DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-45-3-72
УДК: 378.046.4
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Н.Ф. Логинова (Красноярск, россия)
Аннотация
Проблема и цель. В настоящей статье анализируется и формулируется проблема становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов. Цель статьи: выявление и обоснование актуальности разработки необходимых организационно-педагогических условий становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов в региональной системе образования.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение нормативно-правовых документов в системе образования, научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых, анализ практики работы с молодыми педагогами в субъектах Российской Федерации.
Результаты. Региональная система образования рассматривается как ресурс становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов, способствующей достижению нового качества образования. В статье актуализируется необходимость разработки и реализации организационно-педагогических условий становления психолого-педагогической компетентности моло-
дых педагогов в соответствии с особенностями этапа профессиональной адаптации, новыми требованиями к системе общего образования.
Заключение. Актуальность становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов как одного из ресурсов повышения качества общего образования задается требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования, профессиональным стандартом «Педагог», Национальной системой учительского роста. Учителю необходимо работать с каждым обучающимся (в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, образовательными потребностям), обеспечивая его образовательную динамику. Становится важным педагогическое обеспечение становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов в региональной системе образования, учитывая специфику периода профессиональной адаптации и потребностей самих молодых специалистов.
Ключевые слова: профессиональное становление, молодые педагоги, профессиональная адаптация, психолого-педагогическая компетентность.
Постановка проблемы. Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, позволяет ему реализовать себя, почувствовать свою значимость, осмысленность жизни. Проблема профессионального становления педагога является одной из самых важных в обсуждении вопросов изменения системы образования по нескольким причинам.
Во-первых, происходят серьезные изменения в системе образования, обновление которого рассматривается как «следование школы за требованиями меняющегося мира» [Фрумин,
2003, с. 33]. В качестве образовательных результатов видятся «мягкие навыки», или «универсальные навыки» («ключевые компетентности», «навыки XXI века», «soft skills»), в том числе «навыки самоорганизации, коммуникации, кооперации, коллективного использования сложных инструментов труда» [Универсальные компетентности..., 2018, с.7]. Меняется система образования, и, следовательно, должна меняться профессия учителя. Педагогу необходимо учить не только знаниям, но и способам их добывания, формировать учебную деятельность школьников, строить и организовывать образователь-
< И
а
4
с
PQ
5 к
ш н S
и ^
д и к
0
1
к
ш PQ Н
и fc с
и
о
[-4
0
ё
и
Ин
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
Н U
w
PQ
ный процесс как систему, создающую условия для формирования многомерного сознания, способностей самоопределяться в истории и культуре, развивать у школьников техники понимания, мышления, действия, рефлексии, воспитывать потребность в самообразовании и саморазвитии [Болотов, Лавренюк, 2016; Реморенко, 2018]. Современный педагог должен становиться, по сути, антропотехником, способным решать задачи общего развития детей своими педагогическими средствами, содержанием педагогической деятельности, адекватной для каждой ступени образования [Исаев, Слободчиков, 2013]. Оформление этого нового круга профессиональных задач фиксирует профессиональный стандарт педагога (воспитателя)1.
Во-вторых, реальная ситуация с кадрами в сфере образования характеризуется рядом особенностей:
- в сфере образования существует проблема закрепления молодых специалистов в профессии [Митрофанов, 2012; Пинская, Пономарева, Косарецкий 2016; Borko, 1986; Ingersoll, 2001; Wong, 2004];
- современные исследования выделяют ряд профессиональных дефицитов молодых педагогов: они испытывают трудности в профессиональной коммуникации, владении оценочными инструментами, не владеют современными педагогическими технологиями; у них отмечается недостаток методических знаний, знаний и умений в сфере воспитания учащихся, общения с ними и их родителями, психологических знаний и умений; ценностная система молодых учителей характеризуется слабой направленностью на педагогическую деятельность; молодые педагоги не умеют применять теоретические знания на практике, испытывают трудности в проектировочной, организаторской деятельности; их отличает негатив-
1 Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N° 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог" (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) [Электронный ресурс]. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://figosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/Ol.OOl.pdf / (дата обращения: 16.04.2018).
ное или нейтральное самочувствие в профессии [Пинская, Пономарева, Косарецкий 2016; Соколова, Пискунова, Сергиенко, 2015].
Таким образом, происходящие в образовании и в педагогической деятельности изменения означают оформление в образовательной политике требований к психолого-педагогической компетентности педагога. Для молодых специалистов эта ситуация усугубляется спецификой периода начала реализации профессиональной деятельности, а вопросам методической поддержки профессионального становления молодых педагогов на современном этапе не уделяется достаточного внимания. Остаются без ответа следующие вопросы: как работать с молодыми педагогами в ситуации происходящих в сфере образования изменений? какими должны быть организационно-педагогические условия становления психолого-педагогической компетентности? и т.д.
Вышесказанное подтверждает актуальность вопроса создания организационно-педагогических условий становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов в региональной системе образования. Но обозначенное проблемное поле подчеркивает, что необходимым условием становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов в существующей ситуации следует рассматривать наличие таких качеств и профессиональных умений, которые обеспечивают возможность овладения профессией и качественного выполнения профессиональной деятельности.
Методологию исследования составили системный, компетентностный, личностно-деятельностный подходы, позволяющие рассматривать психолого-педагогическую компетентность как часть профессиональной компетентности, как целостную структуру взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, строить процесс ее становления с учетом личностных позиций, смыслов, мотивов самих молодых педагогов, с ориентацией на ценностно-смысловую и содержательную составляющие процесса, его практическую ориентированность.
Обзор научной литературы проведен на основе анализа работ в области психолого-педагогического обеспечения профессионального становления, становления профессиональной компетентности, современного дополнительного профессионального образования, форм и способов работы со взрослыми людьми.
Проблема структурных элементов региональной системы образования и специфики их работы отражена в трудах Н.Ф. Ильиной, О.Г. Краснош-лыковой и других ученых [Ильина, 2013; Краснош-лыкова2, 2005]. Важным элементом региональной системы образования является дополнительное профессиональное образование. В качестве требований к содержанию и организации дополнительного профессионального образования в ситуации изменения общего образования рассматривается усиление ценностно-смысловой позиции учителя [Кулюткин, Бездухов, 2002; Сласте-нин, Чижакова, 2003], обучение действием и «не-обучающее обучение» [Кларин, 2017], реализация андрагогических принципов самостоятельности, рефлексивности, кооперативности и индивидуализации [Андрагогическая компетентность..., 2011; Змеёв, 2013], профессиональное сотрудничество и коммуникация через включение в работу общественных организаций и профессиональных сообществ [Ильина, 2013; Фрумина, 2008].
Рассмотрение проблемы становления профессиональной компетентности педагога нашло отражение в теоретических положениях Э.Ф. Зе-ера, А.К. Марковой [Зеер, 2008; Маркова, 1996], обсуждении особенностей, форм и способов методической поддержки профессионального становления учителей [Поташник, 2011], понимании субъектности как ключевой характеристики процесса профессионального становления [Исаев, Слободчиков, 2013].
Профессиональное становление является развернутым во времени процессом овладения профессией, при котором конструируются представления человека о себе как профессионале (способном и решающим определен-
Красношлыкова О.Г. Методология и методика развития профессионализма педагогов в муниципальной системе образования: автореф. дис.... д-ра пед. наук: 13.00.08. Кемерово, 2005.45 с.
ный тип профессиональных задач), смысле своей деятельности, разделяемых целях и ценностях профессиональной деятельности, формируются необходимые профессиональные умения для решения профессиональных задач в рамках новых компетенций. Это подразумевает осмысленность деятельности, ответственность за ее результаты, сопровождается переживанием личностью своей принадлежности к профессиональному сообществу, строятся планы относительно себя в профессии.
Психолого-педагогическая компетентность молодых педагогов является частью профессиональной компетентности, которую как качество личности рассматривали В.А. Адольф, И.А. Зимняя, С.И. Осипова и другие ученые [Адольф, 2013; Зимняя, 2004; Продуктивные практики..., 2017], как характеристику профессиональной деятельности - Э.Ф. Зеер и другие [Зеер, 2008], подчеркивали личностное отношение к деятельности как важный ее элемент А.К. Маркова, Л.М. Митина и другие [Маркова, 1996; Митина, 2004]. Работы М.И. Лукьяновой, С.Б. Серяковой и других ученых [Лукьянова, 2004; Серякова, 2005] позволяют выделить общие подходы к описанию психолого-педагогической структуры, условиям ее становления.
Контексты работы с молодыми педагогами, специфика возникающих у них в период профессиональной адаптации проблем рассматривались в работах отечественных и зарубежных ученых [Андрагогическая компетентность., 2011; Пинская, Пономарева, Косарецкий 2016 Buchberger, Seel, 1999; Cochran-Smith et al., 2012 Liu, Ramsey, 2008; Swanson, 2012; Tapping., 2004 Vieluf, Kunter, van der Vijver, 2013]. Осмысление обозначенных научных работ позволило определить специфику периода профессиональной адаптации через задачи, успешное решение которых способствует эффективному профессиональному становлению молодого педагога.
Результаты исследования. В соответствии с вышесказанным региональная система образования рассматривается как ресурс становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов, способствующей достижению
< И
а
4
с
PQ
5 к
EÜ Ш
н S
и ^
д и к
0
1
к
ш PQ Н
и ft с
и
о
[-4
0
ё и ft
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
н и
w
PQ
нового качества образования. Данное утверждение требует определения организационно-педагогических условий для повышения уровня проявления психолого-педагогической компетентности как готовности к решению задач обучения и воспитания обучающихся в ситуации изменяющейся профессиональной среды под влиянием внешних условий, профессиональной деятельности и собственных усилий личности на основе особенностей этапа профессиональной адаптации, новых требований к системе общего образования.
Заключение. Предложенный в статье подход к актуализации становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов в региональной системе образования позволяет выделить содержательную и деятельностную стороны в проектировании организационно-педагогических условий становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов в региональной системе образования.
Библиографический список
1. Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 38-41.
2. Андрагогическая компетентность преподавателя системы постдипломного педагогического образования: монография / С.Г. Вершловский, М.Г. Ермолаева, М.Д. Ма-тюшкина и др. СПб.: СПб АППО, 2011. 114 с.
3. Болотов В.А., Лавренюк Е.Н. Основные тенденции развития системы профессионального развития педагогических кадров // Федеральный справочник. Образование в России М.: АНО «Центр стратегических программ», 2016. Т. 11. С. 307-309.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. 336 с.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
6. Змеёв С. И. Основы андрагогики: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА, 2013. 156 с.
7. Ильина Н.Ф. Непрерывное педагогическое образование: обновление в контексте регионального развития: монография. Красноярск, 2013. 308 с.
8. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека: Становление субъ-ектности в образовательных процессах: монография. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманит. ун-та, 2013. 432 с.
9. Кларин М.В. Инструмент инновационного образования: трансформирующее обучение // Педагогика. 2017. № 3. С. 19-28.
10. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Са-ра: СамГПУ, 2002. 400 с.
11. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. М., 2004.
12. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Изд-во Междунар. гуманит. фонда «Знание», 1996. 312 с.
13. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 320 с.
14. Митрофанов К.Г. Современные институты и технологии профессионализации учителя в системе непрерывного педагогического образования: монография. Красноярск, 2012. 316 с.
15. Пинская М.А., Пономарева А.А., Косарецкий С.Г. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России // Вопросы образования. 2016. № 2. С. 100-122.
16. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод. пособие. М.: Педагогическое сообщество России, Центр педагогического образования, 2011. 448 с.
17. Продуктивные практики компетентностного подхода в образовании: монография / отв. ред. С.И. Осипова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. 462 с.
18. Реморенко И.М. Развитие стандартов образования: международный контекст // Что такое деятельностный подход в образовании? матер. семинара МГПУ (13.02.2018) [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google. com/file/d/1t4hTsuBl4zdS8gMIx0Zmd6Fggt74 n7eU/view (дата обращения: 20.04.2018).
19. Серякова С.Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования: монография. М.: МПГУ, 2005. 324 с.
20. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 192 с.
21. Соколова И.И., Пискунова Е.В., Сергиенко А.Ю. Исследование готовности молодых педагогов к профессиональной деятельности в свете стандартов и требований работодателя // Человек и образование. 2015. № 1 (42). С. 11-15.
22. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фру-мин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко; Национальный исследов. ун-т «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
23. Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: матер. 9-й научно-практ. конф. / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2003. С. 33-56.
24. Фрумина Е.Л. Непрерывное образование для педагогов: модели и особенности // Не-
прерывное образование в политическом и экономическом контекстах / отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 274-292.
25. Borko H. Clinical teacher education: the induction years / Hoffman J.V., Edwards S.A., Reality and reform in clinical teacher education. New York, 1986.
26. Buchberger F., Seel H. Teacher Education in Austria: Description, Analysis, and Perspectives / TNTEE Publications Volume 2, Nr 2, 1999.
27. Cochran-Smith M. et al. A Longitudinal Study of Teaching Practice and Early Career Decisions A Cautionary Tale // American Educational Rrsearch Journal. 2012. Vol. 49, No 5. P. 844-880.
28. Ingersoll R. Teacher Turnover and Teacher Shortages: An Organizational Analysis // American Educational Research Journal, Fall. 2001. Vol. 38, is. 3. 2001. P. 499-534.
29. Liu X.S., Ramsey J. Teachers' Job Satisfaction: Analyses of the Teacher Follow-Up Survey in the United States for 2000-2001 // Teaching and Teacher Education. 2008. Vol. 24, No 5. P. 1173-1184.
30. Swanson P. Second / Foreigh Language Teacher Efficacy and lts Relationship to Professional Attrition // Canadian Modern Language Review. 2012. Vol. 68. No 1. P. 78-101.
31. Tapping the potential: Retaining and developing high-quality new teachers Alliance for Excellent Education. Washington, DC, 2004.
32. Vieluf S., Kunter M., van der Vijver F.J. Teacher Self-Efficacy in Cross-National Perspective // Teaching and Teacher Education. 2013. Vol. 35. P. 92-103.
33. Wong H.K. Induction Programs That Keep New Teachers Teaching and Improving // NASSP Bulletin. 2004. Vol. 88, No. 638 March. Р. 41-58.
С PQ
£ a
4
с
PQ
¡5 к
EÜ W H Я
и ^
ш PQ
к
о
к
w PQ H
и
ft <
и
о
l-ч
0
ё и ft
s
1
и
>>
0
1
и w V
к
ь
l-ч <
э
с
S
к
н и
w
PQ
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-45-3-72
ACTUALIZATION OF THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE FORMATION IN YOUNG TEACHERS WITHIN THE REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION
N.F. Loginova (Krasnoyarsk, Russia) Abstract
Problem and purpose. In this article the problem of the formation of the psychological and pedagogical competence of young teachers is analyzed and formulated. The purpose of the article consists in the identification and justification of the urgency of developing the necessary organizational and pedagogical conditions for the development of psychological and pedagogical competence in young teachers within the regional education system.
The research methodology is based on analysis and generalization of normative legal documents in the education system, research works of domestic and foreign scientists, analysis of practical work with young teachers in the regions of the Russian Federation.
Results. The regional system of education is considered to be a resource for the development of psychological and pedagogical competence of young teachers, it contributes to the achievement of a new quality of education. In the article the need to develop and implement the organizational and pedagogical conditions for the formation of psychological and pedagogical competence of young
References
1. Adolf V.A. Formation of the professional competence of the teacher // Siberian Pedagogical Journal. 2013. No. 5. P. 38-41.
2. Andragogical competence of the teacher of the system of postgraduate pedagogical education: monograph / S.G. Vershlovsky, M.G. Ermolaeva, M.D. Matyushkina, et al. SPb.: SPb APPO, 2011. 114 p.
3. Bolotov V.A., Lavrenyuk E.N. The basic tendencies of development of the system of professional development of pedagogical personnel // The federal reference book. Education in Russia M.: ANO "Center for Strategic Programs", 2016. V. 11. P. 307-309.
4. Zeer E.F. Psychology of professions: A manual for university students. M.: Academic project; The Mir Foundation, 2008. 336 p.
teachers is updated in accordance with the peculiarities of the concrete stage of professional adaptation and new requirements for the system of general education.
Cnclusion. The urgency of the formation of psychological and pedagogical competence of young teachers as one of the resources to improve the quality of general education is set by the requirements of the Federal State Educational Standard for General Education, the professional "Pedagogue" standard, the National System of Teacher Growth. The teacher needs to work with each student (in accordance with individual and age characteristics, educational needs), ensuring his educational dynamics. It becomes important to provide pedagogical support for the development of the psychological and pedagogical competence of young teachers in the regional education system, taking into account the specifics of the period of professional adaptation and the needs of the young specialists themselves.
Keywords: professional formation, young teachers, professional adaptation, psychological and pedagogical competence.
5. Zimnyaya I.A. Key competences as the effective-target basis of competence approach in education. Author s version. M.: Research Center for Quality Problems in Training of Specialists, 2004. 42 p.
6. Zmeyov S.I. Fundamentals of Andragogy: Textbook for universities. 2 nd ed., (ster.) M.: Flint, 2013. 156 p.
7. Ilyina N.F. Continuous pedagogical education: renewal in the context of regional development: monograph. Krasnoyarsk, 2013. 308 p.
8. Isaev E.I., Slobodchikov V.I. Psychology of human education: the formation of subjectivity in educational processes: monograph. M.: Publishing House «Orthodox St. Tikhon Humanitarian University», 2013. 432 p.
9. Clarin M.V. Instrument of innovative education: transformative teaching // Pedagogy. 2017. No. 3. P. 19-28.
10. Kulyutkin Yu.N., Bezdukhov V.P. Values and cognitive structures in the activities of the teacher. Sa-ra: SamGPU, 2002. 400 p.
11. Lukyanova M.I. Psychological and pedagogical competence of the teacher. Diagnosis of development. M., 2004.
12. Markova A.K. Psychology of professionalism. 23. Publisher: International humanitarian foundation «Knowledge», 1996. 312 p.
13. Mitina L.M. Psychology of work and professional development of teachers: Textbook for stud. of Higher. ped. institutions. M.: Publishing Center «Academy», 2004. 320 p. 24.
14. Mitrofanov K.G. Modern institutes and technologies of teacher professionalization in the system of continuous pedagogical education: monograph. Krasnoyarsk, 2012. 316 p. 25.
15. Pinskaya M.A., Ponomareva A.A., Kosaretsky S.G. Professional Development and Training of Young Teachers in Russia // Issues of Education. 2016.
No. 2. P. 100-122. 26.
16. Potashnik M.M. Management of the professional growth of a teacher in a modern school. Textbook. M.: Pedagogical community of Russia, 27. Center for Teacher Education, 2011. 448 p.
17. Productive practices of the competence approach in education: monograph / ed. by S.I. Osipova. Krasnoyarsk: Sib. Feder. Univ., 2017. 462 p. 28.
18. Remorenko I.M. Development of educational standards: the international context // What is the activity approach in education?: materials of the Moscow State Pedagogical University seminar (February 29. 13, 2013) [Electronic resource]. URL: https://drive. google.com/file/d/1t4hTsuBl4zdS8gMIx0Zmd6Fggt 74n7eU/view (date of treatment: 04.20.2018).
19. Seryakova S.B. Psychological and pedagogical 30. competence of the teacher of additional education: monograph. M.: MPGU, 2005. 324 p.
20. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Introduction to pedagogical axiology: Textbook for stud. higher. ped. 31. training. institutions. M.: Academy, 2003. 192 p.
21. Sokolova I.I., Piskunova E.V., Sergienko A.Yu. A study of the readiness of young teachers for pro- 32. fessional work in the light of the standards and requirements of the employer // Man and education. 2015. No. 1 (42). P. 11-15. 33.
22. Universal competencies and new literacy: what is to be taught today for success tomorrow. Pre-
liminary conclusions of the international report on the trends in the transformation of school education / I.D. Frumin, M.S. Dobryakova, K.A. Barannikov, I.M. Remorenko; National Research University «Higher School of Economics», Institute of Education. M.: NIU HSE, 2018. 28 p. Frumin I.D. Competence approach as a natural stage of updating the content of education // Pedagogy of development: key competences and their development: Proceedings of the 9th scientific-practical conference / Krasnoyarsk. state un.-ty. Krasnoyarsk, 2003. P. 33-56. Frumina E.L. Continuing Education for Teachers: Models and Features // Continuous Education in Political and Economic Contexts / ed. by G.A. Kly-ucharev. M.: IS RAS, 2008. P. 274-292. Borko H. Clinical teacher education: the induction years / Hoffman J.V., Edwards S.A., Reality and reform in clinical teacher education. New York, 1986.
Buchberger F., Seel H. Teacher Education in Austria: Description, Analysis, and Perspectives // TNTEE Publications. 1999. Vol. 2, No 2. Cochran-Smith M., et al. A Longitudinal Study of Teaching Practice and Early Career Decisions. A Cautionary Tale // American Educational Research Journal. 2012. Vol. 49, No 5. P. 844-880. Ingersoll, R. Teacher Turnover and Teacher Shortages: An Organizational Analysis // American Educational Research Journal. Fall. 2001. Vol. 38, is. 3, 2001. P. 499-534.
Liu X.S., Ramsey J. Teachers' Job Satisfaction: Analyses of the Teacher Follow-Up Survey in the United States for 2000-2001 // Teaching and Teacher Education. 2008. Vol. 24, No 5. P. 1173-1184. Swanson P. Second / Foreigh Language Teacher Efficacy and its Relationship to Professional Attrition // Canadian Modern Language Review. 2012. Vol. 68, No 1, P. 78-101. Tapping the potential: Retaining and developing high-quality new teachers. Alliance for Excellent Education. Washington, DC, 2004. Vieluf S., Kunter M., van der Vijver F.J. Teacher Self-Efficacy in Cross-National Perspective // Teaching and Teacher Education. 2013. Vol. 35. P. 92-103. Wong H.K. Induction Programs That Keep New Teachers Teaching and Improving // NASSP Bulletin. 2004. Vol. 88, No. 638, March. P. 41-58.
С PQ
£ a
4
с
PQ
s
ÈÎ w
H
5
и ^
д
PQ S
0
1
к
w PQ H
и ft с
и
о
1-4
0
ё и ft
s
1
>>
0
1
и w V
s
Ь
1-4 <
с
«
s к
H U
W PQ