DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-43-1-39
УДК 377
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
О.Н. Богданова (Красноярск, Россия)
Аннотация
Проблема и цель. В настоящей статье рассмотрим основные позиции, требующие обновления содержания и способов повышения квалификации учителя, в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, направленных на становление метапредметной компетенции учителя. Цель статьи: выявление и обоснование актуальности разработки необходимых организационно-педагогических условий становления метапредметной компетенции учителя.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение нормативно-правовых документов в системе образования и дополнительном профессиональном образовании, научно-исследовательских работ отечественных ученых, международных исследований и опыта подготовки педагогов в условиях повышения квалификации.
Результаты. В статье процесс повышения квалификации учителя рассматривается как условие достижения нового качества образования; актуализируется современная проблематика необходимости разработки и реализации в процессе повышения квалификации метапредметного содержания и необходимости становления метапредметной компетенции у учителей естественнонаучного цикла. Разработка
метапредметного содержания повышения квалификации обосновывается результатами исследования выявления образовательных потребностей и ожиданий педагогов. Исходя из идейных позиций разработчиков ФГОС, индикаторами формирования мета-предметных образовательных результатов являются универсальные учебные действия (УУД) и межпредметные понятия - инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса.
Заключение. Новый уровень профессиональной компетентности учителя, заданный в требованиях федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта «Педагог», предполагает соответствующие знания и квалификацию учителя, необходимые для реализации практик, формирования таких образовательных результатов, как предметные, метапредметные и личностные. Важным является становление у учителя в процессе повышения квалификации метапредметной компетенции и развитие новых профессиональных качеств в области предметной подготовки школьников.
Ключевые слова: метапредметное содержание, становление метапредметной компетенции, межпредметные понятия, универсальные учебные действия.
Постановка проблемы. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее - ФГОС) предъявляемые требования к образовательным результатам обучения, развития и воспитания школьников обусловлены резким развитием современных технологий и ростом интеграции наук. В школе появилась необходимость реализовывать подход, обеспечивающий переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному восприятию мира, к метадеятельности.
Данное утверждение обосновывается и тем, что значимость межпредметного обучения в российской школе подчеркивалась и ранее, но практически обеспечить его удавалось слабо, о чем свидетельствуют результаты международного сравнительного исследования PISA [Shlyaykher, 2015]. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязатель-]
< И
а
с
PQ
£ к
EÜ W
н
S
и ^
Й и К
0
1
к
W PQ Н U
Рч <
и
о
1-4
0
ё и
Рн
S
1
и
>>
0
1
и
W S
ь
1-4 <
с
S
к
Н U
w
PQ
ное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?». Исследование проводится трехлетними циклами начиная с 2000 года. В исследовании 2015 года основное внимание уделялось естественнонаучной грамотности и выявлению тенденций развития естественнонаучного образования в мире за последние годы. Выборка российских учащихся включала 6036 обучающихся из 210 образовательных организаций 42 регионов России. Международный тест оценки естественнонаучной грамотности (знаний) включал задания на оценку понимания содержания естественнонаучных предметов (знание содержания), на оценку знания методов получения естественнонаучных знаний (знание процедур) и на оценку понимания обоснованности этих процедур и их использования (методологические знания), чуть более половины заданий оценивали освоение естественнонаучного содержания. Средний балл российских учащихся 15-летнего возраста по естественнонаучной грамотности в 2015 году составил 487 баллов (3 уровень из 6), средний балл по странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), - 493 балла.
Данный факт указывает на низкий уровень сформированности у учащихся знаний и компетенций и на необходимость изменения направленности обучения: от учебно-познавательной к познавательно-практической, познавательно-преобразующей и практическому характеру достижения образовательных результатов.
Кроме того, по данным исследования по выявлению образовательных потребностей и ожиданий педагогов Красноярского края, проведенного группой работников Красноярского краевого института повышения квалификации, обнаружилось, что 36 % учителей естественнонаучных дисциплин обучают школьников по двум и более предметам [Богданова, 2015, с. 21-27]. Это указывает на необходимость разработки и реализации содержания повышения квалификации
интегрированного характера, обеспечивающего достижение обучающимися метапредметно-го результата [Ленская, 2015].
Востребованность педагогами освоения ме-тапредметного содержания в процессе повышения квалификации также обусловлена необходимостью выполнения статей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и требований п. 8 ФГОС к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия1.
Таким образом, в процессе повышения квалификации обозначилась необходимость формирования у учителя умений реализовывать межпредметную интеграцию на практике, что вызывает сложности у педагогов, связанные с недостаточной теоретической, методической и практической разработанностью системы формирования таких умений [Алексеева, 2010].
Кроме того, актуальность разработки в системе повышения квалификации учителя ме-тапредметного содержания осуществляется с учетом норм и требований профессионального стандарта «Педагог»2 - в практику традиционного обучения вводятся новые векторы: мета-предметные компетенции, личностные результаты обучения [Журавлева и др., 2016]. Перечень компетенций педагога предполагает осуществление профессиональной деятельности с выделенным объемом ответственности за ее результаты и может быть представлен различным набором трудовых действий, которые могут быть определены как инвариант для определенного квалификационного уровня [Ильина, Солянкина, 2016]. Так, определилась необходимость становления у учителей естественнонаучного цикла метапредметной компетенции
1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2 Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог"», зарегистрированного в Минюсте 6 декабря 2013, № 30550.
в процессе повышения квалификации, что помогло бы решить проблему разобщенности учебных предметов.
Методологию исследования составили компетентность^, деятельностный и интегратив-ный подходы, в основе которых лежит деятель-ностная компонента. Специфика инструментария инновационного образования определяется концепциями организационно-деятельностной педагогики, в которой освоение нового опыта происходит в процессе его создания и генерации [Ильина, 2014].
Обзор научной литературы проведен на основе анализа работ [Адольф, 2013; Ильина, 2014; Сластенин, 2006; Шкерина, Кейв, 2016]. Проведен краткий анализ основных результатов этих работ в аспекте решаемой проблемы. Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования личности и деятельности отечественных ученых Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова и других [Ананьев, 2001; Асмолов, 2008]; работы зарубежных ученых А. Маслоу, ДЖ. Сьюпера, Дж. Холланда [Maslou, 1999; А wаrd..., 2008; Rottinghaus et ак, 2009]. Движение личности в пространстве времени профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности, а «Профессиональное становление субъекта - это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности» [Зеер, 2005, с. 27-29].
Различные аспекты становления профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации отражены в трудах В.А. Адольфа, С.Г. Вершловского, И.А. Зимней, Н.Ф. Ильиной, В.А. Сластенина и других [Адольф, Ильина, 2007; Вершловский, 2010; Зимняя, 2003]; общетеоретические аспекты определения понятия «метапредметная компетенция учителя» представлены в трудах М.В. Левита, М.М. Поташника и других [Поташник, Левит, 2014; Николаева, Маркова, 2015].
Необходимо отметить, что в реалиях современной действительности происходят заметное усложнение профессиональных задач и по-
явление новых требований к учителю, требующих высокого уровня профессионализма учителя, повышения педагогического мастерства. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, убеждения, установки. В ходе профессиональной деятельности учитель становится активным субъектом процесса совершенствования, а повышение квалификации способствует его профессиональному росту, делает педагога более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Современный педагог находится в постоянном поиске нового содержания, новых форм, методов и средств, изучает опыт коллег, чтобы создать оптимальные условия для обучения детей [Шкерина, Кейв, 2016; Miller, 2013; Uingert Pat, 2013].
Рассматривая повышение квалификации учителя как условие достижения нового качества образования, следует отметить, что в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы сказано: «Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных умений, но адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и школ»3. Образование для взрослых должно быть высокого профессионального качества и организовано в соответствии с новыми дидактическими принципами обучения. В образовании взрослых обучение строится на освоении целостного опыта, его преобразовании, трансформации. Характеризуя традиционное обучение как первоначальное формирование опыта, М.В. Кларин отмечает, что «в инновационном обучении взрослых к
< PQ
а
с
PQ
Я к
W
н К
и ^
Й и К
0
1
к
W PQ
н и
Рч
с и
о
1-4
0
ё
и
Рн
S
1
и
>>
0
1
и
W К
ь
1-4 <
с
3 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы».
S
к
н и
w
PQ
первичному формированию опыта добавляются его перестройка, структурное преобразование, которые могут стать ключевыми, определять характер обучения» [Кларин, 2017, с. 23].
Результаты исследования. Система повышения квалификации выступает одним из основных агентов формирования базовых профессионально-педагогических компетенций педагогических кадров и выступает основным агентом в вопросах становления и развития профессиональных компетенций, в том числе ме-тапредметной компетенции. Данное утверждение требует разработки организационно-педагогических условий посредством разработки и реализации метапредметного содержания повышения квалификации, практико-ориентированных форм, методов и средств повышения квалификации [Ипполитова, 2012].
Заключение. Предложенный в статье проблемный подход к актуализации метапредметного содержания повышения квалификации позволяет выделить деятельностную и сущностную необходимость в проектировании авторского подхода к разработке и реализации организационно-педагогических условий становления метапредметной компетенции у учителей естественнонаучного цикла в процессе повышения квалификации.
Библиографический список
1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография. Красноярск, 2007. 204 с.
2. Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 38-41.
3. Алексеева Л.Н. Деятельностный и мета-предметный компоненты в подходе к обновлению содержания образования // НИИ инновационных стратегий развития общего образования: вестник 2010-2011. М.: НИИ ИСРОО, Пушкинский институт, 2010-2011. С. 93-98.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
5. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построения гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-86.
6. Богданова О.Н. Методология исследования выявления образовательных потребностей и ожиданий педагогов Красноярского края // Непрерывное образование. 2015. № 3 (13).
7. Вершловский С.Г. Теоретические и организационные проблемы постдипломного педагогического образования // Педагогика. 2010. № 5. С. 108-115.
8. Журавлева Л.А., Ковтюх И.В., Пышнограев С.В. О способах формирования метапредметных компетенций // Актуальные задачи педагогики: матер. VII Междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2016. С. 78-81.
9. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие. 3-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. 336 с.
10. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 3. С. 34-42.
11. Ильина Н.Ф., Солянкина Н.Л. Дифференциация и оценивание уровней профессионального становления педагога // Педагогика. 2016. № 4. С. 76-81.
12. Ильина Н.Ф. Становление инновационной компетентности педагога: вопросы теории и практики: монография. Красноярск, 2014. 220 с.
13. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.
14. Кларин М.В. Инструмент инновационного образования: трансформирующее обучение // Педагогика. 2017. № 3. С. 19-28.
15. Ленская Е.А. Спрос и предложения в системе повышения квалификации педагогических кадров // Вопросы образования. М., 2015.
16. Николаева А.Д., Маркова О.И. Метапред-метные компетенции как педагогическая категория // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4.
17. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС? метод. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2014. 320 с.
18. Сластенин В.А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога // Педагогическая наука и образование. 2006. № 4. С. 4-8.
19. Шкерина Л.В., Кейв М.А. Поликонтекстные образовательные модули в формате требований ФГОС ВО и особенности их реализации // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 2. С. 94-100.
20. Award for Distinguished Scientific Application of Psychology: John L. Holland (2008) // American Psychologist. 2008. Vol. 63.
21. Maslou A.G. Motivation and personality. The lane with English. SPb.: Eurasia, 1999. 296 p.
22. Miller J. How to train the good teacher / Translation: Lapshina T.N.//Monthly scientific and information magazine «V Mire Nauki». 2013. № 2. P. 72.
23. Rottinghaus P.J., Hees C.K., Conrath J.A. Enhancing job satisfaction perspectives: Combining Holland themes and basic interests // Journal of Vocational Behavior. 2009. Vol. 75.
24. Shlyaykher A. Main messages of results of the research PISA-2015.
25. Uingert Pat. How to train the good teacher / Translation: Lapshina T. N. // Monthly scientific and information magazine «V Mire Nauki». 2013. № 2. P. 70.
<
PQ £ a
a
PQ
Я к
£
w
H К
и ^
w PQ
к
0
1
к w PQ H
и
Рн
с и
о
l-ч
0
ё
и
Рн
S
1
и
>>
0
1
и
W К
ь
1-4 <
с
S
к
Н U
w
PQ
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-43-1-39
ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS
FOR THE FORMATION OF METASUBJECT COMPETENCES
OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING
O.N. Bogdanova (Krasnoyarsk, Russia) Abstract
Problem and purpose. The article examines the main positions that require updating the content and methods of the teacher's advanced training in accordance with the requirements of normative legal documents aimed at developing the metasubject competence of the teacher.
The purpose of the article is to identify and justify the urgency of developing the necessary organizational and pedagogical conditions for the formation of the metasubject competence of the teacher.
The research methodology is the analysis and generalization of normative and legal documents in the education system and additional vocational education, research works of domestic scientists, international studies and the experience of training teachers in the context of advanced training.
Results. The article considers the process of the teacher's advanced training as a condition for achieving a new quality of education and brings up to date relevant problems of the need to develop and implement the metasubject content in the process of advanced training
References
1. Adol'f V.A., Il'ina N.F. (2007). Innovative activity of the teacher in the process of his professional development: monograph. Krasnoyarsk, 204 p.
2. Adol'f, V.A. (2013). Formation of the teacher's professional competence. Siberian Pedagogical Journal, 5, 38-41.
3. Alekseeva L.N. (2010-2011). Activity and metasubject components in the approach to renew the content of education // Research Institute of Innovative Strategies for the Development of General Education: Vestnik - 2010-2011. Moscow, NII ISROO, Pushkin Institute, 93-98.
4. Anan'ev B.G. (2001). Man as an object of knowledge. St. Petersburg, Piter, 288 p.
5. Asmolov A.G. (2008). Strategy of socio-cultural modernization of education: on the way to overcoming the identity crisis and building a civil society. Education Issues, 1, 65-86.
and the need to develop the metasubject competence in teachers of science. The development of the metasubject content of advanced training is justified by the results of a study of the identification of teachers' educational needs and expectations. Proceeding from the ideological positions of FSES developers, universal learning actions (ULA) and interdisciplinary notions are indicators of the formation of metasubject educational results, which act as the invariant basis of the educational and upbringing process.
Conclusion. The new level of the teacher's professional competence, set in the requirements of the federal state educational standard and the professional standard "Teacher", presupposes the relevant knowledge and qualifications of the teacher necessary for the implementation of practices, the formation of such educational results as subject, metasubject and personal ones. The development of the teacher's metasubject competence and new professional qualities in the field of the subject training of schoolchildren during advanced training is important.
Key words: metasubject content, development of the metasubject competence, metasubject concepts, universal learning actions.
6. Bogdanova O.N. (2015). Methodology of the study of the identification of educational needs and expectations of teachers of the Krasnoyarsk Territory. Continuous Education. St. Petersburg, 3(13), 21-27.
7. Vershlovsky S.G. (2010). Theoretical and organizational problems of postgraduate pedagogical education. Pedagogy, 5, 108-115.
8. Zhuravleva L.A., Kovtiukh I.V., Pyshnograev S.V. (2016). On the methods of the formation of metasubject competencies // Actual problems of pedagogy: proceedings of the 7th Intern. sci-en. conf. Chita, Molodoi uchenyi, 78-81.
9. Zeer E.F. (2005). Psychology of professions: a study guide. 3rd ed. Moscow, Academic Project; The Mir Foundation, 336 p.
10. Zimniaia I.A. (2003). Key competences - a new paradigm of the education outcome. Higher education today, 3, 34-42.
11. Il'ina N.F., Soliankina N.L. (2016). Differentiation and assessment of the levels of professional development of the teacher. Pedagogy, 4, 76-81.
12. Il'ina N.F. (2014). Formation of the innovative competence of the teacher: theory and practice issues: monograph. Krasnoyarsk, 220 p.
13. Ippolitova N.V. (2012). Analysis of the concept of pedagogical conditions: essence, classification // General and Professional Education, 1, 8-14.
14. Klarin M.V. (2017). The tool of innovative education: transformative teaching / Pedagogy, 3, 19-28.
15. Lenskaia E.A. (2015). Demand and suggestions in the system of pedagogical personnel advanced training // Pedagogy. Moscow.
16. Nikolaeva A.D., Markova O.I. (2015). Metasu-bject competences as a pedagogical category // Modern problems of science and education, 4.
17. Potashnik M.M., Levit M.V. (2014). How to help the teacher in the development of FSES? A teacher edition. Moscow, Pedagogicheskoe soobshchestvo Rossii, 320 p.
18. Slastenin V.A. (2006). The activity content of the professional-personal development of the teacher // Pedagogical science and education, 4, 4-8.
19. Shkerina L.V., Keiv M.A. Polycontextual education modules in the format of requirements of FSES of HE and the features of their implementation. Bulletin of KSPU named after V.P. Astafiev, 2, 94-100.
20. Award for Distinguished Scientific Application of Psychology: John L. Holland (2008) // American Psychologist, 2008. Vol. 63.
21. Maslou A.G. (1999). Motivation and personality. The lane with English / A.G. Maslou. - SPb.: Eurasia, 296 p.
22. Miller John. (2013). How to train the good teacher". Translation: Lapshina T. N.//Monthly scientific and information magazine "V Mire Nauki", 2, 72.
23. Rott'nghaus P.J., Hees C.K., Conrath J.A. (2009). Enhancing job satisfaction perspectives: Combining Holland themes and basic interests // Journal of Vocational Behavior, Vol. 75.
24. Shlyaykher A., Main messages of results of the research PISA-2015.
25. Uingert Pat. (2013). How to train the good teacher. Translation: Lapshina T. N.//Monthly scientific and information magazine "V Mire Nauki", 2, 70.
С PQ
£ a
с
PQ
Я к
EÜ W H К
и ^
w PQ
к
о
к w PQ H
и
PL, <
и
о
l-ч
0
ё
и
Рн
S
1
и
>>
0
1
и
W К
ь
1-4 <
с
S К
Н
и
w
PQ