Научная статья на тему 'Актуализированные признаки классификации розничных торговых предприятий: позиции разных авторов'

Актуализированные признаки классификации розничных торговых предприятий: позиции разных авторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2226
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / ПРИЗНАК / ФОРМАТ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / КЛАССИФИКАЦИОННАЯ ГРУППИРОВКА / CLASSIFICATION / FEATURE SIZE OF COMMERCIAL ENTERPRISE / CLASSIFICATION GROUP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Круг Э. А.

Исследование признаков традиционной классификации розничных торговых предприятий позволяет сделать вывод о том, что они не вполне соответствуют происходящим организационным трансформациям рынка. В обостряющейся конкурентной борьбе необходима актуализация отдельных признаков классификации, отражающей не только торговую инфраструктуру, но и учитывающей перспективы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATED SHOWINGS CLASSIFICATION OF TRADING COMPANIES: POSITION DIFFERENT AUTHORS

The study attributes the traditional classification of retail outlets suggests that it does not fully meet ongoing organizational transformation of the market. In the intensifying competition need to update the classification of individual showings, reflecting not only the trading infrastructure, but also takes into account the prospects for its development.

Текст научной работы на тему «Актуализированные признаки классификации розничных торговых предприятий: позиции разных авторов»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 339.137.2

Э.А. Круг

канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики и управления, ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»

АКТУАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ПОЗИЦИИ РАЗНЫХ АВТОРОВ

Аннотация. Исследование признаков традиционной классификации розничных торговых предприятий позволяет сделать вывод о том, что они не вполне соответствуют происходящим организационным трансформациям рынка. В обостряющейся конкурентной борьбе необходима актуализация отдельных признаков классификации, отражающей не только торговую инфраструктуру, но и учитывающей перспективы ее развития.

Ключевые слова: классификация, признак, формат торгового предприятия, классификационная группировка.

E.A. Krug, Blagoveshchensk State Pedagogical University

UPDATED SHOWINGS CLASSIFICATION OF TRADING COMPANIES: POSITION DIFFERENT AUTHORS

Abstract. The study attributes the traditional classification of retail outlets suggests that it does not fully meet ongoing organizational transformation of the market. In the intensifying competition need to update the classification of individual showings, reflecting not only the trading infrastructure, but also takes into account the prospects for its development.

Keywords: classification, feature size of commercial enterprise, the classification group.

Изменение форм собственности, институциональные, организационно-

технологические трансформации послужили толчком к развитию новых форматов торговых предприятий. Современные торговые форматы, меняют характер организации торговли, номенклатуру и качество предоставления услуг.

Органы государственного регулирования торговли используют официальную классификацию торговых предприятий, которая не отражает реального положения дел [7]. В соответствии с ГОСТом Р 51773-2009 подразделение розничных торговых предприятий на виды происходит в зависимости от ассортимента реализуемых товаров, распределение по виду ассортимента является классическим признаком, не потерявшим актуальность и в настоящее время [2].

Выделяют следующие виды розничных торговых предприятий: универсальные (реализующие универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров); специализированные (реализуют специализированный ассортимент продовольственных или непродовольственных товарных групп); неспециализированные магазины (реализуют ассортимент различных товарных групп).

Типизация розничных торговых предприятий также является классическим признаком, отражающим процесс унификации торговых предприятий, сущность которого заключается в разработке новых, рациональных, технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов.

36

№ 4 (20) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

В соответствии с ГОСТом Р 51773-2009 предусмотрены следующие классификационные группы розничных торговых предприятий (табл. 1).

Таблица 1 - Классификация предприятий торговли

Признак классификации Классификационные группы

По формам собственности Частные; государственные; муниципальные; унитарные; кооперативные и другие

По специализации торговой деятельности Универсальные; специализированные; неспециализированные (с комбинированным ассортиментом, со смешанным ассортиментом)

По способу организации торговой деятельности Сетевые (торговая сеть); автономные; фирменные и другие

По виду торгового объекта Стационарные; нестационарные

По формам торгового обслуживания покупателей С полным самообслуживанием; с частичным самообслуживанием; с индивидуальным обслуживанием (в том числе через прилавок); с обслуживанием по предварительным заказам; с обслуживанием по образцам; с обслуживанием по каталогам и другие

По условиям реализации товаров (наличию или отсутствию торгового зала) Магазины; объекты мелкорозничной (торговой) сети

По типам предприятий торговли Гипермаркет; универмаг; магазин-склад; центр оптовой и мелкооптовой торговли; универсальный общетоварный продовольственный склад; универсальный общетоварный непродовольственный склад; универсам; супермаркет; гастроном; магазин «Товары повседневного спроса»; магазин «Продукты»; торговый дом; товары для дома, для детей, для женщин, для мужчин, для будущих мам и т.п.; магазин «Промтовары»; магазин «Кэш энд Кэрри», комиссионный магазин; магазин «Сэконд Хенд»; стоковый магазин; магазин «Бутик»

Понятие «тип магазина» в современных условиях все чаще заменяется на словосочетание «торговый формат». Однако не существует общепринятого понимания торгового формата. Понятие «формат торгового предприятия» отражает совокупность наиболее значимых элементов, свойственных конкретным торговым предприятиям, т.е. определяет форму и метод торгового обслуживания, конкурентную стратегию.

В обостряющейся конкурентной борьбе за потребителя отечественные и зарубежные розничные компании предлагают покупателям новые виды товаров и услуг. Поэтому, ряд российских ученых вводит актуализированные признаки в существующую классификацию торговых предприятий, отражающих не только торговую инфраструктуру, но и учитывающие перспективы ее развития.

В существующую классификацию розничных торговых предприятий профессор

№ 4 (20) - 2013

37

Проблемы экономики и менеджмента

М.В. Ивашкин вводит дополнительные признаки (табл. 2) [3].

Таблица 2 - Дополнительные признаки классификации (по М.В. Ивашкину)

Классификационный признак Разновидности розничных торговых предприятий в рамках одного классификационного признака

Статус магазина (принадлежность к сети) Член корпоративной сети, член добровольной сети, член потребительского кооператива, член розничного конгломерата, покупатель розничной франшизы, фирменный магазин, независимый торговец.

Социально-экономическая роль и получаемая норма прибыли Коммерческое предприятие, представительское предприятие, социальное предприятие

По определяющему методу продажи и уровню обслуживания Торговля по телефону, интерактивная электронная торговля, сетевой маркетинг, торговые автоматы

Профессор О.В. Чкалова, рассматривая классификационные признаки торговых предприятий, предлагает такой признак, как «формы торгового обслуживания» разделить на три составляющие [10]:

- по методам продажи: индивидуальное обслуживание покупателей или продажа товаров через прилавок (традиционный метод продажи), открытая выкладка товаров, продажа товаров по образцам или каталогам, продажа товаров по предварительным заказам, продажа методом самообслуживания;

- по дополнительным услугам: по времени оказания, по степени связи с продажей, по степени значимости, по характеру спроса, по характеру затрат;

- по персональным методам продажи: прямая продажа, прямой маркетинг (электронный маркетинг), продажа товаров по телефону, торговля по электронным каналам.

В соответствии с представленными признаками можно провести более глубокое маркетинговое исследование предприятий розничной торговли.

В отличие от общепринятой классификации типов торговых предприятий В.А. Синюков [7] представляет классификацию наиболее распространенных торговых форматов, с учетом использования таких значимых критериев как:

- местоположение: отдельно стоящие, отдел в торговом комплексе, торговое место;

- ассортимент: широкий, базовый, узкий (глубокий), средний, фирменный, специальный;

- метод обслуживания: самообслуживание, традиционный;

- уровень цен реализуемых товаров: крайне низкий, низкий, от низкого до среднего, от среднего до высокого, различный;

- уровень качества реализуемых товаров: от низкого до среднего, средний, от среднего до высокого, высокий, различный;

- вид предоставляемых услуг: оказание помощи в совершении покупки, по

38

№ 4 (20) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

созданию удобств покупателям, информационно консультационные, услуги по созданию удобств покупателям, информационно консультационные, информационно консультационные.

По мнению автора, представленная классификация наиболее распространенных торговых форматов, не только отражает текущее положение торговой инфраструктуры, но и учитывает перспективы ее развития.

Обновленные признаки классификация предприятий розничной торговли предлагает И.И. Мухина (табл. 3).

Таблица 3 - Обновленные признаки классификации (по И. И. Мухиной)

Признак Группировка

Уровень торгового сервиса Высокий, средний, низкий

Тип размещения Изолированный, групповой (в составе торгового центра, комплекса)

Территориальное расположение Межрегиональное, региональное, общегородское, локальное назначение

По мнению автора, данные признаки отражают специфику развития торговых объектов в условиях происходящих рыночных процессов [5].

Е.И. Беккер предлагает классифицировать торговые сети с учетом признаков, в наибольшей степени способствующих формированию механизмов их устойчивого развития (табл. 4). По мнению автора, отличие данной классификации от ранее существующих заключается в том, что систематизированы не просто торговые сети, а именно структуры сетевого формата сферы розничных торговых услуг [1].

Таблица 4 - Классификация структур сетевого формата сферы розничных торговых услуг (по Е.И. Беккер)

Признак классификации Вид структур сетевого формата сферы розничных торговых услуг

По масштабу Глобальные, национальные, окружные, региональные, местные

По форме собственности Государственные, частные, смешанные

По степени диверсификации ассортимента товаров Продовольственные, непродовольственные, универсальные

По уровням взаимодействия Вертикальные, горизонтальные, разноуровневые

По охвату целевых сегментов Моносегментарные, полисегментарные

По функциональному назначению Многофункциональные, функциональные, малофункциональные

По форме управления Независимые (автономные), зависимые

По структуре Однородные, разнородные

По степени подверженности управленческому воздействию Высокоуправляемые, управляемые, слабоуправляемые

№ 4 (20) - 2013

39

Проблемы экономики и менеджмента

А. А. Фенькин предлагает достаточно разнообразные признаки классификации, позволяющие идентифицировать представленную на рынке торговую сеть (табл. 5) [9].

Таблица 5 - Классификация розничных торговых сетей (по А. А. Фенькину)

Критерий классификации Группы предприятий

Географический охват локальные торговые сети, региональные торговые сети, национальные торговые сети, международные торговые сети

Товарооборот особо высокий товарооборот, высокий товарооборот, средний товарооборот, низкий товарооборот, особо низкий товарооборот

Общая торговая площадь особо большая, большая, средняя, малая, особо малая

Количество торговых объектов особо большое, большое количество, среднее количество, малое количество, особо малое количество

Маржинальная прибыль высокая, средняя, низкая

Товарная специализация узкоспециализированные торговые сети, специализированные торговые сети, со средним количеством ассортиментных групп, с большим количеством ассортиментных групп

Стратегия распределения интенсивное распределение, селективное распределение, эксклюзивное распределение

По количеству форматов многоформатные, одноформатные сети

По предлагаемым группам товаров (приоритетным) в соответствии с отраслевым классификатором

По количеству представленных в ассортименте торговых марок мультибрендовые торговые сети, со средним количеством представленных брендов, монобрендовые

По форме собственности (отношения с другими субъектами рыночного сектора) независимые сети, сети с капиталом поставщи-ка/посредника, горизонтально интегри-рованные сети (сети полностью принадлежащие поставщику/ посреднику), вертикально интегриро-ванные сети

Маркетинговая стратегия недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг, концентрированный маркетинг (фокусирование)

По положению на рынке операторы с большой рыночной долей, операторы со средней рыночной долей, операторы с малой рыночной долей

Численность персонала высокая численность персонала, средняя численность персонала, низкая численность персонала

Широта ассортимента сопутствующих услуг широкий ассортимент дополнительных услуг, средний по широте ассортимент дополнительных услуг, узкий ассортимент дополнительных услуг

40

№ 4 (20) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор предлагает выделить в существующей классификации торговые предприятия, расположенные в районе привокзальных площадей (рис. 1).

Рисунок 1 - Признаки размещения розничных торговых предприятий

Магазины, расположенные в районе привокзальных площадей, отличаются спецификой реализуемых товаров, режимом работы и размером от прочих торговых предприятий, имеющих другие территориальные признаки распределения.

Торговые предприятия, расположенные на привокзальных площадях, относятся к специализированным предприятиям, с торговой площадью до 100 кв.м., предлагающие к реализации отдельные виды продовольственной (как правило: соки, минеральные воды, блюда быстрого приготовления, колбасную продукцию и пр.) и непродовольственной (сумки, зонты, отдельные виды косметической и гигиенической продукции, книги, пр.) продукции.

Большая дифференциация в уровне дохода покупателей побудила автора ввести в существующую классификацию такой признак, как «классификация розничных торговых предприятий по уровню дохода покупателей», проводя группировку по величине прожиточного минимума и величине среднемесячной номинальной заработной платы покупателей в разрезе регионов. Соотношение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в России по-прежнему велико, такие покупатели вряд ли станут клиентами магазинов элитной одежды, эксклюзивной мебели, предпочтя данным торговым предприятиям другие, предлагающие продукцию по приемлемым для них ценам [4].

Автором предлагается классифицировать розничные торговые предприятия в зависимости от уровня дохода покупателей на следующие группы:

1. Торговые предприятия «эконом-класса»: дискаунтеры, комиссионные магазины, магазины «секонд хэнд», стоковые магазины, торговые рынки.

2. Торговые предприятия «бизнес-класса»: торговые центры, супермаркеты, специализированные торговые предприятия.

3. Торговые предприятия «премиум-класса»: бутики, магазины-салоны, отделы эксклюзивной продукции.

№ 4 (20) - 2013

41

Проблемы экономики и менеджмента

По результатам исследования выявлена взаимосвязь уровня дохода покупателей и посещения различных групп розничных торговых предприятий покупателями (рис. 2).

— — — ■ более крепкая потенциальная связь -------- менее крепкая потенциальная связь

Рисунок 2 -Взаимосвязь уровня дохода покупателей и посещения различных групп розничных торговых предприятий

По мнению автора тех лиц, совокупный доход которых не превышает прожиточного минимума и не доходит до средней заработной платы, следует относить к потенциальным покупателям магазинов «эконом-класса».

М.В. Станиславская проведя оценку показателей потребительских предпочтений, делает вывод о том, что классификация розничных торговых предприятий должна проводиться в соответствии с четким разделением предприятий в зависимости от обслуживаемых сегментов потребителей (табл. 6).

Таблица 6 - Группы торговых предпринимательских структур в зависимости от обслуживаемых сегментов

Группа предприятий розничной торговли Предприятия розничной торговли, действующие в рамках среднего ценового диапазона Предприятия розничной торговли, действующие в рамках низкого ценового диапазона Предприятия розничной торговли, действующие в рамках высокого ценового диапазона

Характеристика обслуживаемого сегмента потребителей Потребители предпочитающие приобретать товары по умеренным, с их точки зрения, ценам и заданного ими уровня качества Потребители, ориентирующиеся на низкий уровень цен. Основная цель, которую они перед собой ставят - максимальная экономия средств Амбициозные потребители, ориентирующиеся на престижность, разнообразный (уникальный) ассортимент, высокий уровень обслуживания

Распределение по сегментам должно происходить в зависимости от уровня цен, предлагаемых предприятием [8]. В рамках обозначенной позиции, все предприятия торговли должны быть разделены на три основные группы. На основе предложенного классификационного признака автор предлагает рассчитывать интегральные показатели потребительских предпочтений для предприятий розничной торговли, действующих

42

№ 4 (20) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

в рамках различных ценовых диапазонов.

Интересная классификация розничных торговых предприятий предложена в 2007 году в работе Н.А. Сениной. Основными признаками классификации торговых предприятий, по мнению автора, являются следующие: по функциональными особенностям; по составу основного контингента обслуживаемых покупателей; по характеру размещения на территории населенного пункта; по форме товарной специализации; по методу обслуживания покупателей; по ценовому уровню реализуемых товаров; размеру торговой площади; ассортименту реализуемой продукции [6]. Особенностями предложенной классификации является внедрение таких признаков в общепринятую классификацию, как: «состав основного контингента покупателей» и «характер размещения на территории населенного пункта».

Таким образом, в зависимости от особенностей хозяйственной деятельности розничные торговые предприятия могут быть отнесены к определенной классификационной группе. В торговом бизнесе конкурентов настолько много, что анализировать каждого из них не представляется возможным, поэтому при проведении исследования круг конкурентов сужается до наиболее значимых, среди которых выявляют основных конкурентов. Приведенная систематизированная и дополненная классификационная группировка розничных торговых предприятий позволяет определить наиболее значимые признаки разделения торговых предприятий. Изучение классификации розничного торгового предприятия позволяет обоснованно подойти к выбору показателей оценки конкурентоспособности.

Список литературы:

1. Беккер Е.И. Управление структурами сетевого формата сферы розничных торговых услуг (на материалах Ростовской области): автореферат дис. ... канд. экон. наук. - Шахты: ФГБОУ ВПО «Юж.-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса», 2012. - 26 с.

2. ГОСТ Р 51773-2009 «Классификация предприятий торговли»

3. Ивашкин М.В. Анализ и перспективы развития торговых сетей в Дальневосточном регионе / М.В. Ивашкин. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2006. -199 с.

4. Круг Э.А. Характеристики методик определения конкурентоспособности предприятий // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2009. - № 3. - С. 77-81.

5. Мухина И.И. Организационно-экономическое развитие розничной торговой сети московского региона: автореферат дис. .канд. экон. наук. - М.: ОУ ВПО ЦС РФ « Моск. ун-т потребит. кооперации», 2006. - 23 с.

6. Сенина Н.А. Маркетинг торгового предприятия (на примере розничной торговли г. Москвы): автореферат дис. ... канд. экон. наук. - Москва: ГОУ ВПО «Всерос. заоч. финансово-экон. ин-т», 2007. - 24 с.

7. Синюков В.А. Развитие форматов и услуг розничных торговых предприятий (на примере Хабаровского края): автореферат дис. ... канд. экон. наук. - Хабаровск: ГОУ ВПО ХГАЭП, 2011. - 22с.

8. Станиславская М.В. Организационно-управленческие аспекты обеспечения конкурентоспособности торговых предпринимательских структур (на примере Амур-

№ 4 (20) - 2013

43

Проблемы экономики и менеджмента

ской области): автореферат дис. ... канд. экон. наук. - Владивосток: ФГБОУ ВПО «Дальневост. гос. аграр. ун-т», 2012. - 26 с.

9. Фенькин А.А. Методы маркетингового стратегического управления развитием розничных торговых сетей: автореферат дис. ... канд. экон. наук. - Санкт-Петербург: ГОУ ВПО «Санкт-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т», 2008. - 18 с.

10. Чкалова О.В. Характеристика розничных торговых предприятий в России и за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 4.

List of references:

1. Becker E.I. Management structures of the network size sphere of retail services (on materials of the Rostov region): author's thesis. ... candidate economics science. - Shakhty: Ros. State University of Economics and Service, 2012. - 26 p.

2. GOST R 51773-2009 «Classification shop»

3. Ivashkin M.V. Analysis and prospects of development of trade networks in the Far East / M.V. Ivashkin. - Khabarovsk: Publishing House of the Pacific. State. University Press, 2006. - 199 p.

4. Circle E.A. Characteristics of methods for determining the competitiveness of the enterprises // Bulletin of the Altai State Agrarian University. - 2009. - № 3. - P. 77-81.

5. Mukhina I.I. Organizational and economic development of the retail network in the Moscow region: author's thesis. ... candidate economics science. - M: Mosk. Univ. consume Cooperation, 2006. - 23 p.

6. Senina N.A. Marketing of commercial enterprise (for example, retail, Moscow): author's thesis. ... candidate economics science. - Moscow: All-Russia. absentia Financial and Economics Inst., 2007. - 24 p.

7. Sinyukov V.A. Development of formats and services, retail trade enterprises (for example, the Khabarovsk Territory): author's thesis. ... candidate economics science. - Khabarovsk: HPE HGAEP, 2011. - 22 p.

8. Stanislavska M.V. Organizational and managerial aspects of the competitiveness of retail business structures (for example, the Amur region): author's thesis. ... candidate economics science. - Vladivostok: Eastern State Agrarian University, 2012. - 26 p.

9. Fenkin A.A. Methods of marketing strategic management of retail c hains: author's thesis. ... candidate economics science. - St. Petersburg: Saint-Petersburg State University of Engineering and Economics,

2008. - 18 p.

10. Chkalov O.V. Characteristics of retail trade enterprises in Russia and abroad // Marketing in Russia and abroad. - 2001. - № 4.

44

№ 4 (20) - 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.