Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПОК ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 18.07.2024Г. №223-ФЗ «О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ'

АКТУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПОК ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 18.07.2024Г. №223-ФЗ «О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
закупка / извещение / договор / план закупок / заказчик / поставщик / бюджет. / purchase / notification / contract / procurement plan / customer / supplier / budget.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Амелина А. А.

Представленная статья затрагивает актуальную практику проведения закупок согласно ФЗ №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» корпоративными заказчиками. В статье рассматриваются основные отличия ФЗ № 223 от ФЗ №44. Авторов проводится анализ ключевых показателей закупочной деятельности согласно ФЗ № 223 заказчиками Оренбургской области. На основании проведённого анализа размещения закупок согласно 223-ФЗ на территории Оренбургской области формируется вывод о роли системы закупок в бюджете региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Амелина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PRACTICE OF CONDUCTING PROCUREMENT UNDER THE FEDERAL LAW OF 18.07.2024 No. 223-FZ "ON THE PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES BY CERTAIN TYPES OF LEGAL ENTITIES" USING THE EXAMPLE OF THE ORENBURG REGION

The presented article touches upon the current practice of conducting procurement in accordance with Federal Law No. 223 “On the procurement of goods, works, services by certain types of legal entities” by corporate customers. The article examines the main differences between Federal Law No. 223 and Federal Law No. 44. The authors analyze the key indicators of procurement activities in accordance with 223-FZ by customers of the Orenburg region. Based on the analysis of the placement of purchases in accordance with 1 2 6 science-j.com "Мировая наука" №11(92) 2024 126 223-FZ on the territory of the Orenburg region, a conclusion is formed about the role of the procurement system in the regional budget.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПОК ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 18.07.2024Г. №223-ФЗ «О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»

ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 33

Амелина А.А. студент

Оренбургский государственный университет Российская Федерация, г. Оренбург

АКТУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПОК ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 18.07.2024Г. №223-ФЗ «О ЗАКУПКАХ

ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: Представленная статья затрагивает актуальную практику проведения закупок согласно ФЗ №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» корпоративными заказчиками. В статье рассматриваются основные отличия ФЗ № 223 от ФЗ №44. Авторов проводится анализ ключевых показателей закупочной деятельности согласно ФЗ № 223 заказчиками Оренбургской области. На основании проведённого анализа размещения закупок согласно 223-ФЗ на территории Оренбургской области формируется вывод о роли системы закупок в бюджете региона.

Ключевые слова: закупка, извещение, договор, план закупок, заказчик, поставщик, бюджет.

Amelina A.A. student

Orenburg State University Russian Federation, Orenburg

CURRENT PRACTICE OF CONDUCTING PROCUREMENT UNDER THE FEDERAL LAW OF 18.07.2024 No. 223-FZ "ON THE PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES BY CERTAIN TYPES OF LEGAL ENTITIES" USING THE EXAMPLE OF THE

ORENBURG REGION

Abstract: The presented article touches upon the current practice of conducting procurement in accordance with Federal Law No. 223 "On the procurement of goods, works, services by certain types of legal entities" by corporate customers. The article examines the main differences between Federal Law No. 223 and Federal Law No. 44. The authors analyze the key indicators of procurement activities in accordance with 223-FZ by customers of the Orenburg region. Based on the analysis of the placement of purchases in accordance with

223-FZ on the territory of the Orenburg region, a conclusion is formed about the role of the procurement system in the regional budget.

Keywords: purchase, notification, contract, procurement plan, customer, supplier, budget.

В настоящее время учреждения или коммерческие организации, выступающие в роли заказчиков, в которых доля участия государства 50 и более процентов при осуществлении закупочной деятельности обязаны руководствоваться федеральным законом № 223 от 18.07.2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон 223-ФЗ) [1]. В роли таких заказчиков могут выступать: государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации электроснабжения, водоотведения, обращения с ТКО, государственные унитарные предприятия, автономные учреждения и пр [2].

При этом, следует отметить, что Закон 223 -ФЗ не регулирует закупочную деятельность, связанную с:

1) куплей и продажей ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов;

2) закупкой в области военно-технического взаимодействия;

3) осуществлением отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

4) осуществлением заказчиком отбора субъекта оценочной деятельности для проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности оценки объектов оценки;

5) заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике;

6) выполнением инженерных изысканий, архитектурно -строительным проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, сносом объектов капитального строительства, пр.

Следует упомянуть, что, Закон №223-ФЗ значительно отличается от федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Далее - Закон №44-ФЗ) в регулировании закупочной деятельности заказчиков [3]. Основными отличиями Закона №223 -ФЗ от Закона №44-ФЗ являются:

1) согласно Распоряжению Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р, все закупки по Закону №44-ФЗ проводятся в электронном виде на 8 основных электронных торговых площадках, в то время как Закон № 223 -ФЗ позволяет проводить закупки товаров, работ и услуг (ТРУ) в очной форме, если такое предусмотрено Положением о закупках, за исключением закупок у субъектов

малого и среднего предпринимательства, а также закупок в форме запроса котировок и запроса предложений;

2) перечень закупок у единственного поставщика согласно Закону №44-ФЗ ограничен и регулируется ст. № 93 Закона №44-ФЗ, при этом Закон №223-ФЗ не ограничивает заказчиков закупать конкретные ТРУ у единственного поставщика, но обязывает включить их в Положение о закупках;

3) протоколы, составленные по результатам закупки по Закону 44 -ФЗ размещаются в единую информационную систему (ЕИС) в различные сроки, в зависимости от выбранного способа закупки, по Закону №223 -ФЗ заказчик обязан разместить такие протоколы в ЕИС не позднее чем через 3 дня после их подписания;

4) существенные условия контракта (цена, сроки поставки, оплата по контракту), заключенного в рамках Закона №44-ФЗ не подлежат изменениям, Закон №223-ФЗ позволяет изменять существенные условия заключенного договора, если такое предусмотрено Положением о закупках заказчика и так далее.

Для размещений информации о закупках в рамках Закона №223 -ФЗ применяется та же ЕИС (www.zakupki. gov.ru), что и при закупках по Закону № 44-ФЗ [4]. Таким образом, предоставляется полная свобода конкуренции потенциальным поставщикам (исполнителям договора).

Обязательному размещению в ЕИС в соответствии с Законом №223-ФЗ подлежит следующая информация:

1) Положение о закупке заказчика, а также последующие вносимые в него изменения;

2) План закупки товаров, работ, услуг и план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств, который позволяет заказчикам вносить изменения в зависимости от возникаемой потребности на ТРУ.

3) Документация о закупке (проект договора, обоснование начальной максимальной цены договора, техническое задание), а также вносимые в документацию изменения, разъяснения и протоколы, составляемые в ходе закупки.

Следует отметить, что Положением о закупке заказчика может быть предусмотрена и иная информация, предназначенная для размещения в ЕИС.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 717-р «О перечне конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями оценке соответствия» (в ред. От 27.12.2023) в перечень конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой министерством экономического

развития, инвестиций туризма и внешних связей Оренбургской области оценке соответствия, включено двадцать три конкретных заказчика Оренбургской области. Крупнейшими заказчиками, осуществляющими закупочную деятельность согласно:

1) Акционерное общество «Коммунальные электрические сети Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть»;

2) Акционерное общество «Международный аэропорт «Оренбург»;

3) Акционерное общество «Оренбургагроснабтехсервис»;

4) Акционерное общество «Оренбургская губернская лизинговая компания»;

5) Акционерное общество коммерческий банк «ОРЕНБУРГ» [5].

Следует также отметить, что в 2023 году доля закупок крупнейших

заказчиков Оренбургской области у субъектов малого и среднего предпринимательства превысила 60 %. Предприятия малого и среднего бизнеса заключили договоров на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг на 8,9 млрд рублей.

Таким образом, участие в закупках позволяет малому и среднему предпринимательству гарантированный оборот производимой продукции и доход, позволяет более эффективно планировать свою работу. На сегодняшний день потенциальным поставщиком по договору согласно Закону №223-ФЗ могут даже начинающие предприниматели.

Для того чтобы рассмотреть актуальную практику проведения закупок согласно Закону №223-ФЗ, приведём статистические данные Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок за 2021 -2023 годы.

Таблица 4 - Количественные показатели размещенных извещений по Закону №223-ФЗ за 2021 -2023 годы [6]. ___

Показатель 2021 год 2022 год 2023 год

Количество размещенных извещений, ед. 12 886 11 837 14 207

Общая сумма размещенных извещений, млн. руб. 37 139,8 36 937,29 49 058,4

На основе данных Таблицы 4 можно сделать следующие выводы:

а) количество размещённых извещений в 2022 году уменьшилось на 1 049 ед. по сравнению с 2021 годом, в 2023 году данный показатель составил 14 207 ед., но уже увеличился на 2 370 ед., по сравнению с прошлым годом;

б) общая сумма размещенных извещений в 2022 году уменьшилась на 202, 51 млн. руб. по сравнению с 2021 годом, а в 2023 году данный показатель составил 49 058,4 млн. руб., что говорит об увеличении на 11 918,6 млн. руб. за весь рассматриваемый период.

Следующими показатели для рассмотрения будут являться: количество размещённых контрактов и общая сумма размещённых контрактов, которые представлены в Таблице 5.

Таблица 5 - Количественные показатели размещённых договоров по Закону №223-ФЗ за 2021-2023 годы [7].

Показатель 2021 год 2022 год 2023 год

Количество размещенных договоров, ед. 21 554 19 630 26 773

Сумма размещенных договоров, млн. руб. 143 833,49 47 020,56 100 119,52

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом периоде наблюдается следующая тенденция:

а) количество размещённых контрактов в 2022 году уменьшилось на 1 924 ед. по сравнению с 2021 годом, в 2023 году данный показатель составил 26 773 ед., что говорит об увеличении на 7 143 ед. по сравнению с прошлым годом;

б) общая сумма размещённых контрактов в 2022 году уменьшилась на 96 812,93 млн. руб. по сравнению с 2021 годом, в 2023 году данный показатель вырос на 53 098,96 млн. руб. по сравнению с предыдущим годом и составил 100 119,52 млн. руб.

Также следует обратить внимание на следующие показатели: количество размещённых планов-графиков и общая сумма размещённых планов-графиков, которые представлены в Таблице 6.

Таблица 6 - Количественные показатели размещённых планов -графиков и общей суммы размещённых планов -графиков по закону №223-ФЗ за 2021-2023 годы [8].________

Показатели 2021 год 2022 год 2023 год

Количество размещенных планов закупки, ед. 1 092 1 257 1 169

Общая сумма размещенных планов закупки, млн. руб. 118 395,29 134 553,86 168 099,75

Исходя из данных Таблицы 6 можно сделать следующие выводы:

а) количество размещенных планов-графиков в 2022 году увеличилось на 165 ед. по сравнению с 2021 годом, в 2023 году данный показатель составил 1 169 ед., что также говорит о снижении на 88 ед. по сравнению с предыдущим годом;

б) общая сумма размещенных планов-графиков в 2022 году увеличилась на 16 158,57 млн. руб. по сравнению с 2021 годом, в 2023 году данный показатель составил 168 099,75 млн. руб. и соответственно увеличился на 49 704,46 млн. руб. за весь рассматриваемый период.

Также следует сказать о максимальных величинах извещений и контрактов по Закону №223-ФЗ за 2021-2023 годы.

В 2021 году самое крупное извещение - №32009723894 на сумму 22 867 357 276,34 руб. Самый крупный

договор №75610058025200001520000 на сумму 2 355 001 925,68 руб. В 2022 году самое крупное извещение - №32110860991 на сумму 10 594 294 592,19 руб. Самый крупный договор №75610058025210001310000 на сумму 97 159 746 000 руб. В 2023 году самое крупное

извещение №32211812828 на сумму 7 482 481 062,42 руб. Самый крупный договор №55610052231220000090000 на сумму 43 750 040 000 руб.

Также следует упомянуть, что на основании представленных статистических данных министерством экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области По итогам 2023 года в Реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний в ЕИС размещено 37 записей о проверках, осуществленных Комитетом внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области, из которых:

1) 16 плановых проверок (из них нарушения обнаружены в 16 случаях)

2) 21 внеплановая проверка (из них нарушения обнаружены в 12 случаях).

По итогам проведения контрольных мероприятий выдано 2 предписания и 9 представлений.

Таким образом, на основе выше представленных данных, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день система закупок корпоративных заказчиков согласно Закону №223-ФЗ выполняет важнейшую системообразующую роль сфере бюджетных отношений, представляя собой важный механизм, обеспечивающий и отражающий качество реализации отношений между ключевыми и крупнейшими заказчиками Оренбургской области, а также непосредственно влияет на формирование благоприятной экономики региона.

По итогам анализа предписаний и представлений, вынесенных Комитетом внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области по результатам проведенных проверок, установлено, что основными нарушениями законодательства при осуществлении закупок являются:

1) заключение договоров на условиях, не предусмотренных документацией о закупке и/или заявкой участника;

2) нарушение сроков внесение информации в реестр договоров в ЕИС о закупке у единственного поставщика;

3) нарушение сроков направления информации в реестр договоров;

4) нарушение сроков заключения договоров, сроков размещения информации о подписании документа о приемке, сроков оплаты по договору [9].

В целях соблюдения требований Закона №223-ФЗ, предотвращения коррупционных правонарушений в сфере закупок, а также расширения участников в закупках коммерческих заказчиков Оренбургской области следует:

1) оперативно реагировать на изменения в законодательстве в сфере закупок и учитывать их при осуществлении закупочной деятельности;

2) анализировать товарный рынок, обеспечивая конкуренцию среди участников закупок, в том числе с учетом предложений, имеющихся на

территории Оренбургской области, и отсутствием аффилированности среди таких предложений;

3) использовать при обосновании начальной максимальной цены закупки и описании объекта закупки максимальное количество источников информации от потенциальных контрагентов;

4) осуществлять закупки преимущественно конкурентными способами, заключать контракт с единственным поставщиком, когда конкурентный способ применить невозможно или нецелесообразно;

5) осуществлять конкурентные закупки, учитывая необходимость предоставления преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям;

6) в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по договору вести своевременную претензионную работу посредством фиксации нарушений и направления официальных писем и уведомлений.

Использованные источники:

1. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 01.09.2024)

2. Барышова, Ю.Н., Буторин, А.Б. Изменение законодательства в госзакупках по ФЗ №223-ФЗ в 2021, 2022 году [Электронный ресурс]// Вестник Московской Международной академии. - 2022. №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-zakonodatelstva-v-goszakupkah-po-fz-223-fz-v-2021-2022-godu (дата обращения: 07.09.2024)

3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 09.09.2024)

4. Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс]. - URL: https://zakupki. gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 09.09.2024)

5. Официальный сайт министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области: Информация о крупнейших заказчиков Оренбургской области [Электронный ресурс]. - URL: https://mineconomy.orb.ru/upload/uf/fae/qymdr1kd9bonpvi2w433kvt9nlobe5rh/? erechen_15_02_2024.pdf (дата обращения: 10.09.2024)

6. Количественные показатели размещенных извещений по Закону №223-ФЗ за 2021-2023 годы [Электронный ресурс]. - URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 12.09.2024).

7. Количественные показатели размещённых контрактов по Закону №223-ФЗ за 2021-2023 годы [Электронный ресурс]. - URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 12.09.2024).

8. Количественные показатели размещённых планов -графиков и общей суммы размещённых планов-графиков по закону №223-ФЗ за 2021-2023 годы [Электронный ресурс]. - URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 12.09.2024).

9. Официальный сайт министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области: Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Оренбургской области по итогам 2023 года [Электронный ресурс]. - URL: https://mineconomy.orb.ru/activity/9322/ (дата обращения: 13.09.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.