I_АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
О.А. Уржа
академик РАЕН, доктор социологических наук, профессор,
Заслуженный работник высшей школы, профессор кафедры менеджмента и административного управления РГСУ
O.A. Urzha
Academician of the RANS, doctor of social sciences, Professor, Honored worker of higher education, Professor of the Department of Management and
Administration of the RSSU. e-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО И ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
The relevance of municipal-private and public-private partnership in
Russia
Аннотация: статья посвящена анализу новых возможностей, которые дает принятый Федеральный закон № 224-ФЗ о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации, повышению привлекательности инвестиционной политики в развитии инфраструктуры муниципальных образований.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, публичное партнерство, инвестиционная политика.
Annotation: the article analyzes the new opportunities offered by the adoption of Federal Law № 224-FZ of public-private and public-private partnership in the Russian Federation, increasing the attractiveness of the investment policy in the infrastructure development of municipalities.
Key words: public-private partnerships, municipal-private partnership, a public partnership, investment policy.
Одним из наиболее сложных вопросов в решении многих проблем развития инфраструктуры муниципальных образований является финансирование. Бюджетных денег для решения вопросов местного значения, как правило, не хватает. А для строительства новых объектов -тем более. Привлечение инвесторов, повышение инвестиционной привлекательности региона - одна из сложнейших задач. До сих пор её решение проводилось на основе концессионных соглашений. Однако этот путь не был эффективным и привлекательным.
13 июля 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон № 224-ФЗ (45) "О государственно-
частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон о ГЧП).
В законодательстве под государственно-частным и муниципально-частным партнерством понимается юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнёров. Государственно-частное и муниципально-частное партнёрство осуществляется для привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
Статья 4 Федерального закона определила, что государственно-частное партнерство и муниципально-частное партнерство в Российской Федерации основаны на следующих принципах:
1) открытость и доступность информации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;
2) обеспечение конкуренции;
3) отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом;
4) добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению;
5) справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения;
6) свобода заключения соглашения.
В качестве публичного партнера может быть Российская Федерация, её субъект, муниципальное образование. От их имени могут выступать, соответственно, Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, высший орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный им орган исполнительной власти региона, глава муниципального образования или иной уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Частным партнером является российское юридическое лицо, с которым заключено соглашение государственно-частного партнёрства.
Следует отметить, что в России с 2004 года действует Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Как известно, концессия - это договор, заключаемый государством с частным предпринимателем, иностранной фирмой на эксплуатацию промышленных предприятий, земельных и других угодий, на постройку железной дороги и т.п., на основе которого реализуется большая часть российских ГЧП проектов, включая федеральные, региональные и местные концессии, а
также проекты ГЧП, основанные на публичной собственности в отношении объекта инфраструктуры.
Если не считать тех немногих ГЧП проектов, структурированных по региональному законодательству, то до вступления в силу нового федерального закона, ГЧП можно реализовывать лишь по таким направлениям, при которых объект инфраструктуры должен быть передан после создания публичному партнеру. После вступления в силу Закона о ГЧП (1 января 2016 года), становится возможно структурировать те проекты ПЧП (ГЧП), включая концессии, в которых право собственности должно принадлежать частному партнеру, причем как с обязательством последующей передачи объекта публичному партнеру, так и без такого. В последнем случае объем финансирования создания объекта публичным партнером и рыночная стоимость передаваемого им имущества в совокупности не должны превышать объем финансирования создания таких объектов частным партнером.
Закон вводит особую, отличную от других стран концепцию публично-частного партнерства. В традиционном, принятом во многих странах понимании, термин ПЧП (ГЧП) обозначает те особые проекты публично-частного взаимодействия, в которых возврат инвестиций происходит за счет публичного партнера, в отличие от концессий, при которых возврат инвестиций осуществляется частным партнером за счет сбора платы с потребителей. В трактовке нового федерального закона под государственно-частным и муниципально-частным партнерствами понимаются проекты ПЧП, реализуемые исключительно по модели частной собственности на объект инфраструктуры, а все остальное называется концессиями, под которые подпадают как традиционные концессии, так и традиционные проекты ПЧП, основанные на публичной собственности.
Теперь к 1 июля 2016 года все региональные законы и муниципальные акты должны были быть приведены в соответствие с Федеральным законом о ПЧП. В целом, закон проработан и в пределах обозначенной выше концепции ГЧП позволяет структурировать различные проекты в сфере транспорта, здравоохранения, культуры и спорта, электроснабжения, мусоропереработки и некоторых других.
Среди других достоинств нового закона о ГЧП, помимо, собственно, возможности приобретать объект инфраструктуры в собственность частного партнера, следует отметить возможность залога объекта ПЧП в целях финансирования проекта, отсутствие требования об обязательности типовых или примерных соглашений, утвержденных постановлениями Правительства РФ, которые были в законе о концессионных соглашениях. Все это в совокупности должно повысить инвестиционную привлекательность проектов ПЧП в России. Также целесообразно приступить к подготовке отраслевых политик и методических руководств, более активно использовать инструменты «мягкого» права.
Государственно-частное партнерство в современном мире при грамотном и рациональном поведении - механизм, который может стать основой создания высокотехнологических корпоративных структур, призванных обеспечить ориентацию бизнеса и государства на решение задач, связанных с выводом реального сектора экономики из финансового кризиса.
Суммируя отмеченные показатели и возможности государственно-частного партнерства, можно выделить следующие положительные стороны:
• во-первых, государственно-частное партнерство является одним из механизмов смешанной экономики, позволяющей развивать отношения бизнеса и государства;
• во-вторых, это возможность у государства нахождения источника бюджетных доходов, а у частного сектора - возможность владения и распоряжения государственными и муниципальными активами, а также возможность получения различных государственных привилегий;
• в-третьих, объединение усилий государства и частного предпринимательства в рамках конкретных проектов формирует их дополнительные конкурентные преимущества;
• в-четвёртых, это удачный механизм нахождения экономического и социального консенсуса, внедрение новых разработок и технологий, с помощью идей, логических и хладнокровно-прагматических рассуждений бизнеса в сочетании с упорядоченностью и властью государственных структур.
Одним из ярких примеров реализации государственно-частного партнерства является строительство международного морского порта Печенга в Мурманской области. Исследованию реализации этого проекта была посвящена выпускная квалификационная работа нашего студента Герасимова А. под моим руководством на тему «Развитие инфраструктуры международного морского порта Печенга Мурманской области на основе государственно-частного партнерства». Было проведено достаточно глубокое исследование реализации настоящего проекта. Повышение инвестиционной привлекательности этого региона для нашей страны исключительно важно, т.к. Арктика была и остается в сфере особых интересов России. Здесь сконцентрированы практически все аспекты национальной безопасности — военно-политический, экономический, технологический, экологический, ресурсный. Эта территория является на сегодняшний день основным геополитическим назначением создаваемого глубоководного, незамерзающего, крупнотоннажного порта, а так же укрепления и наращивания экономического и транспортного потенциала России в Арктическом регионе.
Работа получилась интересная, а главное - полезная. В результате был сделан вывод, что необходимым условием успешной реализации таких проектов является повышение инвестиционной привлекательности региона,
а это условие становится возможным при активном участием научных, социальных и государственных институтов, т.е. при тесном и заинтересованном сотрудничестве партеров - государства и бизнеса. Принятый новый закон о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве дает такую возможность.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О концессионных соглашениях".
3. Абалкин Л. От экономической теории до концепции долгосрочной стратегии // Вопросы экономики. 2010. № 6. С. 4-9
4. Герасимов Ю.Н., Герасимов А.Ю., Паулина М.М. К проблемам современной экономики России и механизмах ее развития. // В кн.: Стратегия развития и национальная безопасность. М: 2014. №9. С.18-29.
5. Семенов А.Н., Герасимов А.Ю., Герасимов Ю.Н., Тараканов В.Ю. О реализации комплексной инвестиционной программы «Международный морской порт «Печенга»» // В кн.: Стратегия развития и национальная безопасность. М.: 2012. № 7. С. 9-19.
6. Уржа О. А. Местное самоуправление в системе управления социально-экономическим развитием территорий в современной России. Социальная политика и социология. 2009. № 1 (43). С. 149-156 .
7. Уржа О. А., Герасимов А.Ю. Развитие инфраструктуры международного морского порта на основе государственно-частного партнерства: отечественный опыт. Материалы Ивановских чтений. 2017. № 1-2 (11). С. 458-467.
References:
1. Federal'nyj zakon ot 13.07.2015 № 224-FZ (red. ot 29.12.2015) ""O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal'no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii".
2. Federal'nyj zakon ot 21.07.2005 № 115-FZ (red. ot 30.12.2015) ""O koncessionnyh soglashenijah".
3. Abalkin L. Ot jekonomicheskoj teorii do koncepcii dolgosrochnoj strategii // Voprosy jekonomiki. 2010. № 6. S. 4-9
4. Gerasimov Ju.N., Gerasimov A.Ju., Paulina M.M. K problemam sovremennoj jekonomiki Rossii i mehanizmah ee razvitija. // V kn.: Strategija razvitija i nacional'naja bezopasnost'. M: 2014. №9. S.18-29.
5. Semenov A.N., Gerasimov A.Ju., Gerasimov Ju.N., Tarakanov V.Ju. O realizacii kompleksnoj investicionnoj programmy «Mezhdunarodnyj morskoj port
«Pechenga»» // V kn.: Strategija razvitija i nacional'naja bezopasnost'. M.: 2012. № 7. S. 9-19.
6. Urzha O. A. Mestnoe samoupravlenie v sisteme upravlenija social'no-jekonomicheskim razvitiem territorij v sovremennoj Rossii. Social'naja politika i sociologija. 2009. № 1 (43). S. 149-156.
7. Urzha O.A., Gerasimov A.Ju. Razvitie infrastruktury mezhdunarodnogo morskogo porta na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: otechestvennyj opyt. Materialy Ivanovskih chtenij. 2017. № 1-2 (11). S. 458-467.