DOI 10.24411/9999-001А-2019-10057 УДК 392.9+26
А.Ю. Майничева
Институт археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск) Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств (Новосибирск)
Актуализация и стратегии сохранения православной символики: чтимые иконы и святыни в поселениях Омской епархии. Начало XX века
Аннотация
Статья посвящена исследованию вопросов актуализации знаков и символов и стратегий сохранения их значимости в культуре русских на примере поселений Омской епархии начала XX в., что позволяет пролить свет на общие закономерности развития символов и знаков. Более всего получил распространение культ Абалацкой Божией Матери, что связано с постоянной актуализацией ее почитания, вызванной жизненными историями, ревностным служением священнослужителей, денежными вкладами прихожан, распространением списков с нее и сведений о ней среди жителей епархии. Несколько меньше были распространены культы Казанской Божьей Матери и св. прав. Симеона Верхотурского Чудотворца, св. вмуч. Пантелеймона, св. вмуч. Параскевы. Среди стратегий сохранения бытования культов и святынь можно назвать регулярное отправление богослужений не только в соответствующие дни празднований, но и в воскресные дни, когда прихожане традиционно посещали церковь, устройство крестных ходов и съезжих праздников, принесение икон, поддерживавших историческую память, в дар церкви, а также распространение литературы религиозного содержания.
Ключевые слова: знаки, символы, православие, актуализация символов, стратегии сохранения символов и знаков, чтимая икона, святыня, Омская епархия
A.Yu. Mainicheva
Institute of Archeology and Ethnography of the Siberian Branch of the RAS (Novosibirsk) Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts (Novosibirsk)
Maintaining and strategies for the preservation of Orthodox symbolism: revered icons and shrines in the settlements of the Omsk Diocese. The early 20th century
Abstract
The article deals with the issues of updating signs, symbols and strategies for maintaining their significance in Russian culture on the example of settlements of the Omsk Diocese in the early 20th century. The cult of the Mother of God of Abalatsk was most widely spread. It is due to the constant maintaining of her veneration caused by life stories, information about her among the inhabitants of the Diocese, the clergymen devotion, the monetary contributions of parishioners and copies of the icons. Cults of the Kazan Mother of God and St. Orthodox Simeon the Wonderworker of Verkhoturye, Holy Martyr Panteleimon, Holy Martyr Paraskevi were less spread. Among the strategies to preserve the existence of cults and shrines, we can name regular worship services not only on the corresponding days of the celebration, but also on Sundays. On these days parishioners traditionally attended church, brought the icons that supported historical memory as a gift to the church, and distributed religious literature.
Keywords: signs, symbols, orthodoxy, maintaining of symbols, strategies for preserving symbols and signs, revered icon, shrine, Omsk Diocese
Знаково-символьные ряды православия включают в себя такие насыщенные религиозным смыслом атрибуты культа как чтимые иконы и святыни. Исследование вопросов их актуализации и стратегий сохранения значимости в культуре русских позволяет пролить свет на закономерности развития символов и знаков в культуре этносов [Майничева, 2018а; 2018б]. В статье эта проблематика рассматривается на примере поселений Омской епархии начала XX в., что обусловлено как наличием релевантных ис-
точников — Справочной книги Омской епархии (далее — СКОЕ), подготовленных в этот период [СКОЕ, 1914], так и особенностями исследовательского полигона — для анализа были выбраны г. Омск и поселения нескольких уездов Акмолинской области, где, согласно статистике [СКОЕ, 1914, с. 1-326] проживало русское население, составленное из казаков, старожилов и переселенцев из губерний европейской части России. К чтимым иконам отнесены чудотворные иконы, с которыми связаны чудеса исцеления,
спасения или победы в сложных обстоятельствах, особо чтимые иконы, выделяемые по каким-либо причинам, и местно-чтимые иконы, оба вида которых располагавшихся в храмах вне иконостасов, а также иконы, размещавшиеся в посвященных им часовнях, молельных домах и приписных церквях. Особое внимание уделено иконам, к чествованию которых приурочивали съезжие праздники и крестные ходы. Даты даны по старому стилю.
Из 236 поселений, включающих гг. Омск, Петропавловск, Акмола, Кокчетав, Атбасар, станции, села, станицы и деревни, а также Михаило-Архангельский женский общежитский монастырь, в 66 отмечены чтимые иконы и святыни, находившиеся в храмах, часовнях и молитвенных домах, (почти 28%).
В рассмотренных поселениях Омской епархии было несколько чудотворных икон, пять из находились в храмах г. Омска. В Николаевской войсковой казачьей церкви, построенной в 1835 г. на средства Сибирского казачьего войска и стараниями войсковых командиров, находился список с чудотворной иконы Козельщанской Божьей Матери, перед которой служили акафист каждое воскресенье [СКОЕ, 1914, с. 19]. В трехпрестольной Пророко-Ильинской церкви, построенной в 1789 г. генерал-поручиком Н.Г. Огаревым и силами военнослужащих, размещалась копия с иконы Абалацкой Божьей Матери, по размеру равная подлинной чудотворной Абалацкой иконе. По верованию каждая копия иконы приобретает все благие свойства оригинала и по воздействию равна ей. Копия была написана на полотне и наклеена на липовую доску, ее высота 1 арш. и 3 вершка, ширина — 1 арш. и 3 вершка. Икона вся покрыта серебряной с позолотой ризой, украшенной камнями и стразами, весом в 10 фунтов. Ее рама сделана из орехового дерева, резной киот позолочен. Копия была написана в Тобольске в 1880-х гг. по приказу отставного оружейника И.В. Терновского, ослепшего в результате трагической случайности, от разрыва ружья, которое он испытывал. Но благодаря молитвам перед иконой Абалацкой Божьей Матери чудесным образом вновь обрел зрение. В конце жизни он пожертвовал икону церкви. Известной она стала благодаря священнику Владимиру Сперанскому, который в каждый воскресный день служил перед ней акафист. Известно, что священник особо ее почитал, так как ранее служил в Тобольске, а также в Абалацком монастыре пред самой святыней [СКОЕ, 1914, с. 21-22]. На усердие священнослужителя обратили внимание прихожане, история об исцелении широко распространилась. Многие горожане стали приходить к иконе, брали ее к себе домой, совершая молебствия. Молебны начали совершать даже те, кто ранее не ходил в церковь. Известности чудотворной иконы способствовал купец Г.Л. Баранов, который заказал в Москве для нее раму и киот, оплатил пересылку, затратив собственные средства в 1000 руб. [СКОЕ, 1914, с. 22]. В дальнейшем примеру Ильинского прихода в почитании иконы Абалацкой Божьей Матери последовали еще три омских прихода, которые сделали с иконы списки, украшенные золочеными серебряными ризами. Лучше всего был украшен список, находившийся в Крестовоздвиженской церкви, его золоченая с камнями риза стоила 600 руб. На ризу жертвовали разные люди, около 300 руб. дал староста церкви А.А. Вараксин. Был сделан список и
для Тюкалинской церкви, а также по заказу жившего в г. Верный купца В.П. Кузнецова, несколько копий для церквей Туркестанской епархии, граничащей с Сибирью [СКОЕ, 1914, с. 23]. К наиболее чтимым иконам Пророко-Ильинской церкви можно отнести иконы в честь вмуч. Параскевы и целителя Пантелеймона [СКОЕ, 1914, с. 21].
Списки с иконы Абалацкой Божьей Матери были в двухпрестольной Рождественской церкви станицы Николаевской 2 отдела Сибирского казачьего войска Омского у. Акмолинской обл. [СКОЕ, 1914, с. 40], там же находилась местно-чтимая полковая икона Чудотворца Николая, в однопрестольной церкви во имя св. пророка Илии станицы Лебяжинской Петропавловского у. Акмолинской обл., построенной в 1826 г. усердием прихожан. К особо чтимым иконам отнесена и икона св. вмуч. Пантелеймона [СКОЕ, 1914, с. 104], в станице Конюховской Петропавловского у. Акмолинской обл., также находились особо чтимые иконы св. прав. Симеона Верхотурского чудотворца, св. вкмуч. Екатерины [СКОЕ, 1914, с. 106]. В станице Архангельской Петропавловского у. Акмолинской обл. размещалась однопрестольная в честь Архистратига Михаила, построенная в 1859 г. усердием прихожан. Там также была копия иконы Абалацкой Божией Матери в серебряной ризе — дар прихожан. Церковь была сооружена в память посещения поселка 18 июля 1891 г. императором Николаем II, в бытность его цесаревичем. В этот день ежегодно отправлялось торжественное богослужение перед чудотворной иконой, прихожане не работали [СКОЕ, 1914, с. 109]. В ст. Пресновской Петропавловского у. Акмолинской обл. 8 июля совершался крестный ход в память принесения копии иконы Абалацкой Божией Матери [СКОЕ, 1914, с. 152].
Статус города не был обязательным критерием предпочтительного размещения чудотворных икон, они, как мы видели, могли находиться в более мелких поселениях, и далеко не в каждом из городов Омской епархии были такие атрибуты культа. Вместе с тем, только в церквях городов содержались исторические святыни, например, в Омской Николаевской войсковой казачьей церкви находилось знамя Ермака Тимофеевича, переданная из собора г. Бе-резова Тобольской губ. [СКОЕ, 1914, с. 19]. В алтаре Николаевской церкви при Сибирском кадетском корпусе г. Омска, которая была устроена в 1848 г. частично на казенные средства, частично на пожертвования, хранился небольшой серебряный складень, по преданию принадлежавший А.В. Суворову [СКОЕ, 1914, с. 32].
Чтимые иконы могли передаваться церквям в дар в ознаменование какого-либо памятного события. Например, в станице Вознесенской Петропавловского у. Акмолинской обл. была построена на средства прихожан в 1833-1899 гг. двухпрестольная церковь (главный престол в честь Вознесения Господня, северный — в честь прав. Симеона Верхотурского чудотворца), в которой было две особо чтимые иконы: прав. Симеона Верхотурского и Казанской Божией Матери, которая была пожертвована прихожанами-казаками в память похода в Манчжурию во время русско-японской войны 1904-1905 гг. [СКОЕ, 1914, с. 125]. Знаменательные святыни — дары царствовавших особ — можно найти в храмах станций железной дороги, что возможно, было связано с по-
тенциальной доступностью их для широкого круга путешествовавших. Так, в однопрестольной церкви в честь святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, построенной в 1897 г. на средства фонда им. Александра III и освященной в 1898 г., находившейся на станция Исиль-куль (Капитанское озеро) Сибирской железной дороги (Городищенской вол. Омского у.) содержались подаренные императором Николаем II потир, дискос и дарохранительница, которые были выполнены из металла венков, посвященных покойным императорам Александру II и Александру III [СКОЕ, 1914, с. 42]. В Мариинской железнодорожной церкви, построенной в 1899-1900 гг. на средства фонда им. Александра III, имелось три престола — средний во имя св. равноап. Марии Магдалины, правый — в честь Богоматери Всех скорбящих радости, левый — в честь Феодосия Углиц-кого. Дар императрицы Марии Федоровны — икона Марии Магдалины, написанная на камне, в золотой ризе и резном роскошном киоте [СКОЕ, 1914, с. 97].
Крестные ходы с чтимыми иконами могли проводить как в храмовые праздники и для превентивной защиты от возможных бед, так и в память избавления от пожаров и прочих несчастий. Памятные события в истории отмечались богослужениями, крестными ходами с чтимыми иконами. В однопрестольной Николаевской церкви пос. Боголюбовского Вознесенской станицы Петропавловского у. Акмолинской обл., построенной в 1885-1857 гг. и расширенной в 1898 г., была особо чтимая икона Боголюбской Божией Матери, празднование которой по указу Синода от 2 сентября 1891 г. совершалось 18 июня с крестным ходом в память спасения жизни Александра III и императорской семьи при крушении поезда на ст. Бор-ки 17 октября 1888 г. [СКОЕ, 1914, с. 126]. Тому же событию посвящена приписная церковь на торговой площади уездного города Акмолинской обл. г. Атба-сар, построенная в честь св. благ. князя Александра Невского в 1893 г. и освященная в 1894 г. [СКОЕ, 1914, с. 311]. В с. Макинском (Земляном) Макинской вол. Кокчетавского у. Акмолинской обл. кроме храмового праздника (1 октября — Покров Пресвятой Богородицы) в селе праздновался с особой торжественностью 29 июня, день св. ап. Петра и Павла, в воспоминание принесения в этот день в село иконы св. и чуд. Феодосия Углицкого [СКОЕ, 1914, с. 263]. Крестные ходы с иконой Божьей Матери Скоропос-лушницы по селу бывали в Духов день и следующие три дня после него в память об избавлении от пожара в 1904 г. Все дни служили молебны по домам прихожан [СКОЕ, 1914, с. 263].
На примере с. Викторовского Викторовской вол. Кокчетавского у. Акмолинской обл. можно рассмотреть устройство крестных ходов с чтимой иконой, описанное очень полно [СКОЕ, 1914, с. 268]. В 1887 г. в селе была построена однопрестольная церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери [СКОЕ, 1914, с. 268] с местно-чтимой иконой Казанской Божьей Матери. Богослужение сопровождалось хором прихожан, организованным при участии учительницы и под управлением вольнонаемного псаломщика, которому платили сельчане. С 1893 г. в мае и июне устраивали крестные ходы с иконой, которые совершались по полям, а потом по домам во всех поселениях прихода: «с полей св. икона, несомая на плечах в киоте, шествует по домам. Вдоль улицы
ставятся столы, покрытые белыми скатертями, на каждом хлеб-соль и чаша с водой. Улицы выметены, везде постлана зеленая трава или разбросаны цветы. Каждый домохозяин просит служить молебен с водоосвящением и часто с акафистом. На все время крестных ходов работы прекращаются. Масса народа сопровождает шествие. Утром, в полдень и поздно вечером раздается по селению торжественное общенародное пение: «Радуйся, Заступнице Усердныя» и «Аллилуйя». Некоторые просят читать три-четыре разных акафиста, а во всех трех селениях в этот ход бывает прочитано до 400 акафистов. Особенно отличается д. Лосева...» [СКОЕ, 1914, с. 270]. По окончании ходов в каждом поселении раздаются бесплатно листки и брошюры религиозного содержания издания «Кормчий» и других журналов [СКОЕ, 1914, с. 270]. Как следует из сведений справочника такая организация является в глазах составителя-священника образцовой и встречается редко. Для остальных поселений сведения более скудные, многие поселяне не проявляют большого усердия в религиозной жизни, но составные элементы действа все же стабильно сохраняются.
Согласно справочным данным, в рассмотренных поселениях Омской епархии церкви, молитвенные дома и часовни, где находились чтимые иконы и святыни, были возведены в течение XIX в., преимущественно в последней его четверти, редкое исключение — в последней трети XVIII в., для одной часовни указано без уточнения — «с давних пор». При подсчете были учтены данные по часовням, часовням-школам, молитвенным домам, приписным церквям и съезжим праздникам (если указаны данные «с (?)», это означает, что к дате съезжего праздника приурочено богослужение по поводу нескольких священных событий, определение велось по косвенным данным).
Из огромного количества значимых в православной символике образов чтимых икон в рассмотренных поселениях Омской епархии бытовало несколько десятков. Всего было 9 чудотворных икон (Абалацкой Божией Матери — 8, Козельщанской Божией Матери
— 1), 73 чтимых икон (Казанской Божьей Матери — 7, св. прав. Симеона Верхотурского Чудотворца — 7, св. вмуч. Пантелеймона — 6, св. вмуч. Параскевы — 6, св. и чуд. Николая — 5, Рождества Пресвятой Богородицы — 4, Архистратига Михаила — 3, Покрова Пресвятой Богородицы — 3, св. благ. князя Александра Невского — 3, Вознесения Господня — 2, св. и чуд. Феодосия Углицкого — 2, Нерукотворного Образа Христа Спасителя — 2, св. Троицы — 2, Собор Архистратига Михаила и Сил небесных — 1, Божией Матери Неопалимая купина — 1, Боголюбской Божией Матери — 1, Божией Матери Скоропослушницы
— 1, вмуч. Димитрия Солунского — 1, Преставление Иоанна Богослова (?) — 1, Иверской Божией Матери с частицей мощей св. вмуч. Пантелеймона — 1, Божией Матери Троеручицы — 1, Марии Магдалины — 1, Макария Желтоводского (?) — 1, Перенесение мощей св. и чуд. Николая — 1, Пророка Илии — 1, преп. Серафима Саровского — 1, св. вмуч. Екатерины — 1, прп. Ефросинии (?) — 1, Перенесение Образа Иисуса Христа (?) — 1, Успение Пресвятой Богородицы — 1, св. Феодосия Черниговского — 1, Сретения Господня — 1, муч. Трифона — 1, Сошествия Св. Духа, с частицами Животворящего креста Господня и мощей
св. ап. Андрея Первозванного, влкмуч. Варвары и св. Парфения еп. Лампсакийского — 1). В среднем на каждое поселение Акмолинской обл. (232), приходилось меньше одной чтимой иконы, а там, где были отмечены чудотворные и чтимые иконы, — обычно по одной, реже по две или три. Наименования икон существенно расширяют список посвящений престолов церквей, хотя отмечены и частичные совпадения. Все девять чудотворных икон были Богородичные, из 73 чтимых икон 29 было Богородичных, что составляет почти 40% от общего числа.
Более всего получил распространение культ Абалацкой Божией Матери, что связано с постоянной актуализацией ее почитания, вызванной жизненными историями, ревностным служением священнослужителей, денежными вкладами прихожан, распространением списков с нее и сведений о ней среди жителей епархии. Ненамного меньше были распространены культы Казанской Божьей Матери и св. прав. Симеона Верхотурского Чудотворца (по 7 чтимых икон). Икон св. вмуч. Пантелеймона, св. вмуч. Параскевы было по 6, св. и чуд. Николая — 5, остальные по 4 и меньше. Треть наименований икон (22) встречается только по 1 разу. Кроме икон в храмах хранились святыни, имеющие историческое значение, связанное с освоением Сибири и именами выдающихся личностей российской истории — Ермаком, А.В. Суворовым, императорами Александром II и Александром III. Среди стратегий сохранения бытования культов и святынь можно назвать регулярное отправление богослужений не только в соответствующие дни празднований, но и в воскресные дни, когда прихожане традиционно посещали церковь, устройство крестных ходов и съезжих праздников,
принесение икон, поддерживавших историческую память, в дар церкви, а также распространение литературы религиозного содержания.
Список литературы
1. Майничева А.Ю. Архитектура Сибири: символическое освоение пространства русскими // Балан-динские чтения: сборник статей научных чтений памяти С.Н. Баландина. — Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т архитектуры, дизайна и искусств, 2018а. — Т. XIII. — С. 462-465.
2. Майничева А.Ю. Православные святыни Енисейской епархии: актуализация и стратегии сохранения. Начало XX в. // Гуманитарные науки в Сибири. — 2018б. — Т. 25. — №2. — С. 71-76.
3. Справочная книга Омской епархии. — Омск: тип. Иртыш, 1914. — 1250 с.
References
1. Mainicheva A.Yu. Arhitektura Sibiri: simvolicheskoe osvoenie prostranstva russkimi In Balandinskie chtenija: sbornik state] nauchnyh chtenij pamjati S.N. Balandina. Novosibirsk: Novosib. gos. un-t arkhitektury, dizaina i iskusstv, 2018, Vol. XIII, рр. 462-465. (in Russ.)
2. Mainicheva A.Yu. Pravoslavnye svjatyni Enisejskoj eparhii: aktualizacija i strategii sohranenija. nachalo XX v. Gumanitarnye nauki vSibiri, 2018. Vol. 25, No. 2, рр. 71-76. (in Russ.)
3. Spravochnaja kniga Omskoj eparhii. Omsk: tip. Irtysh, 1914, 1250 p. (in Russ.)