Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ НАСЛЕДИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ'

АКТУАЛЬНОСТЬ НАСЛЕДИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая культура / нравственно-этические качества педагога / педагогическая система В.А. Сухомлинского / инклюзивное образование / информационное пространство / принципы информационной и инклюзивной этики / воспитание / толерантность / pedagogical culture / moral and ethical qualities of a teacher / V.A. Sukhomlinsky’s pedagogical system / inclusive education / information space / principles of informational and inclusive ethics / upbringing / tolerance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Резинкина Лилия Владимировна

В статье раскрываются возможности формирования нравственно-этических качеств современного учителя на основе актуализации педагогических трудов В. А. Сухомлинского. Показано, что возрастающая роль информации в процессе нравственно-этического воспитания подрастающего поколения требует от педагога проявления им новых нравственно-этических качеств, позволяющих сформировать в образовательных организациях инклюзивную воспитательную среду. Подчеркнуто, что важное значение приобретает в этом процессе роль учителя, который может успешно работать в информационном пространстве, а также с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, опираясь на принципы педагогической системы, предложенной В.А. Сухомлинским. Приведена методика определения запросов педагогического коллектива в развитии нравственно-этических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Резинкина Лилия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF V.A. SUKHOMLINSKY’S LEGACY WHEN FORMING MORAL AND ETHICAL QUALITIES OF A TEACHER

The article reveals the possibilities of forming the moral and ethical qualities of a modern teacher based on the actualization of V. A. Sukhomlinsky’s pedagogical works. It is shown that the increasing role of information in the process of moral and ethical education of the younger generation requires the teacher to demonstrate new moral and ethical qualities that allow them to form an inclusive educational environment in educational organizations. It is emphasized that the role of a teacher who can successfully work in the information space, as well as with children with limited health opportunities, based on the principles of the pedagogical system proposed by V.A. Sukhomlinsky, becomes important in this process. The method of determining the requests of the teaching staff in the development of moral and ethical qualities is given.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ НАСЛЕДИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ»

DOI: 10.25198/1814-6457-239-35 УДК 378:376(075.8)

Марон А.Е.1, Резинкина Л.В.2

1Академия Министерства просвещения Российской Федерации, г Москва, Россия

E-mail: [email protected] 2Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна,

г Санкт-Петербург, Россия, E-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНОСТЬ НАСЛЕДИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ

В статье раскрываются возможности формирования нравственно-этических качеств современного учителя на основе актуализации педагогических трудов В. А. Сухомлинского. Показано, что возрастающая роль информации в процессе нравственно-этического воспитания подрастающего поколения требует от педагога проявления им новых нравственно-этических качеств, позволяющих сформировать в образовательных организациях инклюзивную воспитательную среду. Подчеркнуто, что важное значение приобретает в этом процессе роль учителя, который может успешно работать в информационном пространстве, а также с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, опираясь на принципы педагогической системы, предложенной В.А. Сухомлинским. Приведена методика определения запросов педагогического коллектива в развитии нравственно-этических качеств.

Ключевые слова: педагогическая культура, нравственно-этические качества педагога, педагогическая система В.А. Сухомлинского, инклюзивное образование, информационное пространство, принципы информационной и инклюзивной этики, воспитание, толерантность.

Maron A.E.1, Rezinkina L.V.2

1Academy of the Ministry of Education of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: [email protected] 2Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Saint Petersburg, Russia

E-mail: [email protected]

RELEVANCE OF V.A. SUKHOMLINSKY'S LEGACY WHEN FORMING MORAL AND ETHICAL QUALITIES OF A TEACHER

The article reveals the possibilities of forming the moral and ethical qualities of a modern teacher based on the actualization of V. A. Sukhomlinsky's pedagogical works. It is shown that the increasing role of information in the process of moral and ethical education of the younger generation requires the teacher to demonstrate new moral and ethical qualities that allow them to form an inclusive educational environment in educational organizations. It is emphasized that the role of a teacher who can successfully work in the information space, as well as with children with limited health opportunities, based on the principles of the pedagogical system proposed by V.A. Sukhomlinsky, becomes important in this process. The method of determining the requests of the teaching staff in the development of moral and ethical qualities is given.

Key words: pedagogical culture, moral and ethical qualities of a teacher, V.A. Sukhomlinsky's pedagogical system, inclusive education, information space, principles of informational and inclusive ethics, upbringing, tolerance.

В условиях глобализации и цифровизации, происходящих в государстве и системе образования, очень важным является вопрос готовности педагога к выполнению поставленных перед ним задач. В этой связи актуальной стала проблема поиска эффективных инструментов формирования его нравственно-этических качеств, которые претерпевают значительные изменения.

Анализ научной литературы в этой области позволил определить современное понимание педагогической культуры как нравственное самосознание учителя, рассматриваемого как субъекта профессионального сообщества со

сформированными и принимаемыми всеми членами сообщества нормами, принципами, идеалами. В данной профессиональной группе разработаны формы практического поведения и механизмы, способствующие их нравственных ценностей, такие как традиции, ритуалы и др. Одной из характеристик педагогической культуры является нравственный потенциал каждого педагога как личности и как профессионала, нацеленный на эффективное решение воспитательных задач [Ямщикова].

Данный подход расширяет традиционный подход к роли педагога в современном обще-

стве, в котором основным требованием к педагогу заявляется глубина, объемность и всесторонность его профессиональных знаний, профессиональная направленность, готовность к саморазвитию и способность самостоятельно повышать свой квалификационный уровень. Второе требование подразумевает знание учителем основ психологии воспитанников, их возрастных физических и физиологических особенностей, организацию обучения с учетом их индивидуальности [3]. Однако в современном мире все чаще возникает проблема недооценки формирования личности педагога как образца нравственного поведения для школьников, как активного носителя культуры и моральных устоев, как транслятора отечественных нравственных ценностей и духовности.

Это подтверждается словами В.А. Сухомлинского в его статье «Этюды о коммунистическом воспитании. Слово учителя о воспитании нравственности»: «Педагогическое бескультурье зачастую выражается в том, что воспитатель знает лишь две-три цели словесного обращения к питомцам - запрет, разрешение, порицание. У мастера-воспитателя обращение к воспитаннику имеет множество целей, и одна из самых частых - разъяснение нравственной истины, понятия, нормы. В этом умеет добиться эффекта лишь тот воспитатель, который знает, чувствует отношение своих воспитанников к хорошему и плохому в самих себе, их способность критически относиться к собственным недостаткам. Такой воспитатель, разъясняя нравственное понятие, всегда обращается непосредственно к внутреннему миру воспитанника, стремится добиться того, чтобы его питомец анализировал какой-то свой поступок, какую-то черту своего поведения, увидел себя глазами других людей» [, с. 322].

В условиях быстрой трансформации и нестабильности мировой экономики современная педагогическая культура постоянно сталкивается с появлением все новых проблем. Одним из важнейших вызовов является цифровиза-ция и возрастание роли электронных средств обучения, которые принципиально изменили взаимоотношения педагога и обучающегося [10]. Еще один ведущий вектор развития образования в нашей стране задан глубокой интеграцией инклюзии в образовательный про-

цесс на всех уровнях [11]. При этом основной воспитательной миссией педагога продолжает оставаться подготовка детей и молодежи к жизни и деятельности на основе приобщения их к духовным ценностям культуры и нравственным традициям нашего Отечества [9].

Насколько современный педагог обладает сформированным нравственно-этическим компонентом, включающим в себя, прежде всего, миpoвоззpeние и нравствeнно-цeнностныe убеждения самого учителя, на основе которых он выстраивает и реализует свое взаимодействие и коммуникацию со всеми субъектами учебного и воспитательного процессов, личностный и профессиональный рост?

В этой связи обратимся к фундаментальным положениям педагогической системы В.А. Сухомлинского. Основанная на идеях и принципах гуманизма, признания личности учащихся как высшей ценности, воспитания всесторонне нравственного ребенка, создания школы радости, человеческого величия, умственного труда, творческого развития коллектива учащихся, единомышленников администрации, учителей, родителей, данная система исключительно актуальна и в современных условиях. В этом кон -тексте им разработана комплексная программа нравственно-этического воспитания, которая по своей идеологии и совокупности принципов лежит в основе всей педагогической системы великого педагога. Особо значимым аспектом педагогической культуры, по мнению классика, являются следующие идеи и взгляды:

- «моральное право на задушевную откровенность питомцев имеет только тот, кто уважает и любит их, верит в доброе начало в каждой юной душе, непримирим ко всему показному, фальшивому, лицемерному» [12, с. 323];

- «всесторонне развитие личности - это создание индивидуального человеческого богатства, раскрытие её творческих задатков, способностей, дарований, таланта. Это сочетание в себе идейных убеждений, нравственных качеств, эстетических ценностей, культуры материальных и духовных потребностей» [13, с. 377];

- «воспитание культуры желаний - один из самых ярких оттенков той сложной вещи, которую мы называем нравственным смыслом школьной жизни» [13, с. 374].

Актуальность идей В.А. Сухомлинского в современных условиях подтверждается тем, что нравственно-этические качества педагога непрерывно подвергаются воздействию внешней и внутренней окружающей среды. Это влияние происходит как во время профессиональной подготовки, так и в последующей реальной педагогической практике [10]. Надежным фундаментом педагогической деятельности в этих условиях служат принципы, среди которых наиболее актуальными являются принципы, заявленные в педагогической системе В.А. Сухомлинского, - принципы безусловной любви воспитателя к воспитаннику, оптимальной требовательности и уважения, толерантности, паритетности взаимоотношений, опоры на лучшие стороны ученика [14], [15]. Созвучны сегодняшним требованиям к педагогу слова В.А. Сухомлинского о том, что «эффективный приём нравственного воспитания учащихся -введение их в мир борьбы нравственных идей, сократический, мы бы сказали, приём активизации мышления подростка путём выявления противоположных идей, тенденций» [12, с. 323].

Несмотря на устойчивые противоречия между запросом современного общества к школе на воспитание духовно нравственной личности и реальными условиями окружающей среды, которые продиводействуют данному процессу в условиях глобализации и цифро-визации, данные идеи В.А. Сухомлинского остаются актуальными при формулировке норм поведения педагогического сообщества в контексте специфики образовательной среды и профессиональной деятельности. Например, О. А. Пучковым рассмотрены принятые нравственно-этические нормы в сетевом пространстве. В качестве основных особенностей норм поведения в Интернете выступают их многообразие и зависимость от сетевых сообществ (профессиональных, по интересам, социальному статусу и др.), которые эти нравственно-этические нормы создают и придерживаются. Устойчивая сформированность специфических нравственно-этических качеств педагога поможет в этих условиях дать адекватную оценку фактам и явлениям в многообразии информационных потоков, найти оптимальное решение новых нестандартных педагогических задач [9].

Поэтому идея В.А. Сухомлинского о воспитании личности, умеющей реализовать свои собственные ценности и мотивы, формировать уникальное собственное отношение к другим, к окружающему миру обществу, в современном обществе требует формирования гуманистических идеалов, прежде всего, у самих педагогов, которые на основе устойчивого мировоззрения смогут установить технологический и нравственный баланс между всепроникающей цифровизацией и традиционными отечественными ценностями [16]. Подготовка учителя должна включать формирование собственного мировоззрения и толерантное отношение к другим мировоззрениям и культурам, умение и готовность к воспитанию и общению с подрастающим поколением в Интернете. Иными словами, современный учитель должен не просто овладеть умениями работы в поле информационно-дистанционного диалога и освоить интерактивные инструменты обучения школьников, используя весь комплекс электронных образовательных платформ и цифровых образовательных ресурсов. Необходимо на этом информационном базисе развить педагогическую информационную культуру, включающую современные нравственно-этические качества учительской профессии. Наиболее действенным механизмом в этой сфере можно считать разработку и принятие в конкретном образовательном учреждении единого Кодекса педагогического поведения, включающего раздел о сетевых взаимоотношениях.

Для формирования устойчивых нравственно-этических и правовых принципов у педагогов можно использовать курсы повышения квалификации, например, специальный курс, содержащий информацию о поведении человека в интернет-среде и возможных правовых последствиях нарушения установленных общих правил сетевого общения [9], в освоении инновационных педагогических приемов, направленных на формирование нравственно-этического сознания обучающихся в сетевом пространстве, разработке разделов в общеобразовательных дисциплинах, формирующих нравственно-этическое и правовое поведение пользователей сети Интернет [9]. Следует обратить внимание на готовность педагога осуществлять безопасное функционирование личности обу-

чающегося в информационном пространстве, которое зависит от того, насколько он защищен от воздействия на его психическое и физическое здоровье, и соответствует процессу адекватной социализации [6]. Основной причиной возникновения информационной угрозы является падение авторитета родителей и школы, утрата понимания значимости формирования у подрастающего поколения навыков творческого и продуктивного труда в коллективе, отсутствие сформированной ответственности и критического мышления, что приводит ребенка к поиску соответствующей его настроениям сетевой коммуникации. Часто происходит обращение ребенка в сетевые сообщества, которые прививают ему антисоциальные или суицидальные формы поведения, транслирующиеся в реальность [2].

В связи с этим при формировании нравственно-этических качеств педагога важно опираться на идею В.А. Сухомлинского «о сочетании в себе идейных убеждений, нравственных качеств, эстетических ценностей, культуры материальных и духовных потребностей». Ведь для того, чтобы противостоять тиражированию источников агрессивности в виртуальном пространстве, которые негативно влияют на обучающихся и проецируются ими в реальный социум, необходимо иметь устойчивое мировоззрение всесторонне развитой личности [1], [7], [18].

Воплощая идею В.А. Сухомлинского о «воспитании культуры желаний», можно сказать что формирование и развитие нравственно-этических качеств педагога на основе духовных и культурных традиций нашего народа отражается на таком же процессе у обучающихся. Совместное использование форм организации учебной и внеучебной деятельности в информационном пространстве помогает педагогу одновременно реализовать несколько задач. Применяя социальные сети как профессиональный инструмент, учитель трансформирует отношение к ним и самих обучающихся, превращая сетевые сообщества из средств общения и развлечения в эффективные и привлекательные средства обучения. У обучающихся вырабатываются общие правила общения в Интернете на основе наблюдения за поведением педагога. Это накладывает некоторые ограничения

на действия учителя, который должен понять и принять ту реальность, в которой он, являясь примером подражания для молодежи, должен тщательно контролировать и отбирать информацию в социальных сетях. Правильный подход и соблюдение определенных сетевых правил позволит педагогу создать некий положительный имидж. Однако если учитель не готов к таким ограничениям и не имеет достаточно сформированных нравственно-этических качеств, то он может создать отдельную страницу, ограничив своим ученикам доступ к ней [5], [18].

Кроме вызовов информационного общества современная педагогика столкнулась с динамичным становлением инклюзивного общества, в котором педагогу часто приходится работать с детьми с особенностями здоровья. Поэтому возникает потребность в новых нравственно-этических качествах учителя, базирующихся на идеях В.А. Сухомлинского. Потребность формирования данных качеств обусловлена необходимостью создания для каждого ребенка комфортной инклюзивной среды, в которой он сможет развить и реализовать свои запросы. Однако, как показывает анализ реальной практики большинство педагогов не готовы к работе с детьми с ОВЗ. В этом случае руководителю общеобразовательной организации нужно выявить уровень развития инклюзивной компетенции, например, с помощью метода анкетирования. Обратим внимание, что если опрос проводится анонимно, то имеет место повышение искренности ответов, однако, это создает лишь общую картину в коллективе, но не позволяет дифференцированно работать с теми учителями, у которых имеется проблема с организацией инклюзивного обучения. Подбор вопросов анкеты должен быть нацелен на выявление сформированности мотивации педагога на работу с детьми с ОВЗ, наличия знаний, умений и опыта в этой сфере, наиболее проблемных зон [8], [11].

Несколько проведенных в этом сфере исследований позволяют сделать определенные выводы о наличии профессиональных затруднений у педагогов при обучении детей с ОВЗ. Полученные результаты говорят о том, что в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях подготовка педагогического сообщества к качественно-

му инклюзивному образованию недостаточна, нравственно-этические качества педагогов в области инклюзии находятся в стадии формирования. Данные выводы подтверждаются тем, что при ответе на вопрос «Где лучше обучаться детям с ОВЗ - в общеобразовательной школе с созданными там специальными условиями или в школах коррекционного вида?» более 70% респондентов выбрали второй вариант. При этом лишь пятая часть респондентов считают себя мотивационно готовыми к работе с учащимися, имеющими особые образовательные потребности [11].

В этом случае педагогам необходимо предложить пройти курсы повышения квалификации в сфере инклюзивного образования, в структуру которых входили бы следующие модули:

- Инклюзивное образование в социально-педагогическом аспекте.

- Особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями.

- Организация инклюзивного образования: технология, методы и формы.

- Технологии формирования толерантного отношения сверстников к лицам с инвалидностью и ОВЗ.

- Организация и работа по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ [11].

Эффективной формой формирования и развития нравственно-этических качеств педагога на курсах повышения квалификации или при внутрифирменном обучении является обучение в проблемно-ориентированных группах, когда процесс носит не лекционный, а интерактивный характер. Чаще всего проблема предлагается в виде кейсов с набором проблемных заданий, предполагающих опыт реального проживания педагогических ситуаций, в которых ярко актуализирован нравственно-этический аспект. При выборе курсов повышения квалификации необходимо обратить внимание на наличие в них занятия или тренинга по выработке собственной или присвоению имеющейся системы нравственно-этических качеств педагогического сообщества. Такая система включает в себя формирование таких качеств учителя, как признание ценности личности вне зависимости от характеристик здоровья; принятие на себя ответственности как носителя культуры;

потребность в творческой педагогической деятельности, требующей больших духовных и энергетических затрат при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, и

др. [4].

Рассмотренная система современных нравственно-этических качеств педагога полностью базируется на следующих идеях В.А. Сухомлинского: милосердие как эмоционально-духовная (переживание чужой боли как своей собственной) и конкретно-материальная (оказание реальной помощи) деятельность педагога; эмпатия как умение понимать ребенка, выражать сочувствие, создать комфорт в общении; толерантность как терпимое отношение к необычному внешнему виду и поведению школьников с ОВЗ; педагогический оптимизм как уверенность педагога в развитии такого ребенка и создание комфортной среды его обучения.

Данные положения актуальны сегодня, но не являются исчерпывающими в условиях цифрового (дистанционного) и инклюзивного образования. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагога более высокого уровня развития его этической культуры. Разработанные требования к организации дистанционного обучения также расширяют набор нравственно-этических качеств, необходимых учителю. Особенности современного образовательного процесса требуют готовности педагогического работника к постоянному самоконтролю и владению собой, умения соблюдать спокойствие в стрессовых или конфликтных ситуациях, способности оперативного и компетентного реагирования на агрессию или негативные эмоции, навыка принятия ответственных решений.

Таким образом, формирование комплекса нравственно-этических качеств современного специалиста педагогической сферы предполагает опору на его личностные ресурсы, а процесс их формирования включает следующие этапы:

Анализ собственного профессионального портрета. Осуществляется через самоанализ и определение собственных сильных сторон, точек роста и уровня сформированности нравственно-этических качеств у себя как у специалиста.

Идентификация учителя с педагогическим сообществом, что дает возможность обменять-

ся опытом, получить консультацию, осознать собственную значимость, поднять авторитет среди коллег.

Анализ педагогических проблемных ситуаций, разбор и осознание на этой основе дефицита нравственно-этических качеств педагога, помогающих эффективному решению задачи в реальной ситуации [17].

Запрос на получение необходимых знаний и умений для формирования у себя необходимых нравственно-этических качеств.

Таким образом, при условии обоснованного теоретически и практически апробированного внедрения процесса формирования на разных этапах нравственно-этических качеств педаго-

га, базирующихся на ценностных основаниях и смыслах профессиональной деятельности, возможно существенное повышение качества педагогического образования.

В качестве основного вывода подчеркнем актуальность слов В.А. Сухомлинского: «Педагог, обладающий высокой педагогической культурой, учит размышлению вслух, он делится с юношами и девушками своими сомнениями, обращается к ним за советом, приглашает к совместным раздумьям. Слово такого учителя непринуждённо, задушевно, оно утверждает атмосферу доверия, чистосердечности, общности, в разговоре педагога и учащихся утверждается единство взглядов на добро и зло, на нравственные ценности».

06.06.2023

Список литературы:

1. Девтеров, И. В. Развитие человека в контексте киберсоциального антропоцентризма: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/human_development_in_the_context_of_cybersocial_anthropocentrism.

2. Джон, Шулер. Природа троллинга: садизм и макиавеллизм: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://monocler.ru/ priroda-trollinga/6.

3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 34-42.

4. Круглова, Е. Е. Профессиональные дефициты педагогов адаптивной школы в процессе взаимодействия с семьей/ Е. Е. Кру-глова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2023. - № 1 (237). - С. 13-19.

5. Малькова, Е. Ю. Принципы виртуальной этики / Е. Ю. Малькова // Серия "Symposium", Религия и нравственность в секулярном мире. Выпуск 20 / Материалы научной конференции. - СПб: Санкт-Петербургское философское общество. - 2001. - C.112-115.

6. Монахова, Л. Ю. Педагогический контекст информационной безопасности ребенка / Л. Ю. Монахова // Informatization of society: socio-economic, socio-cultural and international aspects: materials of the IX international scientific conference on January 15-16, 2019. - Prague: Vedecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». - 2019. - P. 45-47.

7. Монахова, Л. Ю. Обучение противостоянию агрессивной коммуникации в киберпространстве / Л. Ю. Монахова // Человек и образование. - 2019. - №1(58). - С. 42-46.

8. Портнова, С. М. Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования / https://portalpedagoga. ru/ servisy/publik/publ?id=9080.

9. Пучков, О. А. Проблема формирования этического и правового поведения пользователей в сетевом пространстве / О. А. Пучков // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №73-2. - С. 151-155.

10. Резинкина, Л. В. Становление и продвижение учителя в профессии: аспект непрерывного образования / Л. В. Резинкина // Человек и образование. - 2015. - №2 (43). - С.78-82.

11. Резинкина, Л. В. Профессиональное образование: инклюзивный аспект: Учебное пособие для преподавателей высшего и среднего профессионального образования / Л. В. Резинкина. - Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2023. - 131 с. - ISBN 978-5-94895-188-1.

12. Сухомлинский, В. А. Этюды о коммунистическом воспитании. Слово учителя о воспитании нравственности/ В. А. Сухом-линский //НО. - №5 (1428). - 2013. - с. 322-325.

13. Сухомлинский, В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности / В. А. Сухомлинский // История педагогики в России. - М., 1999. - 377 с.

14. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский // Избр. педагог. соч: В 3 т. - М. Педагогика, 1979 -1981. -Т.1, 1979.

15. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика ком. воспитания): Пед. наследие / В. А. Сухомлинский; [Вступ. ст. О. В. Сухомлинской]. - М.: Педагогика. - 1989. - 286 с.

16. Фомина, М. В. Особенности онлайн-коммуникации в системе высшего образования: этические аспекты/ М. В. Фомина, С. В. Масловская, Е. А. Михайлова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2023. - № 1 (237). - стр. 51-55.

17. Ямщикова, Е. Г. Поэтапный алгоритм развития профессионально-этических качеств педагога в процессе непрерывного образования / Е. Г. Ямщикова // Человек и образование. - 2015. - №4(45). - С. 148-152.

18. Ямщикова, Е. Г. Проблема формирования сетевого этикета и профессионально-этических качеств педагогов в информационной среде / Е. Г. Ямщикова // Человек и образование. - 2017. - №1(50). - С. 54-58.

References:

1. Devterov, I. V. Human development in the context of cybersocial anthropocentrism. Available at: http://journal. homocyberus.ru/ human_ development_in_the_context_of_cybersocial_ anthropocentrism

2. Schuler John The nature of trolling: Sadism and Machiavellianism. Available at: https://monocler.ru/priroda-trollinga/6

3. Zimnaya, I. A. (2003) Key competencies - a new paradigm of the result of education. Higher education today. No. 5. pp. 34-42.

4. Kruglova, E.E. (2023) Professional deficits ofteachers of adaptive schools in the process of interaction with the family. Bulletin of the Orenburg State University. №1 (237). Pp. 13-19.

5. Malkova, E.Y. (2001) Principles of virtual ethics. The series "Symposium", Religion and morality in the secular world. Issue 20 /Materials of the scientific conference. St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society. pp.112-115.

6. Monakhova, L.Y. (2019) Pedagogical context of child information security. Informatization of society: socio-economic, socio-cultural and international aspects: materials of the IXinternational scientific conference on January 15-16, 2019. Prague: Vedecko vydavatelské centrum "Sociosféra-CZ". P. 45-47.

7. Monakhova, L.Yu. (2019) Training in countering aggressive communication in cyberspace. Man and education. №1(58). Pp. 42-46.

8. Portnova, S.M. Professional and personal qualities of a teacher in inclusive education. Available at: https://portalpedagoga.ru / servisy/publik/ publ?id=9080

9. Puchkov, O.A. (2021) The problem of the formation of ethical and legal behavior of users in the network space. Problems of modern pedagogical education. No. 73-2. pp. 151-155.

10. Rezinkina, L.V. (2015) Formation and promotion of teachers in the profession: aspect of continuing education. Man and education. №2 (43). Pp.78-82.

11. Rezinkina, L.V. (2023) Vocational education: an inclusive aspect: A textbook for teachers of higher and secondary vocational education. Gatchina: State Institute of Economics, Finance, Law and Technology. 131 p. ISBN 978-5-94895-188-1.

12. Sukhomlinsky, V. A. (2013) Etudes on Communist education. The word of the teacher about the education of morality. BUT. №5 (1428). pp. 322-325.

13. Sukhomlinsky, V. A. (1999) Problems of education of a comprehensively developed personality. History of pedagogy in Russia. M. 377 p.

14. Sukhomlinsky, V.A. (1979) I give my heart to children. Elected teacher. soch: In 3 vols. M.: Pedagogy, 1979 -1981. Vol.1.

15. Sukhomlinsky, V.A. (1989) How to educate a real person: (Ethics com. education): Ped. heritage. Introduction by O. V. Sukhomlinskaya. M.: Pedagogy. 286 p.

16. Fomina, M.V., Maslovskaya, S.V. and Mikhailova, E.A. (2023) Features of online communication in the system of higher education: ethical aspects. Bulletin of the Orenburg State University. №1 (237). pp. 51-55.

17. Yamshchikova, E.G. (2015) A step-by-step algorithm for the development of professional and ethical qualities of a teacher in the process of continuing education. Man and education. №4(45). Pp. 148-152.

18. Yamshchikova, E.G. (2017) The problem of formation of network etiquette and professional and ethical qualities of teachers in the information environment. Man and education. №1(50). Pp. 54-58.

Сведения об авторах:

Марон Аркадий Евсеевич, главный редактор журнала «Человек и образование», Академия Министерства просвещения Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]

Резинкина Лилия Владимировна, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, заведующий кафедрой педагогики и общепрофессиональных дисциплин Гатчинского института экономики, финансов, права и технологий, доктор педагогических наук E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.