Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / DIVERSIFICATION / STRATEGY / COMPETITION / INNOVATION DEVELOPMENT / ORGANIZATION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кауфман Н. Ю., Зеленцова С. В.

В статье проведен анализ развития инноваций и их влияние на конкурентоспособность организаций в современ- ных условиях. Рассмотрены показатели развития инновационной деятельности в России, выявлены проблемы инновационного развития компаний. Проведен анализ дефиниций стратегия и диверсификация, выделены ос- новные типы стратегии диверсификации. Показана взаимосвязь стратегии диверсификации с инновационным развитием предприятий, а также преимущества диверсифицированного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кауфман Н. Ю., Зеленцова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE STRATEGY OF DIVERSIFICATION OF ORGANIZATIONS IN THE INNOVATION ECONOMIC DEVELOPMENT

The article analyzes the development of innovations and their impact on the competitiveness of organizations in contemporary conditions. The indicators of development of innovation activity in Russia are considered in the article and there are revealed issues of innovation development of Russian companies. The analyses of the definitions of strategy and diversification was carried and there are highlighted the main types of diversification strategies. The interrelation between diversification strategy and the innovation development of enterprises, as well as the advantages of a diversified enterprise is demonstrated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ»



УДК 334.02

Кауфман Н.Ю.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного муниципального управления и управления

персоналом Сургутского государственного университета

Зеленцова С.В.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного муниципального управления и управления

персоналом Сургутского государственного университета

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

В статье проведен анализ развития инноваций и их влияние на конкурентоспособность организаций в современных условиях. Рассмотрены показатели развития инновационной деятельности в России, выявлены проблемы инновационного развития компаний. Проведен анализ дефиниций стратегия и диверсификация, выделены основные типы стратегии диверсификации. Показана взаимосвязь стратегии диверсификации с инновационным развитием предприятий, а также преимущества диверсифицированного предприятия. Ключевые слова: диверсификация, стратегия, конкуренция, инновационное развитие, организация, управление

Kaufman N.,

PhD in Economics, Associate Professor of Chair of State Municipal Management and Personal Management

of Surgut State University

Zelentsova S.,

PhD in Economics, Associate Professor of Chair of State Municipal Management and Personal Management

of Surgut State University

THE FORMATION OF THE STRATEGY OF DIVERSIFICATION OF ORGANIZATIONS IN THE INNOVATION ECONOMIC DEVELOPMENT

The article analyzes the development of innovations and their impact on the competitiveness of organizations in contemporary conditions. The indicators of development of innovation activity in Russia are considered in the article and there are revealed issues of innovation development of Russian companies. The analyses of the definitions of strategy and diversification was carried and there are highlighted the main types of diversification strategies. The interrelation between diversification strategy and the innovation development of enterprises, as well as the advantages of a diversified enterprise is demonstrated. Keywords: diversification, strategy, competition, innovation development, organization, management

Ускорение научно-технического прогресса в последнее десятилетие показывает необходимость использования инновационной составляющей во всех сферах жизни общества на макро- и микро-уровнях. Глобальная конкуренция между территориями, странами, регионами и компаниями инициирует развитие инновационного потенциала как предприятий, так и сотрудников, проходя через изменение многих сфер деятельности и применение новейших технологий.

Ученые разных стран на протяжении длительного периода изучали инновации их развитие и роль в бизнесе. Большой вклад в исследование инноваций и их влияние на экономическое развитие внес Н.Д.

Кондратьев, который в XX в. рассмотрел большие циклы конъюнктуры (длинные волны) [3]. Он провел большую статистическую работу, изучая развитие экономики и выявил, что каждые 40-60 лет происходит новый скачок, на смену одному виду производства приходит другое - более обновленное и современное, меняются цены на сырье, обновляется вся система рыночной экономики. Так, появилась генная инженерия, которая изменила существование медицины и сельского хозяйства, появились новые виды топлива (например, синтетическое), самолето- и ма-шино- строение, а также произошло развитие практически всех отраслей промышленности.

Как цитировать статью: Кауфман Н.Ю., Зеленцова С.В. Формирование стратегии диверсификации организаций в условиях инновационного развития экономики // Вестник Академии права и управления. 2019. № 1(54). с. 144-149

Анализ мнений ряда ученых [1, 5, 14, 15], длительное время изучавших инновации, показал, что инновация - закономерный процесс развития экономики, как следствие научно-технического прогресса, который через практическое использование разработок и изобретений меняет технологии, товары, оборудование, принципы управления организацией, а также, дает возможность предприятиям оставаться на необходимом уровне конкурентоспособности.

В инновационной деятельности участвуют, в первую очередь, новые знания, продукты интеллектуального характера, инновационные и инвестиционные программы и проекты, новые управленческие решения, новые технологии, улучшающие качество и структуру производства и т.п. Следовательно, инновационное развитие организации может проходить на уровне бизнес-процессов компаний, развития инновационного потенциала, как самой организации, так и ее сотрудников.

В инновационном развитии предприятия должны активно присутствовать не только технологические инновации, но и организационно-управленческие, с помощью которых усовершенствуются методы управления, традиционные принципы и организационные структуры. Результатом управленческих ново-

введений является совершенно новая система управления организацией, ведущая к более эффективному взаимодействию руководства и подчиненных.

Анализ основных показателей инновационной деятельности в России (рис. 1) показывает, что удельный вес инновационных товаров, работ, услуг до 2013 г. повышался до 9,2 %, однако в 2015 г. снизился до 7,2 %.

В современной отрасли как связь такие тенденции имеют еще более негативный характер. Тенденция снижения предприятиями выпуска инновационных товаров связана с их низкой активностью развития инновационных процессов из-за проблемы с финансированием в условиях продолжающегося экономического кризиса и часто большого инновационного лага при внедрении инноваций.

Также на рис. 2 можно проследить, что технологические инновации остаются в предпочтении у многих организаций вследствие более понятного их применения.

Организационные инновации должны применяться каждой компанией, желающей конкурировать в современном мире, и включают управленческую деятельность в сфере планирования, производства, маркетинга, финансирования, управления персона-

Рис. 1. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров,

работ, услуг, в % [9]

Рис. 2. Удельный вес организаций, осуществлявших инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, в % [9]

пш

лом. Например, управление финансами может быть дополнено бюджетированием и страхованием рисков, инновационные направления в области управления человеческими ресурсами - использование аутстаффинга, горизонтальная карьера и др.

Таким образом, проанализировав инновационное развитие в России на современном этапе можно сделать вывод, что инновационной может быть компания, ориентированная на постоянные изменения в своей деятельности. При разработке стратегии инновационное предприятие должно учитывать не только требования рынка в условиях конкуренции, но и возможность управления инновационными процессами. При планировании внедрения инноваций, необходимо использовать методы и механизмы, позволяющие на первых этапах инновационного процесса находить новые будущие возможности.

Серьезной проблемой в инновационном развитии компаний является: слабое применение технологий развития предприятия и отсутствие системы внедрения нововведений, сложность анализа и выявления скрытых проблем в деятельности, слабый потенциал - организационный, кадровый, мотивацион-ный и др., что приводит к существенному снижению темпов развития самой организации [4].

Предпосылки, стимулирующие инновационную активность компании, связаны, в первую очередь, с институциональными изменениями, с возникновением новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращением жизненного цикла товаров.

Как показывает опыт различных организаций, даже самый успешный бизнес не может функционировать постоянно в неизменной форме. После развития и укрепления компании на рынке, как правило, наступает затихание и спад производственных процессов. А в последнее десятилетие, в связи со стремительным развитием научно-технического прогресса и внедрения инноваций в жизнь общества у каждой организации должна существовать стратегия развития в будущем. Основой стратегии является адаптация на рынке в условиях жесткой конкуренции.

Стратегия создает отраслевые позиции компании и обеспечивает внутреннюю согласованность ее политики, нацеленной на достижение этих позиций. Стратегия - это план развития организации и ее деятельности в будущем, в котором четко определяется сценарий действий, что компания должна сделать и что не должна [10].

Для организаций, направленных на инновационное развитие, стратегия это - выбор направлений, определяющих приоритеты развития и понимание своих конкурентных преимуществ; концепция бизнеса, направленная на коренное изменение целей и систем управления, норм поведения и содержания деятельности работников.

Такой стратегией, дающей преимущества на рынке конкуренции, может являться стратегия инновационной диверсификации. Многообразие видов данной стратегии позволяет каждой компании найти такую модель развития, которая подходит именно ей, способствует устойчивости к обновлению [7].

По мнению Ф. Котлера, стратегия диверсификации дает компании возможность разработки и выпуска новой продукции для новых рынков [6].

А. Томпсон и А. Стрикленд считают диверсификацию процессом, позволяющим войти в совершенно другие отрасли производства, позволяя улучшить механизм получения дополнительной прибыли и снизить риск зависимости от только своей отрасли [12].

Е. Новицкий связывает диверсификацию с проникновением хозяйственной деятельности в новые сферы, не имеющие прямой производственной или функциональной зависимости от основного вида деятельности.

О. Виханский понимает под диверсификацией стратегию развития компании, при условии снижения развития хозяйственной деятельности на привычном рынке в пределах своей отрасли [8].

Таким образом, мы можем определить диверсификацию как стратегию распределения имеющего капитала на новых для компании рынков, для снижения риска вложений и повышения собственной конкурентоспособности. Поэтому, вложение финансов в единственный инвестиционный портфель является рискованным для любого бизнеса. Диверсификация бизнеса является изменением, внесением разнообразия, расширением ассортимента, переориентацией на другие направления в контексте торговли и инвестирования на финансовых рынках. Диверсификация бизнеса: понятие, основы, этапы [2].

В современном управлении выделяют четыре основных типа стратегии диверсификации (рисунок 3) [11].

Горизонтальную диверсификацию используют многие известные компании. Например, компания «Siemens» много лет назад начинала свою деятельность с производства телеграфного оборудования, а после применения горизонтальной диверсификации приступила к выпуску бытовых электротоваров, электроосветительного оборудования и т.д. Таким образом, добавление нового товара или продукции позволит компании расширить рынки сбыта и получить дополнительную прибыль.

Вертикальная диверсификация позволяет усилить конкурентоспособность и прибыль, увеличить долю рынка. Например, компания, занимающаяся добычей нефти, начинает ее переработку. Такой шаг помогает снизить зависимость от третьих лиц на разных этапах технологического процесса и сконцентрировать основные процессы внутри одной компании.

Концентрическая диверсификация связана с поиском новых, дополнительных возможностей и по-

сш

Горизонтальная диверсификация - предполагает разработку новых продуктов, но с точки зрения увеличения разнообразия имеющегося товара. Данная стратегия позволяет расширить ассортимент, и если один из видов уже выпускаемой продукции станет для покупателя непривлекательным, ассортиментный перечень все равно позволит получать стабильную прибыль.

Вертикальная диверсификация - предполагает снижение зависимости компании от третьих лиц путем перехода на производство продукции с последующей либо предыдущей ветви технологического процесса. Предприятия предпочитают создавать необходимые для производственного процесса товары и услуги самостоятельно, вместо того, чтобы покупать их на рынке у других компаний.

Концентрическая диверсификация - ее называют связанной диверсификацией. Предполагает создание дополняющих товаров или таких услуг, которые способны улучшить и облегчить потребление основного производственного продукта. Как правило, эти товары будут привлекать внимание новых групп клиентов.

Конгломеративная диверсификация - ее называют несвязанной диверсификацией, т.к. вводятся нескольких совершенно независимых друг от друга бизнес-направлений, которые никак не улучшают деятельность друг друга. Появляется совершенно новый круг потребителей.

Рис. 3. Основные типы стратегии диверсификации

вышения эффективности в использовании уже имеющихся ресурсов. Например, для получения большей прибыли, многие рестораны и кафе, кроме приема посетителей стационарно в своих точках обслуживания, предлагают услугу доставки. Или, иногда достаточно изменить состав продукта, с новым названием и новой упаковкой.

Конгломеративная диверсификация - самая сложная стратегия развития, требует значительных финансовых вложений, т.к. предполагает приобретение и выход в новую область деятельности не связанную с существующим производством. Например, компания, которая перерабатывает нефтяные продукты, начинает заниматься производством шампуней или выходит на производство косметики.

Стратегия диверсификации неразрывно связана с инновационным развитием предприятий, так как изменения необходимы для тех, кто стремится удержать конкурентные позиции в своей отрасли. Для инновационного развития диверсификация актуальна и отражается в следующих преимуществах:

- позволяет вовремя перераспределить усилия в случае кризисных явлений на рынке выпускаемой продукции, перейдя в более доходный бизнес и снизить риски;

- крупным компаниям, вкладывающим средства в новые, перспективные направления, дает возможность первыми получить желаемую прибыль;

- дает возможность оптимизировать имеющиеся ресурсы - финансовые, производственные, трудовые, приспособиться к конъюнктуре рынка.

Также, руководству предприятия, вышедшим на путь инновационного развития, при разработке стратегии необходимо учитывать достаточно большой инновационный лаг, поэтому четко разработанная и выстроенная стратегия с конкретными ориентирами позволит достичь намеченных целей.

К преимуществам диверсифицированного предприятия можно отнести:

- выход на рынок более конкурентоспособной продукции. Например, компании, занимающиеся выпуском компьютерной техники, начинают выпускать более технологичный товар, в соответствии с новыми технологиями;

- уменьшение степени риска, т.к. финансирование, в зависимости от типа стратегии диверсификации, может иметь не слишком большую степень вложений. Например, стратегия концентрической диверсификации предприятия;

- потенциал трудовых ресурсов усиливается, за счет накопленного опыта, как в управлении, так и в технологическом плане;

- многоцелевое использование производственных мощностей предприятия позволяет снизить как издержки производства, так и трансакцион-ные издержки [13].

Таким образом, стратегия диверсификации и инновационное развитие при правильно выбранном направлении, позволяет выйти на новые рынки, усилить конкурентоспособность и обеспечить прирост потенциала предприятия в финансовом аспекте, в технологическом и качественном.

П471

Список литературы

1. Глазьев С.Ю. Развитие Российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов [Электронный ресурс] / С.Ю. Глазьев. URL: http://www.zlev.ru/111/111_61.htm (дата обращения: 14.03.2018).

2. Диверсификация бизнеса: понятие, основы, этапы [Электронный ресурс]. URL: https://businessman.ru/ diversifikatsiya-biznesa-ponyatie-osnovyi-etapyi-razrabotka-biznes-plana-diversifikatsii-deyatelnosti-predpriyatiya. ^т!(дата обращения: 14.01.2019).

3. Кауфман Н.Ю. Теоретические основы предпринимательской составляющей в инновационном развитии предприятий / В книге: «Проблемы экономики и управления в XXI веке: актуальные вопросы, тенденции, перспективы» // Пенза. МЦНС «Наука и просвещение». С. 119-145. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=26682134 (дата обращения: 28.08.2018).

4. Кауфман Н.Ю. Применение стратегии KAIZEN + KAIRYO в условиях инновационного развития предприятий / Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития: сборник материалов XXX Международной научно-практической конференции // Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_27339396_84138162.pdf (дата обращения: 12.01.2019).

5. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики / Ред. Л.И. Абалкин. М.: Экономика, 1989. 70 с.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: «Ростинтэр», 1996. 704 с.

7. Кучин С.А. Роль инновационной стратегии диверсификации в усилении конкурентных позиций российского АПК [Электронный ресурс]. URL: http://law-journal.ru/files/pdf/201306/201306_30.pdf (дата обращения: 31.01.2019).

8. Макаров А.В., Гарифуллин А.Р. Диверсификация как инструмент развития современного предприятия [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diversifikatsiya-kak-instrument-razvitiya-sovremennogo-predpriyatiya (дата обращения: 31.01.2019).

9. Россия в цифрах: статистический сборник. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.01.2019).

10. Соколов В. Стратегия в компании [Электронный ресурс]. URL: https://blog.iteam.ru/strategiya-v-kompanii/ (дата обращения: 31.01.2019).

11. Соколова Е. Стратегия диверсификации - это инструмент конкурентной борьбы и управления рисками. [Электронный ресурс]. URL: http://finvopros.com/strategiya-diversifikatsii-eto.html (дата обращения: 31.01.2019).

12. Томпсон А.А., мл., СтриклендА.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий : учеб. для вузов / пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.

13. Чагарбиев С.Н. Диверсификация как стратегия устойчивого развития предприятия // Молодой ученый. 2018. №10. С. 108-111.

14. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер // М.: Прогресс, 1982. 455 с.

15. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации 21 века / Ю.В. Яковец // М., 2004. 448 с.

Reference list

1. Glaz'evS. Development of the Russian economy in the conditions of global technological shifts [Electronic resource]. / S. Glaz'ev. URL: http://www.zlev.ru/111/111_61.htm (date of access: 3.14.2018).

2. Diversification of business: Concept, fundamentals, stages [Electronic resource]. URL: https://businessman.ru/ diversifikatsiya-biznesa-ponyatie-osnovyi-etapyi-razrabotka-biznes-plana-diversifikatsii-deyatelnosti-predpriyatiya. html (date of access: 14.01.2019).

3. Kaufman N. Theoretical foundations of the entrepreneurial component in the innovation development of enterprises / In the book: "The problems of economics and management in the XXI century: Current issues, trends, prospects" // Penza. ISTC "Science and Education". P. 119-145. [Electronic resource]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26682134 (date of access: 28.08.2018).

4. Kaufman N. Application of KAIZEN + KAIRYO strategy in the conditions of innovative development of enterprises / Economics and Management: Analysis of trends and development prospects: Proceedings of the XXX International Scientific and Practical Conference // Under the general editorship of S. Chernov. Novosibirsk: TsrNS Publishing House, 2016. [Electronic resource]. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_27339396_84138162.pdf (date of access: 12.01.2019).

5. Kondrat'evN. Problems of economic dynamics / Under the editorship of L. Abalkin. M.: Economics, 1989. 70 p.

6. Philip Kotier. Marketing Essentials. Translation from English. M.: "Rosinter", 1996. 704 p.

7. Kuchin S. The role of innovation diversification strategy in strengthening the competitive position of the Russian agro industrial complex [Electronic resource]. URL: http://law-journal.ru/files/pdf/201306/201306_30.pdf (date of access: 31.01.2019).

8. Makarov A, Garifullin A. Diversification as a tool of modern enterprise development [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diversifikatsiya-kak-instrument-razvitiya-sovremennogo-predpriyatiya (date of access: 31.01.2019).

9. Russia in numbers: Statistical compendium. URL: http://www.gks.ru/ (date of access: 10.01.2019).

10. Sokolov V. Strategy in the company [Electronic resource]. URL: https://blog.iteam.ru/strategiya-v-kompanii/ (date of access: 31.01.2019).

11. Sokolova E. Diversification strategy is an instrument of competition and risk management. [Electronic resource.] URL: http://finvopros.com/strategiya-diversifikatsii-eto.html (date of access: 31.01.2019).

12. Arthur A. Thomson, Jr., Strickland A.J. Strategic Management. The Art of Strategy Development and Implementation: Textbook for higher education institutions / Translation from English by L. Zaytseva, M. Sokolova. M.: Banks and exchanges; UNITY, 1998.

13. Chigarbiev S. Diversification as a strategy of sustainable development of the enterprise // Young scientist. 2018. №10. P. 108-111.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Schumpeter Josef Alois. Theory of economic development / J. Schumpeter // M.: Progress, 1982. 455 p.

15. Yakovets Yu. Epochal innovations of the 21st century / Yu. Yakovets // M., 2004. 448 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.