Научная статья на тему 'Актуальность формирования коммуникативной культуры личности старшеклассников в процессе профильного обучения в современном образовательном учреждении'

Актуальность формирования коммуникативной культуры личности старшеклассников в процессе профильного обучения в современном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
660
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Агафонова Ю. А.

Рассматривается проблема формирования коммуникативной культуры личности старшеклассников, которую эффективно решает система профильного обучения. Важным средством формирования являются ролевые игры, с помощью которых формируются такие необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности аспекты коммуникативной культуры старшеклассников, как коммуникабельность, эмпатия, память, наблюдательность и внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность формирования коммуникативной культуры личности старшеклассников в процессе профильного обучения в современном образовательном учреждении»

УДК 373.6 ББК Ч-4202.5

ГСНТИ 14.33.07

Код ВАК 13.00.01

Москва

Ю. А. Агафонова

а

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: современное образовательное учреждение; профильное обучение; формирование коммуникативной культуры личности старшеклассников; ролевые игры.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема формирования коммуникативной культуры личности старшеклассников, которую эффективно решает система профильного обучения. Важным средством формирования являются ролевые игры, с помощью которых формируются такие необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности аспекты коммуникативной культуры старшеклассников, как коммуникабельность, эмпатия, память, наблюдательность и внимание.

Y. A. Agafonova

Moscow

THE URGENCY OF FORMING THE COMMUNICATIVE CULTURE OF THE INDIVIDUAL HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE SCHOOL EDUCATION IN A MODERN EDUCATIONAL INSTITUTION

ABSTRACT. The problem of forming communicative culture of a person high school is relevant to modern Russian education. This priority educational problems in the modern educational institutions efficiently solves the system of school education. . An important means of shaping communicative cultural identity of high school students in the process of Special Education is role-playing, which helps to form necessary for further professional activity aspects of the communicative culture. Among them are sociability, empathy, memory, observation and attention.

KEY WORDS: modern educational institutions; specialized education; the formation of the communicative culture of the individual high school students; role-playing games.

С

тремительное развитие информационных и коммуникативных технологий, наблюдающееся в России в последнее десятилетие, выдвигает новые требования и к современному образованию. Сегодня в российской школе происходят модернизация и кардинальная смена образовательной парадигмы, которые адекватны изменившимся социально-экономическим условиям и приоритетам развития глобального информационного общества.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определены важнейшие задачи современной школы, направленные не только на усвоение подрастающим поколением определенного количества знаний, но и на формирование личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Результатом такого образования должна стать сформированная целостная система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности современных школьников.

Воспитательную задачу формирования личности российских старшеклассников, поставленную в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», с успехом решает система профильного обучения, которая сегодня является наиболее эффективной формой развития склонно-

стей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения подрастающего поколения.

Современные подростки сталкиваются с проблемой профессионального самоопределения уже в старших классах, и чем раньше они смогут сопоставить собственные желания и творческие склонности с потребностями современного рынка труда, сориентироваться в многообразии профессий, тем проще им будет сделать этот выбор.

На сегодняшний день одной из самых престижных и востребованных профессий в глобальном информационном обществе является журналистика. По данным агентства ЮНПРЕСС каждый четвертый российский выпускник сегодня мечтает о профессии журналиста. О том, насколько возрос в последнее время интерес старшеклассников к журналистике, говорят также следующие факты: каждая третья российская школа выпускает собственную газету или журнал, а число газет и подростковых журналов по сравнению с 1986 годом увеличилось в несколько раз.

Являясь важным элементом системы профильного обучения детей и подростков, журналистика эффективно реализует свой воспитательный потенциал, приобщая подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному капиталу общества, служит

важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно — средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир. В последние годы подростковая журналистика прочно заняла свое место в образовании: она включена в учебный процесс как профильный предмет.

В современном профильном обучении подростковая журналистика развивается по двум направлениям: теоретическо-практическому (кружки журналистики) и практическому (издание школьного СМИ). Это обусловлено возрастными особенностями развития личности в старшем подростковом возрасте, которые характеризуются двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, происходит активное развитие креативного мышления, восприятия, памяти и воображения, наблюдается повышение самоконтроля, стремление к самонаблюдению, продолжает формироваться мировоззрение, перестраиваются отношения со сверстниками и взрослыми. С другой стороны, этот возраст характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью, частой сменой настроения, неуравновешенностью и недисциплинированностью. В силу своих возрастных особенностей старшеклассники еще не могут воспринимать тот теоретический материал, который предлагают учебники журналистики для высших учебных заведений, не могут работать над творческими заданиями, как взрослые журналисты. Поэтому теория в профильном кружке журналистики должна быть строго дозированной и тесно связанной с практической деятельностью.

Условия для формирования личности старшеклассников, развития их творческих и коммуникативных способностей, самостоятельной работы и практического изучения основ журналистской профессии моделируются в творческой лаборатории, которой, по сути, является любое школьное СМИ.

Школьные СМИ различаются по структуре, содержанию, периодичности, объему информации, оформлению, способу взаимодействия с аудиторией, но объединяет их одна важная черта: они написаны «своими о своем», так как их создатели в силу своего возраста и круга интересов находятся ближе к своим читателям-сверстникам, чем взрослые журналисты. Поэтому воспитательный потенциал школьного СМИ неизмеримо выше, чем у любого другого средства массовой информации, и заключается в стимулировании познавательной активности старшеклассников; в развитии их самостоятельности и ответственности за ход и итог коллективной работы; в формировании умения преодолевать трудности; в профилактике и

изживании уже сложившихся личных подростковых комплексов. Одновременно происходит воспитание таких качеств личности как коммуникабельность, прилежание, дисциплинированность, ответственность, наблюдательность и т. д.

Когда старшеклассникам задают вопрос, почему они хотят стать журналистами, 90% из них отвечают, что делают такой выбор потому, что эта профессия подразумевает общение со многими интересными людьми и возможность постоянно находиться в гуще событий. Однако именно каждодневное общение с самыми разными людьми создает огромное морально-психологическое напряжение и делает журналистику одной из самых сложных профессий.

Далеко не каждый человек способен стать журналистом, и дело здесь не только в том, обладает ли он творческими способностями: журналистская профессия предполагает наличие у человека, выбравшего ее, определенного набора качеств, важное место среди которых занимают такие аспекты коммуникативной культуры, как развитие коммуникабельности, памяти, наблюдательности, внимания и мышления. Трудно представить себе аналитика без развитого логического мышления, репортера — без хорошей зрительной и слуховой памяти или журналиста, работающего в жанре интервью - без умения общаться и находить взаимопонимание с людьми.

Среди современного молодого поколения бытует мнение, что наглость и напористость в журналистской профессии — второе счастье. Однако это мнение по большей части ошибочно: хамоватых и наглых представителей «пишущей братии» люди не любят и предпочитают общаться с ними как можно меньше. Успех профессиональной деятельности, и не только в журналистике, во многом зависит от того, насколько человек коммуникабелен, как ведет себя, слушает, слышит и понимает то, что говорит ему собеседник, как умеет расположить к себе. Но для журналиста умение общаться необходимо, пожалуй, больше, чем для представителей других профессий, ведь его творческое состояние - это состояние взаимодействия с другим человеком, который становится «источником информации».

По данным статистики, 70% будущих журналистов (старшеклассников и студентов) испытывают трудности в процессе общения с людьми. Педагоги и психологи объясняют это тем, что у тех подростков, которые до 12-14 лет были ориентированы в основном на семью, в более позднем возрасте обычно возникают проблемы во взаимоотношениях с людьми. В дальнейшем эти проблемы могут перейти и на служебные отно-

шения. Неврозы, нарушения поведения, даже склонность к правонарушениям также часто встречаются у людей, чьи взаимоотношения со сверстниками в детском и подростковом возрасте были проблемными. Таким образом, формирование коммуникативной культуры современных старшеклассников - это одна из приоритетных воспитательных задач профильного курса журналистики, реализуемая в процессе создания школьного СМИ.

В ходе многолетнего обучения старшеклассников в кружке журналистики и в процессе издания школьного СМИ выявлясь следующие проблемы, связанные с различными аспектами коммуникативной культуры:

- «комплекс неполноценности». Для 12-14-летних подростков обычно характерна низкая самооценка и скрытый комплекс неполноценности. Часто это происходит из-за конфликта между высокими притязаниями и сильной неуверенностью в себе;

- «стесняюсь заговорить, спросить». Большинству начинающих журналистов присущ страх подойти к незнакомому человеку (даже ровеснику), заговорить с ним, сформулировать и задать вопросы, в том числе, в процессе интервью. «Я задаю вопрос, а мне отвечают что-то неожиданное. Что делать? Что спрашивать дальше?» - типичные страхи будущего журналиста;

- «спрашивать, слушать, записывать». Оказывается, большинство старшеклассников пугает необходимость одновременно спрашивать, слушать и записывать в процессе выполнения журналистского задания. Они боятся не успеть зафиксировать информацию - яркие реплики, истории из жизни собеседника, детали его биографии. Как успеть записать все интересное? А может положиться на память и воссоздать информацию после беседы или мероприятия?

- «трудный собеседник». Профессиональные журналисты знают, что существует два вида «трудных собеседников» - болтливый и неразговорчивый. И к тому, и к другому нужно найти свои подходы, используя различные приемы. Типичные страхи юных корреспондентов: как расколоть “крепкий орешек”, как вовремя сменить тему разговора и направить болтовню собеседника в нужное русло?

Исходя из этих проблем, можно выделить основные направления формирования коммуникативной культуры личности старшеклассников:

- формирование нового уровня мышления, памяти и внимания;

- формирование навыков самоанализа и самооценки;

- развитие чувства собственного достоинства;

- развитие навыков общения и взаимопонимания в группе сверстников.

Одним из эффективных способов формирования коммуникативных способностей старшеклассников на занятиях в профильных кружках журналистики являются ролевые игры, которые компенсируют ограниченность и недостатки реальной жизни, позволяя личности старшеклассников развиваться свободно и гармонично.

Суть ролевой игры заключается в том, что человек временно играет определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые ей соответствуют. На игре моделируется обстановка, позволяющая создать условия для обучения участников новым поведенческим моделям.

Очень важно то, что такие интерактивные игровые методы, как ролевые игры, позволяют начинающим журналистам изучить особенности профессии, что называется «изнутри», примерив на себя те социальные роли, которые в реальной жизни они «сыграть» пока не могут.

Ролевая игра

«Неразговорчивый собеседник».

Задачи игры: развитие коммуникабельности, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия, тренировка навыков работы в жанре интервью, умения правильно ставить вопросы.

Описание игры: Один из участников становится интервьюируемым, другие игроки — журналистами. Разыгрывается ситуация пресс-конференции. Интервьюируемому задают вопросы «журналисты». Задача интервьюируемого как можно более односложно отвечать на вопросы корреспондентов, которые должны «разговорить» своего собеседника.

Смысл игры: научить будущих журналистов правильно вести себя с «неразговорчивым» собеседником, развиваются навыки вербального и невербального общения, умение правильно ставить вопрос и получать на него исчерпывающий ответ.

Обсуждение: как правильно вести себя с неразговорчивым собеседником? Какие вопросы задавать такому собеседнику, чтобы «разговорить» его и получить ответы на свои вопросы?

Ролевая игра «Болтливый собеседник».

Задачи игры: развитие коммуникабельности, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия, тренировка навыков работы в жанре интервью, умения правильно ставить вопросы.

описание игры: Один из участников игры становится интервьюируемым, другие игроки — журналистами. Разыгрывается ситуация пресс-конференции. «Журналисты»

задают вопросы интервьюируемому. Задача интервьюируемого как можно более многословно отвечать на вопросы корреспондентов, которые должны суметь направить беседу в нужное для них русло и научиться «фильтровать» информацию, полученную от своего собеседника.

Смысл игры: научить будущих журналистов правильно вести себя с «болтливым» собеседником, развивать навыки вербального и невербального общения, умение правильно ставить вопрос и получать на него ответ.

Обсуждение: как правильно вести себя с болтливым собеседником? Какие вопросы задавать такому собеседнику, чтобы получить ответы на нужные журналисту вопросы?

Итак, проблема формирования коммуникативной культуры личности старшеклассников является актуальной для современного российского образования. Эту приоритетную воспитательную задачу в современном образовательном учреждении реша-

ет система профильного обучения, которая на сегодняшний день является наиболее эффективной формой развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения подрастающего поколения.

Важным средством формирования коммуникативной культуры личности современных старшеклассников являются ролевые игры, используемые в процессе профильного обучения. Они позволяют эффективно формировать многие личностные качества, учат общению, сотрудничеству и взаимодействию, помогают старшеклассникам справляться со своим эмоциональным состоянием, снимать агрессию и напряжение, преодолевать страх и подростковые комплексы. С их помощью на профильных занятиях журналистики успешно формируются такие необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности аспекты коммуникативной культуры старшеклассников, как коммуникабельность, эмпатия, память, наблюдательность и внимание.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГРЕЦОВ А. Г. Тренинг общения для подростков. Спб., 2006.

2. ИГРА в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/ под ред. Е. А. Левановой. СПб., 2006.

3. КОММУНИКАТИВНЫЕ технологии в школе: секреты эффективного общения/ авт.-сост.

О. Я. Воробьева. Волгоград, 2008.

4. ЛУКИНА М. М. Технология интервью. М., 2005.

5. МЕЛЬНИК Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. Спб., 2006.

6. МЕРМАНН Э. Коммуникация и коммуникабельность. Харьков, 2007.

7. МУДРИК А. В. Социальная педагогика: учебное пособие. М., 2009.

8. РАЗВИТИЕ культуры общения в подростковой среде/ авт.-сост. О. Н. Рудякова. Волгоград, 2011.

9. СОЦИАЛЬНАЯ педагогика : учеб. пособие/ под общ. ред. М. А. Галагузовой. М., 2006

Статью рекомендует д-р пед. наук, канд. психол. наук В. С. Торохтий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.