форматы розничных
торговых предприятий
и их услуги
Попов
Дмитрий Алексеевич
д-р ист. наук, профессор, декан торгово-технологического факультета [email protected]
Синюков Василий Алексеевич
ст. преподаватель, кафедра экономики и управления на предприятиях торговли [email protected]
Хабаровская государственная академия экономики и права
_Аннотация
В статье рассмотрены существующие форматы торговых предприятий, произведена их классификация, определены тенденции в современном ритейле.
Ключевые слова: торговый формат, розничное торговое предприятие. государственные стандарты, гипермаркет, магазин у дома, сегментирование рынка, информационно-консультационные услуги, послепродажное обслуживание
Словосочетание «тип магазина» в последнее время все чаще заменяется на понятие «торговый формат». Согласно словарю В. Даля (1909 г. издания), слово «формат» происходит от латинского «formatom» и означает «размер, величина, образ», что, безусловно, может использоваться в розничной торговле для характеристики типов магазинов.
Развитие современного торгового формата можно рассматривать как сегментированное пространство, внутри которого взаимодействуют различные популяции организаций [1]. Каждая из них обладает собственным уникальным набором ограниченных ресурсов, позволяющим ей находится в определенной рыночной нише и благодаря этому извлекать доход.
Факторы, определяющие формат торгового предприятия
К факторам, определяющим формат розничного торгового предприятия с точки зрения ценности для покупателей относятся:
юссийское предпринимательство, 2011, № 2 (1)
- местоположение;
- ассортимент (характер и качество);
- цена;
- реклама и информационное сопровождение;
- качество и количество предлагаемых услуг;
- экстерьер магазина;
- интерьер магазина;
- послепродажное обслуживание.
На наш взгляд, торговый формат - это организационно-технологическая характеристика конкретного типа торгового предприятия, с определенным набором и качеством предоставляемых услуг, которая выражает специфику его ценности для покупателя, соотносясь с состоянием конкуренции, уровнем развития процессов концентрации и централизации.
Новые торговые форматы, получающие широкое развитие на потребительском рынке России, соотносятся с наиболее распространенной европейской системой классификацией, и лишь частично описаны в российских государственных стандартах.
Классификация торговых форматов
В мировой практике существует несколько классификаций торговых форматов, которые соответствуют определенным критериям: зоне влияния, размеру, целевому сегменту, конфигурации помещений и др.
По признаку зоны влияния торговые форматы подразделяются на четыре основных типа [2]:
- микрорайонные (convenience centers);
- районные (neighborhood centers);
- окружные (community centers);
- региональные (regional centers);
- суперокружные и суперрегиональные торговые центры [3].
С точки зрения размера торговые форматы классифицируются:
- малые (до 200 кв. м);
- средние (от 200 кв. м до 1000 кв. м);
- крупные (от 1000 кв. м до 5000 кв. м);
- сверхкрупные (свыше 5000 кв. м).
В зависимости от целевого сегмента выделяют следующие типы торговых форматов: эконом-класса; премиального класса; смешанного.
cучетом функциональных особенностей розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные и др.
-ш—' Л*, ш 1
_торговля
____ _ - магаз]
тое
Т
•ГОБДИ;
довольствен-
По признаку конфигурации помещений торговые форматы подразделяются на точечные, линейные, ядерные, смешанные.
Сегодня в России требования к форматам прописаны только в одном документе - ГОСТ Р 51773-2009 «Розничная торговля. Классификация предприятий», - действующем с 2011 года. В соответствии с ГОСТом, все предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные; специализированные; неспециализированные магазины (с комбинированным ассортиментом; со смешанным ассортиментом). Указанный ГОСТ классифицирует универсальные магазины:
- на гипермаркеты;
- универмаги;
- супермаркеты; газины-скла
ерсамы; ры оптовой иверсальные обг _ ные и непродовольственные) склады;
- гастрономы [4].
С учетом функциональных особенностей розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные и др.
Стационарная торговая сеть - магазины; полустационарная - павильоны, палатки, ларьки, киоски; передвижная - развозная и разносная. По особенностям устройства розничные торговые предприятия подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, палатки, автомагазины и др.
С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли можно подразделить:
- на встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и учреждений);
- пристроенные;
- встроенно-пристроенные: кооперированного пользования, где подвальное помещение и первый этаж занимает магазин, а второй - предприятия бытового обслуживания;
- отдельно стоящие.
„сегментация рынка продовольственных
_товаров требует
_от ритейлеров
.более точных торговых концепций, направленных на конкретные
_группы
потребителей
редпринимательство, 2011, № 2 (1)
Развитие форматов
Важная тенденция в ритейле - стремление к сегментации форматов и развитие мультиформатных сетей. Сегментация рынка продовольственных товаров требует от ритейлеров более точных торговых концепций, направленных на конкретные группы потребителей. Один из способов диверсификации рисков - развитие различных форматов магазинов, охватывающих различные группы покупателей. Крупные операторы развивают практически все форматы: гипермаркеты, дискаунтеры, супермаркеты и магазины у дома. Если сравнивать концентрацию российских сетей с западными, например, с Францией, где 5 крупных операторов занимают 88% рынка, то можно сказать, что на российском рынке жесткой конкуренции нет.
В России широкие возможности имеют разные форматы. Остается незаполненной ниша дискаун-теров, наблюдается динамичный рост крупноформатных магазинов - гипермаркетов и супермаркетов, активно развивается формат «магазин у дома». Учитывая, что в настоящее время специалисты констатируют существование двух моделей развития формата convenience store, возникает вопрос, какая же модель (американская или европейская) будет востребована отечественным рынком и будет рано или поздно преобладать? В любом случае, каждая модель требует адаптации под отечественный рынок.
Как показывает практика, для отечественного ритейла наиболее характерна европейская модель. Эту модель легче реализовывать, к тому же развитие небольших магазинов шаговой доступности стимулируется властными структурами, что повышает интерес предпринимателей.
Разнообразие торговых форматов обуславливает наличие широкого спектра услуг, предоставляемых покупателю. В зависимости от степени связи с процессом продажи товаров, социальной значимости, места и времени оказания, характера труда и сроков выполнения услуги розничной торговли подразделяют на основные услуги и три группы дополнительных:
- услуги по оказанию помощи в совершении покупки;
- информационно-консультационные услуги;
- услуги по созданию удобств покупателям (см. табл. на с. 130).
...вРоссии остается незаполненной ниша дискаунтеров, наблюдается динамичный рост крупноформатных магазинов, активно развивается формат «магазину дома»
торговля
Таблица
Классификация дополнительных услуг, оказываемых покупателям в торговых форматах
Услуги по оказанию помощи в совершении покупки Информационно консультационные услуги Услуги по созданию удобств покупателям
1) прием и исполнение предварительных заказов на товары; 2) комплектование заказов на товары и их упаковку; 3) предоставление кабин для примерки товаров; 4) организация доставки товаров покупателям на дом или к месту заказа; 5) упаковка купленных товаров; 6) демонстрация в действии принципиально новых товаров; 7) демонстрация моделей одежды; 8) подгонка по фигуре покупателя и мелкую переделку купленной одежды, раскрой купленных тканей, подшив штор; 9) организация послепродажного обслуживания купленных товаров; 10) предоставление кабины или салона с оборудованием для прослушивания аудиокассет, просмотра продаваемых видеокассет, компьютерных дисков, компакт-дисков и пр.; 11) растяжка купленных обуви и головных уборов; 12) подгонка браслетов к часам 1) предоставление информации о товарах и их изготовителях, об оказываемых услугах; 2) консультации специалистов по реализации товаров отдельных видов; 3) консультации дизайнеров по интерьеру, косметологов, диетологов и пр.; 4) услуги по рекламированию товаров, проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания); 5) организация дегустаций новых продуктов питания и продовольственных товаров отдельных видов; 6) обучение покупателей правилам пользования технически сложными товарами; 7) проведение выставок и ярмарок по продвижению и реализации товаров отдельных видов 1) организация мест (зон) отдыха покупателей; 2) организация комнаты матери и ребенка; 3) организация досуга детей, в том числе детских игровых комнат для детей; 4) организация справочных бюро (в крупных предприятиях торговли); 5) организация питания покупателей; 6) реализация продуктов питания с организацией потребления на месте; 7) гарантированное хранение купленных товаров; 8) гарантированное хранение вещей покупателей (услуги гардероба); 9) предоставление организованной стоянки (парковки) для автомобилей покупателей и другие услуги; 10) организация стоянок такси на территории крупных торговых объектов; 11) организация оказания бытовых услуг и др.
Вывод
В обостряющейся конкурентной борьбе за потребителя розничные компании не только предлагают все новые товары и услуги, но и активно внедряют современные торговые форматы. Это коренным образом меняет характер организации торговли, номенклатуру и качество предоставления услуг конечному потребителю.
В разнообразии торговых форматов заложен потенциал повышения не только экономической эффективности, но и улучшения качества торговых услуг, культуры и цивилизованности торговли, то есть достижения социального эффекта.
Литература
1. Smart Code Retail Paper. Seth Harry and Associates, Inc. 1-22-04. [Электронный ресурс]. - http://www. sethharry.com/7.06smart.pdf.
2. Bennett P.D. Retailing Evolution or Revolution in Chile // Journal of Marketing. - 1996. - Vol. 30.
3. Savitt R. A Personal View of Historical Explanation in Marketing and Economic Development // Nevett T., Fullerton R.A. eds. Historical Perspectives in Marketing Essays in Horner of Stanley C. Hollander. - Lexingon, MA Lexington Books, 1998.
4. ГОСТ Р 51773-2009 «Розничная торговля. Классификация предприятий».
Dmitry A. Popov
Dr. of Hist. Sci, Professor, Dean, Department of Commerce and Technology, Khabarovsk State Academy of Economics and Law Vasily A. Sinyukov
Senior Lecturer, Chair of Economics and Management at Trade Enterprises, Khabarovsk State Academy of Economics and Law
Formats of Retail Trade Companies and Their Services
Abstract
T
he article examines the existing formats of trade enterprises, breaks them up into categories and identifies trends in modern retail trade. Keywords: commercial format, retailer, state standards, hypermarket, shop near home, market segmentation, information and consultancy services, after sales service