т
и 1!'11
УДК 7.03
И. Г. Пендикова
Омский государственный технический университет Омск, Россия
АКТУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ
К 100-летию Омского худпрома им. М. А. Врубеля
В статье систематизированы и описаны особенности становления художественно-промышленного образования в Омске в 1920-х гг. на основе ранее опубликованных в печати архивных данных, обозначены актуальность педагогической концепции худпрома и ее релевантность опыту главных школ дизайна - Баухауса, ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Определены факторы высокого уровня преподавания в Омском художественно-промышленном техникуме им. М. А. Врубеля, актуальность концепции и принципов обучения, разрабатываемых преподавателями худпрома для современного дизайн-образования, концептуальная преемственность современного художественного и дизайн-образования в Омске. Обозначена роль и влияние худпрома на формирование конструктивистского наследия в архитектуре г. Омска и на развитие городской художественной культуры в целом.
Ключевые слова: художественно-промышленный техникум им. М. А. Врубеля; художественно-промышленное образование; Баухаус.
В 2019-2020 гг. дизайнеры всего мира празднуют 100 лет с момента открытия двух крупнейших школ дизайна
- Баухауса в Германии (1919) и ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в России (1920), положивших начало художественно-промышленному образованию в мире, которое в свою очередь превратило профессию дизайнера и профессиональный дизайн в главное средство преобразования визуально-предметной среды человека, его образа жизни, культуры общества в целом.
В 1920-х гг. процесс открытия новых учебных заведений коснулся не только Москвы и Петрограда, но и многих городов России
- Воронежа, Вятки, Нижнего Новгорода, Самары, Саратова. 15 октября 1920 г. в Омске
по адресу ул. Лермонтовская, 1 открылась 1-я Сибирская художественно-промышленная школа1 - в несохранившемся ныне здании, где в 1918-1919 гг. находился политехнический институт [1].
Несмотря на то, что термины «дизайн», «дизайнер» не употреблялись в производственной практике того времени, речь шла о создании новой концепции образования, обеспечившей бы подготовку художников для работы в промышленном производстве. Именно задачи привнесения искусства в создание объектов повседневной визуально-предметной среды человека и формирования нового типа сознания привели к пониманию роли искусства как инструмента культурной революции. Удивительно,
1 В августе 1921 г. была переименована в Сибирский практический художественно-промышленный институт. 15 апреля 1923 г. институт переименован в художественно-промышленный техникум. 13 января 1927 г. решением коллегии крайоно художественно-промышленный техникум был переименован в Сибирский художественно-промышленный техникум им. Врубеля
что схожие процессы происходили не только в Германии и столичных городах России, но и в достаточно отдаленном от центра Омске, причем создание нового учебного заведения стало тогда не любительской затеей, а развитием традиций художественно-промышленных школ Москвы и Петербурга.
Этот факт имеет свое объяснение: во время строительства и с введением в эксплуатацию Транссибирской магистрали население Омска выросло с 37,5 тыс. чел. в 1894 г. до 140,5 тыс. чел. в 1915 г. Значительный толчок социально-экономическому росту Омска дало проведение I Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки 15 июня - 15 августа 1911 г. Город бурно развивался, при этом происходил большой приток специалистов и интеллигенции из Центральной России. Неслучайно, в 1918-1920 г. именно Омск стал столицей Российского государства, провозглашенного Уфимской директорией 23 сентября 1918 г. во имя «восстановления государственного единства и независимости России» [2].
Художественная культура Омска еще в 1910-е гг. принимает организованные формы. В 1916 г. в день закрытия 6-й художественной выставки (проводились в Омске с 1907 г.) состоялось первое организационное заседание «Общества художников и любителей изящных искусств Степного края», на котором членами правления были избраны: В. В. Барышевцев, М. Е. Арндт, Б. В. Трувеллер, А. Н. Клементьев, И. В. Волков, В. Ф. Францкевич-Иванов, председатель - В. В. Едличко.
Тогда же в Уставе ОХЛИИСК 23 мая 1916 г. впервые задокументированы цели «устройство художественно-промышленной школы» и «устройство художественно-про-
мышленного музея с библиотекою по отрасли художеств и искусства»2 [3, с. 17].
Решение об открытии художественно-промышленной школы было принято на совещании представителей Общества художников и Министерства торговли и промышленности в июле 1919 г., т. е. еще во время правления А. В. Колчака.
Главными фигурами в деле создания школы стали: Вячеслав Вячеславович Ед-личко (1857-1919), председатель Омской судебной палаты, по совместительству председатель ОХЛИИСК, меценат, первым отметивший необходимость создания художественно-промышленной школы в Сибири и пожертвовавший впоследствии свою коллекцию художественных предметов в музей школы; Алексей Николаевич Клементьев (1875-1946), преподаватель рисования Омского кадетского корпуса, учредитель и член правления ОХЛИИСК, а также руководитель художественных курсов, которые задумывалось в будущем преобразовать в школу (Алексей Николаевич в 1895-1897 гг. учился у Репина в школе княгини М. К. Тенишевой, в 1898-1899 гг. - в школах А. Ашбе в Мюнхене и Ш. Холлоши в Венгрии, посещал заня-
2 Цели ОХЛИИСК, сформулированные в Уставе 23 мая 1916 г.:
- объединение художников Степного края и любителей изящных искусств на почве художественных интересов;
- устройство художественно-промышленной школы;
- распространение художественных идей в широкой публике путем организации постоянных и передвижных выставок, публичных заседаний Общества с чтением докладов по художественным вопросам, лекций об искусстве и художественных изданий;
- изучение художественного творчества местного населения, охрана памятников художественной старины и устройство экскурсий в этих целях;
- устройство художественно-промышленного музея с библиотекою по отрасли художеств и искусства;
- оказание материальной помощи нуждающимся художникам и ученикам художественной школы путем устройства ссудо-сберегательной кассы.
С.М. Игнатович, П.И. Русинов. Здание клиники ветеринарного института. 1931 Источник: Фонды ОГИК музея. Из коллекции И. Дрейлинга. / Проект «Тогда». 1935 год URL: http:// theconstructivistproject. com/ru/object/14/klinika-veterinarnogo-instituta (дата обращения: 09.09.2019)
тия в академии Ф. Кормона в Париже, был дружен с М. В. Добужинским); Михаил Иванович Стрельников (1891-1952), выпускник Строгановского художественно-промышленного училища в Москве и бессменный директор школы на протяжении 1920-х гг. В Омске он оказался волею судьбы - согласно архивным документам, в мае 1920 г. был снят с эшелона с разрешения Омской следственной комиссии [4]. Подобная практика
существовала во время Гражданской войны, когда набирались специалисты для организации советских учреждений, школы и т. д.
Из омичей в худпроме преподавали художники И. В. Волков, И. К. Куртуков, знаток истории искусств В. В. Барышевцев - сын томского художника и выпускник Санкт-Петербургского лесного института [5], военный инженер Н. Е. Вараксин - выпускник Санкт-Петербургской Николаевской инже-
Принципы образования в Баухаусе Принципы образования в худпроме
Все виды искусств и ремесел служат друг другу, с 1921 г. - новое единство искусства и техники Слияние искусства и быта может быть осуществлено только на базе синтеза искусства и техники
Духовная составляющая ремесленного труда, возвышающая достоинство мастера, должна быть привнесена в условия массового производства Ориентация на синтез искусства и повседневной жизни. Художник должен участвовать в формировании жизненной среды, способствуя усилению художественного элемента в быту и производственных процессах
Союз учебной деятельности, работы в мастерских и на производстве Принцип совместного теоретического и практического обучения. Занятия в мастерских начинались с первого курса. Кроме того, учащиеся проходили обязательную летнюю практику на производстве по избранной специальности
Форма понимается как следствие функциональных особенностей промышленного изделия. Поиск новых универсальных законов формообразования на основе эстетики конструктивизма Аналитический метод применялся на всех отделениях худпрома. В пояснении к программам по проектированию 1927 г. говорилось: «Элементами при построении композиционных задач служат: линия и геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник и треугольник как совершенные графические выражения, позволяющие выявить основные законы композиции на вполне отвлеченных по форме задачах»
Использование типизации как средства преобразования общества на началах социальной справедливости Принцип «единого искусства», имеющего лишь различные виды проявления в живописи, скульптуре, архитектуре и художественной промышленности
Оздоровление и гармонизация духовного состояния общества путем преобразования предметно-визуальной среды Проблема синтеза возникала на уровне взаимодействия разных видов искусства, участвующих в создании окружающего человека предметного мира. Традиционно объединяющим все искусства началом являлся стиль
Формирование музейных коллекций и обучение в процессе знакомства с музейными экспонатами Первые экспонаты для него собирались еще энтузиастами «Общества художников и любителей изящных искусств Степного края». Начатое ими дело продолжил в 1920 г. Сергей Андреевич Пахотин, уроженец Омска, выпускник Одесского художественного училища. Вместе с будущими учениками школы летом и осенью 1920 г. Пахотин собрал коллекцию, насчитывающую 1300 произведений
нерной академии (Михайловский замок) преподавал в худпроме инженерное дело -«вел геодезию, части зданий, строительные работы, технологию строительных материалов, статику, сопротивление материалов и другие подобные «практические» предметы» [6].
В целом основу педагогического коллектива составили приехавшие из центра: Н. В. Пономарев - преподаватель изучения стилей, А. А. Кучеровский - преподаватель стилизации и рисунка, А. Е. Клодт
- преподаватель стилизации и орнамента, А. М. Монбланов - преподаватель рисунка и заведующий текстильным отделением (по воспоминаниям Б. Надёжина, также преподавал акварель - «изучение цвета»), Н. Н. Виноградов - преподаватель скульптуры, В. П. Трофимов - преподаватель истории живописи, его брат К. П. Трофимов - преподаватель проектирования, Л. П. Жигачев
- преподаватель рисунка, П. И. Силуанов -преподаватель композиции, П. П. Голышев
- преподаватель перспективы и построения теней, С. Я. Фельдман - преподаватель живописи и рисунка.
Высокий уровень преподавательского состава - как в профессиональном, так и личностном отношении в значительной степени способствовал тому, что разрабатываемые в худпроме принципы дизайнерского образования напрямую перекликаются с идеями представителей Баухауса [7].
С уверенностью можно говорить о том, что эти принципы продолжают оставаться актуальными и для сегодняшней подготовки студентов-дизайнеров, поскольку они носили концептуальный характер, а вовсе не ограничивались рамками разработки методики преподавания.
Роль художественно-промышленных учебных заведений 1920-х гг. обусловлена тем, что в них подготавливались специалисты и разрабатывались абсолютно новые, созидательные формы модернизации и демократизации общества в противовес деструктивным формам революционных преобразований.
И несмотря на то, что уже во второй половине 1920-х гг. и в Москве, и в провинциальных городах начинается наступление на художественно-промышленные учебные заведения, выразившееся прежде всего в виде нападок в прессе и в итоге приведшее к их реорганизации в 1930 году, в том числе и омского худпрома, можно утверждать, что просуществовавшее всего десятилетие школа в значительной степени определила будущее развитие и архитектурно-пространственной среды Омска, и перспективы среднего и высшего художественного образования в городе - ведь в творческой деятельности на благо города преподавателей и выпускников худпрома транслировались заложенные в процессе обучения передовые идеи преобразования визуально-предметно среды жизни.
Архитектурно-скульптурное отделение первоначально возглавлял архитектор П. И. Силуанов. Здесь преподавали скульптор Н. Н. Виноградов, художник В. К. Эт-тель. Многие знаковые объекты и градостроительные решения были созданы преподавателями и выпускниками этого отделения.
Так, например, Александр Васильевич Линецкий (1884-1953), архитектор Омской железной дороги в 1914-1921 гг., преподавал на архитектурном отделении в 1920-1922 гг. Он занимался разработкой концепции пре-
П.И. Русинов. Здание клуба «Металлист». 1928
Источник: ДК «Металлист». URL: http://bloodyhawks. ru/forum/?show=topic& id=145&page=50 (дата обращения: 09.09.2019)
вращения Омска в город-сад, впервые описанной в книге «Города-сады будущего» (1898) английского социолога Эбенизера Говарда. Проект перепланировки Омска по принципу первого в Великобритании города-сада Летчуэрта - города с широкими улицами-бульварами, ведущими к центру, представляющему собой большой сад-цветник с дополнительными кольцевыми садами-аллеями, демонстрировался в 1921 г. на отчетной выставке деятельности отделов губисполкома.
Согласно проекту центр города - территория крепости и театральная площадь преобразовывались в почти сплошной сад, окруженный современными зданиями. Д. В. Линецкий уехал в Харьков, но проект начал осуществляться подотделом благоустройства губисполкома.
Павел Павлович Голышев (1869-1934), выпускник Петербургской инженерной академии, который какое-то время состоял на особом учете бывших белых, вел в худ-проме курс строительного искусства, перспективы и технологии строительных материалов. По проектам П. П. Голышева в Омске построены цехи заводов сельскохозяйственного машиностроения, объединенные в Сиб-металлтрест. Для рабочих этого треста Го-лышев составил проект центральной части жилого дома, возведенного в 1927 г. на Крас-
Е.А. Степанов. Здание Союза художников Омска. 1951-1957
Источник:
сайт Союза художников Омска. URL: http://www. omch.ru/ (дата обращения: 09.09.2019)
ном пути, 20, в котором прочитываются черты конструктивизма.
Сергей Михайлович Игнатович, выпускник Петербургского института гражданских инженеров, заведовал архитектурным отделением и вел основные предметы технического цикла, в том числе проектирование. Он считал необходимым условием подготовки преподавателей их практическую деятельность в области строительства. По проектам этого архитектора в Омске построены Дом культуры железнодорожников, жилой дом для рабочих обозного завода на углу улицы Маяковского и пр. Маркса (совместно с П. И. Русиновым) и, наверное, один из самых ярких образцов омского конструктивизма - здание клиники ветеринарного института (1931 г.) (также совместно с П. И. Русиновым).
С именем С. М. Игнатовича связана деятельность омской группы Общество современных архитекторов (ОСА), в которую входили также Александр Савватьевич Огородников и Петр Иванович Русинов, организованной в августе 1929 г. и пропагандирующей эстетику конструктивизма. Омские конструктивисты выступали с публичными докладами о новой архитектуре и воплощали конструктивные формы в собственных проектах. Все члены организационной тройки были преподавателями худпрома, в их числе и Петр Иванович Русинов, который окончил архитектурное отделение худпро-ма в 1925 г. и остался в Омске. Он занимал должность техника-архитектора в Омском госстройтресте и преподавал в техникуме основы архитектуры.
Его собственная практика в области строительства началась с конкурсного проекта клуба «Металлист», получившего в 1926 г. первую премию под девизом «Молот», так как пространственно-планировочное решение клуба было выполнено в форме молота. Проект был осуществлен в 1928 г., почти одновременно с Клубом железнодорожников им. З. И. Лобкова (1927 г.) по проекту С. М. Игнатовича - так худпромовцы вносили свой вклад в дело формирования новой
пролетарской культуры, в чем был огромный созидательный момент: в клубах работали различные кружки и лектории, способствовавшие личностному развитию горожан. Клуб металлистов в 1930 г. был переименован в Дом производственного просвещения.
Еще один ученик худпрома - Евгений Александрович Степанов (1910-1985) (начав обучение в худпроме, он выпустился уже после его расформирования, в 1931 г.). Архитектору принадлежат проекты «дома на горе» (пл. Дзержинского, 1), пятиэтажного жилого дома на Красном пути, 79, Дома художника (ул. Лермонтова, 8) - Омский дом художника был первым зданием профессионального Союза не только в Омске, но и в Сибири. Именно Е. А. Степанов стал одним из авторов уникального проекта «Омск - город-сад» в 1960-х гг. - так идея А. В. Линецкого получила вторую жизнь. Считается, что Е. А. Степанов «придал благоустройству города архитектурную высоту», выполнив проекты благоустройства и озеленения сквера им. М. А. Врубеля, сквера на площади Ленина, сада Пионеров, набережной левого берега Оми. Знаменательно то, что идея возвращения Омску статуса города-сада получила новый импульс во второй половине 2010-х гг.
Еще один созидательный аспект наследия худпрома состоит в том, что заявленная еще в Уставе ОХЛИИСК цель «устройства художественно-промышленного музея с библиотекою по отрасли художеств и искусства» благодаря деятельности С. А. Пахоти-на вылилась в плодотворный эксперимент по организации музея художественно-промышленной школы, первые экспонаты для которого собирались еще энтузиастами «Общества художников и любителей изящных искусств Степного края».
В 1924 г. в Омск поступили 150 картин классиков русского искусства, которые ста-
ли основой экспозиции картинной галереи Западно-Сибирского краевого музея, торжественно открытой 21 декабря 1924 г. После расформирования худпрома его музейная коллекция была передана в Омский краеведческий музей, в его художественную галерею - ныне это Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.
Если наследие архитектурного отделения худпрома в жизни города присутствует очевидно, то влияние и роль производственных отделений, возможно, прочитывается менее явно. Металлообрабатывающее, полиграфическое, ткацкое и деревообделочное отделения с самого начала 1920-х гг. испытывали значительные сложности: хотя целью образования в худпроме и была организация взаимодействия искусства с промышленностью, но из-за разрухи, вызванной гражданской войной, слабой материальной базы (недостаток оборудования) упор на занятиях делался на художественную подготовку. Студенты на практике и в самостоятельной работе ощущали разрыв с производством: их учили художественному проектированию, а на деле они сталкивались с рутинным производством мешковины, брезента, и их подготовка не находила применения. Однако ежегодно устраивались имевшие широкую известность отчетные выставки работ, на которых студенты демонстрировали свои передовые навыки.
Так, например, уже 1 мая 1921 г. состоялась Первая отчетно-показательная выставка ученических работ. Были представлены образцы цинкографии, переплетное дело, типографский набор, литографированные портреты вождей пролетариата, посевные, агитационные плакаты, мебель, ткани. Кроме «технических» видов искусства на выставке были показаны эскизы театральных декораций, скульптура и архитектурные проекты студентов института.
Александр Васильевич Линецкий -преподаватель архитектурного отделения, автор проекта перепланировки Омска в город-сад
Источник: Линецкий А.В. Соцреализм. Киевский клуб коллекционеров. URL: http:// socrealizm.com.ua (дата обращения: 09.09.2019)
Михаил Иванович Стрельников -бессменный директор Худпрома
Источник: Девятьярова И. Г. Художественная жизнь Омска конца XIX
- первой четверти XX века / И. Г. Девятьярова.
- Омск. обл. музей изобразит. искусств им. М.А. Врубеля. - Омск: Лео, 2000.
Интересно, что с самого начала в худпро-ме ставился вопрос об изучении национального стиля. И опять можно вспомнить Устав ОХЛИИСК, в котором была зафиксирована цель - «устройство художественно-промышленного музея с изучением художественного творчества местного населения, охрана памятников художественной старины и устройство экскурсий в этих целях», что свидетельствует о преемственности художественной традиции в городской культуре.
Научные экспедиции по Сибири предполагали сбор материалов для музея, зарисовки, знакомство с прикладным искусством и бытом местного населения. Заведующий ткацкой мастерской Владимир Семенович Чеховский считал, что «поскольку Сибирь еще недостаточно изучена и поскольку текстильное производство находится еще только в стадии своего первоначального развития, перед его отделением также стоит задача обратить внимание и на исследовательскую работу не только в выявлении возможностей развития текстильной промышленности, использования сырья и улучшения качества его, но и на изучение художественных особенностей Сибири» [1]. Когда в 1925 г. Худпром принял участие в Международной выставке декоративного и промышленного искусства в Париже, текстильное отделение подготовило три ковра, выполненные инкрустацией и аппликацией по сукну. Руководитель Е. А. Клодт ставил перед студентами задачу отразить в художественных образах Сибирь. Ковры по рисункам студентов техникума выполнялись «в киргизском духе» (казахское население тогда именовалось сибирскими киргизами). Также экспонировались расписные «в азиатском духе» сундук и столик.
Но одновременно архитектурные проекты «Дом для крестьянина» А. Попова, «Рабочий клуб» А. Данилова, «Рабочий клуб» П. Русинова, плакаты «Долой неграмотность» и «Поднимайте производительность труда» Н. Пудовкина, Е. Крутикова и В. Гу-лецкого отражали новую модернистскую эстетику.
Расформирование худпрома одновременно стало началом нового этапа художественного образования в Омске. В октябре 1929 г. ликвидировали текстильное и полиграфическое отделения. Учащихся текстильного отделения перевели на деревообделочное отделение, а шестерых из них -в строительный техникум на архитектурное отделение. В 1930 г. худпром был реорганизован: архитектурное отделение слилось со строительным в индустриально-строительном (коммунально-строительном) техникуме. Живописно-декоративное было переведено в педагогический техникум (художественно-педагогическое училище).
Педагоги худпрома и недавние ученики - В. Р. Волков, П. Н. Горбунова, Т. П. Козлов, Е. А. Крутиков, А. И. Стукалова, Д. С. Суслов продолжили преподавать в новых учебных заведениях. Появились и новые педагоги: М. М. Орешников, П. А. Россомахин, А. И. Тихонов, а также приехавшие в Омск после окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств П. А. Пла-хотный и П. С. Калягин.
С возникновением в 1932 г. в Омске кооперативного товарищества «Художник» основная масса выпускников худпрома, а также педагоги И. В. Волков, М. М. Орешников, С. Я. Фельдман стали его членами. Первоначально товарищество насчитывало 12 человек, но когда в 1936 г. его возглавил
Д. С. Суслов, за пять лет своего пребывания в этом качестве он сумел сплотить художников Омска и создать атмосферу творчества [8].
После отделения в 1937 г. омской организации Союза советских художников (ССХ) от Западно-Сибирской в нее стали вступать художники - члены товарищества. Омское товарищество принимало самое активное участие в создании областных художественных выставок: заключались договоры с художниками, им предоставлялись творческие командировки для сбора материалов для будущих произведений. Из фонда товарищества поступали в Омский областной музей изобразительных искусств лучшие работы художников-омичей.
Еще один толчок развитию художественной культуры в Омске дало открытие в 1964 г. художественно-графического факультета в Омском педагогическом институте - ныне Омский государственный педагогический университет. Еще в 1960 г. в этом вузе усилиями ректора Ивана Петровича Меленкова и известного омского художника Николая Алексеевича Либерова была создана кафедра «Рисунок, черчение и труд».
В 1977 г. на базе Омского учебно-консультационного пункта Московского технологического института появляется новое учебное заведение - Омский технологический институт бытового обслуживания. В 1978 г. под руководством Анатолия Алексеевича Чермошенцева возникла кафедра художественных дисциплин, которая через год разделилась на кафедру рисунка и живописи и кафедру художественного моделирования. Кафедру художественного моделирования возглавляла Маргарита Викторовна Гудако-ва, а с 1985 г. - Галина Васильевна Толмачёва.
В 1990-х гг. по всей стране стали появляться кафедры дизайн-образования. В педуни-верситете кафедра «Дизайн» была создана в 2001 г. под руководством Виктора Ильича Костенко (первый набор на специальность дизайн был сделан на вечернее отделение в 2000 г.)
В 1994 г. кафедра художественного моделирования Омского технологического института бытового обслуживания (с 1997 г. - Омский государственный институт сервиса) была переименована в кафедру дизайна костюма - начала складываться Омская школа дизайна костюма под руководством Г. В. Толмачевой. В ноябре 2001 г. в названии кафедры «Рисунка и живописи» ОГИСа появилось слово Дизайн: кафедру «Дизайн, рисунок и живопись» возглавил Михаил Степанович Михальченко. Большой вклад в развитие кафедры «Дизайн, рисунок и живопись» внесла Наталья Владимировна Ал-газина, руководившая ею в 2014-2019 гг.
В феврале 2016 г. ОГИС был переименован в Омский университет дизайна и технологий и 17 марта 2016 г. в качестве структурного подразделения вошел в состав Омского государственного технического университета.
Первый набор студентов на специальность дизайн был сделан в Омском государственном техническом университете в 1999 г. В 2000 г. создана кафедра «Дизайн и технологии полиграфического производства» (с 2009 г. - кафедра «Дизайн и технологии медиаиндустрии») под руководством Ларисы Михайловны Дмитриевой. В 2019 г. будет отмечаться 20-летний юбилей дизайн-образования в Омском государственном техническом университете. Эта дата совпала с началом обучения по двум профилям подготовки дизайнеров - графического дизайна и дизайна среды - на вновь образованной объединенной кафедре «Дизайн», возглавленной Аллой Николаевной Гуменюк.
И хотя при создании кафедр дизайна в высших учебных заведениях г. Омска напрямую речь не шла о преемственности с легендарным учебным заведением - Омским художественно-промышленным техникумом им. М. А. Врубеля, в процессе становления новых специальностей, а позже - направлений подготовки дизайнеров, стало очевидно, что наследие худпрома - концептуальные подходы к дизайн-образованию, педагогические методы, цели и задачи проектирова-
ния объектов визуально-предметной среды остаются актуальными и востребованными и в сегодняшней теории и практике высшей школы.
Литература
1. Спирина И. В. Из истории художественно-промышленного техникума им. М. А. Врубеля // Известия ОГИК Музея. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://museum.omskelecom.ru/ogik/Izvestiya_1 0/spirina. htm (дата обращения: 26.11.2015).
2. № 104. Акт об образовании всероссийской верховной власти, принятый на государственном совещании, имевшем место в городе Уфе с 8 по 23 сентября 1918 г. // Документы [Электронный ресурс]. URL: www.scepsis.ru (дата обращения: 26.08.2019).
3. Девятьярова И. Г. Художественная жизнь Омска конца XIX - первой четверти XX века/Омск. обл. музей изобразит. искусств им. М. А. Врубеля. Омск: Лео, 2000. - С. 17.
4. См. подробнее: Девятьярова И. Г. Сибирские страницы в биографиях деятелей искусства Поволжья периода Гражданской войны. 1918-1921 годы // Сборник научных трудов Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля/Мин. Культуры Омской обл.; ООМИИ им. М. А. Врубеля; науч. ред. Ф. М. Буреева. Омск, 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://vrubel.ru/downloads/SbornikNauc hnihTrudov. pdf (дата обращения: 31.08.2019).
5. Сибирский календарь. День 1 июля в сибирской летописи [Электронный ресурс]. URL: https:// academ.info/sibcalendar/7179? print=1 (дата обращения: 26.08.2019).
6. Гуменюк А. Н. Н. Е. Вараксин. Инженер императорской армии - преподаватель советского Худпрома // Четвертые Ядринские чтения: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Революции и Гражданской войне в России. (Омск 30-31 октября 2017 г.)/ОГИК музей. Омск, 2017. -С. 375-379.
7. Пендикова И. Г. Культурные параллели в концепции дизайн-образования: Баухаус - ВХУТЕМАС - худпром // Диалог культур - Культура диалога. Матер. междунар. науч.-практ. конф. Ко-
строма; Дармштадт; Минск; Могилев; Познань; Ва-надзор. КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. - С. 386-388.
8. Елфимов Л. П. Художественная жизнь Омска // Омский историко-краеведческий словарь/Составитель П. П. Вибе. М.: Отечество, 1994. - С. 286.
Об авторе
Пендикова Ирина Геннадьевна - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры дизайна института дизайна и технологий Омского государственного технического университета. E-mail: [email protected]
THE RELEVANT HERITAGE: TO THE 100th ANNIVERSARY OF THE OMSK HUDPROM NAMED AFTER M. A. VRUBEL
Pendikova Irina Gennadievna
Candidate of philosophy, associate professor, associate Professor of the Department of design of the Institute of design and technology of Omsk state technical University, Omsk
Abstract: The paper systematizes and generalizes the features of the formation of art and industrial education in Omsk in the 1920s based on previously published archival data. The relevance of the pedagogical concept of Hudprom in compartment with the experience of the main design schools - Bauhaus, VKHUTEMAS-VKHUTEIN - has been indicated. The paper defines the factors of a high level of teaching at the Omsk Art and Industrial College named after M. A. Vrubel, the relevance of the concept and principles of training developed by teachers of the Hudprom for modern design education, the conceptual continuity of modern art and design education in Omsk. The paper indicates the role and the influence of Hudprom on the formation of the constructivist heritage in the architecture of Omsk and on the development of urban art culture in general.
Keywords: art and industrial college named after M. A. Vrubel; art and industrial education; Bauhaus.