АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ
Асланов Т.Г. - ст. преп.
Филиал ФБГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» в г. Дербенте
Аннотация: Умение студента на основе анализа построить целевую функцию и составить систему ограничений, является основой построения математических моделей экономических задач. Информационные технологии позволяют более эффективно решать основные задачи изучения науки математики.
Ключевые слова: модульно-рейтинговая система, процесс обучения, познавательная деятельность, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, изучение математики, математическая культура, презентации, компьютерные учебные программы.
Annotation: The ability of the student on the basis of the analysis of the objective function and build up a system of constraints is the basis of mathematical models of economic problems. Information technology can more effectively solve the basic problems of studying science Mathematics.
Keywords: module-rating system, the process of learning, cognitive activity, state educational standard of higher education, the study of mathematics, mathematical culture, presentations, computer-based training program.
В настоящее время построение процесса обучения студентов математике по методу передачи информации от преподавателя к студенту проходит по старой схеме: лекция - семинар. Как показывает опыт работы, она недостаточно эффективна, что приводит к поверхностному усвоению учебного материала. От преподавателя требуется не только компетентность в своей области науки, но и еще умение применять методы активизации познавательной деятельности студентов на занятиях в аудитории и вне ее, т.е. требуется вовлечение самих студентов к процессу обучения. Передача готовой информации для студента становится неинтересной, т.к. в этом случае его позиция слушателя приводит к пассивности его в процессе занятия.
Программу и содержание каждой учебной дисциплины определяет государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, где сформулированы требования к обязательному минимуму содержания программы, согласно направления подготовки студента-экономиста в
будущем. Согласно требованиям стандарта, определяющим при изучении любой дисциплины является уровень готовности студента к практической деятельности и его умение применять на практике полученные в ВУЗе знания.
Изучение математики, информатики происходит в основном в 1-3 курсах и эти предметы являются основой, инструментом для изучения общепрофессиональных и специальных предметов в старших курсах.
Курс математики в 1-2 курсах обеспечивает студентам возможность применения полученных знаний в решении практических, реальных задач в экономике. Например, математический аппарат раздела «Линейная алгебра и аналитическая геометрия», «Математический анализ» и «Математические методы в экономике» является базовым для решения задач линейного и нелинейного программирования. Умение студента на основе анализа построить целевую функцию и составить систему ограничений, является основой построения математических моделей экономических задач. При подготовке специалистов немаловажную роль играет взаимодействие общевузовских кафедр с выпускающими кафедрами, т.к. в состав кафедры информатики и математики не входят экономисты и наоборот. Мы считаем, что важно установление содержательных и методологических связей этих двух кафедр, проведение совместных заседаний по вопросам методики преподавания предметов, ориентации на прикладную направленность дисциплин информатики и математики, объеме и глубине изучения отдельных разделов, которые усиливают подготовленность студентов к восприятию материала по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. При проведении занятий по математике и информатике необходимо делать акцент на прикладную значимость изучаемой темы, применение знаний в профессиональной деятельности в будущем. Немаловажен факт взаимопомощи преподавателей естественнонаучных дисциплин внутри одной кафедры, взаимная помощь, распространение передового опыта, взаимопосещение занятий, проведение открытых занятий с последующим анализом.
Заключительным этапом процесса обучения по любой дисциплине является контроль знаний студентов в соответствии с требованиями госстандарта.
По математике наиболее удобным является тестирование по основным разделам программы обучения, при этом задания в тестах должны быть рассчитаны дифференцированно. По модульно-рейтинговой системе, тестирование можно провести в конце изучения каждого модуля.
Например, после изучения модуля: «Матричная алгебра» провести тестирование, охватывающее темы: «Операции над матрицами», «Определители квадратных матриц и их свойства», «Обратная матрица и ее построение». Тесты можно составлять не только контролирующего, но и обучающего характера.
Мы считаем, что важной проблемой в преподавании естественнонаучных дисциплин является стандартизация образования, которая ориентирована на достижение результатов в приобретении:
- навыков работы с информационными технологиями;
- навыков устной и письменной коммуникации;
- потребности в прерывном образовании, совершенствовании знаний;
- умение работать в группах, интегральное использование знаний;
- способности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
- развитого креативного мышления и культурной восприимчивости, инициативности.
В настоящее время широко используются в процессе обучения компьютерные учебные программы как средство обучения. Обучающие программы позволяют в процессе обучения решать следующие методические проблемы:
- дифференциация процесса обучения;
- контроль за процессом обучения и самоконтроль студента за процессом усвоения темы, раздела, модуля;
- освобождение студента от рутинных вычислительных работ;
- имитировать явления или изучаемый процесс;
- получить наглядное изображение изучаемого объекта;
- умение принимать оптимальное решение согласно ситуации и умение решение корректировать[3].
Развитие информатизации общества, применение электронных систем, новейших технических средств требует совершенствования методики обучения студентов в вузах, особенно экономической направленности. Применение информационных систем улучшает восприятие науки, формирует у студентов математическую культуру, требует от преподавателей умения использовать технические средства и совершенствование учебно-материальной базы по каждой дисциплине.
Информационные технологии в обучении математике - это программы обучающего характера по разделам математики, презентации к темам, применяемые на лекционных и практических занятиях, тесты промежуточного и итогового контроля по модулям учебной дисциплины.
Информационные технологии позволяют более эффективно решать основные задачи изучения науки:
- хранение и использование больших объемов информации на электронных носителях;
- упрощенный доступ к информации и поиск другого варианта информации;
- передача информации на неограниченные расстояния;
- повторение учебного материала, отдельных частей темы занятий;
- имитация моделей объектов изучения;
- эффективный поиск информации согласно цели исследования.
Теперь в распоряжении студента имеются электронные учебники, электронные лекции, справочники, сборники задач, тесты по темам и модулям, целые учебно-методические комплексы, презентации по темам раздела.
К математическим дисциплинам для экономистов относятся:
• математический анализ - 1 курс;
• линейная алгебра - 1 курс;
• теория вероятностей - 2 курс;
• основы финансовых вычислений - 2 курс;
• теория игр - 2 курс;
• эконометрика - 3 курс.
Комплекс математических дисциплин формирует научную базу, которая поможет экономисту при принятии решений, исследуя модели экономических процессов, используя знания основ математического анализа основных функций экономики.
Для успешного усвоения научных основ математического анализа сейчас широко используются обучающие программы, которые содержат пояснения, основные правила действий и образцы выполнения практических заданий. Удобство обучающих программ заключается в том, что представляется возможность деления учебной работы на отдельные участки и в конце каждого участка есть возможность самопроверки тестовым контролем.
Электронные учебники включают в себя методические и информационные справочные материалы по каждой дисциплине и позволяют использовать их для самостоятельного изучения материала и контроля знаний. Электронный учебник должен быть доступным, высокоинформативным и хорошо оформленным [4]. В чем преимущество электронного учебника перед обычным? Возможность быстрого поиска и доступа по тексту учебника, позволяет экономить учебное время. Различные способы иллюстрации изучаемого явления - обеспечивает наглядность в обучении темы учебника. Моделирование изучаемых процессов и явлений, например, графическое представление, имитация явления. Наличие в электронных учебниках системы самопроверки знаний, поможет студенту самому ориентироваться, на что обратить внимание в процессе изучения предмета[1].
Для решения таких задач в образовании студентов современный преподаватель вуза должен быть достаточно квалифицированным, владеть методическими навыками, уметь сформировать в процессе обучения выпускника-экономиста, который обладает необходимыми знаниями в своей профессии, умеет комплексно применять полученные знания на практике.
Л и т е р а т у р а:
1. Панфилова А.П. «Инновационные педагогические технологии, активное обучение» М 2009;
2. Аванесов В.С. «Основы педагогической теории измерений» М 2004;
3. Зейналова И.Д. «Профессионально-ориентированная математическая подготовка студентов технического вуза, как основа компьютерных средств обучения»//!У Международная научно-практическая конфе-ренция:
«Модернизация системы непрерывного образования». ДГПУ Махачкала 2012;
4. Зейналова И.Д. «Новые информационные технологии при обучении математике и информатике студентов гуманитарных факультетов в вузе»; Монография. Махачкала: АЛЕФ, 2013г.