сути, целях, смыслах самовоспитания в зарубежной и отечественной философской мысли. Выявлено, что актуальность темы самовоспитания связана с различием в способах (или аспектах) её проблематизации в различные периоды истории общества и культуры. В философском наследии по-разному представлены содержательные характеристики самовоспитания, которые выступают как взаимосвязанные и дополняющие друг друга процессы самобытия человека. Так, возникшая с древности у человека необходимость в самопознании актуализируется во все времена. На этой основе, начиная с Нового времени, осуществляются процессы, саморазвития, самообразования, самоопределения и т. д. Исследование самовоспитания в исторической динамике показывает, что самовоспитание направлено на самосовершенствование, которое понималось по-разному в каждый период истории. Оно содержит возможности устойчивого бытия самим собой.
Ключевые слова: самовоспитание, самодеятельность, работа над собой, забота о себе, самобытие, самосовершенствование, самосозидание, саморефлексия, диалог
Для цитирования: Меняева М. П. Актуальность темы самовоспитания в истории философской мысли // Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 4 (486). С. 60-67. DOI: 10.47475/1994-27962024-486-4-60-67.
Original article
THE RELEVANCE OF THE THEME OF SELF-EDUCATION IN THE HISTORY OF PHILOSOPHICAL THOUGHT
Marina P. Menyaeva
Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia, [email protected]
Abstract. The purpose of the article is to substantiate the relevance of the topic of self-education in different historical periods on the basis of comprehension of ideas about the essence, goals, and meanings of self-education in foreign and domestic philosophical thought. It is revealed that the relevance of the theme of self-education is connected with the difference in the ways (or aspects) of its problematization in different periods of the history of society and culture. The philosophical heritage differently presents the content characteristics of self-education, which act as interrelated and complementary processes of human identity. Thus, the need for self-knowledge, which has arisen since antiquity, is actualized at all times. On this basis, starting from the New Age, the processes of self-development, self-education, self-determination, etc. are realized. The study of self-education in historical dynamics shows that self-education is aimed at self-improvement, which was understood differently in each period of history. It contains the possibilities of sustainable being oneself.
Keywords: self-education, self-activity, self-work, self-care, identity, self-improvement, self-creation, self-reflection, dialog
For citation: Menyaeva MP. The Relevance of the Theme of Self-Education in the History of Philosophical Thought. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(4(486):60-67. (In Russ.). DOI: 10.47475/1994-2796-2024-486-4-6067.
© Меняева М. П., 2024
Введение
Для философии в истории её развития и актуальном состоянии тема самовоспитания была и остаётся до сих пор значимой, что объясняется проявлением интереса человека к себе, заботы о своём существовании, стремлением осознать своё начало, свои силы и реализовать их. Тема воздействия человека на себя с целью созидания своего внутреннего мира (мира ценностей и смыслов человеческого бытия, то есть духовного мира, мира духовной культуры) волновала философов в любую эпоху. И сегодня тема самовоспитания актуализируется вновь в условиях технико-технологического прогресса в связи с тем, что у человека появляются не только возможности для проявления себя, но и проблемы, связанные с ослаблением самостоятельности, творческого начала, критического и креативного мышления, угрозой утраты человеческой сущности. Техническо-технологические новации, возникшие на основе информационной революции, воздействуют на человека неоднозначно. С одной стороны, они позволяют человеку освободить время, чтобы заниматься самим собой, несут возможности для саморазвития, самосовершенствования, самотворчества, без которого невозможно проявление индивидуального, личностного начала. С другой — способствуют унификации, обезличиванию человека, манипуляции его сознанием, усилению механического в его жизни, подмене реального иллюзорным, действительного мнимым, настоящего кажимостью, подлинного ложным. Гонка за новациями отвлекает человека от труда над собой, от внутренней работы — обдумывания жизненно важных вопросов, подлинно ценного в своей жизни и продумывания возможных перспектив своего существования и развития. Деятельность в отношении себя, внимание к себе требует сосредоточения, неспешного погружения, углубления в себя. Только сделав остановку, человек может остаться наедине с собой и выйти за пределы обыденности, чтобы разобраться в себе, заново собрать себя. Именно собранное состояние, внутренний порядок обеспечивает человеку устойчивость в текучей современности, в ситуации турбулентности, неустойчивости бытия, в условиях нарастания сложности, непредсказуемости, неопределённости развития, расширения зоны рисков и усиления противоречий. Внутренняя собранность человека невозможна без саморефлексии, самостоятельного, свободного, критического и творческого мышления, помогающего не под-
чиниться, противостоять беспорядку во внешнем мире. Поэтому ценным сегодня является человек, способный к самотворчеству, самопроектированию, самостроительству, самонавигации, тем самым к сохранению уникального, индивидуально-личностного начала как условия самобытия. Технологии самостроительства, самосозидания не существует. Собирание себя в целостность каждый раз на новых основаниях, созидание порядка внутри, который возможен при согласии с самим собой и несогласии с тем, что разрушает этот порядок, — это искусство. Овладение последним предполагает обращение к поискам мыслителей разных исторических эпох, связанных с осмыслением вопросов и проблем воздействия человека на себя, к их представлениям о сути, целях, смыслах самовоспитания, что оформилось, интегрировалось в тему самовоспитания.
Мысль о необходимости самовоспитания, его содержании и важности для человека содержится в разных философских учениях, школах, направлениях. Обращение к вопросу о том, как самовоспитание понималось в истории философии (с древности и до наших дней), предполагает выявление природы самовоспитания.
Самовоспитание можно интерпретировать как деятельность, направленную на себя (воздействие на себя), причём осознанную и добровольную. Эта самодеятельность (то есть самостоятельная деятельность) имеет причины, цель, средства, результат, условия осуществления, возможности и смысл [см.: 6].
Феномен самовоспитания в философии Древнего мира
Представления о самовоспитании и идеи о нём можно обнаружить уже в Древнем Востоке. Человек начинает проявлять интерес к самому себе с древности. В Древней Индии человека обращают к самому себе ряд религиозно-философских учений, среди которых прежде всего буддизм и даосизм. В буддизме воздействие человека на себя (то есть самовоспитание) представляет собой путь освобождения его от страданий, причинами которых являются страстные желания. Результатом прохождения такого пути является достижение нирваны как состояния внутренней свободы и ощущения полноты бытия. В качестве средства преодоления страстных желаний человеку предлагается придерживаться умеренности во всём, избегать крайностей (срединный путь) и следовать по пути нравственного совершенствования (восьмеричный путь). Другими
словами, процесс воздействия на себя характеризуют самоограничение, самоконтроль, самосовершенствование.
Подобно буддизму в даосизме важным для человека является совершенствование себя (причём не только духовное, но и физическое). Поэтому предметом заботы и объектом воспитания человека становится телесное и психическое в себе самом. Однако совершенствование себя представляет не только путь единения с собой ради обретения внутренней целостности. Следуя по пути самосовершенствования, человек становится интегрированным со всем миром, преодолевается его изоляция от общества, природы, космоса. Целью самосовершенствования в даосизме является достижение единства внутреннего мира с внешним миром — Дао как полноты и вечности. Медитация, предполагающая ежедневные размышления о Дао, следование принципу у-вэй (невмешательство в ход событий и естественный порядок вещей) позволяют человеку жить в согласии с природой, не нарушая гармонии с ней.
Человек в буддизме и даосизме обеспокоен собой. Его углубление в себя, сосредоточение помогают приобщиться к гармонии бытия, к вечному, тем самым обрести состояние душевного покоя. Воздействие человека на себя характеризуется самоконцентрацией и саморегуляцией.
Подобная деятельность человека по отношению к себе была значима и в Древнем Китае, особенно в период жестоких междоусобных войн. Именно в это время получает развитие религиозно-философское учение Конфуция, в соответствии с которым различаются низкий человек и благородный муж. Чтобы стать благородным мужем, человеку следует воспитывать в себе высокие нравственные качества и культуру, преодолевать стремление руководствоваться только личной выгодой. Конфуцианство предписывает человеку нравственное совершенствование, цель которого характеризует закон отношений людей в обществе. Его формулировка у Конфуция такова: «Чего не желаешь себе, того не делай людям» [см.: 3, с. 194; 4]. Другими словами, посредством соблюдения этого правила человек совершенствует свою человечность, тем самым созидает внутренний порядок, без которого невозможен порядок общественный.
Таким образом, анализ таких древневосточных религиозно-философских учений, как буддизм, даосизм и конфуцианство, позволяет сделать следующие выводы. Необходимость заниматься человеку самим собой возникает с древ-
ности. Проблема воздействия человека на себя связана с проблемой страдания, стремление решить которую стимулирует поиск пути самосовершенствования. С этим процессом и связано самовоспитание, которое вбирает в себя такие характеристики, как самоограничение, самоконтроль, саморегуляция, что требует от человека самоконцентрации. Подобные процессы содержат возможность для человека управлять собой, что особенно необходимо в ситуации внешней, общественной нестабильности.
Самовоспитание предполагает постоянную, ежедневную, систематическую работу человека над самим собой, которая связана с поиском собственной меры (буддизм), направлена на то, чтобы человек встроился в естественную гармонию, гармонию природы (даосизм). Всё это необходимо для ощущения полноты и целостности бытия. В ходе воздействия на самого себя происходит обращение человека к своей сути, к собственно человеческому как основе порядка внутреннего, от которого ставится в зависимость внешний, социальный порядок (конфуцианство). Тем самым в самовоспитании выделяется нравственный аспект. Результатом трудной, усиленной, последовательной работы над самим собой выступает внутреннее преобразование человека, обретение им согласия с собой и со всем миром, которое при этом в то же время не исключает несогласия с тем, что для человека чрезмерно, безнравственно, противоестественно.
В древности как на Востоке, так и на Западе человек, помимо интереса к миру, проявляет интерес к себе. Его забота о себе представляется в качестве особого отношения, которое характеризуется активностью внутренней и внешней, результатом чего выступает знание человека о себе. Поскольку забота о себе связана с самопознанием, погружением в мысль о себе, то можно утверждать, что в самовоспитании акцентируется гносеологический аспект. Мысль о познании себя принадлежит Гераклиту и становится призывом к действию у Сократа. Умея слушать собственный «внутренний голос», Сократ считал, что знать человек может только себя. Знание о себе выступает у Сократа необходимым условием для управления человеком собой, собственным имуществом, а также для участия в управлении полисом. Такого рода знание предполагает постижение собственной меры, именно она обеспечивает контроль над собой. Для самопознания Сократ использовал майевтику (диалектику). Древнегреческий феномен заботы о себе был связан
не только с самопознанием, но и с самообразованием, способствующим обретению человеком себя в полисе, интеграции человека в культуру общества, владению устным словом, необходимым для управления государством и для жизни по его законам.
Проявление заботы о себе значимо и для человека, и для окружающих. Оно преобразует человека, формирует в нём умение приводить в соответствие мысли, слова и поступки, принимать решения, которые являются созидательными для развития полиса, так как направлены на его благо. Осуществляющиеся в контексте заботы о себе процессы самопознания и самообразования необходимы и имеют социальное значение, социальную значимость. Забота о себе характеризуется вниманием не только к себе, но к жизни полиса, стремлением её созидать, а не разрушать.
Усиление значимости внутренней связи человека с собой (самосогласия) происходит в философии стоиков. Рост интереса к своей внутренней жизни, своему личному поведению объясняется разными причинами, в том числе распадом полисной системы и формированием империи. Поскольку «греческая забота о себе предполагала заботу о разуме, о духе» [11, с. 142], то, с точки зрения стоиков, в заботе в равной степени нуждаются и душа, и тело. То есть в воздействии на себя учитываются духовный и физический аспекты. По словам Л. А. Сенеки, «как чистота безоблачного неба, сверкающая и не замутнённая, не может блистать ярче, так человек, пекущийся и о душе и о теле и в обоих видящий источник своего блага, приходит к совершенному состоянию, к исполнению всех своих молитв, если в душе его нет бури, а в теле боли» [5, с. 142].
В учении стоиков в заботе о себе выделяют два вида практик — телесные и духовные, призванные помочь человеку. Последние способствовали обретению человеком контроля над собой, над злоупотреблениями, слабостями путём минимизации потребностей, осознания временности, бесполезности и ненужности некоторых из них, а также отбора и принятия правильных принципов действий на основе постоянного анализа своих действий [см.: 11, с. 143]. «Уделяя много внимания занятиям собой, стоики связывали заботу о себе с определённым набором нравственных упражнений, таких как правильные поступки, самоограничения и т. д.» [10].
В стоической философии без контроля над собой и следования принципам, которые позволяют избегать или не создавать страданий, человек
не может быть счастливым. По словам Л. А. Сенеки, «жизнь счастлива, если она согласуется со своей природой. Такая жизнь возможна лишь в том случае, если, во-первых, человек постоянно обладает здравым умом; затем, если дух его мужествен и энергичен, благороден, вынослив и подготовлен ко всяким обстоятельствам; если он, не впадая в тревожную мнительность, заботится об удовлетворении физических потребностей; если он вообще интересуется материальными сторонами жизни, не соблазняясь ни одной из них; наконец, если он умеет пользоваться дарами судьбы, не делаясь их рабом... Результатом такого расположения духа бывает постоянное спокойствие. мир и гармония. Высшее благо составляет непобедимая сила духа, умудрённая опытом, спокойная и в действии, соединённая с большой гуманностью и заботливостью по отношению к окружающим. Счастливым можно назвать того, кто благодаря разуму не ощущает ни страстного желания, ни страха. Жизнь счастлива, если она неизменно основывается на правильном, разумном суждении. Тогда дух человека отличается ясностью: он свободен от всяких дурных влияний: он готов всегда удерживать занятое им положение и отстаивать его, несмотря на ожесточённые удары судьбы. Жить счастливо и жить согласно с природой — одно и то же» [9, с. 173].
К этическому учению стоиков близка этика эпикуреизма, этика удовольствия, которая предполагала аскетизм, направленный на достижение идеального душевного состояния — атараксии (то есть невозмутимости, душевного покоя).
Поэтому в заботе о себе проявляется этический аспект, кроме того, в этом содержится коммуникативный аспект, поскольку забота о себе невозможна без вопрошания, общения с другим, в качестве которого выступает наставник, учитель, ориентирующий человека на путь самопреобразования, самосовершенствования. Процессы самопознания, самоосознания, самообразования характеризуют самовоспитание как осознанную, целенаправленную деятельность в отношении себя, средствами которой являются рефлексия и диалог. Деятельность, направленная на изменение себя, на самопреобразование, самосовершенствование, позволяет человеку достичь внутренней свободы, самостоятельности как опоры внутри, выступающей тем самым целью самовоспитания, соответствующей ей.
Итак, необходимость заниматься собой у человека возникает в Древнем мире. Если на Востоке
внутренний труд человека был детерминирован стремлением освободиться от страданий, то на Западе интерес человека к себе не был определён проблемностью существования. Он был связан со стремлением к познанию мироздания, поиску основ мирового порядка, а также с заботой об устройстве полиса и жизни в нём. Последнее потребовало познание собственного внутреннего мира. Человек на Востоке воздействовал на себя, медитируя, концентрируясь на себе с тем, чтобы подняться до гармонии, которая по его представлениям существует в природе. На Западе человек проявлял заботу о себе, которая выражалась в самопознании и самообразовании, что предполагало диалогические отношения с другими. Поэтому в самовоспитании различимы аспекты, сопрягающиеся между собой: на Востоке акцентируется нравственный, который дополняется на Западе гносеологическим и коммуникативным.
И на Востоке, и на Западе содержание самовоспитания связано прежде всего со способностью человека управлять самим собой, не впадать в крайности, знать свою меру. Поэтому воздействие человека на себя характеризуют саморегуляция и самоограничение. Без них невозможно самосовершенствование, духовное и физическое. В целом для человека в Древнем мире значим контроль над собой, однако в отличие от восточного человека для западного в его обеспечении важны не медитация, не ощущения, а общение, рациональные средства. В результате осуществления процесса самовоспитания человек осознаёт полноту бытия (Древний Восток), себя же — микрокосмом, в качестве гармоничного существа, обладающего разумным началом и способного в равной степени развивать собственную душу и тело, то есть развиваться и духовно, и физически (Античность). Внутренний труд человека приближает его к цели — достижению внутренней свободы и необходимости её сохранения как внутренней опоры (особенно в ситуации внешнего хаоса). Именно при её наличии человеку возможно ощущать, осознавать себя счастливым, быть им. Та -кую интенцию несёт в себе самовоспитание.
В целом философия Древнего мира позволяет вести речь о самовоспитании как отдельной теме (то есть построении, являющемся основой для дальнейшего развития), в которой воспитание человеком себя представляет собой самостоятельную деятельность человека, имеющую причины, содержание, направленность, цель, достижение которой требует применения средств, а их использование обеспечивает необходимый
результат, открывающий возможности. Самовоспитание содержит в себе характеристики, аспекты и смысл.
Феномен самовоспитания в философии европейского Средневековья и Возрождения
В Средневековье новый взгляд человека на мир определил его взгляд на себя. Отношение к себе, осознание и понимание себя происходит через Бога (как основы мироздания) и в соотнесении с ним. Сотворённый Богом по образу и подобию, человек наделён божественной сущностью (разумом) и тем самым находится над Природой. От Бога человеком получено благо — душа и подчиняющееся ей тело. Однако, подверженное соблазнам чувственного мира, тело выходит из-под контроля души, человек совершает грехопадение, свидетельствующее о его несовершенстве. Признание человеком собственной ошибки становится признаком сопричастности Богу. В силу этой причастности, но будучи отпавшим от Бога, человек нуждается в спасении, которое представляет собой путь сближения с Богом, предполагающий духовное преображение человека. Духовное начало открывает возможность сближения с Богом. Связующим с духом началом выступает разум, сознание человека. Последнее, будучи реальностью в самом человеке, является более доступной, чем внешняя действительность. Сознание в самом человеке, его способность к рефлексии позволяет человеку культивировать в себе духовное, божественное, личностное, уникальное. В этом заключается его работа над собой.
А. Августин мыслил человека как разумную душу, владеющую своим телом. Однако в своей лирико-философской автобиографии «Исповедь» [2] он показал напряжённость внутреннего мира человека, которая порождена наличием противоположных друг другу тела и души. Преодолеть внутреннюю противоречивость мыслитель считал возможным путём стремления к высшему, абсолюту, Духу.
В спасении души заключалась главная забота человека эпохи Средневековья. Укрощение, воспитание плоти, подчинение её высшему духовному началу — такова цель, средством для достижения которой выступила аскеза. Последняя как осознанный выбор пути самосовершенствования сопряжена с покаянием (актом внутреннего мира человека). Необходимым в ходе самовоспитания явилось самосознание, так без осознания себя процесс самовоспитания невозможен.
Значение самовоспитания в жизни человека выявляется в трактате П. Абеляра «Этика, или познай самого себя» [1]. В нём автор проявляет повышенный интерес к своему внутреннему Я и отстаивает ценность человеческой личности, её право на самостоятельность на основе наличия свободной воли, совести и ответственности.
Таким образом, в эпоху Средневековья в сравнении с Древностью для человека усиливается важность духовного самосовершенствования. Причина этого — внутренняя напряжённость, противоречивость в человеке, вызванная разладом между потребностями души и тела. Осознание человеком внутреннего конфликта и стремление его разрешить актуализируют процессы самосознания, самоанализа и саморефлексии, которые содержательно характеризуют самовоспитание и активизируют внутренний диалог как его средство. Результатом целенаправленной деятельности человека по отношению к себе предполагается духовное преображение. Способом воздействия на себя выступает аскеза, самоограничение, поэтому в самовоспитании акцентируется духовный аспект. Самовоспитание содержит в себе возможность самопреобразования, обретения духа в себе путём служения высшему началу. Быть духовным существом — таков смысл самовоспитания.
В противоположность человеку эпохи Средневековья человек эпохи Возрождения, в соответствии с речью Пико делла Мирандолы, осознаёт себя Человеком, то есть достойным, возвышенным существом, обладающим свободной волей. Благодаря последней человек имеет возможность стать творцом, в том числе творцом себя, устремиться к безграничному совершенствованию собственной природы [8]. Поскольку предпосылкой любой творческой деятельности является самостоятельность, свобода от существующих традиций, авторитетов, норм, ценностей — творческая самостоятельность актуализирует самопознание. Оно, в свою очередь, способствует личностному самоопределению, основанному на индивидуальных возможностях человека.
Отношение человека к себе в эпоху Возрождения созидательно. Оно базируется на том, что в человеке не противопоставляются божественное (идеальное, духовное) и природное (земное, материальное), душа и тело (что характерно для Средневековья). Они объединяются в гармоническое единство (как в эпоху Античности), поскольку человек причастен к обеим природам. Опираясь на единство этих противоположных начал, че-
ловек осуществляет своё предназначение. В эпоху Возрождения человек освобождается от средневекового принципа аскезы, который заменяется принципом наслаждения и пользы. В человеке пробуждается самостоятельность, которая помогает ему осознать себя личностью, проявить свои духовные интересы (в чём и заключается смысл самовоспитания). Сознание человека не позволяет самоуспокоиться на догматах, в нём присутствует сомнение, определяющую роль играют собственный разум и опыт, а не вера в догмы. О важности собственного опыта в самопознании человека ведёт речь М. Монтень в своём эссе «Опыты». Философом задаётся новый тип рефлексии, основанный на собственном опыте и помогающий найти собственные жизненные ориентиры. «Всякий всматривается в то, что перед ним; я же всматриваюсь в себя. Я имею дело только с собой; я беспрерывно созерцаю себя, проверяю, испытываю, . верчусь внутри себя самого» [7]. Подобно «Исповеди» А. Августина, где автор «наедине с собой перед Богом», эссе М. Монте-ня представляет собой своеобразную исповедь, принцип которой — «я наедине с собой перед другими», причём не в противопоставлении, а в единении, то есть «я наедине со всеми». Совершая путь к самому себе, М. Монтень свободно следует движению своей мысли, естественно выражает её, размышляя не только о себе и своём приобретённом жизненном опыте, но о сущности человека, его предназначении. Философа интересует человек, который усилием самостоятельной мысли приближается к осмысленности собственного существования. Мыслитель обращается к самому человеку: его природе, жизни, творчеству, внутреннему миру, свободе, эмоциям, красоте. Содержанием эссе является сам автор, его самоанализ, результатом которого выступает понимание человека как существа со своей естественной природой — духовной. Возвращение к своей «природной естественности» отождествляется с процессом самосозидания человека. Последнее становится возможным только посредством самовоспитания.
Таким образом, идея воспитания человеком себя в качестве гармоничного существа в Древнем мире культивируется в эпоху Возрождения в связи с нарушением внутренней гармонии человека в эпоху Средневековья. Поэтому у человека эпохи Ренессанса возникает необходимость вновь активизировать работу над собой (утверждается идея человека как творца, в том числе самого себя), которая представляет собой процесс
самопознания и сопряжённый с ним процесс самоосознания. В отличие от человека эпохи Средневековья человек эпохи Возрождения сознаёт в себе свободу для творчества, опорой для которой служит собственный (а не Божественный) разум и собственный опыт. Подобное знание помогает человеку обрести самостоятельность, веру в собственные силы (силу мысли, действия и духа) и талант, а также открывает возможность развивать и проявлять индивидуальные способности, самобытное начало. Деятельность, на-
правленная на переосмысление себя, имеет гуманистический аспект, её результатом выступает определение человеком себя как творческого, свободного, достойного существа. Содержание самовоспитания наполняется такими характеристиками, как самотворчество, самоутверждение, самовыражение человека. Они помогают человеку быть достойным Творца — таковым представляется новое предназначение человека, в чём и заключается смысл самовоспитания.
Список источников
1. Абеляр П. Этика, или познай самого себя. URL: https://www.rulit.me/books/etika-ili-poznaj-samogo-sebya-read-352973-1.html (дата обращения 01.03.2023)
2. Августин Аврелий. Исповедь. URL: http://psylib.org.ua/books/avgus01/index.htm (дата обращения 01.03.2023)
3. Антология мировой философии : в 4 т. Т. 1, ч. 1. М. : Мысль, 1969. 576 с.
4. Лунь юй. 12,2. URL: https://opentextnn.ru/old/data/files/konfut.pdf (дата обращения 01.03.2023)
5. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М. : Наука, 1977. 383 с.
6. Меняева М. П. Воспитание себя через сотрудничество: к вопросу об актуальности философского наследия // Вестник Бурятского государственного университета. Серия Философия. 2020. Вып. 4. С. 3-15.
7. Монтень М. Опыты : в 3 кн. Кн. 2, ч. 2 / пер. с фр. М. : Голос, 1992. 560 c.
8. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека. URL: https://opentextnn.ru/man/piko-della-mirandola-dzhovanni-rech-o-dostoinstve-cheloveka/ (дата обращения 04.01.2024).
9. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Аврелий / вступ. ст., сост., подгот. текста В. В. Сапова. М. : Республика, 1995. 464 с. (Серия: Библиотека этической мысли).
10. Федичева К. В. Забота о себе: философский, онтологический и этический аспекты. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zabota-o-sebe-filosofskiy-ontologicheskiy-i-eticheskiy-aspekty (дата обращения 04.01. 2024).
11. Юрченко М. С. Концепция заботы о себе в стоической философии позднего эллинизма // «Забота о себе» как образовательная практика современного классического университета : сб. ст. и материалов международной научной конференции (24-25 ноября 2017 г.) / отв. ред. Г. И. Петрова. Томск : Изд-во Томс. ун-та, 2018. 306 с.
References
1. Abelyar P. Etika ili poznaj samogo sebya [Ethics or know yourself]. Available from: https://www.rulit.me/ books/etika-ili-poznaj-samogo-sebya-read-352973-1.html (accessed 01.03.2023) (In Russ.).
2. Avgustin Avrelij. Ispoved' [Confession]. Available from: http://psylib.org.ua/books/avgus01/index.htm (accessed 01.03.2023) (In Russ.).
3. Antologiya mirovoj filosofii [Anthology of world philosophy]. V 4 t. T. 1, ch. 1. Moscow; 1969. 576 p. (In Russ.).
4. Lun' yuj [Lun' yuj] 12,2. Available from: https://opentextnn.ru/old/data/files/konfut.pdf (accessed
01.03.2023) (In Russ.).
5. Lucij Annej Seneka. Nravstvennye pis'ma k Luciliyu [Moral letters to Lucilius]. Moscow; 1977. 383 p. (In Russ.).
6. Menyaeva MP. Vospitanie sebya cherez sotrudnichestvo: k voprosu ob aktual'nosti filosofskogo naslediya [Educating yourself through cooperation: on the issue of the relevance of the philosophical heritage]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Filosofiya. 2020;(4):3-15. (In Russ.).
7. Monten' M. Opyty [Experiments]: V 3 kn. Kn. 2, ch.2. Moscow; 1992. 560 p. (In Russ.).
8. Piko della Mirandola. Rech' o dostoinstve cheloveka [Speech about human dignity]. Available from: https://opentextnn.ru/man/piko-della-mirandola-dzhovanni-rech-o-dostoinstve-cheloveka/ (accessed
04.01.2024) (In Russ.).
9. Rimskie stoiki: Seneka, Epiktet, Avrelij [Roman Stoics: Seneca, Epictetus, Aurelius]. Moscow; 1995. 464 p. (Seriya: Biblioteka eticheskoj mysli). (In Russ.).
10. Fedicheva KV. Zabota o sebe: filosofskij, ontologicheskij i eticheskij aspekty [Self-care: philosophical, ontological and ethical aspects]. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n7zabota-o-sebe-filosofskiy-on-tologicheskiy-i-eticheskiy-aspekty (accessed 04.01.2024) (In Russ.).
11. Yurchenko MS. Koncepciya zaboty o sebe v stoicheskoj filosofii pozdnego ellinizma [The concept of self-care in the Stoic philosophy of late Hellenism]. Zabota o sebe kak obrazovatel'naya praktika sovremen-nogo klassicheskogo universiteta: sb. st. i materialov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (24-25 noyabrya 2017 g.). Tomsk; 2018. 306 p. (In Russ.).
Информация об авторе
М. П. Меняева — доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и культурологии.
Information about the author
M. P. Menyaeva — Doctor of Philosophy, Associate Professor, Professor of the Department of Philosophy and Cultural Studies.
Статья поступила в редакцию 17.03.2024; одобрена после рецензирования 02.04.2024; принята к публикации 28.04.2024.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The article was submitted 17.03.2024; approved after reviewing 02.04.2024; accepted for publication 28.04.2024.
The author declares no conflicts of interests.