Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД'

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
диверсификация / управление рисками / кризис / предпринимательская деятельность / финансовая устойчивость / diversification / risk management / crisis / entrepreneurial activity / financial stability

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Керимханова Г. К.

В работе рассмотрено использование компаниями диверсификации для управления рисками и минимизации убытков. Данная стратегия позволяет эффективно распределять ресурсы, создавать финансовые резервы и снижать уязвимость бизнеса к негативным воздействиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF DIVERSIFICATION IN ORDER TO REDUCE RISKS IN VARIOUS INDUSTRIES IN CRISIS PERIOD

The paper examines the use of diversification by companies to manage risks and minimize losses. This strategy allows you to effectively allocate resources, create financial reserves and reduce the vulnerability of a business to negative impacts.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД»

УДК 338.2

Керимханова Г.К.

студент

Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (г. Санкт-Петербург, Россия)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация: в работе рассмотрено использование компаниями диверсификации для управления рисками и минимизации убытков. Данная стратегия позволяет эффективно распределять ресурсы, создавать финансовые резервы и снижать уязвимость бизнеса к негативным воздействиям.

Ключевые слова: диверсификация, управление рисками, кризис, предпринимательская деятельность, финансовая устойчивость.

В условиях нестабильной и неопределенной политической и экономической обстановки компании сталкиваются с кризисными периодами их деятельности. Для того чтобы минимизировать материальный ущерб от негативной ситуации на рынке, организации применяют диверсификацию как инструмент управления рисками. Далее рассмотрим, насколько актуально использование такого антикризисного метода в современных реалиях.

Начать изучение данного вопроса следует с определения понятия «риск». Если обратиться к Гражданскому кодексу РФ, то там указано, что предпринимательская деятельность осуществляется с учетом риска, поэтому риск - неотъемлемая часть ведения бизнеса, и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность должно быть готово к появлению

кризисных ситуаций, в следствие которых появляются дополнительные расходы, а также убытки. [3]

Риски в предпринимательском деле - возможность наступления события с определенными последствиями в результате принятия управленческих решений и определенных действиях или бездействия. Иными словами, можно сказать, что риск - это потенциальная прямая или косвенная угроза хозяйственной деятельности предприятия. Факторы внутри предприятия, нестабильность экономической ситуации, внешние факторы среды или же косвенно относящиеся к экономике события (пандемия, природные стихии, неустойчивость политической системы) - всё это так или иначе окажет влияние на предпринимательскую среду. Однако не стоит рассматривать риски только в негативном понятии, грамотные управленческие решения, принятые в критический период, могут обернуться в положительную сторону и принести доход.

Как упоминалось ранее, риски могут быть непосредственно и косвенно быть связаны с экономической сферой, рассмотрим далее:

1. Политические риски. Риски, связанные с политической системой на государственном или региональном уровне. К ним можно отнести смена правящей структуры, ухудшение положения и др.

2. Природные риски. События, которые в большинстве обстоятельствах невозможно предугадать, но оказывающие сильное и разрушительное воздействие в некоторых случаях, поэтому нельзя упускать данный вид риска из внимания. В качестве примера можно упомянуть стихийные бедствия и катаклизмы.

3. Законодательные риски - изменения в законодательстве. Новые нормативные правовые акты, связанные с коммерческой деятельностью, послабления для предпринимателей в трудный период (налоговые или кредитные каникулы).

4. Риски, связанные с деятельностью внутри предприятия. Эти риски существуют из-за неверных или нерациональных управленческих решений,

неконкурентоспособности продукции, некачественного или изношенного оборудования и др. Сложно сказать, что именно эти риски являются причиной кризисной ситуации, но стоит отметить, что именно они обостряются в критический момент. [6]

Существует большое количество рисков, однако нельзя точно сказать, какой из них окажет значительное окажет влияние в кризисный период, для каждой организации это индивидуально.

Для минимизации и предотвращения возникновения риска компаниям необходимо обезопасить себя от возникновения негативных событий в кризисный период. Одним из таких способов является диверсификация -стратегия, подразумевающая распределение ресурсов (финансовых активов или инвестиций). Если говорить о диверсификации самого бизнеса, то это означает в большей степени запуск нового продукта или услуги, открытие нового филиала или направления предпринимательской деятельности. Каждая компания самостоятельно выбирает свой путь расширения и разнообразия: одни развиваются в одной области, другие - осваивают различные несмежные направления.

Определим ниже зачади диверсификации:

• Эффективное распределение ресурсов организации с целью извлечения прибыли.

• Создание «подушки безопасности» в виде финансового резерва в случае неблагоприятной ситуации или масштабирования предприятия.

• Снижение рисков в кризисный период. В данном случае диверсификация защитит бизнес от ущерба в нестабильной обстановке, затронув определенную область или экономическую систему в целом.

• Реорганизация или расширения предприятия.

• Обеспечение плана «б» (страховки), если основной вид деятельности или филиал в определенном регионе станет убыточным.

Отметим преимущества применения диверсификации бизнеса:

• Компания финансово устойчива в кризисный период, а также в ситуациях повышенной конкуренции.

• Организация может эффективно распределять имеющиеся у нее ресурсы.

• Для инвесторов организация с широким ассортиментом товаров и услуг будет более привлекательна.

• Возможность получения заемных средств.

Однако не всегда диверсификация предприятия может быть положительным явлением, поэтому следует также рассмотреть возможные негативные последствия:

• Из-за расширения производства могут возникнуть проблемы с распределением ресурсов между разными направлениями при планировании и бюджетировании организации.

• В некоторых случаях новые направления развития могут оказаться настолько убыточными, что наносят ущерб определенному направлению и могут захватить другие составляющие, урезая таким образом общую прибыль.

• Разветвленная сеть или несвязанные друг с другом направления бизнеса могут вызвать сложности в управлении и принятии необходимых решений. [9]

Далее разберем основную классификацию. По характеру реализации стратегии распределения ресурсов можно выделить связанную и несвязанную диверсификацию.

Связанная основывается на развитии уже имеющегося продукта или направления, то есть это расширение той деятельности компании, на которой она специализируется, например, расширение ассортимента, маркетинговой стратегии или технологий. В свою очередь связанная диверсификация также подразделяется на горизонтальную и вертикальную. К первой относят разработку и запуск нового продукта или производства, например, компания, занимающаяся газированными напитками, решила запустить производство по

выпуску натуральных соков. Ко второму виду связанной диверсификации относят такое расширение, при котором создаются и выводятся на рынок комплектующие, аксессуары к товарам или обслуживание действующего направления, например, организация, занимающаяся продажей гаджетов, расширила свой ассортимент путем продажи аксессуаров к ним.

Чаще можно встретить такой вариант диверсификации, так как её преимуществом является связь нового направления с основным видом деятельности компании, что позволить сократить расходы на приобретение соответствующих товаров или услуг у других производителей, это способствует повышению конкурентоспособности. [10]

Несвязанная диверсификация характеризуется расширение производства, но не связанного с основным видом предпринимательской деятельности компании. Такая стратегия будет являться наиболее рискованной по причине развития деятельности, которой организация ранее не занималась. В данном случае необходимо вложить больше ресурсов и времени на разработку нового проекта для изучения рынок выхода продукции, имеющиеся ресурсы, спрогнозировать наиболее вероятные риски. Несмотря на то что несвязанная диверсификация является достаточно рискованной, в ряде случаев совершенно новое и не связанное производство может обеспечить рост прибыли или спасти предприятие в кризисный период, затронув ту часть рынка, на котором компания ранее была специализирована.

Рассмотрим, как можно применить диверсификацию в разных отраслях экономики: промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг, строительстве, финансах.

Начнем с диверсификации в промышленности на примере оборонного предприятия Rheinmetall (Германия). Компания, являющаяся одним из крупнейших производителей военной техники и вооружения в Германии и Европе, объединилось с другой компанией нефтегазового сектора. Объединение способствовало диверсификации по двум направления: оборонная промышленность и нефтегазовый сектор. В Rheinmetall считают, что эти два

направления во многом идентичны, обеспечивая синегрию через «взаимосвязь сетей логистики и снижение затрат». [2]

Примером диверсификации в сфере услуг является компания Booking Holdings (Priceline) - сервис поиска билетов, гостиниц и аренды автомобилей. Благодаря предоставлению спектра услуг компания смогла пережить кризис после 11 сентября 2001 года. Не возлагая надежды на авиакомпании, пострадавших от падения объемов воздушных перевозок, Priceline перенаправила свои ресурсы на отели, принесших высокую прибыль. На примере этой компании можно наглядно заметить преимущество диверсификации. [7]

В сельскохозяйственном секторе примером успешной диверсификации является российский агропромышленный холдинг «Мираторг», специализировавшись по трем ключевым продуктовым направлениям: птица, говядина, свинина. В этом примере были предприняты грамотные управленческие решения и использование ресурсов. Доходы от импорта мяса компания вкладывала в новые проекты, благодаря чему постепенно происходила диверсификация. [5]

Диверсификация в строительном бизнесе может заключаться как создании обслуживающей управляющей компании, так и в расширении в других сферах. AVA Group — многопрофильный холдинг, доминирующий в различных сферах бизнеса, включая девелопмент и строительство, управление коммерческой недвижимостью, гостеприимство, cанаторно — курортное направление, сельское хозяйство - пример несвязанной диверсификации в строительном бизнесе. Занимаясь основным видом деятельности, компания строит жилые и нежилые здания. В гостиничном деле, создав свою профессиональную управляющую компанию, AVA Group реализует проекты в гостинично-туристической сфере. В агропромышленной области компания связана с агропромышленным кластером, производящим классический байховый некупажированный чай высшего сорта и др. [1]

Ещё одним примером диверсификации в сфере финансов является Сбербанк со своей экосистемой, включающаяся в себя банковские услуги, B2B-сервисы, фудтех, здоровье, электронную коммерцию и многое другое. Глава кредитной организации Герман Греф заявил, что Сбербанк преодолел кризис, связанный с распространением короновирусной инфекции, с наименьшими потерями за счет расширения услуг, предлагаемые структурой организации, «часть потерь была компенсирована комиссионными доходами и доходами от экосистемы». [4]

Не все компании имеют положительный опыт диверсификации, к примеру, компания «Связной» в 2011 году решила выйти на онлайн-платформу для продажи гаджетов. Однако новые технологии интернет - заказов оказались не оцененными покупателями российского рынка, спроса на продукцию не было, соответственно компания лишилась ожидаемой прибыли и понесла убытки. [8]

Таким образом, диверсификация требует тщательного и детального анализа ситуации, рынка, продумывания стратегии выхода на рынок. Многие компании стремятся создать вокруг основной деятельности экосистему, предоставляя смежные продукты, товары-комплектующие, создавая полную цепочку бизнес-процессов, включая логистику и производство ресурсов. Часть компаний желают создать конгломераты и холдинги, захватывая несколько отраслей экономики и страхуя себя в кризисный период. Во многом последствия диверсификации будут зависеть от компетентности административного персонала и от грамотности принятия управленческих решений, а в кризисный период - от масштаба кризиса и готовности самой организации выдержать колеблющуюся обстановку в экономике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. В поисках баланса: зачем девелоперам диверсификация бизнеса // РБК URL: https://kuban.plus.rbc.ru/news/630326757a8900c6927466;

2. Ганус Ю.А., Красникова А.С. Опыт диверсификации зарубежных оборонных предприятий // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 3. - С. 1135-1146;

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2021);

4. Греф: Сбербанк проходит пандемию с наименьшими потерями // ТАСС URL: https://tass.ru/ekonomika/9517795;

5. «Мираторг»: от поставок мяса из Бразилии до крупнейшего агрохолдинга России // Infox URL: https://w.mfox.ru/usefuü/29/264175-miratorg-ot-postavok-masa-iz-brazilii-do-kmpnejsego-agroholdinga-rossii;

6. Предпринимательские риски: что это такое, примеры возможных потерь от ведения бизнеса // Клеверенс URL: https://w.cleverence.ru/articles/biznes/predprinimatelskie-riski-chto-eto-takoe-primery-vozmozhnykh-poter-ot-vedeniya-biznesa/;

7. Стратегии выживания: истории 7 компаний, которые смогли сохранить бизнес во время кризиса // https://rb.ru/story/rebuild-after-crisis/;

8. Ушла эпоха. Компания "Связной" признана банкротом. Почему независимый сотовый ритейлинг больше не актуален? // Дзен URL: https://dzen.ru/a/ZX8nC2S_qHoNknPZ;

9. Что такое диверсификация бизнеса и для чего она нужна // Альфа банк URL: https://alfabank.ru/help/articles/sme/rko/chto-takoe-diversifikaciya-i-kak-ona-pomogaet-biznesu/;

10. Шестакова Е.В. Диверсификация компании: особенности планирования // Справочник экономиста. - 2013. - №1

Kerimkhanova G.K.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(Saint Petersburg, Russia)

THE RELEVANCE OF DIVERSIFICATION IN ORDER TO REDUCE RISKS IN VARIOUS INDUSTRIES IN CRISIS PERIOD

Abstract: the paper examines the use of diversification by companies to manage risks and minimize losses. This strategy allows you to effectively allocate resources, create financial reserves and reduce the vulnerability of a business to negative impacts.

Keywords: diversification, risk management, crisis, entrepreneurial activity, financial

stability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.