Научная статья на тему 'Новая школа красной Сибири (2011 г. )'

Новая школа красной Сибири (2011 г. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
358
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая школа красной Сибири (2011 г. )»

С.В. Черноок

НОВАЯ ШКОЛА КРАСНОЙ СИБИРИ (2011 г.)

Художественно-промышленный техникум (Худпром) был открыт в городе Омске осенью 1920 г. и просуществовал ровно десять лет. Учебное заведение подобного рода задумывалось еще во времена царской России на заседаниях «Общества художников и любителей изящных искусств Степного края»1. Тогда же были сделаны первые шаги по сбору средств на его создание. Решение об открытии училища «памяти художника Врубеля» приняли в июле 1919 г.. н короткий период правления адмирала А.В. Колчака, однако воплотилось оно уже при советской власти. В 1920 г. училище называлось Сибирской художественно-промышленной школой, затем практическим институтом, в 1923-1930 гг. - сибирским художественно-промышленным техникумом2. Перед учебным заведением стояла задача самая передовая - подготовить художников для работы на производстве, поскольку продута массового производства становился в это время проводником культуры молодого советского общества5. Синтез искусства и техники должен был обеспечить проникновение художественных форм во все сферы жизни: архитектуру, мебельную промышленность, полиграфию, текстиль. Архитектура при этом выполняла интегрирующую роль.

Первый опыт подобного учебного заведения был реализован в 1919 г. за рубежом: в Германии открылась ставшая впоследствии всемирно известной Высшая школа строительного и художественного конструирования «Баухауз». Чуть позже, в декабре 1920 г., в Москве были

1 С организацией в 1916 г. в городе Омске «Общества художников и любителей изящных искусств Степного края» связан один ш интересных периодов развития художественной жизни Омска. За короткий срок своего существования (менее четырех лет) общество, возглавляемое председателем Судебной палаты, страстным коллекционером В.В. Едличко. сумело объединить художников различных направлений, коллекционеров, м с цени гон. Оно стало проводить выставки ежегодно, сделало их разнообразными, организовало художественные курсы (где преподавали ведущие художники Омска), художественные вечера - «понедельники», подготовило почву для создания художественного училища имени М.А. Врубеля и Музея изобразительных искусств.

1 Большой вклад в изучение истории Сибирского художсственно-нромышлснного техникума имени М.А. Врубеля в 1990-2000-х гг. внесли омские искусствоведы, среди них И.Г. Дсвятьярова Г.Ю. Мыслнвцсва, И В. Спирина. В ряду их публикаций: Девятъярова И.Г. Художественная жизнь Омска XIX - первой четверти XX века. -Омск. 2000.; Мыслнвцсва Г.Ю. Архитектурное отделение Омского художсственно-нромышлснного техникума им. VI А. Врубеля // Музей и художественная культура Урала: сб. докл. науч.-практ. конф. - Челябинск, 1991.

- С. 87-95.; Мысливцева Г.Ю. Принцип единого исхусства в художественно-промышленном техникуме им. М А. Врубеля // Русский воирос: история и современность: тез. Докл. Всеросс. науч. конф. - Омск, 1992. - С. 64-66.; Мысливцева Г.Ю. Отражение социокультурных воззрений раннего социализма п практике архитекторов-преподавателей Сибирского художественно-промышленного техникума имени М.А. Врубеля // XX век Художник. Творчество. Эиоха. Диалог культур. Сб. материалов регионального научного семинара. - Вын. 3-4. -Омск, 2006. - С. 100-112.; Спирина И.В. Преподаватели текстильного отделения Худпрома // Культура и интеллигенция России в переломные эпохи (XX в.): тез. докл. Всеросс. науч.-практ конф. 24-26 нояб. 1993 г. -Омск, 1993. - С. 142-144.; Снирина И.В. Фонд библиотеки Омского художсственно-нромышлснного техникума им. М.А. Врубеля//Третьи Макушинскис чтения. 12-14 мая 1994 г. - Новосибирск, 1994. - С. 227-229.; Спирина И.В. Музей Художественно-промышленного техникума им М.А Врубеля. (1920-1930). В кн.: Спирина И.В. История создания музея изобразительных искусств в Омске. 1870-е 1930-е. - Омск, 2004. - С. 47-86.

1 В докладе завуча омского Худпрома А.М. Монбланова (1926 г.) говорилось: «Государство ждет от питомцев

художественно-промышленных техникумов созидательных предметов быта, отображающих современность, и художников, оформляющих современный быт в прояатениях общественной жизни». (ГАОО. Ф. 300. Оп. 2. Д.

225. Л. 46.).

созланы Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Помимо нескольких художественно-промышленных вузов, в 1920-е гг. в нашей стране функционировали техникумы подобного профиля в Ленинграде, Воронеже, Вятке, Нижнем Новгороде, Саратове, Свердловске. В Сибири первой школой нового образца предстояло стать омскому Худпрому (рис. 1).

Ситуация, сложившаяся в городе Омске в 1920 г., благоприятствовала формированию преподавательского состава нового учебного заведения. В условиях гражданской войны десятки и согни специалистов были вынуждены переехать в далекую и холодную Сибирь. Таким образом, в создании омского техникума приняли участие не только местные творческие силы

- художники И.К. Курту ко в, И.В. Волков, инженер-строитель Н.К. Вараксин, знаток истории искусств В.В. Барышевцсв и др. В числе преподавателей оказались приезжие художники, педагоги-выпускники Московского художественно-промышленного Строгановского училища и Петербургского Училища технического рисования барона Штиглица. Среди них - специалист в области художественно-промышленного и прикладного искусства, москвич М.И. Стрельников (заведующий Худпромом с 1922 по 1929 гг.), художник и музеевед Е.А. Клодт (внук известного скульптора П.К. Клодта), организатор Алтайского музея изобразительных искусств, талантливый рисовальщик и керамист А.М. Монбланов и многие другие. Занятие в омском Худпроме начались в октябре 1920 г.

Создание художественной школы в разрушенном гражданской войной Омске казалось затеей пракгичсски нереальной. И действительно, в течение четырех лет техникум вел изнурительную борьбу за свое существование, а в 1923 г. и вовсе находился под угрозой закрытия. Два года у Худпрома не было собственного помещения4, часто не хватало учебных пособий, красок и других художественных материалов, денег на стипендии. Преданность педагогов своему делу, энтузиазм студентов сыграли решающую роль в судьбе учебного заведения5. Студенческая жизнь техникума била ключом вопреки жестким реалиям времени (рис. 2). По воспоминаниям известного омского поэта и писателя Л. Мартынова, Худпром являлся одним из центров притяжения молодежи, не только учащейся в нем, но и «просто толкущейся вокруг врубелевского техникума». Имя М. Врубеля заведению присвоили отнюдь не случайно. Для творческой общественности личность художника являлась воплощением всего нового, передового и современного в русском искусстве'’.

В своей структуре Худпром имел пять отделений: архитектурное, живописно-декоративное, полиграфическое, деревообделочное, текстильное (со временем планировалось открытие керамического, камнерезного, металлообрабатывающего и игрушечного). В омский техникум мог поступить любой желающий, достигший 16-летнего возраста и имеющий не мснсс четырех классов образования средней школы. Общий курс обучения составлял первоначально пять лет, затем - четыре года. Учащимся преподавался обширный курс общсхудожественных и специальных дисциплин. Теоретические занятия сочетались с пракгикой в мастерских, работала химическая лаборатория по изготовлению красок, имелась солидная библиотека. При техникуме был организован музей, который являлся частью учебного процесса". Каждую весну в стенах техникума проходили показы учебных работ. Студенты принимали участие наоб-

а Первоначально заведение открылось в здании но ул. Лермонтова, 1, где в 1918-1919 гт. находился Политехнический

институт, затем адрес Худпрома менялся еще дважды: с сентября 1922 г. - ул. Каропская, 90 (сейчас - ул.

Октябрьская), с августа 1926 - ул. Тобольская, 56 (сейчас - ул. Орджоникидзе).

5 В сложное время сохранять учебное заведение помогали заказы, которые техникум брал у различных организаций и предприятий. Студенты изготавливали плакаты, листовки, бланки, переплеты книг, мебельное оборудование для библиотек, театров, магазинов, военных организаций, писали на заказ портреты. По воспоминаниям выпускников, преподаватели отчисляли средства из собственных кошельков д.тя подающих надежду студентов.

" В одном из коридоров здания учащихся и гостей Худпрома встречала скульптура «врубелевского Папа». Фигура, выполненная из темно-серой глины, высотой более метра выглядела величественно-монументальной. В сумерках она светилась двумя зелеными огнями паз (внутри была устроена подсветка).

7 В свое время экспонаты музея омского техникума произвели большое впечатление на наркома просвещения А.В. Луначарского, посетившего Омск в 1923 г. В «Кабинете по изучению культуры» (так называли музей) соседствовали живописные полотна Джинарци, Дувьс, Ф. Бруни, К. Юона, Д. Бурлю ка, В. Кандинского, скульптуры С. Коненкова. В. Винклера, восточные ковры, старинный китайский фарфор, фаянс, эмали, каменные изделия Урала и Алтая, каслинское литье, прикладное искусство степных и северных народов. Часть коллекции музея Худпрома в настоящее время хранится в собрании Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

.частных и всесоюзных выставках8. При техникуме в 1922-1923 гг. была организована Школа рабочих подростков, где учащиеся, помимо слушания основных школьных дисциплин, получали возможность работать в мастерских (мебельной, типографской и текстильной), выполняя несложные заказы. Выходившие из стен техникума специалисты работали промышленными рисовальщиками, техниками-руководителями, производителями работ в местхозах и различных трестах Сибири, в школах, издательствах, театрах, в клубах сибирских городов, на текстильных фабриках России9.

В собрании Омского музея изобразительных искусств хранится коллекция графических работ студентов Сибирского художественно-промышленного техникума имени М.А. Врубеля (около 500 ед. хранения)10. Это проекты зданий будущих городов, эскизы агитационных плакатов. рекламных афиш, календарей, рисунки модного текстиля, обложки новых книг (рис. 3,4). Раскрашенные вручную или отпечатанные на типографском станке, тщательно вычерченные по линейке или бегло исполненные в один присест, все они являются документальными свидетелями эпохи глобальных перемен, новых ритмов жизни советской Сибири11.

Система обучения в техникуме провинциального сибирского города шла в ногу со временем. Это показывают анализ музейной коллекции и архивные материалы Худпрома. В первой половине 1920-х гг. программы строились с учетом традиций старых художественно-промышленных школ Москвы и Петербурга. В их основу был положен «принцип единого искусства», где объединяющим началом всех видов иску сства являлся стиль. Большое внимание уделялось изучению орнамента разных эпох. Изучение стиля велось на всех специальностях по единой программе12. С ссрсдины 1920-х гт. в соответствии с запросами времени, эстетикой техницизма и требованиями целесообразности, в омском техникуме метод стилизации сменился новым методом - аналитическим. Изучение художео венной формы происходило путем раскладывания ее на отдельные элементы, общие для разных видов пространственных искусств. Затем она собиралась из этих элементов, подчиняясь общим законам формообразования. Как говорилось в учебных программах Худпрома, «последовательное ознакомление с элементами формы, принципами и законами композиции» должно было дать студенту не рецептурные нормы, а сформировать критическое, разумное отношение к изучаемому13. Имеющиеся в музейном собрании работы студентов архитектурного отделения Худпрома наиболее последовательно и ярко демонстрируют эту тенденцию. Поначалу сам курс «Основы архитектуры», читаемый студентам, назывался «Архитектурные формы» и предполагал доскональное изучение ордерной системы. Затем - «Принципы архитекту ры», где студенты знакомились с «совокупностью всех подмеченных научно-художественными изысканиями законов гармонии архитектурных сооружений». В 1926 г. преподаватель Худпрома Г1.И. Русинов разработал курс «Основы архитектуры и проектирование» по типу программы Н.В. Докучаева (архитектора, теоретика и педагога ВХУТЕМАСа). С этого периода в омском техникуме законы художественной формы начали изучать «вне разреза исторических стилей». Перед студентами и их педагогами стояла

Одним из ярких событий для Худпрома стало участие во Всемирной выставке декоративно-прикладных искусств, проходившей в 1925 г. в Париже. На выставку были отправлены лучшие работы с разных отделений: расписной сундук, стол и ковры «в киргизском духе», эскизы декораций к пьесе «Царь Максимилиан», архитектурные проекты Дома Крестьянина, рабочего клуба, агитационные плакаты «Долой неграмотность!», «Поднимайте производительность труда!» и др.

’ П 1990 г. в Омском музее изобразительных искусств состоялась первая выставка, посвященная истории Худпрома. В ходе ее подготовки организаторы постарались собрать сведения о дальнейшей судьбе выпускников техникума, вступив в исрсииску с ними и их родственниками. В итоге работы удалось сформировать архивные материалы о специалистах, уехавших работать в Москву, Новосибирск, Владивосток, а также оставшихся в родном городе.

' Коллекция была сформирована в конце 1980-х начале 1990-х гг. благодаря двум личным архивам: преподавателя и бессменного храните.чя музея Худпрома С.А. Пахотина и выпускника полиграфического отделения техникума С. В. Вахрамеева. Архивы были любезно переданы в музей наследниками владельцев.

11 Среди разнообразия учебных работ ряд произведений выделяется не только новаторством форм и идей, но и

своей неповторимой самобытностью, тесной связью с местной культурой, ее многонациональным колоритом. Это плакаты, обложки книг и календарей, где остросовременные футуристические образы «погружены» в вязь восточных орнаментов, рождая у зрителя ощущение единства и бесконечности процессов творческого созидания,

л Ежемесячно каждое отделение получало свое задание но стилизации в рамках одного стиля. Так, например, в январе 1924 г. в рамках изучения стиля ренессанс деревообделочники проектировали зеркальную раму,

текстильщики - кружевное полотенце, полиграфисты - заглавную страницу книги, архитекторы - обойную материю, а живописцы - костюм дамы.

15 ГАОО. Ф.300. Он. 1 Д. 172. Л. 12.

задача создания современного стиля (рис. 5). Был подхвачен известный лозунг московских конструктивистов: «Быстрый динамический темп современности, ясный, точный, прямолинейны ритм, материал и целесообразность определяют строй создаваемой художником вещи». В 1926 г. студенты организовали Кружок Архитектурной Коллективной мысли (АР-КоМ), на заседаниях которого горячо обсуждались пути развития архитектуры в истории и современности. Правильность получаемых знаний учащиеся могли проверить гут же на практике, участвуя наряду со своими преподавателями в строительстве и благоустройстве города. Темами квалификационных проектов студентов были планировки рабочих поселков для конкретных участков Омска и других городов, где молодые специалисты работали «на стаже», проекты рабочих клубов и кинотеатров, домов физкультурника, домов удешевленной конструкции, блок-домов, домов-коммун и прочих сооружении, востребованных в ту пору обществом (рис. 6).

Среди педагогов архитектурного отделения Худпрома было немало выдающихся личностей. Это инженеры с петербургским образованием Д.А. Вернер. П.П. Голышев, С.М. Иг натович. В 1925 г. в штат преподавателей вошел окончивший Худпром П.И. Русинов, а затем

- выпускник Томского технологического института А.С. Огородников.

В 1929 г. С.VI. Игнатович, А.С. Огородников и П.П. Русинов организовали по аналогии с московским «Объединением современных архитекторов» (ОСА) омскую группу сторонников конструктивизма. Своей задачей они видели налаживание связей со строительными организациями и отстаивание применения конструктивных форм в крупном строительстве. Пропаганда новой эстетики велась с помощью докладов для широкой общественное! и. Кроме того, преподаватели считали необходимым участвовать в реальном строительстве города. С середины 1920-х гг. в первую очередь реконструировались промышленные предприятия, строились новые цеха. Здесь как нельзя кстати пригодились принципы новой архитектуры: рациональная планировка, эстетическое осмысление конструкций. широкое использование железобетона и удешевленных материалов. Преподаватели Худпрома стали авторами новых общественных сооружений Омска 1920-х гг. - клуба железнодорожников имени 3. Лобкова с залом на 2 ООО человек (1927-1928 гг., С.М. Игнатович) и клуба «Металлист» с залом на 800 человек (1927- 1928гг.. П.И. Русинов). Простота и целесообразность легли в основу планировки обоих здании с коридорной системой комнат и большими залами. «Клубы как снаружи, так и внутри должны поражать широтой. светом и воздухом», - писали в прессе тех лет. В сравнении с окружающей одноэтажной застройкой новые общественные здания выглядели огромными и отвечали последним достижениям техники II гигиены.

В Омске в условиях острого жилищного кризиса крупным событием стало возведение в

1928-1929 гг. двухэтажного кирпичною дома-общежития для рабочих Сибмсталлтреста. В проектировании здания принимал участие инженер П.П. Голышев. Ему принадлежит разработка основного объема здания с главным фасадом. Боковые корпуса построены по проекту новосибирского архитектора В.С. Масленникова. Несмотря на то что в облике здания угадываются архитектурные элементы неоклассицизма, модерна, «кирпичного стиля», формы фасадов носят сдержанный, конструктивный характер.

С.М. Игнатович и П.И. Русинов, увлеченные идеями проектирования домов-коммун, в

1929-1932 гг. построили в Омске подобный жилой комбинат для рабочих Обозного завода. Четырехэтажный дом на 150 квартир состоял из трех корпусов и размещал на первом этаже столовую, магазин, ясли и прачечную. В облике здания господствовала эстетика прямого. Приметой нового стиля стали угловые окна, выходящие на срсдокрестье улиц. Авторы назвали жилой дом не «домом-коммуной», а «жилым комбинатом», поддерживая тем самым идею постепенного, ненасильственного перехода к новым формам быта.

П И. Русинову принадлежит проект здания клиники ветеринарного института, возведенного в 1930-1931 гг. Опираясь на принципы экономичности и функциональности, автор создал протяженный двухэтажный объем со скругленной боковой частью. В ней. максимально освещенной естественным светом, были запланированы помещения операционных залов. На фасаде четко выделялись горизонтальные и вертикальные членения: конструктивные тяги и

лестничные клетки с узкими окнами. Здание имело коридорную систему с двусторонним расположением кабинетов.

Иден конструктивизма, активно пропагандирующиеся в техникуме, нашли свое отражение в середине 1930-х гг. в профессиональной деятельности выпускников Худпрома. Среди них - известные омские архитекторы Е.А. Степанов, Г.А. Капустин. В первые годы своей деятельности им удалось создать ряд островыразительных по своему облику построек в духе рациональной архитектуры14.

Худпром был расформирован летом 1930 г. (на его базе открыли художественно-педагогический и индустриально-строительный техникумы). Во многом этому способствовали изменившиеся идеологические настроения в обществе. В прессе того времени деятельность художественного заведения оценивалась как оторванное от жизни, «никчемное занятие». Преподавателей техникума обвинили в воспитании у студентов «буржуазно-мещанского вкуса». Тем не менее выпускникам Худпрома в будущем предстояла непростая работа по восстановлению разрушенного хозяйства страны и его строительству. Возможно, в этом им помогали и воспоминания о сибирской художественной школе, где царили творческая искренность и вера в глобальное переустройство общества посредством искусства.

Список сокращений

ГАОО - Государственный архив Омской области

ООМИИ имени М.А. Врубеля - Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

. Х^ОГИРОШ

Рис. 1. Выставочная листовка «Худпром». Работа учащихся иолшрафического отд. С. Обминского, Н. Пудовкина. 1925 г. Типографская печать

14 Немногочисленные омские постройки периода конструктивизма не пощадило время, в последующие годы облик многих из них был изменен. Сохранившиеся до наших дней здания нуждаются в реконструкции и охране.

Рис. 2. Студенты на крыльце здания Худпрома. 1920-е гг.

Рис. 3. Проект выставочного павильона «Сельмаш». Работа учащегося архитектурного отд. И. Марасанова. Вторая пол. 1920-х гг. Бумага, акварель. 43.2x66,5 см

Рис. 4. Эскиз обложки журнала «Красная Сибирь».

Работа учащегося полиграфического отд. С. Вахрамеева. 1926 г. Цветная литография. 31,0x20,2 см

Рис. 5. Проект высотного здания. Работа по дисциплине «Основы архитектуры» учащегося архитектурного отд. Я. Пляскою. Вторая пол. 1920-х гг. Бумага, акварель, тушь. 49.5*28,0 см

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.